Оптимизация образовательных программ что это

Оптимизация учебных планов образовательных программ вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА / СТРУКТУРА БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ / ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ / СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА / ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ / ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / FINANCIAL COSTS / EDUCATIONAL PROGRAMS / HIGHER EDUCATION / OPTIMIZATION OF THE CURRICULUM / THE STRUCTURE OF THE BUDGETS OF RUSSIAN UNIVERSITIES / THE FORMATION OF THE WORKLOAD / BUDGETING SYSTEM / METHODS OF OPTIMIZING THE CURRICULUM / THE FORMATION OF FUNDS FOR THE DEVELOPMENT / THE VOLUME OF THE WORKLOAD / DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асабин Виталий Викторович, Гаранин Максим Алексеевич, Гнатюк Максим Александрович

Основу финансового здоровья образовательной организации определяет управление процессами разработки и реализации образовательных программ . Ценой неправильного менеджмента может быть снижение экономической эффективности образовательных программ и, как следствие, сокращение статей развития образовательной организации. Целью исследования является оценка финансовых затрат на реализацию основных образовательных программ высшего образования и разработка методики оптимизации учебного плана . Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи: обзор публикаций по вопросу оптимизации учебных планов ; анализ структуры бюджетов Российских вузов ; анализ существующего подхода к разработке учебных планов и формированию учебной нагрузки , выявление недостатков; разработка методики формирования учебной нагрузки в рамках системы бюджетирования ; разработка методики оптимизации учебного плана . В статье исследовались методы анализа и синтеза.

Методы оптимизации

Исследования выполнялись на базе Самарского государственного университета путей сообщения. В рамках исследования выполнен анализ структуры бюджетов высших учебных заведений РФ. Анализ охватывал 714 вузов. В качестве источника информации использовался портал мониторинга эффективности деятельности вузов.

Рассмотрена структура формирования статьи «Развитие вуза» на примере Самарского государственного университета путей сообщения. Для наглядности результаты представлены в виде диаграммы Sankey. Диаграмма позволяет обеспечить наглядность поступления и распределения финансовых средств. Описан подход к формированию учебных планов. Реализация этого подхода позволит обеспечить развитие вуза: развитие научно-педагогических работников, совершенствование учебно-лабораторной базы, развитие материально-технического обеспечения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асабин Виталий Викторович, Гаранин Максим Алексеевич, Гнатюк Максим Александрович

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Формирование штатного расписания: практический опыт
Управление образовательными программами через внедрение учебно-финансовых планов
Динамическая модель обеспечения эффективных контрактов научно-педагогических работников
Модель финансового обеспечения выполнения целевых показателей эффективности работы вуза

Оптимизация .NET приложений

Компетентностный подход как базис для конструирования содержания образовательных программ укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 38. 00. 00 «Экономика и управление» в техническом вузе

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF CURRICULA OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF UNIVERSITIES

The basis of financial health of an educational organization is determined by the management of the processes of development and implementation of educational programs . The price of wrong management can be a decrease in the economic efficiency of educational programs and, as a consequence, the reduction of articles of development of educational organizations. The aim of the study is to assess the financial costs for the implementation of basic educational programs of higher education and the development of methods of optimization of the curriculum . To achieve this goal, the following tasks are set and solved: review of publications on the optimization of curricula; analysis of the structure of budgets of Russian universities; analysis of the existing approach to the development of curricula and the formation of the workload , identification of shortcomings; development of methods of formation of the workload within the budgeting system ; development of methods of optimization of the curriculum . The methods of analysis and synthesis were investigated.

The research was carried out on the basis of Samara state University of railway engineering. The study analyzes the structure of budgets of higher educational institutions of the Russian Federation. The analysis covered a total of 714 schools. As a source of information, the portal for monitoring the effectiveness of universities was used. The structure of the formation of the article » development of the University » on the example of Samara state University of Railways is considered. For clarity, the results are presented as a Sankey chart. The chart provides visibility into the flow and distribution of funds. The approach to the formation of curricula is described.

The implementation of this approach will ensure the development of the University : the development of scientific and pedagogical workers, the improvement of educational and laboratory facilities, the development of material and technical support, etc.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебных планов образовательных программ вузов»

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗОВ

Асабин Виталий Викторович, кандидат технических наук, первый проректор

Гаранин Максим Алексеевич, кандидат технических наук, проректор по учебной работе и международным связям

Аннотация. Основу финансового здоровья образовательной организации определяет управление процессами разработки и реализации образовательных программ. Ценой неправильного менеджмента может быть снижение экономической эффективности образовательных программ и, как следствие, сокращение статей развития образовательной организации.

Целью исследования является оценка финансовых затрат на реализацию основных образовательных программ высшего образования и разработка методики оптимизации учебного плана. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи: — обзор публикаций по вопросу оптимизации учебных планов; анализ структуры бюджетов Российских вузов; анализ существующего подхода к разработке учебных планов и формированию учебной нагрузки, выявление недостатков; разработка методики формирования учебной нагрузки в рамках системы бюджетирования; разработка методики оптимизации учебного плана.

В статье исследовались методы анализа и синтеза. Исследования выполнялись на базе Самарского государственного университета путей сообщения. В рамках исследования выполнен анализ структуры бюджетов высших учебных заведений РФ. Анализ охватывал 714 вузов. В качестве источника информации использовался портал мониторинга эффективности деятельности вузов.

Рассмотрена структура формирования статьи «Развитие вуза» на примере Самарского государственного университета путей сообщения. Для наглядности результаты представлены в виде диаграммы Sankey. Диаграмма позволяет обеспечить наглядность поступления и распределения финансовых средств. Описан подход к формированию учебных планов. Реализация этого подхода позволит обеспечить развитие вуза: развитие научно-педагогических работников, совершенствование учебно-лабораторной базы, развитие материально-технического обеспечения и др.

Ключевые слова: финансовые затраты, образовательные программы, высшее образование, оптимизация учебного плана, структура бюджетов Российских вузов, формирование учебной нагрузки, системы бюджетирования, методика оптимизации учебного плана, формирование средств на развитие, объем учебной нагрузки, развитие университета.

OPTIMIZATION OF CURRICULA OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF UNIVERSITIES

Asabin Vitaly Viktorovich, candidate of technical sciences, first vice-rector

Abstract. The basis of financial health of an educational organization is determined by the management of the processes of development and implementation of educational programs. The price of wrong management can be a decrease in the economic efficiency of educational programs and, as a consequence, the reduction of articles of development of educational organizations. The aim of the study is to assess the financial costs for the implementation of basic educational programs of higher education and the development of methods of optimization of the curriculum.

To achieve this goal, the following tasks are set and solved: — review of publications on the optimization of curricula; analysis of the structure of budgets of Russian universities; analysis of the existing approach to the development of curricula and the formation of the workload, identification of shortcomings; development of methods of formation of the workload within the budgeting system; development of methods of optimization of the curriculum. The methods of analysis and synthesis were investigated. The research was carried out on the basis of Samara state University of railway engineering.

Читайте также:
Преакселерационная программа что это

The study analyzes the structure of budgets of higher educational institutions of the Russian Federation. The analysis covered a total of 714 schools. As a source of information, the portal for monitoring the effectiveness of universities was used. The structure of the formation of the article «development of the University» on the example of Samara state University of Railways is considered. For clarity, the results are presented as a Sankey chart.

The chart provides visibility into the flow and distribution of funds. The approach to the formation of curricula is described. The implementation of this approach will ensure the development of the University: the development of scientific and pedagogical workers, the improvement of educational and laboratory facilities, the development of material and technical support, etc.

Keywords: financial costs, educational programs, higher education, optimization of the curriculum, the structure of the budgets Of Russian universities, the formation of the workload, budgeting system, methods of optimizing the curriculum, the formation of funds for the development, the volume of the workload, the development of the University.

Введение Характер протекающих процессов на рынке образо-

Асабин Виталий Викторович, Гаранин Максим Алексеевич, Гнатюк Максим Александрович ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ .

вания России заставляют поставщиков образовательных услуг быстрее приспосабливаться к потребностям общества. Это заставляет образовательные организации больше внимания уделять оценке экономической эффективности. При этом современная образовательная организация должна обеспечивать высокое качество реализации образовательных программ.

Основу финансового здоровья образовательной организации определяет управление процессами разработки и реализации образовательных программ. Ценой неправильного менеджмента может быть снижение экономической эффективности образовательных программ и, как следствие, сокращение статей развития образовательной организации.

Проведенные исследования нацелены на повышение экономической эффективности реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является оценка финансовых затрат на реализацию основных образовательных программ высшего образования и разработка методики оптимизации учебного плана.

Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

— обзор публикаций по вопросу оптимизации учебных планов;

— анализ структуры бюджетов Российских вузов;

— анализ существующего подхода к разработке учебных планов и формированию учебной нагрузки, выявление недостатков;

— разработка методики формирования учебной нагрузки в рамках системы бюджетирования;

— разработка методики оптимизации учебного плана.

В статье исследовались методы анализа и синтеза.

Исследования выполнялись на базе Самарского государственного университета путей сообщения.

Этапы исследования и результаты

Рассмотрим публикации, посвященные вопросу оптимизации учебных планов и процесса формирования учебной нагрузки в вузах. В данной области имеется значительное количество выполненных исследований. Большинство из них посвящено вопросам оптимизации по критерию преемственности дисциплин. Рассмотрим основные из них.

В работе «Постановка и методы решения задачи оптимизации учебного плана в вузе» [1] описана оптимизация учебного плана основной образовательной программы высшего образования на основе линейного программирования. Работа «Об Оптимизации учебных планов» [2] посвящена подходу формирования учебного плана на основе теории графов.

При этом учитываются трудоемкость дисциплин и их последовательность, т.е. преемственность дисциплин. В статье «Один из подходов к оптимизации процесса формирования учебных планов вузов» [3] также показан подход к формированию оптимального учебного плана на базе линейного программирования. При этом авторами разработана автоматизированная информационная система, использующая данный подход. Дальше продвинулись авторы статьи «Комплекс научных исследований по оптимизации учебного плана в технических вузах» [4], предложившие подход к оптимизации учебного плана и учебного графика в виде орграфа. При этом учебный план рассматривается в виде математической модели.

Наибольший интерес представляет работа «Применение генетического алгоритма для оптимизации учебного плана» [5], автор которой представил алгоритм оптимизации учебного плана на основе построения матрицы смежности дисциплин и теории графов. При этом автором учитывается компетентностно-ориентирован-ные образовательные стандарты. К достоинствам публикации следует отнести продемонстрированный автором пример применения генетического алгоритма к многокритериальной задаче оптимизации учебного плана.

Существуют немногочисленные работы, рассматривающие процесс оптимизации учебных планов по критерию экономической эффективности образовательных программ. К таким работам можно отнести «Модель определения стоимости образовательных программ в высшей школе Российской Федерации» [6] и «Факторы стоимости образовательных программ высшей школы Российской Федерации» [7]. Авторы этих работ рассматривают факторы стоимости образовательных программ, показывают их учет и взаимосвязь. Кроме того, авторы выделяют группы факторов, отражающих специфику реализации образовательных программ.

Для достижения цели исследования интерес представляет работа «Экономические аспекты управления качественными параметрами образовательной программы в высшей школе» [8], авторы которой рассматривают управление процессом разработки и реализации основных образовательных программ высшего образования. При этом в качестве критериев оценки эффективности менеджмента авторы абсолютно справедливо используют экономическую эффективность и качество реализации образовательных программ. В статье рассматриваются системообразующие элементы качества системы образования в высшей школе.

В рамках исследования выполнен анализ (рис. 1) структуры бюджетов высших учебных заведений РФ. Анализ охватывал 714 вузов. В качестве источника информации использовался портал мониторинга эффективности деятельности вузов [9].

Источник: cyberleninka.ru

Оптимизация учебно-воспитательного процесса

Термин «оптимальный» (от лат. optimus — наилучший) означает наиболее соответствующий определенным условиям и задачам вариант деятельности. Следовательно, оптимизация педагогического процесса — это выбор наилучшего из возможных вариантов его заданной конкретной ситуации. Четверть века назад известный педагог Ф. Ф. Королев писал: «Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими. и в педагогике». То есть проблему оптимизации учебного процесса новой не назовешь. В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю. К. Бабанский издал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в которой выделил следующие критерии оптимизации:

• Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.

• Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

• Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитательных целей.

Пути оптимизации учебного процесса:

— комплексное планирование и конкретизация задач обучения и развития школьников;

— обоснование соответствия содержания задачам обучения с выделением главного, существенного;

— выбор наиболее удачной структуры урока и педагогических акцентов;

— осознанный выбор наиболее рациональных методов и средств обучения для решения учебно-воспитательных задач;

— дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, который предполагает оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения;

— создание благоприятных психологических, эргономических, материальных условий для обучения:

— специальные меры по экономии времени учителей и учащихся, выбор оптимального темпа обучения (использование вклеек, раздаточного материала) и технических средств (кодоскопы, проекторы и др.);

— анализ результатов обучения и затрат времени с позиции оптимальности.

Оптимизацию учебного процесса можно осуществлять уже на стадии педагогического проектирования путем сравнения коэффициентов эффективности преподавания. Кэф, но еще обоснованнее это может сделать педагог, хорошо знающий индивидуальные особенности своих учащихся, уровень их интеллектуального развития, их жизненный опыт, характер восприятия информации.

В последние годы значительно выросла потребность в разнообразных средствах обучения. Педагогу необходимо иметь на уроке дидактический материал высокого качества, который должен быть тщательно продуман и подготовлен заранее (схемы, графики, чертежи). С его помощью организуется фронтальная и индивидуальная работа по изучению, закреплению и повторению учебного материала. Умелое применение средств обучения позволяет значительно экономить время на уроках, повысить темп обучения, увеличить долю самостоятельности учащихся, уделить больше внимания вопросам формирования у них логического мышления, умственной активности, развитию их индивидуальных особенностей.

Современное развитие науки и техники способствует увеличению разнообразия средств обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, незначительного финансирования учебных заведений и их ограниченных возможностей в коммерческой деятельности приобретение ультрасовременных дорогостоящих технических средств обучения производится в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.

В то же время любой преподаватель, творчески подходя к процессу выбора более доступных, проверенных временем средств обучения и педагогически правильно их используя, всегда может получить необходимый эффект.

Например, на уроке черчения учитель демонстрирует сборочный узел «Клапан обратный». Однако демонстрация клапана еще не обеспечивает полного формирования понятия. Внешний вид объекта нередко обусловливает восприятие его второстепенных признаков, поэтому педагог предъявляет готовый сборочный чертеж, помогающий оттенить существенные признаки изучаемого объекта. По чертежу демонстрируются детали узла и объясняется принцип его действия. Изучив существенные признаки объекта по чертежу, преподаватель возвращается к самому объекту (клапану), показывает их на нем, чтобы запечатлеть их реальный образ.

Читайте также:
Go mail ru что это за программа и нужна ли она

Необходимо шире использовать дидактические возможности других наглядных пособий: плакатов, рисунков, фотографий, макетов, моделей для иллюстрации, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации. Наряду с перечисленными пособиями учебные кабинеты должны быть оснащены множеством дидактического раздаточного материала (билеты, карточки, задания, таблицы), специальной справочной литературой. Дидактические материалы дают возможность рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность.

Высока эффективность использования на уроках наиболее универсального и доступного дидактического материала — различного вида картотек, содержащих задания примеры. Их применение на уроках математики, физики, химии, биологии, географии, литературы дает возможность значительно увеличить число рассматриваемых упражнений. Они позволяют с большей наглядностью выделить основные методы, приемы и алгоритмы выполнения заданий, а также дифференцировать упражнения по степени сложности.

Современный учебный процесс предполагает активное использование различных технических средств обучения, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Непосредственным и носителями учебной информации являются кино- и диафильмы, диапозитивы, слайды.

Последние привлекают внимание преподавателей прежде всего возможностью значительно экономить время на занятиях, глубже раскрывать природу различных явлений, содействовать повышению научности обучения. Большое воспитательное значение, экранных пособий состоит именно в предоставлении обучаемым возможности знакомства с ролью современного эксперимента и принципа моделирования в науке.

Экранные пособия позволяют выходить за рамки учебной программы, расширять кругозор учащихся и пробуждать в них интерес к познанию. Они также дают возможность добиться мгновенной подачи готового учебного материала. Умело манипулируя таким процессом, педагог легко может получить желаемый эффект. Например, используя кодоскоп, можно весьма быстро проверить составленные учащимися математические задачи или любые другие домашние задания (лишь бы они заранее были написаны и нарисованы на полиэтиленовой или любой другой пленке или прозрачной бумаге). Быстрый переход от одной порции учебного материала к другой позволяет сконцентрировать внимание учащихся на существенных сторонах изучаемого материала и значительно активизировать их мыслительную деятельность.

Сегодня нет сомнения в том, что техническая оснащенность является одним из объективных предварительных условий применения новшеств в технологии обучения. Эффективность использования различных средств обучения зависит от профессиональной подготовленности педагога. Его умение педагогически правильно использовать средства обучения будет складываться не только из овладения навыками работы с проекционной, звуковоспроизводящей и другой аппаратурой, но и за счет творческого подхода к методике использования средств обучения, его совершенствования и развития. Это зависит и от того, насколько глубоко учитель изучит все возможности имеющегося оборудования и технических средств обучения по каждому разделу и каждой теме преподаваемой им дисциплины.

Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.

Ю. К. Бабанский и М. М. Поташник к основным критериям оптимизации содержания учебных программ отнесли следующие:

• критерий целостности содержания образования, предполагающий достаточно полное отражение основных направлений современной науки, производства, социальной жизни и культуры;

• критерий научной и практической значимости элементов содержания образования, который обеспечивает вычленение главных, наиболее существенных компонентов;

• критерий соответствия содержания образования возрастным возможностям учащихся;

• критерий соответствия содержания образования времени, отведённому па изучение данного материала;

• критерий соответствия содержания образования международному опыту в этой области;

• критерий соответствия содержания образования возможностям учебно-материальной базы современной школы с учетом перспектив ее развития на ближайший период.

Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознанный и обоснованный их выбор с учетом:

— задач урока (обучение, воспитание, развитие);

— степени сложности материала;

— уровня подготовленности класса, характеристики класса на основе выводов педагогического консилиума;

— сравнительной характеристики возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения;

— особенностей, сильных сторон личности самого учителя;

— возможностей учебного кабинета;

— наличия учебного времени;

— сложившихся морально-психологических условий в школе и др.

Такой подход к отбору методов обучения предостерегает учителей как от абсолютизации отдельных методов, так и от необоснованного отказа от выбора ведущего, доминирующего на конкретном уроке метода.

К оптимизации обучения относится и дифференцированный подход педагогов к учащимся.

Хорошие уроки (если судить по результатам) свидетельствуют о том, что педагог либо целенаправленно использовал идеи оптимизации, либо, не будучи с ними знаком, интуитивно к ним пришел и реализовал их. Поиски оптимальных путей обучения уже давно ведутся в школе. Вот почему любой урок, хороший с точки зрения максимума возможного в приобретении учащимися знаний, умений, навыков, в повышении уровня их воспитанности и развитости есть урок оптимальный независимо от того, употреблял ли учитель этот термин, использовал ли он процедуру оптимизации или, не зная о ней, годами шел к ней эмпирически.

Оптимизация учебного процесса:

• помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников;

• формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;

• учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;

• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;

• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам;

• учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия;

• соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени учеников и учителей, с предупреждением их перегрузки;

• открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.

В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса является одним из реально доступных шагов на пути к внедрению научной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда учителя лишается своей сердцевины, сосредоточиваясь на многих внешних факторах и условиях, а не на самой структуре учебного процесса.

Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать через нее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. А это, в свою очередь, способствует более успешному решению усложняющихся задач современной школы при рациональных затратах времени и усилий.

В этом состоит не только социально-практическое, но и гуманистическое значение идей оптимизации для современной школы.

Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению измеренным.

Источник: studopedia.ru

3.4. Оптимизация учебного процесса

Оптимизация учебного процесса — это научно обоснованный выбор оптимального варианта его построения, форм, методов и средств обучения. Идея оптимизации учебного процесса была выдвинута Ю. К. Бабанским, который под оптимизацией учебного процесса понимал не какую-нибудь новую форму или новый метод обучения, а специальную процедуру действий педагога по обоснованию и осуществлению в конкретных условиях наиболее эффективных и качественных решений учебно-воспитательных задач при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся и преподавателей 1 .

Выбор оптимального варианта процесса обучения предполагает следующие этапы деятельности преподавателя:

а) определение задач обучения, воспитания и развития (цели учебного занятия);

б) отбор и конкретизацию содержания обучения с учетом поставленной цели;

в) выбор наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения:

г) внесение коррективов в спроектированный учебный процесс с учетом особенностей состава студентов, учебно-материальной базы и т.п.;

д) оформление плана учебного занятия.

Оптимизация учебного процесса осуществляется прежде всего на этапе его проектирования — при планировании учебного занятия, однако проходит и через всю педагогическую деятельность преподавателя. Та или иная конкретная ситуация заставляет преподавателя отклониться от намеченного плана, выбирать оптимальные решения, исходя из поставленной цели и имеющихся педагогических возможностей — средств и методов воздействия и учитывая индивидуальные особенности самих студентов.

Читайте также:
Es проводник что это за программа и нужна ли она на телефоне

В учебно-воспитательной работе со студентами нет и не может быть жестких алгоритмов, так как слишком большое количество составляющих определяет ее эффективность. Выбор решения в незапланированных ситуациях — это всегда поиск оптимального варианта. Предположим, студенты пришли не подготовленными к занятиям.

Что должен сделать преподаватель: поставить всем студентам неудовлетворительные оценки или одному-двум «для острастки» остальных; отказаться от проверки знаний и умений и перейти к изучению нового материала; предложить студентам на уроке подготовить домашнее задание и все-таки провести опрос, а на дом дать задание самостоятельно изучить новый материал; оставить студентов после занятий для выполнения задания; отказаться вообще проводить занятие и доложить об инциденте директору или его заместителю? Это далеко не все возможные варианты решения; выбор определяется не каким-то установленным алгоритмом, а на основе учета и анализа всех условий. В данном конкретном случае необходимо установить, насколько важно домашнее задание для изучения последующего материала; каковы взаимоотношения преподавателя и студентов; каковы особенности состава студентов, на каком этапе произошел инцидент (на младшем или старшем курсе, в начале или конце учебного года и изучения темы); каковы причины неподготовленности студентов; насколько сложным и большим по объему было задание. Условия, которые должны быть учтены, можно продолжить. Выбор оптимального варианта решения должен быть сделан быстро.

Таким образом, оптимизация учебного процесса — это постоянная непрерывная деятельность педагога. Однако она особенно важна на этапе разработки плана учебного занятия. Преподаватель планирует не абстрактное, а конкретное учебное занятие, предполагающее работу с конкретными студентами. Проектируя учебный процесс, преподаватель должен предвидеть возможные трудности в овладении учебным материалом.

Рассмотрим этапы проектирования учебного занятия.

Происходит как бы трансформация целей, выдвинутых обществом в качестве социального заказа на подготовку специалиста, в педагогические категории. Они включают в себя следующее: дидактические цели (образовательные) — вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни и профессиональной деятельности; цель развития творческого мышления, познавательных потребностей и способностей, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; цели воспитания гражданских качеств личности (нравственности, социальной активности, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, честности, высоких нравственных чувств); формирование профессиональной направленности личности будущего специалиста — воспитание интереса и любви к профессии, развитие познавательных профессиональных мотивов поведения, творческой активности, выявление профессионально значимых качеств личности.

Наиболее частыми ошибками преподавателей при определении цели и задач учебного занятия, особенно урока, являются такие:

Источник: studfile.net

Оптимизация процесса обучения

Вообще в науке под понятием «оптимизация» понимают отбор наиболее благоприятного варианта из множества возможных. В контексте процесса обучения под оптимизацией понимают подбор такой методики, которая позволит добиться наилучших результатов и при этом затратить минимум времени, сил педагога, учеников в имеющихся условиях.

Особый вклад в развитие вопросов оптимизации процессов обучения внес ученый Ю. К. Бабанский, который опубликовал свою научную работу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» в 80- ых годах 20 века.

Теория оптимизация имеет яркий гуманистический уклон. Оптимизация определяет условия, которые необходимы для обучения и воспитания школьников.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

В педагогике выделяют два основных подхода к оптимизации процесса обучения:

  • оптимизация как способы управления обучением
  • оптимизация как принцип научной организации деятельности педагога

Замечание 2

Оптимизация представляет собой не один метод, а совокупность методов, это процесс, который позволяет оптимальным образом достичь главных целей образования.

Критерии оптимизации процесса обучения

Для того что бы определить является ли методика процесса обучения оптимальной необходимо выявить у нее четыре основных критерия оптимальности. Эти четыре критерии были разработаны такими известными педагогами как Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник. К этим критериям относятся следующие:

  • максимальные результаты в освоении знаний, умений и навыков
  • минимальная трата времени учеников и педагогов на достижение оптимальной цели обучения
  • минимальное использование усилий для достижения поставленных результатов за определенный временной промежуток
  • минимальная трата средств на достижение поставленных результатов за определенный временной промежуток

«Оптимизация процесса обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Суммируя все вышенаписанное, можно сделать вывод, что оптимальной методика преподавания считается в том случае если, она позволяет достигнуть высоких результатов, используя минимальное количество усилий педагога и ученика за определенный промежуток времени.

Способы оптимизации процесса обучения

Ученые выделяют восемь основных способов оптимизации образовательного процесса:

  • планирование и конкретизация задач образования
  • обоснование содержания задач образования
  • структура урока
  • рациональные методы и средства для решения образовательных задач
  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся
  • создание благоприятных условий обучения
  • экономия времени учителей и учеников
  • анализ результатов в соответствии с оптимизацией учебного процесса

Планирование и конкретизация задач образования, обучения, воспитания и развития учащегося является первым способом поэтизации образовательного процесса. В том случае если все задачи обучения четко и конкретно продуманы заранее процесс обучения будут проходить быстрее и сбудет более успешным. В том случае если определён весь комплекс образовательных задач решение их может осуществляется одновременно, а не по отдельности, что в значительной степени экономит время.

Кроме того, в процессе обучения для осуществления оптимизации педагогу необходимо сформировать комплекс задач руководствуясь особенностями учеников и особенностями условий в которых проходит обучение. В этом случае педагог должен выбрать из большого количество задач те, которые являются наиболее актуальными.

Второй способ оптимизации связан с обоснованием соответствия содержания задачам обучения, с вычленением в содержании урока основного необходимого материала. Иными словами, в течении урока ученики должны быть сконцентрированы на главной информации, которую преподносит педагог. Несоблюдение этого критерия может привести к переутомлению детей и ухудшению усвоения материала учениками. Поэтому весьма немаловажно, чтобы в ходе процесса обучения ученики овладевали и необходимой информацией, и учились осуществлять самоконтроль и самоуправление.

Педагог, выбирая наиболее приемлемую структуру занятия, осуществляет третий способ оптимизации процесса обучения. Проводя занятие, учитель должен учесть следующие важные элементы урока:

  • последовательность опроса и проверки домашнего задания
  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • решение поставленной проблемы и др.

Следующий способ оптимизации состоит в необходимости выбирать более подходящие методы и средств обучения для достижения задач обучения. В связи с этим педагог долен владеть информацией чем одни методы отличаются от других. То же самое можно сказать и о средствах обучения.

Пятый способ заключается в сочетании дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Если педагог соблюдает этот принцип, то в его работе должным образом сочетаются общеклассные, групповые и индивидуальные подходы к обучению. Дифференциация учеников необходима в связи с тем, что каждый из них обладает своими определенным личностными качествами, задатками, типом мышления и памяти.

Немаловажным в процессе оптимизации обучения является и создание соответствующих учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических условия для обучения школьников. Этот принцип следует из закономерности эффективного обучения.

Следующий способ оптимизации процесса обучения предполагает поиск способов, которые позволят экономить время педагогов и учеников, поиск благоприятного типа обучения. Этому помогают ранее описанные способы оптимизации, оснащение школьных кабинетов, автоматизированное оборудования, разнообразные методические и учебные материалы, планирование школьной деятельности.

Последний способ процесса оптимизации в рамках процесса обучения заключается в анализированные итогов обучения и временных затрат педагогов и учащихся в соответствии с основными вышеперечисленными критериями оптимизации. Анализ ситуации сводит к соотнесению соответствия между конечными результатами процесса обучения, воспитания и развития, реальными возможностями учеников и временными затратами их самих и педагогов.

Формы и методики оптимизации процесса обучения

В процессе оптимизации обучения немаловажную роль играют формы и методы обучения. На сегодняшний день не существует форм и методов, которые удовлетворяли бы полностью критериям оптимизации: некоторые методы и формы эффективны в одних видах деятельности другие в других.

Ю.К. Бабанский считал, что словесные методы обучения в большей степени разрешают задачи по усвоению теоретический и фактических знаний, но эти методы не решают практических задач, не формируют навыки и умения в должной степен, но плюсом является быстрый темп обучения при использовании этих методик и форм.

Дискуссии способны формировать набор теоретических знаний, логическое мышление, речь, побуждают интерес, развивают волю, но их темп не удовлетворяет временных требований оптимизации.

Поэтому, когда преподаватель готорится к своему урок,у он должен выбрать методику, которая будет соответствовать критериям оптимизации исходя из целей и задач конкретного этого урока.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru