Описание программы дополнительного образования

Назначение образовательной программы дополнительного образования . Дифференциация документа и программы развития по цели и содержанию. Практический опыт определения структуры образовательной программы дополнительного образования в соответствии с нормативными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибизова Елена Борисовна

ФГОС и ПООП: разрешимы ли проблемы?
Проблемы формирования основной образовательной программы школы
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Адаптированные программы

Формированиt профессиональной компетентности педагогов при разработке программы отдельного учебного предмета, курса углублённого уровня

Особенности содержания подготовки педагога в области дополнительного экологического образования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional Education: Purpose, Content, Problems Program Development

The purpose of the educational program of editional education . Differentiation of the document and the development program by purpose and content. Practical experience in determining the structure of the educational program of editional education in accordance with regulatory requirements.

Сертификат дополнительного образования. Честный обзор

Елена Борисовна Цибизова,

В современном дополнительном образовании системообразующий элемент —

дополнительная общеобразовательная программа, которую разрабатывает педагог

и утверждает образовательная организация. Набор детей проводится на программу,

финансирование — тоже под конкретную программу, демонстрация достижений « 1 детей — по итогам реализации программ .

• образовательная программа • программа развития • дополнительное образование

Эта немаловажная особенность дополнительного образования отмечена в документах, регулирующих государственную политику:

• «Концепция развития дополнительного образования детей» (утверждена 4 сентября 2014 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р) провозгласила принцип программо-ориентированности;

• «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года) рассматривает дополнительную общеобразовательную программу как инструмент реализации ключевых задач.

Вопросы обновления дополнительных общеобразовательных общераз-вивающих программ (далее — ДООП), технология их создания

и оформления в течение продолжи -тельного времени остаются в центре внимания учёных: Л.И. Буйловой, В.П. Голованова, М.В. Кайгородцевой, Л.Г. Логиновой, И.Н. Поповой.

С 2003 года и по настоящее время с разной периодичностью разрабатываются и утверждаются методические рекомендации по проектированию ДООП на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

Однако в «тени» интенсивной работы с ДООП осталась работа с другой программой, проектирование и реализация которой — управленческий инструмент для дополнительного образования и важное условие методического сопровождения процесса её обновления.

Дополнительное образование: новая концепция и перспективы

1 Барахович И.И., Кашапова Н.В. Программный подход к организации дополнительного образования школьников // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 5 (май).

Другими словами, разрабатывается документ, который регулирует образовательный процесс, в том числе разработку и реализацию программ для учащихся (в общем образовании в соответствии с ФГОС, а в дополнительном образовании в соответствии с образовательными потребностями детей и взрослых).

Рассмотрим, как это происходит в общем образовании. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) задаёт требования к результатам, содержанию и условиям образования, а рабочая программа педагога — инструмент реализации требований. Но между ФГОС и рабочей программой по предмету есть ещё одно звено — основная образовательная программа (далее — ООП) школы, которая чаще всего разрабатывается с учётом примерной ООП.

Примерная основная образовательная программа (далее — ПООП) понимается как учебно-методическая документация, определя-

2 Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) (Электронный ресурс) Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420353316

ПООП проходят экспертизу, одобряются решением федерального учебно-методического объединения и размещаются в реестре примерных программ, который составляет государственную информационную систему. А далее на основе ПООП каждая школа разрабатывает собственную программу, с учётом особенностей, образовательных запросов детей, родителей и других участников образовательных отношений. Учитель при создании программы ориентируется на ООП и на примерные программы по предметам. Следовательно, рабочая программа каждого педагога — часть ООП школы. И именно школа несёт ответственность за разработанные программы, а главный критерий здесь — соответствие ФГОС.

Перейдём к дополнительному образованию, на которое также распространяется действие пункта 5 статьи 14 и пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Согласно документу, к компетенции образовательной организации относятся разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации и разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития.

результатов дополнительного образования, полученных при освоении ДООП. В отличие от общего образования, где основания для оценки — разработанные в соответствии с ФГОС оценочные материалы.

Взаимосвязь дополнительных общеобразовательных программ и образовательной программы организации регламентирована приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В пункте 5 читаем: «Содержание дополнительных общеразвиваю-щих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Поэтому качественная разработка и реализация образовательной программы организации — важная управленческая и методическая задача.

Но изучение практики работы организаций дополнительного образования позволяет говорить о недостаточном внимании управленцев и методистов к этому документу. До сих пор не осмыслено назначение образовательной программы организации, не сформулированы общие закономерности её структуры и содержания.

Почему сложилась такая ситуация? Обратимся к недавнему прошлому системы дополнительного образования.

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 сохранил внешкольные учреждения и переименовал их в «учреждения дополнительного образования детей» в образовательной системе Российской Федерации. Но при этом не была проработана нормативно-правовая база, недостаточность и противоречивость которой неоднократно становилась предметом обсуждения органов управления образованием всех уровней3. В этот период

3 Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Учреждения дополнительного образования детей: срочно требуется нормативная база! / / Библиотечка журнала «Вестник образования России». —

Читайте также:
Как установить на телефон программу Whatsapp

2006. — № 7. — С. 6-18.

и муниципальные, и государственные образовательные учреждения строили работу в соответствии с типовыми положениями.

ных учреждений. Конкретных нормативных требований к программе деятельности не предъявлялось. Вопрос о том, как взаимосвязаны программа объединения и программа деятельности учреждения и чем она должна наполняться, до сих пор остаётся открытым.

При прохождении процедуры лицензирования и аккредитации учреждение дополнительного образования среди прочих документов предоставляло учебный план.

Нормативная неопределённость вынуждала учредителей регламентировать деятельность подведомственных учреждений на своё усмотрение. Так, в муниципальной системе образования Новокузнецка до 2015 г. (!) учреждения дополнительного образования в начале учебного года были обязаны представить «Учебный план» (с пояснительной запиской) и «Координационный план работы». Содержание пояснительной записки к «Учебному плану» и «Координационного плана работы» носило в основном информационный характер, некоторые части дублировались.

В то же время управленческая и методическая служба с гораздо большим

вниманием относились к разработке и реализации программы развития.

Программа развития как инструмент инновационных преобразований в образовательном учреждении появилась в нашей стране на рубеже веков в период интенсивных социально-экономических изменений. И до сих пор разработка и реализация программы развития — значимый вид планирования в дополнительном образовании.

Поэтому понимание назначения образовательной программы организации начинается с дифференциации этого документа и программы развития.

Программа развития, направленная на достижение стратегических целей с учётом приоритетов государственной политики в сфере образования, разрабатывается на основе проблемного анализа, планирования системных позитивных изменений, включает описание содержания и механизмов деятельности, важнейших целевых показателей достижения прогнозируемых результатов4. Программа развития существенно отличается от образовательной программы. Один документ (программа развития) имеет инновационную направленность и выступает в качестве проекта

осуществления нововведений в образовательной организации. Другой (образовательная программа) регулирует вопросы реализации образовательного процесса (дополнительных общеобразовательных программ). Различия двух управленческих документов представлены на схеме 1.

Чтобы понять, какие затруднения возникают в связи с неразличением программы развития и образовательной программы, обратимся к практике работы организации дополнительного образования.

Я познакомилась с восемнадцатью программами и проанализировала две позиции: структура и целевые установки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (реализация дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с муниципальным заданием и ПФДО)

ИЗМЕНЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА (управленческие, педагогические, материальные и другие условия)

4 Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208 с.

Анализ показывает, что по формулировкам цели образовательных программ обозначены скорее как цели развития организации. Примеры приведены в таблице 15.

Определённым затруднением стала и разработка структуры документа. В рассмотренных программах она разнится, содержит от 6 до 23 пунктов и характеризуется хаотичностью. В некоторых случаях образовательная программа представляет собой сборник разрозненных материалов, перегруженный излишней информацией. Но без логичного и последовательного изложения трудно увидеть программу как целостное описание образовательного процесса.

Так как же преодолеть затруднения при разработке образовательной программы? Можно позаимствовать опыт, наработанный в Новокузнецке. Городское методическое объединение педагогов дополнительного образования (руководителем которого является автор) подготовило методические рекомендации по разработке и оформлению образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (утв. приказом. Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028)6. Документ, конечно, не нормативный акт, однако рекомендуется Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка к использованию.

Цель методических рекомендаций — формирование единого подхода и согласование позиций Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка и организаций дополнительного образования при разработке образовательной программы с учётом реализации образовательной политики Российской Федерации в Кемеровской области.

В методических рекомендациях образовательная программа организации дополнительного образования определена как учебно-методическая документация, направленная на реализацию цели и задач образовательной деятельности. Основой для такого определения стали нормативные документы, как и в случае с образовательными организациями, реализующими деятельность с учётом ПООП.

В структуру образовательной программы в соответствии со ст. 2 п. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. включены три основных раздела — целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел программы определяет её цели и задачи, принципы и подходы

Формулировки цели образовательной программы

№ одо Цель образовательной программы

1 Развитие учреждения как открытой образовательной системы, направленной на успешную социализацию учащихся и формирование их готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, самореализации, осознанному профессиональному самоопределению

2 Модернизация содержания дополнительного образования организации, направленная на формирование духовно богатой, физически здоровой, социально-активной позиции ребёнка, высоконравственной позиции молодёжи

3 Создание доступной и эффективной образовательной среды, удовлетворяющей потребности ребёнка в развитии, личностном самоопределении и самореализации, обеспечивающей формирование и развитие творческого потенциала учащихся, активизацию их познавательных интересов, адаптацию к жизни в обществе

5 Мы сознательно не указываем организации, но сохранили адреса сайтов.

6 С методическими рекомендациями можно познакомиться в профессиональном сообществе «Интернет-сообщество ПДО» (группа ВКонтакте), в разделе «Документы» https://vk.com/club180304083

к реализации образовательной деятельности, планируемые результаты. Сюда можно включить: пояснительную записку, систему оценки планируемых результатов.

Организационный раздел программы определяет общие рамки организации образовательной деятельности и механизмы реализации образовательной программы. Здесь размещаются учебный план как механизм реализации образовательной программы и описание условий реализации образовательной программы.

На примере документов муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской (далее — Дворец творчества им. Н.К. Крупской) посмотрим,

как нам удалось дифференцировать целевые установки образовательной программы8 и программы развития.

Образовательная программа Дворца творчества им. Н.К. Крупской определила единую методологическую основу (компетентност-ный подход), планируемые результаты (ключевые образовательные компетенции, необходимые для решения задач социального, коммуникативного и личностного самосовершенствования в соответствии с возрастными характеристиками), систему оценки достижения планируемых результатов, общие подходы к отбору содержания образования (на основе компетентностного подхода) и по направленностям.

Реализация образовательной программы организации создала условия для:

• координации деятельности педагогического коллектива по достижению планируемых результатов и условий освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ, регулирования отношений субъектов образовательной деятельности; а также принятия управленческих решений администрацией организации;

• углубления понимания смыслов дополнительного образования и использования

Читайте также:
Как активировать office без программ

Целевые установки образовательной программы и программы развития

Цель образовательной программы Дворца творчества им. Н.К. Крупской Цель программы развития Дворца творчества им. Н.К. Крупской

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся и удовлетворение образовательных потребностей детей и взрослых в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании’ Создание единого интеграционного социокультурного и образовательного пространства для обеспечения качества и доступности дополнительного образования детей в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, запросами муниципального сообщества Новокузнецка, задачами российского образования

7 Здесь подразумеваются управленческие программы, а не дополнительные общеобразовательные программы. Например, «Программа организации взаимодействия с родителями», «Программа воспитательной работы с учащимися» и др.

8 С документом можно познакомиться на сайте Дворца творчества им. Н.К. Крупской http://dtkrupskoy.ru/index.php/ 11/obrazovanie

9 На основе ст. 2, п. 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

в качестве ориентира в практической образовательной деятельности педагогических работников, установки взаимосвязанности компонентов образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

• информирования учащихся и родителей (законных представителей) о целях, содержании, планируемых результатах в деятельности Дворца творчества им. Н.К. Крупской.

Таким образом, руководителям и администраторам важно:

• выявить проблему неразличения этого документа и программы развития организации;

• определить необходимость их дифференциации по целевым установкам и содержанию;

• показать, как можно преодолеть затруднение по выстраиванию структуры образовательной программы организации в соответствии с нормативными требованиями.

Подводя итог, хочется вспомнить расхожую фразу: «методист должен быть на шаг впереди всего педагогического коллектива». Возможно, вдумчивая, тщательная разработка образовательной программы организации и служит этим шагом? НО

Additional Education: Purpose, Content, Problems Program Development

Abstract: The purpose of the educational program of editional education. Differentiation of the document and the development program by purpose and content. Practical experience in determining the structure of the educational program of editional education in accordance with regulatory requirements.

Keywords: educational programme, development programme. editional education. Ispolzovannye istochniki:

1. Barahovich I.I., Kaschapova N.V. Programmnyj podhod k organizacii dopolnitelnogo obrazovaniya scholnikov / / Pis ma v Emissia (The Emissia.Offline Letters): — 2019. — No 5. — URL: http://emissia.org/offline/2019/2726.htm

2. Budanova G.P., Builova L.N. Uchregdeniya dopolnitelnogo obrazovaniya detei: srochno trebyetsya normativnaya baza! // Bibliotechka zhurnala «Vestnik obrazovaniya Rossii». 2006. — № 7. — S. 6—18.

3. Selevko G.K. Tehnologii vnutrischkolinogo kontrolya/ — M NII schkolnyjehnehnologii, 2005. — 208 s.

Источник: cyberleninka.ru

Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы)

1. Образовательная программа дополнительного образования является организационно-нормативным документом, в котором отражается педагогическая концепция в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, условия, методы и технологии реализации целей и задач, предполагаемый конечный результата.

Публикация «Образовательная программа дополнительного образования (рекомендации по написанию программы)» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Программы образовательные, основные и дополнительные
  • Темочки

2. Образовательная программа дополнительного образования самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Образовательные организации свободны в определении содержания организации, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

4. Стиль и культура оформления программы.

Стиль изложения ОПДО – официально-деловой, ясный четкий.

В программе должны присутствовать:

— современность и обоснованность использования педагогической технологии

— оптимальность объема программы;

— четкая структура и логика изложения.

При написании не допускается использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространственных предложений со сложной структурой.

5. Нормативная база.

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р. ;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

• Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006г. № 06-1844);

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.4.3172-14» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);

6. Оформление титульного листа образовательной программы дополнительного образования.

1) Наименование образовательной программы.

2) Где когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа.

(Принимается педсоветом и утверждается заведующим).

3) Название дополнительной программы.

4) Срок реализации дополнительной образовательной программы.

5) Название города и год создания программы.

7. Структура образовательной программы дополнительного образования.

7.1. Пояснительная записка.

Включает в себя:

— Введение (вступление, нормативные документы и т. д.)

— Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

— Цели и задачи ОПДП.

— Отличительные особенности данной программы от уже существующих.

— Сроки реализации программы.

— Формы и режим занятий.

— Ожидаемые результаты и способы их проверки.

— Формы подведения итогов реализации ОПДО (выставки, мероприятия, конкурсы и т. д.).

7.2. Учебный план.

Документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов.

7.3. Календарный учебный график.

Составная часть ОПДО. Это комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, начало и окончание занятий и учебного года.

7.4. Рабочие программы.

Составляются в соответствии с требованиями, указанными в письме Министерства РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план

4. Содержание изучаемого курса

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6. Список литературы

7.5. Методические материалы.

— разработки планов занятий, игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т. д. ;

— методические разработки и пособия;

— дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, рабочие тетради и т. д.);

— описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса;

— тематическая подборка материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр и т. д.

Читайте также:
Требовалось написать программу которая вводит с клавиатуры точки на плоскости

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методические рекомендации по написанию рабочей программы педагога ДОУ В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы педагога.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей «Волшебный мир лепки» IV. Методическое обеспечение программы В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение,.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветные ладошки» В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу все знать» Современный образовательный процесс – это поиск новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр Домисолька» Пояснительная записка Ведёт по жизни музыка! Да, да, конечно, музыка! Прекраснейшая музыка! Обычные семь нот. Дополнительная образовательная.

Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька» 1. Пояснительная записка Направленность программы Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста,.

Образовательная программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Теремок» Рассмотрена на педсовете, Утверждена приказом протокол заведующей МБДОУ №1 от «» 2015г. № от «» 2015г. № Е. М. Чижова Муниципальное бюджетное.

Образовательная программа дополнительного образования «Волшебное тесто» (в средней группе) Пояснительная записка Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов,.

Программа дополнительного образования «Игралочка» ПРОГРАММА «ИГРАЛОЧКА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Согласно.

Программа дополнительного образования «Мозаика из пластилина» ПРОГРАММА работы кружка «Мозаика из пластилина» (пластилинография) с детьми дошкольного возраста. «Руки учат голову, затем поумневшая голова.

Источник: www.maam.ru

Дополнительная образовательная программа

Общая характеристика дополнительной образовательной программы

Определение 1

Такая программа реализуется на основе ресурсов и источников финансирования учебного учреждения, отвечающих условиям и требованиям социального заказа.

Рисунок 1. Дополнительная образовательная программа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Дополнительная образовательная программа носит местный характер т.е. ее применение ограничено рамками конкретного учебного заведения или направления деятельности. в этой связи ее принятие и подписание имеет конкретный порядок прохождения:

  1. Проект программы рассматривается на специальном совете организации, как правило, это методический совет. Он исследует ее положения, параметры, актуальность, проверяет ее и только после этого рекомендует к принятию.
  2. После рекомендации методического совета учебного заведения она рассматривается директором и утверждается им в виде приказа.
  3. По выходу приказа, программа относится к нормативно-правовым документам, обладающим юридическим статусом и обязательностью исполнения ответственными лицами.

При разработке дополнительной образовательной программы первоначальным шагом является определение ее целевого назначения.

Приоритетной целью разработки программы является создание условий, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие учащихся. Помимо этого, выделяют перечень второстепенных целей программы:

«Дополнительная образовательная программа»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  • Создание условий для самоопределения, самореализации, саморазвития личности учащегося;
  • Формирование в сознании учащегося реальной, актуальной картины мироустройства;
  • Освоение основных знаний и развитие навыков, необходимых в текущих условиях социально-экономического развития общества;
  • Интеграция личности в национальную и мировую культуру;
  • Развитие мотивации на совершенствование общества, его процессов и явлений;
  • Формирование кадрового оснащения общества, его воспроизводство.

Исходя из целевого назначения дополнительной программы образования происходит формирование ее содержания. Содержание дополнительных образовательных программ должно отвечать следующим требованиям:

  1. Соответствовать уровню образования, на котором она будет применена т.е. должны быть учтены возрастные показатели усвоения учебного материала на дошкольном, начальном, среднем и старшем школьном, среднем профессиональном уровне образования.
  2. Учитывать культурную специфику, традиции и национальные особенности страны или отдельного региона, края, области, а также достижения мировой культуры.
  3. Находится в соответствии с направленностью своего применения. Если учреждение дополнительного образование занимается художественной деятельностью, то и программа должна быть разработана соответствующая.
  4. Находится в соответствии с технологиями, применяемыми в сфере обучения, отраженным в его принципах: индивидуальности, результативности, доступности.
  5. Соответствовать формам и методам обучения, а также методам анализа и контроля учебно-воспитательного процесса.

Содержание программ дополнительного образование ориентируется на личностное развитие каждого обучающегося, для чего должны быть созданы соответствующие условия при реализации этих программ. Кроме того, важное значение имеет стимулирование учащихся к познавательной деятельности, проявление активности в процессе обучения.

Замечание 1

Содержание программ должно включать в себя профилактические мероприятия, ориентированные на предотвращение развития асоциального и девиантного поведения, условий для единой направленности и стабильности психического, физического, интеллектуального и духовного развития учащегося.

В зависимости от направления деятельности учреждения дополнительного образования, программа включает и направления взаимодействия педагогов с обучающимися, их семьями, окружением.

Структурное строение дополнительной образовательной программы

По своему устройству, программа дополнительного образования включает в себя следующие компоненты:

  1. Титульный лист. Включает в себя название учебного заведения и программы, ее направленность и период действия и дата принятия, лицо, ответственное за ее принятие, возраст учащихся, информацию о разработчиках и населенном пункте ее реализации.
  2. Пояснительная записка. В данном разделе прописывается направленность действия программы в более полном и развернутом виде, указывается ее целевое назначение и актуальность применения на данном этапе общественного развития, расписывается последовательность ее реализации, сроки прохождения каждого этапа, формы и методы осуществления программных мероприятий, составляются планы и прогнозы итогов ее реализации.
  3. Учебный план. В нем содержится информация касаемо разделов и тем, включенных в программу, количество теоретических и практических занятий, с указанием их разновидностей – лекция, семинар и т.д., количество часов, отводимых на прохождение каждого занятия и мероприятия.
  4. Содержание программы. Здесь, вкратце описываются все темы прохождения учебных занятий, даются пояснения теоретическим и практическим разновидностям учебных занятий.
  5. Оценка и анализ результатов ее реализации. в данном разделе определяются возможные способы проверки результатов, временные периоды подведения итогов и приемы их фиксации.
  6. Методическое снабжение. Сюда входит описание всех видов дидактических и лекционных материалов, используемых для реализации программы, описание технологий и методик, форм проведения занятий.
  7. Список использованных источников информации. Составляется перечень всех информационных источников, применяемых при реализации программы: учебники, методические пособия, инструкции, электронные ресурсы.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru