Основная общеобразовательная программа дошкольного образования что это

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫХ И ВАРИАТИВНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные концепции развития, воспитания и обучения нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования и, соответственно, в концептуальных основах и содержании примерных и вариативных программ дошкольного образования, которые строятся на его основе.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования [1] была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности ее составляющих. В частности, акцент был сделан на признание значимости и весомости дошкольного детства и изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог — ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок — взрослые — сверстники» на основе педагогики развития, творчества и свободы. Поэтому ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребенка как на «человека играющего» — в связи с этим современные программы воспитания и обучения, методики и технологии пересматриваются сегодня и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой, в котором дидактический компонент будет реализовываться на основе игровых форм и методов взаимодействия. Кроме того, такие программы будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть на практике предполагается получить более игровой и разносторонний подход с использованием инновационных и активных методов педагогического взаимодействия. Это должно произойти в процессе разработки коллективами детских садов собственных об 2

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования

разовательных программ на основе проектов примерных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Рассмотрим основные теоретические подходы, которые заложены в проектах таких программ с учетом ФГОС дошкольного образования 1 .

Культурологический подход позволяет рассматривать детство как особую субкультуру, кроме того, давать характеристику способам взаимодействия и формирования взаимоотношений детей и взрослых в процессе передачи культурных ценностей и формирования установок деятельности и поведения, базиса личностной культуры.

Антропологический подход описывает феномены воспитания и обучения через призму адаптации, вхождения ребенка в культуру, решения противоречий между тенденциями социализации и индивидуализации; отражает специфику изменений в деятельности и поведении, сознании и личности ребенка и взрослого, которые происходят благодаря опыту общения и педагогического взаимодействия.

Личностно-ориентированный подход демонстрирует специфику формирования образа себя и мира, самооценки и уровня притязаний ребенка дошкольного возраста на основе учета индивидуальных особенностей детей и социальной ситуации их развития в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Средовой подход сочетает в себе требования к оптимальной организации социальной ситуации развития ребенка, педагогическому взаимодействию в контексте предметно-развивающей и пространственной среды группы и дошкольной образовательной организации, формирующейся образовательной среды. В динамике позитивных изменений здесь большую роль играет создание оптимальной образовательной среды, в которую входят:

Основная программа дошкольного образования

  • 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • 2) характер взаимодействия со взрослыми;
  • 3) характер взаимодействия с другими детьми;
  • 4) система отношений ребенка к миру, другим людям, к себе самому.

Деятельностный подход ориентирует на развитие ребенка в разных видах деятельности, учитывая ведущий вид деятельности и его влияние на формирование личностных новообразований и расширение зоны ближайшего развития дошкольника; позволяет учитывать в процессе развивающего взаимодействия специфику развертывания этапов любой детской деятельности: от мотивационнопотребностного и ориентировочного до операционального и контрольно-оценочного.

Компетентостный подход позволяет сформировать цели и задачи образовательной деятельности как совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых, которые формируют у дошкольников готовность и способность действовать в жизненных ситуациях, проявлять компетентность, выражая свое отношение к происходящему и принимая ответственность за тот способ действия, который используется, и решение проблемы. Эти компетенции связаны с освоением содержания основных образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования:

  • • физическое развитие;
  • • социально-коммуникативное развитие;
  • • речевое развитие;
  • • познавательное развитие;
  • • художественно-эстетическое развитие.
  • 1) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • 2) обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • 3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Кроме того, они ориентированы на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, на всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности. В связи с этим примерные программы рассматривают процесс воспитания и обучения в детском саду как механизм реализации принципов куль- туросообразности и развивающего образования. Так, программа «От рождения до школы»:

  • • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми и с опорой на игру как ведущую деятельность дошкольников.

Различия в примерных программах связаны с подходами к разработке на данной принципиальной основе моделей организации педагогического взаимодействия между взрослыми и детьми и образовательного процесса в целом. Такие модели могут быть:

Другим отличием между программами выступает их отношение к использованию игровых методов и форм организации образовательного процесса и психолого-педагогической поддержке детской игры как ведущей деятельности дошкольников.

  • • участие в совместных играх со взрослым;
  • • нахождение и показ игрушки по просьбе воспитателя, называние и использования игрушек в соответствии с назначением (из чашки поить куклу, укладывать спать на кроватку и т. д.);
  • • отображение простейших ситуаций собственной жизни в игровых действиях («Покорми куклу», «Уложи куклу спать» и т. д.);
  • • развитие игровых действий (куклу кормят, укладывают спать, возят в коляске, лечат);
  • • осуществление игровых действий в жизненно-логической последовательности;
  • • самостоятельная игра с игрушками, переход от игры со взрослым к игре рядом и вместе с другим ребенком;
  • • обращение с просьбой к взрослому (поменяться игрушкой с другим ребенком), поприветствовать его, попрощаться с ним, поблагодарить;
  • • проявление эмоциональной отзывчивости в общении со взрослыми, сверстниками, совместные действия с предметами и игрушками.

Роль взрослого состоит в предоставлении детям времени для игры и в организации среды.

Читайте также:
Что за программа eac

В других программах, например «Миры детства», сюжетная игра входит в отдельный содержательный раздел [3] .

Работа взрослых разбита на три типа в соответствии с типами проекции события в игре: функциональная проекция заключается в осуществлении условных предметных действий; ролевая — в ролевом диалоге со сверстником; пространственная — в выстраивании игрового предметного пространства. Ребенок останавливает свой выбор на той или иной проекции в зависимости от того, какой аспект репрезентируемых событий его больше занимает.

Взрослый в ходе совместной игры усиливает ту или иную проекцию, акцентирует на ней внимание ребенка, показывает, как разнообразить предметные действия, как обозначить игровое пространство, какое ролевое поведение избрать. Поэтому для каждой возрастной группы разработаны таблицы, подсказывающие педагогам типы проекций: функциональную, ролевую и пространственную (табл. 5) [4] .

На практике это происходит следующим образом: воспитатель начинает игру, вовлекая в нее детей, или подключается к уже начатой игре. В зависимости от поставленной им задачи он может сменить проекцию игры или дополнить одну другой [5] . Например, трехлетний ребенок обезличенно бегает с автомобильным рулем по группе.

Взрослый может обозначить игровое пространство — сделать из стульев макет автобуса, предложить другим детям стать пассажирами. Таким образом, к функциональной проекции добавляются ролевая (ребенок теперь — «шофер» конкретного автобуса) и пространственная («автобус» осязаем и видим). Возможна и другая ситуация — исключение той или иной проекции. Например, чтобы заменить функциональную проекцию ролевой, взрослый может организовать «телефонный разговор». Такая игра обеспечит вербальную коммуникацию ее участников.

Задача, возлагаемая на родителей, не столь многопланова: они развивают воображение ребенка, его способность к замещающим действиям — разыгрывают сказки, содержащие обширные ролевые диалоги, мастерят вместе с ребенком маркеры, обозначающие игровое пространство. В целом игровое взаимодействие родителей с ребенком естественным образом тяготеет к режиссерской форме сюжетной игры (которая заключается в использовании игрушек-персонажей и в ролевых диалогах от третьего лица).

Некоторые авторы дополняют образовательную программу приложением, посвященным игре, как, например, в программе «От рождения до школы» [6] . В качестве основных целей развития игры дошкольников называются следующие [7] :

Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте

Источник: studref.com

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 г.).

Руководители авторского коллектива — доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова — Т. С. Комарова.

Авторы — А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева: М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова. кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М. В. Жигарева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; B.И. Петрова, доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы комплексно представлены основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы:

— создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

— формирование основ базовой культуры личности;

— всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

— подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

— обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Читайте также:
Релакс программа что это

Решение обозначенных в Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Содержание и структура Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы

Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:

•соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

•соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

•обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

•строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

•основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

•предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

•предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до¬школьниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образователь¬ной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малы¬шей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп.

В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.

В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования), обозначающая цели и задачи данной образовательной области.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».

Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.

Рекомендации по написанию части программы, формируемой участниками образовательного процесса

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в полном объеме без изменений может быть использована в качестве основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Объем Программы рассчитан на 100% времени, отведенного на образовательный процесс.

Участники образовательного процесса могут изменить до 20% общего объема Программы для отражения: 1) видового разнообразия учреждений, наличия приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

Преемственность

Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Источник: sad-sosenka.ru

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась

Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой

Практика, предусмотренная образовательной программой

Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Дошкольная образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Описание образовательной программы

Разрабатывается и утверждается учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) и с учетом примерной основной образовательной Программы дошкольного образования «Истоки»,

Читайте также:
Для чего нужна инвестиционная программа в сфере теплоснабжения

научный руководитель Л.А. Парамонова.

Программа обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач, указанных в ФГОС.

— создание условий для обеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка в образовательном учреждении, которое связано с удовлетворением его основных потребностей:

— в признании (формирование играющего детского сообщества, в котором каждый воспитанник находит свое место и может легко встраиваться в игру),

— в познании (формирование обучающего детского сообщества, в котором дети чувствуют себя успешными, уверенными в том, что они могут справиться с любым заданием самостоятельно, так и обратившись за помощью к друзьям и понимающему их взрослому),

— в общении как со взрослыми, так и с ровесниками, в движении, в проявлении активности и самостоятельности;

Специфику программы составляет концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, на границе которого возникают и ярко проявляются основные достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Ведущий вид деятельности – общение, практическая деятельность, игра.

Программа представляет собой целостный документ, основными блоками которого являются:

Характеристика возраста (ранний и дошкольный возраст);

Условия их реализации и результативность, представленная как в интегральных показателях развития детей, так и в базисных характеристиках развития личности ребенка, помогающие педагогу наблюдать за динамикой развития детей.

Программа направлена на:

обеспечение полноценного, разностороннего развития личности каждого ребенка от рождения до 7 лет; формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, их социализации и индивидуализации.

Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды ребенка дошкольного возраста:

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

Диалог культур и поколений: уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой;

Представления и отношения ребенка к окружающему миру, родному краю его традициям, к людям разных национальностей, к себе самому.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Информация об учебном плане

Учебный план составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с № 7 города Тюмени, разработанной учреждением самостоятельно, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Учебный план реализуется в группах общеразвивающей направленности.
Учебный план устанавливает перечень образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
В учебном плане определено время на реализацию Программы в процессе образовательной деятельности (занятий), а также в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов. Согласно СанПиН продолжительность занятия для детей дошкольного возраста: от 1,5 до 3 лет не более 10 мин. от 3 до 4 лет не более 15 мин. от 4 до 5 лет не более 20 мин. от 5 до 6 лет не более 25 мин. от 6 до 7 лет не более 30 мин.

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)

Информация о календарном учебном графике

В календарном учебном графике отражены: регламентирование образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности, продолжительность образовательной деятельности (одного занятия) и максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой и во второй половине дня, в соответствии с СанПиН.

Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса

  • — Раздел «Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья», представленный в основной общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ д/с № 7 города Тюмени составлен на основе Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи ( страница 17).
  • Примерное комплексное тематическое планирование.

Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами

Источник: detsky-sad7.ru

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования что это

Федеральная программа дошкольного образования: пародия или реальность?

В преддверии общественного обсуждения проекта Федеральной программы дошкольного образования мнением о нём поделился один из ведущих экспертов в области дошкольного образования Александр Григорьевич Асмолов – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор Школы антропологии будущего Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, колумнист «Вестей образования».

– Вчера поздно вечером мне на глаза попался текст, который называется «Федеральная программа развития дошкольного образования России». Я не поверил своим глазам. Подобного рода федеральная программа не могла родиться в недрах Министерства просвещения России по очень многим причинам.

И первая из них заключается в том, что предложенная программа резко противоречит национальной государственной политике России, прежде всего политике формирования патриотизма в РФ. В ней патриотизм сведён к голым декларациям, находится только на вербальном уровне и сводится к частным разговорам о том, что такое Родина.

Мы знаем как профессионалы, что само по себе знание, когнитивные моменты не приводят к формированию ценностных установок развития личности, которые являются задачей процессов воспитания человека, готового к изменениям и пониманию мира. В этом смысле эта программа вступает в резкое противоречие с теми установками на развитие патриотизма, которые не раз демонстрировали Сергей Кравцов и его команда.

Второй риск этой программы заключается в том, что в ней единое образовательное пространство мыслится как гомогенное пространство, в котором не учитываются различия семей, детей и регионов. Мы неоднократно обсуждали с Сергеем Кравцовым тезис, что единство России – это единство разнообразия.

В подобном же виде программа не учитывает единство разнообразия и может привести к формированию сепаратистских, протестных установок в связи с тем, что она не учитывает прежде всего этнокультурные особенности различных наших республик и разных регионов России.

В программе приговаривается, что она написана с позиции культурно-исторической психологии. Могу как один из оставшихся профессионалов культурно-исторической психологии сказать – это неправда. Культурно-историческая психология всегда подчёркивала, что только базовое доверие ребёнка к миру, только общение как сквозной механизм развития деятельности ребёнка на разных этапах жизненного пути приводит к формированию личности ребёнка. Всё это выпадает из программы.

Программа чрезвычайно мелочна и перегружена литературой, мелкой регламентацией, и ни один воспитатель, ни один родитель не сможет усвоить такого количества литературы.

То, что говорилось в стандарте дошкольного образования, а именно опасность ошколивания, превращения дошколки в школу, в этой программе полностью воспроизведено. Я считаю, что это какая-то странная утечка, ибо Министерство просвещения России не могло вынести на обсуждение подобный непрофессиональный продукт, который идеологически расходится с государственными установками страны.

Общественное обсуждение проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования можно смотреть тут 15 ноября 2022 года с 15.00 до 18.00.

Источник: vogazeta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru