Osm Go !
OSM Go! это мобильное приложение, которое позволит вам быстро и просто обогащать Openstreetmap прямо в поле, не обязательно будучи экспертом.
Он был разработан для отображения POI (оборудование, магазины и т. Д.), Которые находятся вокруг вас во время ваших воскресных прогулок.
Небольшое руководство доступно здесь: https://dofabien.github.io/OsmGo/
Исходный код доступен здесь:
https://github.com/DoFabien/OsmGo
Последнее обновление
4 нояб. 2020 г.
Инструменты
Безопасность данных
В этом разделе разработчики могут указать, как приложения собирают и используют данные. Подробнее о безопасности данных…
Нет информации.
Что нового
Première itération de l’interface de saisie des horaires d’ouverture (uniquement les horaires simple, sans jours, semaines spécifiques, ou vacances)
Mise à jour des dépendances
Источник: play.google.com
Leaflet + OpenStreetMap 地圖應用開發
Зачем миру нужен OpenStreetMap
Каждый раз, когда я рассказываю кому-нибудь об OpenStreetMap, меня неизменно спрашивают «Почему бы не использовать Google Maps?» С практической точки зрения это вполне уместный вопрос, но на самом деле это не просто вопрос практичности, а вопрос того, в каком обществе мы хотим жить. Я обсуждал эту тему в 2008 году в моём докладе об OpenStreetMap, который я представил на первой встрече MappingDC. Здесь я хочу изложить те же мысли в расширенном варианте.
В начале XIX века люди испытывали трудности со временем — не в том, сколько его у них было, а в том, чтобы знать, который сейчас час. Часы, конечно же, уже были придуманы, но в каждом городе было своё время, «местное время», которое синхронизировалось между часовыми башнями города, чаще всего с помощью церковного звона. Позже «Время Железной Дороги» (Railway Time), а затем и Среднее Время по Гринвичу (GMT) постепенно заменили собой всё «местное время», и большинство людей сегодня даже не представляют себе, что время — это не некая универсальная вещь. В США это понятие было поддержано сперва железными дорогами, а затем университетами и крупными компаниями.
«Проблема времени» сегодня — это география, и все ищут эталонный источник. Google ежегодно тратит около 1 миллиарда долларов, поддерживая свои карты в актуальном состоянии, и я уже не говорю о тех 1.5 миллиардах, которые Google потратила, купив Waze. И Google далеко не единственная компания, которая пытается купить всё, что только можно, связанное с картами, ибо Nokia купила Navteq, а TomTom и Tele Atlas работают над слиянием. Все эти компании пытаются стать тем самым эталонным источником информации о том, что находится на земле.
Всё это происходит по той причине, что знание о том, что на земле, сегодня уже стало большим бизнесом. С GPS в каждой машине и со смартфоном в каждом кармане, рынок услуг, сообщающих о том, где вы находитесь и куда направляетесь, стал очень горячим.
EASY DOWNLOAD WORLD COUNTRIES OSM | SHPFILES LARGE DATA IN GEOFABRIK 2022
Но раз есть все эти компании, то для чего же нам тогда нужен такой проект как OpenStreetMap? Ответ лежит в простой идее о том, что ни одна компания не должна обладать монополией на «место», точно так же как ни одна компания не обладала монополией на «время» в начале XIX века. «Место» является общим ресурсом, и если вы дадите всю власть над ним одной компании, вы дадите ей власть не только сообщать о том, где вы находитесь, но и силу искажать эту информацию. Проще говоря, есть три пункта: кто решает, что показывать на карте; кто решает где вы находитесь и куда направляетесь; а также вопрос личной приватности.
Кто решает, что показывать на Google Map? Ответ очевиден — Google. Я видел обеспокоенность этим фактом на встрече с местным правительством в 2009 году — они сомневались, использовать ли Google Maps на своём сайте, потому что Google сама решает, какие компании показывать на своей карте. Их беспокойство было вполне оправданным, так как правительство должно демонстрировать непредубеждённость, а отдавая показ карты на сторону, они теряли над ней контроль.
Кажется неизбежным тот факт, что рано или поздно Google монетизирует географический поиск либо платными результатами, либо с помощью сортировки по приоритетам. Разве что только они уже не делают это (т.е. случайность ли, что когда я ищу «завтрак», находясь рядом с моим домом, первый результат — «Рестораны SUBWAY®»?).
Конечно, Google не является единственным поставщиком карт, они лишь один из примеров. Дело в том, что когда вы пользуетесь услугами какого-либо поставщика карт, вы передаёте ему контроль над тем, какую вещь подсветить на карте, а какую не показывать вообще.
Второй пункт, вызывающий беспокойство, это информация о местоположении. Кто определяет, что является «местом поблизости» или куда вам следует ходить или чего держаться подальше. Этот вопрос был поднят ACLU (Американским союзом защиты гражданских свобод), в связи со случаем, когда поставщик карт при построении маршрута использовал информацию о том, какие районы он считает опасными или безопасными. Это сразу же вызывает справедливый вопрос — а кому решать, является ли какой-либо район опасным, и что вообще подразумевать под опасностью?
Вот, прямо сейчас Flickr собирает информацию о районах, основываясь на фотографиях, и предоставляет её через свой API. Они используют эту информацию, чтобы порекомендовать теги для вашей фотографии, но вполне возможно использовать информацию о границах районов, чтобы более тонко влиять на любой вопрос, начиная с закономерностей дорожного движения и заканчивая ценами на недвижимость, ибо как только поставщик карт становится достаточно большим, на них начинают полагаться как на источник «истины».
Наконец, все эти поставщики карт заинтересованы в том, чтобы собирать информацию о вас, включая способы, с которыми вы вполне можете быть не согласны. Как Google, так и Apple собирают информацию о вашем местоположении, когда вы пользуетесь их сервисами.
Они используют эту информацию, чтобы улучшить точность карт, но Google уже объявила, что собирается определять зависимость между тем, что вы ищете и тем, куда направляетесь. С 500 миллионами телефонов на Android это гигантский объём информации о том, какие привычки отдельно взятых людей проявляются когда они просто гуляют, когда едут на работу, идут в больницу, а то и принимают участие в акции протеста. Однозначно, мы не можем игнорировать влияние на общество того факта, что вся эта куча данных находится в одних руках, сколь бы благородными они не представлялись. Компании вроде Foursquare используют игровой процесс, чтобы скрыть то, что по сути является процессом сбора огромного количества данных, и даже Google уже включилась в эту игру с геймификацией в Ingress — игрой, которая накладывает искусственный мир поверх нашего реального и поощряет пользователей собирать информацию о маршрутах и делать фотографии в процессе того, как они борются или поддерживают вторжение инопланетян.
Теперь, когда мы определились с проблемами, мы можем посмотреть как OpenStreetMap все их решает.
Касательно содержимого карт, OpenStreetMap является и нейтральной и прозрачной. OpenStreetMap является подобной Вики картой, которую может редактировать кто угодно. Если магазин отсутствует на карте, его может добавить как владелец магазина, так и его посетитель.
Что касается показа (рендеринга) карты, то любой человек или компания, принимающие участие в создании карты, свободен рендерить её как ему удобно. Главная карта на OpenStreetMap.org использует ПО рендеринга и стиль со свободной лицензией, которые кто угодно может взять и подправить под свои нужды. Проще говоря, любой, кому необходимо, всегда может создать свои собственные карты, основываясь на данных OSM.
Также, несмотря на то, что самые популярные построители маршрутов для OpenStreetMap лицензированы под FLOSS, даже если какая-нибудь компания и выберет другую лицензию, пользователи всегда могут использовать свои построители маршрутов, и сравнив результаты построения, выявить какие-либо подтасовки, если они есть.
И наконец, пользователь волен скачать любую часть или даже всю карту OpenStreetMap для использования в оффлайне. Это означает, что можно использовать данные OpenStreetMap для навигации, вообще не передавая информацию о вашем местоположении на сторону.
OpenStreetMap уважает сообщества и уважает людей. Если вы ещё не вносите свой вклад в OSM, подумайте над тем, чтобы помочь. Если вы уже вклад вносите — большое вам спасибо!
- openstreetmap
- карты
- свобода информации
- доступность
Источник: habr.com
Начало работы с OpenStreetMap
OpenStreetMap (далее OSM) — онлайн-карта мира и удивительный феномен современной геоинформатики, получивший свое распространение за счет бурного развития веб-картографии и концепции свободного программного обеспечения (opensource), включающей активное использование краудсорсинга (crowdsourcing). Краудсорсинг — процесс создание чего-либо силами сообщества, члены которого мало связаны между собой. Каждый добавляет по кусочку и результаты, как правило, тоже являются достоянием общественности. Данные создаваемые в рамках OpenStreetMap распространяются по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0, подразумевающей свободное распространение, результаты любых изменений должны публиковаться под той же лицензией. Несмотря на название, в OSM содержится и картируется масса других данных, помимо уличной сети.
Данная статья представляет из себя быстрое введение в тему, написанное специально для тех, кто хочет начать работу с OSM. В статье демонстрируется программное обеспечение работающее под Windows, но все упоминаемые продукты так же работают и под системами на базе Unix. Следует отметить, что на сайте OpenStreetMap есть подобное описание работы с системой, в чем-то более подробное.
Мы всячески рекомендуем использовать его для ознакомления, если информации в данной статье недостаточно. Так же, рекомендуем обратить в русскоязычный форум сообщества OpenStreetMap, где обязательно найдется ответ на ваш вопрос. Данное руководство, хотя и написано полностью заново, во многом перекликается по структуре с «Руководством для начинающих» размещенного на Wiki OpenStreetMap, с которым мы всячески рекомендуем ознакомиться, при возникновении проблем.
Для начала установим некоторые определения:
- трек — набор точек, полученных с помощью GPS;
- объект — точечный, линейный или полигональный объект созданный по треку или аэро/космоснимку.
Вариантов создания данных в OSM существует несколько, в данной статей мы рассмотрим создание объектов по собранным трекам (отметим, что принимать участие в OSM можно и не имея GPS в принципе, об этом в следующих статьях). Итак, для работы нам понадобятся:
- GPSBabel
- Трэки
- Доступ в интернет и, соответственно, веб-браузер
Рассмотрим работу на конкретном примере.
Сбор данных
Подразумевается, что перед началом работы вы уже прошлись/проехались по улицам/дорогам отсутствующим в OSM и эти данные в виде треков присутствуют в вашем GPS. Для удобства и чтобы не загружать в OSM лишних данных, некоторые из которых могут быть конфиденциальными, рекомендуется так или иначе обособить трек, который нужно загрузить в OSM. Это можно сделать например пройдя/проехав маршрут в определенный день (включив GPS в начале и выключив в конце трека), маршрутом может быть определенная улица, тропинка, контур-полигон.
Если вы по ошибке загрузили в OSM трек с данными, которые бы вы не хотели показывать сообществу по той или иной причине, например в трек попало расположение дома, где вы живете, ничего страшного — вы сможете, нарисовав дорогу, удалить трек из OSM или же, при загрузке трека в базу, сделать его доступным только для вас (статус: PRIVATE).
Подготовка данных
Данные, собранные с помощью GPS, нужно преобразовать в формат GPX. Для этого можно воспользоваться программой GPSBabel (загрузить). В данном примере показана работа с устройством Garmin, для других устройств (Magellan, DeLorme) необходимо выбрать соответствующую запись в пункте Input [Device]. Для работы с программой необходимо:
- Подключить GPS к компьютеру с помощью USB или COM кабеля.
- Включить режим получения данных с устройства ([Device])
- Выбрать источник данных (например Garmin serial/USB protocol)
- Выбрать порт (в нашем случае USB или COM)
- Выбрать выходной формат (GPX XML) и имя файла
- Выбрать то что нужно получить с GPS (в нашем случае Tracks)
В соответствие с иллюстрацией, того же результата можно добиться просто запустив вариант GPSBabel для командной строки, используя команду:
gpsbabel.exe -p «» -t -i garmin -f usb: -o gpx -F «C:tempnew.gpx»
Для того, чтобы немного упорядочить процесс редактирования, загрузим только часть треков, ограничив выборку по времени некоторой датой. Для этого либо укажем нужную дату в настройках FilterStart at, либо модифицируем строку вызова (в данном случае будут загружены все данные собранные 27 июля 2008):
gpsbabel.exe -p «» -t -i garmin -f usb: -x track,start=20080728000000 -o gpx -F «C:temposm-beginpicnic.gpx»
Загрузка данных в OSM
Перед загрузкой данных необходимо создать учетную запись в OSM, имейте в виду, что учетная запись в OSM Wiki и самом OSM — разные вещи.
После создания учетной записи, необходимо зайти в OSM, используя ее и перейти в личный раздел щелкнув на своем имени в правом верхнем углу.
На открывшейся странице, нужно выбрать My traces (мои треки), указать файл GPX, задать описание и ключевые слова. В зависимости от того, хотите ли вы чтобы трек был доступен и другим пользователям или хотите оставить его только для своей работы можно установить или снять флаг Public. Заметим, что людям, работающим в этом же районе ваши треки могут пригодиться, поэтому рекомендуем его все-таки включать.
Каждый трек получает уникальный номер.
После того как трек загружен, он показывается как Pending, это означает, что он стоит в очереди загрузки в систему.
Однако это не значит, что мы не можем немедленно начать использовать эти данные, поэтому, выбрав Edit (редактировать) на только загруженном треке (не обращая внимания на надпись Pending), перейдем к редактированию. Через некоторое время, обычно 2-3 дня этот статус сменяется на анимированное изображение трека, нам дожидаться этого момента необязательно.
Редактирование данных
Два основных способа редактирования данных в OSM это онлайн редакция с помощью инструмента Potlatch построенного на базе Flash или оффлайн редакция с помощью JOSM (Java) или Merkaator(С++). JOSM/Merkaator устанавливается как отдельное приложение, может загружать существующие данные из OSM и треки GPS, а так же создавать/редактировать данные по трекам или изображениям ([josm-start.html подробнее о работе в JOSM]). Merkaator обладает несколько меньшими системными требованиями. Оба инструмента находятся в активной разработке. Для того, чтобы получить максимум функциональности от оффлайн редакторов все же необходимо подключение к интернет, для загрузки снимков и выгрузки данных обратно в OSM.
Хотя JOSM обладает несравненно большей функциональностью, в целях простоты иллюстрации в этой статье мы рассмотрим работу с Potlatch. Как уже говорилось вначале, загрузить GPS треки в OSM мало, нужно еще создать объекты используя эти треки.
Начало работы
После загрузки треков с помощью формы на OSM Wiki, нажмем на ссылку Edit (Правка) или просто найдем область работы и нажмем Edit.
Это приведет к тому, что в текущем окне браузера запустится приложение Potlatch, сфокусированное на то место, где находятся данные только что загруженного трека. Некоторое время понадобится на загрузку трека:
После первой загрузки появится окно, предлагающее выбрать из двух режимов редактирования. Первый: Edit with save — вы сначала редактируете, а потом, когда хотите — сохраняете. Второй: любые изменения сразу сохраняются. Если вы новичок, рекомендуем воспользоваться первым режимом.
При редактировании данных OSM, соблюдайте несколько простых правил.
- данные не должны копироваться из других, особенно несвободных источников
- точность — важна, картируйте места которые хорошо знаете
- и наконец — получайте удовольствие от процесса редактирования карт.
Для начала редактирования — нажмем кнопку Edit with save или Edit live.
Настройка общего вида
По умолчанию, если вы имеете дело со снимками, они показываются осветленными, чтобы выключить этот режим и видеть снимки контрастно, выберем кнопку и выключим режим осветления (галочка на Fade background должна быть снята).
После этого снимки приобретут контрастный и красочный вид.
Если Вы работаете по Европейской части России и на вашу территорию снимки по умолчанию не очень хорошего качества, попробуйте использовать данные спутника IRS. Для этого, в настройках в поле Custom введите:
Просмотр треков GPS
Вернемся к данным GPS, свежезагруженные треки показываются светлоголубым цветом. Если у вас нет своего трека — не беда, можно использовать чужие треки, если они загружены для общего пользования, если Вы хотите использовать чужие треки, необходимо включить их отображение с помощью кнопки Show GPS tracks.
Красная надпись Editing map показывает, что мы находимся в режиме редактирование и объекты, которые мы собираемся создать будут сохранены в базе данных OSM. На некоторые территории существуют данные высокого разрешения, предоставленные OSM Yahoo!, о чем свидетельствует их логотип в нижнем правом углу. Эти данные могут сильно помочь процессу создания объектов, хотя их можно создать и без них.
После загрузки трека и основы, загрузятся уже существующие в данном районе данные OSM, к которым мы собираемся добавить наш объект.
Исправление снимка
Внимательно изучим совпадение трека и снимка. Редакторы Potlatch и JOSM позволяют исправить положение снимка, если трек с ним не совпадает. Необходимо иметь в виду, что в 99.9% случаев, данные трека являются более точными, чем данные дистанционного зондирования — особенно космическая съемка Landsat, используемая для подавляющего большинства территорий.
Поэтому, если снимок не точно соответствует треку — можно его (снимок) скорректировать. Для этого, при нажатом пробеле можно перемещать снимок вверх-вниз-вправо-влево для лучшего соответствия треку. Следует учесть, что это не всегда необходимо и рекомендуется использовать только при наличие треков.
Создание объекта
Используя трек создадим по нему наш объект, в данном случае тропинку в лесу, последовательно щелкая вдоль трека до соединения с другой тропинкой. Используем некоторые правила:
- Если треков GPS несколько (что обычно и происходит если один и тот же маршрут пройден несколько раз), описывающая их линия должна являться их средней.
- Если первый/последний узел маршрута лежит на другом объекте, то он должен начинаться с этого одного из узлов этого объекта. Корректная связь объектов между собой сделает результирующую картинку более четкой и сделает возможной работу с данными как со связанной сетью
Для начала выделим существующий объект, другую дорожку:
Для начала отрисовки нашего объекта нужно определить узел с которого он будет начинаться. При создании объектов, кто собственно их самих, так же важно следить за их правильными взаимоотношениями с другими объектами (топологией), в частности это означает, что пересечения и соединения линейных объектов должны иметь общий узел. Соблюдение этих правил позволит использовать данные OSM для прокладки маршрутов и других задач, учитывающих такие отношения. Итак найдем узел подходящий для начала нашей дороги:
Нажав клавишу SHIFT, щелкнем на этом узле:
Продолжим отрисовку, последовательно щелкая вдоль трека, создав таким образом весь маршрут:
Так как завершение линии тоже требует примыкания, при создании последнего узла следует быть внимательным. При наведении курсора на линию к которой примыкает новая нужно убедиться, что последний узел попадает на подходящий узел линии, к которой осуществляется примыкание. Узлы создаваемой линии показываются красным цветом, узлы линии, к которой осуществляется примыкание — синим. Закончить линию можно двойным щелчком мыши.
После завершения, новая линия будет отображаться серым цветом по умолчанию:
Редактирование атрибутивной информации
Второй неотъемлимой частью пространственных данных, кроме геометрии, которую мы только что создали является атрибутивная информация. Каждому созданному объекту необходимо задать один или больше параметров. Редактирование атрибутики осуществляется с помощью панели расположенной внизу окна Potlatch, под картой. Так выглядит эта часть окна, если ни один объект не выбран:
После создания объекта, поля заполнены некоторыми значениями по умолчанию, как мы видим у нового линейного объекта пока нет атрибутов и номер объекта — отрицательный, что говорит о том, что он еще не загружен в общую базу и не получил уникального идентификатора в системе:
Для изменения значений можно использовать два подхода. Первый, изменять значения, сначала выбрав тип объекта, нажав на пиктограмму автомобиля, затем выбрать из выпадающего списка подтип. Затем нажав на кнопку с знаком плюс добавить необходимое количество тэгов, таких как имя (name), тип дороги (highway) и другие. Изучить атрибуты других объектов в окрестностях можно просто нажимая на них. Посмотрим на соседнюю тропу такого же типа, как и вновь нами созданная:
Второй, быстрый способ ввести атрибуты использовать кнопку копирования атрибутов с другого объекта.
Она работает следующим образом, копирование осуществляется с последнего выбранного объекта. То есть, вы выбираете объект с атрибутами, затем выбираете свой и нажимаете кнопку копировать атрибуты.
Завершение работы
Геометрия и атрибуты созданы, редактирование закончено. Для сохранения результатов нужно сохранить изменения щелкнув где-либо вне редактируемого объекта, чтобы снять с него выделение.
После этого, необходимо нажать на кнопку Save и ввести краткое описание изменений:
Просмотр результатов
Потребуется некоторое время (от нескольких минут до 1-2 часов) для того, чтобы созданные объекты появились на самой карте. При этом для редактирования они будут доступны уже сейчас. Результат окончательной отрисовки на OpenStreetMap с помощью Mapnik будет выглядеть примерно так:
Ссылки по теме
- Подготовка к работе с треками для OSM: GPSBabel и JOSM
- Русскоязычный форум OpenStreetMap
Последнее обновление: 2014-05-14 23:36
Дата создания: 01.09.2008
Автор(ы): Максим Дубинин
Источник: gis-lab.info
Картография. Почему я выбрал OpenStreetMap?
Терминология.
Предлагаю сразу разделить два понятия: картография и навигация.
Картография — представление географии реального мира в виде модели в 2 или 3 мерном пространстве с определенными упрощениями.
Навигация — создание маршрутов из определенных точек по определенным правилам.
В этой записи строго про картографию. Про навигацию поговорим в отдельной записи.
Также договоримся, что речь будет о двухмерной картографии. Трехмерность пока не учитываем, в автомобильной тематике она не так важна.
Картография может быть реальной и цифровой. Бумажная карта, рисунок на салфетке, наскальный рисунок — это реальная картография. Ее можно пощупать руками. Да, она все еще жива, но в век цифровых технологий на первый план выходят именно цифровые картографии, которые живут в ваших компьютерах и гаджетах. Которые можно рассмотреть в деталях на большом мониторе или положить в карман и взять с собой хоть на край света.
Цифровая картография может быть растровой и векторной.
Растровая карта — это картинка, которая состоит из набора пикселов. По сути, это сохраненная в компьютере фотография или скан бумажной карты или же фотографи местности с высоты. Пользоваться ей на гаджете настолько же просто, насколько посмотреть фотографию в галерее. Но минус таких карт в том, что их сложно модифицировать и они не являются машиночитаемыми без специальной обработки (алгоритма распознавания).
Векторная карта — это набор точек, векторов и отношений. Попахивает геометрией? Да, именно так. Многообразия комбинация математической записи этих трех примитивов достаточно для того, чтоб ЭВМ смогла составить впечатление о реальной картине мира. И их достаточно для того, чтоб по специальному алгоритму, чаще всего гораздо более простому, нежели алгоритмы распознавания, компьютер смог подготовить карту, читаемую человеком, т.е. растровую.
В компьютерном представлении точка — пара координат (X, Y) для двухмерного пространства. Вектор — две пары координат точек, точка начала А и точка конца В. При этом у вектора есть направление, если оно дальше имеет смысл — порядок записи точек. Отношение — набор векторов и точек, связанный какой-то логикой.
Теги — некоторые понятные одновременно человеку и компьютеру описания. Например, building=yes. Человек переводит с английского и понимает, что тегом помечено что-то, являющееся зданием. Машина аналогично читает этот тег и далее может работать с объектом, помеченным этим тегом, зная, что объект — здание. Это знание может быть использована в поиске чего-то или в алгоритме растеризации, который нарисует объект в соответствии с правилами рисования зданий.
Полный размер
OSM в красивом рендере MapSurfer.
OpenStreetMap (OSM)
Что же такое OSM? Это открытая база данных примитивов и тегов, с помощью которых описана модель нашего окружающего мира. Модель, воспринятая человеком и переведенная в электронный вид. База является открытой для чтения и изменения всеми желающими. Для изменений используется модерация и резервное копирование, вследствие чего откровенный вандализм маловероятен и быстро убирается.
На основе базы-геомодели действую уже дальше разнообразные инструменты для визуализации модели, для поиска данных, для создания навигации, для вычисления различных величин.
Скорее всего, по минимум, пользователь OSM столкнется с визуализатором базы, с инструментом по прокладке маршрута с использованием базы геоданных.
Самый частый визуализатор — сам сайт www.openstreetmap.org или его российская версия openstreetmap.ru . На этих сайтах можно просмотреть в виде картинки карту местности. Возможны различные визуализации базы — для одних и тех же данных применяются различные алгоритмы создания картинки. Каждый может выбрать себе по вкусу.
Кому-то нужно меньше данных, кому-то приятно смотреть на трехмерные строения, кому-то важны мелкие населенные пункты и грунтовые дороге вкупе с рельефом местности. Это все выбирается стилем отрисовки карты. Самый часто используемый стиль — Mapnik.Он может быть немного непривычен после других продуктов, но он является основным для продвинутых пользователей OSM, т.к. он содержит самые свежие данные из базы данных объектов.
Поиск объектов. Оба сайта поддерживают поиск объектов по их названиям. Но российский сайт еще умеет дополнительно выделять на карте POI (Points Of Interest — точки интереса). Они сгруппированы по типу, пользователь может выбрать, что он хочет увидеть, будь то родник, достопримечательность, заправка, магазин или образовательное заведение. Выбор категорий POI очень большой.
Прокладка маршрута действует на глобальном сайте посредством специальных навигационных движков. О них будет в следующей записи.
Редактирование карты.
Выделяю это использование картографической базы данных отдельно. Это одна из ключевых особенностей OSM — пользователь может отредактировать карту, привести ее в вид, соответствующий действительному миру. Нужно ли это пользователю? Гиганты картографии считают, что нет. Они сами отслеживают изменения окружающего мира и сами вносят изменения, хоть и с большим запозданием.
OSM считает иначе — база данных должна соответствовать текущему состоянию дел и быть актуальной.
Перейдем к реальному примеру. Не так давно я получил от супруги задание — заехать на «молочную кухню» и забрать продукты. Быстрый поиск в 2ГИС выдал мне нужный адрес и часы работы заведения. Вроде бы задача проста — вбей в навигатор адрес и проедь. Окей, вбили, поехали. Адрес — г. Курск, ул.
Никитская, д. 10.
Полный размер
Квартал с искомым зданием.
Полный размер
Как нас ведет навигатор. Навигатор в моей машине предлагал такое же решение.
Местные сразу увидят проблему — с ул. Карла Маркса запрещен в этом месте левый поворот, там двойная сплошная. Я это знал тоже, потому сразу на светофоре повернул на Хуторскую, видя дорогу по дворам. Но во дворе меня ждало дальнейшее разочарование — от дома 55, 53 к 10 есть единственная дорожка. 50метров пешком — не проблема.
Проблема выехать в сторону ул. Никитской. 10 минут по снегу во дворе показали, что все выезды закрыты. Пришлось возвращаться тем же путем.
Что сделают пользователи яндекса и навитела в случае, если карта завела их не туда? Правильно, забьют.
Пользователь OSM на забьет! Он сядет и нарисует то, как должно быть на самом деле.
Полный размер
Садимся и рисуем.
Не бойтесь — это не что-то страшное. Это мой любимый, официальный и самый мощный редактор OSM данных. По сути — специализированный векторый редактор. CorelDraw, только вместо цвета и толщины линии мы указываем правильные теги. Для более быстрых правок есть встроенные в сайт редакторы, но я сразу взял правильный инструмент, чтоб исправить и вопрос с запрещенным поворотом с Карла Маркса.
Полный размер
Заодно проверяем навигацию по обновленным данным.
Во дворе уютненько разместились 3 точки — бетонные блоки, мешающие проезду машины, но не мешающие человек. Добавилась тропинка, переместилась на правильное место лестница и исправилась траектория дороги. Установился запрет на левый поворот с городской магистрали. Это все заняло минут 15 на благо себе и людям.
Заливаем изменения обратно на сервер. Через 5 минут самый шустрый рендер Mapnik уже отрисовал карту с внесенными изменениями. Хорошо. Через 15 минут движок маршрутов увидел изменения и перестроил маршрут на правильный. А вот нет, маршрут перестроился не потому, что двор перерисовался, а потому, что я поставил маркер в другую точку, к которой ближе ехать по правильному в жизни маршруту.
Да, есть такая неприятность у OSM, что данные в базы данных других рендеров и построителей маршрутов попадают с большим опозданием. У кого-то это сутки, а кто-то и по две недели ждет, чтоб не было откатов промодерированных данных, чтоб невзначай не показать завандаленную информацию. Но меня это не парит — при ближайшем обновлении карт в навигаторе уже завтра-послезавтра данные будут актуальные и машина меня вывезет туда, куда надо.
Заодно добавили на карту саму «молочную кухню» и парикмахерскую, находящуюся в той же пристройке.
UPD.
Карту нарисовал 12 числа. 13 числа раздал в машине WiFi, проверил, что 13 числа утром был очередной релиз карты, потратил 60Мб на обновление карты Курской области. В результате все мои изменения попали в машину. Бетонные блоки и «молочную кухню» видно. Маршрут стал строиться так, как надо.
Скорость решения проблемы — сутки.
Полный размер
Уже правильный маршрут на экране ГУ машины.
Сравнение с другими картографическими системами.
Моя любимая картографическая растровая система — карты «генштаба», которые были созданы после аварии на ЧАЭС. Данные на них по большей части устарели и их можно использовать больше для поиска дорог между поселками области, нежели для поиска дома в городе.
Спутниковый снимок — штука хорошая и полезная. Но скорее как материал для подготовки векторной карты. Нарисованные в автоматическом режиме со спутниковых снимков карты гугла и яндекса будут дальше. На самом же спутниковом снимке бетонные блоки не видны, они слишком маленькие и скрыты деревьями.
Важно! Использовать снимки гугла и яндекса для рисования OSM карт нельзя ввиду их лицензии. Такие правки отлавливаются и удаляются. Пользоваться снимками Bing можно, но их качество далеко от идеала.
Полный размер
Ок, Гугул! Покажи нам Никитскую 10!
Не густо информации. Дорожки далеки от действительности. Вот до чего доводит следование тупым роботам распознавания спутниковых снимков.
Полный размер
Яндекс! Никитская 10, поехали!
Уже лучше. До места я бы доехал, а вот выезжал бы так же, как и без карты. Зато много дополнительной информации. Спасибо машинками яндекс-панорам, которые помогают роботам, распознающим аэрофотоснимки.
Полный размер
Бинг, хватит! Садись, два!
Бинг не на высоте. Своих данных нет, роботы снимки не распознают, кадастр в поисках домов тоже никто не парсил. Ну действительно, кому в Кремниевой долине нужен этот Курск. А туземцы и сами разберутся. Так что, разбираемся сами, без Бинга.
Полный размер
2ГИС. Твердый хорошист. Данные о зданиях и организациях появляются в нем быстрее всего. Срок актуальности — не более месяца. Бесплатен что на РС, что на гаджетах.
На гаджетах автономен, что немаловажно в местах слабого приема сотовых сетей. Один проезд все же прозевали, остальные тупики действительно изображены тупиками. Навигатор поосторожничал и, как правильный герой, повел в обход.
Главная проблема — фрагментарость знаний. Тут знаю — тут не знаю. Курск — пожалуйста. Курчатов или Льгов — а что это? Если зона ваших интересов совпадает с зонами интереса 2ГИС — вам повезло.
А если 2ГИС еще и знает нужный вход в здание — повезло двойне.
UPD.
Данные 2ГИС работают для машин, но не работают для человека. Блоки мешают машинам, но их легко перешагнуть, потому тупики — не тупики.
Полный размер
И так сойдет!
Про-город. Качество средненькое. Во дворе покрутимся, но доедем. Карту можно и на компе посмотреть, но навигация только на гаджете и платная.
Полный размер
Почти молодец!
Навител держит марку и держится в догоняющем пелотоне. Этажность зданий показывает, детализация нормальная, двор знает средне, потому не рискует и сразу ведет в обход по правильной дороге. Но за это приходится ему еще платить, покупать карты с актуальностью в квартал. В сложных ситуациях, конечно, лучше 2ГИС, но все же имеет приличные белые пятна вне основных автомобильных дорог. В деревне с ним делать нечего.
Сити гид знает многое, но не все.
Сити гид знает о проездах во дворе и том, что некоторые из них тупиковые. О бетонных блоках и шлагбаумах не знает. Да и как можно знать о шлагбауме внутри арки дома, если там не побывать лично? Потому и маршрут, построенный им оказался неправильным.
Очень жирная линия маршрута, потому карту пришлось сделать отдельным снимком.
Обновление карты не помогло. Вроде как есть функция обратной связи с сообщениями об ошибках карты. Возможно, что это работает. Но скорость отклика явно не 1 сутки, как в случае с OSM.
Выводы.
Надеюсь, что после этих выкладок стало понятно, почему я являюсь не только пользователем, но и картографом OSM. Если до тебя в этом месте был картограф — все будет хорошо. Нет — на второе твое посещение все будет хорошо. А если сделал «домашнюю работу» — то как минимум удовлетворительно с первого раза. И не надо надеяться на доброго дядю — он в этот двор может не зайти никогда.
Да и на кордоне Стахановский делать ему нечего, в отличие от тебя, которому все нужно посетить и которому везде интересно.
Следующая часть про навигацию. Движки, алгоритмы, пробки, геооснова.
История обновлений.
Добавил результат правки OSM в виде кадра с навигатора магнитолы через сутки.
Добавил Сити-гид.
Источник: www.drive2.ru
Openstreetmap для походов
Знания большинства людей о OSM обычно ограничиваются: “Это карта которую рисуют обычные люди, как википедию”. Далее часто приходится слышать, что карты OSM для туризма не пригодны, что там нет рельефа, перевалов и т.д. Это не так, и я убедился в необходимости написании ликбеза.
Оглавление:
- Что такое на самом деле OSM;
- Зачем он туристам;
- Как получать информацию из OSM при планировании похода;
- Как им пользоваться уже на маршруте;
- Немного о рисовании (дополнении) OSM.
Что такое OSM?
Это не карта, которую вы видите на openstreetmap.org!
OSM – это база данных. Для простоты понимания представьте себе некий файл с табличкой, где записаны в первой колонке координаты точек или линий, во второй колонке, что эти точки и линии обозначают. Вот такая табличка – это и есть OSM. Я конечно упростил сейчас табличку, но главное, чтобы вы понимали, что OSM в исходном варианте – это именно такая скучная табличка, а не красивая разноцветная карта и не картинка даже.
Данные из этой таблички используются, чтобы сделать…. что угодно!
От электронных карт для туристов до схем электросетей или плаката на стену со схемой маршрутов автобусов в родном городе.
Каждый, кто создаёт графическое представление OSM, выбирает сам на свой вкус и цвет то, как будут там представляться те или иные объекты. И будут ли представляться ли вообще. Как видно на картинках выше, те, кому потребовалась карта электросетей проигнорировали все объекты в базе OSM, кроме тех, что относились к электросетям. А создатели Maps.me, делая карту для навигации в населенке и рядом, линии ЛЭП, горные перевалы и броды в свою карту не вставляли. Cоздатели морской карты выуживают из базы данных совсем третье.
То есть, если я очень захочу, то я смогу сделать карту, где будут отображаться только моря, скамейки и колодцы. И моря будут красными, скамейки будут на карте выглядеть в виде флага ООН, колодцы будут отображаться на самом крупном масштабе (когда, что на каком масштабе показывается, тоже естественно может быть разным) и будут рисоваться крестиками . Обновляться (подтягивать актуальную информацию с серверов OSM) моя психоделичная карта будет каждое полнолуние (Кто как ставит, а я люблю полнолуние!). Такая карта будет никому не нужна, но в теории это можно
Поэтому и нет никакого списка “Условные обозначения на картах OSM”. У каждого графического представления (видаOSM/растеризатора – вы сможете встретить разные названия) он будет разный. Как получать информацию из OSM я расскажу ниже. Это будет интересно даже тем, кому обозначения на картах интуитивно понятны, ибо, как вы наверное поняли, нет ни одной карты OSM, которая отображала бы сразу всё, что есть в базе.
Зачем нам это надо?
Подробнее о картах, используемых для подготовки к походу можно прочитать у меня ТУТ.
Яндекс и Гугл карты для лесов и гор не применимы – это и так надеюсь понятно. Ни тропинок, ни нужных объектов, ни рельефа. Корпорациям не интересно отвлекаться и прорисовывать тропинку, по которой за год пройдет человек 100. Не интересно отображать родник в лесу, а перевалы нужны такому ничтожному количеству их клиентов, что они там скорее всего никогда не появятся.
В ГГЦ много косяков, и они, также как и генштаб, устаревают, пока вычитаете эту статью.
Ни в Генштаб, ни в ГГЦ мы изменения внести не можем, ни чтобы самим пользоваться нормально, ни чтобы другие люди могли воспользоваться нашими знаниями о том, что карты не точны.
SLAZAV – хороши, но покрывают совсем маленькую территорию. Устаревают сразу после того как отрисовали район, актуальность поддерживается по желанию редактора. Случай из жизни
– собирались в апреле 2017 года в ПВД по Подмосковью. В середине маршрута намечался мостик. Нам очень не хотелось бродить реку в апреле, потому наличие этого моста было проверено по всем возможным источникам – по OSM, SLAZAV, трекам Strava и другим. Всё обещало, что мост существует. Конечно же, на месте оказалось, что мост снесло половодьем, по-видимому недавно. Ну бывает.
Мы нашли дерево, удачно упавшее через реку и радостно переползли по нему, речь не о том. О том, что моста нет, в OSM было внесено вечером воскресенья по возвращению из этого ПВД. Точно тогда же я отправил сообщение о том, что моста нет, с его координатами человеку, рисующему Slazav. Я был в том же месте в октябре 2017го, моста по-прежнему нет, а в Slazav он есть..
На момент написания статьи (апрель 2018, т.е. прошел год) ситуация точно такая же. Вот координаты того моста. Может, поменяется что?) UPD: 20.11.2018 Прошли там еще раз и мост появился. В ОСМ поправили, и Слазав теперь соответствует действительности
Мосты строят быстрей, чем его меняют.
Векторные карты отдельных районов, рисуемые энтузиастами, страдают из-за того, что нет единого центра их хранения.
Предположим, скачав файл векторки Алтая, турист из Ижевска обновляет его часть по спутниковым снимкам, тоже самое, но с другой частью делают туристы из Москвы и Иркутска. Три группы сходили в поход и, предположим, что никто из них не забил, и они дорисовали районы своих походов по тем данным, что собрали сами в ходе походов.
Кто из них не поленится отправить обновленный файл админу того сайта, откуда они его взяли? А как он будет объединять данные от трех руководителей? На практике получится так, что три версии обновленного файла будут гулять по друзьям и знакомым в пределах одного турклуба.
В следующем году они, собираясь пойти тем местам, которые отрисовали их коллеги из другой части страны (не знакомые им) проделают всю работу опять заново. Остальные люди данными, собранными в походе, воспользоваться не смогут. К вышеизложенному можно добавить, что процесс создания отдельной векторной карты сложен и трудоемок, а карты требуют специального ПО для просмотра.
Покрытие таких карт тоже не велико даже в масштабах страны, не говоря уже о планете.
OSM легко обновить, он всемирный. Именно из-за его всемирности и возможности редактировать каждому человеку там появляются тропинки в глухом лесу, после того как там прошел осэмщик с навигатором. А расположение улиц и домов в глухом поселке, рек, озер и лесов появится после того, как кто-то со скуки обкликает эти объекты со снимка.
Этим человеком можете быть вы – и не надо ждать милости от Яндекса или Слазава, пока отрисуют ваш район. Это удобное место. чтобы хранить всю собранную туристами информацию. Даже если вы решили залить в навигатор не OSM и пойти по нему в горы, то по возвращению в цивилизацию, вам все-равно захочется увидеть в навигаторе магазинчик у вокзала.
А ни в Слазаве, ни в Хребтовках он не отмечен. А в OSM скорее всего да. Если вы, прочитав эту статью, начнете пользоваться OSM и обновлять его, то общедоступные карты будут становится всё лучше и лучше.
Как получать информацию из OSM при планировании похода
Планируя поход, мы смотрим все имеющиеся карты на район похода + разные отчеты + треки с разных ресурсов.
Просматривать различные виды OSM сидя за экраном компьютера удобнее всего на сайте nakarte.me
или в программе SAS Planet.
Но в OSM много информации, которая а) не помещается на карту б) не картографическая в принципе. Если по району до вас прошелся грамотный ОСМщик, то вы получите очень много информации, которую обычно привыкли получать из отчетов спортивных туристов. (Кстати в отчетах бывает врут и приукрашивают действительность из-за мотива справок, корочек и разрядов, а редактору OSM мотива врать нет.) И тут эта информация сразу привязана к местности, а не в виде текста. Если район прорисован плохо – значит вам не повезло и в ваших руках это исправить.
Я вам покажу самый простой, не требующий установки никаких программ способ выуживания интересной дополнительной информации из OSM.
Сначала идем на https://www.openstreetmap.org и масштабируемся на нужный нам район.
Жмем на кнопочку “слои” справа
Появляется меню. Тут появляется выбор карт, из которых нас может интересовать “Карта для велосипедистов” (Среди туристов у велосипедистов кстати навигация развита лучше всех по моим наблюдениям. С их скоростью перемещения им оно актуальнее всего), которая включает горизонтали на карте.
Но лезли мы в это меню не ради карты с горизонталями, этого добра везде навалом. (Самих горизонталей в базе ОСМ нет, в стилях с горизонталями они берутся из других источников, обычно из данных космического сканирования Земли SRTM и ASTER GDEM). В выплывшем меню нам нужна галочка “Просмотр данных карты”.
Теперь все точки, линии, границы полигонов (полигон – это замкнутая линия; например, на картинке выше это голубой ледник) стали синенькими и кликабельными, даже те, что ранее были не видны вообще.
Ну давайте для начала щелкнем на точечный объект, например на стоянку. Слева выпрыгнет меню.
В этом меню мы как раз и видим ту информацию, которая нам и нужна была. Это та самая информация в базе данных OSM в её “первозданном виде”. Именно эти буковки (“теги”, как это правильно зовется) и описывают точку. В данном случае они говорят, что это место под палатки, бесплатное, без всяких разрешений, называется “под Укю-кошем”.
Откуда я всё это узнал? Те синие надписи – ссылки. И они ведут на страницы в OSM Wiki – википедию, где описаны все теги, которые придумало сообщество OSM для описания этого мира. Практически на каждый тег есть своя страница с подробнейшим описанием того, что им обозначают.
Я перенёс теги точки из нашего примера сюда, чтобы вы могли потыкать.
name = под Укю-кошем
Как видите, каждый тег состоит из двух частей: ключа (слева от =) и значения (справа от =). Если ссылка активна сразу и на то и на другое, то проще жать на правую часть (ключ).
Источник: shuriktravel.ru