Определение качества усвоения учебной программы по физической культуре подготовленности обучающихся

Изучив значение физической подготовленности и роли самооценки для студентов института, авторы статьи приводят результаты исследования субъективных и объективных показателей уровня физической подготовленности студентов технического института и дают их сравнительный анализ. Все оценки рассматривались по пятибалльной шкале.

Субъективные показатели определялись по самооценке уровня физической подготовленности студентов. Это выявило, в основном, средний и выше среднего уровни. Исследование физической подготовленности проводилось на основании выполнения тестов по пяти основным физическим качествам, разработанным кафедрой физвоспитания.

Показано, что студенты также имеют средний и выше среднего уровни подготовленности. Выявлено, что у девушек более низкий уровень подготовленности, чем у юношей. При сравнении субъективных и объективных показателей отмечается, что не все студенты могут адекватно оценить свой уровень физической подготовленности.

Оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по программам ФГОС ООО

студенты института
физическая подготовленность
субъективная оценка
объективная оценка.

1. Богданов О.А., Шелкова Л.Н., Васютина И.П. Сравнительная динамика физического развития и физической подготовленности студенток-первокурсниц / О.А. Богданов, Л.Н. Шелкова, И.П. Васютина //Теория и практика физической культуры.– 2016. — № 8. – С 35-37.

2. Ильинич В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич // Физическая культура студента: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

3. Столяр К.Э., Витько С.Ю. Организационно-методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов / К.Э. Столяр, С.Ю. Витько, Р.Р. Пихаев, И.В.

Кондракова // Теория и практика физической культуры.– 2016. — № 9. – С 9-11.

5. Яковлева В.Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи / В.Н. Яковлева // Science Time. – 2014. — № 9.

Введение

Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебную деятельность студента все более интенсивной и напряженной. Соответственно, возрастает и значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения, подготовки молодых людей к профессиональной деятельности. Одним из важных результатов процесса физического воспитания в вузе является общефизическая и профессионально-прикладная физическая подготовленность обучающихся.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, выражающийся в определенном уровне развития физических качеств, приобретении двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности.

Роль физической подготовленности студентов многогранна.

Физическая подготовленность не только способствует укреплению здоровья и высокой работоспособности, но и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, косвенно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптация к условиям труда.

Требования к планированию и оценке результатов обучения по предмету «Физическая культура»

Оценка физической подготовленности – эффективный способ привлечения студентов к занятиям физической культурой, возможность исследовать уровень личной физической подготовленности, определить пути ее развития.

Учебными программами по физической культуре в высших учебных заведениях предусмотрена балльная оценка физической подготовленности. На основании государственного образовательного стандарта, с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов кафедры физической культуры разрабатывают шкалу оценки по общефизической и профессионально прикладной физической подготовке. Эта форма очень удобна, дает возможность перевести нормативы в баллы и быстро сделать расчеты для контроля успеваемости по балльно-рейтинговой системе оценки.

Важную роль в исследовании личной физической подготовленности играет самооценка, которая имеет ряд функций: сравнительного познания себя, прогностическая, регулятивная. Самооценка является внутренним представлением о себе самом, собственном потенциале, своей социальной роли и жизненных позициях.

Самооценка может быть как завышенная – это переоценивание индивидом собственного потенциала, так и заниженная – это недооценивание своего потенциала. Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании. Завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Во многих научных работах одним из ключевых предметов исследования является физическая подготовленность студентов. Сравнительная динамика физической подготовленности студенток представлена в трудах О.А. Богданова, Л.Н. Шелкова и И.П. Васютина [1]. Стараниями К.Э Столяр, С.Ю. Витько изложены организационно-методические подходы к оценке физической подготовки студентов [3].

Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи представлена в работах Яковлевой В.Н. [5]. Штих Е.А. рассматривает объективную и субъективную оценки уровня физической подготовленности и физического здоровья студенток гуманитарного вуза [4].

В рамках нашего Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета (ТИ (ф) СВФУ) мы так же решили провести исследование и узнать, какую оценку дают студенты своему уровню физической подготовленности и определить, насколько данная оценка совпадает с объективной.

Цель исследования – провести сравнительный анализ субъективных и объективных показателей уровня физической подготовленности студентов ТИ (ф) СВФУ.

  1. Определить, как студенты оценивают свой уровень физической подготовленности.
  2. Изучить объективные данные об уровне физической подготовленности студентов.
  3. Сравнить субъективную оценку студентов с результатами выполненных ими нормативов.

Методика и организация исследования

В исследовании за период 2015-2016 гг. приняли участие студенты 1-3 курсов, обучающиеся на дневном отделении в ТИ (ф) СВФУ и занимающиеся в группах общефизической подготовки. Общее количество опрошенных составило – 97 человек, из них 41 юноша и 56 девушек. В общий количественный состав вошли студенты, обучающиеся как на гуманитарных специальностях, так и на технических, примерно в одинаковых пропорциях. Все студенты по результатам медицинского осмотра отнесены к основной группе. Исследование проводилось в два этапа.

Читайте также:
Как рассчитать эффект от внедрения программы

На первом этапе исследования нами проведен анкетный опрос среди студентов, основанный на субъективной оценке и направленный на определение уровня физической подготовленности по 5-тибалльной шкале. Студентам было предложено оценить в баллах от 1 до 5 свой уровень физической подготовленности (1 – низкий уровень, 2 – ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – выше среднего, 5 – высокий уровень).

На втором этапе исследования на основе проведения тестирования и определения результатов тестов, были выявлены объективные данные об уровне физической подготовленности студентов. Физическую подготовленность студентов оценивали по следующим контрольным упражнениям (тестам):

  1. Тест на быстроту: челночный бег 5 × 10 м (измерения в сек.).
  2. Тест на скоростную выносливость: челночный бег по длине волейбольной площадки 18 м в течение 40 сек. (результат измерялся в метрах).
  3. Тест на гибкость: наклон вперед с прямыми ногами, стоя на скамье, с опусканием рук ниже уровня скамейки (измерения в см).
  4. Тест на силу (для юношей): подтягивание на высокой перекладине, с учетом массы тела испытуемых (результат оценивался по количеству раз).
  5. Тест на силу (для девушек): поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (результат определялся по количеству раз).Оценка результатов осуществлялась по 5-балльной шкале, утвержденной в ТИ (ф) СВФУ, и определялась, как средняя арифметическая величина выбранных тестов.
  6. Контрольные тесты проводились в условиях спортивного зала на промежуточной аттестации студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анкетного опроса среди девушек и юношей, а также всего контингента представлены в табл. 1.

Таблица 1. Субъективная оценка уровня физической подготовленности студентов (в %)

Кол-во студентов, оценивших свою подготовленность на:

Источник: eduherald.ru

Проверка и оценка физической подготовленности учащихся

Цель проверки и оценки физической подготовленности учащих­ся — выявление качества усвоения учебных программ.

Задачи проверки и оценки физической подготовленности учащих­ся: установление степени развития и совершенствования физических и специальных качеств и прикладных навыков, а также моральных и психологических качеств; определение качества руководства, орга­низации, обеспечения и проведения учебно-тренировочных занятий; выработка мер по улучшению физкультурно-спортивного воспитания и образования.

Специальные задачи проверки и оценки — поддержание высокой работоспособности учащихся и освоение ими учебных дисциплин.

Контроль включает в себя оперативную, текущую и итоговую проверку и оценку степени освоения теоретических и методиче-

Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям

ских знаний и умений, состояние и динамику физического развития и профессионально-прикладной подготовленности каждого ученика. Оперативный контроль предоставляет информацию о выполнении дисциплин физической культуры и спорта, видов учебно-методической работы. Текущий контроль — о степени освоения учениками разделов, тем занятия. Итоговый контроль (экзамены, зачеты) дает возможность определить методические и практические умения и навыки общей фи­зической и спортивно-технической подготовленности, психофизиче­скую готовность к профессиональной деятельности.

Виды упражнений, подлежащих проверке и оценке. В процессе обу­чения учащиеся овладевают физическими упражнениями согласно учебным программам, периодически подвергаются индивидуальной проверке и оценке. По своему воздействию на организм упражнения можно разделить на следующие группы, направленные на формиро­вание и совершенствование личности: формирование физических качеств — выносливость, сила, быстрота, ловкость, координация и гибкость; прикладных навыков (плавание); специальных качеств, способствующих повышению умственной работоспособности.

Упражнения включаются в дисциплины специализации физиче­ской культуры и спорта.

Легкая атлетика. На проверку выносятся упражнения, развиваю­щие быстроту и выносливость, волевые качества: бег и ходьба на раз­личные дистанции, прыжки, эстафеты, метание и толкание спортив­ных снарядов.

Лыжная подготовка. На проверку выносятся упражнения для вы­явления навыков техники и скорости передвижения на лыжах, вынос­ливости и волевых качеств: бег на лыжах, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, другие виды зимних видов спорта.

Гимнастика. Оцениваются упражнения, развивающие силу, сило­вую выносливость, ловкость и гибкость, технику выполнения на гим­настических снарядах, а также формирующие осанку и подтянутость, настойчивость и упорство, смелость и решительность.

Плавание. На проверку выносятся все виды плавания, прыжки в воду с вышки и трамплина, плавание с аквалангом, ныряние и др. Обращается внимание на выявление навыков техники и скорости пла­вания, на проявление волевых и психологических качеств.

Спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, настоль­ный теннис, теннис, бадминтон, регби, хоккей и др.). На проверку вы­носится выполнение технических и тактических приемов игры, а также формирование быстроты, ловкости, навыков коллективных действий.

184 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям «185

Единоборства (бокс, самооборона, другие виды борьбы). Проверя- 1
ются приемы, техника и тактика ведения схватки, проявление волевых
качеств.;

В каждом виде спорта выявляется знание правил соревнований, их организации и судейства.

От учащихся требуется знание перечня нормативных требований I по разделам физической культуры и спорта в соответствии с кур- I сом обучения. Учитель помогает им в успешной сдаче контрольных 1 нормативов и зачетов. При хорошей подготовке, психологическом | настрое учащиеся мобилизует свои силы и успешно сдают зачеты (экзамены).

Читайте также:
Как вернуть все настройки программы

В период обучения контроль, проверка и оценка учащихся по об­щефизической подготовке проводятся в часы учебных занятий. При этом определяются уровень физической и методической подготовлен- 1 ности, качество руководства, организации, обеспечения и проведения обучения.

При анализе результатов проверки физической культуры опреде- | ляются: уровень развития различных физических и специальных ка­честв, теоретические знания, организаторские и методические умения; меры по улучшению обучения учащихся. Проверка сопровождается | материально-техническим и медицинским обеспечением.

Итоги проверки отражаются в журналах и ведомостях. После сдачи I нормативов и зачетов объявляются результаты, поощряются лучшие, |.указывается на недостатки, обобщается опыт, ставятся задачи каждому ученику на будущее.

Требования к выполнению контрольных упражнений по общефизи­ческой подготовке. По окончании семестра обучения проводятся за- | четы (экзамены) по общефизической подготовке. На них выносятся упражнения, которые выполняются в соответствии с требованиями учебных программ.

Например, бег на 100 м проводится на стадионе или по беговой дорожке с любым покрытием на ровной (без уклона в сторону бега) местности. Бег начинается с низкого старта или страта стоя. Время выполнения упражнения определяется по секундомеру от начала движения стартового флага или появления дыма над стартовым пистолетом до момента, когда сдающий пересечет своим туловищем воображаемую плоскость финиша.

Бег на средние и длинные дистанции проводится на стадионе или на местности. При оборудовании старта и финиша длина дистанции готовится так, чтобы они располагались рядом или расстояние между ними не превышало 10м.

Прыжок в длину с разбега производится в прыжковую яму. Резуль­тат, показанный в прыжке, определяется от стартового бруска и до от­метки в яме (касание частью тела ближе к стартовому бруску).

Бег на лыжах проводится по пересеченной местности. Не позднее чем за два часа смазываются лыжи мазью в соответствии с состоянием снежного покрова и температуры воздуха. Костюм надевают легкий, теплый, непродуваемый, белье шерстяное. При низкой температуре рекомендуется на ботинки надеть чехлы из шерстяной ткани, шерстя­ные или вигоневые носки.

Плавание на 100 м (вольный стиль, брасс, «баттерфляй, кроль на спине) проводится в бассейне, старт разрешается осуществлять с тум­бочки или из воды.

Подтягивание на перекладине, силовой переворот, поднимание ног до касания перекладины (юноши) выполняются из исходного положе­ния вис на прямых руках хватом сверху (положение виса фиксируется в течение 1—2 с) без рывков и маховых движений ногами. При под­тягивании подбородок должен быть выше перекладины. Допускается сгибание, разведение ног и отклонение тела от неподвижного поло­жения. При выполнении силового переворота, подтягиваясь, поднять ноги к перекладине и, переворачиваясь вокруг перекладины, выйти в упор на прямые руки, зафиксировав положение упора (1—2 с), опу­ститься в вис. Поднимание ног до касания перекладины: не сгибая рук, поднять прямые и сомкнутые ноги к перекладине, коснуться ее ногами и опустить их в исходное положение.

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (юноши) выполня­ется из исходного положения — упор на кистях, руки выпрямлены полностью, ноги опущены. Упражнение считается выполненным пра­вильно, если опускание производится до полного сгибания рук, а раз­гибание — до полного их выпрямления. Незначительное сгибание и разгибание ног разрешается.

Поднимание туловища из положения лежа на спине (сед), руки за голову, ноги закреплены выполняется на спортивном мате. На спи­не начинать движения туловища к ногам. Каждое движение к ногам и от положения ног в положение лежа на спине необходимо выполнять в темпе, без фиксации туловища к ногам и положения лежа на спине.

Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см) выполня­ют девушки. Руками хват сверху за перекладину, туловище опустить, ноги сомкнуты, выпрямлены с опорой На пятки. Ноги слегка разведе­ны и согнуты в коленных суставах. Подтягивание проводить, согнув

186 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____

руки, подбородок у перекладины, зафиксировать паузу 1—2с, опустить туловище, руки выпрямить, зафиксировать паузу 1—2 с.

На контрольных занятиях учащиеся оцениваются по упражнени­ям, демонстрирующим физические качества и прикладные навыки.’ Обязательно выполняются упражнения на общую или скоростную вы- ! ; носливость; специальные упражнения — с учетом прохождения про­граммы. Уровень развития каждого качества и навыка оценивается; не более чем по одному упражнению.

На проверке упражнения выполняются в течение одного дня; дает- ся одна попытка. В отдельных случаях (при срыве или падении) можно] разрешить ученику вторую попытку. Улучшения полученной оценки^ не допускается.

Соблюдается определенная последовательность выполнения
упражнения на ловкость, быстроту, силовые, выносливость и плава­
ние. В отдельных случаях последовательность может быть изменена.
В каждом семестре обучения формируется четыре-пять упражнений |
для зачета. В процессе обучения нормативная база и зачетные требова­
ния могут претерпевать изменения. (

Учащиеся, пропустившие учебные занятия и не прошедшие необ-• ходимой подготовки, к зачетам (экзаменам) допускаются только по­сле соответствующей тренировки. В случае невыполнения отдельного норматива с первого раза ученик имеет право на его пересдачу после подготовки. Те, кто пропустил занятия по уважительным причинам (имеет хорошую физкулыурно-спортивную подготовку), могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Читайте также:
Какая программа начальной школы лучше

На каждое контрольное упражнение составляется протокол, в ко­тором отражаются: учебная группа и дата проверки; фамилии и ини­циалы учащихся; вид упражнения; показанный результат и оценка в баллах; подпись проверяющего. Протоколы хранятся по окончанию учебного учреждения.

В процессе обучения оценка физической подготовленности уча­щихся может складываться из оценок, полученных ими за выполнение упражнений в разные дни недели или месяца.

Методическая подготовленность учащихся проверяется и оценива­ется в соответствии с тематикой теоретических и методических заня­тий и определяется в каждом семестре по экзаменационным билетам.

_____ Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям «187

Общая оценка складывается из оценок, полученных за ответ на теоре­тический вопрос и за выполнение методического задания. Индивиду­альная оценка выводится по результатам выполненных упражнений, назначенных для проверки, на основе требований учебной програм­мы. Оценка методической подготовленности складывается из качества выполнения задания, включающего практические действия и знание теоретических основ.

Таким образом, проверка и оценка физической и методической подготовленности — ответственные этапы физического и методиче­ского совершенствования юношей и девушек.

Контрольные задания

1. Объясните, для каких целей происходит чередование физиче­
ской нагрузки и активного отдыха.

3. Назовите методы, которыми можно акцентировать восстанови­
тельную фазу спортсмена,

4. Объясните, как можно осуществить сравнительные оценки
текущих функциональных сдвигов в организме, например,
в гимнастике.

5. Составьте перечень упражнений для поверки и оценки учащих­
ся исходя из местных условий.

Источник: studopedia.su

Мониторинги по физической культуре

Мониторинги по физической культуре

Хохолев Анатолий

Таким образом, учитель попытался разрешить возникшее в его педагогической деятельности основное противоречие. Снижение интереса учащихся к предмету «Физическая культура», недостаточная учебно-материальная (спортивная) база школы, недостаточное финансирование и неподготовленность части обучаемых к регулярным занятиям физической культурой вследствие заниженной самооценки своих физических возможностей и способностей привели педагога к необходимости достижения качества образования по физической культуре.

Для разрешения данного вопроса педагогом были сформулированы задачи, включающие в себя следующее:

  • подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы;
  • ознакомление с опытом работы педагогов, работающих по данному направлению, и его изучение;
  • разработка и апробирование новых методических приемов обучения;
  • разработка технологии по проведению мониторинга физического развития школьников;
  • применение на практике наиболее перспективных педагогических технологий обучения учащихся, в частности технологии разно-уровневого обучения;

При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:

  1. Научить учащихся определять свой уровень физической подготовленности в соответствии с учебной программой и образовательным стандартом.
  2. Научить каждого учащегося давать самооценку своих результатов для дальнейшего роста и повышения уровня физической подготовленности.
  3. Определить влияние результатов на развитие осознанной мотивации к урокам физической культуры и самостоятельным занятиям по повышению индивидуального уровня физической подготовленности.
  4. Вносить некоторые коррективы в учебный план в соответствии с анализом полученных результатов мониторинга.

Исходя из поставленных учителем задач, следует сделать вывод: педагогу предстояло научить детей тому, что они никогда не делали – самостоятельно определять уровень своего физического развития.

Как же на практике осуществляются намеченные задачи?

Проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности.

Для определения уровня физической подготовленности учитель также широко использует тестирование, которое помогает создать ситуацию критической самооценки путем сравнения результатов с нормой.

По результатам тестирования, для успешного перехода на более высокий уровень физической подготовленности учитель предлагает каждому ученику перечень физических упражнений, с помощью которых педагог составляет индивидуальную программу для работы, как на уроке, так и во время самостоятельных занятий. Последующим тестированием педагог отслеживает степень достижений учащегося. Даже незначительное улучшение показателей ребенка может быть оценено на «отлично», чем и создается ситуация успеха, вызывающая положительные эмоции и стремление к дальнейшему улучшению показателей физического развития.

Такая диагностика проводится учителем два раза в течение учебного года, что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддерживать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ, своевременно вносить определенные коррективы, решать проблемы личностно ориентированного подхода к обучению школьников.

Достижению высоких результатов каждым учащимся, по утверждению педагога, способствует рабочая программа, составленная учителем при поддержки методистов , в основу которой положены Федеральный стандарт, авторская программа В.И. Ляха и внутри школьный образовательный стандарт. Учителем совместно с методистами проведена работа по корректировке содержания учебной программы, распределению учебного материала по четвертям, введению в режим дня школьников физкультурно-оздоровительных и других мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Научно-методическое обеспечение предмета отвечает современным требованиям, предъявляемым к выпускникам общеобразовательного учреждения.

Анализируя учебные достижения учащихся за последние пять лет, отмечаем положительную динамику роста обученности и качества знаний. Знания и умения учащихся соответствуют государственному образовательному стандарту, качество обученности соответствует возможностям учащихся.

Вот некоторые результаты, в которых просматривается динамика успешности учащихся школы

Результаты работы учителя физической культуры за три года

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru