Описание программы на радио

Содержание

16. Аналитические программы и формат на современной радиостанции. Роль аналитических программ в привлечении целевой аудитории. Способы продвижения аналитических программ на радио.

Прежде всего необходимо решить, занимается данная радиостанция аналитикой или нет. Существенным для этого является потребность целевого слушателя в ней. И если в передачах такого плана есть необходимость, то делать их должны профессионалы. Только в этом случае они будут интересными и легко воспринимаемыми. Немаловажно и то, на что направлен собственно анализ.

Если мы определили целевыми слушателями домохозяек, то уместней будет анализ качества товаров и услуг и цен на них. Анализ биржевых сводок и положения в экономике страны будет интересен слушателям, работающим в сфере крупного бизнеса. Тестирование новинок автомобилестроения – автомобилистам. Политический анализ заинтересует аудиторию с активной жизненной позицией, имеющую соответствующий уровень образования. Хотя еще раз стоит подчеркнуть, что далеко не на всех радиостанциях аналитика вообще уместна.

Особенности подготовки разговорной программы на радио

Спорт FM — анализ матчей
Бизнес FM — котировки, биржевые сводки

Особенности восприятия аналитики на радио связано с процессом совместного мышления автора и аудитории. Автор, рассуждая, сопоставляя выводы, ведёт слушателя к выводам.

Не все радиостанции включают АП, так как:

1) Аналитика может изменить направленность вещания на развлечение;
2) Отсутствие профессиональных кадров;
3) Незаинтересованность рекламодателей в АП;
4) Отсутствие технической базы (диктофон, отдельный монтажный стол, отдельный корреспондентский телефон);
5) Почасовая оплата труда журналиста на радио.

Источник: gyfa2006.livejournal.com

Как устроено FM-радио

Представьте себе пробку на каком-нибудь проспекте, какого-нибудь условного мегаполиса. Открытые окна автомобилей, протяжные гудки и звуки различных радиостанций, с которых нам вещают о разрушающих США ураганах, футбольных баталиях и политических казусах. Мы часто включаем приемник фоном, когда нет желания подключать к магнитоле AUX или флешку.

Знакомые уже голоса радио ведущих приносят нам бодрость с утра или усыпляют вечером. Под катом пару слов о том, как устроено современное FM-радио. А то мы все о телекоме, да о телекоме.

Итак, на первый взгляд все просто. Для работы радио нужен как минимум ПК, с которого вещание идет на передатчик. Каждая станция использует софт по личному усмотрению. Вещать можно и с WinAmp, но тогда не стоит даже вспоминать слово автоматизация, а ведь оно в работе радиостанции ключевое. Здесь и реклама, которая должна вовремя появиться в эфире, вещание радиопередач по расписанию и тому подобные нюансы.

Автоматизация Эфира Вашей Вещательной Радиостанции

Помещение радиостанции — это студия и отдел обслуживания, где находятся рекламный отдел, директор и другие сотрудники. Студия представляет из себя изолированную комнату обшитую звукопоглащающим материалом (например параллоном). Все рабочие компьютеры, как правило, выносят за пределы студии, чтобы не создавать дополнительного шума. На фотографии пара компьютеров, один из которых эфирный, а второй — помощник ведущему для работы в интернет и с месенджерами, куда прилетают приветы и поздравления.

Среди железа, работающего в студии основополагающую роль играет пульт для микширования нескольких источников. На примере к пульту присоединены всего три устройства — два микрофона и эфирный ПК. Однако микрофонов можно и больше, можно подключать и музыкальные устройства, начиная от еще одного ПК, заканчивая банальным бытовым плеером.

С этих микрофонов можно записывать голос ведущего на второй ПК, обходя прямой эфир стороной. Для этих целей на пульте есть выход AUX, идущий на линейный вход “звуковухи”. Само собой, что на радиостанции используются только профессиональные звуковые карты. То же касается и микрофонов, качество которых должно быть высшего уровня. На каждый микро в студии плюсом устанавливается компрессор класса DBX 286, в функции которого входит усиление микрофона, компрессия голоса (для более насыщенного качества и устранения разницы в голосе когда ведущий, к примеру, отвернул голову от микрофона смотря в монитор), деесер, для подрезания паразитных звуков на словах с буквами «с» и «ц» и гейтер (для подавления шумов в паузах между словами ведущего).

Когда всё готово к эфиру, сингал нужно доставить на передатчик. Тут есть несколько интересных моментов. Как правило, студия размещается либо рядом с передатчиком либо удалённо, а передатчик установлен на какой то радио-телевизионной передающей антенне.
Если студия рядом с антенной (до 50 м), то с пульта звуковой сигнал поступает в формирователь комплексного сигнала где уже он готов для приема, только на малой мощности (до 30 Вт),

где уже по радиочастотному кабелю подымается к усилителю, который просто усиливает мощность до необходимой и подает в антенну.

Если же студия находится далеко от передатчика, то сигнал уходит по каналам передачи данных. Это может быть беспроводной пролёт, либо оптоволоконные линии, соединяя студию и передатчик, используя обычный интернет.
В нашем примере, студия находится на расстоянии, поэтому для передачи сигнала используют либо аппаратные кодеры/декодеры, либо программные — на уровне софта.

В любом случае, с одной стороны происходит захват звука и передача его по каналам передачи данных (кодеки и сжатие настраивается по желанию).

Вот сигнал, преодолев все препятствия пришел в конечный пункт, где ему суждено выйти в эфир. Программный кодер дает огромные преимущества, потому что звуковую карту можно поставить на свое усмотрение, и настроить дополнительную обработку звука звуковым процессором, и в том числе резервирование эфира на случай отключения от студии (по форс-мажорным обстоятельствам). А по стоимости с учетом лицензирования ОС и софта — можно сравнивать. К примеру, аппаратный кодер, что на картинке, стоит 136 тысяч рублей, а с другой стороны — ставится декодер с похожей ценой — вот и сравниваем ценник. А ведь экономия на звуковых картах — это прямой путь к низкому качеству звука в эфире, что ведет к потере слушателей.

Читайте также:
Как пользоваться программой кинопоиск

Дальше со “звуковухи” сигнал бежит на формирователь сигнала, с него на усилитель. После по толстому фидеру его ждет пробежка на антенну и в эфир к радиоприемнику слушателя.

Вот так это выглядит: есть арендованное небольшое помещение с вентиляцией и кондиционированием как правило ближе к антенне. Тут же и ПК и передатчик.

формирователь сигнала на выходе которого уже имеем готовый сигнал малой мощности … ниже комбайнер, который этот сигнал подает на два усилителя что стоят снизу и выходы потом суммирует в один. И далее уже все это по толстому фидеру прямо в антенну.
В первой строчке видно выходную мощность на данный момент (для сравнения: мобильный телефон как правило имеет максимум 1 Вт в 1800 диапазоне и 2 Вт в 900 диапазоне).​

Одна из самых важных штук — это построение плейлиста, который будет звучать. Конечно, можно обойтись винампом, где временами будут проскакивать заставки с позывными, а рекламу можно и руками вставлять. Такая схема будет работать и отлично подойдет для домашнего радио, но потребует постоянного присутствия человека перед эфиром.

На профессиональных станциях ставятся автоматизированные системы. Рассмотрим одну из них — SoundEmpire. Есть некоторые сходства с Winamp. В программе каждый час подгружается новые плейлист, по правилам подготовленным заранее.

Метод смены листа каждый час это правильно, так как если диджей к примеру доставил песню в лист вручную то сдвинет только текущий лист, а на следующий это не повлияет. Что не успеет проиграть в текущем часе — просто удаляется с листа, на фото все что после 60-й минуты уже не выйдет в эфир из-за ручного добавления треков в эфир.

В листе сразу видно расчетное время старта композиции согласно учёта длительности и микширования.
Правее находится база доступных песен для ручной постановки … причем три колонки для удобства. В первой все песни в базе алфавитном порядке, если снизу в фильтре ввести первые буквы, то в списке будут только те — что попадают под описание.
Правые колонки позволяют помогать фильтровать песни по исполнителю/дате добавления/языку исполнения/темпу/настроению.
Банальным перетаскиванием — песни просто переносят в лист.
Тут же есть закладки где уже собраны готовые заставки под разные передачи для оформления эфира.
А теперь об автоматизации …

Сверху мы видим разные подписанные счетчики — это и есть время до выхода рекламы и какой либо передачи. Первый счётчик ставит в плейлист рекламу по времени, которая после постановки ждёт окончания трека и выходит. Поэтому ее лучше забивать на 2 минуты раньше расчетного времени. К примеру, если должна быть реклама на 20-й минуте, то счётчик ее поставит на 18-ю минуту, дождётся окончания текущей песни и выведет в эфир.

Второй счетчик — это выход передач, к примеру если новости выходят в записи то их можно либо поставить ручками в плейлист, а можно забить в расписание, которое их будет ставить по времени. В нашем случае на ровные часы забита часовая заставка с позывным радио. Нажав на часики можно вывод переключить в ручной режим. В таком случае реклама не установится в плейлист, а когда настаент время выхода, просто замигает клавиша «поставить» для ручной постановки. Это иногда нужно для работы в прямом эфире, когда идет дискуссия и нужно слегка понизить градус спора, к примеру.

То есть, ведущий не беспокоится о том, когда должен будет выводить рекламу и не составляет рекламный блок. Этим как правило занимается рекламный отдел, который просто согласно сетки рекламы отмечает места выхода ролика, а эфирная программа выводит ролик, предварительно «оформляя» блок «влётом» и «вылетом» (заставка начала и конца рекламы).

На примере видно рекламную кампанию одного рекламодателя, которая состоит из 4-х роликов. Согласно сетке рекламы расставлены ролики 1-4. Если на это время назначены еще ролики, то они выйдут в одном блоке с текущим. Иными словами, каждый блок никто отдельно не составляет (хотя и можно редактировать) — достаточно за раз расставить ролики на месяц или даже более и программа сама будет всё выводить.
Аналогичная ситуация и с передачами.

Такая фишка позволяет постоянно не находится в студии при работе программы. Для страховки есть дежурный плейлист, на случай если диджей похулиганит и удалит несколько песен и до конца часа будет не хватать треков … или музред не успел забить плейлист, то опять же выйдет дежурный лист.

А теперь немного о песнях … в отличии от Winamp тут есть база данных (как в библиотеке каталог). То есть, информация о песнях хранится в карточках, а не в тегах. Это позволяет песне навешать много интересного. К примеру темп/настроение/язык и т. д. То есть то, что позволяет потом в студии отыскать песню по типу или сформировать час эфира согласно правил (к примеру — утром веселые и быстрые песни).

Также можно указать время intro outro … что будет полезно ведущим, которые любят болтать на песне … это время до начала слов в песне и время конце, когда уже можно болтать не перебивая исполнителя. Если этот параметр забить то в начала трека и в конце возле времени до конца трека будет появляться дополнительный таймер до указанного времени.

Даже если в треке есть тишина в начале или в конце, его не обязательно пропускать через звуковой редактор, так как в Империи достаточно указать начало и конце трека уже на самом файле и в случае необходимости — точку микса и сохранить.

Ну и последнее на чем хотелось бы остановится на формировании часов … у каждой радиостанции своя концепция вещания и наполнение часа. Согласно категорий песен, которые мы вешали на новые добавленные треки в начале — и формируется час. Категориями его составляет музред — и для каждого часа суток можно выбрать свою последовательность категорий. То есть — первая в 8-часе украинская, потом новинка недели. потом горячий хит и т.д. Более того, дополнительно включить фильтр для быстрых или спокойных песен …

Также есть защита на исполнителя… к примеру ставим 30 треков и в течении 30 песен этот же исполнитель уже не станет в эфир с другой песней даже в другой категории. Также защиты от названия песни… к примеру установив эту защиту на 20 треков, это означает что песня с таким названием к примеру «мама» уже не станет любого другого исполнителя в течении 20 треков. Ну и для совсем капризных защита на смежных исполнителей… к примеру указать что ДДТ и Шевчук одно и тоже… то есть если стал ДДТ то Шевчук уже согласно политике защит не станет несколько следующих песен. Также для дня недели выбрать свою последовательность часов … то есть все зависит от фантазии и желания музреда. Ну в общем, по такому принципу работают почти все радиостанции.

Читайте также:
Компьютер долго открывает папки и программы

Буквально вчера сменили линию связи на беспроводную, до этого был проводной провайдер… и были постоянные разрывы, когда их «кольца» в коммутаторах проводили переключение в случае вылета какого либо коммутатора. Сейчас полностью своя линия в одном киилометре от передатчика до студии с полностью автономным питанием.

Релейка на этапе установки (скотч на антенне — это маскировка светодиодов, чтобы не привлекать внимание). Труба еще будет подкрашена.

А вот и приёмная, причем СВЧ FM вещания (порядка 2 кВт на всю антенну или до 500 Вт на вибратор) — не влияет на работу антенки, хотя на всякий случай закрепили на противоположной стороне от вибраторов и в позиции по высоте — между излучающими элементами.

Подготовил Андрей Полубинский

Источник: habr.com

Правильно написать и прочитать новости на радио

Новости на радио

Многие из Вас, скорее всего, просто мечтают работать на радио. Предпочтение всегда отдаётся профессии радио ведущего, то есть радио DJ-я. Что бы им стать и потом успешно работать на радио в этом качестве, на мой взгляд, нужно иметь определённый талант, склад ума и характера.

В общем, я пробовал пару раз, но, как-то, выдающегося ничего не получилось, а посредственностей на радио у нас и так хватает. Поэтому, проанализировав все “за” и “против”, я решил заняться, всё-таки, тем, что умею, а именно новостями. Однако, не смотря на то, что в качестве новостника, на радио попасть проще, Новости на радио, имеют свою специфику. Об этом сейчас и поговорим.

  • Основные правила подготовки текстов
  • Избегаем штампов и концеляризмов
  • Имена собственные и ударения
  • Ссылки на официальные источники
  • Национальная принадлежность
  • Новости на радио
  • Новости на радио не пугают
  • Сокращения и аббревиатуры
  • Примеры новостных текстов

Основные правила подготовки текстов

Новости на радио

Музыка звучит на каждом радио. Какая – это уже зависит от формата и, порой отличить одну станцию от другой по музыкальному контенту бывает довольно сложно. Что делает радиостанцию уникальной, так это ГОЛОСА радио ведущих и дикторов. Это и придаёт ответственности нашей профессии. В эфире нужно говорить красиво, понятно и правильно.

Но для этого, давайте, сначала, напишем правильный текст.

Новости на радио

В первом предложении новости, должно быть кратко и ярко подано главное событие/повод. Это короткая ёмкая фраза — Лид. И это предложение должно быть таким, чтобы радиослушатель, услышав его, сделал радио громче. При этом нельзя падать на «желтизну». Исключена всякая нарочитая сенсационность в анонсах и подаче материала.

Если сенсация есть, она говорит сама за себя.

Новости на радио не должны поучать и содержать каких-либо выводов из приведённой информации. Делать выводы — это прерогатива радиослушателя.

Новости на радио нужно писать сбалансировано. Недопустимо писать новости о конфликтах и спорах, основываясь на логике и позиции лишь одной стороны.

Давая новость в эфир, мы подразумеваем, что слушатель получает эту информацию впервые, поэтому стараемся кратко дать полную картину. В новости на радио не должно оставаться брошенных на полдороги историй и персонажей.

В новость входит только одна история.

В новостях на радио недопустимо слово «вчера». Его удачно заменяет слово «Накануне».

Не следует прибегать к “красотам” стиля, разным витиеватым оборотам речи. Не употребляйте гипербол, возникающих при замене частного на общее. Вместо

«террорист планировал взорвать аэропорт Хитроу», «Красноярский край охвачен пожарами».

«хотел осуществить взрыв в аэропорту», «леса горят в нескольких районах» или «на юго-востоке Красноярского края».

Не секрет, что при создании новостей на радио, редактор, он же и диктор, использует информацию, которая находится в свободном доступе т.е использует уже опубликованные на каких-либо ресурсах новости. И это оправдано. Потому что написать, допустим, за смену, 10-15 выпусков новостей, содержащих в себе по 3-5 заметок, просто физически невозможно.

Однако к “копи-пасту” следует относится обдуманно. Тщательно редактировать текст до радийного, понятного и красивого состояния. При редактировании текста необходимо максимально устранять числительные и подробности (топонимы и проч.). Неустранимые числительные, по возможности, следует округлять и переводить в именительный падеж. Согласитесь, прочесть фразу:

«шестьюстами восьмьюдесятью девятью с половиной миллионами.».

достаточно проблематично. Собирательные числительные использовать, также, не следует. Не

«двое боевиков, трое солдат, семеро прохожих», а

«два боевика, три солдата, семь прохожих».

Не правильно говорить “Пара дней”, “Пара лет”, “Пара человек” и т.д. Парой может быть только то , что существует или действует совместно, вдвоём – это пара ботинок, пара лыж, семейная пара. Слово “ряд” (ряд политиков, областей, команд) лучше заменить на “несколько”. Слово “порядка” (порядка 20-ти человек, порядка 15-ти миллионов) – словом “около”.

Избегаем штампов и концеляризмов

Новости на радио

При составлении текстов новостей на радио, традиционные чиновничьи фразы из пресс-релизов лучше заменять “человеческими” словами.

Вместо “сегодняшний день” и “в настоящий момент” – сегодня, сейчас, вместо “в текущем году” – в этом году. Вместо “в 2019-ом году” – в прошлом году, вместо “в 2021” – в будущем, в следующем или в новом году. Вместо “2020 – 2024 годах” – в ближайшие пять лет, вместо “приняли решение” – решили, “принято решение” – решено, вместо “приняли участие” – участвовали.

Новости на радио

И нужно помнить о том, что РЕШАТЬ можно задачи, иногда – проблемы, но не в коем случае, не ВОПРОСЫ! Радиослушателей не интересуют сцены из жизни чиновников – хроника заседаний, совещаний, визитов.

Вместо “На очередном заседании правительства области, губернатор Зайкин зачитал доклад, в котором особенно отметил эффективность проведённых мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение организационной работы по решению вопросов….”, лучше сказать “Губернатор Зайкин заявил, что….”. И следует запомнить, что описываемая в пресс-релизах рутина чиновничьей жизни – это не Новости на радио!

Что касается штампов… “Туманный Альбион”, “столица Сибири”, “столица Поволжья”, “Северная столица”, “город на Неве”, “Остров Свободы”, “почётное (не первое) место” и т.д. и т.п. – вместо этого лучше применять прямые географические названия и точные слова. Абсолютно недопустимы – “ничтожно сумняшеся”, “растекаться мыслью по древу” и прочие книжные архаизмы.

Имена собственные и ударения

Новости на радио

У имён собственных нужно обязательно проверять ударения, точность названия, полноту. Чем ближе к нам персона, структура, структура или объект, тем тщательнее относимся к его имени, названию, званию, должности. В новостях на радио персону нужно представлять по должности, имени и фамилии – президент России Владимир Путинн. Недопустимо говорить :

«Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко обещает подать в суд на Януковича».

Читайте также:
Как сделать так чтобы программа работала только на одном компьютере

Кстати, латинскую приставку экс- лучше заменять русским словом “бывший” или “бывшая”. Это особенно актуально, когда в эфире возникает внеплановый “секс” –

«Президент Дмитрий Медведев встретился СЭКС премьером Юлией Тимошенко».

Надо помнить о том , что во многих европейских языках ударения Фиксированные. Во французском и турецком языках – на последний слог, в польском – на предпоследний, в чешском, финском, латышском и венгерском – на первый. Распространённые ошибки:

Чешский писатель Милан КУндера, а не Милан Кундера, хоккеист Яромир, а не Яромир Ягр, турецкий футбольный клуб «Фенербахче», а не «Фенербахче», польская актриса Барбара, не Барбара Брыльска и т.д.

Новости на радио

Название информационного агентства Reuters, нужно произносить “агентство Рейтер”. Названия следует, также, расшифровывать: AFT – Франс Пресс, DPA – Дойче Пресс Агентур, AP – Ассошиейтед Пресс. Ссылаться следует на один источник – “как передаёт Интерфакс”, а не “как сообщает Интерфакс со ссылкой на Би-Би-Си “. По возможности, нам нужен первоисточник. И помним о том, что Lenta.ru ( и другие новостные сайты), вряд ли могут что-то “сообщать” – они, почти всегда, также, как и мы на радио, “передают” чужое. На некоторых радиостанциях бывают, иногда, и свои, специфические требования, например, в произношении названий территорий России и бывшего СССР. Такие названия настоятельно рекомендуют произносить в соответствии с русской языковой традицией:

Киргизия, а не Кыргызстан, Белоруссия, а не Белорусь, Якутия, а не Саха, Тува, а не Тыва, Башкирия, а не Башкортостан, Чимкент, а не Шымкент, Усть-Каменогорск, а не Оськемен и т.д.

При этом, нужно крайне аккуратно относиться к названиям городов, стран и национальностей. Например фраза:

«Делегация правительства столицы посетила Казань»

– некорректна, потому что Казань – сама столица. Даже очевидные факты нужно проверять тщательнее – не может прозвучать в эфире то, что Нью-Йорк столица США, а Тайвань – это государство. Из фразы “страны мира” можно убрать избыточное слово “мира” – а чего же ещё? Если речь идёт о странах конкретного региона, тогда уточняем – “страны Африки”, “страны на территории бывшей Югославии”, “страны ближнего востока” и т.д

Ссылки на официальные источники

Новости на радио

Новости на радио

Если о чём-то официально сообщает какое-либо ведомство (обычно через пресс-службу), то на него и надо ссылаться. Причём, не в виде “в министерстве обороны сообщили” – так можно предположить, что сообщение не официальное, и кто-то в министерстве имеет другую точку зрения, а “министерство обороны сообщило”. Упоминать о пресс-службе, как правило, не нужно – это техническая служба, доносящая официальную точку зрения ведомства. Если агентства передают со ссылкой на свои источники в ведомствах – так и писать:

«Такое-то агентство ссылается на источники в таком-то ведомстве»

Если информация согласуется в разных ведомствах, их можно не упоминать и писать обобщённо – “По данным властей…”

Национальная принадлежность

Новости на радио

Нельзя указывать национальную и расовую принадлежность персонажей, особенно, если это связано с криминальной сферой.

«В совершении преступления подозревают чеченца — уроженца Грозного Арби Бараева»

Здесь лучше убрать национальность или место происхождения вовсе. В крайнем случае допустима фраза:

«выходцы с Северного Кавказа» (но не «кавказцы»).

Новости на радио

Новости на радио

Эпитетов, особенно в новостях, лучше избегать, а оценочные слова и выражения исключить. И, даже, к буквальным прилагательным надо, порой, относиться осторожно.

«Водой уже затопило низменные районы Нью-Йорка» лучше заменить на «районы Нью-Йорка, лежащие ниже уровня моря/с низкой линией побережья».

Общая беда современной журналистики – неправильное использование возвратных глаголов. Совсем от них избавиться уже нельзя. Но в уголовно-процессуальной, криминальной, аварийной и чиновничьей сферах, надо избегать возвратных глаголов, нарушающих логику сообщений.

«Причины крушения выясняются» — не верно. «На форуме обсуждались вопросы» — не верно.

«Специалисты выясняют причины крушения» — верно. «Обсудили вопросы» — верно

Нельзя использовать не верные формулировки:

«В подготовке теракта подозревается», «в хищении трёхсот миллионов долларов обвиняется», «в числе подозреваемых разыскивается», «среди пропавших без вести числятся».

Использовать следует логичные слова – подозревают, обвиняют, инкриминируют, разыскивают. Из “среди пропавших без вести числятся” глагол убираем вообще:

«В списках/числе пропавших без вести — 12 человек».

Новости на радио не пугают, а информируют слушателей

Новости на радио

Новости на радио

Соответственно, лучше отказаться от военной лексики:

«Школьники экипированы», «депутаты взяли на вооружение/на прицел», «власти провели передислокацию/рекогносцировку», «нанесли удар по. «, «беспощадная, суровая, жестокая борьба», «по другую линию фронта», «активисты начали атаку» и пр.

Всем этим пугающим фразам есть мирные синонимы. Недопустима лексика преступного мира: беспредел, разборки, подставил и т.д. Для упрощения восприятия новости на слух, контр- и антитеррористическую операцию лучше назвать просто спецоперацией. Боестолкновение – просто столкновением.

В отношении боевиков лучше говорить не уничтожены и ликвидированы, а буквально – убиты. Вообще, с “боевиками”, “бандитами” и “бандгруппами” надо быть осторожнее Лучше использовать термин “представители вооружённого подполья”, “незаконные вооружённые формирования”. Ливийские повстанцы тоже сначала были “боевиками”, а теперь их признаёт весь мир. Слово “расстреляли” лучше заменять на слово “убили”. Не верно употреблять термин “расстрел”, если речь не идёт о соответствующей казни по приговору суда (даже если сам суд сомнителен).

«Николай II и его семья были расстреляны большевиками» — можно, но «глава Ачхой-Мартановского района был расстрелян боевиками» — нет.

В новостях на радио здравый смысл, также, подсказывает не называть убийство “инцидентом”, а бескровное столкновение двух автомобилей “катастрофой”. “Стартовала акция протеста” – это язык комсомольских газет, “стартуют” пусть спринтеры, акции будут “начинаться”. Казённо звучат слова “проживают” вместо “живут” и “народонаселение”- вместо “населения”.

Русскоязычные географические названия среднего рода склоняются по правилам русского языка, если нет корневого слова:

В КемеровЕ, над ДомодедовЫМ, к ТолмачёвУ, из ШереметьевА.

При наличие корневого слова- слоняются оно:

В городе Кемерово, из аэропорта Толмачёво, в районе Кольцово.

Каждый человек, кандидат в депутаты, чиновник, организация должны иметь точное имя или название. Использовать фразы “один кандидат”, “один из кандидатов”, “некая организация” без имени или названия, нельзя. Также, нельзя ссылаться на “слухи” (“по слухам”) и на не проверенные данные – “по не проверенным данным/некоторым/не уточнённым данным”.

В новостях на радио следует избегать необязательных слов и фраз, особенно вводных и безличных:

кстати, к тому же, однако, кроме того, сообщается, ожидается, отмечается, между тем, при этом…
Все скобки, кавычки, тире нужно объяснять словами, помня о том, что на радио их не видно. Цитату на радио приводить нужно следующим образом: Президент Владимир Путин сказал – цитата. Если цитата больше одного короткого предложения, в конце следует напомнить, кого вы цитировали – сказал/заявил/сообщил (должность, имя, фамилия) премьер Дмитрий Медведев. Недопустимо после длинной цитаты говорить “сообщил президент, заявил чиновник, отметил заместитель того-то, сказал он” – без напоминания имени цитируемого.

Источник: radiovoyage.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru