«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке. Слово — одежда мысли». Алексей К онстантинович Толстой
Литературный язык Литературный язык – язык книг, журналов, газет, телевидения, радиовещания, культурных, государственных, учебных учреждений. Территориальные диалекты Социальные жаргоны
Я знаю двух близнецов — пресимпатичных ребят. Побывав летом в деревне у бабушки в Псковской области, они вернулись и поразили всех в школе и дома. Стали в свою речь ввертывать великое множество никому неизвестных слов. Белых бабочек-капустниц они теперь именовали « мяклышами », сереньких ночных мотыльков — « популяшками ». Почему?
Потому что там, в окрестностях Пскова, люди старшего поколения еще говорят не на обыкновенном русском, общем для всех людей языке, а на наречии. А оно иной раз довольно сильно отличается от нашей речи. Парень хохочет, рассказывает: «Наша тетя Нюта чудит — со всей комнаты шум в тюшку запахивает». Кто же может понять, что эта фраза значит: «мусор заметает в щелку пола»? хоть переводи с псковского языка на русский. (По Л. Успенскому)
Откровенный разговор об учебниках Academy Stars
1) Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 2) Уборка урожая овощной фасоли проводится периодически с июля месяца до наступления осенних морозов. 3) Досрочно и с большим перевыполнением выполнены коллективом государственные обязательные поставки. 4) Переговоры подошли к своему концу.
5) Безразличные лица, разговоры во время беседы заставили меня самокритично оценить формы и методы моей работы в качестве пионервожатого. Определите, какая ошибка допущена в предложениях. Прочитайте, редактируя предложения.
Допишите окончание слов в соответствии с нормой. Тормозить движени .. . Препятствовать движени .. . Преодолевать препятстви .. . Пренебрегать совет.. . Игнорировать совет.. .
Школьные каникулы продолжались: эта примета мирной жизни существовала вроде бы по инерции… Мы с мамой решили пойти в кино. Пишу так, хоть Нина Филипповна объясняла нам: «Нельзя ходить в кино, как нельзя ходить в “литературу” или в живопись: это обозначение видов искусства. Можно ходить в кинотеатр. Остерегайтесь неточностей речи, даже общепринятых.
Не говорите, к примеру, “март месяц”, ибо март ничем, кроме месяца быть не может. Неточности речи, даже вроде бы узаконенные, ведут к неточности мыслей, а значит — поступков». Она говорила много такого, чего не было в учебниках и программах. (А. Алексин) Прочитайте. Какая основная мысль этих отрывков? Развейте эту мысль.
Приведите наблюдаемые вами примеры неточного или неправильного словоупотребления в письменной и устной речи, в школьных сочинениях ваших одноклассников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В художественной галерее
Иван К онстантинович Айвазовский
Вставьте обособленные члены предложения на месте скобок Леса (…) окружали нас стеной, (…). Ветер (…) легко играл кронами деревьев. Перекликались пичуги (…). Трава (…) блестела. (…) мы решили сделать привал. Иванов (…) нашёл подходящую стоянку. (…) мы с наслаждением опустились на траву.
Свинка Пеппа ставит телефон на зарядку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое общение? У большинства читателей, наверное, в памяти сразу всплывают слова Антуана де Сент-Экзюпери, назвавшего человеческое общение единственной подлинной роскошью. Однако с этим высказыванием автора «Маленького принца» согласны далеко не все: общение совсем не роскошь — это острая необходимость. Всякое общение — способ выразить отношение.
Разница только в том, какое это отношение и каким способом мы его выражаем. В мемуарах о Маяковском рассказывается, что однажды во время его публичного выступления в Большом зале Политехнического музея в середине зала встал какой-то заросший бородой человек и — в знак протеста — направился к выходу. Маяковский поступил в этом случае совершенно правильно с психологической точки зрения. Он превратил общение в осмысленное действие: проводил бородача глазами и сказал: «Побриться пошёл…». Территория смысла
Подготовка к ОГЭ Создайте небольшое высказывание по теме «Что такое человеческое общение»?
Понаблюдаем Сложносочиненное Сложноподчиненное Бессоюзное Соответствует ли иллюстрация типу предложения? Бессоюзное Сложносочиненное Сложноподчиненное
Виды сложных предложений Союзные Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные (связь между простыми предложениями – сочинительная) (связь между простыми предложениями подчинительная) (вид связи между простыми предложениями не определяется) Как связаны простые предложения в составе сложного? А) по смыслу (равноправные); Б) с помощью интонации; В) с помощью сочинительных союзов А) по смыслу (одно подчинено другому); Б) с помощью интонации; В) с помощью подчинительных союзов А) по смыслу; Б) с помощью интонации
Разноуровневые задания Уровень А. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, определите вид сложного предложения. 1. Мы заметили как на горизонте показалась белая точка теплохода. 2. Сгущается розовый сумрак заката и сильнее пахнут фиалки. 3. Мы гордимся советской наукой, она сумела обеспечить полёты в космос.
Уровень В. Спишите, дописывая сложные предложения, расставляя знаки препинания. Определите их вид. Дождь не прекращался и …. . Первые лучи скользнули по поляне на которой…. . С гор дул свежий ветер …. .
Работаем в творческих группах Исаак И льич Левитан «Березовая роща»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мозговой штурм Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными. Приближалась осень, тихая и грустная. К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился.
Древние римляне считали, что спешить нужно медленно. В русском языке эта же мысль выражена пословицами: Поспешишь — людей насмешишь; Тише едешь — дальше будешь. В нашей с вами грамматической действительности есть и такие случаи, когда можно действовать быстро и без колебаний, и такие, когда необходима мудрая неторопливость, завещанная древними римлянами.
Правила «хорошего пунктуационного поведения» требуют, чтобы при встрече с одиночными «опасными» союзами вы не торопились. Нередко рука оказывается быстрее мысли, и вы ставите знак, не подумав. Или, также не подумав, не ставите его. А что значит в данном случае подумать? Это значит понять, как устроено всё предложение , а не только тот «кусочек», который вы в данное время пишите . Знаки препинания в ССП. «Опасные» союзы.
Подготовка к ОГЭ Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 1. Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, (1) видел рыбацкий костёр, (2) чувствовал запах дыма, (3) который доносился с берега, (4) слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, (5) наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза.
Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, (6) и раскрывались безмерные дали, (7) расступались облачные небеса. 2. Направляясь вперёд, (1) мы пересекли Певчую долину в северо-западном направлении, (2) и вдруг перед нами открылась древняя речная терраса, (3) нисходящая в другую долину, (4) покрытую другой растительностью. Грачи закричали за рекой, (5) в ветвях. 6 2 7. Десятками падали на мокрую землю знамена разбитых вражеских корпусов, (1) дивизий, (2) полков, (3) знамена, (4) ещё недавно кичливо развевавшиеся над покоренными странами Европы. Смотрят на них советские люди, (5) и зрелище это невольно наполняет сердца чувством гордости за то, (6) что мы победили в этой страшной войне, (7) победили в жесточайшей схватке с сильным, (8) коварным противником. 5
Наблюдаем Офицер поднял пистолет И…. Офицер поднял пистолет И выстрелил. Офицер поднял пистолет , И раздался выстрел. Здесь могут быть разные варианты постановки знаков препинания. Надо остановиться и подумать.
Наблюдаем Знали все: и мельник, и солдат , И …. Здесь может быть только один вариант постановки знаков препинания.
Опасные союзы И, ДА (=И), ИЛИ Однородные члены Сложносочиненное предложение без общих частей ССП с общим второстепенным членом, с общей придаточной частью, с общим вводным словом Мелкий и нудный дождь стучит по стёклам. Кораллы , и аметисты , и топазы оживали в руках мастера. Стало светать , и дождь разошёлся сильнее. По улицам двигались грузовики и мчались машины. К счастью, весна оказалась ранней и дороги быстро просохли.
Работаем в парах Преобразуйте сложносочинённые предложения в простые с однородными сказуемыми. 1) Река едва светлела, и бесшумно катились её прозрачные воды. 2) Ветер начал срывать листву, и многие деревья стояли уже обнажённые. 3) Знакомство с прикладным искусством должно не только развивать разум человека и воспитывать чувство прекрасного, но и должно обязательно пробудить в человеке жажду серьёзного труда.
Источник: nsportal.ru
Она говорила много такого чего не было в учебниках и программах смысл фразы
Обычно, это относится к учителям истории. То есть человек изучает предмет фундаментально, а не по методичкам . Когда я учился, наш историк всегда выдавал интересные факты, которых не было в учебнике, после чего он он делал хитрое лицо и говорил : » Я считаю, что так и было, но я вам этого не говорил «
Дополнительные знания и другую информацию на эту тему. Так как в учебнике сегодня всё сокращают на нет.
- На какую пищу по высказыванию петра перешел жук
- Замыленная фраза 5 букв
- Выражение уплетать за обе щеки
- Продолжите фразу психолого педагогическое сопровождение направлено на
- In my place перевод фразы
Источник: sbornik-fraz.ru
Она говорила много такого чего не было в учебниках и программах
TheLib.Ru » Современная проза » Алексин Анатолий » Запомни его лицо. » онлайн-чтение (стр. 1)
Ветхий блокнот Александры Евгеньевны прежде был мне неизвестен, и я,
превозмогая боязнь вновь оказаться бесцеремонным, все же спросил:
— А что здесь за цифры? Вот эта колонка.
— Дни рождения. Я навещаю своих крестников именно в эти дни. Удобнее
напоминать, что они появились на свет не сами по себе.
Я ощутил удовлетворение: к нам в дом ее приводила не только семейная
дата.
Александра Евгеньевна в тот вечер сказала мне, приглушив голос почти до
шепота:
— А так, как мучилась твоя мама, не страдал никто. На моей памяти.
— Это вы говорите всем сыновьям, которых навещаете. — Мама увесисто,
как бы утрамбовывая пол, зашагала по комнате. — Всем говорите. Я уверена.
Грузно подтянувшись, она открыла форточку и закурила: мы с Александрой
Евгеньевной не должны были вдыхать то, что вдыхала она.
В другой раз я, склонный к излишней любознательности, спросил у
Александры Евгеньевны:
— А вашего сына. никто из родильного дома не навещает?
— Никто. — Она сожалеюще развела в стороны свои высохшие от времени
руки. Еще больше покосилась на левый бок. И чтоб удержаться, оперлась локтем
о колено. — У меня, как вы знаете, и правда есть сын. Но он не мой. Хоть я
его мать. Трагичная семейная казуистика. Не мой в том смысле, что я не нужна
ему.
— А вы бы. — начал я.
— Нет пророка в своем семейном отечестве. Сапожник без сапог. А я без
собственных детей! — Она виновато закашлялась. Потом встрепенулась, локоть
покинул колено. — Впрочем, не сын виноват.
— А кто? — с агрессивной поспешностью спросила мама: она не могла
допустить, чтоб и на Александру Евгеньевну упало хоть подобие тени.
— Любви нельзя требовать: ее надо заслужить или завоевать. Даже если
речь идет о любви сыновей.
— Впервые вы, Александра Евгеньевна, несправедливы. И к кому? К матери!
Мама принялась утрамбовывать пол. Она знала, что на матерей Александра
Евгеньевна никогда не замахивалась. В отличие от отцов. Вообще между
понятиями «мать» и «отец» она знака равенства не допускала. И если первое
слово мысленно начинала с заглавной буквы, то второе начинала с буквы
обыкновенной.
— Вы заметили, как по-разному мать и отец впервые взирают на свои
запеленутые произведения? Она — с безумным восторгом, а он — с изучающим!
Ищет свои черты. И напрасно. Дети — наше продолжение, а не повторение, —
говорила Александра Евгеньевна.
В любых конфликтах между женщинами и мужчинами она была на стороне
женщин.
— Такая профессия! — пояснила мне мама.
— Каким образом мать может быть одиночкой, если рядом с нею ребенок? —
непримиримо возражала Александра Евгеньевна маме.
Заодно и ответственность за просчеты детей она тоже взваливала на
отцов.
Мама как врач имела дело не только с пациентками, но и с пациентами.
Поэтому она пыталась восстановить справедливость.
— Вы, я понимаю, не будете снисходительны к отцам до тех пор, пока не
начнете принимать у них роды.
— Роды я давно уж не принимаю.
В своем покосившемся состоянии Александра Евгеньевна вынуждена была
стать врачом-консультантом.
Мама с трудом подтянулась, открыла форточку и закурила. Повернувшись к
нам вполоборота, она сказала:
— Но разве не бывает и матерей, которые бросают. забывают детей
своих?
— О таких надо создать. трагические повествования. И их создадут.
теперь или после: измена материнскому долгу — самое непостижимое
грехопадение. Кто-нибудь скажет: это редко случается! Но исключительные
сюжеты рождают порой исключительные по ценности произведения. Зачем вы
курите, Мария Георгиевна?
Мама махнула рукой.
— Махнуть на себя — значит махнуть и на него!
Александра Евгеньевна укоряюще приподняла и опустила свои плечики.
— Спасать матерей и детей — это ее призвание, — сказала мне как-то
мама.
Спасать Александра Евгеньевна бросалась без спроса и разрешения. Хотя
без предварительного звонка даже к нам никогда не являлась.
Но однажды пришла.
Было воскресное летнее утро.
— Что-нибудь случилось? — спросила мама.
Александра Евгеньевна присела и, чтобы выпрямить, поддержать свое
легкое тело, схватилась за ручки кресла. Но с каким-то отчаянным
напряжением.
— Раньше я переживала за детей. А теперь. Неужто придется переживать
их самих?
— О чем вы? — спросила мама. И оборонительно скрестила руки у меня на
груди.
— Война началась.
Услышав о войне, мама, еще старательней, чем обычно, утрамбовывая пол,
подошла к телефону. Сняла трубку. И положила ее обратно. Потом накрыла
руками мою голову. Она приготовилась меня защищать. Руки у нее были
крепкие. Как и характер.
Мама ходила в туфлях на толстой подошве с крупным, неженственным
каблуком. Она считала, что женственность ей вообще ни к чему. «Мужик в
юбке!» — говорила она о себе. Юбка на ней чаще всего была темно-синяя. И
такого же цвета был шерстяной пиджак.
— Говорят «синий чулок», а я — синий пиджак! — не щадила себя мама. —
Если б я сейчас натянула синие чулки, это бы выглядело экстравагантно, а
вовсе не целомудренно. У каждого времени свои понятия о красках и модах.
Александра Евгеньевна считала, что дружба выше любви. А характер не
должен быть сильней разума. Уцепившись за ручки кресла, она утверждала, что
не характер призван повелевать разумом, а разум характером. У мамы разум и
характер были вполне равноправны.
«Мужик в юбке» — это определение мама распространяла не только на свой
внешний облик, но и на внутренний.
— Ваш ум, Мария Георгиевна, нельзя назвать мужским, — возражала
Александра Евгеньевна. — И нельзя назвать женским. Истинно высокий ум не
имеет пола!
С тем, что ум у моей мамы истинно высокий, я был согласен полностью.
— Главное: надо быть вместе, — сказала мама в то воскресное обманчиво
мягкое утро. — Быть вместе! И тем, которые любили друг друга. — Подведя
меня к Александре Евгеньевне, она обхватила руками нас обоих. — И тем,
которые не любили. Враг у всех общий!
Школьные каникулы продолжались: эта примета мирной жизни существовала
вроде бы по инерции. Мы с мамой решили пойти в кино. Пишу так, хоть Нина
Филипповна объясняла нам: «Нельзя ходить в кино, как нельзя «ходить» в
литературу или в живопись: это обозначения видов искусства. Можно ходить в
кинотеатр. Остерегайтесь неточностей речи, даже общепринятых. Не говорите, к
примеру, «март месяц», ибо март ничем, кроме месяца, быть не может.
Неточности речи, даже вроде бы узаконенные, ведут к неточности мыслей, а
значит — поступков». Она говорила много такого, чего не было в учебниках и
программах.
В кинотеатре шла комедия.
— Как раз то, что надо! — сказала мама.
Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную круглую
площадь. Она казалась мне огромной поляной, которую по ошибке залили
асфальтом. Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после
сеанса выпускали не во двор, а в фойе. Можно было уйти, а можно остаться.
Случалось, я не покидал дома на площади с утра до того часа, когда мама
возвращалась из поликлиники. «Неужели все это было?» — думал я, слушая
сводки Совинформбюро и не веря уже, что веселая беспечность когда-то
существовала.
Мама решила развеселить меня и повела на комедию.
Но до кассы мы не дошли. Нас остановила сирена воздушной тревоги. Она
немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье зажигалок.
Они ударялись об асфальт посреди круглой площади. Сперва все казалось мне не
настоящим. Потому что было светло. Бомбежки в моем сознании со светом не
сочетались. Я боялся приближения ночей: они могли оглушать взрывами,
вонзаться в душу сиренами. А тут. летний вечер еще только начинал
обволакивать город. Быть может, тревога учебная?
Я взглянул на маму и понял, что время учебных тревог миновало. Днем
явилось вдруг то, что раньше отваживалось являться лишь в темноте. Это меня
потрясло.
Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок. Полнота не
мешала ей действовать быстро. Она уверенно печатала шаги своими туфлями на
толстой подошве.
Полпереулка занимал серый массивный дом. Все в нем было основательным,
неколебимым. И барельефы на темы каких-то древних сказании подчеркивали, что
дом построен хоть и давно, но на столетия. Над приоткрытой подвальной
дверью, обитой железом, было написано «Бомбоубежище». Вход закрывал собой
гренадерского вида дворник, очень почитавший свою профессию. На нем был
тщательно, до белоснежности выстиранный фартук с начищенной бляхой. Бляха
поменьше сияла и на фуражке. Парадно пышные усы были цвета фартука — такие
же белые, словно старательно выстиранные.
— Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.
— Но я с мальчиком! — сказала мама.
— Где мальчик? — осведомился дворник.
Мама подтолкнула меня вперед.
Ее характер перестал быть похожим на себя самого — она заметалась:
— Вы не можете. не пустить!
Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник
немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула
женщина с девочкой на руках. Потом еще отпрянул. Еще. Наконец повторил:
— А где мальчик?
— Его пустить. вы обязаны! Если у вас есть дети.
Мамин голос уже не был требовательным, повелительным. Она умоляла.
Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом,
обрушилась фугаска. Мама накрыла руками мою голову. На крышах надрывались
зенитки.
— Пустите! Вы обязаны.
— Детям не хватит места, — спокойно ответил дворник. И на мгновение
отпрянул от двери. — А он у вас. Какой же это ребенок?
Мне было пятнадцать с половиной.
— Послушайте. Я прошу вас!
— Не могу.
— Вы человек?!
В мамином голосе была ненависть. И мольба. Но дворник не обратил на
это внимания.
Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. Гильзы от
зенитных снарядов звякали возле нас.
Мама все время пыталась прикрыть меня — руками, плащом, даже сумкой.
Гильзы сыпались с крыш.
Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не
приспособленном под бомбоубежище. В сырой темноте мы наугад нащупывали
ступени. Они были выщерблены, до скользкости отшлифованы. Мама шла впереди,
прокладывая дорогу.
— Осторожно! — просила она.
В подвале мы присели на какие-то холодные, мокроватые трубы. И в тот же
миг дом вздрогнул, сотрясся от громового удара. С потолка что-то полетело,
посыпалось. Мама прижала мою голову к своим коленям и накрыла ее собой.
«Что это? Что это. » — послышалось совсем рядом и донеслось откуда-то
из сырой глубины. Мы поняли, что подвал не только нас одних защитил и
спрятал как мог.
Потом все затихли, точно боялись обнаружить себя. А над городом нагло
перемещался, кружил тупой рокот. И зенитки били по нему исступленно,
безостановочно.
. Часа через три объявили отбой.
Так же на ощупь обнаруживая ступени, мы поднялись наверх. Наши соседи
по подвалу и мокроватой трубе тоже поднялись и, не прощаясь, исчезли в уже
наступившем позднем вечере. Мы так и не разглядели их лиц.
Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты
«Скорой помощи». Из подвала, над которым было написано «Бомбоубежище»,
выносили детей и женщин. Они были с головой укрыты байковыми одеялами, хотя
вечер выдался теплый. «Прямое попадание! Прямое попадание. » — услышали мы.
Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой
железом. Здесь был его пост. Фартук был смят и забрызган кровью. Фуражка
валялась возле носилок.
— Запомни его лицо, — тихо и потрясенно сказала мама. — Он спас нам
жизнь.
Шли дни. А я все вспоминал уверенные в своей правоте, неподкупно
оценивавшие меня глаза дворника. И его слова «Какой же это ребенок?»
Слова звучали откуда-то издалека. И с такой высоты, что им нельзя было
не поверить.
Не могу сказать, что летние или зимние каникулы мне когда-нибудь
надоедали. Что я тосковал по контрольным работам и домашним заданиям. Но с
той поры, как появилась Нина Филипповна, я стал торопиться в школу. Если б
там преподавали одну лишь литературу, я бы готов был выдержать не шесть, а
десять или даже двенадцать уроков.
— Это тебе не дает покоя тяга к творчеству, к слову! — восхищалась
мама.
Но мне не давала покоя Нина Филипповна.
Когда на ее уроках я отвечал у доски, голос мой дрожал и срывался.
— Ты трепещешь при встречах с классикой! — подобно маме, восхищалась
она.
Но я трепетал при встречах с ней. Она советовала нам искать идеал в
повестях и романах. А я нашел его в жизни! Но молчал. А если и
проговаривался, так только в стихах.
— Расшифровывайте смысл поэтических терминов, которые часто и даже
возвышенно декламируете, но о смысле которых не задумываетесь, — советовала
нам всем Нина Филипповна. — Вот, читая лермонтовское «Смерть поэта», вы
привычно, скороговоркой произносите «невольник чести». А что это значит? Это
значит, что поэт был в неволе у чести. В плену у нее. В добровольном
плену! Поступать бесчестно он просто не умел. Не мог ни при каких
обстоятельствах!
Я мечтал проявить себя «невольником чести» в присутствии Нины
Филипповны. Проявить себя так можно было только в борьбе. Или во время
какого-нибудь несчастного случая. На мое счастье, несчастный случай
произошел. Оконная рама стала внезапно вываливаться из класса на улицу: не
выдержала спортивных тренировок, которые мы устраивали на подоконнике во
время большой перемены. Она могла бы рухнуть вниз на уроке истории или
математики. Но мне повезло: странный скрип раздался именно на уроке Нины
Филипповны. Я сидел возле окна — и в один миг оказался на подоконнике.
Схватился за деревянные перекладины и (о, радость!), пока не пришли мне на
помощь, успел поранить стеклом обе руки. Но ни рама, ни стекло не рухнули на
тротуар, по которому, как было потом написано в стенгазете, «ничего не
подозревая, шли ни в чем не повинные люди». Мне помогли залить раны йодом,
Источник: thelib.ru