Целеполагание как начальное звено структуры деятельности преподавания (учителя) и компонент технологии учебно-воспитательного процесса завершилось конкретизацией цели определенного цикла данного явления. Конкретно и однозначно сформулированная цель цикла технологии позволяет учителю выбрать оптимальные цели содержания и методы преподавания предмета.
Теория и практика оптимальности применительно к педагогическим явлениям и процессам научно обоснована в различных аспектах: предупреждения неуспеваемости школьников, общедидактическом, общепедагогическом и др.
Термин оптимальный в данном случае понимается как «наилучший для данных условий» с точки зрения определенных критериев.
Критерием оптимальности служат эффективность и время решения поставленных задач. Поэтому под оптимизацией учебно-воспитательного процесса подразумевается целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников 1 .
Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися
Оптимизация учебно-воспитательного процесса — это не какая-то новая форма или метод обучения, это своеобразный принцип действий человека 2 .
В практике преподавания одна из составляющих технологии учебно-воспитательного процесса — отбор оптимальных целевой ориентации содержания образования, форм организации взаимодействия с учащимися, средств воздействия на обучаемых и методов его реализации. Опытные учителя физической культуры ведут эту работу в начале каждого цикла. Отбор оптимальных составляющих носит сквозной характер, в связи с чем это относительно самостоятельный компонент технологии учебно-воспитательного процесса.
31. В чем выражаются взаимосвязь и взаимообусловленность деятельностей учителя и обучащихся в компоненте непосредственного дидактического взаимодействия? Назовите и дайте характеристику каждого вида взаимодействия учителя и учащихся в преподавании и учении по физической культуре.Операционно-деятельностный компонент наиболее ярко (конкретно) отражает процессуальную сущность учебно-воспитательного процесса.
Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредственной взаимосвязи с познавательной деятельностью класса, постоянного (в пределах учебного года) состава учащихся примерно одного уровня, занимающихся по общей для всех единой образовательной программе. В процессе такого взаимодействия осуществляются перевод системы знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений в элементы структуры личности учащихся, развитие у них двигательных качеств, в пределах не ниже требований учебной программы, а также воспитание духовно-нравственных и волевых качеств. Операционно-деятельностный компонент реализуется с помощью заранее отобранных и обоснованных средств, методов и форм организации преподавания и учения.
Особенностью непосредственного взаимодействия учителя и учащихся служит его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.
Физические качества — простые определения
Учитель взаимодействует с учащимися, потому что он обязан управлять передачей им определенной порции содержания образования по физической культуре и вследствие обратного отражения школьниками его собственных воздействий.
В зависимости от состояния фактической обученное™ учащихся, учебной дисциплины в коллективе класса, учебных возможностей школьников и других обстоятельств дидактическое взаимодействие может протекать в различных вариантах (варианты 1 и 2).
Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культуры
Вариант 1
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация репродуктивной дея-Репродуктивная учебная деятель-
тельности учащихся: сообщает но- ность: воспринимают словесную
вые знания, связанные с влияни- или наглядную информацию учи-
ем физических упражнений на мор- теля, усваивают и воспроизводят
фофункциональное развитие ор- их знания
ганизма учащихся, или по другим вопросам курса физической культуры
Осуществляет вербально-зритель-Воспринимают учебную информа-
ное воздействие, организуя обуче-цию и выполняют двигательное
ние технике двигательного дейст- действие по образцу, т. е. воспро-
вия, предусмотренного учебной изводят способ деятельности
Вариант 2 Объяснительно-иллюстративное построение взаимодействия учителя и учащихся
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Информирует учащихся о новомВоспринимают учебную информа-
знании, новых способах выполне-цию
ния двигательного действия с при
менением различных методов
и приемов с использованием слов
и обеспечением наглядности
Объясняет и демонстрирует узло-Усваивают важные элементы ос-
вые, важные элементы техники изу-новы техники изучаемого двига-
чаемого двигательного действия тельного действия
Организует осмысливание двига- Применяют различные способы
тельной задачи и учебной инфор-для осознания учебной информа-
мации о способах ее решения ции, детализируют сущность учеб
ного задания, обоснованные спо
собы решения двигательной задачи
Организует активную учебную де-Выполняют учебные задания, со-
ятельность по упрочению правиль-средоточив внимание на трудных
но усвоенной техники или коррек- для выполнения моментах, ана-
ции искажений в основе техникилизируют контрольно-коррекци-
изучаемого двигательного дейст- онную информацию, применяют
вия, усиливает контрольно-коррек-усвоенное двигательное действие
ционную работу, организует дви- в комбинациях физических упраж-
гательную деятельность, чтобы за- нений (гимнастика), подвижных
крепить правильную технику испол- и спортивных играх, спаррингах .
нения изучаемого материала (единоборство) или с усложнением привычных условий (легкая атлетика, лыжная подготовка)
Непосредственное дидактическое взаимодействие может быть осуществлено с использованием элементов проблемного обучения (вариант 3).
Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культуры с использованием элементов проблемного обучения
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ставит перед учащимися в вводной, Воспринимают задачу и активи-основной или заключительной части зируют учебную деятельность по урока проблемную задачу. На-поиску способов ее решения пример: «На предыдущих уроках мы с вами изучили прыжок в высоту способом «перешагивание». Может ли быть иной способ преодоления планки?»
или:
«На предыдущих уроках вы научи-Воспринимают задачу и активи-
лись штрафным броскам двумя ру- зируют деятельность по поиску
ками снизу. Можно ли еще как-способов ее решения
нибудь по-другому сделать это?»
Организует интеллектуально-двигательнуюОбсуждают возможные варианты деятельность по решению двигательной решения двигательной задачи задачи.
Предлагает демонстрировать ре-Выполняют свой вариант реше-
шения поставленной задачи ния двигательной задачи
Рекомендует доказать рациональ-Доказывают рациональность или
ность выбранного способа реше-нерациональность способа реше-
ния задачи по сравнению с ранеения двигательной задачи изученным с учетом конкретных условий
Предлагает учащимся определить, Делают выводы и обобщения по в каких конкретных ситуациях це- сути поставленной задачи лесообразно использовать тот или
иной способ решения задачи.
Могут быть и иные варианты использования проблемного и иллюстративно-объяснительного обучения на уроках физической культуры. Их реализация требует содержательной, целенаправленной и системной работы учителя на этапах, предшествующих непосредственному дидактическому взаимодействию или следующих за ними. Как известно, предшествующая уроку и последующая за ним работа учителя по своему содержанию и характеру отнесена к опосредованному взаимодействию с учащимися.
Значительную по объему и важную работу в рамках опосредованного взаимодействия со школьниками учитель выполняет в компонентах целеполагания, программирования, отбора, обоснования и др.
Выбор оптимального для соответствующих условий вида непосредственного взаимодействия составляет наиболее важный элемент процедуры опосредованного взаимодействия. Задача учителя состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выбрать самый удачный вариант дидактического взаимодействия, когда наиболее полно учитываются возможности учащихся, чтобы на уроке они могли проявить познавательную самостоятельность. Однако нельзя шаблонно построить основное звено технологии учебно-воспитательного процесса, важно проявлять творческий подход.
Необходимость предварительной подготовки к уроку заложена в функциональной структуре процесса обучения, в четырех из шести его звеньев. Наиболее жестко это обстоятельство отражено * в третьем звене, когда педагог, прежде чем идти на урок, составляет план предстоящего взаимодействия с коллективом учащихся класса. В общей и частной дидактике вопрос о необходимости подготовки к уроку не дискутируется.
Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что к хорошему уроку учитель готовится всю жизнь. Один из старейших специалистов по теории и практике школьного урока физической культуры К. X. Грантынь подчеркивал, что даже высококвалифицированные учителя не могут пренебрегать подготовкой к уроку. Действительно, систематическая подготовка к уроку — одновременно одна из наиболее эффективных форм и методов повышения педагогической квалификации самого учителя.
Специалисты по вопросам теории и практики урока выделяют этапы подготовки к уроку. В одних случаях два этапа: общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к каждому уроку.
Структурно-логическая схема процесса обучения на уроках физической культуры также обусловливает этапность подготовки учителя к уроку по данной дисциплине.
Подготовка учителя к уроку требует значительного времени. Планы первых четырех этапов подготовки многие учителя составляют за 1 — 2 недели до начала нового учебного года. Это и есть общая подготовка. Важно, чтобы еще до окончания текущего учебного года педагоги знали, в каких классах конкретно они будут работать в следующем учебном году. Если классы новые для учителя, необходимо за оставшееся время изучить их, выявить индивидуальные особенности детей: направленность общих и физкультурно-спортивных интересов, дисциплинированность, отношение к урокам физической культуры и внеклассным физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприятиям и др.
Полезной информацией располагают учитель, который работал с ними ранее, классный руководитель и физкультурный актив школы. В ходе подобного изучения могут быть обнаружены пробелы в подготовленности учащихся, которые затруднят усвоение программного материала в будущем году.
Одна из главных задач подготовки — определить цель и задачи на учебный год (полугодие), четверть (месяц) и на отдельный урок.
После составления плана урока, который представляет собой модель организации учебно-воспитательного процесса, необходимо подготовить:
а) себя к работе;
в) место для проведения занятия;
г) состояние оборудования и учебного инвентаря и т.д.
Подготовка (проектирование) содержания урока начинается собоснования, определения и конкретизации его педагогических целей и задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Наибольшую трудность испытывают учителя при конкретизации образовательных (дидактических) целей и задач.
Пример (обучение т е х н и к е прыжка в длину с разбега):
· научить разбегу в 4 шага, с попаданием толчковой ноги в зону отталкивания;
· научить сочетанию отталкивания с высоким выносом вперед—вверх бедра маховой ноги;
· научить удачному попаданию на брусок толчковой ногой с 5 шагов разбега и т. д.
В соответствии с намеченными целью и задачами урока подбираются действия, формы организации деятельности учащихся, устанавливается их взаимосвязь с деятельностью педагога,’* уточняются типичные для данного этапа обучения и конкретного двигательного действия затруднения занимающихся, их причины, меры профилактики возможных ошибок, пути исправления.
Наиболее рационален вариант, когда один и тот же комплекс общеразвивающих упражнений выполняется на 2 — 3 уроках, если он состоит из 6 —8 упражнений; на 4—5 уроках, если в комплексе их 12—13. Логично, когда вначале проектируется, моделируется основная часть урока, а затем вводная и заключительная.
При подготовке к уроку педагог должен обратить внимание на свою речевую и двигательную подготовленность. Заранее должны быть продуманы разновидности словесного метода (рассказ или беседа), чтобы заинтересовать школьников и добиться сознательного отношения к выполнению цели урока; сформулированы предложения, с помощью которых учащимся будет сообщена цель (задачи) урока; подготовлено грамотное, доходчивое объяснение техники выполнения физического упражнения. В плане (плане-конспекте, конспекте) должны быть отмечены возможные ошибки при выполнении физического упражнения на всех этапах усвоения техники.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1777 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Оценка успеваемости учащихся на уроках физической культуры.
Оценивание учебных достижений учеников на уроках физической культуры может осуществляться по таким видам деятельности:
1. Усвоение техники исполнения физического упражнения.
2. Выполнение учебного норматива (с учетом динамики личного результата).
3. Выполнение учебных заданий во время проведения урока.
4. Усвоение теоретико-методических знаний.
При этом оценка за выполнение норматива не является доминирующей во время осуществления тематического, семестрового или годового оценивания.
Для оценивания развития физических качеств используются учебные нормативы, которые разработаны для каждого года изучения. Контрольные учебные нормативы являются ориентировочными. Порядок их проведения определяет учитель в соответствии с календарно-тематическим планированием.
При составлении учебного норматива по его показателям определяют уровень достижений (начальный, средний, достаточный, высокий), а затем по техническим показателям выполнения двигательного действия и теоретическим знаниям выставляют оценку в баллах.
Оценивая учебные нормативы по физической подготовленности, нужно придерживаться таких требований:
1. Учебные нормативы сдают ученики основной медицинской группы, которые на момент принятия норматива не жалуются на плохое самочувствие и состояние здоровья.
2. Каждому зачетному упражнению предшествует специальная физическая подготовка (не меньше как на двух занятиях).
3. Перед составлением норматива учитель проводит разминку, а после — восстановительные упражнения.
4. Ученики имеют возможность пересдать норматив на определенном учителем занятии.
5. Учитель обязан обеспечить безусловное соблюдение правил и выполнения требований техники безопасности во время сдачи нормативов.
При оценивании учебных достижений по физической культуре также учитываются: личные достижения школьников на протяжении учебного года; степень активности учеников на уроках; привлечение учеников к занятиям физической культурой во внеурочное время; участие в спортивных соревнованиях всех уровней. На основе этих показателей учителя могут применять разнообразные системы начисления «бонусных» баллов. Например, если ученик (ученица) выполни(л/ла) зачетное упражнение на определенный уровень, но при этом его (ее) личный результат выполнения этого упражнения улучшился в сравнении с предыдущим показателем, учитель может выставить оценку на 1-2 балла выше той, которая предусматривается учебными нормативами.
В период с 01.09 до 01.10 каждого учебного года с целью адаптации учеников к нагрузкам на уроках физической культуры прием учебных нормативов не осуществляется, а занятия имеют рекреационно-оздоровительный характер с умеренными нагрузками.
В Приложении 8 приведены критерии оценивания в баллах учебных достижений учащихся.
Спецификою при оценивании в 12 – бальной системе есть то, что за нормативным показателем обозначают уровень учебных достижений, а потом с учётом технических показателей выполнения физических упражнений и теоретическими знаниями выставляют окончательный балл. Если двигательная деятельность не имеет нормативного показателя, уровень учебных достижений определяют по технике выполнения двигательного действия, а окончательное оценивание в баллах осуществляется с учётом теоретических знаний.
В зависимости от задач педагогического процесса на уроках физической культуры проводится предварительный, оперативный, текущий и итоговый контроль успеваемости учащихся.
Внеурочные формы занятий физической культурой и спортом
Характерной чертой внеурочных форм физической культурой и спортом является их добровольность. Поэтому они должны вызывать интерес у школьников. Педагогическое мастерство учителя проявляется в большей мере именно при организации внеурочных форм.
Администрации и учителям школ необходимо стремиться к организации ежедневных занятий физическими упражнениями для всех учащихся.
Формы физического воспитания в режиме учебного дня.
Гимнастика до учебных занятий решает следующие задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников с первых уроков, предупреждает нарушение осанки. Рекомендуется проводить в начальных классах. Организует гимнастику до учебных занятий классный руководитель при методической помощи учителя физической культуры.
Физкультурные минутки и паузы проводятся, чтобы вернуть уставшему учащемуся работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки. Рекомендуется проводить в начальных классах в течение предметного урока при появление у учащихся признаков утомления. Физкультурные минутки и паузы проводятся учителем, ведущим урок при методической помощи учителя физической культуры.
Спортивный час в группах продлённого дня позволяет осуществлять гармоничное развитие школьников, сочетая умственное и физическое воспитание. Занятие проводит воспитатель группы продлённого дня при методической помощи учителя физической культуры. Учащиеся должны заниматься в спортивной одежде желательно на открытых спортивных площадках или зелёной парковой зоне. Особенностью методики является то, что они проводятся в свободной, непринуждённой обстановке и, в основном, носят игровой характер.
Внеклассные занятия физическими упражнениями.
Если занятия в режиме учебного дня объединяют учеников одного класса, то внеклассные занятия проводятся одновременно со школьниками различных классов.
Наиболее популярны среди школьников соревнования между классами по видам спорта и мини-играм.
Один – два раза в год проводятся общешкольные физкультурные праздники. Это комплексные мероприятия, включающие в себя соревнования, показательные выступления, конкурсы, викторины, игры, охватывающие всех учащихся школы. Физкультурные праздники обычно посвящаются историческим событиям или событиям жизни школы. Для них характерны торжественные церемонии открытия и закрытия, приглашение почётных гостей.
Эпизодически рекомендуется в школе проводить спортивные школьные вечера. Их задача поощрение лучших спортсменов школы, пропаганда их достижений и тем самым вовлечение в систематические занятия спортом новых школьников. Спортивный вечер – это не спектакль, где есть зрители и исполнители. Следует избегать длинных выступлений, каждый присутствующий на вечере должен принять участие в конкурсе, спортивной викторине, игре и т.п.
Один – два раза в год рекомендуется проводить дни здоровья и спорта школы. В их организации и проведении принимает участие весь педагогический коллектив школы. Учебные занятия по предметам в этот день не проводятся. День здоровья обычно проводится на природе, сочетая туризм, соревнования, игры и развлечения.
Дни здоровья могут проводиться с ночёвкой на базе отдыха или стационарном детском лагере. Освобождение учащихся и учителей от учебных занятий в дни здоровья и спорта эффективно влияет на укрепление их здоровья, повышает умственную и физическую работоспособность, сплачивает коллектив школы.
Планирование внеурочной работы по физической культуре и спорту.
Общешкольный план внеурочной работы по физической культуре и спорту является составной частью работы общеобразовательной школы. Его составляет учитель физической культуры при участии заместителя директора школы. План согласовывается с администрацией школы, чтобы запланированные мероприятия не совмещались в одно и то же с другой деятельностью школьников. План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей.
В практике общешкольный план внеурочной работы по физической культуре и спорту может иметь различную форму составления. Пример приведен в приложении 1.
РАЗДЕЛ 16. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Важное условие эффективности педагогического процесса школьного физического воспитания – рациональное планирование учебно-воспитательной работы на уроках физической культуры.
Все документы планирования учебной работы на уроках физической культуры можно разделить на две группы:
1. Государственные документы.
2. Документы, составленные самим учителем на основе государственных.
К государственным документам планирования относятся учебный план и учебная программа.
Учебный план обуславливает количество часов, отведённых на различные учебные предметы, изучаемые в школе, в том числе и на предмет «физическая культура».
Учебная программа постоянно совершенствуется и периодически изменяется.
С 2009/2010 учебного года новая учебная программа (авт. Т.Ю. Круцевич и другие) внедряется в 5-9 классах общеобразовательных учебных заведений.
Новая учебная программа на направлена на реализацию принципа вариативности в учебном процессе. Впервые, учитывая опыт ведущих Европейских стран в отрасли физического воспитания, не декларативно, а реально предусматривается планирование содержания учебного материала в соответствии с возрастными и половыми особенностями учеников и их интересами.
Учебная программа содержит инвариантную та вариативную части. Инвариантную часть программы составляют теоретико-методическая и в общих чертах физическая подготовка (пример в приложении 7).
Вариативные модули представлены разными видами спорта или физкультурной деятельности.
Из перечня модулей учебное заведение самостоятельно формирует смысловое наполнение предмета «Физическая культура». Перед началом учебного года школьным методическим объединением утверждается план-график распределения вариативных модулей изучения физической культуры в каждом классе, что фиксируется в протоколе.
В плане-графике отмечаются вариативные модули, которыми будут овладевать ученики, год их изучения и количество отведенных на изучение часов. Набор модулей и порядок их изучения в классах может отличаться. Отсчет года изучения вариативного модуля по этой программе начинается с 5-го класса. Предложенный порядок не нарушает принципа последовательности в изучении программного материала.
На протяжении года ученики 5-6 классов должны овладеть 4-6 вариативными модулями, 7-8 классов — 3-5, 9 класса — 3-4 модулями. Конкретное количество вариативных модулей зависит от годового количества часов, которые отводится на овладение физической культурой, материально-технической базы заведений, спортивных традиций и тому подобное.
На изучение всех модулей отводится приблизительно одинаковое количество часов. Так, в 5-м классе учебным планом предусмотрено 87 часов физической культуры в год. При условии изучения 5 модулей на один модуль отводится около 17 учебных часов. Однако не исключается возможность мотивированного увеличения или уменьшения количества часов на изучение отдельных модулей.
В настоящее время разработаны и получили гриф Министерства образования и науки Украины программы следующих вариативных модулей: баскетбол, волейбол, гандбол, гимнастика, легкая атлетика, настольный теннис, туризм, футбол. Подготовлены к рассмотрению научно-методической комиссии по физической культуре проекты еще ряда программ по видам спорта
Критериями отбора вариативных модулей являются: наличие материально-технической базы, региональные спортивные традиции, кадровое обеспечение и желание учеников. Желание учеников определяется обязательным письменным опросом в конце предыдущего учебного года. Результаты опроса фиксируются в протоколе заседания школьного методического объединения.
При необходимости, в 6-9 классах в пределах одного вариативного модуля можно освоить учебный материал, предусмотренный на два года изучения. В случае освоения двух вариативных модулей на протяжении одного учебного года и в случае, когда изучение модуля начинается не с 5-го класса, учитель должен откорректировать смысловое наполнение вариативного модуля и нормативы его оценивания.
16.2. Документы планирования, составляемые учителем физкультуры
На основании учебной программы учитель физической культуры составляет собственные документы планирования уроков:
1. График учебной работы на учебный год. 2. Поурочный рабочий план по семестрам или сериям уроков. 3. Конспекты уроков физической культуры.
График учебной работы позволяет целесообразно и системно распределить учебный материал программы для конкретного класса на учебный год. В нём устанавливается последовательность прохождения материала разделов учебной программы по месяцам и неделям учебного года с учётом сезонно-климатических условий проведения занятий, а также условия материальной спортивной базы школы.
В практике график учебной работы может иметь различную форму составления. Например рис 10.
Поурочный рабочий план составляется на семестр или серию уроков. В нём более конкретизировано, чем в графике учебного процесса, излагаются задачи, средства и меды основной части каждого урока физической культуры.
Поурочный рабочий план быть графическим и текстовым.
Существует два способа планирование времени, отводимого на овладение учебным материалом: либо указывается время, отводимое на разные упражнения, либо символом указывается наличие данного материала без указания времени.
При разработке поурочного рабочего плана необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
обучение технике конкретного двигательного действия надо проводить на нескольких смежных занятиях, не допуская перерывов;
строить учебный процесс, используя в максимальной степени эффект положительного переноса умений, навыков и исключая отрицательный перенос.
ГОДОВОЙ ПЛАН – ГРАФИК
по физической культуре для учащихся ___ (например, 6) классов
Всего уроков в учебном году: ________
Из них учебных часов по темам учебной программы:
1. Основы знаний ______ 3. Лёгкая атлетика ___________ 5. Футбол __________
2. Гимнастика _________ 4. Спортивные игры __________ 6. Туризм __________
7. Кроссовая подготовка ______
Темы учебной Программы | Номер урока | ||||||||||
т.д. | |||||||||||
Основы знаний | C | C | C | C | C | C | C | C | C | C | C |
Гимнастика | |||||||||||
Лёгкая атлетика | |||||||||||
Футбол | |||||||||||
Спортивные игры | |||||||||||
Кроссовая подготовка | C | C | C | C | C | C | C | C | C | C | |
Туризм | C | C | C | C | C | C | C |
Рис 10. Пример годового плана-графика по физической культуре.
В практике поурочный рабочий план может иметь различную форму составления.
Пример графического рабочего плана в Приложении 2.
Графический поурочный план составляется в виде таблицы, в которой учебный материал каждого урока обозначается значком « C » или могут быть использованы следующие обозначения:
Р – разучивание двигательного действия;
З – закрепление двигательного действия;
С – совершенствование двигательного действия;
К – учёт знаний, умений и навыков, показателей в контрольных тестах, оценка техники выполнения разучиваемых упражнений.
Раздел «Теория» включает лекции и беседы на темы, выбранные для данного периода обучения из раздела учебной программы «Основы знаний» для конкретного класса.
Радел «Практика» включает:
строевые упражнения в соответствии с программой;
общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в движении, на месте, элементы танца и т.д. (конкретные);
упражнения учебной программы;
упражнения для развития физических качеств.
Наиболее распространённая текстовая форма поурочного рабочего плана включает: номер урока, формулировку основных задач урока, краткую запись о содержании обучения и развитии физических качеств с указанием нагрузок по объёму и интенсивности дифференцированно для учащихся мужского и женского пола. Пример текстового поурочного рабочего плана в Приложении 3.
Конспект урока является результатом непосредственной подготовки учителя к уроку. Разрабатывается конспект на основе поурочного рабочего плана.
Форма составления конспекта представлена в Приложении 4.
При составлении конспекта урока обязательно указывается номер урока соответствующий номеру в поурочном рабочем плане.
Обязательно ставятся конкретные задачи образовательной и оздоровительной направленности.
В графу «дозировка» записывают время выполнения заданий, количество повторений упражнений или длину дистанций.
В графу «организационно-методические указания» записывают:
методические указания, дающиеся по ходу выполнения упражнений;
методы и методические приёмы выполнения упражнений;
способы управления классом, размещение учеников и учителя, способы подготовки и уборки инвентаря и спортивных снарядов, места их размещения.
Для улучшения понимания отдельных фрагментов урока можно изобразить их в виде схем.
Источник: lektsia.com
Динамика показателей качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура» у занимающихся гиревым спортом школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симень Владимир Петрович
Установлено, что реализация разработанной нами экспериментальной учебной программы физического воспитания учащихся ступени основного общего образования на основе углубленного изучения гиревого спорта приводит к положительной динамике качества усвоения знаний и методических умений по предмету « Физическая культура ».
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симень Владимир Петрович
Динамика показателей качества усвоения знаний и двигательных умений выполнения технических приемов гиревого спорта у школьников
Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к применению упражнений с гирями в физическом воспитании школьников
Педагогические условия эффективности применения гиревого спорта в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста
Повышение эффективности развития специальной скоростно-силовой выносливости у занимающихся гиревым спортом школьников на основе комплексного применения различных методов и методических приемов спортивной тренировки
Влияние занятий гиревым спортом на общую физическую подготовленность студентов и уровень ее соответствия нормативным требованиям
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Динамика показателей качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура» у занимающихся гиревым спортом школьников»
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ ШКОЛЬНИКОВ
DYNAMICS OF THE QUALITATIVE INDICES IN MASTERING KNOWLEDGE AND METHODOLOGICAL SKILLS ON PHYSICAL TRAINING OF SCHOOLCHILDREN INVOLVED IN KETTLEBELL LIFTING
В. П. Симень V. P. Simen
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что реализация разработанной нами экспериментальной учебной программы физического воспитания учащихся ступени основного общего образования на основе углубленного изучения гиревого спорта приводит к положительной динамике качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура».
Abstract. It is stated that the implementation of the experimental educational programme on physical training of schoolchildren with the help of kettlebell lifting results in the positive dynamics of the quality of schoolchildren’s mastering the knowledge and methodological skills on Physical Training in comprehensive secondary school education system.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, экспериментальная учебная программа, усвоение знаний, методические умения, физическая культура.
Keywords: physical education of schoolchildren, experimental educational programme, mastering knowledge, methodological skills, physical training.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время синтез, апробация и внедрение научно обоснованных нетрадиционных систем физических упражнений является актуальной проблемой совершенствования физического воспитания учащихся ступени основного общего образования.
В этой связи целью нашей работы явилось определение динамики показателей качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура» у занимающихся гиревым спортом школьников.
Материал и методика исследований. В исследовании был использован комплекс теоретических (анализ государственных образовательных стандартов, учебнометодических материалов по физической культуре), эмпирических методов (наблюдение, тестирование, эксперимент), методов количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Результаты исследований и их обсуждение. С целью совершенствования системы физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений был использован процесс углубленного изучения гиревого спорта в физическом воспитании школьников, новизна экспериментальной учебной программы которого заключается в следующем:
I. Целью обучения школьников в образовательной области «Физическая культура» выступает формирование физической культуры личности, которое обеспечивается через решение системы взаимосвязанных задач, таких как: 1) формирование осознанного и действенного интереса к занятиям гиревым спортом; 2) вооружение знаниями, необходимыми для творческого управления своей физкультурно-спортивной деятельностью, в том числе и в области гиревого спорта; 3) вооружение на уровне умений способами физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и в области гиревого спорта, с учетом своих потребностей, способностей и конкретных условий; 4) сохранение и укрепление здоровья; 5) развитие физических качеств; 6) совершенствование функциональных возможностей организма.
IV. Заключительным разделом учебной программы, который выступает в роли конкретного целевого ориентира образовательного процесса, является раздел «Требования к качеству усвоения учебного материала», дифференцированный по годам обучения, что
создает условия для более оперативного управления образовательным процессом. В соответствии с задачами физического воспитания в данном разделе выделены требования к: 1) качеству усвоения теоретических, практических и методических знаний; 2) качеству усвоения практических и методических умений; 3) уровню развития физических качеств.
Для обоснования эффективности практической реализации экспериментальной учебной программы физического воспитания школьников на основе углубленного изучения гиревого спорта с учетом выделенных нами педагогических условий был проведен трехлетний формирующий педагогический эксперимент (сентябрь 2008 г. — май 2011 г.) в двух средних общеобразовательных школах Чувашской Республики (Среднекибечской и Сугутской СОШ Канашского и Батыревкского районов соответственно), в котором приняли участие мальчики 5-7 классов. На базе Среднекибечской СОШ была укомплектована экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 12 человек, на базе Сугутской СОШ -контрольная группа (КГ), в которой в начале эксперимента занимались 13 человек, в шестом классе (второй год эксперимента) выбыл один человек. Организация процесса физического воспитания учащихся контрольной и экспериментальной групп была описана нами ранее в работе [1].
В начале педагогического эксперимента (сентябрь 2008 г.), после первого года (сентябрь 2009 г.), второго года (сентябрь 2010 г.) и по окончании эксперимента (май 2011 г.) у испытуемых обеих групп определялись показатели качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура».
Качество усвоения методических умений по предмету «Физическая культура» оценивалось на основе результатов выполнения испытуемыми методических заданий. После первого года обучения испытуемым предлагалось выполнить задание «Разработать комплекс из 10 упражнений для утренней гигиенической гимнастики», после второго года — задание «Разработать комплекс из 10 упражнений для развития гибкости», после третьего года обучения — задание «Разработать комплекс из 10 упражнений для развития силы всех мышечных групп». Качество выполнения задания оценивалось по следующим критериям: полнота и точность подбора упражнений: каждое упражнение, соответствующее поставленной задаче, оценивалось в 0,5 балла (максимальная сумма баллов составляла 5 баллов); оптимальность дозировки количества повторений: каждое упражнение с правильной дозировкой количества повторений оценивалось в 0,3 балла (максимальная сумма баллов составляла 3 балла); оптимальная последовательность расположения упражнений в составе комплекса выполнения (при соблюдении методических требований к последовательности выполнения упражнений комплекса к общей оценке суммировалось 2 балла, при незначительных ошибках — 1 балл). Следовательно, максимальная сумма баллов за выполнение каждого методического задания равнялась 10 баллам.
Сравнительный анализ среднегрупповых значений показателей испытуемых контрольной и экспериментальной групп проводился с применением параметрического критерия ^Стьюдента.
Сравнительные результаты исходных значений, приведенных в табл. 1, показывают, что в начале эксперимента испытуемые обеих групп были относительно однородными в отношении качества усвоения знаний по предмету «Физическая культура».
Динамика показателей качества усвоения знаний по предмету «Физическая культура» испытуемыми контрольной и экспериментальной групп (Х±8)
Сроки тестирования Г руппы испытуемых Показатели качества усвоения знаний, баллы
Начало эксперимента КГ, п=12 5,13±2,10
Достоверность, Р > 0,05
1-й год эксперимента КГ, п=12 5,76±2,11
2-й год эксперимента КГ, п=12 6,15±2,34
Конец эксперимента КГ, п=12 22,41±7,63
После первого года занятий испытуемые ЭГ лучше справились с тестовыми заданиями: они правильно ответили, набрав в среднем 7,61 балла по 10 предложенным при тестировании заданиям. Этот показатель у испытуемых КГ составил в среднем 5,76 балла.
После второго года обучения преимущество испытуемых ЭГ стало еще более значимым: 8,49 против 6,15 балла у испытуемых КГ (Р < 0,01).
Заключительное тестирование знаний по окончании эксперимента показало, что испытуемые КГ выполнили правильно задания (43,19 %), набрав в среднем только 22,41 балла, что говорит об относительно низком качестве усвоения учебного материала. Наряду с этим у испытуемых ЭГ этот показатель составил в среднем 34,27, что составило 67,02 %.
В табл. 2 приведены показатели качества усвоения испытуемыми КГ и ЭГ методических умений. Установлено, что испытуемые ЭГ лучше справились с методическими заданиями: после первого года обучения их преимущество составило 1,79 балла, после второго года — 1,83 балла, в конце эксперимента — 2,11 балла. Различия во всех трех случаях статистически достоверны.
Динамика показателей качества усвоения методических умений по предмету «Физическая культура» испытуемыми контрольной и экспериментальной групп (Х±8)
Сроки тестирования Г руппы испытуемых Показатели качества усвоения методических умений, баллы
1-й год эксперимента КГ, п=12 5,02±2,15
2-й год эксперимента КГ, п=12 5,56±2,74
Конец эксперимента КГ, п=12 6,01±2,43
Резюме. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов на основе реализации разработанной нами экспериментальной учебной программы обеспечивает существенное повышение качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура».
1. Симень, В. П. Динамика показателей качества усвоения знаний и двигательных умений выполнения технических приемов гиревого спорта у школьников / В. П. Симень // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. — 2011. — № 4 (72). Ч. 2. — С. 145-151.
2. Чесноков, Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре : учебно-методическое пособие / Н. Н. Чесноков, А. А. Красников. — М. : СпортАкадемПресс, 2002. — 85 с.
Источник: cyberleninka.ru