Определение места темы в программе курса

3)Цель занятия. Задачи: познавательнее, воспитательные, методические.

4) Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема
чтения, сложности текстов.

II. Форма организации семинара.

1) Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) развернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензированием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии; д) групповая дискуссия: направляемая, свободная; е) учебно-ролевая игра.

2) Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе.

III. План и конспект хода занятия.

1)Программа содержания занятия: разделы темы, основные задачи каждого раздела
nтемы, фиксация основных противоречий входе решения рассматриваемой проблемы.

2)Конспект содержания разделов программы. Выделение дидактических приемов,
обеспечивающих выявление противоречий, доказательность и обоснованность

Тема#0 — Общая информация о видео курсе


рассматриваемых точек зрения. Выделение положений и задач, предполагающих
групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3)Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4)Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

Проанализируйте по предложенному выше плану данное практическое занятие.

Разработайте фрагмент семинарского (практического) занятия по одной из специальных дисциплин. Определите его цель, задачи, методический аппарат. Укажите, какой структурный компонент занятия вами разработан. Предложите различные виды заданий на этом этапе занятия.

Методические указания

Литература

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Косогова, А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: учеб. пособие [Текст] / А.С. Косогова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003.

3. Логунов, А.П. Саенко, Г.Ф. Построение семинарских занятий на проблемной основе и их роль в приобщении студентов к интеллектуальному сотрудничеству: научно-методические основы проблемного обучения в вузе [Текст] / А.П. Логунов, Г.Ф. Саенко. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988.

4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П.И.Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Пед. общество России, 1999.

6. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2002.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Методика организации и проведения семинарских, практических занятий

Тема вашего курса или проекта: что взлетит?

3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, мето­дические.

4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.

II. Форма организации семинара.

1. Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с ха­рактером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) раз­вернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензиро­ванием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискус­сии; д) групповая дискуссия (направляемая, свободная); е) учебно-ролевая игра

Читайте также:
Скриншот экрана компьютера лучшая программа

2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе. Рас­пределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

III. План и конспект хода занятия.

1. Программа содержания занятия: основные разделы темы, ос­новные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противо­речий в ходе решения рассматриваемой проблемы.

2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидак­тических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, дока­зательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделе­ние положений и задач, предполагающих групповые формы обсужде­ния. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

Семинары:

Подготовка преподавателя к семинарузаключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании кон­спекта.

Темы занятий планируются в рабочей программе курса и могут выбирать­ся на основе разных критериев:

· Темы семинаров могут повторять темы лекций. Например, «Память», «Внима­ние», «Мышление». В таком случае семинар направляется на закрепление, до­полнение или творческое обсуждение соответствующего раздела курса, рас­смотренного на лекции.

· На семинарах могут рассматриваться темы, не изучавшиеся на лекциях, фор­мулировки могут быть такие же, как и в предыдущем пункте. Но, например, те­ма «Внимание» может не изучаться на лекции, а обсуждаться на занятии на ос­нове письменных источников. В этом случае занятие будет направлено на расширение знаний за счет учебника и первоисточников.

· Темы семинарского занятия могут представлять собой конкретные аспекты со­ответствующего раздела. Например, «Индивидуальные особенности памяти и приемы успешного запоминания». В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела.

Важнейшим аспектом подготовки преподавателяк семинару является про­думывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа во­просов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Однако многое зависит от характера и объема вопросов.

Более частные, конкретные вопро­сы, а также вопросы, стимулирующие сравне­ние (поиск сходства и различия), анализ, син­тез, обобщение, конкретизацию, умозаключе­ния, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.

Часто постановке вопросов предшествует подбор литературы.И это вполне объяснимо: вопросы зависят от того, какую литературу дут читать студенты. Важным аспектом подбора литературы является определение ее объема, который должен быть прочитан студентами при подготовке.

Конспект семинарского занятия содержит:

4) формы проверки подготовленности студентов к занятию;

5) формы организации работы студентов при обсуждении вопросов;

6) результаты, которые будут достигнуты в итоге занятия.

Подготовка студентов к семинарскому занятиюзаключается в поиске лите­ратуры, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание. Студенты младших курсов, возможно, нуждаются в указании на страницы источников, по­скольку самостоятельный поиск для них — еще трудная задача. На последующих этапах работы страницы, а потом и литературу можно не указывать.

Читайте также:
Как установить программу morphvox

Конспектирование книг и статей — довольно типичное задание, которое дается студентам при подготовке к семинару. Чтобы конспектирование приносило пользу при подготовке к занятию, нужно обучать студентов этому виду деятельности. В частности, их нужно учить:

· отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;

· лексической и синтаксической переработке текста;

· схематизации и структурированию прочитанного материала;

· формулированию выводов по прочитанному материалу.

· умение соблюдать временной регламент;

· умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;

· умение активизировать на занятии как можно большее число студентов’;

· умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затрудне­ния студентов в ответе на вопрос;

· умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);

· умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.

Проведение семинара творческого типаменее традиционно при обучении психологии. На творческих занятиях возможны разные формы организации учеб­ных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студен­тов. Студентам ставятся вопросы, активизи­рующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Это вопросы следующего типа:

· Докажите достоинства и недостатки определенной позиции.

Лабораторные и практические:

Два общих принципа подхода к раз­работке учебных задач для практических занятий:

· от теории — к практике

· от жизни — к теории

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа де­лится на подгруппы. Препода­ватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельно­стью малых групп и отдельных студентов, и оказания им своевременной помощи в учебной работе.

Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студен­тов. Для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные ра­боты и практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

1) внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;

2) проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;

3) инструктирование студентов по прове­дению ими лабораторно-практической работы;

4) выполнение практических заданий;

5) обсуждение итогов выполнения работы;

6) оформление отчета о проделанной работе;

7) оценка преподавателем выполненных за­даний и степени овладения студентами соответствующими умениями.

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Читайте также:
Программа автобусного тура пример

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их про­ведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:

· пояснения (теоретические положения и понятия);

· оборудование и материалы;

· порядок выполнения работы;

· тип выводов (без формулировок);

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от студен­тов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполне­ния работы.

В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания..

Формы организации работы студентов на занятиях:

· Фронтальная формаорганизации занятий. Все студенты выполняют одно­временно одно и то же задание. Выполнение студентами психологических тестов с целью самопознания — типичный пример такой формы проведения практических занятий.

· Групповая формаорганизации занятий. Одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек. Проведение психо­логических экспериментов в парах (экспериментатор — испытуемый) или трой­ках (экспериментатор — протоколист — испытуемый) — типичная схема проведе­ния многих лабораторных работ по психологии.

· Индивидуальная формаорганизации занятий. Каждый из студентов вы­полняет индивидуальное задание. Затем они обмениваются опытом выполнения работы.

Структура оформления отчета о проделанной работе определяется типом зада­ния и ведущей дидактической целью. Оценки за выполнение работы могут вы­ставляться в форме зачета или дифференцированно.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практиче­ских занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями. Повышает эффективность проведения занятий также разработка заданий для экспресс-контроля уровня подготовки студентов к занятиям.

Источник: megaobuchalka.ru

Определение места темы в программе курса

4. Организационная форма лекции:

а) монологическое высказывание;

б) монолог с опорой на аудиовизуальные средства;

в) монолог с элементами эвристической беседы;

г) эвристическая беседа;

д) диалог-дискуссия (двух преподавателей, выражающих противоположные точки зрения по обсуждаемой проблеме).

III. Содержание лекций.

1. План и конспект содержания лекции.

2. Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. (выделить на полях конспекта).

IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).

2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимикаинтонация, громкость, темп, ритм, паузы).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

I. Тема занятия.

1. Обоснование выбора темы.

2. Определение места темы в программе курса.

3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, методические.

Источник: pedlib.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru