Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Олимпиады: ЗОЖ 1 — 4 классы
Содержимое разработки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Календарно- тематическое планирование
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказов от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357), с изменениями от 31.12.2015 № 1577; письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 года № 03-2960.
Умницы и умники. Выпуск от 29.03.2009
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность: в настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.
Цели программы: п овысить интерес к математике, обучая учащихся приёмам составления задач; развивать творческие способности и самостоятельность мышления.
Задачи программы:
формирование и развитие практических умений учащихся решать задачи;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;
Развивающие:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
Почему Юрий Вяземский никогда бы сам не вышел на дорожку «Умниц и умников»?
развитие самостоятельности суждений, творческой активности, независимости и нестандартности мышления.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математической науке.
Программа представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Отличительные особенности и новизна программы «Умники и умницы» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:
соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
необходимость «активного изучения»;
материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
благоприятная обстановка в коллективе;
эффективные методы и приёмы.
Требования к организации процесса:
ориентация на самостоятельную работу учащихся;
ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
развивать и поддерживать в работе творческое начало.
Режим занятий:
Общее количество часов в году — 50 часов. Количество часов в неделю – 2 часа. Продолжительность занятий — 35 — 40 минут. Программа рассчитана для детей 6,5 – 7,5 лет.
Формы занятий:
Занятия, направленные на составление задач, состоят из трёх этапов:
вводная часть (задачи-шутки, викторины, ребусы, загадки, шифровки, головоломки);
основная часть (знакомство с приёмами составления задач);
заключительная часть (самостоятельная, творческая работа учащихся).
Виды: конкурсы знатоков, игровые занятия, КВН, игра — соревнование.
В практике работы используются следующие формы:
индивидуальные и групповые, практические и теоретические, беседы, игры, знакомство с литературой, некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами, решение занимательных задач, оформление математических газет, знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой, проектная и исследовательская деятельность.
Форма организации обучения — математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах многозначных чисел», «Вычитание в пределах многозначных чисел», «Умножение многозначных чисел», «Деление многозначных чисел». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Формы контроля:
стартовое анкетирование, олимпиады, тестирование, диагностика, защита проектов, конкурсы.
Ожидаемые результаты:
Овладение основными правилами и законами математики; анализ хода решения логических и комбинаторных задач; формирование у учащихся самостоятельности при нахождении нестандартных путей решения; развитие творческих способностей; формирование устойчивого познавательного интереса.
Формирование культуры математической речи; привитие устойчивых навыков использования алгоритмов при выполнении различных видов заданий.
Формирование умений организовывать план действий при решении конкретной учебной задачи.
Система отслеживания программы: диагностика знаний, умений и навыков, учащихся по математике в конце учебного года, выполнение пробных заданий Всероссийской проверочной работы, участие в конкурсах, олимпиадах, защита проектов, выпуск математических газет.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Источник: compedu.ru
программа кружка «Умники и умницы»
Настоящая рабочая программа кружка «Умники и умницы» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12..2015г.)
Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МАОУ Успенской СОШ Дородовой Л.В. № 214 от 23.10.2014г.
Учебного плана филиала МАОУ Успенской СОШ «Зырянская СОШ», принятого на педагогическом совете школы (протокол № 7 от 25.056.2019г.), согласованного с Управляющим советом школы (протокол № 9 от 27.05.2019г.), утвержденного директором школы (приказ № 194 /ОД от 27.05.2019г.).
Рабочей программы кружка «Умники и умницы» под редакцией Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.
Годового календарного графика на 2019-2020 учебный год
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
В соответствии с учебным планом филиала МАОУ Успенской СОШ «Зырянская СОШ» на изучение курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» отводится:
Количество часов в неделю
Общее количество часов за год
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Умники и умницы»
Освоение детьми программы курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД :
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений.
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Предполагаемые результаты работы
К концу 4 класса ученик научится:
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД :
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД :
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
К концу 4 класса ученик получит возможность научиться:
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Умники и умницы»
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации
Виды деятельности обучающихся
Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении работ.
Речевая культура. Общение.
Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко – буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно – образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в текстах синонимов и антонимов
высказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
«Учимся работать с текстом стихотворения»
Виды текстов. (Текст – описание; текст – рассуждения, текст – повествования.) Признаки текстов. Составление текста по опорным словам. Сравнения в литературных произведениях. Цепная (последовательная) связь предложений в тексте. Составление текста, в котором предложения соединяются цепной связью.
Цепная (последовательная) связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Единый временный план текста.
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
«Учимся работать с художественным текстом»
Н. Абрамцева «Осенняя сказка».
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
«Учимся работать с познавательным текстом, текстом задачи, орфографическим правилом»
Пишем конспект. Пишем тезисы. Зачем нужны блокноты и записные книжки? Учимся у Пушкина. Письма поэта к П.Вяземскому и И.Пущину.
Пишем письмо другу — самое основное и интересное!
умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
2) самостоятельно сопоставлять и анализировать поэтические тексты.
3) умение отсеивать информацию, выделять и классифицировать факты.
Идём в библиотеку и работаем с каталогами. Составляем аннотацию к сказкам Пушкина.
Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Числа – великаны (класс миллионов, класс миллиардов). Коллективный счёт. Знакомство с интересными приёмами устного счёта. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов.
Игра «Знай свой разряд».
Сравниватьразные приемы действий, выбиратьудобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделироватьв процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;использоватьего в ходе самостоятельной работы. Применятьизученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализироватьправила игры. Действоватьв соответствии с заданными правилами.
Включатьсяв групповую работу. Участвоватьв обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнятьпробное учебное действие, фиксироватьиндивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументироватьсвою позицию в коммуникации, учитыватьразные мнения, использоватькритерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлятьполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролироватьсвою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку. Задачи, допускающие несколько способов решения. Аналогия.Комбинаторика. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Старинные задачи.
Анализироватьтекст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использоватьсоответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструироватьпоследовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводитьспособ решения задачи.
Сопоставлятьполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализироватьпредложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбратьнаиболее эффективный способ решения задачи.Оцениватьпредъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).Участвоватьв учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструироватьнесложные задачи.
Логические задачи. Нестандартные задачи. Задачи на переливание. Задачи, решаемые способом перебора. Решение задач повышенной сложности. Решение олимпиадных задач международных конкурсов
Сравниватьразные приемы действий, выбиратьудобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделироватьв процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;использоватьего в ходе самостоятельной работы. Применятьизученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализироватьправила игры. Действоватьв соответствии с заданными правилами.
Включатьсяв групповую работу. Участвоватьв обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнятьпробное учебное действие, фиксироватьиндивидуальное затруднение в пробном действии.
Упражнения на быстрый счет.
Пространственные представления. Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур Деление заданной фигуры на равные по площади части. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Моделирование фигур (игра «Танграм). Вычерчивание фигур без отрыва.
Проводитьлинии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделятьфигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализироватьрасположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлятьфигуры из частей.
Определятьместо заданной детали в конструкции. Выявлятьзакономерности в расположении деталей; составлятьдетали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлятьполученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Источник: www.art-talant.org
РЕГЛАМЕНТ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «УМНИЦЫ И УМНИКИ»
Предварительный отбор проводится, как правило, среди учащихся 10 классов. Для допуска к заключительному этапу Олимпиады предварительный отбор и регистрация школьников Москвы проходят в течение мая т.г., как правило, по заявкам школ, обучающихся из других регионов – с середины марта и до 1 июня т.г.
Проведение предварительного отбора участников Олимпиады из числа учащихся 10 классов предусматривается на базе региональных площадок в соответствии с устными соглашениями Студии «Образ-ТВ» с администрациями субъектов Российской Федерации.
Заключительный этап Олимпиады (четвертьфиналы, полуфиналы и финал) проводятся в соответствии с календарным планом, утверждаемым организационным комитетом олимпиад МГИМО МИД России для школьников.
4.1 Отборы, проводящиеся на региональных площадках субъектов Российской Федерации, материально обеспечиваются администрациями данных субъектов.
Структура отборов проходит в формате игр, по структуре совпадающих с основным этапом олимпиады (см. пункт 8). При этом допускается проводить отбор также в телевизионном формате, при участии региональных СМИ. Темы для проведения отборов остаются на усмотрение субъектов, проводящих их. Отборы на региональных площадках должны быть завершены до 1 июня текущего года.
Источник: umniki.club