Описание материально технического обеспечения рабочей программы включает включают

Содержание

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Содержание раздела состоит из нескольких составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы, формирование элементарных математических представлений, экспериментирования.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях. Детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом этапе интересы и предпочтения детей касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течении каждого месяца.

Разработка рабочей программы в соответствии с ФГОС (на примере конструктора рабочих программ)

Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Задачи:

Ø развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Ø формирование познавательных действий, становление сознания;

Ø развитие воображения и творческой активности;

Ø формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Ø Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,

представлений о социокультурных ценностях народа

Ø Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме

людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов

Учебный план

Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе

Организованная образовательная деятельность

Старшая группа

Методическое и материально — техническое обеспечение рабочей программы

· Детская мебель для практической деятельности;

· Центр воды и песка

· Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».

· Дидактические, настольно-печатные игры.

· Методические пособия по познавательному в соответствии с возрастом детей (наборы картин, карточек и др)

· Полки для размещения учебного оборудования, в том числе индивидуального раздаточного.

· Подставки (в том числе настенные для книг) и др.

· Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей

· ЖК телевизор, видеотека

ФОП ДО. Проектируем целевой раздел программы ДОО

· Пособия для педагогов и материалы для работы с детьми на электронных носителях

· Литература природоведческого содержания.

· Муляжи фруктов, овощей; дикие и домашние животные

· Инвентарь для трудовой деятельности: лейки, пульверизатор, фартуки, совочки, посуда для выращивания рассады и др.

· Природный и бросовый материал.

Педагогический мониторинг

Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год с согласия родителей (законных представителей) в процессе наблюдения, бесед с детьми, игровых ситуаций.

Начало года — стартовый;

Конец года – итоговый с целью определения динамики и результатов работы за учебный год.

3б.- знает и применяет;

2б.- знает, но не применяет в практической деятельности;

1б. – не знает, и не применяет в практической деятельности

Пояснительная записка

На сегодняшний день развитие экологических основ у детей является актуальной как никогда. У взрослых людей, а значит и у детей, преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры — люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.

Но когда состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы.

Читайте также:
Программа набора мышечной массы для новичков мужчин

Цель: формирование начальной экологической компетенции.

Задачи:

Ø расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Ø закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Ø продолжать знакомить с комнатными растениями.

Ø расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Ø расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зиме

Ø познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).

Ø познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся и земноводных, насекомых.

Ø формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Ø знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Ø использовать в процессе ознакомления с природой произведенияхудожественной литературы, музыки, народные приметы.

Ø формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Ø учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Ø учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Ø показать взаимодействие живой и неживой природы.

Ø рассказывать о значении солнца и воздуха и воды в жизни человека, животных и растений.

Ø развивать память, логическое мышление, внимание, тонкую моторику рук;

Ø воспитывать патриотизм, бережное отношение к природе.

Учебно-тематический план для старшей группы (дети 5лет) рассчитан на 36 учебных часов, по 1 часу в неделю.

По окончании обучения дети овладеют следующими экологическими компетенциями:

будут знать:

об овощах и фруктах, лесных растениях, условиях, необходимых для их роста;

о диких и домашних животных, птицах;

некоторых представителей классов пресмыкающихся и земноводных, насекомых;

о значении воздуха и воды в природе и жизни человека;

о смене времён года и сезонных изменениях в природе;

о правилах безопасности в природе и природоохранных мероприятиях;

о способах укрепления своего здоровья в процессе общения с природой;

о взаимодействии живой и неживой природы;

о значении космоса в жизни человека и природы;

Будут уметь:

различать по внешнему виду растения, животных и птиц;

ухаживать за растениями в уголке природы;

отмечать, анализировать результаты наблюдений за сезонными изменениями в природе

У обучающихся будут развиты соответственно возрасту:

память, логическое мышление, внимание, тонкая моторика рук.

Будут воспитаны:

патриотизм, бережное отношение к природе.

Календарно-тематическое планирование к курсу «Ознакомление с миром природы».

Источник: cyberpedia.su

Раздел 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса.

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Цифровые образовательные ресурсы

Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием/«Enjoy English»: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений/ М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. – Обнинск: Титул, (не позднее 2008).

Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием/«Enjoy English»: Книга для учителя к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений/ М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. – Обнинск: Титул, (не позднее 2008).

Аудиоприложение к учебнику «Английский с удовольствием» для 2-го класса/М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева. – Обнинск: Титул, 2010.

Биболетова М.З. Английский язык: Английский с удовольствием/«Enjoy English»: Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учреждений/ М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева. – Обнинск: Титул, (не позднее 2008).

Программное обеспечение. Обучающая компьютерная программа. Enjoy Listening and Playing. – М.: «Образовательные компьютерные технологии», 2010.

Обучающая компьютерная программа. Enjoy the ABC (Изучай алфавит с удовольствием). – М.: «Образовательные компьютерные технологии», 2010.

Интерактивные плакаты к УМК «Enjoy English» для 2-4 классов. – М.: «Образовательные компьютерные технологии», 2011.

Материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (для каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необхо-димое коли-чество

Источник: studfile.net

Учебно-методическое обеспечение: определение понятия, типовые материалы, организация образовательного процесса

Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись.

Читайте также:
Что такое программа квалифицированных рабочих

Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

учебно методическое обеспечение

Определение

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.

Ключевые признаки

Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:

  • отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
  • включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающемуся достичь необходимого уровня освоения материала;
  • предоставлять учащимся возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
  • включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и администрации учебного заведения.

Цели и задачи

Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.

Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.

В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.

учебно методическое обеспечение учебного процесса

Средства обучения

Их разделяют на следующие группы:

  1. Учебно-методическая литература. К ней относят учебные пособия, учебники, справочники, каталоги, конспекты лекций, задачники, частные методики, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
  2. Учебно-наглядные пособия. В эту группу можно включить схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
  3. Натуральные средства: механизмы, приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним, например, можно отнести карточки-задания, дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов и пр.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Неотъемлемыми его элементами являются:

  1. Нормативно-правовая документация.
  2. Учебная программа, план.
  3. Учебно-методические документы.
  4. Программное, материально-техническое, информационное обеспечение.

Нормативно-правовые документы

В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:

  1. Выписка из ФГОС с указанием требований к навыкам, знаниям, умениям и практическому опыту по соответствующей дисциплине.
  2. Ведомственные стандарты, рекомендации по организации учебного процесса.
  3. Методические указания, рекомендации по планированию и организации обучения.

Учебно-программные, планирующие документы

В этом разделе должны присутствовать:

  • календарно-тематический план (КТП);
  • индивидуальный план педагога;
  • комплект планов всех учебных занятий, технологических, инструкционных карт;
  • программа.

Учебно-методическое обеспечение формируется из:

  • конспектов лекций;
  • учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
  • альбомов, каталогов, справочников;
  • методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, практических заданий;
  • указаний по изучению предмета, разделов, тем и отдельных элементов;
  • авторских разработок;
  • методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы учащихся;
  • тем рефератов, курсовых и других исследовательских работ, рекомендаций по их выполнению;
  • тематических разработок и рекомендаций по подготовке к семинарам, выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
  • тематических «копилок» – комплектов технологических задач и ситуаций;
  • положений, методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, олимпиад, ролевых игр;
  • комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
  • методического комплекта «входного» контроля знаний;
  • системы контроля уровня знаний по предмету;
  • критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
  • документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.

учебно методическое обеспечение дисциплины

Программное, информационное, материально-техническое обеспечение

В этом разделе должны присутствовать перечни:

  • оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в мастерской, лаборатории, кабинете;
  • основной и дополнительной методической и учебной литературы по предмету;
  • технических средств, используемых в обучении;
  • информационных и программных ресурсов.

Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:

  1. Мультимедийные презентации.
  2. Интерактивные и видеоматериалы.
  3. Плакаты, таблицы, схемы, муляжи, макеты, чертежи и другие наглядные пособия.

Особенности разработки

При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.

Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.

Сопровождение производственной деятельности

Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:

  1. Программы производственной, учебной и преддипломной практики по профессии (специальности).
  2. Календарные планы.
  3. Критерии оценок.
  4. Сборники заданий, рекомендации по их выполнению.
Читайте также:
Совместное использование программ это

учебно методическое обеспечение программы

Раздел «Курсовое проектирование и курсовые работы»

Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.

Речь, в частности, о:

  1. Тематике курсовых проектов и работ. Она разрабатывается преподавателями соответствующих дисциплин и обсуждается на заседаниях предметной комиссии.
  2. Методических рекомендациях по выполнению, оформлению, защите.
  3. Критериях оценки.
  4. Образцах оформления курсовой, рецензий на нее.

Сборник «Итоговая аттестация»

Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект «Дипломное проектирование или дипломные работы». Он включает в себя:

  1. Программу итоговой аттестации.
  2. Критерии оценки дипломного проекта и выпускной работы, их защиты.
  3. Квалификационные требования к выпускникам по специальности.
  4. Тематику работ, методические указания по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа обучающихся

Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.

Комплект «Самостоятельная работа обучающихся» – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:

  1. Сборники тестов, задач, упражнений для самостоятельной работы.
  2. Тематики рефератов, докладов, творческих работ, методические указания по их оформлению.
  3. Сборники заданий и тем для самостоятельного изучения.
  4. Сценарии олимпиад, диспутов, конкурсов.

информационно методическое обеспечение учебного процесса

Учебные материалы

В этот комплект входят:

  1. Теоретические материалы.
  2. Задания для промежуточной оценки и текущего контроля.
  3. Образцы ответов к заданиям.
  4. Ссылки на источники информации.
  5. Перечни основных терминов.

В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.

Дополнительно

Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:

  1. Целей образовательного процесса. При работе с материалами обучающийся должен четко понимать, что все шаги, которые он выполняет при освоении темы либо раздела, в комплексе приведут к конкретному результату.
  2. Обратной связи. Речь идет о заданиях, выполняя которые обучающийся демонстрирует уровень освоения учебного материала.

Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?

Разработку целесообразно осуществлять для:

  1. Восполнения пробелов в навыках и знаниях.
  2. Рассмотрения материала, являющегося не обязательным, а, скорее, полезным. Речь о материалах, предназначенных для углубленного изучения какой-либо темы или исследования сложной проблемы. Их можно выдавать обучающимся, не тратя время непосредственного общения.
  3. Получения учащимися индивидуальной обратной связи о прогрессе в изучении темы. В материалы для самостоятельного освоения можно включить, к примеру, ключи к тестам, ответы на задания и пр.
  4. Многократного просмотра материала, который сложно понять при первом ознакомлении. Обучающийся получает возможность изучать тему столько, сколько ему нужно, выполнять задания в удобном темпе.

учебно методическое и информационное обеспечение

Заключение

Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и администрации учебного заведения, направленных на достижение поставленных в программе целей, — это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах.

Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.

Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.

Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:

  1. Компетентности педагогов и руководства образовательного учреждения.
  2. Уровне обучаемости и обученности студентов.
  3. Дидактических, организационно-педагогических условиях обучения.

учебно методическое обеспечение определение

Существует ряд формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов, — это целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость и пр.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru