Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Мы же попробуем помочь родителям правильно выбрать программу для своего малыша.
Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?
Введение……………………………………………………………………………………. 3
Традиционная программа «Школа России» ……………………..….…………..………….4
Учебно-методический комплект «Гармония»……………………….……………………. 4
Учебно-методический комплект «Школа 2100»…………………………….……………. 5
Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века»…………………………..6
Развивающая система Л.В. Занкова…………………………………………………………7
УМК «ШКОЛА РОССИИ» и УМК Н. Виноградовой
Развивающая система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова…………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………………9
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
Образовательные программы для начальной школы
Ивахненко О.В., БППО-ИО,
заочная форма обучения
(ФИО, специальность/ направление, форма обучения)
Доцент Туканова Л.Е.
(ФИО, звание, должность)
Мурманск
2013 год
Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Мы же попробуем помочь родителям правильно выбрать программу для своего малыша.
Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?
К традиционной относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
- Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова)
Существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».
Стрим учителя: прием в первый класс Программа 1-3 Эффективная начальная школа Вопросы-ответы началка
Мнение специалиста:
– Я работаю в школе с детьми много лет по традиционной программе «Школа России»,– говорит учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы Татьяна Михайловна Бобко. – По этой программе учились и наши родители, и я, и мои дети. Все выросли достаточно образованными людьми.
Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.
- Учебно-методический комплект «Гармония»
(под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В.
Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)).
С успехом практикуется во многих школах. Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ.
Вследствие социально- педагогической запущенности, в первый класс идут 80% детей с нарушениями речи различного вида. «Проблема также в недостаточном времени, которое уделяют родители для занятий со своими детьми».
Кстати учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы Н.Б. Истомина был удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
По словам специалистов, основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности. Большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.
Мнение специалиста.
– По программе «Гармония» я работаю с детьми второй год, – комментирует учитель начальных классов школы № 549 г. Москвы Елена Борисовна Иванова-Бородачева. – Мне и детям эта программа очень нравится. Считаю, что весь материал комплекта хорошо адаптирован для школьников. Плюсы: во-первых, идет опережающее обучение.
Во-вторых, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению.
Например, в слове, где учащийся не знает какую букву написать, он ставит «окошко» (автор Соловейчик М.С.). Далее ребенок уже вместе с учителем разбирает возникшие вопросы, вспоминает правила и заполняет «окошко». Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике (автор Истомина Н.Б.) решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов. Сейчас решается вопрос о содержании контрольных работ, их соответствия программам и системам обучения.
- Учебно-методический комплект «Школа 2100»
(под ред. А.А. Леонтьева).
Главное преимущество учебно-методического комплекта заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет (создан учебный комплект для малышей-дошкольников – пособие, развивающее логическое мышление) и вплоть до вуза. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
– Я работала по разным программам, по развивающей системе «Школа 2100» занимаюсь с детьми уже шестой год, – рассказывает учитель начальных классов школы № 549 г. Москвы Титова Надежда Ивановна. – Мне нравится. Дети учатся действовать самостоятельно. Здесь не даются готовые правила и выводы. Эта программа направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.
Отмечу задания по математике (автор Л.Г.Петерсон). Они очень интересные, выполняя задание, ученик может получить дополнительную информацию: узнать пословицу или название самой высокой горы мира и т.д. Необычный подход к изучению тем предлагает учебный комплект по русскому языку (автор Р.Н.
Бунеев), но, к сожалению, в списке литературных произведений отсутствует русская классическая литература. Есть сложности при изучении отдельных тем по окружающему миру (автор А.А.Вахрушев). К урокам по этому предмету я готовлюсь дольше, чем к другим, а иногда даже обращаюсь за помощью к учителю географии. Дети активны на уроках, они увлечены учебой.
- Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века»
(под ред. Н. Виноградовой).
Направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни.
– По этой программе работаю третий год, мне она очень нравится, – говорит Ирина Владимировна Тябирдина, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы. – Скажу откровенно, материал рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является – научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых полностью реализован государственный стандарт – «Планета знаний». Среди авторов – 4 заслуженных учителя России.
– Программа интересная, – комментирует педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 353 им. А.С. Пушкина г.Москвы Наталья Владимировна Черносвитова. – Отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания.
Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу. Не как в стандартной программе: учитель объяснил – ученик выполнил. Здесь другой подход. Обращу внимание на то, что существует мягкий переход из «Планеты знаний» на традиционную программу.
Ученикам четвертого класса, мы вводим задания из пятого класса, поэтому, на мой взгляд, в этой программе одни плюсы. Что касается чтения, то все хором говорят: «Дети отлично читают».
Отмечу, что опережая стандартную программу, «Планета знаний» не перегружает учащихся. Если брать всеми любимую математику по Л.Г. Петерсону, то она требует физического и интеллектуального подхода. Чтобы учиться по «Программе 2100» или «Гармония», ребенок должен быть уже подготовленным.
По «Планете знаний» можно учить любых детей с детсадовской подготовкой и в малышовом возрасте в том числе. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие. Минус в этой программе только один – перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе. Хотя для таких учителей в Центральном округе проводятся специальные курсы.
- Развивающая система Л.В. Занкова.
Направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.
Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал.
– Очень люблю систему Л.В. Занкова, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 148 г. Москвы Надежда Владимировна Казакова. – Дети, которых я учила по этой программе, сейчас в седьмом классе. Как специалист, в учебе вижу прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность.
– Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую, — дополняет о системе Л.В. Занкова руководитель методического объединения учителей начальной школы № 148 г. Москвы Татьяна Владимировна Корсакова. – Заканчивая начальную школу по этой системе, дети становятся более раскрепощенными, они имеют примерно в три раза больше знаний, чем их сверстники.
- Развивающая система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова пред- полагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.
Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании, дать нужный совет.
Для начала, родители должны уделять больше внимания своим детям-школьникам, Конечно, в начальной школе многое зависит от педагога, но и родители не должны оставаться в стороне. Чтобы узнать, насколько Ваш ребенок готов к школе, нужно привести его на коррективное собеседование. Если возможности ребенка, желание родителей и рекомендации педагогов совпадают, родителям предлагается обучать ребенка в классе с повышенным уровнем. Если же он физически и морально слаб, есть проблемы в логопедии, советуем общеобразовательны.
Источник: www.yaneuch.ru
Образовательные программы начальной школы
Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.
Систем всего 2: развивающая и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93). К традиционной относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Программ же значительно больше. Кроме официально признанных ФГОС, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных.
Системы образования
Все одобренные системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.
У каждой системы и программы есть свой автор. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-методического комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:
Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)
Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)
Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).
Нет плохих или хороших программ. Все рассматриваемые в статье программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны.
Как обмен веществ, или скажем, цвет волос. Поэтому в описание каждой программы мы ввели раздел «Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе», где будем описывать те качества, которыми желательно обладать ребенку для того чтобы показывать высокие результаты, не перенапрягаясь при этом.
Разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.
Образовательные программы начальной школы
Процесс обучения в начальной школе строится по образовательной программе, разработанной методистами образования и принятой для данной школы или отдельного класса. Разрешенными по ФГОС программами на 2016-17 учебный год, в соответствии с федеральным перечнем учебников, являются:
— Программа «Перспективная начальная школа»;
— Программа «Планета знаний»;
— Программа «Школа России»;
— Программа по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;
— Программа «Начальная школа 21 век» (система Виноградовой);
Программа общего развития Л.В.Занкова с 2014 го года из списка государственных исключена. Не входят на момент 2016 г в федеральный перечень учебников Школа2000 и Школа2100, хотя программы довольно интересные и развивающие.
Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании» учитель начальной школы вправе выбрать систему только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.
«Школа России» (Плешаков)
Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились в советское время, с некоторыми изменениями.
Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.
Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:
· развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
· обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
· формирование естественной мотивации учения
Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.
Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.
Содержание. Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Издательством «Просвещение» д. Комплект охватывает все образовательные области.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.
Программа «Школа России» — это национальная программа образования, название которой является качественной характеристикой.
Главную идею программы можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. В принципе, мы все когда-то учились по этой программе, может быть за последние годы она претерпела незначительные изменения. Но суть осталась прежней.
Вот, что пишут на официальном сайте программы.
Учебно — методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно — развивающее образование младших школьников.
Программы и учебники комплекта обеспечивают:
-граждански-ориентированное
-глобально-ориентированное
— экоадекватное
образование младших школьников.
Программа начальной школы “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.
Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».
«Перспектива»
Научный руководитель д.п.н., директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон. К слову, его личные учебники в список государственных не входят.
Образовательная программа «Перспектива» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования. Это:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
· содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Целью реализации образовательной программы «Перспектива» является создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Задачи реализации образовательной программы «Перспектива»:
Достижение личностных результатов учащихся:
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
· сформированность мотивации к обучению и познанию;
· осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.)
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
· метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
· предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу программы «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:
— «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
— «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.
— «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
— «В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
Образовательная программа «Перспектива» создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.
УМК «Перспектива» — это система учебников (учебно-методический комплекс) для начальной школы, которая включает в себя завершенные предметные линии.
Все учебники системы «Перспектива» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
— Русский язык. Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.
— Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
— Математика. «Учусь учиться» Автор Петерсон Л.Г.
— Окружающий мир. Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
— Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
— Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
— Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.
— Физическая культура. Автор Матвеев А.П.
— Английский язык «Английский в фокусе» («Spotlight»). Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.
Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».
Уникальность комплекта для начальной школы «Перспектива» в том, что он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. В работе над комплектом «Перспектива» совместно с издательством «Просвещение» принимают участие ученые РАО, РАН, методисты и педагоги. Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.
Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС — это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.
Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.
Источник: megalektsii.ru
Презентация на тему Программы начальной школы
Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания учебных планов, программ, учебно-методических пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов — определить: систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний,
- Главная
- Педагогика
- Программы начальной школы
Слайды презентации
Слайд 1 Учимся работать по новым стандартам!
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ,
необходимый для создания учебных планов, программ, учебно-методических пособий.
основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов — определить:
систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования
Слайд 5
В соответствии со ст. 14 п.5 Закона Российской
Федерации
«Об образовании»
настоящая программа является основой для разработки
основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.
Слайд 6
Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой,
О.Б.Логиновой. –
М.: Просвещение, 2010.
В пособии представлены:
планируемые результаты освоения
учебных программ по отдельным предметам;
примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов
Слайд 7 Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система
заданий: в 2-х ч.: ч.1/под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.-
М.: Просвещение, 2010.
В книге представлена система заданий по математике и русскому языку.
Задания ориентированы на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
В книге предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.
Слайд 8 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:
от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред.
А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов.
Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться.
Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Слайд 9 Проектные задачи в начальной школе/ под ред. А.Б.Воронцова.
–
М.: Просвещение, 2010.
В пособии описываются разные типы проектных
задач, предлагается система оценивания и даются практические рекомендации педагогам по их применению в обучении младших школьников.
Описаны формы предъявления и особенности проектных задач для каждого класса начальной школы.
Приводятся примеры конкретных проектных задач и алгоритм их решения.
В книге описывается переход от проектной задачи в младшей школе к проектной деятельности в основной школе.
Слайд 10 Поливанова, К.А. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/
К.А.Поливанова. –
М.: Просвещение, 2008.
Проектная деятельность школьников описывается как
ведущая деятельность подросткового возраста, поэтому большое внимание уделяется психологии и педагогике.
Описана ее структура, отдельные этапы, особое внимание уделено месту проектов в учебной работе школьников в зависимости от ступени образования и учебного предмета.
Слайд 11 Примерные программы начального общего образования: в 2-х ч.:
ч.1,2. –
М.: Просвещение, 2010.
Сборники программ являются приложениями к
Слайд 12 Мои достижения: итоговые комплексные работы: 1 кл./ под
ред. О.Б.Логиновой. –
М.: Просвещение, 2010.
В комплект входят 4
варианта итоговой комплексной работы для всего класса и методические рекомендации для учителя.
Итоговая комплексная работа – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В методических рекомендациях для учителя даются общее описание целей, структуры, особенностей содержания и формы заданий, указания по проведению, оцениванию, интерпретации и использованию результатов и формы фиксирования результатов.
Слайд 13 Мои достижения: итоговые комплексные работы: 2 кл./ под
ред. О.Б.Логиновой, С.Г.Яковлевой. –
М.: Просвещение, 2010.
В комплект входят
4 варианта итоговой комплексной работы для всего класса и методические рекомендации для учителя.
Итоговая комплексная работа – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В методических рекомендациях для учителя даются общее описание целей, структуры, особенностей содержания и формы заданий, указания по проведению, оцениванию, интерпретации и использованию результатов и формы фиксирования результатов.
Слайд 14 Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор/ Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. –
М.: Просвещение, 2010.
Книга содержит методические рекомендации по
организации внеурочной деятельности учащихся.
Своеобразный методический конструктор внеурочной деятельности включает виды, формы и уровни результатов деятельности учащихся.
Слайд 15 Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование/
под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Программы структурированы в
соответствии с направлениями внеурочной деятельности, указанными в стандарте.
Внутри каждого из направлений выделены отдельные модули (темы программ), которые и дадут возможность реализовать то или иное направление, а также предложено примерное тематическое планирование.
На основе «Примерных программ…» ОУ общего образования смогут разработать рабочие программы внеурочной деятельности детей с учетом как региональных особенностей, так и запросов, потребностей, интересов участников образовательного процесса.
Слайд 16 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли: система заданий/ А.Г. Асмолов, О.А.Карабанова. –
М.: Просвещение, 2010.
Книга посвящена одному из основных положений Концепции ФГОС – формированию УУД в основной школе и адресована учителям и родителям.
В пособии раскрываются виды УУД и пути их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся 5-9 классов, представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и других УУД.
Слайд 17
Слайд 18 Примерные программы по учебным предметам
Слайд 19 Примерные программы по учебным предметам
Слайд 20 Примерные программы по учебным предметам
Слайд 21 Примерные программы по учебным предметам
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: метод. рекомендации/
под ред. А.Я.Данилюка;
Григорьев, Д.В. Патриотическое воспитание и российская идентичность
школьников;
Логинова, И.М. и др. Как формировать основную образовательную программу образовательного учреждения. Начальная школа;
Логинова, О.Б. Учебная деятельность младших школьников: достижение планируемых результатов/ О.Б.Логинова, К.Н.Поливанова, С.Г.Яковлева;
Галактионова, Т.Г. и др. Формирование читательской компетентности младших школьников;
Слайд 31
Карабанова, О.А. И др. Формирование универсальных учебных действий
на уроках в начальной школе;
Булин-Соколова, Е.И. Формирование ИКТ-компетентности младших
школьников;
Формирование исследовательских умений младших школьников/ под ред. Н.Б.Шумаковой;
Иванов, А.В. Мой портфолио: 1 класс; 2 класс; 3 класс; 4 класс;
Григорьев, Д.В.Программы внеурочной деятельности в школе: игра и досуговое общение детей/ Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов;
Ковалева, Г.С. Итоговая аттестация выпускников начальной школы: комплексная работа
Слайд 32
Для подготовки презентации использовались материалы издательства «Просвещение»
внимание!
Библиотека ХК ИРО
Источник: findtheslide.com