Несмотря на то, что примеры программ приводятся на С++, тут не приводятся особенности отдельных языков программирования, связанные с обработкой исключений, а описываются лишь принципы, общие для большинства языков.
Что следует понимать под ошибкой?
Исключения являются механизмом обработки ошибок, при этом под ошибкой имеется ввиду любая ситуация, в которой функция не может продолжить корректное выполнение из-за каких-либо внешних факторов:
- функция отправки данных по сети (через сокет) не может знать как в вашем конкретном приложении должен обрабатываться разрыв соединения;
- функция, выполняющая запрос к базе данных может вырабатывать исключение в случаях если база стала недоступна или в запросе допущена ошибка;
- было бы хорошо, если бы функция вычисления квадратного корня не завершала аварийно работу программы в случае если на вход подано отрицательное число, а вырабатывала бы исключение.
Способы обработки ошибок
Таким образом, под ошибкой надо понимать только те проблемы, которые функция не может решить локально. В этих случаях функция должна как-то известить того, кто ее вызвал о сложившейся проблеме, есть различные способы сделать это:
15. Примеры реальных ошибок в программах
- возврат кода ошибки. Например, если при отправке сообщения по сети выяснится, что соединение разорвано, функция отправки может вернуть единицу, а при успешной отправке — ноль;
- вернуть заведомо некорректный результат. Например, функция malloc , выделяющая память в языке Си при ошибке (невозможности выделить память) возвращает ноль, а в остальных случаях — начальный адрес выделенного фрагмента;
- вернуть любое допустимое значение и выставить глобальный флаг ошибки (в языке С++ для этого может использоваться глобальная переменная errno .
- аварийно завершить работу (в С++ для этого используются функции abort или exit );
- выработать исключение (подробнее написано ниже);
Конечно, помимо завершения работы, вы всегда можете записать описание сложившейся ситуации в log-файл (поток cerr в С++) или вывести на экран.
Аварийное завершение работы — это худший способ обработки ошибки, т.к. программист фактически расписывается в своей неспособности что-то исправить.
С точки зрения последовательности выполнения команд, возврат кода ошибки ничем не отличается от возврата некорректного значения или выставления флага ошибки в глобальный объект. Во всех этих случаях функция, которая не знает как корректно обработать входные данные передает эти обязанности непосредственно коду, который ее вызвал. Чаще всего это работает хорошо, однако:
- если вызывающий код не обрабатывает код ошибки (он ведь не обязан это делать), то он продолжает вычисления, но уже с некорректными данными. Такая ситуация выявится не сразу, ведь вы можете получить некорректный результат или аварийный останов совсем с другом месте. Например, в библиотеке Qt есть функция преобразования строки в целое число:
int QString::toInt(bool * ok = 0, int base = 10) const
В случае ошибки она вернет ноль и присвоит значение false аргументу ok (который вообще не является обязательным). Если наш код вызывает эту функцию для строки, не являющейся целым число — то он продолжит выполнение, получив в качестве результата ноль (вполне корректное, но неверное значение); - далеко не всегда удается правильно обработать ошибку непосредственно в коде, вызвавшем функцию. В результате получается примерно следующая ситуация:
Три типа ошибок программирования в любом языке. Типичные ошибки программистов.
bool foo(QString str) < bool ok; string.toInt( if (false == ok) < return false; >// . some actions > bool bar() < QString str; // . some actions if (false == foo(str)) return fasle; >>
В этом контексте, исключения можно рассматривать как механизм доставки информации об ошибки до точки программы, где эту ошибку наиболее естественно обрабатывать. Доставка ошибки при этом будет выполняться точно также, как и серия операторов return в приведенном выше фрагменте кода — каждая функция получившая исключение передает управление «наверх» (раскручивая стек), процесс продолжается до тех пор, пока исключение не попадет в блок trt<> , содержащий обработчик, совместимый с типом исключения.
Исключением также называют объект, некоторого класса, являющийся представлением ошибки (исключительного случая).
Синтаксические конструкции механизма обработки исключений
Фрагмент кода, внутри которого могут вырабатываться исключения должен быть помещен в блок try<> , к которому могут быть добавлены обработчики — блоки catch(ExceptionType) <> . Функция может вырабатывать исключения при помощи оператора throw . Например:
try < socket = connect_to_server(host); // throw BadHostException or ServerNotAvailableException send_message(socket, message); // throw ServerNotAvailableException or BadMsgException >catch(BadHostException exception) < // BadHostException hadler // can charge other host from user >catch(ServerNotAvailableException exception) < // ServerNotAvailableException handler // can reconnect for example >catch(BadMsgException exception) < // BadMsgException hadler // can notify user by window >catch(. ) < // other types of exceptions hadler >
При возникновении исключения (вызове throw ) в какой либо из функций начинается раскрутка стека (в том числе освобождается память из под всех локальных объектов), до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий catch в функции, которая непосредственно или косвенно вызвала функцию, сгенерировавшую исключение.
Исключения могут организовываться в иерархии посредством наследования. Например, в стандартной библиотеке C++ определен базовый класс std::exception , от которого наследуется std::logic_error (класс логических ошибок), являющий базовым для std::out_of_range . Для фрагмента кода, рассмотренного выше, мог быть выделен класс NetworkException , базовый для BadHostException и ServerNotAvailableException . При этом, если при обработке нам не важно какие именно проблемы с сетью произошли — мы можем написать обработчик для базового класса.
К блоку try<> может быть написано несколько обработчиков, совместимых с одним и тем же типом исключения. Блоки catch обрабатываются в порядке их перечисления, поэтому будет выбран тот, который описан выше. Например:
catch(BadHostException exception) < // BadHostException hadler >catch(NetworkException exception) < // all network exceptions, but not BadHostException >catch(ServerNotAvailableException exception) < // never call, because ServerNotAvailableException was hanled as NetworkException >
Рекомендации по использованию исключений
Выше описаны общие (подходящие для большинства языков) принципы обработки исключений. Однако, в каждом языке есть свои тонкости.
Так, например, в языке Java есть ключевое слово finally , задающее фрагмент кода, который будет выполнен при возникновении исключения любого вида. В языке C++, например: надо учитывать то, что при обработке throw создается копия исключения; в обработчике исключения запись throw; позволяет передать текущее исключение дальше без копирования; и множество других тонкостей [3]. Во многих языках можно задать спецификацию исключений для функции (используйте спецификации исключений), т.е. список исключений, которые могут выходить из нее — если вдруг какой-либо участок кода начнет вырабатывать новый тип исключения — вы получите ошибку на этапе компиляции. Изучите особенности реализации механизма исключений для своего языка программирования.
Исключения являются более безопасным и удобным механизмом, чем коды ошибок — за счет спецификации исключений компилятор гарантирует, что вы не пропустите по невнимательности обработку ошибки, кроме того, ошибки будут сами доставляться до подходящего обработчика. Страуструп пишет, что в ряде случаев только за счет использования исключений удается сократить объем кода обработки ошибок в два раза [1]. В связи с этим, следует использовать исключения вместо кодов ошибок, такой подход окажет положительное влияние на архитектуру всего приложения.
Роберт Мартин рекомендует начинать написание функции с try-catch-finally . Это заставит программиста еще раз задумать о том, какие ошибки могут произойти — на самом деле, почти любая функция может столкнуться с ситуациями, в которых не сможет продолжить вычисления [2].
Старайтесь использовать иерархии исключений. Нередко, внутри библиотеки может вырабатываться огромное количество разных видов исключений, однако пользователю могут быть не важны детали проблемы — например, ему достаточно знать, что видеокарта не поддерживает нужный ему набор функций, но совершенно ненужно знать почему. Мартин советует определять классы исключений в контексте потребностей вызывающей стороны [2], однако чаще всего этого можно достичь при помощи иерархий, т.к. клиент всегда сможет обработать как конкретные, так и базовые классы исключений.
Пишите код, безопасный с точки зрения исключений (exception-safe)
Что такое «код, безопасный с точки зрения исключений»? Пусть имеется какой-то произвольный фрагмент кода. Где-то в процессе выполнения этого кода генерируется исключение и перехватывается снаружи. Этот фрагмент кода безопасен с точки зрения исключений если он, в идеале, отвечает следующим требованиям:
- Все ресурсы, выделенные внутри блока try до генерации исключения, должны быть корректно освобождены;
- Все объекты, созданные внутри блока try до генерации исключения, должны быть корректно уничтожены;
- Должен произойти полный откат всех изменений в системе, внесенных кодом, который выполнился от начала блока try до момента генерации исключения.
Эти три пункта указываются почти в любой литературе, в которой идет речь о безопасности с точки зрения исключений. По большому счету, первые два пункта это частные случаи более общего правила, указанного в третьем пункте. Код, безопасный с точи зрения исключений, это код, обладающий транзакционным поведением.
Транзакционность и «бизнес-логика»
Блоками try следует охватывать те участки кода, которые должны иметь транзакционное поведение с точки зрения «бизнес-логики» самой программы.
Рассмотрим в качестве примера графический редактор, имеющий multi-dialog интерфейс, и следующий сценарий работы: пользователь выбирает у главном меню «Open file(s)», выделяет десять картинок и нажимает «Open». Восемь картинок загружаются корректно, загрузка девятой генерирует исключение.
Для того, чтобы понять, какой именно участок кода следует охватить блоком try, необходимо решить, какая именно логика работы с точки зрения сценария должна быть реализована. В рассматриваемом примере возможны два очевидных варианта, и оба вполне имеют право на существование. Первый — открыть только те картинки, которые корректно загрузились и показать сообщение об ошибке.
Второй — показать сообщение об ошибке и выбросить все успешно загруженные картинки, тем самым выполнив полный откат системы. В первом случае элементом транзакции является код загрузки отдельно взятой картинки — он и берется в блок try. Во втором случае элементом транзакции является код загрузки множества картинок, то есть фрагмент, находящийся на один логический этаж выше.
Итак, блоками try следует охватывать участки кода, которые должны представлять собой транзакцию с точки зрения «бизнес-логики». При этом следует стараться расположить блок try как можно выше относительно вложенности функциональности, делая шаги вверх по этажам до тех пор, пока языковая транзакция не начнет противоречить логике, которая должна быть реализована в программе. И логика эта, как показывает практика, может быть очень разнообразной.
Обеспечение транзакционности
Некоторые авторитетные люди, чьи книги издаются чуть ли не миллионными тиражами, утверждают, что одна из причин, по которой исключения лучше чем коды ошибок, заключается в том, что код, занимающийся ремонтом программы можно отделить от логики работы программы, поместив его в блоки catch . К сожалению, этот подход устарел уже на следующий день после выхода первого Стандарта языка C++, а его использование говорит о полном непонимании всей прелести языка.
В идеале, весь код по ремонту программы должен быть реализован на уровне описания типов, то есть так или иначе посредством идиомы владения. В блоках catch следует содержать только код, занимающийся оповещением об ошибке. Если это оконное приложение, то достаточно показать MessageBox , если серверная система, то сделать запись в лог или отправить сообщение по почте.
Следует внимательно следить за тем, чтобы способ оповещения об ошибке не генерировал исключений, поскольку исключение при попытке проинформировать об ошибке — ситуация не из приятных. Если требуется оповестить об ошибке способом, который может сгенерировать исключение (например — отправка сообщения по почте), то такую работу лучше осуществлять в очереди отложенных задач в отдельном потоке, добавляя в блоке catch негенерирующим исключения способом новую отложенную задачу.
Типы данных
Практически во всех ситуациях наиболее естественный тип данных для пользовательских исключений с точки зрения C++ это тип, так или иначе производный от std::exception . Моя рекомендация состоит в том, чтобы в качестве типа данных для пользовательских исключений использовать std::runtime_error , или его наследников, если это необходимо.
Некоторые люди (не буду показывать пальцем) используют оператор new для генерации исключений и перехватывают их по указателю. Такая конструкция в свое время была (а может быть и до сих пор есть) в макросах Visual Assist-а. Такой подход в C++ в корне неверен — применять его можно только в языках со сборщиком мусора (gc). Использование такого подхода в C++ говорит о полном непонимании механизма исключений. Генерировать исключения следует по значению, перехватывать — по константной ссылке.
Классификация и оповещение
Любая ошибка имеет причину и влечет следствие. Используйте виртуальную функцию std::exception::what() для того, чтобы получить человеческое описание причины возникновения ошибки.
Различные варианты наследников std::runtime_error помогут классифицировать тип ошибки для правильного способа оповещения, и, если это все же по каким-то причинам необходимо, для выполнения необходимых действий по приведению программы в корректное работоспособное состояние. Например, исключения различных подсистем могут иметь различный тип данных.
namespace network < class error : public std::runtime_error < virtual char const* what() const; >; > // namespace network namespace ui < class error : public std::runtime_error < virtual char const* what() const; >; > // namespace ui int main() < application app; while(app.alive()) < try < app.run(); >catch(network::error const std::cout catch(ui::error const std::cout catch(std::exception const std::cout > return 0; >
Следствие ошибки напрямую зависит от того места, где исключение было перехвачено. Следствие любого перехваченного исключения в коде, безопасном с точки зрения исключений, это откат системы на блок try , в котором это исключение было сгенерированно. То есть, говоря по-простому, следствие это «что не получилось сделать», в то время как причина это «почему это не получилось сделать». Место генерации исключения и его тип — это причина, место его перехвата — это следствие.
Составление сообщения об ошибке — очень ответственная задача, с которой, к сожалению, зачастую не справляются даже самые крупные программные продукты. Хорошее сообщение об ошибке должно содержать информацию как о причине ошибки, так и о ее следствии. Вот пример хорошего сообщения об ошибке:
Не могу загрузить изображение (следствие):
недостаточно прав для чтения файла 001.jpg (причина)
Подведем итоги
В этой статье я уделил много времени описанию того, что стоит понимать под исключительной ситуацией (ошибкой). Это очень важно, т.к. может возникать соблазн использовать этот механизм для других целей. Даже если это сработает эффективно в каком-либо случае, код будет очень трудно читаться.
Можно порассуждать о том, должна ли функция вычисления квадратного корня или оператор деления вырабатывать исключения при отрицательном или нулевом значениях аргумента. Во-первых это могло быть не эффективно, во-вторых, скорее всего гораздо удобнее в таких случаях проверить корректность аргумента до вызова функции, чем обрабатывать ошибки после. Однако, подобная предварительная проверка была бы не эффективной например для функции преобразования строки в число.
Тут же, можно вспомнить, что исключения не используются во многих проектах по причинам недостаточной эффективности — например в Яндекс.Браузере. Кроме того, исключения не использовались в библиотеке Qt (по крайней мере 4.х версии) из-за сложности их реализации на некоторых архитектурах. Тот факт, что в настоящее время библиотека Qt сейчас использует механизм исключений означает, что его поддерживает подавляющее большинство компиляторов С++ под самые разные платформы.
Мое личное мнение — нужно стараться использовать исключения вместо кодов ошибок, однако при этом надо думать и об архитектуре приложения, и об удобстве использования ваших классов и функций. В большинстве случаев исключения помогут вам написать более чистый, понятный и безопасный код. В совсем редких случаях они окажут какое-либо заметное влияние на производительность, ведь исключения вообще не должны вырабатываться в программе часто — это механизм обработки ошибок, которые не должны сыпаться как из рога изобилия.
Пишите код, транзакционный с точки зрения исключений. Реализуйте транзакционность на уровне описания типов данных, максимально минимизируя ремонт программы в блоках catch . Сопоставляйте блокам try соответствующие транзакции с точки зрения «бизнес-логики». Используйте std::runtime_error или его наследников в качестве типов данных для исключений.
Генерируйте исключения по значению, перехватывайте по константной ссылке. Классифицируйте ошибки, если это необходимо. Предоставляйте понятное человеку сообщение об ошибке; указывайте как причину, так и следствие. Оповещайте об исключении способом, не генерирующим исключения.
Литература по теме обработки исключений:
- Б. Страуструп Язык программирования С++. Специальное издание. Пер. с англ. – М.: Издательство Бином, 2011 г. – 1136 с.
- Мартин Р. Чистый код. Создание, анализ и рефакторинг. Библиотека программиста. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
- Мейерс С. Эффективное использование С++. 35 новых рекомендаций по улучшению ваших программ и проектов. – М.: ДМК Пресс, 2014. – 294с.
Источник: pro-prof.com
Ошибки в программах примеры
Более двух десятилетий назад, в канун нового 2000 года, весь развитый мир охватила паника из-за проблемы способной привести к сбоям в работе компьютеров, падению самолетов, прекращению работы медицинского оборудования и разрушению глобальной финансовой системы.
Суть проблемы заключалась в том, что большинство устаревших информационных систем, созданных еще в 70-х и 80-х, использовали только две цифры для исчисления года. Это значит, что часы внутри микропроцессоров различного аппаратного ПО регистрировали 1999 год как «99», основываясь на ошибочном предположении разработчиков прошлого, что мы всегда будем жить в 20-м веке и цифра «19» в обозначении года никогда не изменится.
Тогда все полагали, что в 2000 году у всех нас наверняка будут реактивные ранцы, еда в форме таблеток, футуристическая серебристая униформа и человечество к этому времени откажется от старых компьютерных систем середины века. Но чуда не случилось!
И в канун всеми любимого праздника мир охватила полномасштабная паника. Кто-то усердно работал над внедрением обходных путей, выделяя на эти цели колоссальные средства. Другие же вообще не чинили, не исправляли и не обновляли свои системы. Кто из них был прав, сейчас сказать сложно, но когда наступил рубеж тысячелетий, глобальной катастрофы не произошло.
Однако у всей этой шумихи, все же был положительный эффект. До общественности наконец начало доходить, как много жизненно важных систем зависит от компьютеров и микропроцессоров и как важно следить за их ПО и своевременно его обслуживать.
2. Терак-25
Плохой код на самом деле может убить. Такая катастрофа произошла с аппаратом лучевой терапии Therac-25, произведенным компанией Atomic Energy of Canada, ставшего причиной гибели не менее шести пациентов. Расследование выявило недоработку системы, вызвавшую передозировку радиацией.
Связано это было с трудностью проведения автоматизированных тестов такого специфического программного обеспечения. И поэтому машина, призванная помочь людям, стала машиной для убийств из научной фантастики. Этот случай заставил разработчиков ПО медицинской отрасли крайне ответственно подходить к тестированию такого оборудования.
Больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале «Библиотека программиста»
3. Сеть AT 10 самых известных ошибок в коде в истории программирования» />
15 января 1990 года около 50 процентов мобильной сети ATT иски с внушительными суммами. К примеру, крупнейший авиаперевозчик American Airlines, понес колоссальные финансовые убытки из-за того, что получил наполовину меньше звонков своих клиентов из-за сбоя. Авария 1990 года до сих пор служит прекрасным примером важности тестирования программного обеспечения и служит напоминанием о неразрывной связи между технологиями и экономической деятельностью большинства компаний.
4. Досрочное освобождение заключенных
В 2005 году в США штате Мичиган произошел сбой тюремной программы, отвечающей за расчет срока наказания заключенных, в результате чего более 20 заключенных досрочно вышли на свободу. Программа ошибочно посчитала смягчающий коэффициент и снизила срок пребывания отбывающих наказание людей в несколько раз. Ошибку в коде заметили не сразу, а лишь по прошествии некоторого времени.
И поэтому меру пресечения счастливчикам никто не пересчитывал. Среди них, к слову, не было матерых гангстеров и маньяков. В основном это были мелкие правонарушители, отбывавшие срок за неуплату алиментов, махинации с налогами и незаконное хранение психотропов.
Произошедшее показывает, что в погоне за автоматизацией процессов и сокращением количества ручных операций программисты зачастую забывают о грамотной настройке разработанной системы и ее тестировании. А мы с вами в очередной раз убеждаемся, что даже незначительная ошибка может привести к серьезным последствиям.
5. Взрыв Ariane 5
Случай произошел 4 июня 1996 года при первом запуске Ariane 5 — одной из самых надежных беспилотных ракетных установок, целью которой было изучение взаимодействия между солнечным ветром и магнитосферой Земли. Через 37 секунд после старта ракета, вылетевшая с космодрома, находящегося на берегах Французской Гвианы, развернулась на 90 градусов и всего через несколько секунд превратилась в огромный огненный шар.
Специальная группа прочесала место происшествия, собирая обломки, чтобы попытаться выяснить, что произошло. Через некоторое время техническая комиссия установила, что авария была вызвана программным сбоем.
Отказ системы произошел из-за полной потери информации о точности наведения ракеты и ориентации ее в пространстве, поступающей в центральный процессор. Потеря — следствие ошибки проектировщиков ПО и вызвана она была некорректным преобразованием 64-битного числа с плавающей запятой в 16-битное целое число.
К слову, целочисленное переполнение является широко распространенной ошибкой в компьютерном программировании.
6. Ошибка Paypal
Что бы вы сделали, если бы PayPal случайно зачислил на ваш счет 92 квадриллиона долларов? Крису Рейнольдсу, 56-летнему американцу, продающему автозапчасти на eBay, не пришлось долго об этом думать. Ведь он даже не успел ощутить себя первым в мире квадриллионером и самым богатым человеком в мире, так как ошибка была устранена в течение нескольких минут. Поэтому, прежде чем мужчина начал мечтать о новом кадиллаке и золотой карте члена королевского яхт-клуба, сумма на его счету вернулась к привычному балансу. Конечно, стоило бы потребовать с компании хотя бы часть этой суммы за моральный ущерб, но, видимо, шок от увиденного не позволил ему сделать это.
7. Калькулятор Windows
Эта ошибка, существующая в большинстве версий Windows (кроме Windows 10), которую вы сможете проверить самостоятельно.
Для этого нужно:
- Открыть калькулятор Windows и ввести 4.
- Извлечь из этого числа квадратный корень и получите 2.
- Вычесть из него 2 и вместо нулевого результата в разных версиях Windows вы увидите разные результаты.
Причиной ошибки является недоработка, вызванная некорректным обращением калькулятора с операциями sqrt . В итоге результаты сохраняются как числа с плавающей запятой, а не целые числа, вызывая ошибку точности при дальнейших вычислениях, которую вы можете видеть.
Microsoft признала эту ошибку в приложении калькулятора и исправила ее в Windows 10.
8. Проблема 2038 года
Ошибка 2038 будет вызвана использованием 32-разрядных процессоров в 32-разрядных системах. Проще говоря, 19 января 2038 года наступит в 03:14:07. Компьютеры, которые все еще используют 32-разрядные системы для управления датой и временем, не смогут справиться с этим изменением. Как и в случае с ошибкой 2000 года, компьютеры не смогут отличить 2038 год от 1970 года.
Однако волноваться не стоит: почти все современные процессоры в настольных ПК имеют 64-битные системы с 64-битным программным обеспечением и в 2038 году само существование 32-битных систем будет под вопросом.
9. Видео Gangnam Style «сломало» YouTube
Счетчик YouTube ранее использовал 32-битное целое число для определения максимального количества просмотров видеоролика, и равно оно было 2 147 483 647.
Однако корейская поп-группа PSY, выложившая на сервис свой клип с зажигательной песней Gangnam Style благополучно его сломала, превысив допустимую планку.
«Когда мы его делали, никогда не думали, что какое-нибудь видео посмотрят столько раз, но это было до Gangman Style», — написал на своей странице в сети один из разработчиков портала.
Клип PSY опубликовали 15 июля 2012 года и к концу мая 2014 года он стал единственным видеороликом, которой просмотрели больше 2 млрд раз.
В настоящее время YouTube использует 64-битное целое число для счетчика видео, что означает, что максимальное количество просмотров видео составляет 9,22 квинтиллиона.
10. Синий экран смерти
BSOD или «Синий экран смерти» — жаргонное название фатальной системной ошибки Windows, показывающей системный сбой, при котором операционка достигала состояния, в котором она больше не могла надежно работать. Как правило, вызывалась она в Windows 95-98 после неожиданного завершения важного процесса или общего сбоя оборудования. Старожилы наверняка помнят этот баг, который довольно часто возникал на заре становления ИТ-культуры.
16 марта 2000 года Microsoft выпустила обновление для системы безопасности, устраняющее эту неполадку, однако и сейчас на форумах изредка можно встретить сообщение от пользователей об этой проблеме.
Людям свойственно совершать ошибки. Однако, будьте внимательны — всегда нужно помнить, что даже одна плохо написанная строчка кода может привести к печальным последствиям. Удачи!
Материалы по теме
- ⚠️ 10 самых распространенных ошибок, ежедневно допускаемых каждым программистом
- ⚠️ Как не нужно учить TypeScript: 5 распространенных ошибок
- Дорогостоящие ошибки: почему нам пришлось отказаться от Firebase
Источник: proglib.io
10 худших ошибок программистов, которые испортили жизнь миллионов людей
Как бы упорно мы не полагались на машины, они далеки от идеала. Как минимум, потому что сделаны человеком.
Пока программы не станут умнее людей, нам придётся следить за их состоянием постоянно. Особенно когда говорим об отвественном деле.
Истории ниже покажут, как сильно наши жизни зависят от правильно собранного алгоритма , и что бывает, если контроль качества на производстве возьмёт выходной.
Начнём со странных вещей, коснувшихся относительно скромного числа людей, а закончим настоящими финансовыми катастрофами. Они стоили не один десяток бессонных ночей тем, кому пришлось срочно вычитывать хрупкий код и буквально спасать человечество.
1. Система заживо похоронила 8 500 пациентов больницы в Мичигане
В 2003 году Медцентр Св. Марии Милосердия в городе Гранд-Рапидс обновил свою программу для учёта больных до новой версии. Из-за неверного толкования данных переменные «выписан» и «скончался» перепутались.
Потому всем, кто уже прошёл лечение начали приходить уведомления о смерти по почте и в разных отчётах вроде анализа крови.
Проблема не стала бы масштабной, но из-за высокой автоматизации сообщения направились и пациентам, и в страховые службы. Когда последние видели, что человек «умирал», то переставали компенсировать последующее лечение. Сюда входило больше 2 000 пенсионеров и инвалидов.
Поскольку ошибку нашли через два месяца после поломки, примерно столько же потребовалось, чтобы восстановить информацию в сопутствующих службах и компенсировать ущерб.
2. Обновление ПО лишило 60 тысяч человек междугородных звонков
В январе 1990 года американский оператор связи AT#129299; Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
Источник: www.iphones.ru