Основная образовательная программа дошкольного образования что это

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования

Комментарий к Ст. 64 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку соответствующие нормы содержала ст. 18 Закона N 3266-1. Между тем, в рамках комментируемой статьи 64 Закона Об образовании России указанные положения в значительной степени обновлены и дополнены новыми нормами.

В части 1 комментируемой статьи 64 Закона Об образовании в Российской Федерации определяется понятие дошкольного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Комментируемый Федеральный закон конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования. Дошкольный возраст — возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников.

Основная программа дошкольного образования

Довольно массивный регуляционный пласт в сфере дошкольного образования составляет законодательство субъектов Российской Федерации. Так, в Калининградской области принят Закон от 10.11.2009 г. N 388 «О государственной поддержке дошкольного образования в Калининградской области». Данный Закон, предусматривая механизмы государственной поддержки дошкольных образовательных организаций, нацелен на развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования и регулирует формы такого партнерства, а также меры его финансового стимулирования.

Субъектами Российской Федерации реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений*(85). При разработке и реализации таких программ ставятся цели повышения уровня доступности дошкольного образования и совершенствования его материально-технической составляющей. Программы определяют субъекты и объекты программ, объемы и источники финансирования мероприятий в рамках программ. Мероприятия могут включать: реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций; возврат ранее перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и групп детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях и др.

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

В Санкт-Петербурге действует специальная программа строительства и реконструкции детских садов*(86). В некоторых субъектах Российской Федерации реализуются программы, предусматривающие специальные мероприятия, направленные на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях*(87). В Саратовской области предпринимаются меры по возврату в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений объектов, в которых находятся областные учреждения*(88). Представляется, что наличие региональных и муниципальных программ, направленных на развитие сети дошкольных учреждений и обеспеченных соответствующим финансированием, при условии их качественной реализации может способствовать скорейшему решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и полноценной реализации права граждан на дошкольное образование.

В некоторых субъектах Российской Федерации действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы*(89), которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в Республике и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. Необходимо отметить, что в Концепции не только поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, но и заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т.п.).

Читайте также:
Программа wordstater что это

Часть 2 комментируемой статьи определяет общую направленность образовательных программ дошкольного образования. Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 комментируемого закона разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.

Согласно комментируемой статье 64 образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается. Кроме того, в стадии проработки находится вопрос о порядке разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения их реестра. Очевидно, до введения в действие федерального государственного образовательного стандарта и формирования реестра примерных основных общеобразовательных программ при реализации образовательных программ дошкольного образования надлежит руководствоваться Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. N 2151), а также Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. N 655). Следует иметь в виду, что Министерством образования и науки РФ разработаны Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо от 21.10.2010 г. N 03-248), примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (письмо Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 г. N 03-13).

Таким образом, комментируемый Федеральный закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.

В части 3 комментируемой статьи закрепляется право родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь согласно Закону может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Это новое полномочие субъектов РФ в сфере дошкольного образования, предусмотренное комментируемым Федеральным законом. Введение данного полномочия потребует его закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме того, во избежание декларативности названных норм субъектам Российской Федерации необходимо предусмотреть финансовое обеспечение осуществления данного полномочия. Отметим также, что полноценное функционирование консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях нуждается в регламентации в нормативных актах субъектов Российской Федерации правового статуса таких центров и механизмов их взаимодействия с родителями.

В отдельных субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне существует практика регламентации вопроса организации бесплатной методической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Это обусловлено тем, что прежнее законодательство об образовании предусматривало правомочие органов местного самоуправления по организации и координации такой помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Так, в Астраханской области администрацией муниципального образования «Лиманский район» постановлением от 22.03.2011 г. N 324 утверждено Положение об организации методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Положение предусматривает, что организация такой помощи производится на базе дошкольного учреждения посредством интеграции деятельности специалистов такого дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов), которые проводят групповые и индивидуальные занятия с родителями, воспитывающими детей на дому (лектории, консультации, семинары для родителей и т.д.).

Практика создания консультационных центров для родителей с детьми дошкольного возраста распространена во многих европейских странах. Например, в Финляндии существуют бесплатные детские сады со свободным посещением, находящиеся в муниципальном ведомстве. В таких садах родители сами ухаживают за детьми и могут получать консультации по уходу и обучению. В Дании статья 11 Сводного закона о социальных услугах (Consolidation Act On Social Services, 2007) обязывает местные администрации создавать условия для получения гражданами услуг дошкольного образования, в том числе организовывать бесплатные консультационные центры, в которых семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе.

Источник: zakonobobrazovanii.ru

Общие требования к программам дошкольного образования

Содержание и назначение основной образовательной программы дошкольного образования

Определение 1
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Программа необходима для:

  • Планирования деятельности ДОУ на конкретный учебный год.
  • Нормирование учебно-воспитательной работы в ДОУ.
  • Прогнозирование итогов образовательной деятельности ДОУ за конкретный временной промежуток.
  • Реализации требований ФГОС ДО, ориентированных на достижение качества образовательных услуг.
Читайте также:
Dishonored что это за программа

ООП формируется каждым образовательным учреждением дошкольного типа на основании разработанной Минобрнауки примерной дошкольной образовательной программы и с соблюдением требований ФГОС ДО. Примерная программа является моделью построения образовательного процесса в ДОУ, с учетом нормативов возрастного развития дошкольников и освоения ими пятью образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и познавательное.

Требования к методологии построения ООП ДО

Согласно методологии построения основной образовательной программы дошкольного образования, выдвигаются следующие требования к ее проектированию:

Подобрали для написания работы по теме «Общие требования к программам дошкольного образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Требования к структуре образовательной программы ДО

Структура ОПП ДО представлена тремя основными разделами:

Программа образовательной деятельности дошкольной образовательной организации должна включать в себя следующие компоненты:

  1. Целевое назначение образовательной деятельности.
  2. Содержание образования с учетом возрастных нормативов развития дошкольников. Содержание ООП должно ориентироваться на личностное развитие детей в разных видах деятельности, разными методами и средствами. Оно включает в себя пять блоков образовательной работы: социальное развитие, речевое становление, физическое, познавательное и художественно-эстетическое формирование личности дошкольника.
  3. Формы и методы реализации образовательной деятельности в ДОУ. Они отражают целевое назначение деятельности и ее особенности. Также, в расчет берутся условия реализации образовательной программы, материально-техническое снабжение ДОУ, педагогический состав и его квалификация, творческий потенциал.
  4. Совокупность компетенций, формируемых у дошкольников по мере освоения образовательной программы.
  5. Критерии оценки эффективности освоения ООП.
  6. Дополнительный раздел программы. Он включает в себя презентацию программы для общего представления о ее содержании и назначении.

Рисунок 1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Требования к содержанию ООП ДО

Содержание ООП ДО отражает ряд аспектов образовательной работы, связанных с построением в ДОУ оптимальной образовательной среды, ориентированной на всестороннее развитие дошкольника.

Образовательная среда ДОУ должна включать в себя следующие компоненты:

  1. Предметно-пространственную развивающую область деятельности дошкольников.
  2. Определенный характер взаимоотношений между детьми и взрослыми, ориентированный на благоприятное сотрудничество и развитие детей.
  3. Определенный характер взаимоотношений в детском коллективе, носящий развивающую направленность.
  4. Определенный уровень социального развития дошкольника, связанный с отношением детей к собственной личности, личностям других детей и взрослых, к миру вообще.

Источник: spravochnick.ru

4.2. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования (обзор).

Какие программы дошкольного образования переработаны или созданы как примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образованиия? в чем их своеобразие?

Начиная с 2010 года, были переработаны в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» общеобразовательные программы «От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство», «Радуга», «Истоки» и разработана новая образовательная программы «Успех».

Переработанные программы раскрывают возрастные особенности детей и задачи образовательной работы на каждом из этапов дошкольного детства, особенности содержания образовательных областей и пути их интеграции. Представлены основные условия организации жизни и воспитания детей: режим дня, построение предметно-развивающей образовательной среды, формы работы с детьми в организованной образовательной деятельности, при проведении режимных моментов, особенности организации самостоятельной деятельности детей и взаимодействия с семьями воспитанников. В программах предложены варианты комплексно-тематического планирования образовательного процесса для каждой возрастной группы; одной теме предлагается уделять от одной до 2-3 недель.

Определены промежуточные и итоговые результаты освоения детьми образовательного содержания, подходы к организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательного содержания. Особые разделы программ посвящены организации работы с родителями и коррекционной работе, предложены рекомендации по написанию части программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Структура общеобразовательных программ «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» построена в соответствии с общепринятой возрастной периодизацией дошкольного детства. Содержание программы последовательно раскрывается в рамках возрастной группы. В программе «Истоки» за основу взят психологический возраст детей (ранний, младший и старший дошкольный).

Наиболее распространенными в работе дошкольных образовательных учреждений страны являются примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы» и «Детство». Остановимся подробнее на их особенностях.

Программа «От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез. Под ред.: докт. психол. н., профессора Н.Е.Вераксы и докт. пед. н., профессора Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Программа является переработанным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет и учитывает лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Программа основана на дидактическом принципе развивающего обучения и положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие. Развитие выступает как результат успешности воспитания и образования детей.

Программа основана на принципе культуросообразности. Реализация данного принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Читайте также:
Что за программа gameloop

Ведущие цели Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, всестороннее развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизни дошкольника.

Программа «Детство» (СПб.: Детство-Пресс. Науч. ред.: канд.пед.н., профессор Т.И.Бабаева, докт.пед.н., профессор А.Г.Гогоберидзе, канд.пед.н., профессор З.А.Михайлова). Программа «Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

Автором идеи программы была профессор В.И.Логинова. В основу Программы легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию программы для детского сада и пути её реализации в педагогическом процессе.

В программе «Детство» впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в Программе широким взаимодействием с миром культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности – приобщения к истокам народной культуры своей страны.

Девиз программы «Чувствовать – Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Программа ставит задачи развития у детей от 3 до 7 лет на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения; развития познавательной активности, любознательности, способности к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи; обогащения опыта самостоятельной деятельности, пробуждения творческой активности и воображения детей. Программа нацелена на обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации – индивидуализации через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа ориентирована на современного ребенка – жителя ХХI века, который любит свою Родину, семью, сверстников и друзей, ориентирован на познание человека и природы, уверенно смотрит в будущее. Учитывается, что современный ребенок стремится комбинировать разные виды деятельности: изобразительную, игровую, музыкальную, литературную; он – носитель субкультуры, отличающей его от детей других возрастов. Содержание программы включает как традиционные для дошкольника виды деятельности, так и новые – экспериментирование, создание проектов, коллекционирование, импровизации.

Программа «Успех» создана под научным руководством докт. психол. н., академика РАО А.Г.Асмолова (руководитель авторского коллектива — канд.пед.н. Н.В.Федина). Данная программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Структура программы отличается от общепринятой и состоит из пяти разделов: «Возрастные особенности детей», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей», «Организация деятельности взрослых и детей по реализации по освоению программы», «Планируемые результаты освоения программы» и «основные понятия» Возрастная разбивка содержания представлена внутри первых четырех разделов.

В ходе освоения всех освоения всех образовательных областей решаются единые общеобразовательные задачи:

  • развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;
  • освоение позиции субъекта в детских видах деятельности;
  • развитие мотивационно-потребностной сферы;
  • формирование и развитие самопознания;
  • развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе, саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие творческих способностей.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса осуществляется на основе примерного календаря праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия: явлениям нравственной жизни ребенка (доброта. друзья и пр.); окружающей природе (вода, земля, птицы и пр.); миру искусства и литературы (поэзия, детская книга, театр и пр.); традиционным для семьи. общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, день Матери и пр.); наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и пр.); событиям, формирующим чувство гражданственной принадлежности ребенка (День государственного флага, День России, День Защитника Отечества и пр.). В связи с подготовкой к празднику определяются формы реализации содержания Программы.

В Приложениях к программе представлен материал, помогающий в оценке физического развития и состояния здоровья ребенка дошкольного возраста.

4.3. Преемственность дошкольного и начального образования. О.В.

4.4. Перспективы развития системы дошкольного образования. М.С.

Источник: studfile.net

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

1.1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее — образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Источник: edu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru