Охарактеризуйте программу рейтерна могла ли она быть осуществлена

60-х гг. 19 в. в России — бурж. реформы, заключавшиеся в установлении гласности бюджета, преобразовании финанс. контроля, изменении налоговой системы, введении бюджетного и кассового единства и т. п. Инициатором большинства реформ, проводившихся при мин. финансов А. М. Княжевиче (1858-62) и М. X. Рейтерне (1862-78), был чиновник гос. контроля В. А. Татаринов (1863-71 — гос. контролер).

22 мая 1862 были введены «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Все ведомства должны были составлять ежегодно сметы по установленной форме и с подробными указаниями отд. статей и параграфов расходов (ранее в гос. росписи указывалась лишь общая сумма расходов и доходов).

Общая подробная роспись бюджета гос-ва составлялась мин-вом финансов, затем утверждалась Государственным советом и императором, после чего становилась законом. Вводилось единство кассы: все гос. доходы сосредоточивались в кассах Гос. казначейства мин-ва финансов. Из них в соответствии с бюджетными сметами и кассовыми расписаниями производились расходы.

Вебинар «Мировая политика и экономика: подробно про поступление, карьерные перспективы, обучение»

Это единство касс было введено в 1864-68. С проведением этой реформы возросло значение финанс. гос. контроля, к-рый ежегодно проверял законность проекта росписи доходов и расходов до его рассмотрения в Гос. совете. С 1862 бюджет стал гласным и гос. роспись стала публиковаться. Гос. контроль ежегодно представлял Гос. совету отчет об исполнении финанс. сметы за прошлый год. С 1 янв.

1865 были созданы местные органы Гос. контроля — контрольные палаты. В нач. 60-х гг. были отменены винные откупа. С 1 янв. 1863 начал вводиться (завершено к 1887) акцизный сбор на произ-во спиртных напитков, а в 1866 — акциз на табак. Для взимания акциза были созданы губ. и окружные акцизные управления.

Департамент разных податей и сборов мин-ва финансов был разделен (в мае 1863) на департаменты неокладных сборов (косвенные налоги) и окладных сборов (прямые налоги). Частью финанс. реформ было учреждение Государственного банка России (31 мая 1860) и образование (2 авг. 1862) в мин-ве финансов Главного выкупного учреждения для проведения выкупной операции.

Ф. р., как все проводившиеся царизмом в 60-е гг. бурж. реформы, были непоследовательны и сохранили немало от дореформенных порядков. Так, в системе прямых налогов сохранялся до 1883 и осн. налог рус. феод. гос-ва — подушная подать; ревизия Гос. контроля распространялась не на все ведомства и т. д. Не была реализована денежная реформа 1862. Предусмотренный ею размен бумажных денег на золото и серебро пришлось прекратить 5 дек. 1863 из-за недостатка металлич. фонда. Созданная Ф. р. система сохранялась с нек-рыми изменениями (в 80-90-х гг. и 1906) до 1917.

Читайте также:
Установка программы для Сони

Источник: znanija.site

Деятельность М.Х. Рейтерна

19 февраля 1861 г. произошло то, что коренным образом изменило вектор развития истории России: крепостная зависимость сельского населения в России была отменена специальным Положением, которое торжественно зачитал сам император Александр II, вошедший в историю как «Освободитель». Страна оказалась в доселе невиданном положении: века унизительного рабства остались позади, но что готовило будущее?

Шейтельман по средам: ПРЯМОЙ ЭФИР.

Вопрос о выборе пути, по большому счету, не стоял: недавно окончившаяся Крымская война со всей убедительностью показала необходимость развития России на новых началах. Ими могли стать лишь капиталистические реформы. Рассмотрим преобразования в экономике, заметную роль в осуществлении которых сыграл М.Х.

Рейтерн, министр финансов периода Великих реформ, а затем рассмотрим реформы Н.Х. Бунге и И.А. Вышеградского.

Деятельность М.Х. Рейтерна

Михаил Христофорович Рейтерн (1820 -1890), выходец из дворянского рода, занял кресло министра финансов 23 января 1862 г., в возрасте 42 лет, Положение финансовой системы России в то время было весьма неблагоприятное – каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем – поставленные на очередь реформы требовали денег.

Одним из первых шагов на посту министра финансов стала публикация в прессе государственного бюджета (росписи), что было неслыханным для того времени шагом. В том же году были выработаны новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. С большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей.[1]

С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников (до 1 миллиарда 694 миллионов), причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.[2]

Важнейшим элементом новой политики, проводимой министерством финансов в 1860-е гг. стал отказ от таможенного протекционизма. В 1867 г. был разработан, и вступил в действие с 1869 г. новый фритредерский тариф. Таможенные пошлины на вывоз были большей частью отменены, а пошлины на ввоз значительно понижены. Итогом применения нового тарифа стал рост таможенных доходов с 1869 по 1874 г. на 50%.[3]

Рейтерн считал, что развитие производительных сил страны это лучшее средство к увеличению государственных доходов. Однако существовало 2 препятствия: громадные расстояния и отсутствие частного кредита. При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Рейтерн не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки. Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные — до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.[4] С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций.

Читайте также:
Какой программой открыть ini

К числу наименее удачных мероприятий Рейтерна принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати, с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний, Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек.[5] Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимые имущества в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и была введена акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике. Так, например, сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек.[6]

Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей и возмещение этой суммы существенно подрывало положение российской экономики. Большая и неожиданная поддержка была оказана российским финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий.[7] Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Рейтерн, в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

Читайте также:
Программы переписей их структура

Деятельность Н.Х. Бунге

Поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная победа над Турцией на Балканах в 1876 -1878 годах показали очевидную техническую отсталость России. Промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее “соревнование” традиционного аграрного хозяйства и капитала. К правительству России приходило понимание необходимости во что бы то ни стало создать в стране современную крупную промышленность.

Дорога к капитализму была открыта реформами 60-70-х годов. В середине 1881 года во главе Министерства Финансов, которым в то время во многом регулировалась хозяйственная жизнь страны, становится Николай Христофорович Бунге, ученый-экономист, бывший киевский профессор.

Его взгляды на обустройство России во многом совпадали со взглядами М.Х. Рейнтерна: нормализация финансов, стабилизация валютного курса рубля, вмешательство казны во все области хозяйства. Став министром финансов, Н.Х. Бунге провел курс на: усиление государственного железнодорожного строительства, огосударствление железных дорог, находящихся до 1881 года преимущественно в частных руках, выкуп частных дорог и создание единой системы перевозки и тарифов. Рост правительственных заказов, порождаемый этим курсом и таможенными ограничениями, стал первым шагом к индустриализации страны.

В это же время правительство принимает меры, при активном участии министра финансов, для решения аграрного вопроса. 18 мая 1882 года был учрежден Крестьянский Земельный Банк, с целью облегчения приобретения крестьянами земель в собственность, и издан закон о постепенной отмене подушной подати – одной из самых тяжелых для крестьян. Реализация этих проектов неизбежно привела бы к отмене круговой поруки в общине и в дальнейшем к серьезным изменениям в общинной жизни. Но этого не про­изошло, так как министр внутренних дел Д.А. Толстой повел курс на обособление, опеку крестьян.

Внешнеэкономические осложнения середины 1880-х годов (напряженность вокруг Афганистана и угроза войны с Австро-Венгрией, при том, что военные расходы этого периода поглощали до 1/3 бюджета) ставят под угрозу все усилия по стабилизации финансов. Россия была вынуждена прибегнуть к внешним займам. Н.Х. Бунге признает, что «все ресурсы государства истощены, и он не видит источников для увеличения доходов».[8]

Источник: poisk-ru.ru

Охарактеризуйте программу рейтерна могла ли она быть осуществлена

Школьнику.com

Опубликовано 09.06.2017 по предмету История от Гость >> Оцени ответ

Подпишись на наш канал в телеграм. Там мы даём ещё больше полезной информации для школьников!

  • Алгебра
  • Математика
  • Русский язык
  • Українська мова
  • Информатика
  • Геометрия
  • Химия
  • Физика
  • Экономика
  • Право
  • Английский язык
  • География
  • Биология
  • Другие предметы
  • Обществознание
  • История
  • Литература
  • Українська література
  • Беларуская мова
  • Қазақ тiлi

Показать ещё

Источник: www.shkolniku.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru