Успешность выполнения диссертации в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в диссертации цели.
Методы научного познания принято делить на общие и специальные. Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Такие методы имеют весьма специфический характер. Естественно поэтому, что они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта.
Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных науках.
Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:
- эмпирические методы исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
- методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
- методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Источник: studfile.net
Реализация методики научного исследования при выполнении магистерской диссертации
Использование методов научного исследования при выполнении магистерской диссертации
Успешность выполнения диссертации в большей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в диссертации цели.
Выделяют общие и специальные методы.
Общие методы научного исследования, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса.
Общие методы научного исследования обычно делят на три большие группы:
1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение);
2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.);
3. Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, основанный, прежде всего, на работе органов чувств человека и его предметной материальной деятельности. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: планомерность, целенаправленность, активность, системность.
Наблюдение как средство познания дает исследователю первичную информацию о мире в форме эмпирических утверждений.
Сравнение — один из наиболее распространенных методов исследования, который позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.
Как составить научный аппарат исследования к магистерской диссертации
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:
1)сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;
2)для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных.
Инструментом наблюдения является эксперимент, т. е. такой прием научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.
Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта в познании — моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом обработки материалов исследования, который достаточно широко распространен в экономической науке.
Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.
Абстрагирование носит универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования -это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего с анализом и синтезом.
Анализ является методом научного исследования и заключается в разложении предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени познания объекта, глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода. Прямой эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.
Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически.
Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности. Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, оказывающее решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта. Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется при помощи множества понятий и суждений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении.
Для сбора информации могут быть использованы статистические данные, документы организаций, результаты социологических опросов и наблюдений.
К специальным методам научного исследования можно отнести системный, экономико-статистический, функционально-стоимостный, структурный, компаративный, стратегический анализ, методы «дерева целей и задач», экспертных оценок, организационного и экономико-математического моделирования, сетевого планирования, аналогий, графические методы и др.
Эти методы, а также стандартные и специальные программные продукты широко используются для обработки первичных данных. В процессе исследования магистрантам следует максимально применять компьютерные технологии.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Методы научного исследования в магистерской диссертации + пример
Соискатели научной степени не только занимаются проведением важнейших исследований, которые могут сказаться на нашей жизни, но и должны грамотно их оформить.
Чтобы получить заветную степень магистра, об особенностях которой вы можете узнать на нашем телеграм-канале, не обойтись без написания столь сложной и трудоемкой работы, как магистерская диссертация.
В нашей сегодняшней статье рассмотрим такую важную вещь, без которой не обходится ни одна диссертация — методы научного исследования. Давайте узнаем, что это, какие бывают методы и какие использовать в своем труде.
Методы исследования в магистерской работе: что это и как их выбрать?
При написании магистерской работы обязательно нужно использовать соответствующие методы и методологии научного исследования. При этом отдельно выбранный метод обязательно должен соответствовать той сфере научных знаний, в рамках которых соискатель пишет свою работу в виде магистерской диссертации.
Методология диссертации – это совокупность методов исследования, которые применяются автором при создании диссертации.
Грамотный подход к выбору методологии поможет получить максимально адекватные научные результаты исследования будущего ученого.
Рекомендуем очень серьезно подойти к выбору методов исследования, ведь именно от них будет зависеть достоверность полученных данных.
Возьмем, к примеру, диссертационные работы по психологии и педагогике. Здесь принято исследовать авторскую педагогическую или психологическую методику обучения или коррекцию этого процесса. В этом случае применяют метод эксперимента (на основе экспериментального исследования в двух группах – контрольной и экспериментальной).
По завершении эксперимента обращаем внимание на результаты. Если они показывают, что авторская методика обучения и коррекции превосходит ранее изученные, это свидетельствует об успешном выполнении исследования и научной работы в целом.
Так как методик существует огромное множество, в автореферате диссертации в разделе «Методологическая основа» автор указывает лишь основные методики, которые использовал в ходе выполнения исследований. К основным методам относятся:
- Специальные: анализ, экономико-математическое моделирование, аналитическое исследование, статистика, дидактика, интерпретация, сравнительный анализ, анкетирование и т.д.
- Общенаучные: эксперимент, аналитика, предвидение, синтез, дедукция и индукция и т.д.
Специальные методы исследования
В качестве специальных методов исследования можно привести следующие примеры:
- юриспруденция – формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм и др.;
- экономика – экономико-математическое моделирование, маржинальный (предельный) анализ, функциональный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры и др.;
- психология – метод беседы, анкетный метод, метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод и др.
Общенаучные методы исследования
- Теоретические(от абстрактного к конкретному).
- Экспериментальные (наблюдение, сравнительный анализ, создание оптимальных для исследования условий). При этом наблюдение лежит в основе экспериментальных исследований. Именно он лежит в основе всех человеческих органов чувств. Сравнение используют, чтобы установить связи объектов исследования с реальным миром. Моделирование способствует построению естественной/реальной модели объекта исследования.
- Теоретико-эмпирический (дедукция, индукция, аналогия, абстрагирование). В дедуктивном методе используют обоснованные данные для практического исследования объекта. Индуктивный основан на результатах исследований и экспериментов, формирует теоретическую базу для дедуктивного метода. Метод аналогии необходим для сравнительного анализа нескольких объектов с учетом имеющихся признаков. Абстрагирование выступает в роли мысленного исключения побочных понятии и признаков, позволяя сосредоточиться на главных параметрах, максимально воздействующих на объект.
Все методы, используемые в ходе проведения исследований для магистерской диссертации, описываются во введении вместе с обоснованием их выбора. Автор должен высказать целесообразность использования каждого, который решил указать в работе.
Помните: написание магистерской диссертации – огромный труд и стресс для любого, будь то соискатель или уже состоявшийся ученый.
И если вам совершенно некогда или просто не хочется тратить драгоценное время на бумажную волокиту и писанину, рядом всегда есть тот, кто подстрахует и возьмет на себя всю неприятную работу – сервис студенческой помощи, специалистам которого ничего не стоит грамотно и в соответствии со всеми нормами отобразить на бумаге ваше исследование. А вы тем временем можете спокойно посвятить себя науке.
Источник: zaochnik.ru