Цель работы: изучение графического способа описания алгоритма решения задачи.
Задачи работы:
- ознакомиться с основными способами представления алгоритмов;
- освоить графический способ описания алгоритмов.
1.1. Порядок выполнения работы
- Изучите теоретические сведения по теме данного раздела (п. 1.2)
- Ознакомьтесь с постановкой задачи (п. 1.3). Вариант задания соответствует вашему номеру в списке группы.
- Разработайте блок-схему алгоритма решения поставленной задачи.
- Ответьте на контрольные вопросы.
- Подготовьте отчет о выполнении практической работы, который должен содержать:
- титульный лист;
- цель практической работы;
- блок-схему алгоритма решения поставленной задачи;
- ответы на контрольные вопросы;
- выводы по практической работе.
1.2. Общие сведения
Одним из наиболее трудоемких этапов решения задачи на ЭВМ является разработка алгоритма.
0.Блок схема. 8 класс
Под алгоритмом понимается точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату.
Основными характерными свойствами алгоритма являются:
- детерминированность (определенность) – при заданных исходных данных обеспечивается однозначность искомого результата;
- массовость – пригодность для задач данного типа при исходных данных, принадлежащих заданному подмножеству;
- результативность – реализуемый вычислительный процесс выполняется за конечное число этапов с выдачей осмысленного результата;
- дискретность – возможность разбиения алгоритма на отдельные этапы, выполнение которых не вызывает сомнений.
Выделяют следующие типы вычислительных процессов:
- Линейный вычислительный процесс.
Для получения результата необходимо выполнить некоторые операции в определенной последовательности.
- Разветвленный вычислительный процесс.
Конкретная последовательность операций зависит от значений одного или нескольких параметров. Например, если дискриминант квадратного уравнения не отрицателен, то уравнение имеет два корня, а если отрицателен, то действительных корней нет.
- Циклический вычислительный процесс
Для получения результата некоторую последовательность действий необходимо выполнить несколько раз. Например, для того, чтобы получить таблицу значений функции на заданном интервале изменения аргумента с заданным шагом, необходимо соответствующее количество раз определить следующее значение аргумента и посчитать для него значение функции.
В свою очередь, существуют также несколько типов циклического вычислительного процесса, а именно:
- Счетные циклы (циклы с заданным количеством повторений) – это циклические процессы, для которых количество повторений известно.
- Итерационные циклы – это циклические процессы, завершающиеся по достижении или нарушении некоторых условий.
- Поисковые циклы – это циклические процессы, из которых возможны два варианта выхода:
— выход по завершению процесса;
Блок-схемы
— досрочный выход по какому-либо дополнительному условию.
По типу вычислительного процесса, реализуемого алгоритмом, различают:
— алгоритмы линейной структуры;
— алгоритмы разветвленной структуры;
— алгоритмы циклической структуры.
Алгоритмы решения практических задач обычно имеют комбинированную структуру, то есть включают в себя все три типа вычислительных процессов.
К изобразительным средствам описания алгоритмов относятся следующие основные способы их представления:
— словесный ( записи на естественном языке);
— структурно-стилизованный (записи на алгоритмическом языке и псевдокод);
— графический ( изображение схем и графических символов);
— программный (тексты на языках программирования).
Словесный способ описания алгоритма представляет собой описание последовательных пронумерованных этапов обработки данных и задается в произвольном изложении на естественном языке.
Алгоритм сложения двух чисел (a и b).
- Спросить, чему равно число a.
- Спросить, чему равно число b.
- Сложить a и b, результат присвоить с.
- Сообщить результат с.
Достоинством данного способа является простота описания, а к недостаткам можно отнести то, что такой подход многословен и не имеет строгой формализации, поэтому допускает неоднозначность толкования отдельных предписаний, в силу чего словесный способ представления алгоритма не имеет широкого распространения.
Для строгого задания различных структур данных и алгоритмов их обработки требуется иметь такую систему формальных обозначений и правил, чтобы смысл всякого используемого предписания трактовался точно и однозначно. Соответствующие системы правил называются языками описаний. К ним относятся алгоритмические языки (псевдокоды), блок-схемы и языки программирования.
Структурно-стилизованный способ описания алгоритма основан на записи алгоритмов в формализованном представлении предписаний, задаваемых путем использования ограниченного набора типовых синтаксических конструкций, называемых часто псевдокодами.
Достоинством псевдокодов является близость к языкам программирования, а недостатками, в свою очередь, являются сложность освоения и невозможность непосредственного ввода алгоритма для решения на ЭВМ, т.е. необходимость перевода на язык программирования.
Графический способ описания алгоритма предполагает, что для описания структуры алгоритма используется совокупность графических изображений (блоков), соединяемых линиями передачи управления. Такое изображение называется методом блок-схем.
Блок-схема алгоритма – это графическое представление хода решения задачи. Блок-схема состоит из блоков, соединенных линиями, а блоки изображаются в виде геометрических фигур, называемых символами. Внутри символов записываются указания о выполняемых блоком функциях – формулы, текст, логические выражения.
Вид символов и правила выполнения блок-схем стандартизированы – ГОСТ 19.701-90 содержит перечень символов, их наименования, отображаемые функции, формы и размеры, а также правила выполнения схем. При разработке алгоритма каждое действие обозначают соответствующим блоком, показывая их последовательность линиями со стрелками на конце. Названия, обозначения и назначение элементов блок-схем приводится на рис. 1.1.
Рисунок 1.1 – Основные блоки
Следует упомянуть некоторые основные правила выполнения блок-схем, которыми надлежит руководствоваться при графическом описании алгоритмов. Начало алгоритмов отмечается символом «Терминатор», из которого выходит одна линия. В нем записывается слово «Пуск» («Начало»). Конец алгоритма отмечается этим же символом, в котором записывается слово «Останов» («Конец»).
В этом случае данный символ не имеет ни одной выходной линии, а на него может замыкаться одна или более линий. Символ “Процесс” может иметь одну или несколько входных линий и только одну выходную. Внутри символа может быть записано несколько предписаний – в этом случае они выполняются в порядке записи. Представление отдельных операций достаточно свободно. Для обозначения вычислений можно использовать математические выражения, для пересылки данных – стрелки, для других действий – пояснения на естественном языке, например, А: = Х + 4; i: = i + 1, < A >––> B.
Линии потока должны быть параллельны сторонам листа. Основные направления линий потока – сверху вниз и слева направо – стрелкой не обозначаются. В других случаях на конце линии потока ставится стрелка, а в месте слияния линий ставится точка. Если блок-схема не умещается на одном листе, используют соединители. При переходе на другой лист или получении управления с другого листа в комментарии указывается номер листа, например «с листа 3» «на лист 1».
Для записи алгоритма любой сложности достаточно трех базовых структур:
- следование — обозначает последовательное выполнение действий (рис. 1.2, а);
- ветвление — соответствует выбору одного из двух вариантов действий (рис. 1.2, б);
- цикл-пока — определяет повторение действий, пока не будет нарушено условие, выполнение которого проверяется в начале цикла (рис. 1.2, в).
Рисунок 1.2 – Базовые алгоритмические структуры
Кроме этого, при описании алгоритмов используются дополнительные алгоритмические структуры, производные от базовых, каждая из которых может быть реализована через базовые структуры:
- выбор — выбор одного варианта из нескольких в зависимости от значения некоторой величины (рис. 1.3, а, б);
- цикл-до — повторение некоторых действий до выполнения заданного условия, проверка которого осуществляется после выполнения действий в цикле (рис. 1.3, в, г);
- цикл с заданным числом повторений (счетный цикл)– повторение некоторых действий указанное число раз (рис. 1.3, д, е).
Рисунок 1.3 – Реализация дополнительных алгоритмических структур
через базовые структуры
Рассмотрим примеры графического описания алгоритмов различных типов: линейного, разветвляющегося, циклического и комбинированного (рис. 1.4 – 1.7).
Пример 1.2. Линейный алгоритм.
Алгоритм вычисления значения выражения K=3b+6а (рис. 1.4) .
Рисунок 1.4 – Пример блок-схемы линейного алгоритма
Пример 1.3. Разветвляющийся алгоритм.
Алгоритм, определяющий, пройдет ли график функции y=3x+4 через точку с координатами x1,y1 (рис. 1.5).
Источник: studfile.net
Алгоритмы примеры решения задач блок схемы
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Составление блок схем и решение задач
Задачи на составление блок-схем алгоритмов
Примеры определения результата выполнения алгоритма по заданной блок-схеме.
Пример 1. Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при x= – 6 или x=0 или x=7
Проверка условия x>0 «Нет» y= -2*(-6)=12
Проверка условия x>0 «Нет» y=-2*0=0 Вывод: y=0
Проверка условия x>0 «Да» y=2*7=14 Вывод: y=14
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при n=15 или n=0 или n=-7
Проверка условия n>0 «Нет» Проверка условия n 0 «Нет» Проверка условия n C «Нет» B=9+8=17; F=7+17=24 Вывод F=24
Проверка условия A=B «Да» С=6+6=12; F=6+12=18 Вывод F=18
Проверка условия A=B «Нет» Ю Проверка условия B>C «Да» Ю A=6+10=16; F=16+(-10)=6 Вывод F=6
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Задачи на составление блок-схем алгоритмов
Задачи определения результата выполнения алгоритма по заданной блок-схеме.
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Дана блок-схема алгоритма
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при x=-6 или x=0 или x=7
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при n=15 или n=0 или n=-7
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Например, при A=7; B=8; C=9 или A=6; B=6; C=-10 или A=6; B=10; C=-10
Определить результат выполнения алгоритма при определённых значениях исходных данных
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
- Сердинова Елена ВикторовнаНаписать 29270 30.12.2015
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
-
30.12.2015 394
-
29.12.2015 3550
-
29.12.2015 4901
-
29.12.2015 2121
-
29.12.2015 5373
-
29.12.2015 1378
-
29.12.2015 1004
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Цель: выработать умение решать задачи на составление алгоритмов на языке блок – схем.
+ Презентация и самостоятельная работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Решение задач на составление разветвляющихся алгоритмов.
Цели: выработать умение решать задачи на составление алгоритмов на языке
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийная презентация.
Диктант. Учащиеся выполняют диктант, Решение задач (одновременно с
записывая ответы на листочках. диктантом). 2 ученика у доски.
1. Как обозначается блок означающий вычислительное действие (операцию присваивания)?
2. Как обозначается блок означающий ввод исходных данных, вывод результатов?
3. Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм …
Ответ. … в котором в зависимости от истинности условия выполняется та или иная серия команд.
4. Как изображается в блок – схеме ветвление в полной форме?
5.Как оформляется в блок – схеме ветвление в неполной форме?
Теперь поменяйтесь листочками, проверьте, правильно ли ответили на вопрос ваш сосед и поставьте ему оценку (её определяет количество правильных ответов). (Ответы на слайдах).
Карточка №1. Функция y = f(х) задана графиком
Составьте блок-схему решения алгоритма.
Карточка №2. Составить блок – схему алгоритма вычисления значения
Определить результат выполнения алгоритма по его блок – схеме при заданных значениях а и в (а = 2, в = 3). Значения занести в таблицу.
(На примере задания карточки №2).
Составить блок – схему алгоритма решения задачи. Переменной к присвоить номер четверти плоскости в которой находится точка с координатами х и у (х ≠ 0, у ≠ 0).
Практикум. Игра «Ежиные тропы».
1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи (шаблоны раздать
2. Найдите и исправьте ошибки в приведённой блок – схеме. Определите
значения х и у в результате выполнения алгоритма по его блок – схеме при
заданных значениях а, в. Значения переменных, изменяющиеся в процессе
исполнения, занесите в таблицу.
1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи (шаблоны раздать
Заданы три числа – а, в, с. Известно, что два из них равны между собой, а третье отлично от них. Найдите, какое из чисел отлично от двух других.
Осуществить самопроверку (ответы на слайдах).
Приведите приведённую блок – схему в формульное описание (сведите все
действия в одну формулу, если это возможно).
Ответы. По горизонтали: 1. Программа. 4. Результат. 7. Ветвление. 8. Схема.
По вертикали: 2. Алгоритм. 3. Аргумент. 5. Условие. 6. Бейсик.
7. Домашнее задание. Составить блок-схему алгоритма решения
вывод «Выражение не имеет смысла»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
- Составьте по шаблону блок – схему решения задачи у = .
- Найдите и исправьте ошибки в приведённой блок – схеме. Определите значения х и у в результате выполнения алгоритма по его блок – схеме при заданных значениях а, в. Значения переменных, изменяющиеся в процессе исполнения, занесите в таблицу.
1. Составьте по шаблону блок – схему решения задачи.
Заданы три числа – а, в, с. Известно, что два из них равны между собой, а третье отлично
от них. Найдите, какое из чисел отлично от двух других.
2. Найдите и исправьте ошибки в приведённой блок – схеме. Определите значения х и у в
результате выполнения алгоритма по его блок – схеме при заданных значениях а, в.
Значения переменных, изменяющиеся в процессе исполнения, занесите в таблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основной этап урока – организация деятельности, направленная на применение полученных знаний и способов действий.Так же на уроке проводится работа по следующим направлениямработа с тестовы.
Цель урока: совершенствовать навыки составления пропорций по условию задачи, сформировать умение применять пропорции при решении задач, использовать условие и решение задачи для сохранения и укреплени.
Предлагаю план – конспект открытого урока, а также презентацию к нему. Презентация содержит иллюстративный материал к уроку математики в 5 классе по теме: «Решение задач путем составления уравнений». .
Алгоритм решения задач на составление уравнений в 5 классе.
Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме «Алгоритм решения квадратного уравнения».
Задачи на блок-схемы. Линейный алгоритм
3. Задача 1. Дана длина ребра куба. Вычислить площадь грани, площадь полной поверхности и объем куба. (а=3) S грани = а^2 Sпов = 6*S грани V=a^3
1.ввод а
2.S1:= a^2
3.S2:=6*S1
4.V:=a^3
5.вывод S1, S2, V
нач
a
S1:=а2
S2:=6*S1
V:=a3
S1 , S2 , V
кон
4.
шаг
1.
2.
3.
4.
5.
арг
а
S1
Рез-ты
S2
пояснения
V
3
9
S грани
54
S пов-ти
27
V
Вывод 9, 54,27
5. Разветвляющийся алгоритм
6. Задача 2. Составьте алгоритм нахождения максимального числа из двух заданных.
начало
1. Ввод а, b
2. если a>b, то max:=a
иначе max:=b
3. вывод max
Ввод а ,b
a>b
max:=a
max:=b
вывод max
конец
7.
8. Задача 3. Вычислить значение функции
4 х, если х 1 0
у
3х, если х 1 0
начало
Ввод х
х-1 у:=4*х
у:=3*х
вывод у
конец
Источник: ppt-online.org