Описание программы петерсон игралочка

Курс математики «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой предназначен для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, их познавательного, интеллектуального и личностного развития. Непосредственным продолжением данного курса является курс математики «Учусь учиться» для начальной и средней школы авторов Г.В.

Дорофеева, Л.Г. Петерсон и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлvazhnoe_o_kurse_matematiki.rar 36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Важное о курсе математики «Игралочка»

«Учиться надо весело! Чтобы переваривать

знания, надо поглощать их с аппетитом»

И Г Р А Л О Ч К А

для детей от 3 до 7 лет

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

  • Соответствует ФГОС ДО .
  • Обеспечивает условия для реализации Концепция развития математического образования на дошкольном уровне.
  • Построен на уникальной методике обучения математике.
  • Обеспечивает преемственность с курсом «Учусь учиться» НШ и ОШ.
  • Имеет полное методическое обучение .
  • Включает готовые сценарии занятий в технологии «Ситуация» .

Курс математики «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой предназначен для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, их познавательного, интеллектуального и личностного развития. Непосредственным продолжением данного курса является курс математики «Учусь учиться» для начальной и средней школы авторов Г.В. Дорофеева, Л.Г.

Обзор на тетради Петерсон «Игралочка» 3 части от 3 до 6 лет.

Петерсон и др.

Курс «Игралочка» может быть реализован в детских садах, Центрах развития, прогимназиях, школах и других образовательных организациях, имеющих дошкольные образовательные группы (с разной продолжительностью пребывания в них детей в течение суток). Кроме того, данный курс может быть эффективно использован для индивидуальной работы с детьми, в том числе и в условиях семейного образования.

В освоение курса «Игралочка» можно включаться на любом этапе дошкольного образования в следующих вариантах:

• для детей 3-4 лет и 4-5 лет – начиная с курса «Игралочка»;

• для детей 5-6 лет и 6-7 лет – начиная с курса «Игралочка – ступенька к школе».

«Игралочка» может использоваться не только как самостоятельный курс математического развития дошкольников (в соответствии с п. 2.11.2. ФГОС дошкольного образования), но и в качестве одного из разделов образовательной области «Познавательное развитие» комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий».

В основу курса «Игралочка» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход , представленная в непрерывной образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»).

Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих ступеней – начального и среднего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игре, а не в учебной деятельности. Именно поэтому данный курс по формированию элементарных математических представлений и называется «Игралочка». Он строится на системе дидактических игр и оптимальных для детей дошкольного возраста форм работы с детьми (беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры с правилами, опыты, моделирование, экспериментирование и др.).

Обзор на тетрадь Петерсон «Игралочка». Части 1 и 2

Цели и задачи курса «Игралочка»

В соответствии с принятым в курсе «Игралочка» методологическим подходом его основной целью становится не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни .

Задачи математического развития в курсе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка.

Так, приоритетными задачами в курсе «Игралочка» являются

  • логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
  • мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);
  • сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
  • любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
  • находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  • вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
  • мелкой моторики;
  • с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
  • с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);
  • аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;
  • работы по правилу и образцу;
  • фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;
  • выбора способов преодоления затруднения;
  • постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий;
  • проверки результатов своих действий, исправления ошибок;
  • нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
  • положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Читайте также:
Программа какая программа больше занимает

Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.

Организация образовательного процесса

В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

Большое внимание в курсе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками в данном курсе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.

Дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO. Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности.

Дидактической основой организации работы с детьми в курсе «Игралочка» является система дидактических принципов .

Специально организованная деятельность по формированию элементарных математических представлений (непосредственно образовательная деятельность) в курсе «Игралочка» проводится в технологии «Ситуация» , которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон для дошкольной ступени. Именно поэтому курс математического развития дошкольников «Игралочка» является стержнеобразующим технологическим звеном программы «Мир открытий».

В курсе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:

  • образовательные ситуации «открытия» нового знания;
  • образовательные ситуации тренировочного типа;
  • образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).

Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе рефлексивного метода. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают следующие способы преодоления затруднения: «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает».

Источник: nsportal.ru

И Г Р А Л О Ч К А

Программа «Игралочка» разрабатывалась с уважением к классической педагогике и психологии и одновременно – с опорой на новейшие достижения мировой науки о дошкольном детстве и общие законы организации и развития любой деятельности, разработанные ведущими российскими методологами в последние десятилетия.

Среди основных принципов к построению парциальной программы «Игралочка» авторы выделяют принципы гуманизации и гуманитаризации образования, приоритета развивающей функции в обучении математике.

Принцип приоритета развивающей функции в обучении математике предполагает не столько собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько образование и развитие с помощью математики.

Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих уровней – начального и основного общего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется не в учебной деятельности, а через различные виды детской деятельности. Именно поэтому программа «Игралочка» строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности, таких как игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование и др.

Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность пронизывают все разделы данной парциальной программы, отсюда и ее название: «Игралочка».

Программа «Игралочка» может быть использована как в рамках дошкольного образования, так и в рамках предшкольной подготовки детей (например, на курсах подготовки к школе на базе школ и гимназий).

В связи с этим, программа «Игралочка» включает в себя основной и вариативный (предшкольный) компоненты, отличающиеся решаемыми образовательными задачами и методическим обеспечением:

Возраст детей

Основной компонент

Вариативный компонент

курс «Игралочка», часть 1

курс «Игралочка», часть 2

Читайте также:
Как научиться водить программа

курс «Игралочка – ступенька к школе», часть 3

курс «Раз – ступенька, два – ступенька. », часть 1

курс «Игралочка – ступенька к школе», часть 4

курс «Раз – ступенька, два – ступенька. », часть 2

Структура программы «Игралочка», дидактические средства освоения ее содержания (образовательная технология, организационные формы, методическая обеспеченность и пр.), наличие вариативного (предшкольного) компонента создают возможность для ее реализации в детских садах, Центрах развития ребенка, прогимназиях, школах и других образовательных организациях, имеющих дошкольные образовательные группы (с разной продолжительностью пребывания в них детей в течение суток). Кроме того, программа «Игралочка» может быть эффективно использована для индивидуальной работы с детьми, в том числе и в условиях семейного образования.

Непосредственным продолжением парциальной программы «Игралочка» является программа по математике «Учусь учиться» для начальной и средней школы авторов Л.Г. Петерсон, Д.Л. Абрарова, Н.Х. Агаханова, Г.В. Дорофеева и др.

Содержание программы «Игралочка» позволяет дошкольникам накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики, обеспечивая тем самым преемственность целей, задач и содержания между дошкольным, начальным и основным уровнями общего образования.

Структура программы «Игралочка» позволяет включаться в ее освоение на любом этапе дошкольного образования в следующих вариантах:

— для детей 3-4 лет и 4-5 лет – начиная с курса «Игралочка»;

— для детей 5-6 лет и 6-7 лет – начиная с курса «Игралочка – ступенька к школе» либо с вариативного курса «Раз – ступенька, два – ступенька. ».

Программа «Игралочка» может использоваться не только как самостоятельная парциальная образовательная программа математического развития дошкольников (в соответствии с п. 2.11.2. ФГОС дошкольного образования), но и в качестве одного из разделов образовательной области «Познавательное развитие» образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий».

Цели и задачи реализации программы

В соответствии с принятым в программе «Игралочка» методологическим подходом ее основной целью становится не столько формирование у детей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.

Учитывая специфику современного непрерывно меняющегося мира, именно воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации, становится главной целью образования на всех без исключения его уровнях.

При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса, что нашло свое отражение в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.

Таким образом, с точки зрения приоритета развивающей функции образования конкретные математические знания рассматриваются авторами не как самоцель, а как средства развития личностных качеств ребенка, формирования у него первичного опыта выполнения таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок и др.

Задачи математического развития в программе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка.

Так, приоритетными задачами в программе «Игралочка» являются развитие:

— логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);

— мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия);

— сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);

— любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);

— находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

— вариативного мышления, воображения, творческих способностей;

— мелкой моторики;

ознакомление:

— с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);

— с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (экспериментирование, моделирование и др.);

формирование опыта:

— аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;

— работы по правилу и образцу;

— фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;

Читайте также:
Широкомасштабная долгосрочная программа направленная на решение важнейшей рекламной цели

— выбора способов преодоления затруднения;

— постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих

— проверки результатов своих действий, исправления ошибок;

— нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);

— положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.

Организация образовательного процесса

В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

Большое внимание в Программе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками по данной программе ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.

При всем многообразии форм работы с детьми дошкольного возраста ряд задач математического развития наиболее успешно может быть решен в процессе такой формы работы, как занятия, по своей сути представляющие собой специально моделируемые в соответствии с программными задачами образовательные ситуации.

В ходе занятий дети не замечают, что идет обучение, − они перемещаются по комнате, общаются, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO. Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности.

В программе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:

— образовательные ситуации «открытия» нового знания;

— образовательные ситуации тренировочного типа;

— образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).

Подчеркнем, что слово «занятие» применительно к дошкольникам понимается авторами как условное обозначение заинтересованной и увлекательной совместной деятельности детей и взрослых.

Дидактической основой организации работы с детьми по программе «Игралочка» является система дидактических принципов .

Одной из ключевых особенностей программы «Игралочка» является то, что в основу организации образовательного процесса положен современный педагогический инструмент – технология «Ситуация» (Л.Г. Петерсон).

Данная технология представляет собой адаптированный вариант технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон, разработанной в середине 1990-х гг., т.е. более 20 лет назад. За это время она прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность.

Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).

Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовывать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество.

На дошкольном уровне речь идет о приобретении детьми первичного опыта выполнения универсальных действий. В качестве предпосылок универсальных учебных действий в образовательной системе Петерсон Л.Г. рассматривается опыт выполнения детьми таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок и др. Технология «Ситуация» дает педагогу ключ к управлению данным процессом.

Источник: www.sch2000.ru

Петерсон, Кочемасова: Игралочка. Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников. 3-7 лет

Петерсон, Кочемасова - Игралочка. Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников. 3-7 лет обложка книги

35 %

Издательство: Просвещение/Бином, 2021 г.

Цена для всех

Ваша цена (-35%)

ID товара: 719564

ISBN: 978-5-09-080631-2 все , 978-5-9963-5128-2, 9785996364367 скрыть

Страниц: 80 (Офсет)

Оформление

Масса: 128 г

Размеры: 260x165x4 мм

покупают вместе

за 925 ₽ 1422

Игралочка. Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников. 3-7 лет

Игралочка. Практический курс математики для детей 4-5 л. Методические рекомендации. Часть 2. ФГОС ДО

Игралочка. Математика для детей 4-5 лет. Часть 2. ФГОС ДО

Игралочка. Парциальная. 384 250 руб.

Игралочка. Практический курс. 632 411 руб.

Игралочка. Математика для детей. 406 264 руб.

Оценить (оценило: 1)

Аннотация к книге «Игралочка. Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников. 3-7 лет»

Источник: www.labirint.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru