Основная задача ПМПК — выяснить, нужны ли конкретным детям особые образовательные условия, и если да, то какие именно.
Именно заключение комиссии влечет за собой решение о бесплатной логопедической помощи в случае постановки диагноза ЗРР («задержка речевого развития»), о назначении сурдопедагога слабослышащему ребенку, о занятиях с тифлопедагогом и учебниках со шрифтом Брайля для ребенка с нарушением зрения, а также обеспечивает дополнительные часы работы с логопедом и психологом, если у ребенка есть трудности с письмом и чтением.
Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.
Поводы для обращения в ПМПК — на заметку родителям
недостаток двигательного развития;
неуклюжесть;
недостаточно развитая тонкая моторика рук;
позднее появление речи;
отсутствие ролевой игры;
трудности в удердвнии внимания изходя из возрастного развития;
трудности в освоении письма, чтения или счета;
усвоение ребенком образовательной пограммы на низком уровне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Готовимся к ПМПК»
Мамы против ПМПК | С какими серьезными проблемами сталкиваются мамы на ПМПК
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, которая включает в себя специалистов педагогического и медицинского профиля (руководитель комиссии, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педиатр, врач-психиатр).
Вы, как родители (законные представители) должны четко понимать цель обращения на ПМПК.
Для чего проводится психолого-медико-педагогическое
По результатам обследования определяются условия для получения образования и рекомендации по обучению и воспитанию ребенка.
Если у ребенка выявляются недостатки в психофизическом развитии, ПМПК устанавливает статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).
Статус ОВЗ подтверждает, что ребенок, согласно Федеральному закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеет право на получение помощи педагогов и специалистов в образовательной организации.
Специалисты ПМПК не устанавливают диагнозы, не принимают решение о необходимости индивидуального обучения или обучения на дому, не переводят из класса в класс и не определяют образовательную организацию. Важно учесть, обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость.
Алгоритм прохождения ПМПК
Получить направление на прохождение ПМПК.
Обследование детей на ПМПК может проводиться по направлению органов здравоохранения, социальной защиты, учреждений образования, с вашего согласия, а также по инициативе родителей (законных представителей).
Осуществить предварительную запись, которая проводится также с согласия
родителей. Родители дают согласие на обработку персональных данных.
Если вашего ребёнка хотят отправить на ПМПК — СМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО
Подготовить пакет документов, необходимых для прохождения ПМПК:
Паспорт родителя (законного представителя)
Свидетельство о рождении ребенка
Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)
Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12) или наличие
амбулаторной карты ребенка
Заключение врача-офтальмолога (окулист)
Заключение врача-отоларинголога (лор)
Заключение врача-невролога (детям дошкольного возраста)
Заключение врача-психиатра (для детей старше 4 лет)
Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
Педагогическая характеристика из образовательного учреждения (воспитателя)
Представление психолога, учителя -логопеда, учителя-дефектолога (при наличии специалистов в образовательном учреждении)
Рисунки (для дошкольников)
Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, личной печати и подписи врача (справки действительны в течении шести месяцев).
В назначенный день прийти на комиссию.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности.
Получить выписку из протокола обследования.
По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК, с учетом мнения каждого специалиста. ПМПК выдает на руки родителям выписку из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии и рекомендации по дальнейшему обучению ребенка. Выписка является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение оптимальных условий для получения им образования.
Завершается вся работа беседой с родителями (законными представителями) ребенка. При необходимости разъясняется родителям (законным представителям) их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.
Правила для родителей (законных представителей)
по сопровождению ребенка на ПМПК
– Не переживайте сами за процесс и результаты обследования или, по крайней мере, старайтесь не показывать своего волнения. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.
– В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В случае если ребенок заболел, попросите перенести комиссию на другой день!
– Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно – без спешки заполнить документы и еще раз настроить ребенка на взаимодействие с педагогом.
– Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог или попросит об этом Вас.
– При ребенке не произносите фразы: «он стесняется», «он не любит учить стихи, рассказывать», «он это не умеет», «она при посторонних людях не отвечает» и т.п. Во время процедуры лучше не вмешиваться, а все вопросы отложить до консультации со специалистами.
– После комиссии обязательно поддержите, приободрите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и всячески выражать свое негодование. Сохраняйте спокойствие и самообладание!
– Найдите, за что можно похвалить ребенка и как поддержать уверенность.
– После комиссии ребенку лучше отдохнуть, поиграть или позаниматься любимым делом.
Процедура обследования в ПМПК
Обследование всегда проходит в присутствии родителей (законных представителей). Возможно проведение обследования в режиме видеотрансляции, когда с ребенком и родителями взаимодействует один специалист, а остальные специалисты наблюдают за процедурой обследования дистанционно. Это более комфортно для ребенка и родителей.
Специалист комиссии задает ребенку вопросы и просит выполнить задания. Все методики обследования подбираются с учетом возраста и возможностей ребенка.
Объективные выводы специалистов ПМПК по результатам диагностических обследований являются основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.
После обследования ребенка проводится консультация для родителей (законных представителей). Внимательно выслушайте рекомендации специалистов ПМПК по результатам обследования ребенка. При необходимости, запишите важную информацию. Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.
О чем ребенка спрашивают на ПМПК?
• Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена воспитателей.
Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
•Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,
распорядок дня, отличия.
Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое,
Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.)
. • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них
делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
• Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
• Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
*синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный); *антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный) ; *омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ). А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении.
Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка).
•Просят составить небольшой рассказ по картинкам.
•Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
• Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
• Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет кушать, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
• Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного возраста вопросы и способы диагностики.
Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к ПМПК нужно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать.
Результаты обследования: заключение ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись.
Подпись на протоколе ставится, как подтверждение факта прохождения комиссии, в присутствии родителей (законных представителей).
Заключение содержит рекомендации по образовательной программе, подходящей для ребенка. Это может быть адаптированная или основная образовательная программа дошкольного, начального образования. Программа рекомендуется на уровень образования. Также в заключении ПМПК перечисляются специальные образовательные условия. Они включают специальные методы обучения, специальные учебные пособия, специальные технические средства обучения,
услуги ассистента(помощника), тьюторское сопровождение, рекомендации по особой организации пространства. В зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога).
Источник: nsportal.ru
Что такое ПМПК? Надо ли бояться эту комиссию и зачем туда отправили моего ребёнка.
Привет, дорогой читатель! Очень редко поднимаю на своем канале такие темы, но здесь случай особенный и мне захотелось поделиться своим опытом.
Я с сыном, новогодние фотографии ещё актуальны?)
Начну рассказ с того, что у нас логопедический садик, поэтому в нем предусмотрены специальные логопедические группы для детей, начиная с 5 лет. Сейчас сын ходит в обычную группу, после диагностики у логопеда ему и практически всем деткам из нашей группы была рекомендована логопедическая группа.
Но что бы туда попасть нужно было пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Нам сообщили об этом на собрании осенью и тут же появилась куча вопросов, сомнений и даже какое-то опасение за детей. Ведь сам термин «комиссия» да ещё и » психолого-медико-педагогическая » заставил лично меня поднапрячься.
Среди родителей были те, кто сомневался и те кто вовсе отказался от логопедической группы, мне было интересно, почему?
Я пообщалась и выяснила, что те кто сомневаются или отказались просто считают логопедическую группу не лучшим решением. По разным причинам:
1. Дети находясь в окружении плохо говорящих сверстников будут ещё хуже разговаривать, повторять не правильное произношение, подражать и тем самым положение только ухудшится. А в обычной группе дети будут наоборот подражать сверстникам с хорошей речью.
2. Нежелание проходить ПМПК и ей предшествующие мед.комиссии, а без заключения специалистов ПМПК в логопедическую группу не попасть.
Первый пункт мне понятен и я принимаю такую позицию, хоть и не согласна с ней. Я приняла решение, что сын пойдет в группу с логопедическим уклоном, потому-что понимала, что:
- у него действительно есть проблемы с произношением и всё что сказала логопед имеет место быть
- в специальной группе будут индивидуальные и групповые занятия
- программа такой группы подходит моему сыну больше
- вероятность того, что воспитатели и воспитанники останутся прежними, сын успел обрести друзей и полюбил воспитателей, частая смена окружения будет стрессом для ребенка
Второй пункт мне было интересно изучить детальнее. Мне тоже не хотелось проходить все эти круги мед. осмотров, диагностик и саму ПМПК, потому что я просто не имела представление что это такое и чего ждать, а само название мероприятия звучит немного пугающе.
Что такое ПМПК ( психолого-медико-педагогическая комиссия )
Итак, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия , т.е. организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (к примеру учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, врач-невролог и врач-психиатр).
Основная задача комиссии – выявить причины проблем в обучении ребёнка и рекомендовать ему образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учёбе, поведении, взаимоотношениях, здоровье и развитии).
Естественно на ПМПК направляют не всех детей, не любого из них, не «отсталых» и не «психов», и это абсолютно не значит что с вашими детьми что-то серьезное. Если ребёнку рекомендуют пройти комиссию, то возможно, ему нужна особая поддержка (педагогическая, психологическая, медицинская), без которой ему очень трудно в детском дошкольном учреждении, в школе, да и в жизни.
В нашем случае на эту комиссию отправили детей, что бы получить направление и попасть в логопедическую группу.
Узнав, что на комиссии будут не только логопеды и дефектологи, а так же психолог, невролог, я подумала что такой опыт будет даже полезен.
Как подготовить себя и ребёнка
Абсолютно точно обследование на ПМПК — это в какой-то мере стресс, но я убеждена, что стресс это только для родителей . Ведь это мы раньше времени начинаем переживать, придумывать и выстраивать сценарии как всё пройдет, это мы боимся услышать от специалистов нравоучения и непрошенные советы.
Ребёнок понятия не имеет что такое ПМПК и только от нас родителей, от того, как мы настроим ребёнка, зависит насколько сильным этот стресс будет, будет ли это вообще стрессовая ситуация и как ребенок себя поведет.
Я волновалась, честно, я не знала что будет на комиссии, были переживания по поводу того, что сын замкнется, не вступит в контакт с учителем, потому что к незнакомым людям он абсолютно равнодушен, не захочет разговаривать и будет молчать. Раскрывается в беседе он не сразу и ему нужно привыкнуть к человеку.
В глубине души я понимала, что оценка комиссии абсолютно ничего не значит, за одну встречу и одну беседу просто не возможно дать оценку умственных способностей, поведения и развития ребенка, плюс могут возникнуть обстоятельства непреодолимой силы.
Но волнение было сильнее меня, конечно я вкратце попросила рассказать маму одной из воспитанниц, уже прошедших ПМПК, как это было? После её ответа моё волнение совершенно сошло на нет.
Я намерено не готовила сына. Не повторяла с ним цифры, времена года, цвета и фигуры. Не перечитывала сказки, не просила пересказы и не повторяла стишки и песни. Я просто от него отстала. Я знаю, что мой ребенок смышленый и сообразительный, что он ответит на любые вопросы и знает многое, а если и ошибется, то в этом нет ничего страшного.
Сыну я сообщила за день, что завтра мы в садик не пойдем, а поедем в детский центр, где с ним будут играть и беседовать педагоги (воспитатели). Будут интересные игры, загадки. Это будет очень интересно! Он покажет как много знает и умеет. А после этого мы поедем в кафе и съедим чего-нибудь вкусного!
Сын согласился, спросил где буду я. Я сказала что буду рядом. Я ему ни слова не сказала о том, что нужно правильно отвечать, типа «не вздумай баловаться, слушайся взрослых» или что-то в этом роде. Я создала абсолютно отрешенную, спокойную атмосферу и старалась не волноваться вообще, что бы не передать волнение своему ребенку.
Как проходит ПМПК
Предварительно садик подготовил для нас заключение логопеда, с ним мы прошли список врачей, от каждого получили заключение о состоянии здоровья ребёнка.
Имея на руках эту мед. карту, выписку из поликлиники, характеристику от воспитателя и еще пакет документов от садика мы записались на ПМПК. В назначенный день приехали с сыном в специальный центр.
В небольшом кабинете сидят специалисты (у нас было 4 человека — логопед, дефектолог, психолог, невролог) за столами, расставленными буквой П. В центре этой конструкции стоит детский стол и два стула. На один усаживают ребенка, напротив садится педагог (специалист, который ведет беседу с ребенком). Есть место для родителей, сын сидел ко мне спиной и не видел меня.
Нас пригласили в кабинет, я села недалеко от комиссии, а педагог сразу начала беседу с сыном со стандартных вопросов:
— Как тебя зовут? А как твоя фамилия? Сколько тебе лет? С кем ты пришел сегодня к нам? А как зовут твою маму?
А кто ещё есть в твоей семье?
Педагог сразу расположила к себе, говорила очень вежливо, но не приторно, с улыбкой, а если сын ошибался, то не делала на этом акценты и задавала дополнительные вопросы (к примеру, он практически сразу сказал, что он для меня «внук» и для бабушки и дедушки «внук», хотя я всё время называю его «сыночек, сын, сынок» и всегда говорю что «ты мой сын», но сын почему то ответил так))) ).
Далее я приведу перечень заданий которые были, но не раскрывая подробностей, я понимаю волнение некоторых мам искренне и хочу, что бы вы поняли, что в этой комиссии нет ничего страшного.
Итак, что спрашивали:
- Назвать что перед тобой — «пирамидка». Разобрать на колечки, назвать по цветам, собрать пирамидку обратно.
- Назвать геометрические фигуры, изображённые на картинке.
- Назвать времена года и показать на рисунке.
- Определить время суток по рисункам (на рисунках девочка, она встает, гуляет, ложится спать и т.д.).
- Исключить лишнее. К примеру, на картинке ромашка, василек, роза и гриб. Закрыть ладошкой и объяснить почему именно это лишнее.
- Было много игр на классификацию предметов. Педагог показывала картинки и просила рассказать, что сын видит на картинке, назвать предметы одним словом. К примеру, были изображены платье, рубашка, шорты, куртка — это одежда.
- Рассказать сказку по картинкам. Было 4 картинки, нужно расположить их по порядку и рассказать сказку так, как ты её понял.
- Задания на запоминание. Разложили карточки с предметами, нужно было запомнить, потом педагог карточки убрала и ребенок должен был вспомнить, что было на них нарисовано.
- Просили посчитать от 1 до 10 и обратно.
- Много заданий на сложение и вычитание на предметах. Было 3 елочки, добавили еще 2, сколько стало?
- Попросили рассказать стих. Сын рассказал новогодний и его спросили на каком празднике он рассказывал это стихотворение ну и все сопутствующие вопросы про Новый год.
Это примерный перечень, на самом деле заданий было очень много, всё в игровой форме. Но это было долго и в какой-то момент сын просто уже потерял интерес и начал ёрзать на стуле, педагог это заметила и закончила беседу. В конце его похвалила, сказала что он молодец и справился практически со всеми заданиями.
Нас отпустили в коридор и мы ждали оглашения результата. Как только мы вышли я присела к сыну и четко и спокойно проговорила какой он молодец, как он здорово отвечал на вопросы, а как он ловко считал, называл фигуры и т.д. Одним словом — нахваливала! Ребёнок расцвел и ждал когда же мы уже поедем в кафе!
По результату ПМПК комиссия назначает программу обучения, специальные условия и т.д. Не совсем понравилось то, что оглашение результатов было при сыне, но я с ним одна была и не с кем было оставить его в коридоре. Ничего страшного нам конечно не сказали, но логопед и дефектолог нам нужен и начинать занятия нужно сейчас, не ждать когда сформируется с сентября этого года логопедическая группа.
Пообщавшись с мамами, чьи детки уже прошли комиссию, я понимаю, что у всех примерно одинаковые результаты и назначения, абсолютно характерные, для деток возраста 5 лет, нарушения речи.
Поэтому теперь я занимаюсь поиском логопеда-дефектолога, психолога и планирую начать занятия как можно скорее.
Если говорить не о нашей комиссии, которую мы проходили для перевода сына в логопедическую группу, а о специальной ПМПК, то могу сказать следующее:
спокойно обдумайте данные вам рекомендации и прикиньте все варианты: как ситуация может сложиться дальше и в том случае, если вы согласитесь с советами специалистов, и в противоположном.
Если вы согласны с выводами ПМПК, то тогда нужно решить, будете ли вы переводить ребёнка в другую группу/класс/школу или же он останется там, где и был, но его станут обучать по другой программе. Копию заключения вы должны предоставит в образовательное учреждение.
Если же вы не согласны с рекомендациями комиссии, то тогда заключение ПМПК никому и никуда показывать не надо, и пусть всё остаётся так, как было, без изменений.
Комиссия даёт рекомендации , а не приказы, то есть право и обязанность родителей – хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет. И конечно помнить, что дальнейшая ответственность лежит только на вас.
Что же решила я сама?
Не смотря на то, что в ближайшее время могут произойти перемены в месте жительства, я всё равно решила записать сына в логопедическую группу и пройти ПМПК.
Это было полезным опытом в любом случае, у меня на руках есть заключение специалистов, я знаю какие проблемы мне нужно решить в ближайшее время и в каком направлении мы с сыном можем начать занятия уже сегодня.
Источник: dzen.ru
Психолого-медико-педагогическая комиссия: что это такое и зачем эту процедуру назначают детям
Что включает в себя понятие «психолого-медико-педагогическая комиссия»? В каких случаях детям стоит пройти эту процедуру? Разбираемся вместе с дефектологом школы № 1354 Еленой Агафоновой и руководителем магистратуры «Модернизация деятельности ПМПК в системе образования» МГПУ Ириной Левченко.
Аббревиатура ПМПК расшифровывается как «психолого-медико-педагогическая комиссия». Впервые с этим понятием родители обычно знакомятся в детском саду: процедуру настоятельно рекомендуют пройти детям, которые претендуют на бесплатную логопедическую помощь.
Комиссия проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на его способности к обучению. К ним относятся такие состояния, как, например, разного рода задержки или нарушения интеллектуального либо психического развития. Задача специалистов — определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе или ему будет комфортнее в коррекционном учебном заведении.
В состав такой комиссии обязательно входят психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог, а при необходимости подключаются и другие специалисты.
В общем цель ПМПК можно сформулировать так: сделать легче жизнь детей, которым для успешного и комфортного обучения не обойтись без специальных условий.
Как возникли комиссии
Прародителем современных ПМПК можно считать медико-педагогическую комиссию 1949 года. Тогда впервые сформулировали критерии, по которым ребенка с теми или иными особенностями развития рекомендовали обучать в специальных коррекционных школах.
Комиссии помогали ученикам, которые не могли адаптироваться в обычных классах. В теории. Напрактике же порой решения, которые выносили специалисты, не отличались объективностью, часто были не в пользу ребенка.
Во второй половине 1970-х годов по инициативе академика РАО Владимира Лубовского стали появляться первые психолого-медико-педагогические консультации, и к детям стали относиться более гуманно. Комиссии были добровольными: родителей детей с особенностями там старались консультировать без навешивания ярлыков.
Это было время перемен. Если раньше ребенка старались приспособить к существующей системе образования, то теперь, наоборот, от системы образования ожидали, что она приспособится к потребностям каждого из детей с особенностями развития.
В 1990-х годах в нашей стране стали создавать психолого-педагогические медико-социальные центры, которые консультировали родителей и оказывали детям индивидуальную комплексную помощь.
Именно в этот период началась борьба закона со здравым смыслом. Родители получают консультацию в ППМС-центре, но юридической силы это решение не имеет. И чтобы органы управления образованием предоставили ребенку специальные условия, требуется заключение ПМПК.
Именно поэтому со временем ПМПК получила статус отдельного постоянно действующего учреждения. Ее задача — проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. А ППМС превратились в ГППЦ и занимаются именно помощью и консультированием детей и родителей.
Кому понадобится ПМПК?
Основная задача ПМПК — выяснить, нужны ли конкретным детям особые образовательные условия, и если да, то какие именно. А также разобраться, стоит ли присваивать ребенку образовательный статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья».
Именно заключение комиссии влечет за собой решение о бесплатной логопедической помощи в случае постановки диагноза ЗРР («задержка речевого развития»), о назначении сурдопедагога слабослышащему ребенку, о занятиях с тифлопедагогом и учебниках со шрифтом Брайля для ребенка с нарушением зрения, а также обеспечивает дополнительные часы работы с логопедом и психологом, если у ребенка есть трудности с письмом и чтением.
Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.
Поводы для обращения в ПМПК — на заметку родителям
- недостаток двигательного развития;
- неуклюжесть;
- недостаточно развитая тонкая моторика рук;
- позднее появление речи;
- отсутствие ролевой игры;
- трудности в освоении письма, чтения или счета.
Как пройти комиссию
В России, к сожалению, нет стандартного для всех регионов способа пройти ПМПК. Так, в Москве родители могут записаться на ПМПК самостоятельно через сайт mos.ru. Также там представлен список всех необходимых документов для прохождения комиссии.
Список документов, которые могут вам потребоваться:
- медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 3 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) — оригинал;
- для детей с инвалидностью — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
- свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
- паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
- паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
- предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (если есть) — копия;
- заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) — копия;
- направление в ЦПМПК г. Москвы из организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) — оригинал;
- характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) — оригинал, заверенный печатью образовательной организации (скачать);
- контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал;
- заявление на проведение обследования обучающегося в комиссии (скачать).
Дети до 18 лет приходят на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для проведения обследования законные представители ребенка предъявляют в ЦПМПК г. Москвы документы, подтверждающие их полномочия по представлению его интересов.
Что касается других регионов, то проще всего воспользоваться единым навигатором ПМПК. Там можно найти нужную комиссию и узнать все нюансы.
Если ребенок учится в школе, нужно будет взять на него характеристики у классного руководителя, логопеда, учителей русского языка и математики. Дошкольнику характеристику выдадут логопед и воспитатель.
«В нашей школе мы стараемся собрать для ребенка, которому предстоит посещение ПМПК, характеристики от всех учителей-предметников. Во-первых, это дает более развернутую картину, а во-вторых, помогает самим педагогам разобраться в проблеме.
Например, учитель математики говорит, что ученик не справляется с задачами, а логопед и учитель русского уже понимают, почему так происходит. Они могут объяснить это коллеге и, в свою очередь, делают себе пометку, что нужно интенсивнее работать с таким школьником, скажем, над пониманием словесных конструкций».
Учитель-дефектолог московской школы № 1354 «Вектор» Елена Агафонова
Как правило, перед визитом в ПМПК необходимо посетить врачей в поликлинике. Как правило, это невролог, логопед и психиатр, но могут потребоваться также и консультации других специалистов: отоларинголога и офтальмолога, например.
При этом стоит учитывать, что к примеру, московской ЦПМПК не подходит заключение частного психиатра.
Как проходит комиссия
Весь процесс длится от силы 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.
Эксперты ПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения отметить.
После обследования и тестов члены комиссии удаляются, чтобы посовещаться и подготовить заключение. В это время, как правило, социальный работник опрашивает родителей.
Когда заключение готово, родители его подписывают, и в этот момент они могут задать вопросы, уточнить, где и как они могут получить услуги, которые рекомендованы их ребенку.
Готовить ребенка к прохождению ПМПК не надо. Задача родителей — не нагнетать обстановку и отнестись к предстоящему визиту просто как к очередному обследованию.
Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и не так сильно стесняются.
Как обжаловать результат ПМПК
Однако отведенного на вопросы времени часто не хватает, особенно тем, кто приходит на комиссию в первый раз. Нередко родители что-то неправильно понимают или не согласны с заключением (в последнем случае они вправе заново записаться на комиссию).
Решение территориальной ПМПК можно обжаловать в Центральной комиссии, а решение Центральной — в Межведомственной конфликтной комиссии.
Для этого родителю достаточно обратиться с письменным заявлением к руководителю ЦПМПК. Может в этом помочь и школа, которая собирает психолого-педагогический консилиум, готовит характеристики, заверяет копии контрольных работ, выписку из электронного журнала.
Существует миф, что начиная с 5-го класса ученикам неохотно присваивают статус ОВЗ
Однако это вовсе не прихоть комиссии: возможно, для этого попросту не хватает документов, обследований, заключений. Или родители говорят о проблемах, которые возможно скорректировать с помощью логопеда и психолога (и статус ОВЗ для этого присваивать вовсе не обязательно). Комиссия в этом случае просто выдаст рекомендации о том, в каких особых образовательных условиях нуждается ребенок.
Что делать с заключением ПМПК
Заключение комиссии нужно отнести в учебное заведение (детский сад или школу) и написать заявление с просьбой предоставить услуги, которые рекомендовала комиссия.
Если родители предоставили в сад или школу заключение до истечения его срока, оно будет действительным на одну ступень обучения, то есть на весь срок дошкольного образования, для начальной, средней или старшей школы. Либо же оно может считаться таковым на срок, указанный в заключении. Например, в документе может быть отмечено: «Контроль через год».
Если ребенок получил заключение в детском саду, а к первому классу проблемы остались, придется пройти ПМПК вновь.
Специальные условия, которые обычно рекомендует ПМПК, можно разделить на три группы:
- материально-технические: компьютеры для детей, скажем, с ДЦП, которые могут выполнять упражнения лишь с помощью ПК;
- учебно-методические: специальные методы и учебные пособия обучения детей с интеллектуальными особенностями, слабослышащих и с плохим зрением. Для ребенка могут прописать специальную адаптивную программу;
- кадровые: тьюторы для детей с РАС, ДЦП, сурдопедагоги для слабослышащих, тифлопедагоги для невидящих и коррекционные педагоги для детей с особенностями интеллектуального либо психического развития, логопеды, психологи и дефектологи для детей с дислексией и дисграфией.
Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и создании для него условий получения образования. Школа проводит психолого-педагогический консилиум (на котором, кстати, имеют право присутствовать и родители ребенка), конкретизирует рекомендации ПМПК и составляет индивидуальный образовательный маршрут.
Далее школа разрабатывает рекомендованную программу и создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» школа или детский сад обязаны предоставить специальные условия за счет средств регионального бюджета.
Заключение ПМПК носит рекомендательный характер только для родителей, но не для образовательного учреждения. Если на основе заключения ребенку рекомендована учеба в ресурсном классе, которого нет в ближайшем учебном заведении, или в спецшколе, которая находится слишком далеко, родители вправе требовать исполнения всех пунктов от ближайшего учебного заведения.
Кроме того, московским школьникам со статусом ОВЗ полагается бесплатное питание.
Для этого взрослому необходимо:
- подать заявление на портале mos.ru. В поле «Ребенок состоит на учете в органах социальной защиты населения г. Москвы» выбрать «Нет» и следовать инструкции.
- в школе написать два заявления: о специальных условиях и об обеспечении ребенка бесплатным питанием на основании заключения ПМПК.
- Один экземпляр заявления отдать школьному секретарю, второй, с отметкой «принято», оставить себе.
Через восемь дней вопрос будет решен.
А еще дети с ОВЗ от 4 до 17 лет включительно на сайте Мосгортур могут получить бесплатную путевку в лагерь или дом отдыха.
Как заключение ПМПК помогает на экзаменах
Заключение ПМПК дает самые разные преференции на экзаменах. От материально-технических особенностей места, где его проводят — пандусы, специально обустроенные кабинеты, необходимое оборудование, скажем азбука Брайля, — до методических: для детей, у которых есть заключение комиссии, предусмотрено увеличение времени экзамена. Также им могут предложить сдать вместо ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 их облегченные версии, ГВЭ-9 и ГВЭ-11.
Аббревиатура ГВЭ расшифровывается как «государственный выпускной экзамен». Отметим, что в вузах результаты ГВЭ-11 по закону не засчитывают, но обязаны организовать для абитуриента вступительные испытания, форму и сложность которых определает само учебное заведение.
В 11-м классе на ГВЭ по математике всего 10 заданий (вместо 19 ЕГЭ), а по русскому языку вместо 27 заданий (тестовая часть и сочинение) предусмотрены либо сочинение, либо изложение с творческой частью, либо диктант (для детей с РАС).
Есть важный нюанс: чтобы ребенок получил возможность сдавать «лайт-версию» экзамена, стоит пройти ПМПК как можно раньше.
Если же привести учащегося на ПМПК первый раз в 9-м классе, надеяться на спецусловия на госэкзаменах не стоит: комиссия таких рекомендаций не даст. Даже стопка заключений нейропсихологов, психиатров и неврологов скорее всего не переубедит экспертов.
Бывают и исключения, поясняет дефектолог Елена Агафонова: «Порой в начальной школе ребенок получает статус ОВЗ, но к среднему звену исправляет проблемы и начинает заниматься на общих условиях. А в 9-м классе фактор стресса делает свое дело, и трудности в обучении возвращаются. В таких случаях комиссия обычно дает добро на облегченную версию экзамена».
Куда идти за заключением ПМПК?
Фото: shutterstock / Photographee.eu
Источник: mel.fm