Государственные программы – это инструменты, предназначенные для осуществления государственного регулирования экономики и обеспечения достижения целей государственного развития.
Понятие и виды государственных программ
Государственные программы – это комплекс мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, взаимоувязанных в разрезе сроков, исполнителей и ресурсов с целью обеспечения эффективного решения целевых задач и проблем, требующих государственной поддержки.
Также государственную программу можно охарактеризовать как систему мероприятий и инструментов, реализуемых в ходе государственной политики с целью обеспечения осуществления функций государственного управления и развития государства в социально-экономическом плане.
Государственные программы делятся на следующие виды:
- Социально-ориентированные или социальные государственные программы. Эти программы призваны обеспечивать решение социальных проблем, рост удовлетворенности духовных и материальных потребностей населения, рост качества и уровня жизни, облегчение условий труда, реализацию принципа социальной справедливости, уменьшение социальной дифференциации общества, рост социального обеспечения. Социально-ориентированные государственные программы направлены на развитие культуры, медицины, образования, спорта, физической культуры, обеспечение потребностей в коммунальных услугах, жилье, коммуникациях, рост доходов населения, улучшение демографии, решение миграционных и переселенческих проблем, социальной защиты населения;
- Инновационные и научно-технические программы. Данный вид государственных программ направлен на развитие научных исследований фундаментального и прикладного характера, обеспечение технико-технологического и научно-технического прогресса, создание научных и технических достижений, обеспечение их применения в экономике для повышения качества, эффективности, конкурентоспособности. К этому виду относятся государственные программы, обеспечивающие решение проблем научно-технического характера, внедрение новых видов техники и технологий, реализацию проектов межотраслевого и отраслевого характера;
- Инвестиционные государственные программы. Данный вид программы подразумевает осуществление долговременного, стратегического вложения средств, призванного обеспечить устойчивость развития, экономический рост, укрепление экономического положения страны, ее территорий на мировом и внутреннем рынках, формирование предпосылок успешного существования будущих поколений. К программам данного вида относятся государственные целевые программы развития территорий, создания зон природных ресурсов, строительства крупных объектов и так далее;
- Экологические государственные программы. Данные программы призваны обеспечивать бережное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнение;
- Государственные программы обеспечения безопасности. Данные программы обеспечивают оборонную, финансовую, экономическую и иную безопасность.
Читать также: Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь Республиканского научно-практического центра спорта
Проблематизация определения понятия государственной службы (тренинг)
Урок 2. Документ. Основные понятия и типология документов. Правильный выбор вида документа.
«Виды и особенности государственных программ»
Такое деление государственных программ наделено значительной условностью, обеспечиваемой пересечением и совмещением в рамках различных программ схожих мероприятий. Большая часть государственных программ наделена смешанным характером.
В соответствии с критерием способа действия государственные программы делятся на следующие виды:
- во-первых, производственные государственные программы, призваны обеспечивать развитие производства товаров, услуг, работ;
- во-вторых, ресурсные государственной программы, обеспечивающие развитие ресурсного потенциала, эффективность использования различных видов ресурсов, организацию вторичного использования ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий и так далее;
- в-третьих, отраслевые государственные программы, обеспечивающие развитие отдельных отраслей и подотраслей экономики;
- в-четвертых, региональные государственные программы, призванные обеспечить развитие определенных территорий государства, решение проблем национального состава, охраны окружающей среды регионов и так далее;
- в-пятых, маркетинговые государственные программы, обеспечивающие продвижение различных товаров и услуг, формирование спроса на них;
- в-шестых, организационно-управленческие государственные программы, обеспечивающие преобразование и совершенствование управления экономикой;
- в-седьмых, внешнеэкономические государственные программы, призванные обеспечивать развитие внешней торговли, внедрение российских предприятий на мировой рынок.
Государственные программы характеризуются рядом особенностей, к числу которых следует отнести:
- во-первых, преимущественно целевой характер. Государственные программы, как правило, ориентированы на решение определенных проблем, и вся совокупность мероприятий, предусмотренных этими программами, направлена на решение этих проблем;
- во-вторых, необходимость четкого обоснования целей и запланированных результатов реализации программы. Государственная программа обязательно характеризует установленные цели определенными показателями, достижение которых планируется в результате реализации программы;
- в-третьих, четкое определение круга участников программы, включая ее исполнителей. Государственные программы на этапе их формирования предусматривают определение состава участников и исполнителей программы, которые четко представляют свои обязанности по исполнению тех или иных задач и мероприятий;
- в-четвертых, обязательность общественного обсуждения содержания государственной программы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Федеральные целевые программы – это стратегические документы, закрепляющие систему мероприятий научно-исследовательского, производственного, социального, экономического, организационного и другого характера, которые связаны общими целями, задачами, источниками и сроками реализации и направлены на обеспечение эффективного решения наиболее важных проблем в области публичного управления экономическим, социальным, экологическим и культурным развитием страны.
Читать также: Россия начала программу ваучерной приватизации
Понятие и значение федеральных целевых программ
Федеральные целевые программы – это:
- и стратегический документ, который предусматривает комплекс мероприятий по решению наиболее значимых управленческих проблем, обеспечивающих развитие страны;
- и сама система научных, исследовательских, производственных, экономических, социальных, организационных и других мероприятий, направленных на решение проблем развития в области экономики, экологии, культуры, социальной поддержки и обеспечения и в иных сферах жизнедеятельности населения страны.
Федеральные целевые программы выступают одним из главнейших инструментов осуществления структурной государственной политики, эффективного управленческого воздействия на социально-экономическое развитие страны, потому федеральные целевые программы в качестве объекта своего регулирования предусматривают решение масштабных, наиболее важных и приоритетных для населения страны проблем инвестиционного, инновационного, научно-технического, социального развития. Их реализация отнесена к компетенции федеральных органов публичного управления.
Структура федеральных целевых программ
Содержательно и структурно федеральная целевая программа может объединять несколько подпрограмм, каждая из которых направлена на решение конкретной задачи в комплексе программных мероприятий. Разбивка федеральной целевой программы на подпрограммы целесообразна в том случае, когда решаемая задача характеризуется сложностью и масштабностью.
Федеральная целевая программа обычно структурно объединяет следующие разделы:
- определение управленческой проблемы, для преодоления которой разрабатывалась и реализуется программа;
- установление главных целей реализации программы, конкретизация ее задач, указание этапов, которые образуют программу, и сроков реализации программы и ее отдельных этапов. Кроме того, программа содержит указание на параметры реализации, а именно перечисление целевых индикаторов и значение показателей;
- указание списка организационных, социальных, экономических, научных исследовательских и других мероприятий, которые и образуют программу;
- обоснование источников ресурсного обеспечения программы, а именно указания вида источника и объема финансирования;
- описание системы осуществления программы, в том числе системы управления реализацией программы и системы каналов связи между органами публичного управления и государственными учреждениями, реализующими программу;
- регламентация контрольных процедур, а именно процедуры оценки социально-экономической эффективности и экологической безопасности целевой программы.
«Федеральные целевые программы»
Читать также: Корпоративная социальная ответственность государства
Требования к содержанию федеральных целевых программ
Федеральные целевые программы делятся на разделы, описывающие проблему и задачи, на решение которых направлена программа, конкретные мероприятия реализации программы, объемы и источники ее финансирования, индикаторы и показатели ее эффективности и пр.
Содержание указанных выше разделов федеральных целевых программ должно отвечать следующим требованиям:
- программа должна конкретно и развернуто ставить проблему, на решение которой направлена. В программе должна обосновываться связь управленческой проблемы и государственных приоритетов развития, рациональности предлагаемого программного решения. Кроме того, программа должна подтверждать целесообразность решения названной управленческой проблемы посредством программно-целевого метода, в том числе через сравнение такого метода с основными вариантами преодоления проблемы. Программа должна характеризовать основные риски, связанные с решением управленческой проблемы программно-целевым способом;
- в программе должны быть полно и конкретно описаны цели и задачи и приведены целевые параметры реализации программы. Цели программы должны соответствовать полномочиям государственных заказчиков, быть достижимыми и измеряемыми, иметь временные рамки. В программе должно быть закреплено обоснование решения управленческих задач, которые определяют достижение цели программы; должны быть приведены обоснованные сроки решения таких задач и реализации программы в целом. Сроки и цели определяются для каждого этапа реализации программы;
- программа должна содержать описание комплекса мероприятий, реализация которых обеспечивает достижение целей и задач программы. Полному описанию подвергается каждое мероприятие, в том числе указывается источник и объем его финансирования, а также период, в которой мероприятие должно быть реализовано. Мероприятия реализуются комплексно, во взаимосвязи друг с другом;
- программа должна содержать сведения относительно обоснования привлечения конкретных источников финансирования и конкретных объемов такого финансирования. Кроме того, в программе регламентируется порядок осуществления финансирования. Также программа может предусматривать финансирование не только за счет средств федерального бюджета, но и посредством привлечения иных источников, в том числе региональных бюджетных средств;
- программа должна предусматривать возможные социально-экономические и экологические последствия собственной реализации, а также оценку программы в деле социально экономического развития государства. Кроме того, должна обосновываться эффективность расходования источников финансирования.
Источник: gosudarprogram.ru
Государственные программы в экономике России
государственная программа-это Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
1.Новое качество жизни
В рамках данного направления будут обеспечены доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом.
2.Инновационное развитие и модернизация экономики
В рамках данного направления будут реализованы мероприятия, которые не только позволят российской экономике оставаться мировым лидером в энергетического секторе, добыче и переработке сырья, но и создадут конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.
3. Обеспечение национальной безопасности
В рамках реализации направления по обеспечению национальной безопасности будет обеспечено поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.
4. Сбалансированное региональное развитие
В рамках данного направления будет обеспечено сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации, ориентированное на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов, и развитие геополитически приоритетных территорий
В рамках данного направления будет повышена эффективность управления государственным имуществом и государственными финансами. Особой задачей станет развитие и повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рынков. Предметом специального внимания будет являться создание условий для формирования в России международного финансового центра.
Государственное регулирование инвестиций.
Инвестиционная политика государства — это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса.
Основной целью инвестиционной политики государства является создание благоприятных условий для развития инвестиционного процесса.
Основными задачами государственной инвестиционной политики являются:
1. Поддержка (стимулирование) отдельных отраслей экономики.
2. Обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.
3. Достижение конкурентоспособной отечественной продукции.
4. Реализация социальных и экологических программ (развитие здравоохранения, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).
5. Регулирование занятости населения.
6. Обеспечение обороноспособности и безопасности государства.
Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений.
Государственное регулирование топливно-энергетического комплекса.
Российская Федерация располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является фундаментом развития национальной экономики.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует экономической консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных макроэкономических показателей. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для поддержания устойчивого развития экономики государства.
Основные механизмы государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса предусматривают:
1. меры по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);
2. повышение эффективности управления государственной собственностью;
3. введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;
4. стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.
ГР естественных монополий
Государственное регулирование деятельности естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. Согласно указанного закона естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.
Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:
— ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
— определение потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме.
ГР оборонно-промышленного комплекса
Для сложившихся в стране реальных условий деятельности оборонных предприятий, характеризуемых переходом к рыночным условиям хозяйствования и наличием мощного государственного сектора, оптимальной представляется трехуровневая система управления (с четким разделением функций):
Первый уровень — уровень государственного управления.
Второй уровень — уровень корпоративного управления в рамках создающихся интегрированных структур, принимающих на себя избыточные функции государства.
Третий уровень — непосредственное управление на предприятиях.
На государственном уровне решаются следующие основные задачи:
1. Формирование и реализация военно-технической политики государства.
2. Разработка и внедрение эффективных механизмов государственного регулирования и программно-целевого управления оборонным производством.
3. Поддержание обоснованного реально необходимого уровня производственных мощностей.
4. Формирование и реализация долгосрочных государственных программ вооружения. Программно-целевое управление оборонным производством в рамках конкретных программ вооружения.
5. Всесторонняя государственная поддержка.
6. Обеспечение унификации и стандартизации вооружения и военной техники.
7. Формирование единой системы обеспечения качества продукции.
8. Реализация прав по распоряжению результатами интеллектуальной деятельности в области военной продукции и продукции двойного назначения.
9. Организация военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
10. Создание условий равноправной интеграции в мировую экономику, привлечение крупных инвестиций стратегических партнеров и инвесторов.
11. Организация подготовки инженерно-технического персонала требуемых специальностей в государственных вузах и в учреждениях системы профтехобразования.
12. Обеспечение социально-экономической стабильности в оборонно-промышленном комплексе.
Источник: infopedia.su
newinspire
Общие принципы разработки и реализации государственных программ
В России задача перехода к программному бюджету была поставлена Президентом РФ в Бюджетном Послании о бюджетной политики в 2013 — 2015 гг., где отмечалось, что «для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ».
В свою очередь Программой Правительства Росси по повышению эффективности бюджетных расходов был закреплен переход федерального бюджета к программной его структуре.
Объектом программного бюджетирования являются государственные программы, порядок разработки, реализации и оценки эффективности которых утвержден соответствующим Постановлением Правительства РФ.
Государственная программа Российской Федерации — документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общенационального или международного значения.
Укажем, что в качестве общих принципов разработки и реализации государственных программ обозначены следующие критерии:
– определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
– формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
– установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
– охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ;
– наделение органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
– проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Среди важнейших ожидаемых эффектов от внедрения государственных программ Правительством России указываются следующие.
Во-первых, деятельность министерств и ведомств увязывается с общими приоритетами развития, а также достижениями стратегических целей.
Во-вторых, программный бюджет позволяет проведение более жесткой бюджетной политики.
В-третьих, повышается качество управления бюджетными средствами.
Источник: newinspire.ru