Орксэ что это за программа

Содержание

ОРКСЭ — что это за предмет и с чем его едят? И почему у нас в 4 классе его отменили

ОРКСЭ расшифровывается как основы религиозных культур и светской этики . Минобрнаукой России этот предмет включен в школьную программу. Состоит он из шести модулей. Родители должны выбрать один модуль для изучения ребенком и написать об этом заявление на имя директора ещё в 3 классе. Это согласно Регламенту Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461.

Модули ОРКСЭ

  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы религиозных культур народов России
  • Основы светской этики

Как изучается в наших школах

Судя по комментариям к предыдущим моим статьям об ОРКСЭ, в каждой школе по-разному. А родители возмущаются и спорят о важности и нужности этого предмета в школе по сей день.

Почему-то неожиданно начала набирать обороты моя мартовская статья о заявлении на выбор модуля ОРКСЭ. Посмотрела статистику — люди находят её через поисковик. А спрашивают они в основном так: ОРКСЭ что это за предмет? Поэтому этот вопрос и внесла в заголовок.

ОРКСЭ. ОБЗОР ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА

Что меня удивило:

  • Оказывается, многие родители получили сейчас в 4 классе учебники по этому предмету и понятия не имеют, что это вообще такое и с чем его едят. А как же заявление на выбор модуля? Его они обязаны написать заранее, а не в день изучения. Но это вопросы, скорее, к школе, а не к родителям, которым ничего не остаётся, как лезть в интернет за ответами.
  • Про ОРКСЭ пишут на Дзене много, тогда почему именно моя статья попадает на первую страницу поисковой выдачи Яндекса? Загадка для меня.

Короче говоря, в разных школах данный предмет изучается по-разному.

Почему ОРКСЭ в нашей школе отменили

В 3 классе мы с сыном выбрали модуль » Основы православной культуры» . Выбора у нас по большому счету не было. ( Подробнее в статье, ссылку на которую оставлю в конце этой публикации ).

А тут 1 сентября нам выдали учебник » Основы светской этики «. А где религия-то? Я прикола не поняла.

Источник: dzen.ru

Особенности курса ОРКСЭ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенности курса ОРКСЭ

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введён в школах по «Поручению Президента РФ» от 2 августа 2009 г. и «Распоряжению Правительства РФ» от 11 августа 2009 г.

Первоначально курс водился как экспериментальный с 1 апреля 2010 года. В 2010г. Он прошёл апробацию в 19 субъектах РФ.

С 20112 года курс включён Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента (34 часа) В стандартах нового поколения курс именуется «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Что такое ОРКСЭ

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Курс является обязательным, но модуль курса, выбирают родители или законные представители ребёнка.

Этот выбор основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:

  1. Конституция Российской Федерации, (статьи 13, 14)
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  3. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  4. «О свободе совести и религиозных объединениях».
  5. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»

Курс состоит из 6 модулей:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы светской этики

Основы мировых религиозных культур.

Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.

Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.

Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.

Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.

Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции.

Читайте также:
Mx player что это за программа и нужна ли она

Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания

морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

  1. Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги (светский характер), по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой конфессии недопустимо;
  2. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  3. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
  4. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

3) культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

  1. Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;
  2. Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей )
  3. Курс безоценочный, но зачётный. Каждый обучающийся индивидуально или в группе создаёт проект и его защищает.
  4. Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
  5. Связь курса со школьными науками (предметами):
  1. Первоначально предлагалось изучать курс на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он должен был стать важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.

2010г. — последняя четверть 4 класса и первая четверть 5 класса по 2 часа в неделю, но такая дополнительная нагрузка в конце года оказалась перегрузкой, поэтому со следующего года изменили место в учебном плане.

2011 год — второе полугодие 4 класса и первое полугодие 5 класса по 1 часу в неделю. (на мой взгляд — это было самое удачное распределение)

С 2012 года курс перенесли в 4 класс начальной школы. Изучается в течении всего учебного года по 1 часу в неделю.

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

— формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально -нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

В 2010 году были выпущены учебные пособия по всем модулям и их электронное сопровождение:

  1. Кураев А. В. Основы православной культуры, 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010
  2. Латышина Д. И. , Муртазин М. Ф. Основы исламской культур. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010
  3. Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010
  4. Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010
  5. Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010
  6. Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики. 4-5 классы , учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010 Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше.
Читайте также:
Программа мск что это

В данный момент учебники дорабатываются. По новым стандартам начального образования в каждом УМК выпускается свой комплект для 4 классов.

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Часть родителей, учителей, общественности осознаёт необходимость введения данного курса для улучшения нравственности подрастающего поколения.

Из выше сказанного , следует отметить, что курс ОРКСЭ ставит задачей развитие навыков критического мышления, диалога и взаимодействия с религиозными культурами с целью повышения религиозной грамотности и понимания сущности религиозной проблематики и ценностей религиозного мировоззрения независимо от того, является ли сам учащийся верующим, агностиком или атеистом. С другой стороны, этот курс – не просто когнитивный или научный. Другая задача – развитие ценностных установок, постановка проблематики смысла и ценности человеческой жизни, свободы, нравственности, где учитель выступает тьютером процесса формирования личности учащегося.

Источник: nsportal.ru

Основы религии в школе. Памятка родителям о предмете и его выборе

Четыре года назад в российских школах появился новый предмет, обязательный для изучения в четвёртых и пятых классах и посвящённый изучению религии и основ светской этики. Сложность заключается в том, что предмет этот представлен шестью разными модулями, выбрать которые должны родители в соответствии с традициями своей семьи. Как это сделать правильно?

Основы религии в школе. Памятка родителям о предмете и его выборе

Сейчас основы религий или светской этики изучают в 4-5 классах. Родители могут выбрать любой из шести модулей. Познакомимся с ними ближе.

Модуль первый: Основы православной культуры

Большинство проживающих в России людей считают себя православными христианами. Они носят нательные крестики и совершают обряды крещения над своими детьми. При этом совершенно не знают самой сути этой религии, действуя в согласии с традициями, заведёнными в семье или в соответствии с модными тенденциями. Модуль призван дать детям более широкое, полное представление об этой религиозной культуре.

Зачем это нужно?

  • Чтобы лучше знать и понимать историю России.
  • Изучить традиции, их истоки и толкования.
  • Познакомиться с Православной Церковью.
  • Приобщиться к православной культуре в нравственном и мировоззренческом измерениях.
  • Узнать больше об известных людях, почитаемых Церковью: Александре Невском, Илье Муромце, Сергие Радонежском и многих других.

В пояснениях к предмету указано, что ребёнок не может быть вовлечён в религиозные практики и участие в богослужениях.
30 уроков этого модуля познакомят детей с:

  • символами православия (иконами);
  • церковным пением;
  • христианским отношением к семье, родителям, труду и ответственности.

Три случайные темы:

  1. Христианская семья и её ценности.
  2. Православный храм и другие святыни.
  3. Милосердие и сострадание.

Предполагается возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение храмов и музеев;
  • концертов духовной музыки;
  • встречи с представителями духовенства.

Модуль второй: Основы исламской культуры

Мусульмане — вторая по численности группа людей, проживающих в России, после православных христиан. Они исповедуют ислам и это часто пугает, так как прослеживается явная связь предмета с запрещённой в России религиозной организацией ИГИЛ. Однако многие считают, что изучение этого предмета в школе может как раз дать базовые знания ислама и предотвратить вовлечение детей в недружественные террористические организации.

На уроках ислама школьники изучают:

  • Коран — главный источник вероучений;
  • Сунны — второй источник мусульманского права и нравственности.

Ислам — одна из самых популярных религий в мире. Мусульмане есть в каждом регионе мира и продолжает активно развиваться, проникая в самые дальние уголки и приобретая всё больше последователей.
В России ислам появился ещё в 643 году на Северном Кавказе, а затем проник дальше, дойдя до Урала и Сибири.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в исламе.
  2. Пророк Мухаммед — образец нравственного человека.
  3. Для чего построена и как устроена мечеть.

Есть возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение мечети;
  • посещение выставок и концертов соответствующей направленности;
  • участие в мусульманских праздниках, традиционных для России.

Модуль третий: Основы буддийской культуры

Буддизм — третья по распространённости религия в России и мире. Её исповедуют более полумиллиарда человек. Это религиозное течение возникло в Индии ещё в шестом веке до нашей эры, а затем распространилось в Китай, Тибет, Монголию и дальше. Основополагающим в буддизме являются учения Будды Шакьямуни, открывающие людям возможность прекращения своих страданий и достижения нирваны — состояния высшего блаженства.
В России буддизм распространён в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Москве и Санкт-Петербурге.

Курс буддизма знакомит школьников с:

  • понятием буддизма;
  • учением Будды;
  • священных книгах;
  • буддийском представлении мира;
  • основополагающих понятиях: добро и зло, любовь, сострадание, семейные ценности;
  • лунным календарём.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в буддийской культуре.
  2. Буддийские праздники.
  3. Буддийские ритуалы.

Запланированы выездные мероприятия:

  • посещение буддийского храма;
  • посещение музея с произведениями, выполненными в традиционной буддийской форме;
  • посещение концертов и песнопений соответствующей направленности.

Модуль четвёртый: Основы иудейской культуры

Иудаизм в мире не так популярен, как предыдущие три религии. Его исповедует всего около 15 миллионов человек. Однако он весьма популярен в таких странах, как Израиль и США, а в России с давних времен существуют отдельные общины иудаистов.
Курс основ иудаизма в школе знакомят с общими понятиями этого религиозного направления.

Школьники изучают понятия:

  • Пятикнижие;
  • священный текст;
  • иудаизм;
  • заповедь;
  • пророчество;
  • Мессия;
  • милосердие и благотворительность.

Дети знакомятся с праздниками и историческими датами иудеев. С синагогальной службой, молитвами, ритуалами субботы, соблюдением норм поведения и нравственными основами. С понятиями добра и зла в иудейской культуре. Учат цитаты Торы. Пытаются научиться жить в гармонии с природой и самим собой.

Три случайные темы:

  1. Классические тексты иудаизма.
  2. Еврейский дом.
  3. Еврейские праздники.

Как и при изучении других религий, часть занятий может проходить в синагоге, музеях, концертных залах, в беседах с раввином.

Модуль пятый: Основы мировых религиозных культур

Ребята, изучающие этот модуль, будут знакомиться с основами всех религий. О том, что в них есть общего и чем они отличаются. Узнают, когда и где образовалась каждая религия, кем она основана и какие принципы и идеалы заложены в каждой из них. Целью модуля является формирование представления об образце духовно-нравственного идеала человека. О том, как религия развивает людей.

Что хорошего она может дать каждому.

Материалы модуля значительно расширяют кругозор детей, позволяют сделать осознанный выбор для углубленного изучения определенного религиозного течения. Позволяют найти точки соприкосновения религий и жить в мире, невзирая на отличие в вероисповедании.

Три случайные темы:

  1. Религии России.
  2. Календари религий мира.
  3. Священные сооружения.

Этот модуль очень насыщен. Предполагается, что дети могут посещать музеи и выставки, концерты и встречи с представителями разных религиозных течений. Кроме того, к изучению модуля привлекаются и родители, так как планируется выполнение множества творческих работ.

Модуль шестой: Основы светской этики

Те родители, которые считают себя атеистами и совершенно не приемлют изучение ребёнком любых аспектов религиозных культур, могут выбрать именно этот модуль. Он целиком и полностью посвящён вопросам нравственности, морали и духовным ориентирам.

Здесь будут изучать понятия:

  • добро и зло;
  • ложь и правда;
  • поступок и проступок;
  • мораль;
  • нравственность;
  • духовность;
  • ответственность;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине.
Читайте также:
Foxpdf software inc что это за программа

Модуль заставит детей задуматься о том, что такое:

  • дружба;
  • милосердие;
  • сострадание.

Как жить «по совести» и что такое семейные ценности?
Какую роль играет семья в жизни человека?
Какую роль играет семья ребёнка для него самого?

Дети будут учиться справляться с проблемами выбора принятия решений в сложных и конфликтных ситуациях. Будут обсуждать прочитанные произведения, акцентируя внимание на проблемах и их решение главными героями.

Три случайные темы:

  1. Культура и мораль.
  2. Этикет.
  3. Методы нравственного самосовершенствования.

Модуль рассчитан на то, что при изучении активное участие будут принимать все члены семьи ребёнка. Могут планироваться семейные встречи и встречи с интересными людьми. Моделироваться разные ситуации: поведение в ресторане, на вечеринке и т. д.

Зачем в школах появился этот курс?

Введение в школах курса изучения основ религии и светской этики вызвало много споров как среди родителей, так и среди педагогов. Однако его появление вполне было вполне ожидаемым. В стране резко повысилась преступность, снизились морально-нравственные устои, патриотизм и этические аспекты.

Учитывая тот факт, что школа в России несет не только образовательные функции, но и воспитательные, ей и была вменена обязанность по исправлению ситуации. Введение нового предмета как раз и призвано решить эту проблему. Как получится — будет видно спустя 10-20 лет.

Если дети одного класса поделятся на группы в соответствии с вероисповеданием, не приведёт ли это к враждебности между ними?

Педагоги утверждают, что курс носит культурологический характер и направлен на то, чтобы объединить людей разных национальностей и религий. Любой выбранный модуль охватывает три основные нравственные ценности:

Дети могут объединяться, чтобы провести совместные мероприятия. А изучение курса должно завершиться большим семейным праздником, призванным подтвердить согласие и мир общежития в условиях разных религиозных воззрений.

Как выбрать модуль, подходящий ребёнку?

Прошло уже несколько лет с введения нового предмета. В некоторых школах между родителями и администрацией разыгрываются целые баталии: школа не может организовать изучение всех шести модулей, а родители не соглашаются обучать ребёнка тому, что выходит за пределы их семейных ценностей.

Пять простых шагов для выбора модуля:

Шаг первый: выбор

Обсудите дома и выберите тот модуль, который подходит для изучения ребёнком.

Шаг второй: заявление

В школе вы пишете заявление именно на тот модуль, который выбрали.

Шаг третий: анализ ситуации

Если ваше заявление принято — всё, можно успокоиться. Если учитель говорит о том, что реализовать выбор по каким-то причинам невозможно — переходим к четвёртому шагу.

Шаг четвёртый: ещё одно заявление

Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:

  • Согласно приказу Минобрнауки, родителям гарантируется свобода выбор изучаемого модуля.
  • Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.
  • Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.
  • Согласно ст.5 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», никто не может «подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии. к участию или неучастию в богослужениях и обучению религии. »

Шаг пятый: идём к директору

Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.

Источник: ros-obrazovanie.ru

Привет, ОРКСЭ! Как выбрать модуль основ религиозной культуры и светской этики

В третьем классе всех родителей школьников ждет неизбежное: им предложат выбрать один из шести модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Разбираемся с базовыми вопросами, которые обычно возникают в процессе выбора. Начинаем с самого популярного.

Можно ли просто отказаться от всего этого?

Увы, нет. Это обязательный предмет, который, согласно ФГОС, должен способствовать формированию осознанной нравственной и духовной личности. Поэтому, когда вас просят написать на имя директора школы заявление о выборе модуля, у вас как у осознанного родителя особого выбора нет.

Цитируем: «В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“ в объеме 34 учебных часа… Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».

Какие сейчас предлагают модули в рамках курса?

Базово их шесть. «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры». По факту в школах часто предлагают урезанный базовый вариант, который состоит из трех-четырех модулей с учетом особенностей региона. Но вы вправе настаивать на расширении списка предлагаемых модулей.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выдержка:

«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».

Как сделать выбор?

Педагоги традиционно произносят на презентациях курсов фразы «Учитывайте традиции семьи» и «Все модули носят светский характер». Разумеется, если в вашей семье есть уверенность в выборе модуля, то можно не сомневаться и следовать традициям семьи.

Если же вы выбираете, то желательно попросить вашу школу устроить собрание и попросить учителей презентовать модули, которые предлагает школа. Более того, подобное ознакомление с предметом предусмотрено и стандартно действующими регламентами. На встрече с учителем — даже онлайн — можно уже многое понять о том, как именно и чему будут учить вашего ребенка. А еще желательно ознакомиться со списком учебных пособий, по которым будут заниматься дети (общий федеральный перечень доступных пособий есть здесь).

6 стереотипов об учёбе в православной гимназии, которые я хочу опровергнуть

Кто преподает эти предметы?

Как записаться на модуль?

Через базовое заявление на имя директора. Собственно, на этот вопрос вам точно очень подробно ответит ваш классный руководитель, прислав и сам образец заявления.

Что важно помнить?

Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».

Можно ли будет потом сменить модуль?

Большинство школ в ситуации, если есть нарекания по курсу, дает возможность поменять выбранный модуль уже в процессе обучения.

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru