Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
У дошкольников еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач.
Программа «Правила дорожные знать нам всем положено»- это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Образовательная работа по данной программе построена с учетом принципов обучения (гуманизма, дифференциации интегративности системности, поэтапности, доступности) и определением результатов в конце срока обучения. Разработанные мониторинговые механизмы позволяют оценить эффективность педагогического воздействия по данному направлению.
Программы по ПДД
Способы практического использования
Организация работы по программе осуществляется в виде индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий по образовательным областям: «Социализация, безопасность, труд», «Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество» в соответствии с учебным и перспективно-тематическим планированием. В ходе организации образовательной деятельности используются разнообразные формы взаимодействия с воспитанниками, позволяющие формировать, конкретизировать, закреплять и расширять представления детей о правилах дорожного движения:
— встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, разгадывание и составление кроссвордов;
— развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление тематического уголка по ПДД, игры-драматизации, театрализованные игры;
— участие в конкурсах, выставках, проводимых в учреждении, на городском и областном уровнях.
Оглавление:
1. Пояснительная записка;
2. Цель программы;
4. Принципы обучения;
5. Ожидаемые результаты;
Общий урок по теме Дорожные знаки 2023. Разборы билетов по теме Дорожные знаки.
6. Формы работы с дошкольниками по программе;
6. Материально-техническое и методическое оснащение процесса обучения;
7. Содержание изучаемого курса;
9. Перспективно-тематический план;
10. Мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности;
11. Диагностическая карта индивидуальных достижений ребенка;
Пояснительная записка
Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего города. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации.
Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Таким образом, у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице.Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
Программа «Правила дорожные знать нам всем положено» — это курс обучения правилам дорожного движения, рассчитанный на детей дошкольного возраста. Вся информация представлена в доступной игровой форме. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.Программа предполагает систематическую, разноплановую, целенаправленную, спланированную работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, динамично развивающийся положительный характер детско-родительских отношений в ходе реализации программы способны создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Воспитание у дошкольников культуры поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице осуществляются в системе. Знания, сообщаемые детям постепенно усложняются, уточняются и дополняются.
Комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
Цель программы
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Задачи
1. Усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.
3. Закрепление знаний о работе светофора.
4. Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.
Принципы обучения
- Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
- Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
- Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
- Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
- Принцип поэтапности, то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.
- Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.
Ожидаемые результаты.
Ребенок знает правила дорожного движения:
- переходит улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играет на дороге или около проезжей части;
- переходит улицу только по пешеходному переходу и в сопровождении взрослого;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок имеет представление:
- о работе регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания, автостоянке.
Формы работы с дошкольниками по программе
Специально организованные мероприятия познавательного цикла:
— встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, разгадывание и составление кроссвордов;
— развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, оформление тематического уголка по ПДД, игры-драматизации, театрализованные игры;
— участие в конкурсах, выставках, проводимых в учреждении, на городском и областном уровнях.
Обучение проводится в соответствии с программными требованиями в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
— наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, настольные и плоскостные макеты, альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой двор», рабочая тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице»);
— наглядно-дидактический материал (схемы, модели, мнемотаблицы);
— настольно-печатные игры («Красный, желтый, зеленый», «Собери автомобиль», «Лото «Правила дорожного движения», «Определи дорожный знак»);
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (дорожные знаки на стойках, тканевое полотно с дорожной разметкой, форменные фуражки, накидки, жезл регулировщика, рули);
— детская художественная и познавательная литература по тематике дорожного движения,
— рукописные книги с рассказами детей, отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными («Мы играем в ПДД», «Мой детский сад», «На центральной улице города».)
— консультации для родителей, видеоматериалы ознакомительной и обучающей направленности;
Содержание изучаемого курса
Знакомство детей с дорожными правилами для пешеходов на занятиях познавательно-речевого цикла, во время прогулок, экскурсий, чтения художественной литературы, во время бесед, при помощи которых спокойно, без нравоучений и назиданий дети входят в мир, который таит в себе столько неожиданностей. Происходит знакомство с правилами перехода дороги, обучение терминам «перекресток», «площадь», в чем их отличие, беседы по вопросам, разучивание стихотворений.
Дети узнают о работе регулировщика: в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, что означают жесты «стой», «внимание», «путь открыт». Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме и избежать лишнего морализирования в формировании у них самостоятельности и ответственности, в комплекте с методическими рекомендациями целесообразно использовать рабочую тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице», в которой широко представлен наглядный материал, даны увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, разрешая которые дети овладевают новыми для них способами действия.
Как правило, у детей нет знаний об элементарных правилах дорожного движения. Многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Для обеспечения целенаправленности и преемственности, был введен для родителей «Дневник дорожной безопасности», в котором каждый родитель в конце месяца отмечал приобретенные ребенком навыки поведения на дороге и знания по правилам дорожного движения.
Вся работа с дошкольниками построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, окружающих условий и среды.
После проведения ознакомительной работы с дошкольниками, возникает потребность в закреплении полученных знаний. Наиболее целесообразный способ – это организация разнообразной игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Поездка по городу», «Перекресток», «На автозаправочной станции», дидактические, настольно-печатные, словесные игры), проведение выставок и конкурсов творческих работ детей, детей и родителей, организация досугов, развлечений, праздников, тематических вечеров («Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик»), семинаров-практикумов с участием детей и родителей.
8. Учебный план
В плане представлены фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Продолжительность фронтальных занятий составляет 25 — 30 минут, подгрупповых и индивидуальных – 8 — 15 минут.
Виды и направленность занятий
Количество часов, отведенных на практическую деятельность в неделю
Индивидуальные и подгрупповые занятия
Источник: dohcolonoc.ru
Программа по обучению дошкольников ПДД «Дорожная Азбука»
В программе прописаны формы и режим занятий, диагностика ЗУН. Прилагаются перспективное планирование занятий, диагностические материалы «Методика обследования сформированности представлений о правилах безопасного поведения на дорогах» у детей старшего возраста.
Борисова Елена Александровна
Борисова Елена Александровна
Портфолио Разработки Блог автора |
Неограниченная бесплатная загрука материала «Программа по обучению дошкольников ПДД «Дорожная Азбука»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Рабочие программы для детских садов» и представляет собой: «рабочая программа».
Загрузка началась.
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Источник: easyen.ru
Программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения»
Пояснительная записка За последние годы на повестку дня особо остро встают вопросы дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Динамика детского травматизма вне образовательного учреждения показывает отрицательную тенденцию.
Рост аварийности с участием детей на территории Нижегородской области зарегистрирован в 18 муниципальных районах и городских округах Нижегородской области. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что он из года в год распределяется примерно следующим образом: — дети до 7 лет становятся участниками ДТП в среднем- 33 %; — от 7 до 14 лет -56,6 %; — до 17 лет – 10,4 %. Как видим, наибольшее количество случаев ДТП по-прежнему происходит с детьми 7-14 лет, которые в 60 % случаев являются пешеходами, в 30 %- пассажирами, в 10 %-велосипедистами.
Анализ показывает, что основную часть пострадавших на дорогах составляют дети и подростки. Чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают дети в возрасте от 7 до 14 лет. Они составляют около половины всех пострадавших в ДТП детей.
В среднем по стране ежегодно регистрируется более 26 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, в результате которых, погибает более 2 600, и получают различные по степени травмы и увечья около 25 тысяч. Почти каждый двенадцатый погибший и восьмой раненный, на дорогах России — это ребенок или подросток в возрасте до 16 лет.
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в возрасте до 14 лет в расчете на 100 тысяч детей данной возрастной категории в Российской Федерации почти в три раза больше, чем в Италии, и в два раза больше, чем во Франции, Германии, Греции. Статистика аварийности по Российской Федерации с детьми и подростками до 16 лет показывает, что в ДТП 21970, погибло 1018, ранено22785 детей и подростков.
По Нижегородской области соответственно 579 ДТП, погибло 22, ранено 606. В настоящее время организационные формы профилактики ДДТТ и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально и не систематически.
В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных дорожных ситуаций. Используемые в образовательном процессе учебники «Окружающий мир» и «ОБЖ» содержат разделы с не правильной трактовкой ПДД и задания, которые вводят учащихся в заблуждение неверными поведенческими установками.
Да и количество тем, отводимое на изучение ПДД в этих учебниках мы считаем недостаточным. Так в начальной школе в учебнике «Окружающий мир» в 1 классе нет ни одного часа. Во 2 классе всего 2часа на изучение тем: — какой бывает транспорт; -велосипед как здоровый образ жизни; -берегись автомобиля; -мы — зрители и пассажиры.
В 3 классе в разделе «Наша безопасность» отводится две темы: «Дорожные знаки» и «Опасные места». Я предлагаю выделить хотя бы один час в неделю на изучение ПДД в начальной школе и ДОУ.
В среднем звене школы предметом «ОБЖ» отводится всего в 5 классе- 4 часа, в 6 классе-3 часа, в 7 классе- 0 часа, в 8- 3 часа на изучение ПДД, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП. К сожалению, на сегодняшний день большинство воспитателей ДОУ, педагогов ОУ и системы дополнительного образования детей не имеют соответствующей подготовки для обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения.
Назрела необходимость в разработке Государственной программы профилактики ДДТТ, в которой должно быть представлено системное, поэтапное рассмотрение путей решения организационных, правовых, методических, возрастных, психолого-физиологических и инженерно-технических проблем. Моя работа предполагает устранение этих недостатков Как уже отмечалось ранее, в среднем звене школы только предметом «ОБЖ» отводится всего 10 часов на изучение Правил дорожного движения, хотя именно подростки в возрасте 10-14 лет наиболее часто попадают в ДТП — более 56%.
Чтобы устранить этот пробел, мною разработана программа дополнительного образования «Юные инспектора дорожного движения». Она содержит разделы: правила дорожного движения, устройство велосипеда и автомобиля, основы правов ых знаний, основы фотодела, оказание первой медицинской помощи. Особенности пр ограммы: Программа разработана с учётом рекомендаций Министерства образования и науки РФ, федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Нижегородской областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2008-2012годы», программы «Повышение безопасности дорожного движения Уренского муниципального района на 2008-2012 годы». Цель программы: охрана жизни и здоровья детей, защита их прав и законных интересов путём предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма используя различные формы деятельности.
Задачи: 1. Закрепление полученных ранее знаний по ПДД учащимися и углубление их. 2.Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрёстках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения. 3.Обучение грамотным действиям в сложных ситуациях на дороге. 4.Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения на специальной площадке.
5.Воспитание ответственного участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения. 6.Сотрудничество с работниками ГИБДД в деле пропаганды правильного поведения на дороге среди пешеходов и водителей.
В представленной программе занятий с юными инспекторами движения предусматривается: изучение вопросов по истории юидовского движения и подразделений ГАИ; изучение правил дорожного движения (ПДД); изучение материальной части велосипеда и автомобиля; основы фотодела; строевая и стрелковая подготовка, вопросы оказания первой помощи и др. Работа отрядом ЮИД проводится по нескольким направлениям: Информационное: создание стендов и стенгазет «ЮИД», боевых листков «За безопасность движения», ведение документации отряда и альбома, организация публикаций в школьной газете и т.д.
Пропагандистское: проведение разъяснительной работы по теме безопасности движения, бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, создание агитбригад «Светофор», изготовление и использование наглядной агитации, участие в создании методической базы для изучения правил дорожного движения. Более опытные юные инспектора движения отряда могут принять участие в патрульной деятельности: сопровождение взрослых в патрулировании и рейдах в целях предотвращения нарушений со стороны детей и подростков. Правил дорожного движения, выпуск «молний» по результатам патрулирования и рейдов; информирование родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения, дежурство у перекрёстков в микрорайоне школы, создание площадок для работы с юными велосипедистами. Кроме указанных направлений могут быть и другие в работе отряда ЮИД. Программа «Юные инспектора дорожного движения» относится к спортивно-технической направленности: создаются условия для формирования у детей навыков, необходимых в реальной жизни, накопления практического опыта.
Тематическое планирование 1 года обучения
4 5 6
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
Источник: www.uchmet.ru