У большинства детей с ОВЗ отмечается повышенный уровень тревожности и агрессии.
Причины детской агрессии различны. Как же помочь таким детям справиться со своей неконтролируемой активностью?
Публикация «Рабочая программа „Это мой мир“, Песочная терапия (1–4 класс)» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Специфика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной фрустрации, сильными чувствами тревоги, вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно скорректировать поведение. Поэтому первый шаг в работе— гармонизация эмоциональной сферы ребенка. На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания ребенку позволяет метод песочной терапии.
Мастер-класс | Песочная терапия
У детей, для которых игра и жизнь почти синонимы, объективизация бессознательного материала ведет к интеграции и перенесению опыта в существующую действительность.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки. Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет. Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.
развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
снимают мышечную напряжённость;
помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
развивают творческие действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
способствуют расширению словарного запаса;
помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Вид программы : Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы.
Песочная терапия. Особенности работы. Ольга Гаркавец
Цель программы : условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Снижение уровня агрессивности путем снятия эмоционального напряжения.
Задачи программы :
1. освободить от негативных состояний;
2. снять нервно – психическое напряжение;
3. сформировать адекватное межличностное поведение;
4. избавить от агрессии страха, замкнутости;
5. совершенствовать внутренний потенциал обучающегося;
6. стабилизировать эмоциональное состояние;
7. создать условий для коррекции и развития познавательной деятельности
обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Адресат: младшие школьники с ОВЗ.
Продолжительность реализации курса составляет 11 недель (11 ак. часов). Форма обучения – индивидуальная. Периодичность занятий — 1 раз в неделю.
Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.
— есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы;
— имеются кожные заболевания и порезы на руках;
— высокий уровень тревожности.
Для организации песочной терапии понадобится :
Ящик для песка (песочница, размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
Песок
Коллекция миниатюрных фигурок
Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.
Ожидаемые результаты итогов реализации программы :
1. умение освободиться от негативных состояний;
2. умение снять нервно – психическое напряжение;
3. умение сформировать адекватное межличностное поведение;
4. умение избавляться от агрессии страха, замкнутости;
5. умение совершенствовать внутренний потенциал обучающегося;
6. умение стабилизировать эмоциональное состояние;
Формы подведения итогов реализации программы :
В начале реализации программы – наблюдение.
В течении – наблюдение.
В конце реализации программы – наблюдение.
Учебно – тематическое планирование.
разделов и тем. Кол – во часов. В том числе Форма контроля
1. Диагностика. 1 1 наблюдение
2. Тема занятия «Песочная страна» 1 1 наблюдение
3. Тема занятия «Мы создаем мир». 1 1 наблюдение
4. Тема занятия «Непогода нынче в моде». 1 1 наблюдение
5. Тема занятия «Несекретные материалы». 1 1 наблюдение
6. Тема занятия «Украсим наш дом». 1 1 наблюдение
7. Тема занятия «Следопыт». 1 1 наблюдение
8. Тема занятия «Я победил мистера Злюка» 1 1 наблюдение
9. Тема занятия «Необитаемый остров». 1 1 наблюдение
10. Тема занятия «Это мой мир». 1 1 наблюдение
11. Диагностика. 1 1 наблюдение
1. Диагностика. Наблюдение. Методика А. Романова
2. Занятие №1 «Песочная страна». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.
Игра «Отпечатки рук».
На ровной поверхности песка обучающийся делает отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
3. Занятие №2 «Мы создаем мир». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.
Ученик выбирает нужные ему фигурки людей, животных или цветок, такую фигурку тоже можно взять. (возможно у ребенка кто то из членов семьи ассоциируется с животным и т. д.)
Это может быть животное, птица, сказочный персонаж и т. д., и представить, что эти фигурки они сами, затем назвать своего героя, рассказать,почему именно выбрал этого персонажа, придумать чем он занимается, после того он расскажет о своих персонажах, логопед предлагает построить на песке их общий дом, так, чтобы у каждого героя было свое место и занятие
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
4. Занятие № 3 «Непогода нынче в моде». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.
Упражнения «Поздороваемся с песочком». Детям предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках.
Упражнение «Песочный ветер». Звучит песня «Сыпется песочек»
Дети медленно / быстро пересыпают песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь.
Звучит музыка «Шум дождя».
Обучающийся рисуют капли дождя, сопровождая рисование словами «Кап,кап,кап…»
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
5. Занятие № 4 «Несекретные материалы». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.
Игра-упражнение «Секретные задания кротов».
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Игра «Песочные прятки». Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки:«Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке.
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
«Украсим наш дом». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.
Взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
7. Занятие №6 «Следопыт». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами.
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы.
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
8. Занятие №7 «Я победил мистера Злюка» Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его
самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
9. Занятие № 8 «Необитаемый остров». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.
Педагог рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо.
Посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений
из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку,
и переместимся на «необитаемый» остров, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
10. Занятие № 9 «Это мой мир». Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, раздаточного материала, рифмовок. Самостоятельная работа. Ритуал «входа» в Песочную страну.
Упражнение «Я и мир, который меня окружает». Сейчас я прошу тебя построить свой мир таким, какой ты хочешь, используя при этом песок и выбранные тобой фигурки. Создаваемая тобой работа должна рассказать о том, что ты не можете передать словами». Во время работы обучающегося педагог не руководит ею, он внимательно наблюдает, как ребенок играет.
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
11. Диагностика. Наблюдение. Методика А. Романова
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб. : Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. — СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
7. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
8. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
9. Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006..
11. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010.
Музыка «Звуки леса».
Песня «Сыпется песочек».
Музыка «Шум дождя».
Публикации по теме:
Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..
Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя»Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.
Песочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.
Песочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.
Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в «Педагогической» песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.
Песочная терапия с детьми (проведение занятий) Песочная терапия с детьми — проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.
Песочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.
Песочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.
Песочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.
Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.
- Игротерапия. Игровая терапия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Программа «Песочная фантазия» с использованием технологии песочной терапии
Программа «Песочная фантазия» с использованием технологии песочной терапии. Иванова Жанна Олеговна, психолог государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Добрый свет» в муниципальном образовании Надымский район». Участник конкурса «Социальные инновации» . Номинация «Социальная программа, проект, технология, методика, подготовленные для работы с получателями социальных услуг».
Характеристика проблемы
Очень эффективным методом психокоррекции в любом возрасте является игротерапия. В ее основе лежит признание того, что игры оказывают огромное влияние на личность. Песочная терапия — одна из разновидностей игротерапии.
Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.).
Очень интересно наблюдать за лицом человека, который впервые входит в комнату с песочницей. Многие люди не имеют в жизни возможности наиграться вдоволь, они редко фантазируют, редко занимаются творчеством.
Поэтому песочная терапия — очень привлекательный для людей пожилого возраста метод релаксации: не надо уметь рисовать, двигаться, даже говорить.
Подобные способы самовыражения позволяют активизировать скрытые ресурсы человека, кроме того, любые виды творчества сами являются мощнейшим ресурсом. Применение мягких, бережных форм психологической работы помогает людям старшего возраста гармонизировать свое душевное состояние, ощутить новые силы, найти единомышленников в сложной жизненной ситуации, привыкнуть к новым условиям проживания, почувствовать себя нужными, окруженными заботой и наполнить свои зрелые годы смыслом. Пожилому человеку важно ощущать свою полезность для семьи и общества, значимость себя как личности. Это помогает сохранять высокую самооценку, формировать новую активную жизненную позицию, адекватно относиться к собственному старению.
Актуальность
Песочная терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается, так, что для некоторых людей — это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.
Поздний возраст обладает психологической уникальностью из-за разнообразия индивидуальных форм старения. Это обуславливает проблематичность использования известных средств психорегуляции эмоциональных состояний, разработанных для зрелого возраста в работе с людьми поздних возрастов. Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к данной теме. Дефицит практических методик реабилитации для данной возрастной категории и людей с ограниченными возможностями свидетельствует о необходимости подготовки и внедрения в работу психолога учреждения социального обслуживания программы с использованием технологии песочной терапии как разновидности арт-терапии. В учреждении применяются специфические методы, отражающие характерную для пожилого возраста структуру эмоциональных переживаний.
Цель и задачи
Цель программы: создание психоэмоционального комфорта для граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием технологии песочной терапии как разновидности арт-терапии.
Задачи:
- развитие зрительно-пространственной ориентировки, концентрация внимания, памяти;
- преодоление коммуникативных барьеров, стабилизация эмоционального состояния (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии);
- развитие творческих (креативных) способностей.
Концептуальные подходы
Впервые в качестве «средства лечения», песок открыл швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг. Он утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, — это как раз те символы, с помощью которых говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности исцеления. В 50-е годы Дора Калфф, юнгианский аналитик, обучается у Ловенфельд, развивая идеи, соединяя технику с юнгианскими идеями и восточной философией, так рождается песочная терапия (Sandplay).
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности.
Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий. Накопленный эмпирическим путем материал, сегодня начинает подвергаться научному осмыслению. Причем характерной чертой этого процесса является отнюдь не осмысление опыта в рамках некоторой психологической парадигмы. На первый план выступает анализ особенностей и закономерностей использования песочной терапии с различными категориями адресатов психологической, психотерапевтической и педагогической работы.
Метод песочной терапии используется в работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами со следующим спектром проблем:
- различные формы нарушений поведения;
- сложности во взаимоотношениях;
- психосоматические заболевания;
- повышенная тревожность, страхи;
- сложности, связанные с изменениями в семейной и в социальной ситуациях;
- неврозы.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении получателя социальных услуг.
Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии получателей социальных услуг (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия используется в трех направлениях:
Для песочной терапии в отделении используется уникальный материал – «Живой песок», он абсолютно безопасный и безвредный, произведен из нетоксичных материалов, приятный на ощупь, гигиеничный, не остается на руках, не рассыпается мелкой фракцией по полу, не пачкает одежду.
К психологу отделения граждане пожилого возраста обращаются с жалобами на плохой сон, на неосознанную тревожность, на ощущение постоянного чувство страха, на различные эмоциональные трудности. В ответ психолог предлагает «поиграть» с песком, предлагает почувствовать и высказать ощущения. Кроме позитивного влияния на эмоциональное состояние пожилого человека, с помощью «живого песка» корректируются невротические нарушения, а также профилактируется конфликтность, замкнутость, решается проблема самооценки, улучшается внимание, память, развивается творческое мышление, воображение. «Живой песок» успокаивает, расслабляет и снимает напряжение.
Виды техники рисования песком
Техника описание: используется для объяснения материала.
Техника закидывания: используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности.
При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.
Техника засыпания: используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки.
Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.
Техника насыпания: взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии.
Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.
Техника вытирания: данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
Техника процарапывания: итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.
Техника отпечатка: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки всей ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.
Оборудование: песочница со световым планшетом, песок мелкий и крупный, ракушки, камни стеклянные, мелкие игрушки (звери, человечки), кисточки, стеки, кинетический песок.
Этапы и сроки реализации программы
Рабочий план реализации программы предполагает реализацию поставленных задач на трех этапах.
На диагностико-проектном этапе (июнь-август 2020 года) будут проведены мероприятия по созданию условий, необходимых для обеспечения разработки и внедрения программы и подготовке участников к реализации программы.
Основной этап (сентябрь-июль 2020-2021 года) обеспечит внедрение программы и реализация технологии «Песочная терапия».
Рефлексивный (обобщающий) этап (август 2021 года) предусмотрен для обобщения результатов реализации программы.
Мероприятия реализации программы
Основная деятельность
Ответственные
· Диагностика САН (самочувствие, активность, настроение) В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников);
· Методика «Лесенка» (на самооценку) В.Г Щур;
· Методика «Дерево» (на самооценку) Д. Лампен;
· Диагностика САН (самочувствие, активность, настроение) В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников);
· Методика «Лесенка» (на самооценку) В.Г Щур;
· Методика «Дерево» (на самооценку) Д. Лампен;
· Диагностика Методика «Лесенка» (на самооценку) В.Г Щур;
· Методика «Дерево» (на самооценку) Д. Лампен;
План реализации мероприятий основного этапа на основе технологии «Песочная терапия»
Упражнение «Яблоки и груши»
Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
Перечень нормативных правовых актов
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2014г. № 1087-П «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг».
Сведения о ресурсных возможностях
Кадровые ресурсы, привлекаемые для реализации программы, формируется исходя из штатного расписания учреждения.
Программа реализуется психологом учреждения на отделении психолого-педагогической помощи.
Плата за социальные услуги, предоставляемые на отделении психолого-педагогической помощи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социального обслуживания населения.
- Планшет для рисования песком с подсветкой.
- Чистый, просеянный песок.
- «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см).
Механизм реализации
При реализации программы используют различные формы работы с пожилыми людьми.
Методы и техники, используемые в программе:
- Релаксации, снятие психоэмоционального напряжения.
- Рефлексии (сосредоточение) на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
- Игротерапия.
- Песочная терапия.
- Арт-терапия.
- Функциональная музыка (аранжированная классическая музыка, релаксационная музыка «Звуки природы», расслабляющая инструментальная музыка).
Формы организации деятельности пескотерапии:
- работа с песком в песочнице;
- работа со световым планшетом (рисование песком SAND-ART);
- работа с цветным песком;
- групповые, подгрупповые, индивидуальные формы работы.
Рабочий план реализации проекта предполагает реализацию проектных задач на трех этапах.
На диагностико-проектном этапе (июнь-август 2020 года) будут проведены мероприятия по созданию условий, необходимых для обеспечения разработки и внедрения программы и подготовке участников к реализации программы:
- Информирование получателей социальных услуг о дополнительных услугах через рекламную деятельность: разработка рекламной продукции и проведение информационной деятельности;
- Диагностика получателей социальных услуг на выявления их эмоционального состояния;
- Разработка плана мероприятий.
Основной этап (сентябрь-июль 2020-2021 года):
- Реализация плановых мероприятий по программе и реализация технологии «Песочная терапия».
Рефлексивный (обобщающий) этап (август 2021 года) предусмотрен для обобщения результатов реализации программы:
- Подведение итогов работы по программе.
- Анализ проделанной работы и достигнутых результатов.
- Диагностика: методика «Лесенка» на самооценку; шкала тревожности Тейлора; методика «Дерево» на самооценку.
Ожидаемые конечные результаты
Оценка эффективности будет проводиться по количественным и качественным показателям.
При качественной оценке работы над программой будут использованы результаты, полученные в ходе наблюдения, диагностического материала (анкетирование) за получателями социальных услуг на каждом занятии, беседы с гражданами после занятия.
Анализируя результаты диагностического обследования участников, можно сделать вывод:
- повысилась самооценка (100%);
- снизился (100%);
- улучшилось психоэмоциональное состояние участников (100%).
Количественные и качественные показатели
№п/п
1
Механизм оценки результатов
Для оценки результатов реализации программы применяются:
- Диагностика САН (самочувствие, активность, настроение) В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников);
- Методика «Лесенка» (на самооценку) В.Г Щур;
- Методика «Дерево» (на самооценку) Д. Лампен;
- Тест на уровень тревожности «Шкала Спилберга-Ханина».
Результативность проекта будет определена по следующим показателям:
- Повышение самооценки участников проекта.
- Разработанные дидактические материалы, готовые к использованию в работе.
- Снижение уровня тревожности и психофизического напряжения получателей социальных услуг.
- Отработаны механизмы вовлечения получателей социальных услуг в творческий процесс на основе предложенной деятельности.
В результате реализации программы будут созданы условия для развития социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде.
Оценка достижения поставленных задач и намеченных результатов в ходе выполнения программы и по ее окончании проводится созданной экспертной группой из числа специалистов соответствующего профиля.
Предполагаемые затраты
Материально-техническое обеспечение предполагает использование материально-технической базы учреждения. Реализация программы не предусматривает финансовых затрат.
Список используемой литературы
- Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002.
- Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. — М: ИНТ, 2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова).
- Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
- Никитина Т.О. Афанасьева М.А. «Песок как универсальное средство развития школьников», 2013, №9.
- Постоева Л. Д., Лукина Г. А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 8-11 лет», «Книголюб», 2006.
Список полезных интернет – ресурсов
- http://30astr-dou127.caduk.ru/88-programma-kruzhka-pesochnaya-animaciya.html
- http://cholga.ucoz.ru/blog/pesochnaja_animacija_risovanie_peskom_metod_sand_art/2014- 05-05-11.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2012/10/08/metodika-risovaniya-peskom.
Источник: son-net.info
План-программа кружка по песочной терапии «Чудесный песок»
рабочая программа (старшая группа)
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Скачать:
Предварительный просмотр:
План – программа кружка
по песочной терапии
в старшей логопедической группе № 3 «Пчёлки»
на 2021-2022 уч.г.
Воспитатель Лубяновская С.С.
I. Целевой раздел
1.3.Принципы реализации программы………………………………………………….5
1.2. Цель и задачи реализации программы……………………………. 5
1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………. 6
II. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей 5-6 лет…………………………………………….7
2.2. Организация образовательной деятельности………………………………………8
2.3. Учебно – тематический план образовательной программы «Чудесный песок» для детей 5-6 лет………………………………………………………………………………9
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы…………………11
3.2. Методическое обеспечение программы…………………………………………. 12
Приложение 2. Конспекты занятий по песочной терапии……………………………………24
I. Целевой раздел
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.
Дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его можно размазывать по стеклу. На развитие детей более старшего возраста рисование также оказывает самое благоприятное действие.
Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.
Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Образы художественного творчества детей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, эмоциональные всплески и переживания.
Художественное самовыражение используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально волевой сферы личности; оно способствует как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей с ОВЗ.
Трудно переоценить педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Во время работы с песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко скорректировать.
Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически.
Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Манипуляция сыпучими материалами, позволяет «заземлять» негативные эмоции благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, что особенно важно для детей с ОВЗ.
1.2.Принципы реализации программы
Принцип творчества , создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода , учёта возрастных особенностей ребёнка.
Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.
Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребёнка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущении (модальностей).
1.3. Цель и задачи программы:
Цель: Стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния. Развитие сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ, через взаимодействие с песком
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развитие способностей к социализации;
- снимать мышечную напряжённость;
- помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
- соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствовать расширению словарного запаса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;
1.4 . Планируемый результат освоения Программы
• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, чувства незащищенности, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т.д.), повышение коммуникативных навыков (конфликтности);
• Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
• Повышение самооценки дошкольника;
• Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Развитие творческих способностей
II. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет
- Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
- Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
- Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
- Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
- Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
- В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
- Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
- Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
- Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
- Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
- Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
- Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
2.2.Организация образовательной деятельности
Программа рассчитана для детей 5-6 лет с ОНР и ТНР . (старшая логопедическая группа № 3 «Пчёлки») Занятия проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим и возрастным особенностям детей. Программа реализуется в рамках кружка «Чудесный песок»
Срок реализации программы : октябрь – май
Количество занятий – 32 ( 1 раза в неделю, 4 занятия в месяц)
Форма работы – подгрупповая (5-6 детей)
Продолжительность занятий — 20- 25 мин.
Часть 1. Вводная Настрой детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, конструирование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая Подведение итога занятия. Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: ритуал прощания.
Формы подведения итогов: Содержание программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.
Методы и приёмы:
- беседы;
- практические методы (показ);
- игровые;
- наглядный.
Дезинфекция песка : обработка бактерицидным облучателем 2 раза в неделю в течение 45-60 минут.
2.3 Учебно – тематический план образовательной программы «Чудесный песок» для детей 5-6 лет
Источник: nsportal.ru