В Python для проверки верности неравенства используется != или is not . Когда значения любых двух переменных Python или операндов, предоставленных по обе стороны от оператора неравенства, не равны, он должен возвращать True , в противном случае — False .
Выполняя сравнение, следует иметь в виду тип переменных. Многие языки структурированных запросов «ругаются» по поводу сопоставления различных типов. А вот Python гибок, хотя и жестко типизирован. Если значения двух переменных совпадают, но принадлежат к разным типам, оператор неравенства должен возвращать True .
Ниже мы приведем несколько примеров, чтобы показать, как работают операторы неравенства Python.
Сравнение при помощи оператора != переменных одного и двух типов
Наш первый пример будет содержать различные способы сравнения двух или более значений переменных разных типов с помощью оператора неравенства.
ПРИСВАИВАНИЕ И СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТОВ В PYTHON
Для присваивания значений переменным в Python служит оператор «=».
Разбор 5 задания на Python | ЕГЭ по информатике 2022
Выражение, стоящее справа от оператора присваивания, вычисляется, и полученное значение присваивается переменной, стоящей слева от оператора присваивания. При этом предыдущее значение, хранящееся в переменной, стирается и заменяется на новое. Если такой переменной не существует, то она создается и в нее записывается значение.
Создание переменных и объектов в Python происходит с помощью оператора присваивания.
Оператор » присвоить переменной a значение 5″.
Cложить значения 5 и 3, результат присвоить переменной x (записать в переменную x).
x = 5 + 3
Прибавить 4 к значению, хранящемуся в переменной a, полученный результат присвоить переменной b (записать в переменную b).
b = a + 4
Прибавить 1 к значению, хранящемуся в переменной b, полученный результат присвоить переменной b (записать в переменную b).
b = b + 1
В результате выполнения этой строчки кода, значение переменной b увеличится на 1.
В правой части значение переменной может использоваться много раз:
c = b * b + 3 * b
Множественное присваивание
Множественное присваивание (позиционное присваивание) в Python реализуется следующим образом:
a, b, c = 5, 3, 1
В результате выполнения этой строки кода в переменной a окажется число 5, в переменной b — 3, в переменной c — 1. Количество значений и количество переменных справа и слева от оператора присваивания должно совпадать. При множественном присваивании порядок присваивания формируется слева направо.
С помощью множественного присваивания можно поменять значения переменных между собой.
a, b = 5, 3 a, b = b, a print(a, b)
Множественное присваивание со списками
list1 = [5, 3, 1] a, b, c = list1
В переменной a окажется число 5, в переменной b — 3, в переменной c — 1.
Количество переменных должно быть равно количеству элементов списка.
Аналогичным образом это работает и для кортежей.
Множественное присваивание со строками
str1 = «make» a, b, c, d = str1
В a окажется «m», в b — «a», в c — «k», в d — «e».
#37. Алгоритм Евклида для нахождения НОД | Python для начинающих
Количество переменных должно быть равно количеству символов в строке.
Каскадное присваивание
Python поддерживает каскадное присваивание:
a = b = c = 5
В результате выполнения этой строки кода во всех переменных окажется число 5. Присваивание при это идет каскадом справа налево.
Инициализация переменных
Любая переменная, использующаяся в выражении, должна существовать.
Допустим, мы написали следующую программу:
a = 5 b = 3 d = a + b + c print(d)
При ее запуске мы получим сообщение об ошибке «NameError: name ‘c’ is not defined» , которое говорит нам, что переменная «c» не определена.
Действительно, переменной «c» в нашей программе не существует и при вычислении выражения a + b + c интерпретатор Python столкнулся с этой проблемой. Попробуем исправить эту ситуацию.
a = 5 b = 3 c = 2 d = a + b + c print(d)
Теперь всё нормально и после запуска программы мы получим результат вычислений.
Особенно важно обращать внимание на существование переменной в конструкциях, используемых, например, для счетчиков.
Следующий код вернет ошибку «NameError: name ‘k’ is not defined» .
k = k + 1 print(k)
Интерпретатор не сможет вычислить значение выражения k + 1, так как переменная k не определена.
Чтобы код нормально работал, следует создать переменную k, присвоив ей, например, 0. Это называется инициализировать переменную.
k = 0 k = k + 1 print(k)
Составное присваивание
В составном операторе присваивания используются арифметические операторы.
Пример сложения с присваиванием:
a = 2 a += 5 print(a)
Составной оператор += прибавляет к переменной значение выражения справа от оператора присваивания и записывает получившийся результат в эту переменную.
a += 5 эквивалентно a = a + 5.
Составные операторы присваивания используются для сокращения записи.
Таблица с составными операторами присваивания и их эквивалентами
Источник: myrobot.ru
Питон и таблицы истинности
Таблица истинности — это таблица, где перечисляются комбинации аргументов некой логической функции и указывается, какие значения принимает эта функция.
В задаче 2 ЕГЭ по информатике требуется 1) уметь строить таблицы истинности логического выражения и 2) уметь сравнивать построенную таблицу истинности с таблицей, приведенной в условии задачи.
Первый пункт можно выполнить на компьютере, написав несложную (менее 10 строк) программу на Питоне.
Вообще говоря, в Питоне, как и в паскале, есть специальные логические значения True и False. Но в логических выражениях можно использовать и числа. При этом значение 0 считается ложью, а всё, отличное от нуля — истиной. (Тут создатель Питона позаимствовал идею из С.)
Рассмотрим задачу с сайта «Решу ЕГЭ». В ней требуется сопоставить переменные, входящие в логическую функцию
((x → y ) ∧ (y → w)) ∨ (z ≡ ( x ∨ y))
. | . | . | . | F |
1 | — | — | 1 | |
1 | — | — | — | |
— | 1 | — | 1 |
Требуется выяснить, какая переменная в таблице обозначена как «переменная 1», «переменная 2» и т.д.
Из последнего столбца видно, что нам нужны те комбинации значений переменных, при которых функция ложна.
Так как в Питоне отсутствует логическая операция импликации, заменяем выражения вроде x → y на эквивалентные выражения not x or y. Операция эквивалентности — это сравнение «= ложь»:
for x in range(2):
for y in range(2):
for z in range(2):
for w in range(2):
f = ((not x or y ) and (not y or w)) or (z == ( x or y))
if not f: print(x,y,z,w)
Программа печатает следующую таблицу:
0 1 0 0
1 0 0 0
1 0 0 1
1 1 0 0
Столбцы слева направо — это значения переменных x, y, z, w соответственно.
Таким образом, мы очень упростили первую часть задачи — построение таблицы истинности. Осталась вторая часть.
В нашей таблице четыре строки, а в задаче — только три. Следовательно, одна строка в нашей таблице лишняя.
Заметим, что в таблице из задачи пять единиц, а в нашей таблице — шесть. Отсюда вытекают два вывода. Во-первых, мы не можем удалить из нашей таблицу строчку с двумя единицами — тогда у нас их останется четыре, т.е. менее, чем в таблице из задачи. Во-вторых, при удалении из нашей таблицы строки с одной единицей и в нашей таблице, и в таблице из задачи будет по пять единиц. Следовательно, во всех пустых клетках таблицы из задачи записаны нули.
Самую первую строку из нашей таблицы удалить нельзя: тогда у нас появляется столбец из трёх единиц, а такого столбца в таблица из задачи нет. Убираем вторую строку и получаем следующую таблицу:
0 1 0 0
1 0 0 1
1 1 0 0
В столбце переменной z — только нули. Следовательно, в задаче переменная 3 — это z.
В столбце переменной w только одна единица. Следовательно, переменная w — это переменная 2 в задаче.
Замечаем, что когда переменная w (переменная 2 в задаче) равна 1, то равна 1 также и переменная x (а в задаче это переменная 4). Следовательно, переменная 4 — это x. Оставшаяся переменная 1 — это переменная y.
Итак, наш ответ — ywzx. Именно такой ответ и приводится в задаче.
При записи логических выражений в Питоне можно столкнуться с тем, что выражения вроде (x ≡ ¬z) при буквальном их переводе (x == not z) вызывают синтаксическую ошибку. Чтобы избежать этого, надо либо заключить выражение not z в дополнительные скобки, т.е. написать (x == (not z)). Можно также заменить операцию «равно» на «не равно», т.е. записать это выражение как (x != z).
(c) Ю.Д.Красильников, 2021 г.
Источник: ege-informatika-yk.blogspot.com