Основная цель программы это развитие личности школьника на национальной основе

Развитие личности – это один из элементов в общем формировании человека, который связан с его сознанием и самосознанием.

Содержание целостного педагогического процесса в качестве составного элемента образовательной системы школы – это совокупность знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности, которые учащиеся приобретают в целостном педагогическом процессе, а также педагогические и управленческие ценности, определяющие характер внутришкольного управления на всех уровнях.

При переходе на личностное направление в качестве более высокой ступени целостности познания и проектирования процессов образовательной деятельности, расширяются функции методологии педагогики. Она превращается в своего рода прикладную сферу философии человека. А целью педагогического познания выступает целостный образ бытия человека, возможностей образования в развитии сущностных человеческих сил.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Нина Савельева: Теория воспитания | Вилла Папирусов

Методологическое обеспечение личностно-ориентированного образования заключается в следующем:

  • функция методологического обеспечения – провести экспертизу концептуальных и эмпирических средств педагогического познания проблем образования, чтобы выявить их адекватность и соответствие критериям личностной ориентации;
  • методологическое опережение закладывает основы нового аппарата педагогического мышления, то есть представление о ведущих образовательных ценностях, его целях, критериях и понятийной структуре;
  • обоснование новых методов исследования, основой которых выступает не локально-функциональный эксперимент, а целая система разнообразных образовательных проектов, которыми обеспечивается личностный рост.

Одна из предпосылок построения личностно ориентированного образования – разнообразная совокупность знаний, полученная из разных источников, касающаяся закономерностей развития личностного начала в человеке. Личностное развитие человека является своеобразным уравновешиванием двух начал – императива и свободы.

«Развитие личности в образовательном процессе школы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Императив для личности – это, в первую очередь, общечеловеческие нормы морали, тогда как свобода выражается собственными притязаниями личности на достижения, которые утверждают образ «Я».

Одной из функций личности выступает постоянный поиск и обоснование смысла деяний и всей жизни. Невыполнение этой функции или недостаточная ее представленность в жизнедеятельности индивида выступает признаком его недостаточного личностного развития. Отсутствие смысла поиска приводит к экзистенциальному вакууму и обезличиванию человека, то есть потере жизненного смысла, бессмысленности.

Определение 2

Механизм развития личности – это закрепившееся в личностной психологической организации способы и инструменты самопреобразования.

Развитие личности выступает некоторым самоконструированием индивидом своего внутреннего и даже интимного мира. В этом смысле педагогика личности базируется на помощи растущему человеку в преодолении им внутренних конфликтов. Развитие личности ребенка требует от него определенного уровня успокоенности и гармонии с собой.

Становление личности в образовании

Исследование механизмов личностного развития требует четкого уяснения содержания этого процесса, а также необходимых условий его протекания. Содержанием личностного развития является генезис функций, выполняемых личностью в процессе жизнедеятельности, функций избирательности, рефлексии, смыслоопределения, построения образа «Я» и принятия ответственности в избранной деятельностной сфере.

Развитие названных функций, как и любое развитие, может осуществляться только при условии, что они будут востребованы ситуацией в жизни индивида, найдут в ней своей место. То есть, потребность в признании, характерная для личности, будет соответствовать уровню признания; стремление личности к экспансии в окружающий мир отвечает разнообразию творческих задач, которые предоставляет конструирование педагогического процесса.

Внутренний мир личности представляет своего рода отражение архитектоники того жизненного пространства, в котором протекает ее становление. Это затрагивает даже пространство в физическом понимании.

При конструировании пространства развития личности ребенка, учителю необходимо определить также свое место и свое поведение внутри этого пространства, так как при работе с другой личностью, он будет работать и с самим собой. Данный процесс протекает в качестве взаимной реализации, взаимораспределенного действия. Такая содеятельность характеризуется эмоционально-смысловой общностью, свойственной обоим субъектам при различии операциональноо состава действий и функций, которые при этом выполняются.

Читайте также:
Программы которые должен знать графический дизайнер

Природа и механизмы личностного развития обусловлены средствами и факторами, которые данный процесс обеспечивают. В данном случае в качестве средства может быть рассмотрена определенная ситуация – пространственно-временная, социальная, жизненная, психологическая и пр., которая способна создать внутреннюю коллизию, дать изменениям импульс, помочь в осознании себя в новой системе отношений, помочь обрести новый опыт и смысл.

Ситуация средство может быть разделена на несколько событий и факторов, одни из которых находятся в зависимости от самой личности, субъективно принадлежа ей, а другие существуют как внешняя данность и необходимость. В ситуации личностного развития они вступают во взаимодействие, создавая определенное пространство развития. То есть выбор линии поведения делает личность, но объективные условия среды предлагают выбор.

Педагогическое влияние на личность идет через посредство целенаправленной и последовательной реконструкции того пространственно-временного континуума, в котором личность может реализовать сама себя. Такой жизненной ситуации в соответствии с собственными законами личностного развития характерна неопределенность, открытость и имманентность. Создавая их, учитель варьирует меру свободы и необходимости, возможность выбора и интерес, обыденное и логико-системное восприятие ситуации, свободу мнения и инстинкт безопасности.

Источник: spravochnick.ru

Основная цель программы это развитие личности школьника на национальной основе

система образования; воспитание и формирование личности учащихся
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. – М., 1995.
2. Ильин ИА.

Путь к очевидности. – М., 1993.

3. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. – 2-е изд. – СПб., 1914.

4. Каптерев П.Ф. Новая школа в новой России // Педагогический сборник. – 1917. – № 10–11.

5. Кирмасов Б.Л. Научное прогнозирование воспитания в современных условиях // Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика: сб. докладов. – Т. 1. – М., 2007.

В последние десятилетия все резко изменилось: политика и экономика, культура и социальная сфера, индивидуальные и общественные отношения, весь образ жизни людей и его стандарты. Это, в частности, видно в жизненном пространстве растущего человека. Современный ребенок, начиная с малых лет, благодаря Интернету, телевидению, СМИ, попадает совсем в иное пространство, другое восприятие им этого мира. Социальные сети, «живые журналы», где дети «зависают» часами, телевизионные сериалы и специфическая музыка формируют адекватное отношение к действительности, миропонимание, из которых складываются соответствующие модели поведения. И все это становится одной из наиболее острых проблем в сфере образования, нередко приводя к сбоям в творческом развитии детей.

Как известно, образование содержит обучение (педагог дает знания, обучающийся овладевает знаниями, умениями и навыками), воспитание (формирование убеждений, мировоззрения, интересов личности), развитие (приобретение способностей, новых личностных качеств). Эти процессы шли параллельно под приоритетом обучения. Традиционно основная цель учения – освоение обобщенных результатов научных знаний. Обучающийся рассматривается как бы в роли копилки.

Перестроечные преобразования в обществе актуализировали социальную потребность в новой системе воспитания, направленной на формирование и развитие личности. Если раньше продуктом воспитания выступал человек, подготовленный лишь к исполнению социальных функций, то чтобы успешно трудиться в новых условиях, необходимы инициативные, трудолюбивые, способные к постоянному обновлению знаний и опыта, ответственные люди.

Традиционно процесс воспитания и процесс обучения были рядоположены, относительно автономны. В новых условиях, когда формирование и развитие личности определяет принципиально новый подход к человеку как цели, центру воспитательных усилий, воспитание обретает приоритетное значение в системе образования, и его расположение в ней становится ведущим. Такое предписание вовсе не ново: все выдающиеся специалисты отмечали широкое поле воспитательного влияния, равное жизненному пространству человека.

Так, известный философ И.А. Ильин подчеркивал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных и спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов. Оно вооружает противодуховные силы. Оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [2].

Читайте также:
Python узнать время выполнения программы

Все это можно наблюдать в действиях поколения перестроечного времени. С этим связана смена образовательной парадигмы – на первый план выдвигаются идеи, пронизанные заботой о развитии всех сущностных сил обучающегося. По новой образовательной парадигме, образование понимается как достояние личности, как средство ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры.

Способности к саморегуляции, самоуправлению, самореализации развиваются через внутренние регуляторы ребенка. Отсюда воспитание интерпретируется как процесс, инициирующий внутреннюю активность ребенка. И, чтобы обеспечить формирование личности, воспитание в современных условиях должно строиться на основании не внешних, а внутренних регуляторов самого ребенка. И воспитание ориентируется на формирование активного, действенного человека, способного к оптимальному самоосуществлению, к самообразованию, более глубокому самоопределению с выраженной потребностью в самоактуализации и самореализации как познавательных, так и коммуникативных и организационных способностей.

Все это позволяет в педагогической среде признать феномен «новое воспитание», элементы которого заявлялись уже в середине двадцатого века. Так, С.И. Гессен трактовал образование как приобщение к общечеловеческой культуре, определяя образование отдельного человека как его культуру [1]. Культурологическая парадигма, обозначенная Гессеном, настойчиво завоевывала свои позиции. К концу прошлого века она становится как фундаментальная, и воспитание направлено на освоение, усвоение и присвоение обучающимся всех материальных и духовных богатств современной мировой культуры.

Причину успеха воспитания П.Ф. Каптерев видит в том, что оно должно стать и живым общественным делом: «Возбуждение общественного мнения в воспитании есть единственная прочная основа всяких улучшений по этой части. Государство без общества не может создать надлежащую школу».

И он утверждал, что школа может правильно развиваться лишь под единственным условием воспитывать человека и гражданина: «Образование, прежде всего, существенно зависит от воспитания и без него ничтожно. В характере воспитания заключается источник национального образования. Изменить отношения между воспитанием и образованием, поставить образование выше воспитания невозможно: влияние страны, народа и семьи во много раз сильнее влияния школы» [3].

В новых условиях не теряют ценности заключения П.Ф. Каптерева о задачах, стоящих перед новым воспитанием: формирование личности человека, умеющего критически разбираться в вопросах, ненавязчиво, неотразимо ставимых современной жизнью; развить и укрепить настойчивость, упругость, инициативу, умение защищать и проводить в жизнь свои свободные взгляды и убеждения, чтобы люди жили лучше по-новому. Он четко определяет цели нового воспитания: «Критическое понимание и настойчивость действия – вот существенные свойства свободного гражданина, а вместе и цели нового воспитания в новой России» [4].

– как результат воспитания проецируется человек, свободный в своем индивидуальном творческом выражении;

– основной объект воспитания – ценностное отношение, то, что значимо для человеческой жизни, обеспечивающее достойный содержательный выбор воспитанного человека;

– ориентация на спонтанность личностных новообразований определяет деятельность самого ребенка как субъекта собственной деятельности;

– в социальной жизни личности решающим является саморегулирование самой личности;

– субъектность – новое направление в воспитательном процессе, предполагающее, что любая деятельность школьника осознана с точки зрения ее цели, ценностно мотивирована, продуманы и отобраны средства и способы деятельности, проанализирован и оценен результат предметной деятельности;

– технология воспитания исходит из сочетания строгих социально-культурных норм жизни и поведения с свободой выбора ученика на уровне культуры человечества;

– организационные формы воспитательной работы как отражение идеи воспитания выстраиваются согласно содержательному замыслу и не носят только демонстративно-мероприятивный характер.

Таким образом, потеря культурного потенциала и интеллектуального капитала современного общества, в известной степени обусловлена неэффективностью традиционной системы образования, где приоритетным было обучение. Решение этой проблемы в современной ситуации глобальных преобразований цивилизационного масштаба, как видно, решается изменением образования, чтобы в нем приоритетное место занимало воспитание – целенаправленное введение в контекст культуры общества ребенка, обретающего способность производить самостоятельный выбор жизненного пути, участвовать в общественной жизни и развивать созидательным трудом культуру мира.

Читайте также:
На навигатор установить программу

Источник: natural-sciences.ru

Программы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников.

Реферат на тему «Программы формирования основ гражданской идентичности». Отправляю материал в помощь учителям, получающим дополнительное образование в высших учебных заведениях по дисциплине «Образовательные программы начальной школы» по дисциплине «Образовательные программы начальной школы». Материал содержит теоретические основы формирования гражданской идентичности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников. »

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ эконОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Реферат на тему «Программы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников»

по дисциплине: «Образовательные программы начальной школы»

студентка 2 курса, гр. Д2331у

заочного отделения с применением

Кузнецова Зоя Брониславовна

доцент кафедры высшей математики

Гафиятова Оксана Викторовна

Чистополь — 2015 г

1.Теоретические основы формирования гражданской идентичности………. 5

2. Структурные компоненты: когнитивный, ценностно-ориентировочный, эмоционально-оценочный, деятельностный…………………………………………..7

3. Основные задачи воспитания гражданской идентичности………………. 9

4. Организационные формы формирования гражданской идентичности……11

Формирование гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

В условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования все более чётко выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. В этих условиях требуется разработка задач стратегии социокультурной модернизации образования, и одной из этих задач является целенаправленное формирование гражданской идентичности как составляющей общекультурной личности.

Федеральные Государственные Образовательные стандарты (далее ФГОС) направлены на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствуют реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:

-формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;

-формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

— духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей;

— формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;

-воспитание толерантного сознания.

Цель исследования – проектирование программы по формированию гражданской идентичности младшего школьника.

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретическое значение понятия “гражданская идентичность”.
  2. Модификация курса «Гражданское образование в начальных классах» для реализации целей и задач, направленных на внедрение в практику начальной школы Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010.- 204 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.- 31 с.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/Под ред. В.А. Горского. М., 2010.
  6. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2012. — № 6

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru