Цель – разработать сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании».
Объект исследования – ученики старшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика подготовки и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании».
Глава I. Конкурсно-игровая программа как форма организации досуга молодежи.
Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………….6
Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды……………………………………………………..11
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………………………..17
Глава II. Особенности организации и проведения конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»
2.1. Разработка идейно-тематического замысла сценария конкурсно-игро-
вой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании……………………………………………………………………21
2.2. Сценарий конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………………………………………………….24
Конкурсно-игровая программа «Мы дружбой нашей дорожим» (9-18 лет)
2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы «Большой секрет для маленькой компании»……………36
Список использованных источников………………………………………….41
Работа состоит из 1 файл
(Ведущий выносит на игровую площадку большую корзину с кубиками. Компании по команде строят башни, фоном звучит музыка. Жюри называет победителя.)
Ведущий. Следующий предмет – это…
(Команда-победительница называет предмет.)
Ведущий. Русский язык!
(Ведущий вручает каждой компании листы ватмана с буквами.)
Ведущий. Сначала столбик рассмотри,
Потом ответь на мой вопрос:
В каких словах стоят внутри
«Рот», «ухо», «лоб», «усы» и «нос»?
На листах буквы расположены в следующем порядке:
Ведущий. Подсказку шепчет самосвал:
Везу я буквы всех начал!
А буквы всех концов, друзья,
Уже отдельно ссыпал я.
(Ведущий вручает командам по второму листу ватмана, на которых нарисован самосвал, везучий буквы – В, О, М, К, О, Г, Ю. Около самосвала написаны другие буквы – А, М, О, Р, О, К, Н, Я, Т, Ь.)
Ведущий. Прошу компании назвать слова, внутри которых стоят «рот», «ухо», «лоб», «усы», «нос».
(Компании выполняют задания. Жюри оценивает результаты.)
Ведущий. Победила компания… (название). Играем дальше. География! В этом состязании участвуют по одному представителю от каждой компании.
Желающего отправиться в путешествие, прошу подойти ко мне и занять место на стуле.
(Ведущий ставит стулья в одну линию.)
Ведущий. После того как я завяжу каждому из вас глаза, мы отправимся в путь. Победит тот, кто сумеет вернуться из нелегкого путешествия. Помните: впереди – север, сзади – юг, слева – запад, справа – восток.
(Ведущий завязывает игрокам глаза.)
«ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ: ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
Ведущий. Отправляемся в путь! Три шага на север… два на запад… четыре на юг…
(Ведущий заранее рассчитывает траекторию движения участников игры, чтобы они не выходили за площадку.)
Ведущий. Итоги этого состязания налицо. Прошу болельщиков поприветствовать победителя.
(Ведущий выносит на подносе флаконы с духами, одеколонами, дезодоранты.)
Ведущий. Каждую компанию прошу запомнить запахи этих веществ.
(Обе компании по очереди нюхают духи, одеколоны, дезодоранты.)
Ведущий. Теперь прошу определить, какие вещества находятся под номерами: 1, 2, 3.
(Ведущий вручает каждой компании по три кусочка поролона, каждый из которых пронумерован. Компании выполняют задание.)
Ведущий. Судейская компания имеет на руках карточку с номерами запахов и названиями веществ, поэтому сейчас мы узнаем, какая компания была точнее.
(Судьи называют победителей. Ведущий уносит реквизит.)
Ведущий. Физкультура!
(Звучит ритмичная мелодия, подобранная по усмотрению Ведущего. Он выносит на игровую площадку баскетбольное кольцо на стойке, которое можно приобрести в магазине спортивных товаров.)
Ведущий. Каждому члену компаний предлагается сделать по одному броску мячом в кольцо. У кого будет больше попаданий, тот победитель.
(Ведущий вручает компаниям мячи, желательно разного цвета. Проходит игра, зрители считают точные попадания.)
Ведущий. Победила компания… (название). В нашем расписании осталось только математика! И победит в этой игре та компания, которая больше вспомнит кинофильмов, книг, в названиях которых встречаются цифры или числа. Например: «Петр I», «Три толстяка».
(Проходит аукцион между компаниями.)
Ведущий. В нашей программе стала лидером… (называет компании). Прежде чем закончить программу, я хочу открыть один маленький секрет для всей честной компании. Вел состязания… (представляется).
(Звучит инструментальная мелодия, Ведущий покидает игровую площадку.)
2.3. Разработка режиссерско-постановочного плана конкурсно-игровой программы для школьников «Большой секрет для маленькой компании»
Важную роль в постановке культурно-досуговой программы играет сверхзадача. Сверхзадачей конкурсно-игровой программы для школьников старших классов является знакомство учеников с конкурсно-игровой программой, как формой проведения свободного времени; в программу входят конкурсы, игры, розыгрыши.
Важное значение несёт в себе событийный ряд. Действие в сценарии развивается от события к событию и составляет сюжет, который соединяется одним сюжетным ходом. Событийный ряд и сюжетный ход сценария конкурсно-игровой программы для школьников обусловлены непосредственно формой культурно-досуговой программы – конкурсно-игровой программой, которая имеет характерные черты: конкурсы, розыгрыши, игры, забавы, выбор победителей конкурсов и игр, специальное композиционное построение.
Экспозиция композиционного построения сценария конкурсно-игровой программы для учеников старших классов включает в себя оформление фойе, кафе, игровой площадки гирляндами из цветов, шаров; музыкальное оформление соответствует теме программы. В атмосферу предстоящей игры и конкурсов вводят также: фотовыставку «Русская забава», игровую площадку «Русское лото».
Завязка: ведущий объявляет о начале конкурсно-игровой программы, на протяжении всей программы на экране проходят фрагменты игровых и конкурсных программ «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», которые иллюстрируют тему программы.
Развитие действия: зрелищный компонент программы – розыгрыш в исполнении ведущего, который подготавливает зрителей к проведению конкурсов и игр. Проводятся музыкальные паузы, в которых звучит инструментальная музыка.
Кульминацией конкурсно-игровой программы выступает последний конкурс, в котором выбирается победитель. Конкурсы и игры непосредственно связаны с правилами проведения программы. Кроме соревновательного, они несут в себе и познавательный компонент. Кульминация является высшей эмоциональной точкой программы.
Развязка выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария, в ней сообщается результат разрешения драматургического конфликта – объявление победителей конкурсно-игровой программы.
Финал: объявление победителей конкурсно-игровой программы, а также большого секрета для маленькой компании; заключительный блок инструментальной музыки. Финал означает полное завершение сценического действия.
Эмоциональное воздействие оказывают и разнообразные средства выразительности, одной из задач которых является введение зрителей в атмосферу конкурсно-игровой программы. Мы использовали средства выразительности такие как: инструментальная музыка, розыгрыши ведущего, оформление помещений (гирлянды из цветов, игровые столы), мультимедиа (фрагменты конкурсных и игровых программ «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»), технические средства выразительности (подсветка в жёлто-зелёных тонах, софиты, светомузыка) и другие.
Большое значение имеет костюм ведущего, он должен соответствовать обстановке данной программы (чёрно-белые тона).
Работа с участниками программы должна поводиться на подготовительном этапе (незадолго до проведения). Она включает в себя: знакомство с конкурсно-игровой программой, её видами, правилами проведения конкурсов, игр, забав, розыгрышей.
На наш взгляд, трудности постановки конкурсно-игровой программы для учеников старших классов в первую очередь обусловлены потребностями и интересами социума. Программа должна включать в себя разнообразные компоненты: познавательные, развлекательные, игровые, зрелищные. Не следует перенасыщать программу познавательным материалом, так же как не следует и обеднять его в этом плане. Нужно соблюдать разумные пропорции и предоставлять людям возможность и поговорит, и поучаствовать в играх, и посмотреть.
Таким образом, разработка режиссерско-постановочного плана включает в себя большое количество важных компонентов, таких как определение сверхзадачи, разработка событийного ряда, определение режиссерского хода, отбор выразительных средств, композиционное построение эпизодов и блоков программы, художественное, световое, шумовое оформление, методика работы с участниками программы.
Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Особо учитывается такой критерий, как возраст субъектов досуговой деятельности. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи.
Среди различных форм культурно-досуговых программ молодежь немалое предпочтение отдает конкурсно-игровым программам, которые являются одной из форм культурно-рекреационной деятельности. Учитывая специфические особенности конкурсно-игровой программы, методику ее проведения, конкурсно-игровые программы можно отнести к одной из востребованных форм проведения досуга. Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление, ее основой являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши.
Большое значение в подготовке конкурсно-игровой программы имеют потребности и особенности социума, для которого она проводится. В нашем случае – это ученики старшего школьного возраста. Особое место в юном возрасте занимает общение со сверстниками, которому юноши и девушки посвящают свое свободное время.
Одним из главных компонентов конкурсно-игровой программы является общение, поэтому конкурсно-игровые программы являются востребованной формой проведения молодежного досуга. Этот факт подтвердил устный опрос, который мы провели среди старшеклассников. Мы определили, что ученики старших классов проявляют немалый интерес к конкурсно-игровым программам, как форме организации свободного времени. Среди тридцати пяти опрошенных старшеклассников, мы выявили, что наибольший интерес у них вызывают такие компоненты программы, как общение – 40% учеников, наличие познавательных программ – 35%, зрелищность – 10%, возможность организовать свое поведение с индивидуальными особенностями и интересами – 15%.
Важную роль в написании сценария конкурсно-игровой программы играют: идейно-тематический замысел, композиционное построение, идейно-тематический замысел зависит от круга вопросов, которые необходимо раскрыть в сценарии; от интересов и потребностей аудитории.
В ходе написания курсовой работы мы пришли к выводу, что конкурсно-игровая программа является одной из актуальных форм организации досуга старшеклассников.
Источник: www.freepapers.ru
Конкурсно-досуговые и шоу программы
Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – их целью служит, прежде всего, получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников.
Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.
Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие) так как строить программу, основываясь на готовой схеме сценария намного легче. Также весьма разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.
Методика проведения конкурсной программы:
1. Создание постановочной группы (сценарист, режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель)
2. Создание сценария
выбор формы мероприятия, темы и сюжета.
3. Подбор необходимого материала, написание сценария
4. Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации, оборудование)
5. Составление сметы расходов
6. Постановка мероприятия (выбор и подготовка участников, реклама мероприятия в СМИ и афишах, репетиционный период).
7. Проведение мероприятия.
Сценарий и режиссура конкурсно-игровых программ.
Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление основой, которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конкурсно-игровой программы включает в себя описание всех вышеперечисленных развлечений и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.
В конкурсно-игровую программу могут входить викторины, состязания, эстрадные номера, театрализация. Все это дает нам право говорить, что к.и. программа имеет свои особенности и отличия, что естественно не может не отразиться на режиссуре.
Особенность заключается в организационном моменте, здесь важна организация:
1. Самих участников.
3. Компетентного и уважаемого жюри.
4. Активных болельщиков.
При подготовке к.и. программ режиссер должен учитывать игровой момент. Все к.и. программы имеют:
1. Сценарно–режиссерскую основу.
2. Предполагают работу режиссера как постановщика.
3. Требования предварительной подготовки репетиций.
4. Наличие призов.
5. Четкую формулировку правил.
6. Манки – способ вызова участвующих на площадку.
Конкурсно-игровые программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, принимать различные формы, но их можно классифицировать по:
1. Месту действия.
3. По содержанию (тематические, разножанровые, обрядовые, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, азартно-коммерческие).
Важно найти конфликт, который является основой для драматургии игры.
Виды конфликтов могут быть разные:
1. Между командой и ведущим.
2. Между командами или участниками.
Этапы работы над сценарием здесь схожи с остальными:
2. Подбор и обработка материала.
3. Поиск сценарного хода.
4. Написание сценария.
5. Четкая формулировка заданий-вопросов.
Сценарий может быть оригинальным и компилятивным.
В конкурсно-игровых программах участники общаются между собой, зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:
1. Приобретение чувства раскованности.
2. Воспитательная функция.
3. Познавательная функция.
4. Гедонистическая функция (ощущения, переживания).
Любая к.и. программа состоит из своих требований:
1. Конкурс требует от игроков творчества.
2. Выполнение конкурса должно носить действенный характер, процесс развития.
3. Критерии конкурса должны быть следующими:
-количественный «кто больше»; качественный «кто точнее»; временной «кто быстрее»; смешанный;
4. Важной частью конкурса является мотивировка, она делает убедительным его появление, чаще всего в качестве мотивировки используются литературные или исторические факты. Они превращают конкурсы с бытового явления в явление эстетическое.
Камерные формы организации досуга: салон, гостиная.
Салоны появились в России в подражание западным формам еще конце 18 века, как одна из форм «гостевания». Салон – это не место, это вечер встречи, на котором главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей часто связывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой. Салоны того времени можно охарактеризовать как литературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц, собирающийся в частном доме. Современные салоны и гостиные – распространенная форма досуговой работы в КДУ. Для их обстановки характерно создание атмосферы домашнего уюта – соответствующая мебель, растительность, музыкальные инструменты, часто программа салона или гостиной сопровождаются совместным чаепитием, иногда танцами.
Салон как мероприятие КДУ – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.
Гостиная – также одна из форм культурно-досугового общения на базе КДУ. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.
Праздники и обряды. Праздники и обряды – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя.
Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.
Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.
Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.
Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.
Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.
Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русских праздников – в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времен года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.
Государственные праздники – это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.
Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.), так и профессиональные праздники местного значения (День пуска первого агрегата на местном заводе.)
Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника, прежде всего, определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.
Методика проведения праздника:
1.Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель)
2. Создание сценария
3. Определение темы мероприятия (О чем?)
4. Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?)
5. Определение масштаба мероприятия
6. Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.)
7. Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации)
8. Составление сметы расходов
9. Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, реклама в СМИ а афишах, репетиционный период)
10. Проведение мероприятия.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2248 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Режиссура конкурсно — игровых программ
Многие писатели и поэты сравнивали нашу жизнь с игрой, где каждый играющий имеет свою роль. Способности играть и давать волю своему воображению, ни мало не заботясь о сиюминутном результате, проявляющиеся в детских забавах и развлечениях взрослых, составляют саму суть человечества. Биологи и этологи доказали, что игра тесно связана со стремлением индивидуума познать неизвестное и удовлетворить свое любопытство, она побуждает человека и всех высших животных осваивать окружающий мир. Значение, придаваемое непринужденной игре в той или иной культуре, дает нам возможность судить об ее основных чертах.
Введение……………………………………………………………………………. …..2
Конкурсно – игровые программы…………………………………………..……3
Понятие «игра», «игровая деятельность», «конкурс»……………..…….3
Игровая форма, игровой компонент в структуре досуга. Игровая программа, ее виды…………8
Игровая деятельность: сущность, специфика, актуальные типы игровых культурно-досуговых программ…………………………………….…. 14
Конфликт в игровом жанре ……………………………………………. 17
Композиция построения игровых программ………………………….…….…..19
Игра как ход и режиссерский прием………………………………….…….…..26
Прогнозирование игровых ситуаций………………………………….………….…28
Заключение………………………………………………………………….……………31
Приложение 1 ………………………………………………………….……………..33
Прикрепленные файлы: 1 файл
Однако построение конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.
Начинается разработка любой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу игровой программы? Часто в самом названии игровой программы уже представлена и сама тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической, спортивно – цирковой, литературной, музыкальной, развлекательной.
Тема сценария определяется темп кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из этого круга сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии. Если при подготовке игровой программы не учитывать интересов, взглядов аудитории; нововведений, изменений в социально – экономической и даже политической обстановке, то игровая деятельность будет скучной, неэффективной.
Вторая проблема, стоящая перед сценаристом: ради чего? Какой будет сделан участником вывод после проведения игровой культурно-досуговой программы? Например, если тема игровой программы – «Широкая масленица», то сценарист может поставить идею народного единства, ощущения русского духа и удальства. Сегодня особенно важно более четко формулировать идею игровой программы, только при помощи конкретики возможно добиться положительных результатов.
То есть, что нужно для того, чтобы составить конкурсно- игровую программу?
В конкурсно — игровую программу могут входить викторины, состязания, эстрадные номера, театрализация. И всегда необходима организация:
- самих участников
- аудитории
- компетентного и уважаемого жюри
- активных болельщиков
При подготовке программ режиссер должен учитывать специфику игрового момента. Все программы имеют:
- сценарно – режиссерскую основу
- предполагают работу режиссера как постановщика
- требования предварительной подготовки репетиций
- наличие призов
- четкую формулировку правил
- манки — способ вызова участвующих на площадку.
Конкурсно – игровые программы могут принимать разные формы, но их можно классифицировать по:
- месту действия
- времени
- по содержанию (тематические, разножанровые, обрядовые, сюжетно – ролевые, интеллектуальные, азартно-коммерческие)
1. Определите тему программы (главное событие). Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов в программе.
2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут « нанизаны» отдельные конкурсы:
- зарабатывание максимального количества очков, например условных денег в экономической игре;
- путешествие с приключениями;
- формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
- ведение следствия или раскрытие тайны;
- спасение попавших в беду и др.
3. Решите, кто будет участником вашей игры:
- команды;
- отдельные игроки;
- команды, но на каждом этапе действует не полный ее состав, а только один два игрока.
Принципы отбора игроков (участников конкурса) могут быть различными, главное здесь – мотивировка и логика. Например, отбор из двух игроков можно провести с помощью «манка», психологической ловушки, выполняющей функцию справедливого отбора.
Пара получает задание: «Назовите родственников кепки». Игроки называют, ведущий повторяет. После того как все варианты головных уборов будут исчерпаны, ведущий считает результаты по принципу аукциона и объявляет победителем того, кто назвал слово последним. Проигравший уходит, а к победителю присоединяется другой соперник (один игрок может пройти все конкурсы). Игроков можно «добирать» по «олимпийскому принципу»: выбираются сразу 16 человек, делятся на пары, в процессе проведения конкурсов проигравшие выбывают и остается один победитель.
4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы:
– игра с передвижением по «станциям»;
– длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
– жюри (в этом случае надо продумать критерии оценки действий участников);
– победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны технические работники, которые будут следить за временем проведения конкурса и считать очки);
– победителя определит случай (лотерея);
6. Определите последовательность конкурсов в зависимости от развития сюжета.
Например: набираются артисты в театр имени Курочки Рябы. Объявляется конкурс «Лучший лапописец» («Пишет как курица лапой»). К ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет
справа налево – по стеклу, чтобы зрители могли прочитать написанное. Конкурс можно усложнить и растянуть во времени. При этом следует помнить, что время выполнения конкурса (логически обоснованное) должно быть примерно 40 секунд – 1 минута. Если отводится меньше этого времени, то конкурс смотрится «куцым», а если больше – то затянутым.
Пример усложнения конкурса: участники программы «Солдаты», посвященной Дню 23 февраля, идут по кругу и пришивают пуговицы друг у друга на спине.
– прикладные (с предметом)
7. Определите, кто и как будет вести игру. Существуют следующие способы ведения игровой программы:
– «от себя» – «Я – ведущий»;
– «от кого -либо» – ролевая персонификация ведущего.
Например, в качестве ведущего может выступить:
1) попугай Кеша с табличкой «Ищу
2) «паровозик из Ромашкова»;
3) режиссер на съемках ТV-шоу.
Существуют основные требования к ведущему:
1) эстетика внешнего вида;
2) культура речи и эмоциональность;
3) доброжелательное отношение к аудитории;
4) добросовестная подготовка, профессионализм.
8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь!»
При подготовке и проведении конкурсно — игровой программы необходимо учитывать ряд психолого-педагогических аспектов. Ведущий должен представить каждого участника конкурса, чтобы зрители могли поддерживать конкретного человека. Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос. Нельзя ставить участников в неловкое положение. Есть задания, которые предназначены только для мальчиков или только для девочек.
Например: на полу – 5 надувных шариков, ведущий вызывает мальчика и девочку и предлагает им «перехлопать» шары, садясь на них. Конечно же, у мальчика это получится быстрее, а девочке, одетой в платье, будет неловко. После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника за успех или поддержать, если он не выполнил задание. Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор.
Задание должно быть безопасным. Во время конкурса или игры участники зачастую забывают об осторожности, поэтому лучше не давать задания
съесть что — либо на время. Нельзя проводить игры с открытым огнем. На
9. Составьте список необходимого реквизита.
10. Определите, как и чем будут награждены победители игры и поощрены ее участники.
11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например «музыкальные паузы», и подберите необходимый для них аудиоматериал.
- Игра как режиссерский ход и прием.
В практике театрализованных представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссёрским, сценарным или авторско- режиссёрским. Но поскольку режиссёр и драматург при работе над сценарием выступает в одном лице (как правило), то его можно назвать сценарно- режиссёрским.
Сценарно-режиссёрский ход необходимо осознавать, прежде всего, как смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режиссерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссёрский ход может быть найден от случайного наблюдения, но его возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.
Сценарно-режиссёрский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия.
Сценарно-режиссёрский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария. Вот почему принципиально неверной являются точки зрения (Маршак М.И. , Суханов В.К., Чечетин А.И., Андрейчук Н.М.), что рождение драматургических приемов и ходов, эпизодов происходит на начальном, ознакомительном этапе. Наличие замысла как раз и проверяется ходом; уберите ход – и замысел разрушится. Если же «замысел» не разрушится, можно сомневаться в существовании замысла вообще. Заимствованный ход, выполняющий функцию искусственного объединения сценарного материала или номеров, является приемом.
Уберите приём и замените его другим приемом – и вы убедитесь, что ваш «замысел» не изменился. Кавычки поставлены потому, что взято под сомнение само существование замысла, а значит и цели педагогического воздействия.
В современной сценической практике выразительными средствами являются не только актёры-исполнители, реальные герои, пространство, пластика, речь и т.д., но и неодушевленные предметы. Так, например, необыкновенные лестницы могут служить и решеткой, и дыбой, и постом, сложенные лестницы поперёк – уже мельница.
Качественному изменению предмета в структуре театрализованного представления должно быть уделено особое внимание режиссеров-сценаристов, так как поиск выразительных решений, поиск замысла, сценарно-режиссерского хода является одной из основ оформления представления в целом, нахождения для него сценической метафоры.
Режиссерский ход — зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее все части, эпизоды, номера, выразительные средства в непрерывно развивающуюся композицию целого, включающее зрителей и участников в сквозное действие праздника, представления, концерта.
Как было сказано ранее ход это — «зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее все части в развивающуюся композицию целого», значит, игра может спокойно являться, как и ходом, так и режиссерским приемом, потому что нет пределов фантазии сценаристу и режиссеру.
- Прогнозирование игровых ситуаций.
Одной из специфических черт драматургии досуговой программы является активное участие зрителя в мероприятии, поэтому способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения мероприятия. Издавна театральные деятели всего мира мучаются над проблемой, как заставить зрителя стать активным соучастником сценического действия.
Мейерхольд использовал для этой цели прием «ПОДСАДКИ». Многие режиссеры стали откровенно размещать актеров среди зрителей, переносить действо в зрительный зал. Охлопков стремился к непосредственному контакту с аудиторией. Впоследствии опыты по изменению формы сценической площадки и выносу ее в зрительный зал продолжали другие режиссеры.
Способы вовлечения зрителя в действие искали и молодежные театры. Человеку присуща потребность не только сопереживаться, но и деятельно соучаствовать в том или ином творческом художественном действии.
Праздник, как социально-художественный феномен обладает в этом смысле большими преимуществами. Подлинный праздник – это когда не смотрят, а когда действуют, играют, радуются, веселятся все, демонстрируя публично свои творческие дарования и возможности. Такими подлинными праздниками, когда все участники действовали, были праздники Древней Греции, раннего Средневековья, французской и октябрьской революций. Активизация публики, вовлечение ее в коллективное действие, творчество масс – эти задачи ставит и выполняет сценарист и режиссер праздников. Иными словами мы должны как бы заманить зрителя в совместное действие посредством общей игры.
Форму совместного театрального действия, игры использовали деятели западного поп-арта. Введя в моду ХЕППИНГ, который помог выработать целый ряд приемов вовлечения публики в действие.
ХЕППИНГ (англ. «происшествие», «случай»). Сначала его назвали театральные действия или коллаж ситуаций. Суть: все зрители, они же участники, вовлекались в серию спонтанных, импровизированных поступков, лишь в общих чертах запрограммированных в сценарии.
Основные приемы вовлечения зрителей в подобные действия – запланирование и провоцирование в условиях специально созданной окружающей среды. Психологические зерна хеппинга: в отступлении от нормы, в нарушении общепринятого при полной раскованности, стихийном самовыявлении и дозволении инстинкту возобладать над разумом.
Прием вовлечения зрителя, превращение его в исполнителя, обернулись издевательствами над ними и другими. Людей обливали вареньем, кидали в них зажженные сигареты и т.д. К концу 60-х гг. ажиотаж, поднятый вокруг хеппинга начал утихать и тут обнаружили, что в этой мешанине заимствованных лозунгов и спонтанных поступков было рациональное зерно – тенденция стирания граней между игром и жизнью. Принцип активного соучастия зрителя в совместном действии-игре и проблемы вовлечения их в это действие – вот эти приемы и взяли на вооружение уличные театры и театры игры.
Источник: www.referat911.ru