Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
1. Пути поддержки и коррекции выявленных проблем:
o нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
o стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с воспитателями;
o знакомство с обстановкой группы;
Публикация «Методические рекомендации „Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
o знакомство с воспитателями, работающими в группе;
o вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру, в игровую ситуацию с участием других воспитанников в целях нормализации эмоционального поведения и развития коммуникативных возможностей;
o установление доверительных отношений со взрослыми.
«Рабочая программа коррекционно — развивающих занятий с дошкольниками с ТНР»
2. Укрепление нервной системы:
o Наблюдение у психоневролога, консультации педагога-психолога -2 раза в год;
o Совместный контроль и постоянное наблюдение педагога-психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения;
o Релаксационные методы: аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля;
o Осуществление комплексного подхода в укреплении нервной системы: контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода;
o Оздоровительный психофизический тренинг -1 мес.
3. Укрепление эмоционально — личностной сферы:
o Оздоровительный психофизический тренинг -1 мес. ;
o Диагностика эмоционально- личностной сферы — 2раза в год;
o Овладение навыками самоконтроля;
o Система групповых и индивидуальных занятий.
4. Развитие познавательной сферы:
o Индивидуальные коррекционно — развивающие занятия -когнитивные тренировки.
o Диагностика познавательной сферы -2 раза в год.
5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:
o Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений всеми специалистами;
o Индивидуальные беседы воспитателя, психолога, социального педагога.
o Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
o Тренинг коммуникативного общения — 4 мес.
6. Прогноз развития.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов ПМПК и педагогов группы. Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска воспитателей и специалистов. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка, поэтому при составлении индивидуальной программы необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, а какие — на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Технологии разработки индивидуальной АОП, программ коррекционно-развивающей работы с детьми
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Следует помнить, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет ребёнку с отставанием в развитии продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи. А малейшее продвижение в развитии ребенка с ОВЗ – огромный прогресс!
Следующим этапом сопровождения в воспитательно-образовательном процессе является повторное обследование специалистами ДОУ, в котором изучается динамика развития ребёнка: положительная, волнообразная, незначительная, отрицательна и т. п. Если возникают затруднения в осуществления в работе с ребёнком, то следует направить его на ПМПК для уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
После этого педагоги ДОУ согласуют свою деятельность по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с учетом рекомендаций ПМПК.
Статья составлена на основе пособия «Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях», 2011, ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения. г. Йошкар- Ола, составители:
И. Э. Широкова – заместитель директора ЦППРК ПС ПДПС по диагностической работе; Е. М. Бешкарева — учитель-логопед РПМПК; Е. В. Репина — учитель-дефектолог РПМПК; А. И. Середкина – педагог-психолог РПМПК.
Публикации по теме:
Методические рекомендации по формированию развивающей предметно-пространственной среды в сотрудничестве с родителями 1. Здравствуйте, детский сад №27 представляет методические рекомендации по формированию развивающей предметно-пространственной среды в сотрудничестве.
Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром. (живая природа). Формирование представлений об окружающем мире (живая природа) у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР на современном этапе является.
Методические рекомендации по составлению программы дополнительного образования. Методические рекомендации по составлению программы дополнительного образования. Титульный лист. Укажите полное наименование вашего учреждения,.
Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации) П. И. чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. — воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.
План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016–2017 учебный год для воспитанника 7 группы План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 учебный год для воспитанника 7 группы А. Максима Добрый день, уважаемые,.
Проект «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка 4–5 лет с ОВЗ» Авторы: Ширзай Венера Закиевна, Леонова Наталья Григорьевна Данный проект вызван необходимостью обеспечения права на доступность образования.
Рабочая программа по освоению детьми 4–5 лет адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период.
Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.
Источник: www.maam.ru
Общая характеристика коррекционно – развивающей программы
Программа коррекционно-развивающего курса способствует: эффективной и быстрой адаптации школьников к учебной деятельности; формированию навыков произвольности и самоконтроля, усвоению простейших приемов эффективного восприятия и запоминания аудиальной и визуальной информации, достижению высокого уровня развития наглядно-образного мышления и созданию фундамента для эффективного последующего развития абстрактно-логического мышления.
Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Работа с обучающимися организованна преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей с особыми образовательными потребностями. Это способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формированию учебной мотивации через мотив достижения успеха в игровой деятельности.
Таким образом, использование развивающих игр и упражнений в образовательном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Малоугреневская СОШ» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Малоугреневская СОШ».
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
— разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
— дифференцированное домашнее задание;
— консультационная поддержка и помощь;
— обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ определяет коррекционную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Коррекционно-развивающие занятия являются составной частью этой деятельности в школе. Занятия проводятся после уроков, в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия – 40 минут.
Коррекционно – развивающая программа составлена на 34 часа в год (1 час групповых занятий в неделю
Планируемые результаты освоения коррекционно – развивающей программы
Личностные результаты ( система ценностных отношений обучающегося):
· Положительное отношение к школе.
- Принятие социальной роли ученика.
- Способность к оценке своей учебной деятельности.
- Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
· Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Регулятивные УУД:
· Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.
· Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
· Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
Познавательные УУД:
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять синтез как составление целого из частей.
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
· Обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
· Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
· Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
· Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
· Слушать и понимать речь других.
· Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
· Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
· Использовать разные стили и типы речи в общении.
· Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Оформление коррекционно-развивающей программы, разработанной в ходе формирующего эксперимента
Описание коррекционно-развивающей программы включает в себя пояснительную записку и разработку занятий по этапам.
В пояснительной записке определяются актуальность программы, ее методологическая основа, цель, задачи, структура, методы и этапы реализации.
Реализация коррекционно-развивающей программы включает несколько основных этапов:
- – ориентировочный, направлен на установление эмоциональных контактов и доверительных отношений с участниками формирующего эксперимента. Этап длится 1-2 занятия и предполагает использование объединяющих игровых процедур, направленных на создание атмосферы принятия и доверия.
- – объективирование трудностей развития или жизнедеятельности, проблемных ситуаций и конфликтов. Этап решает диагностические задачи, в связи с чем предполагает актуализацию и реконструкцию конфликтных ситуаций и объективирование негативных состояний и трудностей участников эксперимента. Длительность этапа составляет 2-3 занятия.
- – конструктивно-формирующий. Содержание этапа направлено на решение основных задач формирования, развития или коррекции. Этап длится 10 – 12 занятий. Занимает 2/3 всего времени.
4 этап – обобщающе-закрепляющий, решает задачу обобщения сформированных у участника способов деятельности, их закрепления и переносов на практику реальной жизни. В связи с этим к работе могут привлекаться родители и ближайшее социальное окружение, которое может принимать реальное участие в занятиях, в выполнении домашних заданий.
«Развитие конфликтологической компетентности»
Пояснительная записка
Актуальность развития конфликтологической компетентности обусловлена значительным увеличением числа межличностных, групповых, педагогических конфликтов, имеющих негативные разрушительные последствия. Умение разрешать конфликты и управлять ими является важнейшей характеристикой профессионала, работающего в социальной сфере. Конфликтологическая компетентность рассматривается как когнитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности, позволяющая предвосхищать конфликты, разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативных последствий конфликтов.
Конфликтологическая компетентность предполагает знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения и деятельности оппонентов, применяемых стратегий конфликтного противоборства, а также сформированные умения воздействовать, влиять на оценки, суждения, мотивы противоборства, умения управлять конфликтом и разрешать его.
Методологической основой для разработки тренинговой программы послужили труды в области конфликтологии и психологии тренинга Н.В. Гришиной, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящевой, Н.В. Клюевой, Н.Ф.
Вишняковой, Н.Н. Васильева, В.Г. Ромека.
В рамках программы решались задачи переосмысления представлений о конфликте стратегиях конфликтного поведения, осуществление коррекции стереотипных представлений об окружающих людях и мотивах их поведения, развитие эмоциональной культуры, отработка индивидуальных тактик эффективного, гибкого конструктивного общения.
Программа рассчитана на 16 часов тренинговых занятий.
Источник: studfile.net