Основная общеобразовательная программа это что

Статья 12. Образовательные программы

Ст. 12 Закон об образовании в последней действующей редакции от 6 августа 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Части статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Сравнить с редакцией статьи от

Статья 12. Образовательные программы

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

  • 1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
  • 2) основные профессиональные образовательные программы:
  • а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
  • б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

Основная общеобразовательная программа школы: нормы аккредитации общего образования

  • 1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • 2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Структура основной образовательной программы начального общего и основного общего образования

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учётом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Источник: dogovor-urist.ru

Основная общеобразовательная программа это что

От ПООП к ФООП, или Шаг к централизации

И вот наконец пришло время полной победы унификации в образовании.

Читайте также:
Что за программа коронавирус

Стремление к совершенствованию

Как сказано в пояснительной записке, законопроект принимается «в целях совершенствования государственной политики в сфере общего образования».

Для усиления координирующей роли федеральной учебно-методической документации предусматривается введение единых для Российской Федерации федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), которые будут разрабатываться и утверждаться Минпросвещения России в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования.

При этом обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы.

Для реализации единых образовательных программ вводится новый порядок разработки учебников – государственный заказ на разработку учебников (в комплекте с учебными пособиями) будет осуществлять Минпросвещения России.

Министерство будет утверждать авторский коллектив учебников. Исключительные права на учебники будут принадлежать Российской Федерации.

«Данный подход позволит выстроить в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества», – утверждают авторы законопроекта.

Переход школ на ФООП запланирован до 1 сентября 2023 года.

Поначалу предполагалось, что Министерство просвещения разработает и утвердит новые программы до 1 марта 2023 года, однако во втором чтении была внесена поправка, согласно которой дата переместилась на 1 января 2023 года.

Единообразие как решение всех проблем

Следует отметить, что забота о едином образовательном пространстве объединила представителей разных фракций, к дружному коллективу разработчиков присоединились также сенаторы О. Забралова и Л. Гумерова.

«Принятие данной инициативы закроет сразу несколько проблем, среди которых трудности перехода детей из одной школы в другую, связанные с различиями в существующих программах. Кроме того, при формировании заданий для ОГЭ по окончании 9-го класса и ЕГЭ по окончании 11-го класса будут учитываться только эти программы. Можно отказаться от репетиторов, которые сегодня необходимы, когда детей в школе учат одному, а на ЕГЭ даются вопросы, которые дети в школьной программе не проходили», – подчеркнул в своем выступлении один из авторов законопроекта единоросс Петр Толстой.

Председатель комитета просвещения Ольга Казакова убеждена, что с принятием этого законопроекта, «который направлен на формирование единого образовательного пространства, у нас появляется золотой стандарт качества знаний наших детей».

Объясняя, почему в «золотой стандарт» вошли именно предметы гуманитарного цикла, она отметила, что введение такой «прямой нормы защищает как раз те предметы, которые формируют молодого человека, готовят детей к нашим базовым ценностям, которые объединяют в конечном итоге наш большой многонациональный народ».

И здесь, по убеждению Ольги Казаковой, «вариативность, примерность, неопределённость наносят большой вред».

При этом, по ее словам, у школ остается право разрабатывать свои образовательные и воспитательные программы, но не ниже базового уровня, установленного ФООП, а выше – пожалуйста.

«Исключение вариативности вызывает опасения»

Несмотря на общее настроение в пользу принятия законопроекта, вопросов и сомнений у депутатов осталось немало.

Некоторые даже говорили о том, что «исключение вариативности вызывает опасения».

Что будет с профильным обучением, инновационными школами и уникальными образовательными программами?

По словам члена фракции «Новые люди» Максима Гулина, все будет в порядке, потому что «образовательная организация получает право на перераспределение часов, установленных в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию их углубленного изучения».

Проще говоря, уроки по музыке, ИЗО, физкультуре и другим дисциплинам, по которым нет экзаменов, будут замещаться предметами, по которым школьники сдают ГИА.

Поэтому не все коллеги Гулина разделяют его оптимизм.

Член фракции «Справедливая Россия – За правду» Яна Лантратова высказала тревогу по поводу того, что перераспределение часов может привести к сворачиванию таких предметов, как астрономия и физкультура, и важно, чтобы этого не произошло.

«Для этого и есть парламентский контроль. И я лично на себя беру ответственность, как член комитета Госдумы по просвещению, что буду рассматривать лично каждое обращение по этому вопросу, которое будет поступать в комитет», – заявила она.

Короткую дискуссию о вариативности резюмировал член фракции «Справедливая Россия – За правду» Федот Тумусов.

«Что мы понимаем под единством? – обратился он к парламентариям. – Единство в однообразии – это одно, но сила России – в единстве многообразия национальных культур и языков».

«Мы все вместе – многонациональный русский народ в понимании всего мира. Это уникальная формация», – заявила единоросс Ирина Яровая, по словам которой, «всем апологетам вариативности нужно подумать о том, что сегодня по факту ущемляются права детей, потому что ЕГЭ предъявляет единые требования к каждому ребёнку, поэтому и учиться они должны по единым программам и учебникам».

Дополнительных расходов не потребуется?

В зоне особого внимания депутатов оказался новый порядок разработки учебников.

Как будет определяться коллектив авторов-разработчиков? Будет ли подключаться к этой работе Российская академия образования?

Разъяснения дал министр просвещения Сергей Кравцов: «Авторские группы должны утверждать в Министерстве просвещения РФ. К разработке учебников привлекут специалистов из Института содержания и методов обучения РАО. Авторские права принадлежат государству.

В дальнейшем дизайн и текст учебника размещается и может быть по заявке направлен в регион, который хочет для себя эти учебники приобрести. И дальше в рамках государственного заказа определяется тот, кто печатает эти учебники. Порядок утверждается Минпросом и согласовывается с Минюстом России».

Читайте также:
Что это за программа xr 3da exe

Волновала депутатов и проблема финансирования учебников.

Так, депутат от ЛДПР Василий Власов не согласен с финансово-экономическим обоснованием законопроекта, в котором сказано, что его реализация не потребует выделения дополнительных бюджетных средств.

«В данный момент в федеральном перечне 2153 учебника, включая специальные и обеспечивающие учёт региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ. По минимальным расчетам необходимый комплект учебников в 300 единиц только по авторскому вознаграждению обойдется примерно в 6 миллиардов рублей в год. Где деньги будет министерство брать?» – задал прямой вопрос Василий Власов.

Кроме того, денег может не хватить и у регионов, поскольку стоимость учебников растет ежегодно: по свидетельству Власова, учебник «Окружающий мир» для второго класса в 2010 году стоил 175 рублей, а сегодня почти 700 рублей.

Справятся ли регионы с такой нагрузкой? Ведь федеральный бюджет берет на себя расходы на разработку учебников, а закупаться они будут на средства регионов. И успеет ли министерство напечатать учебники к 1 сентября?

«Для введения новых учебников дается переходный период – 5 лет. Все это время будут использоваться действующие учебники, поэтому дополнительной нагрузки на бюджет не потребуется», – рассказал Сергей Кравцов.

По его словам, сегодня регионы тратят на учебники порядка 30 миллиардов рублей в год. После вступления в силу этого законопроекта эти суммы уменьшатся, потому что не надо будет тратиться на авторские права – это возьмет на себя РФ.

Особая тема – программы и учебники для детей с ОВЗ.

Коммунист Алексей Куринный задал вопрос, будут ли для этой категории школьников сформированы единые программы и стандарты, потому что сегодня они, по его словам, «какие-то такие расплывчатые и рекомендуемые».

Министр успокоил депутата, что закон распространяется и на детей с ОВЗ, а экспертиза учебников позволяет навести порядок и в этой сфере. А Ольга Казакова уточнила, что будут разработаны 26 ФООП по различным нозологиям для этой категории школьников.

Кстати, разработка и закупка данных учебников всегда происходила за счет федеральных средств по причине их малой рентабельности.

Член КПРФ Нина Останина считает, что создание единого образовательного пространства – лишь первый шаг, а дальше следует увеличивать финансирование отрасли, в том числе сельских малокомплектных школ.

«Единое образовательное пространство – это не только программа, но и вся инфраструктура, – согласился Сергей Кравцов. – Сегодня по поручению президента реализуется большая программа капитальных ремонтов школы. У нас более 1600 школ уже отремонтированы в этом году, преимущественно это сельские школы и школы в посёлках. И уже порядка 12 тысяч сельских школ из 27 тысяч в рамках Национального проекта “Образование” обеспечены соответствующим оборудованием. Конечно, эту работу мы будем продолжать».

По мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина, «повысить качество образования и решить вопросы, связанные с материально-технической базой за счёт муниципалитетов, которые практически все дотационные, не получится».

Поэтому, по его словам, в ближайшее время планируется внести поправки в Закон «Об образовании» по переводу школ на региональный уровень.

Вперед, в прошлое!

Конечно, депутаты в ходе своего обсуждения не могли не затронуть тему воспитания, и как тут без ностальгии по советскому, которая, как не странно, не чужда и совсем молодым парламентариям.

Например, Яна Лантратова убеждена, что этот законопроект – «первый шаг по возрождению того лучшего, что было в советской системе, что разработала наша школа, чем мы гордились и что многие страны, которые сейчас показывают хорошие результаты в сфере образования, у нас переняли».

Ей возразил член фракции ЛДПР Борис Чернышов, по мнению которого, «на одних лозунгах про наше старое доброе прошлое и патриотизм далеко не уедешь», и любой закон окажется пустым звуком, если учитель не будет готов его выполнить. Для этого, по его словам, надо «навести порядок в формате подготовки учителей» и освободить их от рутинной работы.

Итак, закон принят.

Теперь Министерству просвещения предстоит большая работа по подготовке подзаконных актов, а школам – по переосмыслению инновации, вызывающей серьезные сомнения даже у тех, кто за нее проголосовал.

Источник: vogazeta.ru

Понятие и виды образовательных программ

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

  • 1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
  • 2) основные профессиональные образовательные программы:
  • а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
  • б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • 1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • 2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Читайте также:
Программа adobe flash player 32 npapi что это

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Законом. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Реализация образовательных программ возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, что регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // Российская газета.- 2005.- № 179..

Источник: studwood.net

Тест с ответами: «Образовательные программы»

12. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, так ли это:
а) нет
б) да +
в) зависит от региона

13. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) цели образовательного процесса +
б) методы образовательного процесса
в) способы образовательного процесса

14. К основным образовательным программам относится:
а) программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
б) дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы
в) программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуру +

15. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) задачи образовательного процесса +
б) повторение образовательного процесса
в) подготовка образовательного процесса

16. К основным образовательным программам относится:
а) программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
б) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена +
в) дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы

17. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) практика образовательного процесса
б) теория образовательного процесса
в) планируемые результаты образовательного процесса +

18. К основным образовательным программам относится:
а) дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы
б) образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования +
в) программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

20. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются Уставом учреждения, так ли это:
а) нет
б) да +
в) зависит от региона

21. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) организацию образовательного процесса +
б) практика образовательного процесса
в) методы образовательного процесса

22. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, так ли это:
а) нет
б) да +
в) зависит от региона

23. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять её с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, так ли это:
а) нет
б) зависит от региона
в) да +

24. Общеобразовательные программы в образовательных учреждениях осваиваются в следующей форме:
а) стационарной
б) очно-заочной +
в) стандартной

25. В соответствии с действующим законодательством на территории РФ в общеобразовательных организациях осваиваются … основные образовательные программы:
а) 4
б) 2
в) 3 +

26. Общеобразовательные программы в образовательных учреждениях осваиваются в следующей форме:
а) периодической
б) заочной +
в) удаленной

27. Одна из основных образовательных программ РФ:
а) начального общего образования +
б) дошкольного образования
в) детсадовского образования

28. Общеобразовательные программы в образовательных учреждениях осваиваются в следующей форме:
а) частичной
б) академической
в) очной +

29. Одна из основных образовательных программ РФ:
а) основного общего образования +
б) второстепенного общего образования
в) среднего частного образования

30. Одна из основных образовательных программ РФ:
а) среднего частного образования
б) среднего общего образования +
в) среднего государственного образования

Источник: liketest.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru