Определение варианта программы осуществляется на основе

Одним из центральных вопросов по созданию условий образования является вопрос разработки адаптированной общеобразовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях.

Адаптированная общеобразовательная программа (АООП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательное учреждение. Согласно с Федеральным законом № 273-ФЗ ч. 5 ст. 12 «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Адаптированная основная общеобразовательная программа состоит из нижеперечисленных разделов:

  • Пояснительная записка.
  • Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП.
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОПП обучающимися с ОВЗ.
  • Учебный план.
  • Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий).
  • Программы отдельных учебных предметов.
  • Программа коррекционной работы.
  • Программа духовно-нравственного развития.
  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
  • Программа внеурочной деятельности.
  • Система условий реализации АООП.

Данные разделы могут быть представлены в АООП ОУ последовательно, а могут быть объединены в блоки, например:

Разработка Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ

  • Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижений в освоении АООП).
  • Содержательный (отдельные программы).
  • Организационный (учебный план, план внеурочной работы, система условий реализации АООП).

Кроме указанных разделов, АООП может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся различных категорий детей с ОВЗ.

Федеральный закон ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных на основе его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а в случае наличия инвалидности – с учетом ИПРА и мнения родителей (законных представителей).

В настоящее время разработаны проекты адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования для разных категорий обучающихся:

  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
  • примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК.

Федеральные основные общеобразовательные программы: статус, разработка, утверждение

Источник: purimcro.ru

АООП включает : 1) Обязательную часть. 2) Часть формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть АООП для обучающихся с УО составляет не менее 70%, а часть формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объёма АООП. АООП реализуется организацией через урочную и внеурочную деятельность

Разделы АООП : 1) Целевой -определяет общее назначение, задачи, планируемые результаты реализации АООП, способы достижения этих целей и результатов. Включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения; систему оценки достижений планируемых результатов.

Разделы АООП: 3) Организационный раздел -определяет общие рамки организации образовательного процесса , механизмы реализации АООП включает : учебный план (включающий предметные области, коррекционно-развивающие области); внеурочную деятельность; систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта.

Требования к разделам АООП: 1) Пояснительная записка должна раскрывать: Цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП; -принципы и подходы к формированию АООП; -общую характеристику АООП; — психолого –педагогическую характеристику обучающихся с УО; -описание особых образовательных потребностей обучающихся с УО; -описание структуры и общую характеристику СИПР.

Структура СИПР должна включать: 1) Общие сведения о ребёнке; 2) Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; 3) Индивидуальный учебный план; 4) Содержание образования в условиях организации и семьи; 5) Условия реализации потребности в присмотре и уходе; 6) Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; 7) Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; 8) Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; 9) Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Требования к разделам АООП: 2)Учебный план включает: обязательные предметные области; коррекционно-развивающую область. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей. Предметная область: Язык и речевая практика. Основные задачи реализации содержания. Русский язык. Чтение (Литературное чтение).

Читайте также:
Инвестиционная программа в энергетике это

Речевая практика.

Требования к разделам АООП: Предметная область: Математика. Основные задачи реализации содержания: Математика и информатика. Предметная область: Естествознание. Основные задачи реализации содержания: Мир природы и человека. Природоведение. Биология. География. Предметная область: Человек и общество. Основные задачи реализации содержания : Основы социальной жизни.

Мир истории. История Отечества. Этика. Обществоведение.

Требования к разделам АООП: Предметная область: Искусство. Основные задачи реализации содержания : Музыка. Рисование. Предметная область: Технология. Основные задачи реализации содержания: Ручной труд.

Профильный труд. Предметная область : Физическая культура. Основные задачи реализации содержания: Физическая культура. АООП может включать один или несколько учебных планов, формы организации образовательного процесса, чередование учебной, внеурочной деятельности.

Требования к разделам АООП: Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания. Содержание представлено обязательными коррекционными курсами: — « Ритмика ». — «Логопедические занятия». — « Психокоррекционные занятия». — «Программа формирования базовых учебных действий». — «Программа формирования экологической культуры и здорового образа жизни». — «Программа коррекционной работы». — «Программа внеурочной деятельности». — «Программа сотрудничества с семьёй».

Определение варианта АООП: Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учётом ИПР и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с УО с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учётом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством РФ.

Требования к условиям реализации АООП 1) Требования к кадровым условиям: В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические работники, имеющие необходимый уровень квалификации для каждой занимаемой должности, соответствующий квалификационным требованиям. Кадровое обеспечение организации, реализующей АООП предполагает междисциплинарный состав специалистов( педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, способных обеспечить медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. При необходимости, с учётом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся. Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Требования к условиям реализации АООП 2) Требования к материально-техническим условиям: Материально-техническая база реализации АООП должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, предъявляемым к о рганизации пространства, в котором осуществляется реализация АООП в области: Соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности; Обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; Соблюдения пожарной и электробезопасности; Соблюдения требований охраны труда; Соблюдения своевременных сроков и необходимых объёмов текущего и капитального ремонта.

Требования к условиям реализации АООП Требования к организации пространства: Материально-техническое обеспечение АООП должно предусматривать: Трудовые мастерские с необходимым оборудованием в соответствии с реализуемыми профилями трудового обучения. Кабинет для проведения уроков «Основы социальной жизни». В классных помещениях должны быть предусмотрены учебные зоны и зоны отдыха для обучающихся. Обучающимся с УО может быть предусмотрена возможность проживания в организации в случае её удалённости от их места проживания.

Требования к условиям реализации АООП Требования к организации учебного места: Учебное место обучающегося организуется в соответствии с санитарными нормами и требованиями. Требования к специальным учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы. Учёт особых образовательных потребностей обучающихся с УО обуславливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Подбора специального учебного и дидактического материла. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая специальные прописи .

Источник: nsportal.ru

ТЕМА 1.4. Характеристика ФГОС для обучающихся с ОВЗ; ФГОС для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. ФГОС являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения и обеспечивают:

• единство образовательного пространства Российской Федерации;

• преемственность основных образовательных программ;

• вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

• государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения;

• разработки примерных основных образовательных программ;

• разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно- измерительных материалов;

• организации образовательного процесса в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Федеральные государственные образовательные стандарты – основа для:

Читайте также:
Топ программа для просмотра фильмов на компьютере

• разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, формирования государственного задания для образовательного учреждения;

• осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

• проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

• построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

• организации деятельности работы методических служб;

• аттестации педагогических работников образовательных учреждений;

• организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598. Стандарт будет применяться к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение детей, зачисленных до 1 сентября 2016 г., по адаптированным образовательным программам осуществляется по ним до завершения обучения. Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ весьма актуально, поскольку в России проживает свыше 0,5 млн. детей-инвалидов, ежегодно 27–28 тыс. несовершеннолетних признаются инвалидами впервые, примерно столько же человек достигают возраста 18 лет и становятся взрослыми инвалидами. Помимо детей-инвалидов образование по адаптированной основной образовательной программы будут получать дети, не имеющие статуса инвалида, но нуждающиеся в специальных условиях получения образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Все эти дети нуждаются в получении начального и/или общего образования по адаптированным программам в пределах своих возможностей, способностей и состояния здоровья.

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей:

• с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших);

• с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);

• с тяжелыми нарушениями речи,

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

• с задержкой психического развития,

• с расстройствами аутистического спектра,

• со сложными дефектами развития.

ФГОС НОО ОВЗ предусматривает четыре варианта получения образования в зависимости от уровня интеллектуального развития обучающихся.

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599, охватывает весь период получения образования, так как для этой категории обучающихся (с лёгкой степенью умственной отсталости, умеренной, тяжёлой, глубокой; сложными и множественными нарушениями развития) не определены два уровня образования учитывающих их специфические образовательные потребности.

Оба стандарта предполагают пролонгированные сроки обучения

Стандарты разработаны на основе Конституции Российской Федерации

и законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов и других нормативных документов, а также региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Стандарты учитывают возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности обучающихся.

Стандарты направлены на обеспечение:

• равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;

• единства образовательного пространства Российской Федерации

• государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации адаптированной основной образовательной программе и результатам их освоения;

• максимального расширения доступа обучающимся с ОВЗ к общему образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям;

• преемственности основных образовательных программ общего образования обучающихся с ОВЗ;

• вариативности содержания программы для обучающихся с ОВЗ, возможности их формирования с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся; духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ, формирование основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества;

• расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений, обучающихся с ОВЗ, использования различных форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды;

• разработки критериальной оценки результатов освоения программы, деятельности педагогических работников, Организаций, функционирования системы образования в целом;

• создания условий для эффективной реализации и освоения условий

• для эффективной реализации и освоения обучающимися АООП НОО,

• в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

В основу Стандарта положены деятельностный, личностно-ориентированный дифференцированный подходы к организации и содержанию обучения.

Стандарты направлены на решение следующих задач образования, обучающихся с ОВЗ:

• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

• формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

• формирование основ учебной деятельности;

• создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

• обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО

• и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

• формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.

Стандарты устанавливают сроки освоения АООП НОО от четырех лет до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей

Читайте также:
Инспектор клауд программа как работает

В Стандартах представлены требования к структуре АООП НОО, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Стандарты предусматривают возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП НОО.

Организационный раздел включает: учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% и 20%, 70% и 30% или 60% и 40%.

Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.

Стандарты содержат требования к следующим разделам АООП НОО: пояснительной записке, планируемым результатам освоения, учебному плану, программе формирования универсальных учебных действий, программе отдельных учебных предметов, программе духовно-нравственного развития, программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программе коррекционной работы, системе оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО, программе внеурочной деятельности, системе условий реализации АООП НОО. Стандарты определяют требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ.

АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого — медико — педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей).

В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется Организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

АООП НОО может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Для обеспечения возможности освоения обучающимися АООП НОО может быть реализована сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.

АООП НОО должна учитывать тип Организации, а также образовательные потребности и запросы обучающихся с ОВЗ.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане должны быть предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. Устанавливается следующая продолжительность учебного года: первые классы – 33 учебных недели; II – IV (V, VI) классы – 34 учебных недели.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующим СанПиНом для детей с ОВЗ.

ФГОС обучающихся с ОВЗ/ инвалидностью является той основой, которая позволяет выстраивать систему образования с учетом особенностей психофизического развития для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности и потребности, обеспечивая полноценную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Принятие данных нормативных документов позволяет предъявлять единые требования к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для разных категорий детей с ОВЗ/ инвалидностью.

Литература

• Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

• Приказ МОиН РФ 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

• Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст. 11, глава 10 ст. 75, 76).

Источник: poisk-ru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru