Опытная эксплуатация программы это

Фаза проекта опытная эксплуатация посвящена выполнению плана испытаний и имеет целью убедиться в том, что построенное приложение, процедуры преобразования данных и интерфейсы поддерживают рабочие процессы в соответствии с разработкой. Подготовка конечных пользователей приложения на этой фазе обеспечивает успешную передачу им нового приложения на фазе развертывания.

Фаза должна привести к достижению следующих целей:

  • Полное тестирование, в том числе процедур и процессов, приемлемости для пользователя, преобразования данных, интеграции и эксплуатационных качеств. Приложение должно быть готово к развертыванию в реальной среде.
  • Оценка готовности к развертыванию.

Опытная эксплуатация программного решения имеет определяющее значение для успешной сдачи приложения. Однако реальность такова, что на пути к последовательному тестированию системы возникают препятствия: сроки, интерпретация, ресурсы. Программирование и другие модификации часто осуществляются за счет времени, отведенного на испытания.

Опытная эксплуатация Экскаватора UMG E 330 в ООО «Газпром Трансгаз Казань»

В результате, чтобы соблюсти установленные сроки, приходится жертвовать тестированием и качественной опытной эксплуатацией системы. Такая ситуация создает дилемму для руководителей проектов, которым приходится решать, что важнее: надлежащее тестирование или своевременная сдача проекта. Однако хорошо разработанный план позволяет если не избежать, то снизить необходимость повторения пути своих предшественников.

Следует иметь в виду, что тестирование не обеспечивает качество приложения, будучи лишь средством определения уровня его качества. Хотя опытная эксплуатация является важной фазой любого внедрения, не стоит допускать у клиента мысли о том, что при переходе на производственную эксплуатацию не может возникнуть проблем.

Требования к документации на данной фазе касаются в первую очередь обновления ранее созданных документов, главным из которых является План испытаний, сопоставляемый с результатами тестирования.

Описание документов

Отчет о проделанной работе / о ходе выполнения проекта

Как и на предыдущих фазах, отчет о проделанной работе фиксирует основные задания, выполненные для клиента. На средних и крупных проектах каждый член группы может составлять такой отчет и передавать его руководителю проекта. Последний сводит их в единый отчет для клиента. На мелких проектах отдельные члены группы обычно представляют отчеты непосредственно клиенту.

В зависимости от проекта может составляться отчет о проделанной работе, содержащий обзор текущего состояния. Такой отчет представляет собой резюме отчета о проделанной работе и не содержит подробностей. Решение об использовании этого отчета принимает руководитель проекта, который также отвечает за его составление и передачу соответствующим сотрудникам клиента.

Описание разработки – новая редакция

Описание разработки служит основой для плана испытаний по данному решению. Перед тем, как приступать к тестированию его нужно снова просмотреть. Все изменения, сделанные на фазе построения, должны быть включены в план испытаний, особенно те, что затрагивают сразу несколько компонентов решения.

Читайте также:
Итоговые тесты по программе 8 класса 2 вариант

«Разработка ТЗ по ГОСТ 34» – Кристина Стец | SoftTeco PM/BA Talks

Сметно-финансовые отчеты – новая редакция

На этой фазе, как и на предыдущих, сметы должны регулярно просматриваться, сопоставляться с фактическими сроками и затратами, а расхождения – обсуждаться с клиентом. Кроме того, расчеты должны отражать все изменения графика, ведущие к увеличению стоимости проекта.

Журнал регистрации проблем – новая редакция

Журнал регистрации проблем обновляется с учетом фактов, выявленных в ходе тестирования, в основном тех, что не требуют предупреждения о риске. Данные фиксируются на регулярной основе. Если проект находится в состоянии цейтнота, рекомендуется проверять журнал ежедневно, на 15-30-минутном совещании, провидимом непосредственно с группой тестирования. Это может показаться перестраховкой, однако в результате внимание каждого будет привлечено к критическим участкам, а вопросы будут рассматриваться своевременно. В некоторых случаях достаточно бывает проверять журнал раз в неделю.

План-график проекта – новая редакция

На этой фазе продолжается регулярный анализ и корректировка проекта. Очень часто именно на этой фазе имеет место несоблюдение графика, приводящее к недовольству клиента.

Предупреждения о рисках – новая редакция

В ходе тестирования могут быть выявлены проблемы, требующие действий со стороны старшего руководства компании. Предупреждение о риске – это средство реагирования на критические ситуации. К нему прибегают не во всех случаях, а только тогда, когда проблема относится к одной из следующих категорий:

  • Выявлены такие свойства продукта, которые могут вынудить клиента отложить реализацию проекта или вообще отказаться от него.
  • Нехватка персонала вынуждает клиента привлечь дополнительных консультантов.
  • Стоимость или сроки фазы тестирования значительно превышают план.

Технические требования – новая редакция

Документ «Технические требования» должен содержать информацию об ожидаемых эксплуатационных качествах приложения. Он должен рассматриваться до начала этой фазы, чтобы тестирование приложения соответствовало всем техническим или операционным критериям.

План-график испытаний

Эти планы обычно более подробны, чем план проекта, и расписывают по дням действия по выполнению и оценке тестов. Фактические результаты должны фиксироваться вместе с выявленными проблемами (которые записываются в журнал).

План-график обучения – новая редакция

Обычно он содержит расписание занятий и списки пользователей, которые будут их посещать. Если осуществляются кадровые перестановки, нужно обязательно внести соответствующие изменения в план-график обучения.

Источник: xn--h1adgdebxi5g.su

Опытная эксплуатация информационных систем

Опытная эксплуатация — это один из видов испытаний информационных систем. Её суть сводится к тому, чтобы проверить внедряемую или модернизируемую Систему Заказчика на соответствие требованиям технического задания (далее — ТЗ) и содержанию пояснительной записки (далее — ПЗ) к технорабочему проекту (или техническому проекту). Если мы говорим, например, о заказной разработке программного обеспечения (далее — ПО), то необходимо проверить, к примеру, следующее:

  • работу под нагрузкой (эту нагрузку необходимо правильно создать);
  • соответствие ролевой модели Системы должностным обязанностям пользователей;
  • соответствие автоматизированных бизнес процессов внутренней организационно — распорядительной документации Заказчика;
  • показатели назначения быстродействия Системы;
  • качество эксплуатационной документации (например, качество проекта документа «Регламент эксплуатации Системы»);
  • и т.п.
Читайте также:
Что такое программа развития дома культуры

Строго говоря, необходимо проверить все требования ТЗ и ПЗ.

Но довольно часто к началу этапа проведения опытной эксплуатации информационные системы доходят еще несколько «сырые». Это приводит к тому, что Исполнители стараются провести опытную эксплуатацию «по верхам» и к моменту ввода системы в промышленную эксплуатацию устранить все известные им недостатки.

Основная задача Заказчика — не допустить такого безобразия и обеспечить максимально полную проверку своей Системы. Для этого, в том числе, необходимо разработать документ «Программа проведения опытной эксплуатации», который определяет кто, что и когда должен делать, чтобы провести функционально полную опытную эксплуатацию Системы и исправить все ошибки ПО и прочие несоответствия требованиям ТЗ. Если этого не сделать, то все проблемы придется вычищать уже в промышленной эксплуатации, а это намного сложнее и больнее.

При правильной организации этот этап работ и для Исполнителей тоже может принести довольно много пользы — это очень хорошее тестирование Системы силами Заказчика, которое может позволить вычистить много ошибок ПО и сформулировать объективные замечания к качеству эксплуатационной документации. Этим необходимо правильно пользоваться.

Источник: dzen.ru

4. Опытная эксплуатация

Опытную эксплуатацию проводят в соответствии с документом «Программа опытной эксплуатации», в котором указывают:

  • условия и порядок функционирования частей ИС и ИС в целом;
  • продолжительность опытной эксплуатации, достаточную для проверки правильности функционирования ИС при выполне­нии каждой функции системы и готовности персонала к работе в условиях функционирования ИС;
  • порядок устранения недостатков, выявленных в процессе опытной эксплуатации.

В документе приводятся позиции как для разработчика, так и для заказчика. Заказчик, в частности, должен в соответствии с «Программой опытной эксплуатации» выделить персонал для работы с системой, обеспечить в некоторых случаях параллельную работу персонала в режиме «двойного счета» на эксплуатируемой в настоящее время и вновь создаваемой системе, и осуществить ряд других действий.

Во время опытной эксплуатации ИС ведут «Журнал опытной эксплуатации», в который заносят сведения о продолжительности функционирования ИС, об отказах, сбоях, аварийных ситуациях, об изменениях параметров объекта автоматизации, проводимых корректировках документации и программных средств, о наладке технических средств. Сведения фиксируют в журнале с указанием даты и ответственного лица. В журнал обычно заносят замечания персонала по удобству эксплуатации ИС. В процессе опытной эксплуатации разработчик проводит доработку ИС в соответствии с замечаниями протокола предварительных испытаний, а также устраняет замечания из журнала опытной эксплуатации, не выходящие за рамки требований ТЗ.

По результатам опытной эксплуатации принимают решение о возможности (или невозможности) предъявления частей ИС и системы в целом на приемочные испытания.

Работа завершается оформлением акта о завершении опытной эксплуатации и допуске системы к приемочным испытаниям.

5. Приемочные испытания

Приемочные испытания проводят в соответствии с программой, в которой указывают:

  • перечень объектов, выделенных в системе для испытаний и перечень требований, которым должны соответствовать объекты (со ссылкой на соответствующие пункты ТЗ);
  • критерии приемки системы и ее частей;
  • условия и сроки проведения испытаний;
  • средства для проведения испытаний;
  • фамилии лиц, ответственных за проведение испытаний;
  • методику испытаний и обработки их результатов;
  • перечень оформляемой документации.
Читайте также:
На какой панели находится инструмент повернуть в программе компас 3d

Для проведения приемочных испытаний должна быть предъявлена следующая документация:

  • техническое задание на создание ИС;
  • акт приемки в опытную эксплуатацию;
  • рабочие журналы опытной эксплуатации;
  • акт завершения опытной эксплуатации и допуска ИС к приемочным испытаниям;
  • программа и методика испытаний.

Приемочные испытания следует проводить на функционирующем объекте.

Приемочные испытания в первую очередь должны включать проверку:

  • полноты и качества реализации функций при штатных, предельных, критических значениях параметров объекта автоматизации и в других условиях функционирования ИС, указанных в ТЗ;
  • выполнения каждого требования, относящегося к интерфейсу системы;
  • работы персонала в диалоговом режиме;
  • средств и методов восстановления работоспособности ИС после отказов;
  • комплектности и качества эксплуатационной документации.

Проверку полноты и качества выполнения функций, ИС рекомендуется проводить в два этапа. На первом этапе проводят испытания отдельных функций (задач, комплексов задач). При этом проверяют выполнение требований ТЗ к функциям (задачам, комплексам задач). На втором этапе проводят проверку взаимодействия задач в системе и выполнение требований ТЗ к системе в целом.

По согласованию с заказчиком проверка задач в зависимости от их специфики может проводиться автономно или в составе комплекса. Объединение задач при проверке в комплексах целесообразно проводить с учетом общности используемой информации и внутренних связей.

Проверку работы персонала в диалоговом режиме проводят с учетом полноты и качества выполнения функций системы в целом.

  • полнота сообщений, директив, запросов, доступных оператору и их достаточность для эксплуатации системы;
  • сложность процедур диалога, возможность работы персонала без специальной подготовки;
  • реакция системы и ее частей на ошибки оператора, средства сервиса.

Проверка средств восстановления работоспособности ИС после отказов ЭВМ должна включать:

  • проверку наличия в эксплуатационной документации рекомендаций по восстановлению работоспособности и полноту их описания;
  • практическую выполнимость рекомендованных процедур;
  • работоспособность средств автоматического восстановления функций (при их наличии).

Проверку комплектности и качества эксплуатационной документации следует проводить путем анализа документации на соответствие требованиям нормативно-технических документов и ТЗ.

Результаты испытаний объектов, предусмотренных программой, фиксируют в протоколах; содержащих следующие разделы:

  • назначение испытаний и номер раздела требований ТЗ на ИС, по которому проводят испытание;
  • состав технических и программных средств, используемых при испытаниях;
  • указание методик, в соответствии с которыми проводились испытания, обработка и оценка результатов;
  • условия проведения испытаний и характеристики исходных данных;
  • средства хранения и условия доступа к конечной тестирующей программе;
  • обобщенные результаты испытаний;
  • выводы о результатах испытаний и соответствии созданной системы или ее частей определенному разделу требований ТЗ на ИС.

Протоколы испытаний объектов по всей программе обобщают в едином протоколе, на основании которого делают заключение о соответствии системы требованиям ТЗ на ИС и возможности оформления акта приемки ИС в постоянную эксплуатацию.

Работу завершают оформлением акта о приемке ИС в постоянную эксплуатацию.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru