Организационно педагогические условия реализации программы что это

Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных программ

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012, в котором огмечаегся, что разрабогка и угверждение образовательных программ относятся к компегенции образовательного учреждения. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при разработке индивидуальных образовательных программ. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся, в том числе и индивидуальные образовательные программы. Индивидуальная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения, проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

Организационно-педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:

  • — наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве такой структуры в образовательном учреждении выступает психолого-мсдико-псдагогичсский консилиум;
  • — желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности по принимаемому решению;
  • — согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.

Порядок разработ ки и корректировки индивидуальных образовательных программ может быть определен локальным нормативным актом — Положением об индивидуальной образовательной программе, которое позволит рационализировать работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.

Источник: studme.org

Организационно – педагогические условия реализации программы

Организационно – педагогические условия реализации программы (организационные, кадровые, методические, информационные, технологические, материально-технические и др.) раскрывают специфику организации образовательного процесса по данной программе в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей и подростков и имеющимися ресурсами конкретного лагеря.

Организационно-педагогические условия реализации экспериментальной модели

В этом разделе прописываются механизмы реализации программы (логика развития, режим реализации программы и т.д.).

Система контроля и оценивания результатов

В данном разделе прописываются:

— механизм оценки эффективности реализации программы;

— методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные);

— наличие методик, направленных на изучение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения;

— наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):

• развитие творческого потенциала детей;

• уровня их спортивных достижений;

• снижение уровня агрессивности в детской среде;

Для оценки результативности программы можно использовать следующие показатели:

— количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);

— показатели социального развития личности (не умел- научился, не знал-узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции));

— показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);

— технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);

— экономические (уровень материальных затрат на реализацию);

— уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством реализации программы.

Список литературы и интернет-ресурсов

Список литературы и интернет-ресурсов может включать два вида:

— литература и интернет-ресурсы, используемые педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;

— литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.

Приложения

К рабочей программе прикладываются:

— план-сетка работы лагеря на смену;

— режим работы лагеря;

Можно приложить планы работы отрядов (детских объединений), методические рекомендации, сценарии мероприятий, краткосрочные общеразвивающие программы, тематику проектов, тематику экскурсий, программы индивидуальных образовательных маршрутов, мониторинг образовательных результатов, оценочные материалы, диагностические карты и др.).

Приложение 2

Примерный вариант предварительного опроса родителей с целью формирования программы лагеря

(заполняется анонимно, посредством размещения в сети «Интернет»)

Уважаемые родители! Впереди каникулы и наш лагерь рад предложить Вашему ребенку интересную программу отдыха, развития и оздоровления. Чтобы сделать ее более полезной и эффективной мы бы хотели узнать Ваше мнение по некоторым вопросам.

1. Вы бы хотели, чтобы основная направленность смены лагеря была (выбрать один из предложенных вариантов):

2. Вы бы предпочли, чтобы образовательная программа была дополнена(выбрать до 3 вариантов ответа)*

a) экскурсией в краеведческий музей;

b) экскурсией в технический музей;

c) экскурсией в музей Боевой Славы;

d) экскурсией в иной музей ____________________;

e) посещением театра;

f) посещением кинотеатра;

g) посещением иного учреждения культуры _______________________;

h) экскурсией на завод;

i) экскурсией в медицинское учреждение;

j) экскурсией на предприятие сельского хозяйства;

k) экскурсией на иное предприятие (учреждение)_______________________.

3. Какие закаливающие мероприятия вы бы хотели видеть в программе лагеря* (выбрать до 3 вариантов ответа):

a) купание в бассейне;

b) купание в открытом водоеме;

4. Какие физкультурные мероприятия вы бы хотели видеть в программе лагеря (выбрать до 3 вариантов ответа):

a) утренняя зарядка;

e) командные соревнования (футбол, волейбол, баскетбол, иное _______);

f) спортивно-бальные танцы;

* вопрос и варианты ответов формируются, исходя из наличия возможностей использовать инфраструктуру муниципального образования/субъекта Российской Федерации

Приложение 3

Примерный вариант предварительного опроса детей с целью формирования программы лагеря

(заполняется анонимно, посредством размещения в сети «Интернет»)

Дорогие друзья! Впереди каникулы и наш лагерь рад предложить вам интересную программу отдыха, развития и оздоровления. Чтобы сделать ее более полезной и эффективной мы бы хотели узнать ваше мнение по некоторым вопросам.

Читайте также:
Betweendigital com что это за программа

1. За период пребывания в лагере ты бы хотел больше (выбрать 1 вариант ответа):

a) отдыхать, заниматься спортом, общаться с друзьями, весело проводить время;

b) принимать участие в играх, где бы я мог проявить себя, получить новый опыт;

c) принимать участие в образовательных кружках, клубах, курсах, тренингах.

2. Тебе бы хотелось, чтобы в лагере было больше(выбрать один из предложенных вариантов):

a) технических кружков;

b) занятий по изучению природы, животных;

c) спортивных соревнований;

d) кружков по художественному творчеству (рисование, дизайн и т.д.);

f) добровольческой (волонтерской) работы.

3. За время смены в лагере ты бы хотел съездить(выбрать до 3 вариантов ответа)*

b) в театр или кино;

c) на предприятие;

d) свой ответ____________________.

4. Какие физкультурные мероприятия вы бы хотели видеть в программе лагеря (выбрать до 3 вариантов ответа):

a) утренняя зарядка;

e) командные соревнования (футбол, волейбол, баскетбол, иное _______);

f) спортивно-бальные танцы;

5. Что нового ты хотел бы узнать в лагере(выбери 1 вариант ответа):

a) хотел бы глубже изучить школьные предметы;

b) хотел бы больше узнать о политической, экономической, культурной ситуации в своем регионе/стране/мире;

c) хотел бы познакомиться с профессиями, попытаться определиться, кем буду в жизни;

d) хотел бы узнать о том, как создать собственное общественное объединение, клуб по интересам;

e) хотел бы узнать, как создать свой авторский, творческий проект;

f) свой вариант ответа________________________________________.

* вопрос и варианты ответов формируются, исходя из наличия возможностей использовать инфраструктуру муниципального образования/субъекта Российской Федерации

Приложение 4

Это важно знать:

Классификация ИС Классификация – система распределения объектов (предметов.
Глобализация мировой экономики: сущность, основные направления, последствия Глобализацию можно назвать ведущей тенденцией в современной мировой экономике потому.
СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права.
Вопрос. Юридические свойства Конституции РФ Юридические свойства Конституции – это совокупность юридических характеристик.
Основные типы наследования и характерные для них родословные Зная теоретические основы закономерностей наследования, можно относительно легко определить тип наследования изучаемого признака и.

Источник: studopedia.ru

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график (КУГ)- определяет даты начала и окончания учебных периодов, количество учебных недель или дней, режим работы и особенности работы в каникулярное время.

Условия реализации программы – материально-техническое обеспечение: характеристика помещений для занятий по программе, площадок, перечень оборудования, приборов, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники; кадровое обеспечение.

Формы аттестации должны обеспечить выявление соответствие полученных результатов планируемым.

Отметим, что аттестация учащихся по завершению обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе вызывает у педагогов вопросы. И, первый, а что в дополнительном образовании есть аттестация? Здесь же нет стандартов.

В статье 58 п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 сказано: «Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией».

Соответственно, промежуточная аттестация рассматривается в настоящее время как неотъемлемая часть образовательного процесса и в дополнительном образовании. Так как в этом виде образования иная (итоговая) аттестация не предусмотрена, то далее будет использоваться термин «аттестация» без пояснения ее вида.

Важность аттестации определяется не только необходимостью для педагога проверки достижения учащимися определенных результатов. Надо учитывать еще также и желание ребенка получить оценку за свой труд.

А сложность проведения аттестации в дополнительном образовании вызвана невозможностью её унификации, так как многообразие видов деятельности обуславливает разнообразие критериев оценки освоения образовательных программ.

С другой стороны, существующие в настоящий момент нормативные документы предоставляют возможность педагогу использовать любые формы аттестации учащихся, какие он сочтет нужным. Непременным условием при их выборе является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.

Можно, например, провести устный опрос по карточкам, зачет, конкурс творческих работ, а можно — «Турнир знатоков», игру «Крестики-нолики», «Брейн-ринг», консультацию «Тридцать вопросов педагогу». Как правило, спортсменам больше подходит такая форма аттестации как соревнование или выполнение контрольных нормативов, педагогам по декоративно-прикладному творчеству — выставка работ учащихся, музыкальным и танцевальным коллективам — концерт, техническим объединениям — выполнение зачетной работы, туристам и краеведам — поход, экскурсия, биологам и экологам — защита творческих работ учащихся и т.п. Почти универсальной формой проверки является тестирование. Его можно применить практически в любой направленности хотя бы при проверке теоретической подготовки обучающихся. И в любой направленности возможно, как форму аттестации организовать защиту проекта.

Подбирать форму аттестации желательно так, чтобы ребенок видел свой «рост», ему было очевидно, что он продвинулся в своем развитии. В качестве примера можно привести выставку работ учащегося, когда присутствуют все его работы, выполненные в течение года: ребенок сразу видит рост своего мастерства.

Наконец, если мы свободны в выборе форм аттестации, лучше остановиться на той, которая бы была интересной и увлекательной для детей.

Оценочные материалы – это перечень оценочных материалов, необходимых для осуществления текущего контроля и аттестации и позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

Читайте также:
Теплые полы caleo check что это за программа

Оценочные материалы должны соответствовать указанной в программе форме аттестации. Если форма аттестации конкурс творческих работ, то оценочные материалы, скорее всего, будут «Лист оценки творческих работ» и «Лист самооценки творческой работы». Если форма аттестации тестирование, оценочные материалы – тесты.

Другими словами, выбирая оценочные материалы, мы прописываем средства оценки, которые будем использовать при проведении выбранной формы аттестации.

Оценочные материалы, необходимо представить в виде приложения к программе.

Методическое обеспечение – раздел представляет краткое описание методики работы по программе и может включать: перечень и описание УМК и других методических и дидактических материалов, обеспечивающих реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и достижение планируемых результатов, в том числе ЭОР; описание методов и технологий обучения, используемых при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Список литературы: список использованной литературы при составлении программы; список литературы для участников образовательного процесса – педагогов, учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерное положение о порядке разработки, оформления и

утверждения дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы

I. Общие положения

1.1. Настоящее «Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах ОО[4] (далее — Положение) разработано в соответствии с:

— Конституция Российской Федерации.

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года.

— Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы».

— «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).

— Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);

— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 12.09.2016 г. № 2628);

— Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области

— Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования

— Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Порядка оценки (добровольной сертификации) ДОП и состава экспертной группы»

1.2. Настоящее Положение регламентирует единые требования к структуре, оформлению, порядку рассмотрения и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее — ДООП) в ОО[5].

1.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам ОО[6] обеспечивает.

— формирование и развитие творческих способностей учащихся;

— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

— духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, трудовое воспитание учащихся;

— выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

— профессиональную ориентацию учащихся;

— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

— социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

— формирование общей культуры учащихся;

— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

1.5. В ОО[7] реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

1.6. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются на стартовом, базовом, продвинутом уровне освоения содержания программы (см. Приложение 1.1) или могут быть разноуровневыми, когда в процессе реализации учащийся последовательно переходит от уровня к уровню.

1.7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается педагогическим работником самостоятельно на основе действующих нормативных документов и законов Российской Федерации, настоящего Положения с учетом существующих программ по данной направленности.

1.8. Требования к оформлению программы.

— размер бумаги – А4.

— поля: сверху – 1,5 см., снизу 1,5 см., слева 2,5 см., справа 1,5см.

— шрифт Times New Roman, 12

— текст по ширине.

— интервал одинарный, перенос автоматический.

— абзац – красная строка – 1,25 см.

II. Структура оформления дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы

2.1. Структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации, а именно:

— Титульный лист (приложение 1.2).

— Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

— Пояснительная записка (нормативные правовые акты и государственные программные документы, направленность, уровень освоения содержания программы, актуальность, объем и срок освоения, режим занятий, цель, задачи).

— Комплекс организационно-педагогических условий:

— КУГ (приложение 1.4).

— Условия реализации программы.

— Формы аттестации и оценочные материалы.

III. Порядок утверждения дополнительной общеобразовательной

Общеразвивающей программы

3.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, разработанные в ОО[8], проходят внутреннюю экспертизу и утверждение – обсуждаются и рассматриваются методическим советом, принимаются педагогическим советом и утверждаются директором ОО[9].

3.2. Внутренняя экспертиза – это анализ качества документа, его соответствия действующим нормативно-правовым документам, требованиям к содержанию дополнительного образования детей, данному нормативному локальному акту.

Читайте также:
Txtsetup что за программа

Источник: infopedia.su

III. Комплекс организационно-педагогических условий:

I. Титульный лист программы — первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа:

· наименование вышестоящих органов образования, которым подчинена ОО, наименование ОО, гриф утверждения программы (с указанием Ф. И. О. руководителя ОО, даты и номера приказа);

· наименование вида программы (дополнительная общеразвивающая программа);

· адресат программы (обучающиеся определенного возраста);

· срок ее реализации;

· Ф. И. О. и должности разработчика(ов) программы, город и год ее разработки/переработки).

II. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:

1. Общая характеристика программы:

· направленность (профиль) программы — техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;

· актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы;

· отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других аналогичных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

· адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;

· объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

· режим занятий — периодичность и продолжительность занятий;

· формы обучения и виды занятий (беседы, лекции, практические занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, дистанционные занятия и др.).

2. Цель и задачи программы:

· цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть конкретна, перспективна, реальна, значима;

Цель дополнительной общеразвивающей программы имеет обобщенный характер, связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный результат. Цель может быть направлена:

a) на развитие учащегося в целом или каких-то определенных способностей;

b) формирование у учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться; на формирование и развитие нравственных ценностей, личностных качеств;

c) художественно-эстетическое, интеллектуальное, духовно-нравственное или физическое развитие;

d) обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т. п.

· задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

Задачи — это способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся:

a) обучающие задачи отвечают на вопросы: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;

b) развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;

c) воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

3. Содержание:

· учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов;

Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы — перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся:

Название раздела, темы

Формы аттестации/ контроля

должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы:

Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП…

Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, прыжки вверх и др.

Эстафета. Спортивные игры…

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

— формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;

— необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

— в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);

— в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

4. Планируемые результаты — совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций (предметных, личностных, метапредметных результатов), приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении; формулируются с учетом цели и содержания программы.

III. Комплекс организационно-педагогических условий:

1. Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования; определяет (ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ):

· количество учебных недель и количество учебных дней;

· продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов;

· составляется для каждой группы и является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе.

Календарный учебный график

№ п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля

2. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы: помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

3. Формы аттестации разрабатываются для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цель и задачи программы:

· зачет, контрольная работа;

· выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т. д.

4. Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

5. Методические материалы — обеспечение программы методическими видами продукции:

· указание тематики и формы методических материалов по программе;

· описание используемых методик и технологий, включающее современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии, групповые и индивидуальные методы обучения.

IV. Список литературы может быть составлен для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся. Он оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок и включает:

· основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии);

· справочные пособия (словари, справочники);

· наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 3068 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru