Дидактические средства обучения — это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, оборудование, лаборатории. Основные функции средств обучения — это информационная, дидактическая, контрольная.
Дидактические функции, следовательно, характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде. Дидактические функции могут играть разную роль – информационную, адаптивную, интегративную, интерактивную, компенсаторную, мотивационную. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе, в системе средств обучения. Именно эти функции учитываются при проектировании системы обучения, определении методики комплексного использования средств обучения.
Содержание дошкольного образования в условиях ФГОС дошкольного образования
Технические средства обучения — системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности.
Основу комплексного методического обеспечения предметов и профессий составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующим:
• повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
• удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;
• источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;
• средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.[12]
Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения.
Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.
Комплексный подход к методическому оснащению учебно-воспитательного процесса требует, чтобы средства обучения обеспечивали обучающую деятельность преподавателя, мастера и учебно-позновательную деятельность учащихся, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на этапе подачи и восприятия учебного материала, на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений, на этапах применения и контроля.
ГлобалЛаб как дидактический сателлит реализации требований обновленного ФГОС НОО и ФОП НОО
Учебно-воспитательный процесс включает три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексность в методическом отношении учебно-воспитательного процесса предполагает реализацию через средства обучения всех функций процесса обучения.
И наконец, оснащая учебно-воспитательный процесс средствами обучения, необходимо учитывать экономический фактор, имея в виду выбор и планирование создания таких средств обучения (при оптимальных затратах на их приобретение, разработку и приготовление), которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи.[6]
В настоящее время, видимо, следует ввести понятие “информационно-образовательной среды” обучения, каковой, например, являются информационные ресурсы Интернет. Вряд ли Интернет можно назвать средством обучения.
Это именно информационно-образовательная среда в определенной своей части, в которой ученик, учитель могут найти необходимую для себя и полезную для целей образования информацию, а также, пользуясь услугами Интернет, решать дидактические задачи. В такой среде используются самые разнообразные средства: вербальные (причем не только слово учителя), визуальные, мультимедийные. И хотя сам Интернет к средствам массовой информации пока не относится, однако, его информационные ресурсы эти самые средства включают (например, электронные газеты, журналы, даже фильмы, произведения искусства, пр.). К информационно-образовательной среде можно отнести, помимо Интернета, и средства массовой информации, в том числе электронные (телевидение, радио).
Таким образом, мы определились с понятийным аппаратом, используемым в данном учебном пособии: к средствам обучения как к самостоятельной категории дидактики мы относим материальные средства, носители учебной информации, предназначенные для достижения целей образования. К информационно-образовательной среде мы относим информационные ресурсы Интернет, средства массовой информации, содержащие полезную для целей обучения информацию.
Комплексное использование Т. с. о. всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.[8]
Источник: studfile.net
Дидактические средства обучения
Дидактические средства обучения – это средства получения знаний, формирования навыков и умений. Дидактические средства обучения воздействуют на сенсорные органы обучающихся, облегчая познание действительности.
К дидактическим средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, лаборатории и оборудование. Средства могут быть словесными, образными, модельными и символическими. Дидактические средства представлены, с одной стороны, предметами, которые преподаватель использует в своей деятельности для более эффективной реализации задач и целей образования, а с другой стороны – индивидуальные средства обучения, а именно: учебники, письменные принадлежности, тетради и т.д.). Орудиями деятельности преподавателя являются учебные пособия, реализующие принцип наглядности обучения. Учебники, принадлежности для письма, тетради и т.д., представляя индивидуальное оснащение обучающихся, являются средствами их труда.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
К дидактическим средствам обучения также относятся: пришкольные участки, спортивное оборудование и др.
Дидактические средства обучения являются важным и эффективным источником знаний и умений, облегчают проверку гипотез, закрепление проработанного материала, оценку степени овладения знаниями и т.д. Основу любого комплексного методического обеспечения предметов составляют дидактические средства обучения, выступая важнейшими компонентами учебно-воспитательного процесса.
Функции дидактических средств обучения
В процессе обучения дидактические средства выполняют ряд функций:
- дидактическая — характеризует сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде, играет информационную, интегративную, адаптивную, компенсаторную, интерактивную, мотивационную роли;
- познавательная – осуществляет непосредственное познание обучающимися конкретных фрагментов действительности;
- информационная – предоставляет различную информацию;
- формирующая – развивает познавательные способности, волю и чувства обучающихся;
- контрольная.
«Дидактические средства обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 2
В педагогическом процессе функции дидактических средств обучения используются комплексно и разрешают методические проблемы обучения.
В процессе ознакомления с новым материалом наряду с познавательной функцией выступают формирующая и дидактическая функции. В комплексе они развивают прочность запоминания и умение самостоятельно мыслить.
В отдельном средстве обучения преобладает определенная дидактическая функция, обозначая его место и роль в системе средств обучения и учебном процессе. Функции дидактических средств обучения учитывают при определении методики использования средств обучения и проектировании системы обучения.
Некоторые западные исследователи (К. Кроль, Р. Фуш) аудиовизуальным дидактическим средствам приписывают такие функции, как: мотивационная, информационная, оптимизационная, функция управления процессом обучения.
В качестве компонента учебно-воспитательного процесса общие дидактические функции средств обучения выражаются в следующем:
- увеличение степени наглядности, предоставление доступности для обучающихся учебного материала;
- интенсификация труда обучающихся, максимальное развитие и удовлетворение их познавательной деятельности, позволяющие повысить уровень изучения материала;
- источник информации, позволяющий освободить преподавателя от значительно объема механической и технической работы;
- средство управления познавательной деятельностью обучающихся.
Классификация дидактических средств обучения
Относительно дидактических средств обучения чаще всего используют классификации, основанные на характере воздействия средств обучения: визуальное (наглядное), аудиальное, аудиовизуальное. К визуальным дидактическим средствам относятся оригинальные предметы и их эквиваленты, карты, диаграммы и т.д., к аудиальным – магнитофоны, радио, к аудиовизуальным – телевидение, озвученный фильм.
Согласно классификации, основанной на принципе от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, среди дидактических средств обучения можно выделить: демонстрируемые в естественных условиях оригиналы; оригиналы в искусственных условиях; символы; модельные эквиваленты оригиналов; дидактические машины и программированные символы.
По степени сложности дидактические средства можно разделить на простые и сложные. Простые дидактические средства: естественные образцы в естественных или искусственных условиях; модели; препарируемые образцы; карты; картины; диаграммы и пр. Сложные дидактические средства- это разного рода электрические и механические устройства: телевизионная аппаратура, кинопроекторы, устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения и т.д. При этом разные виды чувственных воздействий подчиняются критериям сложности дидактических средств.
М. Годлевский предложил классификацию дидактических средств, в соответствии с которой выделяют:
- доски (фланелевые, магнитные, монтажные, перфорированные, интерактивные и др.);
- устройства для световой проекции (различного рода проекторы, оптические лампы для проекции, эластооптические устройства, стробоскопы, устройства, освещающие поле наблюдения, вспомогательные устройства – затемнения, экраны и др.);
- устройства для воспроизведения звука и усиления записи (магнитофоны, проигрыватели, адаптеры, совмещенные устройства и др.);
- аудиовизуальные средства (проекторы звукового фильма, видеофоны, диафильмо-магнитофоны, видеомагнитофоны, учебное телевидение в замкнутой системе);
- дидактические машины (информационно-инструктирующие машины, репетиторы, экзаменаторы, тренинговые устройства, полифункциональные устройства, симуляторы, специальные устройства);
- устройства для воспроизведения образов и текстов (ротапринты, фотокопирующие устройства, аппарат клише, ксерографы);
- средства массовой информации (телевидение, радио);
- электронные цифровые машины;
- техника научной информации (классификаторы и их картотеки, устройства для чтения микрофильмов);
- программированные тексты и комплексные учебники; аппаратура объемного изображения (стереокинопроекторы, стереопроекторы, голография).
Источник: spravochnick.ru
Дидактические средства
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения или дидактическими средствами.
Дидактические средства – это материальные или идеальные объекты, которые используются в обучении как источники получения знаний и формирования умений и навыков.
Понятие «дидактические средства» употребляется в широком и узком смыслах. При употреблении этого понятия в узком смысле под дидактическими средствами понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Широкий смысл предполагает, что к ним относится все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Дидактические средства призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы обучения, выполняют образовательную, воспитывающую и развивающую функции, а также служат для побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управления процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достигать лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из них выполняет роль доминирующего.
В педагогике нет строгой классификации дидактических средств. Существует множество различных классификаций, основанных на характере этих средств, степени сложности, субъектах деятельности, характере участия в их конструировании, составе объектов и др.
В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В этой связи они подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д.
В классификации дидактических средств с точки зрения их степени сложности они расположены по нарастанию их возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика (В. Оконь). В этой связи различают простые и сложные дидактические средства. К простым средствам обучения относятся словесные (учебники и другие тексты); визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.), а к сложным – механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.); аудиальные средства (магнитофон, радио); средства, автоматизирующие процесс обучения (лингофонное оборудование, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
По составу объектов дидактические средства можно классифицировать на материальные и идеальные. К материальным средствам обучения относятся учебники и учебные пособия; такие средства наглядности, как объемные (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.) и печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.), проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.); учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование; материально-технические условия обучения (помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания и др.)
Материальные дидактические средства должны отвечать следующим требованиям:
— оборудование должно наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид;
— все приборы, имеющие общее назначение, должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам;
— количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности школьной программы;
— средства обучения должны соответствовать реальным условиям педагогического процесса.
Идеальные дидактические средства — это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Они могут использоваться в вербальной форме (устная и письменная речь) или материальной (уравнения, графики, таблицы, схемы, условные обозначения, коды, чертежи, диаграммы, опорные конспекты и др.). Материальные и идеальные дидактические средства не противостоят, а дополняют друг друга.
Влияние дидактических средств на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства — с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.
В зависимости от того, кем из субъектов процесса обучения дидактические средства используются, они подразделяются на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы (наглядные пособия, технические средства), используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые – это индивидуальные средства учащихся (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.
Дидактические средства становятся ценным компонентом процесса обучения в том случае, когда они используются в тесной связи другими компонентами этого процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности образовательного учреждения учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов обучения, возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных предметов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru