Команда – это упорядоченная совокупность битов, представляющая наименование операции, инициируемой командой, и адреса операндов, участвующих в выполнении операции. Основная характеристика команды – адресность, определяемая количеством адресов в команде. В зависимости от адресности команды подразделяются на 0-адресные (нульадресные), 1-адресные (одноадресные) и т. д. Длина команды в битах, количество полей, используемых для кодирования элементов команды (операций, адресов и признаков), и расположение полей в команде определяет формат команды. Форматы команд изображаются в виде (1.7). Выбор формата команд и, в частности, адресности зависит от большого числа факторов, важнейшими из которых являются: тип машинных элементов информации (слова и биты); длина слов; наличие регистровой памяти процессора; класс алгоритмов, для реализации которого предназначается компьютер; способы адресации, необходимые для эффективной обработки данных.
Эффективность системы команд. Эффективность системы команд, используемых в компьютере, определяется двумя основными показателями: затратами оборудования на хранения и обработку команд и затратами времени на реализацию программ. Основная доля затрат оборудования приходиться на память, используемую для хранения программ. Поэтому для минимизации затрат оборудования необходимо, в первую очередь, минимизировать количество информации, составляющей программу, т.е. выбрать такие форматы команд, которые позволяют закодировать алгоритм минимальным числом бит информации. Формат команд, используемых в компьютере, существенно сказывается на числе обращений к памяти в процессе вычислений и влияет на время выполнения программ.
Система кодирования команд и способы адресации
В предыдущем разделе было сказано, что к 90-м годам XX века сокращенная система команд компьютеров RISC оказалась наиболее согласованной с уровнем технологии производства компьютеров общего применения. За счет микропрограммирования и программ операционной системы система команд процессора может быть сколь угодно расширена в любом желаемом направлении. В связи с этим рассмотрим только систему команд RISC.
Сокращенная система команд. В связи с большим различием в быстродействии процессора и быстродействия основной памяти в компьютерах общего применения стремятся по возможности уменьшить длину команд за счет сокращения числа битов, используемых для представления кодов операций, и числа битов в адресной части команд.
Наиболее радикальный способ сокращения длины команд – ориентация большинства команд на обработку данных, хранимых в регистрах общего назначения процессора, и организация обмена данными между процессором и основной памятью с помощью небольшого числа команд. Итак, будем ориентироваться на каноническую структуру компьютера (см. рис.
1.2), в процессоре которого имеются N регистров общего назначения R0, R1, …, RN-1 и все команды программ и все данные размещены в памяти компьютера. Количество регистров ограничено и, как правило, равно 8, 16, 32, 64 и возможно более. Время чтения – записи слова из регистра составляет малую долю наносекунды, поскольку все регистры входят в состав сверхбольшой интегральной схемы процессора. Время обращения к памяти значительно больше и составляет как минимум 5 – 10 нс.
⚙ Расширь возможности своей Windows — 15 полезных команд сисадмина
Минимальное количество команд, обеспечивающих загрузку слова в регистр из памяти и запись слова из регистра в память, равно двум:
LOADA,Ri
STOREB, Rj ,
где LOAD – операция ЗАГРУЗИТЬ и STORE – операция ЗАПИСАТЬ, A и B – загружаемый в регистр Ri и записываемый в память по адресу Rjоперанд соответственно и Riи Rj–адреса регистров общего назначения. Для адресации памяти могут использоваться любые способы, но чаще всего адрес ячейки памяти является относительным и модифицируемым. Естественно, что можно расширить список команд загрузки за счет передачи между регистром и памятью байта, слов разной длины, чисел с плавающей запятой, чисел с обратным знаком и т. д. При этом увеличивается эффективность системы посылочных операций, но одновременно с этим увеличивается длина кода операции и, как следствие, длина команд.
Арифметические и логические операции выполняются исключительно над операндами, хранимыми в регистрах общего назначения. В компьютерах общего применения наиболее широко используется трехадресная система команд следующего вида:
ADDRi, Rj, Rk ,
где ADD – операция сложения, Riи Rj – адреса операндов иRk– адрес результата. В компьютерах могут использоваться двухадресные и одноадресные команды.
При использовании двухадресной системы команд и выполнении операций только над содержимым регистров задача вычисления значения C=A+B выполняется следующей последовательностью команд:
LOAD | A, | R1 |
LOAD | B, | R2 |
ADD | R1, | R2 |
STORE | C, | R2 , |
где операция сложения выполняется в виде R2:= R1 + R2 . Операции безусловного и условного переходов происходят, как правило, в одноадресном режиме, когда при наличии признаков перехода выполняется переход по заданному адресу, который и определяет адрес следующей команды программы, а при отсутствии признаков перехода будет выполнен переход к следующей команде программы.
Одноадресная система команд строится аналогично двухадресной. Однако для выполнения операций, в которых участвуют два операнда, необходимо располагать регистром общего назначения, в котором хранится один из операндов. В качестве такого регистра может использоваться регистр R0 , который называется итоговым регистром процессора и служит для размещения результатов всех операций. Естественно, что каждая арифметическая и логическая операция выполняются в следующем виде: R0 := R0 * Ri, где * – знак операции.
При использовании в компьютерах стекой адресации арифметические и логические операции становятся нульадрсными и состоят только из кода операции.
В компьютерах, производимых различными фирмами, используются слова разной длины, как правило, длиной 8, 16, 32 и 64 бита, различные способы адресации данных и систем кодирования операций. По этим причинам сокращенные системы команд оказываются крайне разнообразными.
Источник: ronl.org
5.2 Система команд. Форматы команд и способы адресации
Для получения результата вычислений компьютер выполняет машинную программу, т.е. последовательность команд, в виде которой записан алгоритм обработки. Команда компьютера представляет собой двоичный код, определяющий как выполняемую операцию, так и необходимые для этого данные, или операнды. Большинство команд содержит адрес, т.е. номер регистра или ячейки памяти, где сохраняется результат выполнения операции. Помимо этого, для выполнения программы нужно также знать адрес следующей исполняемой команды.
Обычно различают следующие группы команд:
- команды арифметических операций над числами с фиксированной точкой,
- команды логических операций,
- команды арифметических операций над числами с плавающей точкой,
- команды операций ввода-вывода,
- команды управления (управления циклами, условные и безусловные переходы и т.п.) и т.д.
Каждый тип компьютера обладает собственной системой команд, т.е. в нем существует аппаратура или память микропрограмм, призванная вырабатывать управляющие сигналы для реализации командных операций. Естественно, что для выполнения конкретной программы необходим компьютер, способный выполнять команды, составляющие эту программу. При разработке новых компьютеров стремятся сохранить их преемственность; для этого компьютеры выполняют «программно совместимыми». Программная совместимость означает, прежде всего, наличие одинаковых систем команд. Однако во многих случаях систему команд «расширяют», т.е. добавляют дополнительные операции, сохраняя при этом формат команд. Это значит, что новая машина может выполнять все программы, составленные для прежних компьютеров, но программы, в которых используются дополнительные команды, не могут выполняться компьютерами старых моделей. Такую совместимость называют обратной. Команда, или инструкция (под инструкцией часто понимают конструкцию языка более высокого уровня, но в переводной литературе этот термин используют в качестве синонима термину команда) представляет собой слово, содержащее код выполняемой операции и адреса операндов. Код команды включает несколько полей (поле – последовательность бит, содержащая определенный тип информации). Обычно команда состоит из операционной и адресной частей. В операционной части размещается код операции, а в адресной части – адреса операндов, т.е. информация о местонахождении обрабатываемых данных и получаемого результата. Формат команды – это структура полей ее кода с указанием номеров разрядов, определяющих границы полей. В «больших» машинах, например, IBM 370 или ЕС ЭВМ, код операции в команде занимал 8 разрядов, а число различных операций составляло не более 256. Остальные разряды, а команды представляли собой слово размером 16, 32 или 48 разрядов, отводились под адреса операндов. В различных машинах число адресных полей в команде может составлять от одного до четырех. Структура четырехадресной команды приведена на рисунке 5.1. КОп А1 А2 А3 А4
































































Источник: studfile.net
Система команд и способы обращения к данным
В современных компьютерах основным устройством является процессор. Когда мы говорим слово «процессор», то, как правило, подразумеваем центральный процессор компьютера. Однако, кроме центрального процессора существуют специализированные процессоры, которые разработаны под отдельный спектр задач.
Например, графический процессор видеокарты решает исключительно задачи ускорения трехмерной графики. У всех процессоров есть одно общее свойство: они умеют выполнять команды специального машинного языка. Машинный язык – это язык, который интерпретируется непосредственно процессором.
Не стоит путать машинный язык с высокоуровневыми языками программирования. Языки программирования не интерпретируются непосредственно процессором. Они гораздо ближе к человеческому естественному языку, а для их интерпретации нужны специальные «посредники», переводящие языки программирования на машинный язык.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Машинные языки разных процессоров отличаются, поскольку отличаются сами конструкции процессоров и их задачи. Поэтому к любому процессору прилагается документация, где подробно описана система команд машинного языка данной модели процессора.
В систему команд входят:
- разрешенные типы данных;
- инструкции;
- системы регистров;
- методы адресации;
- модели памяти;
- способы обработки прерываний;
- методы ввода и вывода.
Как правило, в систему команд любого процессора входят следующие основные команды:
- команды передачи данных, которые копируют информацию из одного места в другое;
- арифметические операции сложения и вычитания;
- сдвиги двоичного кода влево и вправо (они используются при реализации умножения и деления);
- логические операции сравнения, а так же операции И, ИЛИ, НЕ;
- команды ввода-вывода, предназначенные для обмена информации с внешними устройствами;
- команды управления, которые предназначены для организации перехода в любое нужное место программы в процессе ее выполнения.
Структура команды и обращение к данным
«Система команд и способы обращения к данным»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Любая команда состоит из двух частей – операционной и адресной. Операционная часть показывает одно действие из списка допустимых, которое нужно выполнить с данными. Каждая операция имеет свой уникальный код. Адресная часть показывает, где хранятся эти данные и куда записать результат операции.
Основу адресной части составляет операнд. Операнд – это сущность, над которой производится операция. Например, если мы применяем операцию «сложения» к двум числам $2$ и $3$, то $2$ и $3$ будут называться операндами. В зависимости от числа операндов, команды бывают:
- одноадресными (например, увеличить или уменьшить значение операнда на $1$);
- двухадресными (например, сложить два операнда и записать результат на место второго операнда, вычесть из первого операнда второй, сравнить значения двух операндов);
- трехадресными (например, сложить два операнда, а результат записать в третий операнд);
- безадресные (команда останова программы, возврат из программы).
При этом адресная часть тоже может быть устроена по-разному. В адресной части могут находиться:
- сам операнд в явном виде;
- адрес операнда в виде номера байта, начиная с которого расположен операнд;
- адрес адреса операнда и т.д.
Замечание 1
Даже одна и та же команда сложения может быть организована и как одноадресная, и как двухадресная и как трехадресная. На первый взгляд, более естественно выглядит именно трехадресный вариант. Однако, это не совсем верно. Дело в том, что трехадресная команда должна содержать адреса трех ячеек.
При больших объемах памяти эти три адреса будут занимать много места, и команда будет непомерно длинной. Поэтому трехадресные команды использовались в ранних ЭВМ, но позже были заменены на двухадресные и одноадресные.
Например, одноадресная команда сложения будет выглядеть примерно так:
Здесь КОП – это код операции, а $x$ — адрес одной ячейки. Для реализации этой команды нужно чтобы в архитектуре процессора было специальное устройство – сумматор. Содержимое ячейки с адресом $x$ складывается с содержимым сумматора. Результат сложения остается в сумматоре и может быть использован для дальнейших вычислений. Двухадресная команда сложения выглядит вот так:
В этом случае число из ячейки $x$ будет прибавлено к числу из ячейки y, а результат будет записан в ячейку $y$. А у трехадресной команды сложения будет три операнда:
Команда извлечет значения из ячеек с адресами $x$ и $y$, сложит их и запишет в ячейку с адресом $z$.
Выполнение команды разбивается на следующие этапы:
- В счетчике команд хранится адрес ячейки, в которой хранится следующая команда. Содержимое счетчика при этом увеличивается на длину команды.
- Выбранная команда передается в управляющее устройство (УУ) на регистр команд.
- УУ расшифровывает адрес команды.
- УУ дает сигнал, после которого операнды считываются из памяти и записываются в специальные регистры операндов аримфметико-логического устройства (АЛУ).
- УУ расшифровывает код операции и дает АЛУ сигнал выполнить операцию.
- Результат операции либо остается в процессоре, либо записывается в память, если это предусмотрено командой.
- Этапы $1-6$ повторяются для следующей команды. Повторение продолжается до достижения команды «стоп».
Источник: spravochnick.ru