мера овладения обучающимся знаниями, умениями, навыками. Уровни усвоения знаний (по В.П. Беспалько). Уровни усвоения рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как результат обучения, как мера качества усвоения обучающимся учебного материала; во-вторых – как заранее устанавливаемая (в учебной программе, учебнике и т. д.) мера глубины, подробности изучения материала. Выделяются 4 уровня усвоения знаний;
— 1-ый уровень – знания-знакомства – узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними.
— 2-ой уровень – знания-копии – предполагает репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ними.
— 3-ий уровень – предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в отельных ситуациях; в процессе самостоятельной работы.
— 4-ый уровень – знания-трансформации – предполагает возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.
Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися
— Уровни усвоения умений (А.М. Новиков, К.К. Платонов):
1. Первоначальное умение – осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Ярко выражен характер проб и ошибок.
2. Частично умелая деятельность – овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.
3. Умелая деятельность – творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.
4. Мастерство – овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели, творческое использование различных умений (технологий).
— Уровни усвоения навыка (Платонов К.К.). Выделяются шесть этапов:
1. Начало осмысления. Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения. Грубые ошибки при попытке выполнения действия.
2. Сознательное, но неумелое выполнение. У обучающегося наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но выполнение его неточно и неустойчиво, с множеством лишних движений.
3. Автоматизация навыка. Более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании. Устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка.
4. Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действий.
5. Необязательный. Временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Этап проявляется при формировании сложных навыков. Он связан с самостоятельным поиском обучающимся собственного индивидуального стиля работы.
6. Вторичная автоматизация навыка. Восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального «почерка» в выполнении действий. Литература: [3, 35, 38].
Оценка качества дошкольного образования и использование ее результатов для развития ОО
Источник: didacts.ru
Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
Одним из ключевых требований деятельностного подхода в обучении студентов является четко выраженная направленность учебного процесса на развитие у обучающихся навыков логического мышления при принятии решений, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности. Реализация данной задачи в новых учебных программах требует совершенствования существующей системы контроля качества усвоения учебного материала. К прогрессивным методам контроля относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества студента, как-то: участие в научной работе на кафедре, написание реферата, участие в конкурсах научно-технического творчества, выступление с докладом на студенческой научной конференции и др.
Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает важными преимуществами перед традиционными методами контроля знаний. Вот некоторые из них:
1. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, получаемую студентами, влияют, помимо уровня его учебных достижений, многие другие факторы:
личность преподавателя и самого студента, их взаимоотношения, строгость или, наоборот, либеральность преподавателя и т.п. В оценке, выставляемой на основе традиционных методов контроля, оказывается существенным субъективный компонент. Это подтверждается тем известным фактом, что за один и тот же ответ разные преподаватели могут поставить разные отметки. В тесте такое влияние субъективных факторов исключается. Если тест достаточно качественный, то получаемая оценка может рассматриваться как объективная.
2. Сценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. В традиционных методах контроля пользуются четырехбалльной шкалой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно «),
Результаты тестирования, благодаря особой организации тестов, могут быть представлены, если необходимо, в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений.
3. Тестирование обладает заметно более высокой эффективностью, чем традиционные методы контроля. Тесты можно одновременно проводить на больших группах студентов. Обработка результатов для получения окончательных оценок проводится легче, быстрее, чем, скажем, проверка контрольных работ. Особенно велика экономия времени, когда в форме тестирования проводятся экзамены.
Конечно, у тестирования как метода контроля есть и свои ограничения. Легче всего с помощью тестов проверять овладение просто организованным учебным материалом. Проверка глубинного понимания предмета, овладения стилем мышления, свойственным изучаемой дисциплине, с помощью тестов затруднена, хотя в принципе возможна.
Отсутствие непосредственного контакта со студентом, с одной стороны, делает контроль более объективным, но, с другой стороны, повышает вероятность влияния на результат других случайных факторов. Например, невозможно проконтролировать случайные ошибки студента, вызванные невниманием или неправильным пониманием задания. Существуют довольно изощренные методы, позволяющие в значительной степени преодолеть эти недостатки.
Ограничения тестирования как метода контроля необходимо хорошо осознавать, чтобы правильно применять тесты. В ряде случаев наилучший эффект дает сочетание тестов с традиционными методами контроля. Достоинство тестов заключается еще в том, что можно оценить степень вероятности влияния на результат случайных факторов и, следовательно, знать, насколько точен полученный результат.
Рейтинговая сумма баллов с учетом перечисленных выше активов формируется по результатам таких видов контроля, как:
1. Входной контроль — контроль знаний и умений студентов при начале обучения очередной дисциплине.
2. Текущий контроль — непрерывно осуществляемое «отслеживание» уровня усвоения знаний и умений студентами на лекциях, лабораторно-практических занятиях; своевременного и аккуратного оформления отчета о лабораторной работе и его защите; быстроты и точности решения ситуационных задач. По всем видам деятельности ведется учет баллов, принятый кафедрой, исходя Аз важности и трудности выполняемых работ.
3. Рубежный контроль — контроль умений и знаний студентов по окончании изучения темы (раздела), модуля. Этот вид контроля заключается в написании контрольной работы, расчетно-графическом задании или системе заданий в виде тестов.
4. Итоговый контроль — контроль знаний, умений, навыков и поддающихся критериально-оценочной процедуре личностных качеств. Итоговый контроль оформляется в виде зачетного или экзаменационного теста по всему предмету.
5. Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).
Поскольку рейтинг — это шкала достижений студентов, то совершенно очевидно, что должен быть стандартный инструмент измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам, является педагогическим тестом достижений. Обычно в тесте нет заданий, на которые можно найти прямой ответ в учебнике, поэтому возможность списывания практически исключена или бессмысленна.
Таким образом, рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины. Это, пожалуй, наиболее важная положительная сторона рейтинга, кроме тех, что отмечены выше.
Обобщая достоинства рейтинговой системы как одного из инновационных методов, можно констатировать, что рейтинговая система — это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.При рациональном, с дидактической позиции, разделении дисциплины на блоки, возможно, ее усвоение каждым обучающимся самостоятельно. В этом случае самостоятельная работа студентов, ее реализация в вузе, создает условия для развития личности студента. Самостоятельная деятельность по приобретению студентами знаний и умений предполагает четкую регламентацию обучения в зависимости от содержания предмета, условий обучения, уровня подготовленности студентов к восприятию и усвоению материала.
7.3. Тестирование как психолого-педагогическое средство оценки академических способностей студентов*
КЛЮЧЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
*Параграф написан совместно с Э.ВЛузик.
Внедрение тестового контроля следует начинать с обучения профессорско-преподавательского состава методике разработки заданий в тестовой форме. При этом самое главное — донести до сознания преподавателей, что тест это не просто привычная проверка, испытание, пробы или оценка знаний с помощью традиционных вопросов и экзаменационных билетов, а система заданий в соответствующей форме.
Тестовые задания должны быть краткими, так чтобы на выполнение каждого не тратилось много времени. Далеко не всякое задание включается в тест. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свойства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому говорят не просто о наборе, а о системе заданий.
Тест — научно обоснованный метод измерения интересующих качеств и свойств личности. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.
Источник: megaobuchalka.ru
Характеристика уровней усвоения учебной информации
В статье освещаются вопросы организации учебного процесса специалистов по связям с общественностью. Представлена классификация уровней усвоения информации. Определена качественная оценка усвоения учебной информации. Данная диагностика может быть применима в новом направлении подготовки «Реклама и связи с общественностью» и определять пороговый и повышенный уровни формирования профессиональных профильных компетенций.
Ключевые слова: качество усвоения информации, коммуникативные практики, связи с общественностью, реклама, приемы, средства, физическая культура, спорт.
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной дидактике выработаны общие подходы к количественному и качественному определению уровней усвоения содержания учебного материала. Существуют различные подходы к определению количества возможных уровней и характеристик.
Наиболее распространенной и известной является классификация В.П. Беспалько [1], где разграничиваются репродуктивный (воспроизведение по образцу, по инструкции) и продуктивный (поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия) виды деятельности и рассматриваются четыре уровня усвоения учебной информации: уровень узнавания; деятельность в стандартной ситуации; деятельность в нестандартной ситуации; деятельность в новой области (исследовательская). Данная классификация была адаптирована для характеристики уровней усвоения учебного материала по дисциплине «Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте».
МЕТОДИКА
Приемы и средства рекламы и связей с общественностью представляют интерес как в практической работе специалистов, так и в учебном процессе вуза [2,3]. Студенты 4 курса изучают конкретные приемы и средства, использованные при проведении рекламных кампаний и кампаний по связям с общественностью (пиар), акций, специальных событий в сфере физической культуры и спорта. Основная цель освоения экспериментальной методики заключалась в повышении третьего и четвертого уровня усвоения учебной информации, определяющих креативный потенциал будущего специалиста. В представленной классификации (таблица 1) прослеживается определенная преемственность уровней усвоения, которая заключается в том, что любой из уровней включает в себя все предыдущие.
В контрольной группе использовались традиционные методы обучения: репродуктивный, эвристический, проблемный, информационно-рецептивный, объяснительноиллюстративный. В экспериментальной группе, помимо основных методов обучения, использовался исследовательский метод, как основной метод обучения опыту творческой деятельности, метод информационного ресурса, в частности ресурсы медиатеки «Шумер. Sumer» (http://sumer.narod.ru).
Таблица 1. Характеристика уровней усвоения учебной информации
Уровень усвоения | Название уровня | Характеристика уровня |
1 | Знакомство | Репродуктивный уровень усвоения. Характеризуется тем, что студент способен лишь узнавать, опознавать, различать данные объекты изучения в ряду других подобных объектов. Определяется деятельностью по идентификации теоретических моделей коммуникации, коммуникативных практик, видов, форм, приемов, средств ДК. |
2 | Воспроизведение | Репродуктивный уровень усвоения. Характеризуется действиями по воспроизведению информации по памяти и ее применение в типовых ситуациях. Определяется деятельностью по воспроизведению информации о коммуникативных практиках, как объекте изучения, его свойствах, особенностях, характеристиках на уровне памяти или уровне понимания. |
3 | Применение | Продуктивный уровень усвоения. Характеризуется самостоятельным поиском приемов и средств рекламы и пиар, используемых в практической деятельности организаций. Определяется степенью овладения умением применять усвоенную информацию о приемах и средствах рекламы и пиар. |
4 | Творчество | Продуктивный уровень усвоения. Характеризуется тем, что творческая (исследовательская) деятельность конструируется самостоятельно. Определяется деятельностью по адаптации приемов и средств рекламы и пиар в сфере ФКиС, созданием собственного перечня приемов и средств рекламы и пиар в сфере ФКиС. |
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов показывает, что в КГ и ЭГ разность показателей по первому уровню усвоения учебной информации (знакомство) и второму уровню (воспроизведение) в начале и в конце эксперимента незначительна. Для оценки эффективности методики были предложены тесты на усвоение учебной информации.
На начало педагогического эксперимента в результатах тестирования знаний студентов двух групп статистически значимых отличий не обнаружено. Результаты показывают, что работа с базой данных приемов и средств рекламы и связей с общественностью повысила третий (применение) и четвертый (творчество) уровни в экспериментальной группе. Уровень значимости в 7 из 8 ответов третьего уровня и в 6 из 8 ответов четвертого уровня достоверен, что показывает эффективность применения данной методики. Указанные тесты наиболее значимы для освоения экспериментальной методики, так как студент в результате самостоятельного поиска поднимается на творческий уровень решения задач. В процессе выполнения заданий студенты усваивают новую для себя информацию и обогащают свой опыт по отношению к тому опыту, которым они уже овладели на предыдущих двух уровнях.
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп (n=24) до и после эксперимента представлен в таблице 2.
ВЫВОДЫ
Третьим уровнем усвоения в данном случае является такое усвоение информации учащимися, при котором они достигают умения применять ее в будущей практической работе. Четвертым уровнем усвоения является творческое усвоение информации, когда студенты демонстрируют умения осуществлять исследовательскую и изобретательскую деятельность, владеют навыками создания собственного перечня средств и приемов рекламы и связей с общественностью для их дальнейшего применения в формировании позитивного имиджа физкультурно-спортивных организаций и спортсменов, гармонизации отношений с различными группами общественности. Данная диагностика может быть применима в новом направлении подготовки «Реклама и связи с общественностью» и определять пороговый и повышенный уровни формирования профессиональных профильных компетенций.
Таблица 2. Характеристики испытуемых, а также показатели тестов, занимающихся
в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента
№ | Тесты | группа | X ± Sx | P (уровень значимости) | |
до эксперимента | после эксперимента | ||||
3 уровень (применение) | |||||
1 | Приемы и средства рекламы и связей с общественностью |
К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P |
Э | 4,0±0,2 | 4,2±0,1 | |||
2 | К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P | |
Э | 4,0±0,2 | 4,2±0,1 | |||
3 | К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P | |
Э | 4,0±0,1 | 4,2±0,1 | |||
4 | К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P | |
Э | 4,0±0,1 | 4,2±0,1 | |||
5 | К | 3,5±0,2 | 3,6±0,2 | P | |
Э | 4,0±0,2 | 4,3±0,1 | |||
6 | К | 3,7±0,2 | 3,4±0,1 | P | |
Э | 3,6±0,2 | 4,0±0,1 | |||
7 | К | 3,6±0,1 | 3,6±0,1 | P>0,05 | |
Э | 3,7±0,1 | 4,0±0,1 | |||
8 | К | 3,6±0,2 | 3,6±0,1 | P | |
Э | 4,0±0,1 | 4,2±0,1 | |||
4 уровень (творчество) | |||||
1 | Приемы и средства рекламы и связей с общественностью в сфере ФКиС |
К | 3,7±0,3 | 3,5±0,1 | P |
Э | 4,0±0,2 | 4,2±0,1 | |||
2 | К | 3,8±0,2 | 3,7±0,2 | P>0,05 | |
Э | 3,6±0,2 | 4,1±0,1 | |||
3 | К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P | |
Э | 4,0±0,2 | 4,2±0,1 | |||
4 | К | 3,6±0,3 | 3,6±0,1 | P | |
Э | 3,7±0,2 | 4,3±0,1 | |||
5 | К | 3,6±0,2 | 3,5±0,1 | P | |
Э | 4,0±0,1 | 4,2±0,1 | |||
6 | К | 3,5±0,2 | 3,5±0,1 | P | |
Э | 3,6±0,1 | 4,3±0,1 | |||
7 | К | 3,9±0,1 | 3,7±0,2 | P>0,05 | |
Э | 3,5±0,1 | 4,0±0,1 | |||
8 | К | 3,5±0,2 | 3,3±0,1 | P | |
Э | 4,0±0,2 | 4,1±0,1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
- Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты / И.Л. Викентьев. – СПб.: Бизнес-пресса, 2007. – 406 с.
- Муртазина, Г.Х. Освоение коммуникативных практик специалистами по связям с общественностью / Г.Х. Муртазина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 5 (75). – С. 85-88.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
Источник: sportfiction.ru