План конспект урока ДШИ на тему «Что такое опера?»
Материалы урока были разработаны для дистанционного (самостоятельного) изучения для учащихся 3 класса ДШИ.
Методическая разработка соответствует содержанию тем третьего года обучения по предмету «Слушание музыки» по предпрофессиональной общеобразовательной программе.
Цели:
• Дать учащимся представление о жанре оперы
• Познакомить с историей возникновения оперного жанра
• Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и слова
Задачи:
• пробудить у учащихся интерес к жанру оперы
• воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки
• развивать умение внимательно слушать музыку, выражать собственные музыкальные впечатления
Урок создан в программе презентаций Sway, которая позволяет внедрять текст, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов, аудио файлы, видеофрагменты изучаемых произведений, ссылки на ресурсы.
Что такое опера?
Для просмотра учебного материала учащимся не требуется установки программы. Презентация Sway просматривается с любого устройства (компьютер, планшет, смартфон) по ссылке.
Данная разработка может быть использована на уроках музыки в общеобразовательных школах.
Конспект урока.
Разгадайте ребус и скажите, о каком музыкальном жанре сегодня пойдет разговор.
(Расшифровка ребуса: ОПЕРА)
Что такое опера?
Чтобы представить, что такое опера, давайте посмотрим мультфильм-оперу!
Обратите внимание, как актеры музыкального спектакля выражают свои эмоции (настроение)? Как актеры между собой общаются? Кто еще кроме главных героев участвует в спектакле?
Просмотр видео
Итак, что мы увидели?
Опера – это спектакль, в котором есть сюжет. Все герои поют или разговаривают «музыкальным говорком» — РЕЧИТАТИВОМ.
Часто герой разговаривает как бы сам с собой, то есть ведет МОНОЛОГ. В опере сольное выступление героя называют АРИЯ.
Иногда герои ведут диалог между собой, но и тут они поют. В опере такие номера называют АНСАМБЛЬ.
Еще мы увидели ХОР, который хоть и не участвует в действии, но тоже переживает все события, происходящие с героями.
Где и когда зародился жанр оперы?
Давайте перенесемся на несколько веков назад.
1600 год… Италия… Со всех концов съезжаются в празднично украшенную Флоренцию знатные люди на празднование бракосочетания французского короля Генриха IV и Марии – дочери герцога Медичи – правителя Флоренции.
Что такое опера и как её понимать Школьная программа для взрослых
Семья Медичи известна в Италии своим пристрастием к искусству, особенно любовью к музыке и театру, и все в предвкушении увидеть и услышать нечто совершенно необычное.
Дворец уже полон гостей. Здесь собрался весь цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди гостей никому неизвестный пока Клаудио Монтеверди, придворный музыкант герцога Гонзаго.
Удары колокола возвещают о начале празднества. Столы ломятся от всевозможных яств, звучат песни, застольные стихи. Поэты и композиторы слагают гимны в честь молодоженов. Но вот начинается основная часть торжеств – на сцене разворачивается музыкальная драма, рассказывающая грустную историю любви Орфея и Эвридики:
«Трагически погибает юная супруга Орфея – Эвридика. Безутешный Орфей решается пойти за ней в подземное царство грозного царя Аида – царство мертвых. Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Согласился Аид вернуть Орфею Эвридику, но поставил одно условие. Не должен был увидеть Орфей своей любимой, пока она тенью следует за ним. Но не сдержался Орфей, и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда…»
Эта грустная история юных влюбленных была разыграна как бы в назидание молодоженам. Однако поразил зрителей не сюжет этого уже давно известного древнегреческого мифа, а то, как актеры исполнили его.
Необычным было то, что музыка звучала на протяжении всего спектакля, и актеры произносили монологи и вели разговоры каким-то особым образом. Похоже, они просто разговаривали с музыкальным сопровождением. Еще более странным было то, что мелодия, исполняемая певцом, как бы главенствовала над оркестром.
Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.
— Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни.
— Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, — парировали другие.
— Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, — положил конец спорам граф Барди, управлявший всей художественной жизнью дворца Медичи. – Я объясню наш замысел. Мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как никогда еще не звучал. Мы стали прислушиваться к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку.
Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то веселясь, скорбя или радуясь! Мы услышали музыку речи.
Композитор Пери переложил на музыку то, что создал поэт Оттавио Ринуччини. Получилась речевая мелодия – речитатив.
Можно считать, что успеху спектакля служило и личное участие в нем самого Пери. Талантливый композитор, виртуозно владевший игрой на различных инструментах, он к тому же был еще и талантливым певцом. В музыкальной драме «Эвридика» Пери исполнял роль Орфея. Вот впечатления современника: «Когда он пел свои произведения, составленные с величайшим искусством и носившие грустный характер, свойственный его таланту, он трогал и заставлял плакать даже все черствые сердца…»
Эта музыкальная драма положила начало созданию произведений, которые стали называть операми, что означало по-итальянски «труд, сочинение».
Первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди. Она была сочинена спустя семь лет после описанного события и на тот же сюжет о древнем певце Орфее. Но как же отличалась она от любительского представления, показанного во Флоренции!
Речитатив – это первая ступенька на пути от разговорной речи к пению. В опере речитативу уделяют огромное значение. Вместо того чтобы сказать свою фразу, певец её поёт. При этом музыке здесь композитор уделяет не очень большое значение.Давайте послушаем, как в операх поют речитативом.
Просмотр видео фрагмента из оперы К. Монтеверди «Орфей»
Монтеверди понял, что речитативы в музыке являются лишь вспомогательными, что мелодия должна литься, завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями».
Слово «ария» в переводе с итальянского означает — воздух, дыхание, ведь чтоб спеть длинную мелодию, так же как и произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше воздуха.
Ария – сольный музыкальный номер в опере. Арии исполняются главными героями оперы. Ария раскрывает образ героя, рисует его музыкальный портрет. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В отличии от речитатива огромное значение в арии уделяется музыке.
Это очень красивые певучие мелодии.
Просмотр видео фрагмента Ария Орфея из оперы «Орфей» К. Монтеверди
Монтеверди применил в опере и одновременное пение нескольких голосов – хоры и ансамбли. Какую же роль играет в опере хор?
Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор – это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор, в переводе с латинского обозначает «Толпа».
Просмотр видео фрагмента из оперы К. Монтеверди «Орфей»
Оркестр стал у него играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и к различным действиям, создавая нужное настроение.
Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.
Запомните, ребята!
Первую настоящую оперу создал в 17 веке (в 1607 г.) итальянский композитор Клаудио Монтеверди.
«Опера» (в переводе с итальянского) означает «труд, сочинение».
Опера – это музыкальный спектакль, где все герои поют или «разговаривают» речитативом.
Оперный спектакль составляется из различных номеров:
1. Сольные выступления героев — АРИИ.
2. «Разговоры» персонажей между собой — АНСАМБЛИ.
3. Наблюдает со стороны за происходящим и сопереживает героям — ХОР.
Источник: ped-kopilka.ru
Опера что это школьная программа
Опера – это музыкально-театральное произведение, действующие лица которого выражают свои мысли и чувства пением. То есть не говорят, а поют в сопровождении оркестра.
Когда героям оперы необходимо донести до зрителей свои сильные эмоции или важные мысли, они исполняют отдельные арии. Именно из таких арий и состоит большая часть оперы.
Начинается оперное представление с увертюры. Она является инструментальным вступлением и настраивает зрителей на восприятие последующего действа.
Основная часть оперы состоит из сольных арий главных героев, небольших разговорных вставок и отдельных музыкальных композиций, которые сопровождаются танцами и различными сценическими элементами.
Заканчивается представление эпилогом, в котором озвучивается итог всего произошедшего на сцене.
Неподготовленному человеку перед началом представления стоит ознакомиться с либретто произведения. В нем, обычно в стихотворной форме, описывается краткий сюжет того литературного произведения, на основе которого поставлена опера.
Родиной оперы, как и многих других искусств, является античная Греция. Именно греки впервые соединили речь, произносимую со сцены, с музыкой. Однако считается, что настоящее рождение оперы произошло во Флоренции на рубеже 16-17 веков, а первая опера появилась на свет в 1598 году. К сожалению, это произведение до наших дней не сохранилось. Известно только его название – «Дафна» и создатели – Я.Перри и О.Ринуччини.
В настоящее время одними из самых известных оперных театров мира можно назвать миланский театр Ла Скала, Венскую государственную оперу и Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Согласно рейтингу экспертов, составленном в 2020 году к Международному дню культуры, лучшими оперными театрами России являются: московский Большой театр, Мариинский театр Санкт-Петербурга и Новосибирский академический театр оперы и балета.
Источник: dokladiki.ru
Из чего состоит и что это такое опера в музыке: определение для детей
Ранее посещение оперы было излюбленным занятием людей, принадлежащих к дворянскому роду. Считалось, что только образованный человек способен по достоинству оценить этот музыкальный жанр, потому про оперу знали только представители высшего общества.. В настоящее время посетителями театров являются все желающие приобщиться к классике и высокому искусству. Ученики музыкальной школы всегда готовят доклад на тему, что такое настоящая опера.
Составляющие оперы
Оперу принято считать не только музыкальным, но и театральным жанром. Ведь актеры должны обладать не только прекрасными вокальными данными. Участники представления должны обладать и актерским талантом, чтобы люди, посетившие его, прочувствовали удивительную атмосферу постановки.
Опера представляет собой некую смесь, главными «ингредиентами» которой являются музыка, вокал, артистизм. Существует немало вариаций, которые отличаются от классической версии.
Это жанр с многовековой историей, из чего состоит опера. Музыкальное произведение делится на три части. Первая – это увертюра, или вступительная часть, которая задает соответствующее настроение публике. Исполняет ее оркестр.
Вторая часть — основная. Делится на несколько актов. Каждый из них, как глава книги. Между этими актами отдыхают не только актеры, но и публика, поскольку объявляется антракт. Существует два вида антрактов: короткие и длинные.
Короткие длятся ровно столько, чтобы работники успели произвести замену декораций для следующего акта.
В таком случае занавес ненадолго опускается, а все зрители остаются на своих местах и ждут, когда закончится перестановка. Длинные антракты предоставляют достаточно времени не только для замены декораций, но и для отдыха. Зрители могут посетить буфет или прогуляться по зданию театра.
Основная часть делится на две: первую и основную – это сольные арии. Их исполняют актеры, которые исполняют роль определенных персонажей. Такие сольные выступления позволяют полностью раскрыть характер персонажей, понять их чувства.
Важно! Ошибочно полагать, что между ариями не может быть никаких вставок. Наоборот, их используют достаточно часто. Это могут быть не только ритмичные реплики, но и обычная разговорная речь.
Заключительная часть представления – это эпилог. Самое время вспомнить о литературном эпилоге. Поскольку их функции абсолютно идентичны. В этой части подводится итог произведения. Иногда в качестве эпилога выступает история о том, как сложились в будущем судьбы героев.
История возникновения жанра
Википедия предоставляет весьма обширную информацию о возникновении и развитии оперного жанра. Остановимся на значимых этапах. Родиной этого жанра является Италия. Жители этой страны знамениты не только своими макаронными изделиями.
Опера была известна еще во времена Древней Греции. Именно греки первыми начали совмещать сценическое искусство и вокал. Если сравнивать современную постановку с древнегреческой, то можно найти существенное отличие.
Ведь древние греки предпочитали в своих выступлениях просто чередовать пение с обычной речью. Если рассуждать на тему современной оперы, то она делает больший упор именно на вокальную часть.
Это интересно! Постепенно данный вид искусства канул в лету, и только в конце XVI столетия была предпринята попытка «воскресить» античную трагедию. Предприняли эту попытку члены Флорентийской камераты — организации, в которой состояли многие поэты и музыканты. Созданный ими новый жанр получил странное название – драма через музыку.
Главной его особенностью стало использование исключительно одноголосых и мелодичных декламаций. Эта особенность помогала отличить жанр от полифонии, которая в те годы пользовалась особой популярностью.
Такая театральная постановка многим пришлась по вкусу. С помощью необычного для тех времен музыкального сопровождения удалось подчеркнуть чувственность поэзии.
В 1598 начинается активное развитие жанра, вниманию зрителей была представлена первая постановка. По крайне мере, специалисты называют именно эту дату. Считается, что в те времена зрители увидели постановку под названием «Дафна». В основу произведения легли стихи О. Ринуччини, а музыку написал талантливый композитор Я. Пери.
К сожалению, до наших дней не сохранилось даже краткого содержания той постановки. Известно лишь ее название. Позже авторы представили еще одно произведение «Эвридика». Оно не только сохранилось до наших времен, но и считается старейшим произведением.
Настоящие ценители искусства считают, что это алмаз без огранки, но с ними согласны далеко не все, поскольку для большинства произведение представляет собой лишь отголосок прошлого, на который не стоит обращать особого внимания. Именно поэтому «Эвридика» более не ставится в театрах. Но зато огромной популярностью пользуется другая опера – «Орфей», написанная в 1607 году.
Автором является знаменитый К. Монтеверди. Написана была пьеса специально для мантуанского двора. К Монтеверди лично обратился представитель рода Гонзага.
Зарождение драматического театра и оперы
Членов Флорентийской камераты можно с уверенностью назвать бунтарями. Они пошли против воли церкви. А ведь в те годы опера как жанр музыкального искусства была подчинена церкви. Только та музыка, которая услаждала слух церковнослужителей и не являлась пропагандой, могла с успехом распространяться.
Однако члены камераты пошли против установленных правил. Поскольку их представления включали языческие мотивы.
При создании произведений авторы часто обращались именно к языческим мифам, которые категорически не признавались церковью. Но те необычные решения, которые использовались, еще раньше были привнесены драматическим театром. Данное направление активно развивалось в эпоху Возрождения.
Главной особенностью драматического театра было то, что он старательно подстраивался под переменчивые нравы публики. Параллельно вырабатывались и новые, более совершенные стили. Как только представители театра начали использовать в своих постановках музыку и танцы, популярность заведения многократно возросла. Отмечается, драма через музыку смогла получить широкое распространение только благодаря тому, что на нее оказал положительное влияние драматический театр.
Постепенно оперное искусство набирало обороты, становясь модным увлечением. Учебное пособие Опера. Определение в музыке для детей содержит информацию о том, что настоящий бум популярности произошел в 1637 году.
В это время на территории Венеции был открыт публичный театр, получивший название «Сан-Кассиано». Это способствовало тому, что музыкальные произведения перестали причислять к увеселительным постановкам, которые предназначались исключительно для развлечения придворных.
Таким образом, музыкальные произведения вышли на коммерческий уровень. С этого момента и начинается период, когда в мире музыки начали царствовать примадонны и кастраты.
Сериа и буффа
Эти два жанра в XVIII веке приобрели огромную популярность и известность. И Сериа, и буффа зародились в Неаполе, но при этом кардинально отличались друг от друга. Сериа по праву считалась серьезной оперой. В основу таких произведений всегда ложились исторические или мифологические сюжеты, которые собственно и отличались серьезностью. Для таких произведений была характерна и определенная статичность действий.
Буффа – это типично комедийный жанр. Такую оперу в то время было принято считать не слишком интересной, поскольку в основу сюжетов всегда ложились обыденные ситуации. Стоит отметить, что этот поджанр появился исключительно благодаря коротким постановкам, которые в театрах показывали зрителям во время антрактов.
Именно они и стали основой для нового жанра. Поначалу буффа многие отказывались воспринимать как поджанр. Он был слишком смешным, поэтому некоторым казался попросту нелепым. Однако постепенно он сумел завоевать симпатии зрителей, а вскоре в театрах начали ставить не только серьезные сериа, но и забавные буффа.
Жанровые разновидности
Виды оперы:
- Опера-балет – танец в данном случае является звездой представления. Особой популярностью пользовалась во Франции, где собственно и зародилась.
- Комическая – житейские сюжеты, которые являются основой, показывают привычную жизнь в другом ключе.
- Опера спасения – зародилась во Франции. Во время Великой французской революции многие воспевали тему героики.
- Романтическая – главной особенностью романтической оперы было не только наличие любовной линии, но и примесь мистики.
- Большая опера – представляет собой главное направление, для которого характерны эпичность сюжетов и красочность.
- Оперетта – эстрадное направление, достаточно тесно связано с комической оперой.
Полезное видео
Подведем итоги
Казалось бы, что такое огромное количество различных поджанров попросту неспособно существовать, ведь всем хорошо знакомо только одно понятие оперы. Однако необходимо учитывать тот факт, что история возникновения оперы насчитывает несколько столетий. За все время существования данное искусство проходило через множество модификаций, совершенствовалось и менялось, поэтому совершенно неудивительно, что появилось такое количество подвидов.
Источник: tvercult.ru
Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки
Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры — опера, балет, оратория. Среди них больше всего связана с литературой опера. Благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало и в музыке. Это – «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка» и многие другие.
Опера – это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII вв. и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.
Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! «Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! – писал один из критиков. – Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией».
И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.
Оперный театр есть не в каждом городе. Да и что там говорить, даже не в каждой стране! Но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров выглядят как дворцы.
Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё интереснее внутри.
Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе.
Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.
Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться.
В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с мириадами хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами! Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.
Царская ложа – ещё один элемент зала, приковывающий взгляд. Она расположена прямо напротив сцены. Выглядит вызывающе роскошно! Иногда её называют Большая императорская ложа, или Президентская, или Парадная. Кто в ней может оказаться? Назовём их «Особыми посетителями»: например, иностранные гости правительства.
Царь, Президент или король.
Занавес в оперном театре – парадный, самый большой и тяжёлый, из необычных тканей или чистого шёлка, созданный лучшими мастерами, всегда поражающий оригинальностью. Известный «Золотой» занавес Большого театра в Москве за много лет обрёл целую историю. На гобелене орнамент из многократно повторяющихся символов России — двуглавый орёл и надпись: «Россия». Ноты на занавесе – из оперы М. Глинки «Иван Сусанин». Внизу, под сценой, находится удивительное место – оркестровая яма.
В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами. Но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор. Поэтому оркестр, который со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.
В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.
В оперном театре много волшебников. Но у человека только одной профессии есть самая настоящая волшебная палочка. Это дирижёр. Его называют властелином оркестра, а к особенно выдающемуся обращаются «маэстро». Дирижёр руководит не только оркестром.
Он работает и с музыкантами, и с исполнителями, и с хором – практически держит весь спектакль в своих руках.
Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп, метр. Ими же даются сигналы о начале или финале звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги.
На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт – подставка, на которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора.
Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера — синтетический вид искусства (синтетический – от слова синтез – единство, целостность различных частей. В искусстве принято уточнять: художественная целостность, художественное единство). Её исполнение — всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретают театральное действие и декоративное оформление.
Итак, в опере на основе литературного сюжета соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже – хореография.
Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.
Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов — вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей оперы.
Литературной основой оперы является либретто. Либретто – краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть. В переводе с итальянского слово либретто означает книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе.
Если сравнить либретто оперы с литературным первоисточником, то очевидна его упрощённость. Это связано с тем, что действие в словесных жанрах протекает значительно быстрее, чем в опере. В литературном произведении слово произносится, а в музыкальном — распевается. И для того чтобы музыкальный образ в опере получился полноценным, требуется время – время музыкального звучания. Поэтому либреттист, приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия.
М. Глинка, работая над либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен пушкинской поэмы, а оставшееся воплотил в опере несколько по-другому.
Всем известно прекрасное вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина:
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами (атмосфера – перен.: обстановка). Здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка, колдун и богатырь. Из этого вступления повествование о Руслане и Людмиле выплывает неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота-сказителя.
Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Если бы композитор следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы как былинное повествование. Однако великий музыкант решает иначе: уже в первых звуков слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия. Она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений.
В музыке увертюры слышны интонации, определяющие благополучный конец оперы. Веселье, юмор, оптимизм – всё это обещает музыка увертюры, и всё это находит затем подтверждение в опере.
Опера М. Глинки похожа на свой литературный первоисточник лишь общим сюжетом. В остальном же – это яркое и самобытное явление музыкального искусства, ставшее выдающимся благодаря музыкальному гению и мастерству композитора (самобытный – не похожий на других, самостоятельный).
Вопросы:
- Какие виды искусства участвуют в опере?
- Какие произведения русских писателей легли в основу оперных произведений?
- Чем отличается оперное либретто от литературного первоисточника?
- Может ли композитор изменять литературное произведение при работе над оперой? Объясните на примере оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Источник: music-fantasy.ru