Индивидуальные занятия шахматами — для чего нужен план занятий по шахматам, что дают такие занятия, сколько времени уйдет на обучение?
Продолжительность одного занятия: 1 час = 60 минут.
Общая продолжительность занятий: 29 часов (из расчета 1 занятие в неделю, 4-5 занятий в месяц).
Основной целью занятий — на данном этапе является формирование элементарных основ шахматной игры, углубление представления о тактических возможностях отдельных фигур, законах их гармоничного взаимодействия, формирование понимания последовательного плана действий на разных этапах шахматной партии.
Схема занятия:
*Проверка домашнего задания и работа над ошибками.
*Совместный анализ сыгранных партий (если есть)
* Новый материал: объяснение темы, совместный разбор классических партий, позиций и задач по теме занятия.
*Решение тематических композиций и задач, разыгрывание позиций по теме занятия.
*Дидактические задания на позиционную память и внимание.
*Решение тематических композиций и задач, разыгрывание позиций по теме занятия.
Лучшие Шахматные Программы! (Мой взгляд)
*Дидактические задания на позиционную память и внимание.
Календарный план
Рассчитан на 3 месяца: основы эндшпиля –4 часа , простая тактика и ловушки в дебюте – 4 часа.
Тема/занятие | №1 | №2 | №3 | №4 |
Основы эндшпиля | Повторение: мат королем и ферзем, мат королем и ладьей, борьба короля против пешки. Пешечный прорыв. | Борьба ферзя против ладьи: двойной удар, оттеснение короля, цукцванг. | Борьба ферзя против пешки. | Борьба ладьи против пешки |
Общие правила игры в дебюте: повторение. Матование нерокированного короля с использованием связки по вертикали Е (параграф 14, партии-1-3):
Королевский гамбит, защита двух коней.
Матование нерокированного короля с использованием связки по вертикали Е (партии 4-6):
Шотландская партия, защита Каро-Канн, Русская партия.
Матование нерокированного короля с использованием легких фигур (партии 7-8):
гамбит Фрома, дебют королевского коня.
Матование нерокированного короля с использованием слабости поля f2 (f7) (партии 9-11):
Дебют королевского коня, защита Филидора, испанская партия
Рассчитан на 2 месяца: простая тактика и ловушки в дебюте – 8 часов
Тактический прием «уничтожение защиты».
Партия №16: дебют Слона)
Тактический прием «уничтожение защиты».
Партия №2 из параграфа 21: дебют Алапина.
Тактический прием «завлечение»
Партия №17 (Центральный дебют)
Тактический прием «завлечение»
Партия №18 (Венская партия)
Тактический прием «Отвлечение».
Тактический прием «Отвлечение».
Партии №6, №8 из параграфа 21 (Испанская партия, французская защита).
Рассчитан на 2 месяца: простая тактика и ловушки в дебюте – 4 часа, основы эндшпиля – 4 часа.
Партии №19,26,20 (Испанская партия, дебют ферзевой пешки, Сицилианская защита)
Партия №22 (Скандинавская защита)
Партия №25 (Приятый ферзевый гамбит)
Партия № 44 (защита Алехина)
Партии №34, 35 (шотландская партия)
Тема/занятие | №21 | №22 | №23 | №24 |
Основы эндшпиля | Борьба ферзя против ладьи, против пешки, борьба ладьи против пешки – повторение. Роль короля в эндшпиле. | Борьба слона, коня против ладьи. | Борьба слона, коня против пешки | Некоторые примеры практических малофигурных окончаний с решающей ролью короля (параграф 19, диагр. 24,25,26 (Славин, кн.2)). |
Рассчитан на 2 месяца: переход из дебюта в миттельшпиль и атака в миттельшпиле с использование дебютных ошибок соперника – 8 часов
Тема/занятие | №25 | №26 | №27 | №28 |
Переход из дебюта в миттельшпиль и атака в миттельшпиле с использование дебютных ошибок соперника | Общие принципы игры в дебюте: повторение. Примеры реализации принципов развития, борьбы за центр и защиты короля в разных видах дебютов. | Примеры закрепления и реализации перевеса в развитии (параграф 13, диаграммы 3-7) | Оценка положения сторон после дебюта и дальнейший план игры (диаграммы 8-12) | Дебют и атака в миттельшпиле. Партия №1 (Гамбит Эванса) |
Тема/занятие | №29 | №30 | №31 | №32 |
Переход из дебюта в миттельшпиль и атака в миттельшпиле с использование дебютных ошибок соперника | Дебют и атака в миттельшпиле. Партия №2 (Итальянская партия, классическая ловушка с жертвой ладьи) | Дебют и атака в миттельшпиле. Партия №3 (Ферзевый гамбит). | Дебют и атака в миттельшпиле. Партия №4 (Голландская защита). | Дебют и атака в миттельшпиле. Партия №5 (Ферзевый гамбит). |
Дополнительно к курсу обучения.
Турниры:
- Рекомендую принимать участие 1-2 раза в месяц.
- Смотреть здесь, в категории дети и начинающие
Литература по курсу:
- Ковачевич В., Джонсен С. «Лондонская система»
- Авербах Ю. «Что надо знать об эндшпиле».
- «1000 шахматных задач. Решебник. 1 год, 2 год » Костров, Рожков
- Иващенко С.Д., «Учебник шахматных комбинаций», часть 1а.
Шахматные игровые порталы:
- Шахматная планета: Шахматные партии с комментариями гроссмейстера: http://crestbook.com
Шахматные программы в Apple Store:
- Для начинающих «Dino Chess»
- Игровая: Shredder
- На решение шахматных позиций: Mate in 1; Mate in 2
Рекомендации и система к домашним занятиям.
- Каждое утро, после пробуждения 2 позиции в учебники (без расставления фигур на доске);
- Каждый вечер, перед сном 2 позиции в учебники (без расставления фигур на доске);
- В течение дня, 1-2 позиции самостоятельно расставлять на доске и решать в уме, ходы записывать в учебнике;
- 20 раза в неделю, по 15-20 минут играть в шахматы на игровом портале;
- Когда едете в машине, решать по 3 позиции шахматной программы на айпаде;
- 1 раз в неделю, устраивать шахматные вечера (не более 30-60 минут);
- 1 раз в неделю, читать главу из учебника вместе с ребенком (так Вы поддерживаете и показываете свою заинтересованность) – этот пункт не обязателен
- Минимум 1 раз в месяц ходить на шахматные турниры для начинающих (даже если проигрывает, и не получается. Это опыт, его больше нигде не заработаешь).
- Если ребенок не хочет заниматься, ни в коем случае не заставлять. Не торговаться и не покупать его желание к занятиям. Это строго запрещается. Только интересным материалом и подходом можно развить интерес, ну и родительской любовью.
- Рекомендуется смотреть 1-2 партии онлайн с комментариями гроссмейстера.
- Необязательно, но, стараться отвечать на вопросы ребенка.
Школа шахмат ChessToGo не только индивидуально обучает игре в шахматы, но и организует шахматные турниры в Москве и Санкт-Петербурге с выполнением юношеских разрядов!
Играем турниры по быстрым шахматам и блицу!
Источник: chesstogo.ru
Рабочая программа по шахматам для 6-х классов
Рабочая программа по шахматам для 6-х классов. Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся6 классов МБОУ СОШ №6 города Югорскана основе авторской программы «Шахматы — школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Соответствует задачам развития образования в регионе, является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Программой предусматривается 34 шахматных занятия, поэтому для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели.
13 ноября 2021 Кунгурцева Наталья Сергеевна
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
на заседании ШМО учителей
«____» _________ 2017 г
Зам директора по УВР
«____» _________ 2017 г
приказ директора школы
от «____» _________ 2017 г. № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Шахматы» для
Составитель: учитель высшей
Рабочая программа по шахматам для 6-х классов.
Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 6 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска на основе авторской программы «Шахматы — школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Соответствует задачам развития образования в регионе, является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Программой предусматривается 34 шахматных занятия, поэтому для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели.
В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е. последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного углубления в законы шахматной игры, который происходил в течение нескольких столетий и продолжается в наши дни. Такой подход характерен для многих областей человеческого знания, и в этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.Мною разработана методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики. (приложение-1)
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
-познакомить с историей шахмат, шахматной терминологией
-дать учащимся теоретические и практические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований
-научить основам шахматного дебюта, приёмам шахматной борьбы
Воспитывающие:
-привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
-научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно
-научить уважать соперника
Развивающие:
-развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности
-ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире
1 .Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения данной программы, обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
— определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование универсальных учебных действий (УУД ). По окончанию изучения данной программы возможно достижение следующих результатов — личностных :
способность к организации собственной деятельности, уважительное отношение к мнению других, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, умение сотрудничать со сверстниками.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД включают: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении шахматных задач, строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов, способность к рефлексии деятельности; умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство).
Коммуникативные УУДобеспечивают социальную компетентность: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Предметные результаты:
— знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
— знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
— знать правила хода и взятия каждой фигурой;
— различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
— уметь проводить элементарные комбинации;
— уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
— уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии
— Правила хода и взятия каждой из фигур
— лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
— взятие на проходе,
— принципы игры в дебюте;
— основные тактические приемы;
— термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
— грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
— находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
— точно разыгрывать простейшие окончания
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
К концу третьего года обучения дети должны знать: принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. К концу третьего года обучения дети должны уметь: грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические приемы; точно разыгрывать простейшие окончания.
2. Содержание учебного предмета.
1.Слово чемпионам (презентация). Инсценировка дидактической сказки: «Сказка про шаха и про шахматы».
2.Три стадии шахматной партии. Дидактическая игра: «волшебный мешочек», «по росту». Шахматная партия.
3.Основы дебюта. Практическая работа №1. Разбор итальянской партии. Шахматная партия.
4.Дебютные ошибки. Дидактические игры и задания: «накажи повторюшку», «мяч». Шахматная партия.
5.Невыгодность раннего ввода в игру ладьи, ферзя и короля. Повторить тему: «ценность фигур». Дидактические игры и задания: «двойной удар», «пирамида», «кто сильнее?». Шахматная партия.
6.Игра на мат с первых ходов партии. Дидактические игры: «мат на последней горизонтали», «блокировка, спёртый мат». Шахматная партия.
7.Детский мат и защита от него. Решение задач: мат в один ход, ход белых. Шахматная партия.
8.Игра против «повторюшки-хрюшки». Дидактическая игра: «мат или не мат». Шахматная партия.
9. Значение рокировки. Правила рокировки. Упражнения на закрепление знаний: короткая рокировка, длинная рокировка. Шахматная партия.
10.Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Решение задач: мат в один ход, ход белых. Шахматная партия.
11.Классификация дебютов (открытые, полуоткрытые, закрытые). Решение задач: мат в один ход, ход белых. Шахматная партия.
12.Наказание «пешкоедов». Решение задач: «мат в два хода», белые начинают и дают мат в два хода. Шахматная партия.
13.Безопасная позиция короля. Упражнения на закрепление знаний: виды ослаблений позиции короля. Шахматная партия.
14.Гармоничное пешечное расположение. Решение задач: «мат в три хода», белые начинают и дают мат в два хода. Шахматная партия.
15.Сдвой противнику пешки. Практическая работа №2. Разбор шахматной партии: сицилианская защита. Шахматная турнир.
16.Основы миттельшпиля. Решение задач: мат в один ход, ход белых. Шахматная партия.
17.Тактические приемы. Связка. Решение задач: мат в один ход, ход белых. Шахматная партия.
18.Двойной удар. Открытое нападение. Упражнения на закрепление знаний: вилка конём, слоном, ладьёй, пешкой. Шахматная партия.
19.Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания: «дай открытый шах», «дай двойной шах». Шахматная партия.
20.Тема завлечения, отвлечения, блокировки. Шахматный турнир.
21.Тема разрушения пешечного прикрытия короля. Упражнения на закрепление знаний: разрушение пешечного прикрытия с помощью жертвы. Шахматный турнир.
22.Тема освобождения пространства. Решение задач: мат в один ход, ход белых. Шахматный турнир.
23.Тема уничтожения защиты. Решение задач: «мат в два хода», белые начинают и дают мат в два хода. Шахматная партия.
24.Тема «рентгена», перекрытия, батареи. Решение задач: «мат в три хода», белые начинают и дают мат в два хода. Шахматная партия.
25.Сочетание тематических приемов. Дидактические задания: «самый слабый пункт», «вижу цель». Шахматная партия.
26.Комбинации для достижения ничьей. Решение задач: мат в один ход, ход белых. Шахматный турнир.
27.Патовые комбинации. Комбинации на «вечный» шах. Решение задач: мат в один ход, ход белых. Шахматный турнир.
28.Взаимодействие фигур на примере мата Легаля. Шахматный турнир.
29.Основы эндшпиля. Линейный мат. Дидактические игры: «волшебный мешочек», «по росту», «не зевай». Шахматная партия.
30.Матование двумя, слоном слоном и конём. Решение задач: «мат в два хода», белые начинают и дают мат в два хода. Шахматная партия.
31.Правило «квадрата». Решение задач: «мат в три хода», белые начинают и дают мат в два хода. Шахматная партия.
32.Оппозиция. Дидактическое задание: король и пешка против короля. Шахматная партия.
33.Удивительные ничейные положения. Практическая работа№3. Ладейный эндшпиль. Шахматная турнир.
34.Удивительные выигрышные положения. Решение задач: мат в один ход, ход белых. Шахматный турнир.
3. Учебно-тематический план.
Источник: www.art-talant.org
Правила игры в шахматы за 5 минут
Шахматы, как увлекательное хобби, подходит и детям, и взрослым. Эта увлекательная интеллектуальная игра отлично развивает логику, память и мышление. Научиться играть в шахматы с нуля можно самостоятельно. В этом поможет самоучитель и видеоуроки. Они дают понять, где стоит король и как расставлять начальную позицию.
Обучение проходит в доступной форме, в подходящее для игрока время. Узнав все шахматные правила, можно начинать участвовать в официальных соревнованиях. Их нередко устраивает шахматный кружок или клуб, в котором собираются любители этих интеллектуальных сражений. Но не будем забегать вперед. Сначала рассмотрим правила игры в шахматы для начинающих.
Все правила за 5 минут – видео
Мы подготовили удобный видео-курс для начинающих
Короткие видео и практические интерактивные задания под каждым уроком. Идеально подойдет начинающим и детям!
Цель игры
Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.
Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:
- Как расставлять;
- Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
- Удачный шахматный ход;
- Роль пешки в шахматах.
Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать
Как установить доску и расставить отряды?
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.
Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.
Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
- 2 ладьи;
- 2 слона;
- 2 коня;
- Его величество с королевой (ферзем);
- 8 пешек.
Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем.
Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.
Как ходят шахматные фигуры?
Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:
Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.
Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.
Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.
Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.
Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.
Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.
Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.
Взятие на проходе
Взятие на проходе касается особого хода пешки. Если соперник передвинул пешку на две клетки, поравняв ее тем самым с вашей, которая имеет противоположный цвет, то вы имеете полное право убрать ее с доски. Ее место займет ваша пешка. Единственный нюанс – сделать это нужно сразу.
Рокировка
В рокировке принимают участие король и ладья, но при условии, что с они еще не перемещались по доске, и в данный момент между ними нет других участников баталии. Суть этого состоит в том, что они меняются местами друг с другом – король делает 2 шага по направлению к ней, а ладья через него перепрыгивает. Важное правило всех рокировок – ни одна из участвующих в них клеток не должна находиться под ударом противника.
Ничья
Ничья называется пат. Суть ее состоит в том, что у одного из участников больше нет ходов, но при этом мат не поставлен. В этом случае партия завершается.
Кроме того, партия заканчивается вничью, если позиции фигур в сражении повторяются трижды или на доске у игроков остается очень мало материала, недостаточного для объявления мата сопернику.