Спешу поделиться с вами свеженькой работой мой ученицы Алины. Это сочинение 9.2 ОГЭ по русскому языку. Написано оно довольно просто, без изысков, но при этом соответствует всем критериям и заслуживает высокого балла. После сочинения я дам свой небольшой комментарий.
Сочинение Алины по тексту И.С. Шмелёва (ссылка активна):
Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 28-29 текста: «Надо было видеть Степана! Он подался вперёд и вытянул руки, точно принимал благословение».
Я понимаю смысл данной фразы так: для Степана, бедного дворника, книги были главным богатством. Он обращался с ними аккуратно, берёг и ценил. Докажем это примерами из текста.
Иван Сергеевич Шмелёв рассказывает об обычном дворнике, жизнь которого изменили книги. Находясь в доме дяди рассказчика, Степан признался, что обожает книги: «Я… конечно… ежели от скуки… обожаю». Он говорил, что до этого читал просто сказки: «баловство-с… пустые сказки-с…». Тогда дядя решил дать ему более серьёзную книгу, чтобы Степан приобретал читательский опыт.
Я 1-го сентября #shorts
Мы видим, как аккуратно Степан обращается с этой книгой: «Степан сдунул листок на другую сторону – он боялся замазать пальцами…». Когда ему дали книгу, его радости не было предела: «Он подался вперёд и вытянул руки, точно принимал благословение». Ведь он считал, что книга – главная ценность и надлежит она «для научного употребления».
Таким образом, литература действительно способна перевернуть мир человека и стать для него важнейшим источником знаний и вдохновения.
Мой комментарий:
1. В сочинении Алина объяснила смысл указанных в задании предложений. Она дала два примера-иллюстрации из текста и проанализировала их. Примеры доказывают, что Степан действительно трепетно относился к чтению литературы и принимал книгу как благословение.
2. Объём работы – 145 слов, что в два раза превышает минимум. Работа получилась доказательной и структурированной.
3. Алина не использовала особых приёмов, чтобы сделать вступление оригинальным. Начала работу с клише: «Я понимаю смысл данной фразы так…». В этом нет ничего страшного, однако я предлагаю ученикам уже на уровне 9 класса постепенно избавляться от шаблонов, делая сочинение уникальным. Вот 5 приёмов для написания вступлений:
Источник: dzen.ru
Сочинение 9.2 «Она увидела в ней призвание»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Текст для сочинения:
(1)Так случилось, что плохой дикцией Лены Шубниковой никто в семье озабочен не был. «(2)Научится, — говорила её бабушка. — (3)Все с детства шепелявят, а много ли шепелявых взрослых?» (4)Мама Лены, приезжая с долгих гастролей — она была концертмейстером филармонии, — в первые минуты всегда озабоченно хмурила брови, слушая радостную неразборчивую болтовню дочери. (5)Но потом начинала понимать и… привыкала.
Старт интенсива по сочинению ЕГЭ 2023. «Как написать анализ примера, а не пересказ?»
(6) Лена была умная девочка. (7)Умная и начитанная не по годам. (8)Необходимость сдерживать слова способствовала долгим внутренним размышлениям. (9)Она с детства знала, кем станет и чего хочет. (10)И в тот визгливый девчоночий период, когда одна половина подружек мечтала стать артистками кино, а другая — эстрадными певицами, Лена знала: она будет учительницей. (11)Но скажи она кому-нибудь, что у неё замирает сердце от этого желания, ей бы не поверили. (12)В школу прекращают играть в детском садике, а переступил порог настоящей школы — и конец. (13)Нельзя мечтать о том, что есть, что вокруг, о чём можно говорить и что можно даже обругать. (14)А Лена продолжала мечтать о самом плохом классе, от которого все бы отказались, а она бы приручила его и объединила. (15)Свой первый урок Лена мечтала начать так:
— Вы слышите? (16)У меня не очень хорошая дикция… (17)Будьте ко мне великодушны…
(18)Ей очень хотелось начать с великодушия. (19)Но в жизни всё получилось не так.
(20)Она недобрала в институт одного балла. (21)Преподаватель истории поставил ей тройку, не дослушав, а потом в коридоре сказал:
— Нечего страдать. (22)Вам нужна другая работа. (23)Научитесь что-то делать руками! (24)Ну, шейте там, пеките пироги…
(25)Два года она работала в школе-интернате подменным воспитателем, мучаясь от собственной слабости, неумения. (26)Она убедилась в мысли, что это — её дело, но убедилась и в другом: трудные мальчики и девочки имели привычку сохранять свою яркую индивидуальность, а волшебной палочки, могущей это изменить, она в глаза не видела. (27)И к её плохой дикции они великодушны не были, а дразнили её, издевались. (28)И уставшие учителя говорили ей приблизительно то же, что говорил после экзаменов историк.
— (29)Пошли бы вы в швейный техникум. (30)И себя обшили бы, и деньги бы имели.
(31)Она не могла, не умела ничего объяснить! (32)А тут ещё мать, вернувшись с гастролей, как всегда, нахмурила брови:
— Ах, боже! (33)Говори медленней… (34)Я просто не знаю, что с тобой делать.
(35)Лену высмотрела на летней конференции Анна Семёновна. (36)Привела к себе домой раз, другой, потом предложила перейти в свою школу.
(37) Почему никому из родных и близких не пришёл в голову логопед? (38)Она была благодарна Анне Семёновне не просто за врача: старая учительница увидела в ней то, что никто не видел: её стремление, её мечту, которые никакого отношения не могли иметь к шитью и кройке. (39)Она увидела в ней призвание. (40)Как-то она ей сказала:
— Мы удивительно косноязычны. (41)Нынешние учителя. (42)И логопед тут не поможет. (43)Потому что нельзя научить говорить, если нечего сказать. (44)Учись размышлять, деточка, над всем, что видишь, слышишь, чувствуешь… (45)А над речью работай. (46)Главное — было бы что сказать!
(По Г. Н. Щербаковой*)
* Щербакова Галина Николаевна (1932-2010) — писатель, сценарист.
Пример сочинения 9.2:
Смысл 39 предложения текста Г. Н. Щербаковой я понимаю так: Анна Семёновна, опытный педагог, увидела в Лене Шубниковой призвание быть учителем. Это было не просто желанием, а мечтой девушки, поэтому, несмотря на все проблемы, она и думать не хотела о другой профессии.
В предложениях 25-27 Лена, не поступив в институт, пошла работать в школу-интернат воспитателем, девушка понимала, что «это – ее дело», но, к сожалению, дети дразнили ее и издевались. Лена все равно не теряла надежду осуществить свою мечту.
В предложениях 38-39 Анна Семеновна сумела увидеть в девушке призвание, ее желание и стремление стать учителем, то, что и отношения не имеет к шитью и кройке. Она помогла Лене преодолеть трудности.
Таким образом, призвание – склонность к какому-либо делу, профессии. Порой, чтобы найти свое предназначение в жизни, человеку приходится преодолевать различные препятствия, но зато потом он обретает счастье.
Свежие записи
- Riobet регистрация: как правильно создать аккаунт
- Примеры сочинений ЕГЭ-2021
- Примеры сочинений 9.2 ОГЭ
- Сочинение 9.2 «Больше ничего не нужно было, и все знали, что делать: все бросались к нему, ловили его, брали на руки и на руках несли, куда ему было нужно»
- Сочинения 9.3 ОГЭ
Источник: sdam-rus.ru
3 сочинения по тексту А.Алексина про бабушку и Олега (ОБЗ ФИПИ 2016)
На чтение 11 мин Просмотров 11.9к. Опубликовано 24.12.2015
15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного
лингвиста Л. А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать
и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Аргументируя
свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы
можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Л. А. Новикова.
Объём
сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ
На мой взгляд, лингвист Л.А.Новиков подразумевал следующее: одно и то же слово в разных контекстах может иметь как более широкое значение, так и узкое. Для подтверждения этой мысли обратимся к тексту А.Алексина.
В предложении 15 автор употребил существительное «путь». В данном контексте это слово имеет широкое значение и означает «направление жизни». В другом контексте это же слово может иметь совсем другой, узкий смысл, например, «дорога».
А в предложении 3 писатель использовал существительное «слух». В широком смысле это слово означает «способность слышать, воспринимать различные звуки». Но в указанном фрагменте под существительным «слух» подразумевается способность слышать не любые звуки, а музыкальные, поэтому можно сделать вывод о том, что здесь слово имеет более узкое значение.
Итак, высказывание Л.А.Новикова вполне справедливо. (117 слов)
15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл финала текста: «Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны
руками Олега. Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от
внука, хвасталась: — Всё он. Своими руками! И потом во всеулышание,
чтобы слышал Олег, восклицала: — Но главное, конечно, музыка! Он будет
музыкантом!»
Приведите
в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих
Ваши рассуждения.
Приводя
примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём
сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов.
Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ
Финальные строки текста свидетельствуют о том, что, с одной стороны, бабушка гордится мастерством своего внука и подсознательно понимает, к какому роду деятельности у него лежит душа, но, с другой стороны, ей очень хочется, чтобы Олег связал свою жизнь с музыкой и тем самым исполнил несбывшуюся мечту её молодости. Докажу свои слова примерами из текста.
В молодости бабушка проявляла интерес к музыке: играла на рояле и хотела стать пианисткой. Но её мечта по какой-то причине не сбылась. Об этом говорится в предложениях 7-9.
Тогда бабушка решила, что воплотить несбывшуюся мечту в жизнь обязательно должен её внук. Ради этого она записала Олега в музыкальный кружок, и её даже не смутило то, что педагоги не обнаружили у мальчика способностей к музыке (предложения 4-5). Настолько сильным было желание бабушки увидеть своего внука музыкантом!
Хочется надеяться, что в конце концов бабушка осознает свою ошибку и предоставит Олегу возможность самому определиться с выбором будущей профессии. (149 слов)
15.3
Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?
Сформулируйте
и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение
на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих
Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного
текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём
сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов.
Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
СОЧИНЕНИЕ
Выбор — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Выбор — дело ответственное, особенно если он касается будущей профессии. Очень часто родители навязывают своим детям собственную волю, но это, на мой взгляд, неправильно, ведь сердце не обманешь.
В подобных условиях оказался герой текста А.Алексина. Бабушка Олега мечтала, чтобы её внук стал музыкантом, а отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и выучился на инженера. Однако у мальчика были совсем другие интересы: ему нравилось мастерить собственными руками различные предметы мебели. И мне кажется, что герой давно уже сам определился с выбором будущей профессии.
Я уже достиг того возраста, когда мне нужно решать, кем я стану в будущем, и в связи с этим в моей семье возникла похожая ситуация: мама советует мне пойти в медицину, а отец видит меня на военном поприще. Меня же привлекают творческие специальности, такие, как актёр, режиссёр. И, похоже, я уже знаю, кем стану…
Человек сам творит свою судьбу, и то, как сложится его жизнь, зависит от его собственного выбора. (173 слова)
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку
«В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка
решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом
абсолютно необходимо учиться музыке».
(4)Олега
торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно
привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных
способностей.
(6)Бабушка
очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит
о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли
в хор.
(7)Бабушка
хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости
мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен
был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.
(10)Когда-то
бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых
отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью.
(11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии
ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
(12)Олег
тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена
виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
(14)В
отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой
путь, — говорила бабушка. — (16)Но пойми наконец: у
него другое призвание. (17)Смычок — вот что он будет держать в руках всю
жизнь!
(18)Однако
часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы,
что очень тревожило бабушку.
– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся
твоя судьба — в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.
– (22)3наю, бабушка, — добродушно соглашался
Олег. — (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном
кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!
(26)«Может
быть, это новые методы музыкального воспитания?» — рассуждала бабушка.
(27)Все
этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались
гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:
– Всё он. (29)Своими руками!
(30)И
потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
– Но главное, конечно, музыка! (31)Он
будет музыкантом!
(По А. Алексину) *
* Алексин
Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения,
такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители»,
«Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
Источник: po-ushi.ru