Закупка программного обеспечения по 44-ФЗ — это способ выбрать поставщика, который передаст заказчику права на использование софта по итогам госзакупки. Но не все программы госзаказчики принимают.
Когда запрещено закупать
В постановлении правительства № 1236 от 16.11.2015 утвержден запрет на закупку иностранного программного обеспечения по 44-ФЗ. Исключение — страны ЕАЭС. Сведения о софте из этих стран включается в специальный реестр.
В п. 2(1) Постановления N 1236 указано, какие объекты госзакупок попали под запрет, в частности:
- компьютерные программы. Независимо от носителей и услуги облачного сервиса закупок по 44-ФЗ;
- поставка и техобслуживание компьютеров и техники, на которые устанавливают программы;
- разработка, модификация, модернизация, сопровождение, техподдержка, обновления софта, если заказчик вправе пользоваться программным обеспечением или расширяет объем прав, которые раньше получил.
Чтобы определить, устанавливать ли запрет, используйте:
Управление уязвимостями и обновлениями Часть первая
- реестр программного обеспечения по 44-ФЗ;
- реестр евразийского программного обеспечения.
Если программное обеспечение, которое приобретаете, есть хотя бы в одном из реестров, устанавливайте запрет. Но есть исключения.
Когда запрет не действует
Запрет на госзакупку иностранного программного обеспечения не работает, если:
- в реестрах нет аналогов программного обеспечения, которые соответствуют классу, который необходим заказчику;
- в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не удовлетворяют нужды госзаказчика;
- софт покупает заказчик, который работает заграницей;
- сведения о закупке программного обеспечения относятся к государственной тайне.
Если не подобрали аналоги программного обеспечения в реестре или оно не подходит по характеристикам, составляйте обоснование невозможности соблюдения запрета. Требований к форме обоснования нет, но оно содержит сведения, которые предусмотрены п. 3 порядка по постановлению № 1236:
- мотивацию, чтобы не устанавливать запрет. Например, в реестрах нет программного обеспечения нужного класса или аналог не подходит;
- требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО и характеристики аналогов из реестра, которые не соответствуют им (если аналог не подходит).
Выложите это обоснование в ЕИС вместе с извещением о госзакупке.
Если закупка относится к гостайне или ведете деятельность не в России, не обосновывайте невозможность соблюдать запрет. Это указано в п. 2 Порядка подготовки обоснования, который утвержден постановлением № 1236.
Если планируете закупить программное обеспечение, на которое не распространяется запрет по постановлению № 1236, но оно соответствует коду по ОКПД2 62.0, применяйте условия допуска по приказу Минфин № 126н от 04.06.2018.
Как организовать закупку
Есть заказчики, которые не организуют закупку программного обеспечения. Для них софт и услуги по его сопровождению закупят централизованно по п. 1 Постановления Правительства № 658 от 08.06.2018 такие органы власти:
Настройка и программирование прибора С 2000-2, конфигурирование программой Uprog
- Казначейство — ПО для ведения бюджетного учета органам исполнительной власти федерального уровня, которыми руководит Правительство, и казенным учреждениям, которые подведомственны этим органам. Переход на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО произойдет по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Сведения о потребности провести такие госзакупки предоставляют в Казначейство по форме и в порядке, который утвержден приказом № 37н от 10.10.2018;
- Минкомсвязь — офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности для органов исполнительной власти федерального уровня, которыми руководит Правительство, и казенным учреждениям, которые подведомственны этим органам. В 2020 году сведения о потребности провести такие закупки подают в Минкомсвязь по форме и по правилам, которые утверждены приказом № 725 от 19.12.2018.
Остальные заказчики организуют и определяют поставщика программ по общими положениями 44-ФЗ.
Как выбрать способ определения поставщика
Когда выбираете способ определения поставщика ПО, опирайтесь на общие положения и ограничения по 44-ФЗ. Не забудьте обосновать выбор того или иного способа. Определите специфику потребностей, коды предмета госзакупки и выберите способ определения поставщика.
Значительная часть ПО, работ и услуг, которые связаны с его эксплуатацией есть в аукционном перечне по распоряжению правительства № 471-р от 21.03.2016. Проверьте дополнительно региональный перечень (если он есть), который разработан по по ч. 2 ст. 59 44-ФЗ.
Например, планируете купить лицензии на антивирусное программное обеспечение на сумму 600 000 рублей. Код по ОКПД2 58.29.50.000 включает «Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение». Код 58 входит в аукционный перечень. Проводите электронный аукцион.
Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) или максимальное значение цены контракта не больше 500 000 рублей, проводите запрос котировок, даже если ПО есть в аукционном перечене. Эта процедура экономит время и организационные ресурсы.
Учитывайте ограничения: годовой объем закупок закупок таким способом не превышает 10% совокупного годового объема всех закупок и не больше 100 млн руб. Это указано в ч. 2 ст. 59 и ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ.
Проводите конкурс, если тендер не попал в исключения. К ним относятся:
- сведения о закупке являются гостайной или не размещаются в ЕИС. В этом случае организуйте закрытый конкурс;
- код ОКПД2 предмета торгов есть в аукционном перечене.
Проводите открытый конкурс в электронной форме, если, например, покупаете по коду ОКПД2 62.01.11.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения». Кода 62 нет в аукционном перечене.
В рамках конкурсных процедур сравните участников не только по цене, но и по качественным и квалификационным критериям.
Неконкурентную госзакупку ПО организует любой заказчик, если:
- сумма сделки не больше 300 000 рублей. Если соблюдаются ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
- закупают электронные издания конкретных авторов (в т.ч. используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей — обладателей исключительных прав (лицензий) по п. 14 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
- процедура не состоялась, если соблюдаются ограничения.
Есть заказчики, например, учреждения сфере культуры, образования, науки или физкультурно-спортивные организации, которые покупают ПО у единственного поставщика на сумму не более 600 000 рублей по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
По п. 35 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ у правообладателя ПО без ограничения по сумме покупают образовательные организации — инновационные площадки.
Как сформировать лоты
Когда формируете лоты проверьте технологическую и функциональную связь. Верховный Суд в п. 3 обзора судебной практики, который утвержден Президиумом 28.06.2017 указал, что по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ объединять товары (работы, услуги) в один лот можно, если это не ограничивает число участников закупки.
Если заказчик проводит закупку компьютеров с предустановленным программным обеспечением, 44-ФЗ это не противоречит. В этом случае заказчик объединяет в один лот технологически и функционально связанные товары, без которых не начать использовать компьютерную технику. Такое объединение соответствует требованиям по ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.
Если закупаете программное обеспечение, на которое распространяются условия допуска иностранных товаров, учтите, что нельзя в рамках одной закупки (контракта, лота) покупать товары, которые включены в перечень к Приказу № 126н и отсутствующие в нем.
По общему правилу не указывайте в госзакупке конкретный товарный знак или фирменное наименование по общим правилам, поскольку это ограничивает количества участников. Исключая ситуации, когда при описании объекта закупки соблюдается одно из условий:
- Указание на фирменное наименование сопровождается словами «или эквивалент». Пропишите в документации параметры эквивалентности — параметры, которым соответствует поставляемое ПО.
- ПО других производителей несовместимо с техникой или другим ПО, которым пользуетесь. В этом случае указывать товарный знак без сопровождения словами «или эквивалент» разрешается. Чтобы минимизировать риск жалоб от участников или претензий со стороны контрольных органов, обоснуйте невозможность использования другого ПО в документации о закупке. Например, укажите наименование, версию софта, который используете, модель техники, сошлитесь на пункты технической документации эксплуатируемого оборудования.
Как провести процедуру и заключить контракт
Если запрет установлен, отклоняйте заявки, которых нет в реестрах отечественных или евразийских программ. Если установили условия допуска иностранных товаров по приказу № 126н, то примените их в зависимости от способа определения поставщика.
В остальном проводите закупку программного обеспечения по общим правилам закона о контрактной системе.
Разъяснения по теме
Об авторе этой статьи
Дмитрий Сидаев Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2023.06.26 223-ФЗОбразец контракта по 223-ФЗ
- 2023.06.23 Документы заказчикаМинфин и Казначейство разъяснили порядок формирования ИГК
- 2023.06.19 Документы поставщикаКак подтвердить наличие лицензии: разъяснение ФАС
- 2023.06.16 Новости и измененияУтвердили порядок расчета расходов на стройконтроль
Источник: gozakaz.ru
Классификатор ОКПД 2
В большей степени Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности имеет значение для статистической государственной деятельности. Для предпринимателей ОКПД 2 в настоящее время – это terra incognita. В прикладном смысле предприниматели, воспользовавшись этим классификатором, смогут разве что самостоятельно проверить, правильно ли регистрирующий орган присвоил им код, или уточнить вид хозяйственной деятельности своего конкурента.
История создания
- ОКДП ОК 004-93;
- ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002);
- ОКУН ОК 002-93;
- ОКП ОК 005-93;
- ОКДП ОК 004-93;
- ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002);
- ОКУН ОК 002-93;
- ОКП ОК 005-93.
С целью унификации статистических форм и гармонизации внутренних нормативов с международными статистическими нормами по видам экономической деятельности, в Российской Федерации был введен в состав государственной системы стандартизации новый классификатор – ОКПД 2.
Объекты классификации
ОКПД 2 предназначен для классификации производимой в РФ продукции, а также осуществляемых работ и услуг в интересах государственной статистики.
Задачами ОКПД 2 являются:
- создание информационной базы для последующей разработки правовых актов, относящихся к сфере государственного регулирования конкретных видов хозяйственной и предпринимательской деятельности;
- выявление потребностей населения в том или ином виде продукции;
- разработка планов по размещению государственных заказов на продукцию и услуги;
- налоговая статистика;
- учет и систематизация основных фондов;
- анализ соответствия продукции.
Структура ОКПД 2
Поскольку ОКПД 2 является производным от Классификатора продукции по видам деятельности в ЕС (КПЕС2008), то в него в неизмененном виде вошли до шести знаков кодов и соответствующих им позиций.
Российские особенности проявляются в изменениях группировок СРА 2008 и в группировках с 7-9 разрядными кодами.
Классификация в ОКПД 2 использует иерархический метод в самой классификации, и последовательный метод в системе кодирования.
Код представляет собой последовательность от 2 до 9 цифр, где:
АА.А – это подкласс;
АА.АА – это группа;
АА.АА.А – это подгруппа;
АА.АА.АА – это вид;
АА.АА.АА.АА0 – это категория;
АА.АА.АА.ААА – это подкатегория.
Между второй и третьей, четвертой и пятой цифрами ставится точка.
При наличии дополнительных уровней точка ставится также между шестой и седьмой цифрами кода.
Разделы и подразделы ОКПД 2 имеют буквенное обозначение. Например:
- раздел А – сельхозтовары, продукты животноводства, лесоводства и рыболовства;
- раздел В – продукция, производящаяся в горнодобывающей отрасли;
- раздел С – продукция обрабатывающих предприятий и т.д.
При отсутствии детализации продукции или услуг, то есть при отсутствии понятия «подкласс» или «подгруппа», 7 и 9 знаки кода обозначаются нулем.
Нижние ступени классификации могут иметь место в случаях, когда существует несколько подкатегорий продукции или услуги.
Например, опишем кодом озимую пшеницу твердых сортов:
01 – продукты и сельского хозяйства;
01.1 – однолетние растения;
01.11 – зерновые растения кроме риса;
01.11.11 – пшеница твердых сортов;
01.11.11.110 – озимая пшеница твердых сортов
Если подкатегорий набирается более 9, то 0 в последнем разряде кода опускается.
Пояснения к ОКПД
С целью единообразного применения классификатора в ОКПД 2 включены пояснения к отдельным группировкам, которые распространяются на все включенные в них группировки.
Например, к коду 01.19.10, относящемуся к кормовым растениям, даны детальные пояснения, какие именно растения входят в группу кормовых, а какие нет.
Источник: assistentus.ru
Код 77.40.1 — Услуги по предоставлению лицензий на право использования интеллектуальной собственности и аналогичных продуктов, кроме произведений, охраняемых авторским правом — ОКПД 2
— предоставление разрешений на использование продуктов интеллектуальной собственности и аналогичных продуктов права на эксплуатацию таких продуктов, включая право на предоставление лицензий третьим сторонам;
— использование запатентованных решений в производственных процессах для производства новых товаров и т.д. Сюда не относятся предоставляемые конечным пользователям ограниченные права на использование приобретаемого ими продукта (например, пакета программного обеспечения, книг)
Эта группировка не включает:
— услуги по предоставлению лицензий на произведения, охраняемые авторским правом (книги, фильмы, музыкальные произведения, программное обеспечение, компьютерные игры), см. соответствующие подкатегории в разделах 58, 59;
— подготовительные, сертификационные и юридические услуги, связанные с продуктами интеллектуальной собственности, см. 69.10.15;
— услуги по управлению правами на промышленную собственность (патентами, лицензиями, товарными знаками, франшизами и т.д.), см. 74.90.20;
— услуги по управлению авторскими правами и доходами от них, кроме прав на кинофильмы и на художественные произведения, см. 74.90.20
Эксперты КонсультантПлюс разобрали сложные вопросы по применению ОКПД-2, используйте эти материалы бесплатно:
- Справочная информация: все классификаторы, применяемые для налогообложения.
- Как поступить заказчику, если ОКПД2 в заявке участника не соответствует такому коду в позиции КТРУ.
- Энциклопедия спорных ситуаций по НДС: по каким ОКПД положена ставка 10%.
- Закупки: степень детализации кода объекта закупки по классификатору ОКПД2 в плане-графике.
- Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2.
Источник: ppt.ru