Одной из задач специальной педагогики является реализация программ

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Как читать книгу после покупки

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

Стоимость книги: 109 ₽
Ваш доход с одной покупки друга: 10,90 ₽
Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться Войти
Специальная педагогика. Шпаргалка
Шрифт: Меньше Аа Больше Аа

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальная (или коррекционная) педагогика – одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития. Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг. ХХ в. появился термин «коррекционная педагогика».

Другими словами, «наука о дефектах» стала называться «наукой об исправлении дефектов». С точки зрения гуманности такой термин не совсем корректен, ведь каждая личность имеет свои особенности, и общество обязано предложить cвое содействие в помощи таким людям. Во всем мире принят термин «специальная педагогика».

Воспитание и то, что им не является: проблемы реализации программ воспитания

Несмотря на то что специальная педагогика является ветвью общей педагогики и пользуется многими ее терминами и понятиями, она имеет и свой собственный круг понятий и терминов, заимствованный у смежных наук, таких как психология, медицина, социология, философия, культурология. Тем не менее единой терминологии у этой науки не существует, и говорят о так называемой параллельной терминологии, так как представители профессиональной среды предпочитают говорить на своем языке. Приведем некоторые определения терминов, используемых в специальном образовании.

Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) – лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности.

Специальное образование – уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия.

Специальные условия для получения образования – специальные образовательные программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.

Специальное образовательное (кор-рекционное) учреждение – образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток развития (функционирования) органа человека или хроническое соматическое (или инфекционное) заболевание.

Психический недостаток – подтвержденный установленным образом психический недостаток развития.

Ольга Македонская: Общие вопросы теории специальной педагогики | Вилла Папирусов

Сложный недостаток – совокупность физических и психических недостатков.

Тяжелый недостаток – недостаток, при котором обучение сводится к получению элементарных представлений о мире и овладению навыками самообслуживания.

2 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные потребности в процессе образования и является субъектом специального образования. Образовательный процесс, способный удовлетворить потребности такой личности, служит объектом специального педагогического исследования. Теория и практика научного знания специального образования выступают как предмет специальной педагогики и изучают особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, а также занимаются поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.

Специальная педагогика имеет целую систему целей. К ним относятся коррекция и компенсация нарушений развития особыми педагогическими методами и приемами, а также личностная и социальная реабилитация и аби-литация (для новорожденных детей). Эти цели достигаются при помощи достижения определенных, конкретных целей специального обучения, например, таких, как овладение средствами чтения и письма людей с нарушениями зрения, личностная реабилитация человека – преодоление чувств малоценности и ненужности, воспитание собственного достоинства и самоуважения. Все перечисленные цели направлены на достижение одной общей педагогической цели – достижение личностью социализации и самореализации в процессе развития, в контексте специальной педагогики – достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в процессе жизнедеятельности. Для достижения вышеперечисленных целей специальная педагогика решает следующий ряд задач:

1) изучение основных закономерностей, потребностей и особенностей развития личности, имеющей недостатки развития;

2) последующее определение коррекционных и компенсационных способностей каждого отдельно взятого человека с учетом сложности нарушения;

3) создание единой педагогической классификации лиц с ограничениями жизнедеятельности;

4) анализ существующих педагогических методологий, программ, систем, технологий и создание новых;

5) разработка новых коррекционных, компенсационных и реабилитационных программ для лиц с нарушениями развития;

6) разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию и интеграцию лиц, имеющих нарушения развития, помощь в получении профессиональной подготовки;

7) исследование и реализация программ, предупреждающих появление нарушений развития;

8) оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития, и др.

3 СИСТЕМАТИКА И СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Все нарушения физической и психической областей человека во всем мире принято называть ограничениями. Вследствие того что нарушения или ограничения могут иметь множественные вариации, трудно создать однозначную классификацию. Различные профессиональные сферы дают различные классификации.

Так, например, в педагогике принято классифицировать лиц с ограниченными возможностями согласно характеру нарушений или отклонений, а именно: глухие; слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с соматическими нарушениями; лица с нарушениями интеллекта; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с задержкой психического развития; с тяжелыми нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития.

В медицинской среде более значима классификация, в которой нарушения обобщаются в соответствии с локализацией их в организме человека: соматические заболевания (нарушения опорно-двигательного аппарата); сенсорные нарушения (зрение и слух), нарушения мозговой деятельности.

В социально-правовой сфере ограничения классифицируются по причине возникновения нарушения: врожденное отклонение развития; несчастный случай или стихийное бедствие; производственная травма; профессиональное заболевание, повлекшее за собой ограничение возможностей жизненной и трудовой деятельности; дорожно-транспортное происшествие; участие в боевых действиях; заболевание и т. д. Также существует классификация по последствиям нарушений, значимая для педагогической, медицинской, социальной и психологической сфер деятельности. Также свои предметные классификации имеют предметные отрасли специальной педагогики. Английским специалистом М. Варлоком была предложена перекрестная классификация, позволяющая определять характер потребностей каждого индивидуума с ограниченными возможностями.

Во всем мире ведется сбор статистических данных о частоте и видах возникновения нарушений развития. Каждая страна имеет собственный подход к определению лиц с ограниченными возможностями, поэтому невозможно создать полную и точную картину статистики возникновения нарушений во всем мире. Тем не менее статистика позволяет наблюдать достаточно устойчивую картину процентного соотношения нарушений среди различных возрастных групп.

Читайте также:
Какой программой для монтажа пользуется брайан мапс

Так, например, среди детей более 40 % страдают образовательными затруднениями, приблизительно у 20 % наблюдаются нарушения интеллекта, также около 20 % занимают дети с нарушениями речи, оставшиеся 20 % составляют все остальные виды нарушений. В России примерно 4,5 % детей имеют ограниченные возможности развития и требуют специального образования.

4 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В начале Х!Х в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце Х!Х в. – олигофренопедагогика.

В середине ХХ в. в Советском Союзе разрабатывается научно-методическая основа дифференцированной системы образования, существует 8 видов спецшкол, а именно:

1) для слабослышащих;

5) детей с нарушениями речи;

6) умственно отсталых;

7) детей с задержкой развития;

8) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика (слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения речи), олигофренопедагогика (нарушения интеллекта и образовательные затруднения), специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Каждая из предметных областей специальной педагогики имеет собственную структуру аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе самыми изученными считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные периоды требуют тщательного изучения и рассмотрения.

Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая и методологическая основа.

Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.

Развитие специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению и становлению новых сфер педагогического познания. Так, в стадии разработки находятся сферы специальной педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица и лица с тяжелыми и сложными недостатками.

5 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

За время существования специальной педагогики было накоплено огромное количество научных данных. Для интеграции этих данных и построения единой целостной системы привлекается философия со своими методами. Философия направлена на решение глобальных проблем, она представлена в виде некоторой основополагающей базы, предлагающей свои универсальные способы для рассмотрения важнейших проблем специальной педагогики.

Аналогично философскому знанию в специальной педагогике рассматриваются основополагающие мировоззренческие аспекты!: онтологический, который помогает выявить место специальной педагогики в структуре бытия; гносеологический – аспект, связывающий обучение и познание; аксиологический – устанавливающий педагогические приоритеты; философско-антропологический – обобщающий научные данные о личности, имеющей недостатки развития; историко-философский аспект изучает размышления философов прошлого; наиболее важным является социально-философский аспект, рассматривающий предмет специальной педагогики в социально-культурном контексте. Так как философский подход не дает полного решения интеграции специальной педагогики в связи со сложностью ее концептуальных проблем, в основе философского исследования зачастую лежит междисциплинарный подход, интерпретирующий и интегрирующий материал из разных наук.

Сегодня специальная педагогика находится в поиске новой парадигмы, которая позволила бы достичь более полного удовлетворения особых потребностей лиц с недостатками развития, что соответствует требованиям современной цивилизации. Основные направления поиска новой парадигмы – гуманизация, фундамента-лизация, интеграция.

Гуманизация подразумевает главной целью специального образования максимальное приближение человека, имеющего недостатки развития, к полноценному и достойному существованию, включение его в равноправные социальные отношения. В поиске новой гуманистической парадигмы огромную роль имеет переосмысление основополагающих моментов, моделей и методик познания, приоритетов и перспектив специальной педагогики – фун-даментализация. Интеграция проявляется в разнообразных формах совместного обучения здоровых детей и детей, имеющих отклонения в развитии.

Проблемы специальной педагогики затрагивались философами прошлого, но изучение этих проблем носило эпизодический характер и не выделялось в отдельное направление. С накоплением знаний медицины и специальной педагогики потребовалось уточнение теоретической части сущности, информации о формах и причинах дизонтогенеза, таким образом появилась классификация недостатков развития с точки зрения философии.

Источник: www.litres.ru

Квалификационный тест “Специальное дошкольное образование”

Позволяет установить уровень знания воспитателей дошкольного образовательного учреждения психолого-педагогических основ , методики обучения , воспитания, детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе.

Сертификаты не генерируются на телефоне, работаем только на компьютере. Доступны ТОЛЬКО после РЕГИСТРАЦИИ или ВХОДА. Скачайте сертификат сразу. На сайте не сохраняем!

1. К биологическим факторам риска не относятся:
биохимические вредности
патология родовой деятельности
пребывание ребёнка в семье группы социально риска
инфекционные и вирусные заболевания матери
2. Интенсивность и распространённость патологического процесса обуславливает:
причины нарушений
время и длительность воздействия повреждающих объектов
характер сенсорных или интеллектуальных нарушений
степень нарушений функциональных связей

3. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:
Л.И. Божович
Л.С. Выготский
П.Я.

Гальперин

4. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

компенсация

5. В том случае если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин:

лицо с психическими отклонениями
лицо с ограниченными возможностями
одарённый ребёнок
лицо пожилого возраста
6. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются:
индифферентным отношением к окружающим
выраженными потребностями в контакте с другими людьми
отсутствием фиксации взгляда на другом человеке
7. Норма, которая проявляется в индивидуальных особенностях личности ребенка:
индивидуальная
социальная
социально-возрастная
предметная
8. Специальная дошкольная педагогика решает вопросы воспитания и обучения детей следующих категорий:
детей с нарушением интеллекта (умственно отсталые)
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
все ответы верны

детей с отклонениями в познавательном развитии (дети с задержкой психического развития); − детей с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения

9. Первичные дефекты возникают в результате:
органического поражения или недоразвития какой-либо биологической системы
психического недоразвития
нарушений социального поведения

10. Вид интеграции, когда дети специальных и массовых групп объединяются для проведения различных мероприятий:

Источник: do-zaochnoe.com

Лекции — Специальная педагогика

представители профессиональной среды предпочитают говорить на своем языке.

Приведем некоторые определения терминов, используемых в специальном образовании.

Лицо с ограниченными возможностями(здоровья или жизнедеятельности) — лицо,

Читайте также:
Программа для очистка компьютера clear

имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого

имеющее особые образовательные потребности.

Специальное образование — уровень образования, для достижения которого лицам с

ограниченными возможностями создаются необходимые условия.

Специальные условия для получения образования — специальные образовательные

программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические,

социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями

овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.

Специальное образовательное (коррекционное) учреждение — образовательное

учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или

постоянный недостаток развития (функционирования) органа человека или хроническое

соматическое (или инфекционное) заболевание.

Психический недостаток — подтвержденный установленным образом психический

недостаток развития

Сложный недостаток — совокупность физических и психических недостатков.

Тяжелый недостаток — недостаток, при котором обучение сводится к получению

элементарных представлений о мире и овладению навыками самообслуживания.

ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет

определенные потребности в процессе образования и является субъектом специального

образования. Образовательный процесс, способный удовлетворить потребности такой

личности, служит объектом специального педагогического исследования. Теория и

практика научного знания специального образования выступают как предмет специальной

педагогики и изучают особенности развития и социализации личности с нарушениями

развития, а также занимаются поиском новых путей коррекции и компенсации

недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.

Специальная педагогика имеет целую систему целей. К ним относятся коррекция и

компенсация нарушений развития особыми педагогическими методами и приемами, а

также личностная и социальная реабилитация и абилитация (для новорожденных детей).

Эти цели достигаются при помощи достижения определенных, конкретных целей

специального обучения, например, таких, как овладение средства-ми чтения и письма

людей с нарушениями зрения, личностная реабилитация человека —преодоление чувств

малоценности и ненужности, воспитание собственного достоинства и самоуважения. Все

перечисленные цели направлены на достижение одной общей педагогической цели —

достижение личностью социализации и самореализации в процессе развития, в контексте

специальной педагогики — достижение максимально возможной самостоятельности и

независимости в процессе жизнедеятельности. Для достижения вышеперечисленных

целей специальная педагогика решает следующий ряд задач:

1) изучение основных закономерностей, потребностей и особенностей развития личности,

имеющей недостатки развития;

2) последующее определение коррекционных и компенсационных способностей каждого

отдельно взятого человека с учетом сложности нарушения;

3) создание единой педагогической классификации лиц с ограничениями

жизнедеятельности;

4) анализ существующих педагогических методологий, программ, систем, технологий и

создание новых;

5) разработка новых коррекционных, компенсационных и реабилитационных программ

для лиц с нарушениями развития;

6) разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию и

интеграцию лиц, имеющих нарушения развития, помощь в получении профессиональной

подготовки;

7) исследование и реализация программ, предупреждающих появление нарушений

8) оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития, и др.

СИСТЕМАТИКА И СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Все нарушения физической и психической областей человека во всем мире принято

называть ограничениями. Вследствие того что нарушения или ограничения могут иметь

множественные вариации, трудно создать однозначную классификацию. Различные

профессиональные сферы дают различные классификации.

Так, например, в педагогике принято классифицировать лиц с ограниченными

возможностями согласно характеру нарушений или отклонений, а именно: глухие;

слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с соматическими

нарушениями; лица с нарушениями интеллекта; с нарушениями эмоционально-волевой

сферы; с задержкой психического развития; с тяжелыми нарушениями речи; лица со

сложными недостатками развития.

В медицинской среде более значима классификация, в которой нарушения обобщаются в

соответствии с локализацией их в организме человека: соматические заболевания

(нарушения опорно-двигательного аппарата); сенсорные нарушения (зрение и слух),

нарушения мозговой деятельности.

В социально-правовой сфере ограничения классифицируются по причине возникновения

нарушения: врожденное отклонение развития; несчастный случай или стихийное бедствие

;производственная травма; профессиональное заболевание, повлекшее за собой

ограничение возможностей жизненной и трудовой деятельности; дорожно-транспортное

происшествие; участие в боевых действиях; заболевание и т.д.Также существует

классификация по последствиям нарушений, значимая для педагогической, медицинской,

социальной и психологической сфер деятельности. Также свои предметные

классификации имеют предметные отрасли специальной педагогики. Английским

специалистом М. Варлоком была предложена перекрестная классификация, позволяющая

определять характер потребностей каждого индивидуума с ограниченными

возможностями. Во всем мире ведется сбор статистических данных о частоте и видах

возникновения нарушений развития. Каждая страна имеет собственный подход к

определению лиц с ограниченными возможностями, поэтому невозможно создать полную

и точную картину статистики возникновения нарушений во всем мире. Тем не менее

статистика позволяет наблюдать достаточно устойчивую картину процентного

соотношения нарушений среди различных возрастных групп.

Так, например, среди детей более 40 % страдают образовательными затруднениями,

приблизительно у 20 % наблюдаются нарушения интеллекта, также около 20 % занимают

дети с нарушениями речи, оставшиеся 20 % составляют все остальные виды нарушений. В

России примерно 4,5 % детей имеют ограниченные возможности развития и требуют

специального образования.

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных

областей, интегрированных по клинико-физиологическими психолого-педагогическим

параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей,

имеющих особые образовательные потребности.

В начале XIX в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце

XIX в. —олигофренопедагогика.

В середине XX в. в Советском Союзе разрабатывается научно-методическая основа

дифференцированной системы образования, существует 8 видов спецшкол, а именно:

1) для слабослышащих;

3) слабовидящих;

4) незрячих;

5) детей с нарушениями речи;

6) умственно отсталых;

7) детей с задержкой развития;

8) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся

сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика

(слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения

речи), олигофренопедагогика (нарушения интеллекта и образовательные затруднения),

специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного

аппарата и специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями

эмоционально-волевой сферы.

Каждая из предметных областей специальной педагогики имеет собственную структуру

аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы

воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе самыми изученными

считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные периоды требуют

тщательного изучения и рассмотрения.

Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области

теоретическая и методологическая основа.

Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с

ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология,

информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в

тесном сотрудничестве со смежными науками.

Развитие специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного

материала способствуют постепенному возникновению и становлению новых сфер

Читайте также:
Как пользоваться программой winaero tweaker

педагогического познания. Так, в стадии разработки находятся сферы специальной

педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица

и лица с тяжелыми и сложными недостатками.

ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

За время существования специальной педагогики было накоплено огромное количество

научных данных. Для интеграции этих данных и построения единой целостной системы

привлекается философия со своими методами. Философия направлена на решение

глобальных. проблем, она представлена в виде некоторой основополагающей базы,

предлагающей свои универсальные способы для рассмотрения важнейших проблем

специальной педагогики. Аналогично философскому знанию в специальной педагогике

рассматриваются основополагающие мировоззренческие аспекты: онтологический,

который помогает выявить место специальной педагогики в структуре бытия;

гносеологический — аспект, связывающий обучение и познание; аксиологический —

устанавливающий педагогические приоритеты; философско-антропологический —

обобщающий научные данные о личности, имеющей недостатки развития; историко-

философский аспект изучает размышления философов прошлого; наиболее важным

является социально-философский аспект, рассматривающий предмет специальной

педагогики в социально-культурном контексте. Так как философский подход не дает

полного решения интеграции специальной педагогики в связи со сложностью ее

концептуальных проблем, в основе философского исследования зачастую лежит

междисциплинарный подход, интерпретирующий и интегрирующий материал из разных

Сегодня специальная педагогика находится в поиске новой парадигмы, которая позволила

бы достичь более полного удовлетворения особых потребностей лице недостатками

развития, что соответствует требованиям современной цивилизации. Основные

направления поиска новой парадигмы — гуманизация, фундаментализация, интеграция.

Гуманизация подразумевает главной целью специального образования максимальное

приближение человека, имеющего недостатки развития, к полноценному и достойному

существованию, включение его в равноправные социальные отношения. В поиске новой

гуманистической парадигмы огромную роль имеет переосмысление основополагающих

моментов, моделей и методик познания, приоритетов и перспектив специальной

педагогики — фундаментализация. Интеграция проявляется в разнообразных формах

совместного обучения здоровых детей и детей, имеющих отклонения в развитии.

Проблемы специальной педагогики затрагивались философами прошлого, но изучение

этих проблем носило эпизодический характер и не выделялось в отдельное направление.

С накоплением знаний медицины и специальной педагогики потребовалось уточнение

теоретической части сущности, информации о формах и причинах дизонтогенеза, таким

образом появилась классификация недостатков развития с точки зрения философии.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В начале XX в. во всем мире была широко распространена концепция социальной

реабилитации человека с недостатками развития как социально полезного члена общества.

Основной идеей считались коррекция и компенсация дефекта с целью приобщения такого

человека к общественно полезному труду, чтобы человек был способен обеспечивать свое

существование и не становился обузой для общества. Такое видение вопроса было

дискредитировано в США и странах Западной Европы идеями расовой гигиены и социал-

дарвинизма. Весьма популярными были идеи о социальной бесполезности людей,

имеющих недостатки развития, о достижении биологической чистоты расы методом

стерилизации лиц, являющихся носителями дефектов развития, в ряде стран были

приняты законы о стерилизации. Особую роль в поддержании таких идей сыграл фашизм,

в странах, где он пришел к власти, проводились широкомасштабные кампании по

разжиганию социальной вражды, проводилось планомерное уничтожение людей,

попавших в категорию социально бесполезных.

В нашей стране концепция социальной реабилитации лиц накладывалась на

существовавшую в стране идею всеобщего построения коммунизма и социализма. Однако

в условиях приоритета интересов общества над интереса-ми отдельного человека лица с

нарушениями по умолчанию приобретали статус граждан второго сорта. С тех пор в

нашей стране сложилась патерналистская позиция к таким людям, которая мешает

нормальному вливанию человека с ограниченными возможностями в социально-

культурные отношения.

С одной стороны, патерналистская позиция принимает ребенка с ограничениями и

включает его в систему образования, не способствующую получению образования,

престижного и имеющего высокую конкурентоспособность на рынке труда.

С другой стороны, человеку с нарушениями развития патернализм прививает

иждивенческие установки. Эти причины, а также слабая правовая защита, низкий уровень

пенсий и пособий, выплачиваемых государством, приводят людей с нарушениями

развития к вынужденному воспроизведению культуры бедности, маргинализации.

По окончании Второй мировой войны человечество приняло как высшую ценность и

смысл жизни, существования человека его жизнь и благополучие, нужды и потребности.

Сегодня концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями

считает основополагающей идею независимого образа жизни таких людей в условиях

приоритета интересов человека над интересами общества.

Специальная педагогика считает своей основной целью приобретение навыков

жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С давних времен на Руси существует церковная благотворительность, направленная на

призрение убогих и неимущих и ставшая зарождением экономических основ

специального образования. Во времена царствования Петра благотворительность

распространилась и на светскую часть общества. Таким образом, система специального

образования в России и за рубежом финансировалась благотворительными средствами. В

XIX в. в Западной Европе принимаются законы об обязательном бесплатном образовании,

число людей, имеющих нарушения и желающих получить образование, резко возрастает,

призренческие и благотворительные организации уже не способны удовлетворять

возросшие финансовые потребности, и специальное образование начинают включать в

государственный сектор финансирования.

Несмотря на принятый в 1908 г. закон об обязательном бесплатном образовании, в России

государство взяло на себя финансирование специального образования только после

Октябрьской революции в 1917 г., после уничтожения частной собственности и

репрессирования православной церкви. В связи с тем, что специальное образование не

входило в число приоритетов финансирования в годы советской власти, эта отрасль

педагогики осталась практически без внимания.

Только после Второй мировой войны материальное положение системы специального

образования стало стабилизироваться. В начале 1980-х гг. государственное

финансирование специального образования (как и образования вообще) сокращается в

связи со скрытой инфляцией и вскоре передается в распоряжение местных бюджетов. Это

время характеризуется возвращением страны к духовным ценностям, в том числе к

благотворительности.

Опыт других стран показывает, что продуктивным является путь адресного

финансирования лиц, имеющих нарушения развития, при таком подходе реализуется

право выбора учебного заведения лицами, имеющими нарушения.

Также положительный опыт других стран показывает преимущества деинституализации,

основной тенденцией которой является воспитание детей, имеющих ограниченные

возможности, в семье.

Специалистами было установлено, что перенос приоритетов финансирования на область

дошкольного периода специального образования приводит к существенной экономии

вследствие того, что дети, которым была оказана помощь уже в раннем возрасте, могут

входить в систему общего образования, тем самым снижая потребность в учреждениях

специального образования.

Также подсчитано, что создание условий для получения образования,

конкурентоспособного на рынке труда, обходится для государства дешевле, чем

последующая выплата пенсий и пособий.

Источник: www.studmed.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru