Присвоение субъектам и объектам доступа идентификатора и (или) сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов = Идентификация ;Проверка принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора; подтверждение подлинности | Аутентификация v | Предоставление возможностей в соответствие с положенными пользователю правами = Авторизация
—> Выберите криптографические алгоритмы, входящие в состав российских стандартов:
Какую функцию не обеспечивают криптографические методы защиты?
Чем опасна атака «отказ в обслуживании»?
Что из перечисленного является уязвимостью?
ошибка в программе
В каком из случаев нарушено свойство конфиденциальности?
сетевая атака скопировала пользовательскую информацию из базы данных
Законодательство РФ в области защиты ПД основывается на следующих документах:
Конституция РФ; Международные договоры РФ;Федеральный закон РФ «О персональных данных»; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Особенности организации независимого тестового контроля для студентов технических специальностей
К какой категории персональных данных относятся сведения о профессии?
Какой(ие) из государственных органов НЕ относится к регуляторам персональных данных?
ИСПД класса защищенности 3 — это:
информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них. может привести к незначительным негативным последствиям для субъектов персональных данных;
Страна в которой расположен «умный город» Сонгдо?
Какой подход к распределению энергетических ресурсов характерен для системы Smart Grid?
Переход от централизованной системы энергоснабжения к децентрализованной, где каждый район может питаться отдельно.
Главный недостаток первой в мире системы видеонаблюдения, разработанной инженером Вальтером Брухом?
Оператор не мог ни на секунду отлучиться с рабочего места, так как сигнал никоим образом не фиксировался.
Система видеокамер для сбора и последующего анализа информации в целях обеспечения безопасности называется?
Сигнатурный анализ, выполняемый антивирусом, состоит в:
Сравнении содержимого анализируемого файла с известными образцами вредоносных программ
Назовите основополагающий закон в области защиты персональных данных — это…
Федеральный закон «О персональных данных» №152
Как называется свойство, позволяющее ресурсу быть доступным по запросу уполномоченного логического объекта?
Оператор персональных данных
Источник: polyphis.ru
Тестовый контроль: задачи, функции и преимущества по сравнению с другими формами контроля знаний
В научной литературе достаточно часто понятия тестовый контроль, тестирование, педагогическое тестирование, тесты используются как синонимичные, обозначая сущность контроля усвоения материала обучающимися. Рассмотрим ряд таких определений.
Конструирование урока с использованием ЦОР и сервисов LECTA
Тестовый контроль результатов обучения — это форма измерения знаний обучающихся, основанная на применении педагогических тестов, включающая в себя подготовку качественных тестов, затем проведение тестового контроля знаний и последующую обработку результатов.
Педагогическое тестирование — это форма контроля знаний обучающихся, основанное на применении педагогических тестов.
По словарю, тест — это стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально — психологических различий [18].
Тест — это набор стандартизированных заданий по определенному материалу. По результатам выполнения этих заданий можно объективно оценить структуру и качество обучения, измерить уровень подготовленности обучающихся. Тест (от английского слова test — проверка, задание) — это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности [17].
Преимущества тестового контроля перед традиционными формами и методами контроля:
а) тестирование представляет собой более качественный метод контроля результатов обучения, так как процедура проведения тестирования строго стандартизирована;
б) тестирование — более объективный метод контроля знаний, так как обучающиеся находятся в равных условиях, как в период тестирования, так и в процессе оценки, вследствие чего возможный субъективизм преподавателя практически исключен;
в) тестовый контроль дает возможность проверить знания по всем темам курса, что позволяет исключить элемент случайности при проверки знаний с помощью билетов;
г) при помощи тестирования можно установить уровень знаний обучающегося по предмету в целом, а также по отдельным его разделам;
д) тестирование более эффективно в плане рационального использования времени, так как на проведение тестирования и обработки результатов обучения в группе из 40 человек занимает полтора — два часа, а устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов;
е) тестирование дает возможность для быстрого установления обратной связи с обучающимися и т.д. [14]
К задачам тестового контроля результатов обучения относят: развитие интереса обучающихся к дисциплинам, по которым предполагается тестирование; активизацию самостоятельной работы обучающихся во время подготовки к тестированию; воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки; выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым дисциплинам; определение уровня усвоения материала обучающимися; оценку индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширение диапазона контрольно-измерительных материалов, корректировку методики обучения.
Тестовый контроль в педагогике выполняет следующие важные функции:
а) диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающегося. Это основополагающая функция тестового контроля;
б) обучающая функция тестирования состоит в мотивировании обучающегося к повышению уровня образованности, развитию и совершенствованию умственного труда, стимулируется самостоятельность студентов, развиваются их познавательные интересы. Для усиления обучающей функции тестирования используются дополнительные меры стимулирования, например, раздача преподавателем ориентировочного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста;
в) воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить недостаточно усвоенный материал и закрепить его.
Благополучная реализация вышеперечисленных функций во многом определяет плодотворность всего процесса обучения.
По методологии интерпретации (В.С. Аванесов) тесты подразделяются на следующие виды:
а) нормативно-ориентированный тест — позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом;
б) критериально-ориентированный тест — предназначен для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости обучающихся, вовремя определять недостатки в подготовке.
По степени однозначности задач тесты делятся на следующие виды:
а) гомогенный тест — представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; это своего рода система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовки обучающихся по одной учебной дисциплине. Тесты этого вида распространены больше других. В педагогике они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу объемной учебной дисциплины.
б) гетерогенный тест — основывается на содержании нескольких учебных предметов. Этот вид тестирования обучающихся является междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких предметов.
По форме предъявления тесты подразделяются на:
а) бланочное тестирование — тесты предъявляются обучающемся на бумажном носителе в виде распечатки. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий;
б) компьютерные тесты — разновидность тестирования с использованием современных технических средств, имеющее ряд преимуществ: получение мгновенного результата, исключение предвзятости, нормирование трудности и объёма тестовых заданий, массовость, лёгкость обработки результатов, возможность тестирующих программ работать в режиме обучения.
По целям использования тестирование подразделяется на:
а) предварительный определяющий — предназначен для оценки начальных способностей, охватывает относительно небольшой диапазон знаний;
б) формирующий тест — затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел);
в) суммирующий тест — обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.
По назначению тесты бывают следующих видов:
а) базовый тест — позволяет проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях;
б) диагностический тест — даёт возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень усвоения, учебные возможности обучающегося;
в) тематический тест — проводится в конце изучения темы, позволяет зафиксировать объём и уровень усвоения;
г) итоговый тест — проводится в конце полугодия, года, за курс с целью выявления объёма и уровня усвоения материала.
По форме заданий тесты делятся на: закрытого типа — даны варианты ответа, следует выбрать верный; открытого типа — обучающийся должен сам вписать ответ; установление соответствия — необходимо установить правильное соответствие элементов одного множества элементам другого множества; упорядочивание последовательности — позволяют установить правильную последовательность различных действий, операций, решения задач, расчетов, правил и т.д.[6].
Таким образом, формирование профессиональных компетенций у обучающихся должно носить системный характер и включать в себя планирование, организацию и проведение контрольно-оценочных мероприятий. Основная цель контроля результатов обучения – это обнаружение достижений, успехов обучающихся, указания путей совершенствования. Большое внимание уделяется видам, типам, принципам и методам контроля результатов обучения. Одним из таких методов является тестовый контроль, который обладает рядом преимуществ перед традиционными методами контроля результатов обучения. Контроль результатов обучения посредством тестирования способствует развитию интереса обучающихся к дисциплинам, по которым предполагается тестирование; активизации самостоятельной работы обучающихся во время подготовки к тестированию; воспитанию сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки и т.д.
Источник: studopedia.ru
Лекция №4 тема: автоматизированный тестовый контроль. Обработка теста
Контроль уровня знаний является важной составной частью процесса обучения. Он обеспечивает обратную связь в системе «обучаемый – педагог». Контроль знаний выполняет в учебном процессе контролирующую, обучающую, диагностическую, воспитательную, мотивирующую и другие функции. Для управления процессом обучения на различных этапах, контролирующий специалист должен постоянно иметь сведения о том, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал.
Контроль с точки зрения преподавателя — длительная и трудоемкая часть работы. Облегчить и систематизировать ее можно путем использования так называемых инструментальных программных средств. Проблема реализации связанных с контролем функции распадается на три направления — функции подготовки к контролю, функции проведения контроля и функции обеспечения обратной связи в процессе обучения. Набор инструментальных средств, связанных с логикой и идеей, может составлять инструментальную систему. Использования компьютерной инструментальной системы контроля выступает как средство реализации системы компьютерного контроля.
Проконтролировать деятельность учащихся можно при наличии специальных контролирующих тестов. Тесты представляют собой особого вида задания, позволяющие групповым способом оперативно проконтролировать степень усвоения знаний и приобретения умений и навыков учащимися на занятиях теоретического и производственного обучения, установить внутреннюю и внешнюю обратные связи, на основании которых учащиеся и преподаватель осуществляют функции управления процессом обучения. Тестирование давно уже появилось в педагогике как метод контроля знаний, в психологии как метод диагностики, в профессиональном отборе.
Традиционные и известные на протяжении тысячелетий, методы контроля знаний обучаемых не способны эффективно и точно выявлять качество знаний. Более того, они вообще не способны дифференцировать их по уровню знаний между собой. Так в средних и высших учебных заведениях России практически используется трехуровневая оценка (удовлетворительно, хорошо и отлично).
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может.
В настоящее время тенденция к автоматизации контролирующих функций преподавателя наметилась во всех развитых странах. Так как традиционный способ проверки знаний значительно уступает при сравнении с автоматизированным, так как носит эпизодический, субъективный и фрагментарный характер. Экспериментальные исследования показывают, что оптимальным является 6–8 циклов текущего контроля, что обеспечивает высокую успеваемость студентов. И достигнуть многоэтапного контроля можно лишь с помощью автоматизированных (компьютерных) систем, позволяющих осуществлять более всесторонний и полный анализ качества знаний у обучаемых. Кроме того, возникает возможность оперативно обрабатывать результаты контроля без дополнительных затрат времени преподавателя, что обеспечивает рациональное планирование учебного процесса.
В последние пять лет, с широкомасштабным внедрением компьютерных технологий решение задачи контроля знаний выходит на качественно новый уровень. Преимущества компьютерного тестирования позволяют считать, что такая форма проверки является одной из оптимальных средств повышения уровня полноты, достоверности и многоаспектности контроля знаний.
Помимо качества содержания теста важным в настоящее время является иллюстративные возможности представления материала (графики, рисунки, видеоролики, звуковые фрагменты и др.). Мультимедийные технологии уже сегодня находят применение в преподавании и в целом должны рассматриваться как приоритетное направление в учебном процессе на современном этапе. Наряду с получившими широкое распространение компьютерными тест-системами для контроля и оценки теоретических знаний и практических навыков все большее внимание привлекают тестовые системы с использованием мультимедиа.
Конечно, процесс создания подобных систем достаточно сложен и требует одновременного решения многих проблем, в первую очередь, психолого-педагогических и программно-технических. Однако эти недостатки не являются критическими и их можно успешно устранить или свести к минимуму.
В настоящее время появляется множество компьютерных программ, служащих для проведения тестирования. Существует как множество продуктов (в том числе мультимедийных), с готовыми тестовыми заданиями, так и программы-оболочки для самостоятельного создания тестов. Существует ряд инструментальных программ, созданных отечественными и зарубежными специалистами. Разработанные на их основе компьютерные тесты обладают свойствами, присущими подобным системам: адаптивностью, открытостью, стандартностью, возможностью ее расширения и наращивания, способностью осуществлять индивидуальный и групповой контроль знаний студентов и др.
Однако, несмотря на обилие на рынке всевозможных программных продуктов, обеспечивающих тестирование, ни один из них нельзя назвать универсальным и приемлемым для непрограммирующих пользователей, которым и предназначен подобный программный продукт. Ориентация на непрограммирующих пользователей – ключевое требование к подобным системам. Возможность работы с системой любому преподавателю, владеющему компьютером на уровне пользователя, инициирует массовую самодеятельность педагогов – носителей конкретного предметного знания. Кроме того, существующие тестовые программы, как правило, рассчитаны на узкий круг специалистов или область знаний. Существенным недостатком также является то, что существующие программы-генераторы тестов не допускают модификации структуры теста после сборки и компиляции отдельных тестовых блоков.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
К концептуальным вопросам информатизации сферы образования целесообразно отнести вопрос создания системы компьютерного тестирования, позволяющей активно влиять на образовательный процесс, способствовать эффективному усвоению учебного материала, и используемой, с одной стороны, преподавателем для промежуточного и итогового контроля знаний и, с другой стороны, обучаемым для самооценки уровня своей подготовленности в процессе самостоятельной работы.
В свете сказанного выше, одной из первостепенных задач информатизации образовательного процесса является организация автоматизированного тестирующего комплекса, как вспомогательного средства контроля знаний. Тестовая система за счет своей универсальности представляет собой автоматизированную поддержку самостоятельной работы студентов, позволяющую проводить контроль и самоконтроль уровня усвоения материала, выступать в роли тренажера при подготовке к экзаменам.
Классификация компьютерных тестов.
1. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.
2. В зарубежных странах в практике контроля нередко используются так называемые тесты успешности, которые включают несколько десятков заданий. Естественно, что это позволяет более полно охватить все основные разделы курса. При этом используются два вида заданий:
а) требующие от учащихся самостоятельного составления ответа (задания с конструктивным типом ответа);
б) задания с выборочным типом ответа. В последнем случае учащийся выбирает из числа предъявленных ответ, который он считает правильным.
При создании тестов контроля знаний можно руководствоваться и другими классификациями видов тестов. Обычно используется деление их на:
1) тесты «достижений»;
2) стандартные тесты «достижений»;
3) тесты умственных способностей;
4) тесты наклонностей;
5) прогностические тесты;
6) критериально-ориентированные тесты;
7) тесты развитых способностей.
В системе российского образования используются педагогические тесты.
Педагогический тест — это совокупность взаимосвязанных заданий, позволяющих точно и качественно оценить знания, умения и другие интересующие педагога характеристики.
Разработка теста включает в себя следующие этапы:
1. Замысел. Основой замысла теста является знание предмета, определение целей и условий его применения.
2. Цели. Четко формулируются дидактические задачи, решение которых предусматривает использование теста.
3.Условия применения. Определяется контингент, подлежащий тестированию, объем знаний, время и место тестирования.
4. Анализ содержания. Проводится отбор учебного материала и, в зависимости от важности разделов, примерная процентная раскладка заданий по разделам.
5. Определение вида тестовых заданий. Используются тестовые задания разных видов в зависимости от темы, раздела, концепции разработчика, а также от уровня усвоения.
6. Экспертиза подготовленных заданий. Целью экспертизы является установление, с привлечением квалифицированных специалистов, возможности достоверного определения с помощью предлагаемых тестовых заданий различий в знаниях испытуемых.
7. Эмпирическая проверка теста. Проверке подлежат все тестовые задания.
8. Статистическая обработка результатов. Рассчитываются показатели трудности, валидности (качества), надежности.
9. Корректировка заданий теста. В зависимости от уровня усвоения и сложности, тестовые задания подразделяют на следующие виды.
Тестовое задание включает в себя:
а) констатирующую часть, описывающую ситуацию (может и отсутствовать), которая не требует от тестируемого каких-либо активных действий;
б) процедурную часть, содержащую предложения обучаемому выполнить какие–либо конкретные действия — выбрать правильный элемент из предложенного набора, установить соответствие или правильную последовательность, назвать дату, записать название и т.д. Процедурная часть — это такой вид информации, после получения которой от студента требуется произвести активные действия, связанные не только с изучением и анализом материала, содержащегося в задании, но и составлением и вводом ответа;
в) элементы самого выбора.
Основными формами тестовых заданий являются: задания открытой формы (подстановка, конструктивный, типовая задача), закрытой (опознание), на соответствие (различные), на ранжирование (классификацию), ситуационный (нетиповые задачи), на установление правильной последовательности.
Тестовые задания открытой формы должны отвечать следующим требованиям: 6
- дополняющее слово или словосочетание ставится в конце и должно быть единственным;
- дополнять надо только важное;
- желательно, чтобы при формулировке задания дополнение было в именительном падеже;
- все прочерки для дополнения должны быть одинаковой длины;
- желательно дать обучаемому образец ответа.
Закрытая форма тестовых заданий должна отвечать следующим требованиям: 6
- равная правдоподобность элементов;
- желательно, чтобы все элементы выбора были равны по длине;
- в элементах выбора желательно использовать один объект или равное количество объектов;
- необходимо исключить повторяющиеся слова в ответах;
- все элементы должны быть верными утверждениями, но только один из них является верным ответом на данное задание, а остальные могут являться верными на другие задания в этом тесте или в других тестах.
Тестовое задание на соответствие содержат два множества, правый столбик — для выбора, левый — для ответа. В правом формируется, например, на 1-3 элемента больше, чтобы при последней подстановке у студента был выбор, а не автоматически подставляемый остаток. Все элементы являются истинными высказываниями.
В тестовых заданиях на установление правильной последовательности может быть избран принцип формирования элементов по алфавиту. Если алфавитный список является верным ответом, то элементы располагать случайным образом.
Методы оценки критериев качества тестов. Это надежность и валидность. Надежность — устойчивость результатов теста, получаемых при его применении. Валидность — пригодность теста, т. е. способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов.
По классификации существуют тесты, ориентированные на норму (рейтинг по сильным — слабым студентам) и тесты, ориентированные на критерий (сортировка по трудным — легким заданиям).
По характеру действий тесты подразделяются на вербальные (выраженные словами) и невербальные (представленные образами).
По степени однородности задач тесты бывают гомогенные (по одной дисциплине) и гетерогенные (по нескольким дисциплинам).
По целям использования тесты подразделяются: тесты используемые в начале обучения; тесты на прогресс и трудности в процессе обучения; и тесты на достижения в конце обучения. Практика высшей школы показывает, что наиболее применимы критериально-ориентированные, в подавляющем большинстве вербальные, гомогенные, нацеленные, как правило, на достижения в конце обучения тесты.
Оценка тестовых заданий может быть политамическая (если из 10 элементов задания одно сделал неправильно, то сумма баллов равна 9); дихотомическая (сделал все элементы — 1 балл, не сделал — 0 баллов).
По степени трудности задания могут быть одноуровневые, т.е. с весовым коэффициентом, равным единице и многоуровневые с весовым коэффициентом от 0 до N.
Каждый тест имеет оптимальное время тестирования — время от начала процедуры тестирования до момента наступления утомления. Это время от 20 до 120 минут. Время обдумывания одного вопроса тоже разное. Для легкого тестового задания закрытой формы с выбором одного элемента из предложенных достаточно 10-15 сек. В процессе апробации реальные сроки должны быть уточнены.
Рассмотрим виды тестовых заданий.
1. Тестовые задания закрытого типа используются в тех случаях, когда один из ответов является точным или когда только один ответ может быть правильным, а остальные близки к правильному, похожи на него, но в действительности неправильные.
1. Среди перечисленных наборов средств выберите тот, который наиболее полно характеризует систему мультимедиа.
1) текст, графика, музыка;
2) графика, мультипликация;
3) текст, графика, мультипликация, музыка, видео;
4) текст, мультипликация, музыка.
2. Тестовые задания на соответствие (на ассоциативные связи) позволяют оценивать знания фактов в их взаимосвязи, знание терминологии, понятий. Задание располагается в виде двух колонок. Одна колонка цифровая, вторая — буквенная. Испытуемому требуется определить соответствие их друг другу. Количество вопросов не более пяти.
Ответов может быть больше, чем вопросов, чтобы избежать подгонки. Такие задания могут объединять значительное количество контрольного материала, их иногда называют синтетическими и включают в итоговые и заключительные тесты.
1) одного двухцветного неподвижного полноэкранного изображения требуется
2) одной секунды полноцветного видеофильма требуется
3) одной секунды звуковой 16 битовой информации требуется
а) 23 Мб б) 150 Кб в) 80 Кб
Эталон: lб, 2а, 3в
3. Тестовые задания на ранжирование позволяют проверить знания последовательности проведения определенных операций, процессов, этапов.
2) программное обеспечение;
4) анимационные программы.
Эталон: 2, 3, 1, 4
4. Тестовые задания открытого типа требуют произвольного ввода символов с клавиатуры.
Термин, обозначающий одновременно использование различных средств отображения и передачи информации?
Эталон: мультимедиа
5. Тестовые ситуационные задания позволяют выявлять умения обучающихся применять свои теоретические знания на практике при решении конкретных задач. Ситуационное задание состоит из информационной и вопросительной части. Информационная часть должна содержать все данные, необходимые для ответа на задания вопросительной части. Последняя, в свою очередь, может включать задания любого из приведенных выше видов.
Ситуация (условие задачи).
Компьютерная техника требует обеспечения некоторых параметров, без которых работа с мультимедиа затрудняется. Это связано с тем, что синтезированные изображения занимают большие объемы памяти, при этом они должны выводиться на экран и обрабатываться достаточно быстро. Определите эти параметры.
Задания к ситуации (требования задачи)
Среди перечисленных выберите мультимедийные компьютеры:
Эталон: 1, 2
Из перечисленных типов мониторов выберите соответствующий мультимедийному компьютеру:
Укажите минимальный объем ОЗУ, позволяющий реализовать мультимедиа:
1) 1 Мбайт; 2) 16 Мбайт; 3) 4 Мбайта; 4) 8 Мбайт.
Источник: studfile.net