Одной из задач специальной педагогики является реализация коррекционно педагогических программ

Коррекционная педагогика – это многоотраслевая педагогическая наука, занимающаяся изучением детей с особенностями психического и физического развития, а также разработкой коррекционных программ по их воспитанию, обучению и развитию на основании выявленных онтогенетических недостатков и отклонений.

Коррекционная педагогика направлена на обеспечение научных основ коррекционной деятельности, реализуемой специальными общеобразовательными школами и ДОУ, а также пунктами коррекционно-педагогической помощи детям и родителям.

Современная коррекционная педагогика является преемницей дефектологии.

Определение 2

Дефектологии – это наука, занимающаяся исследованием психофизиологических особенностей развития детей с аномалиями, закономерностей их воспитания и обучения, а также определением условий, необходимых для преодоления и коррекции дефектов физического и умственного развития.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Разработка и реализация программ коррекционной направленности в ДОО

Выделение коррекционной педагогики в самостоятельную отрасль вызвало и потребность изменение ее терминологии, так как изначально она называлась специальной педагогикой. Понятие коррекционной педагогики значительно шире, чем понятие дефектологии и специальной педагогики, так как оно делает упор на выявление отклонений и их последующее устранение у детей, имеющих дефекты развития и поведения.

Объект исследования коррекционной педагогики – необходимая коррекционно-педагогическая помощь, реализуемая в системе коррекционного образования, частью которого является ребенок (подросток, взрослый) имеющий различного рода аномалии в развитии и поведении.

Предмет коррекционной педагогики – практика и теория коррекционной системы образования, включающая в себя изучение особенностей воспитания, обучения и развития ребенка, имеющего отклонения в поведении и развитии, а соответственно и ограниченные возможности жизнедеятельности.

Кроме того, в предмет исследования коррекционной педагогики входит исследование особенностей становления и последующей социализации ребенка с отклонениями, а также поиск наиболее эффективных методов, средств, приемов и условий его успешного обучения, воспитания и развития.

«Задачи коррекционной педагогики»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Одним из наиболее важных направлений коррекционной работы является успешная социализация ребенка с отклонениями. Данное направление основано на замещающей терапии. То есть, если у ребенка имеется отклонение в физическом развитии, то его социализация в обществе происходит за счет замещения дефектного органа другим, например, если ребенок немой, то для его социализации важным является обучение зыку жестов. Если ребенок слепой, то для него важно научится читать, используя специальную азбуку.

Цели и задачи коррекционной педагогики

Замечание 1

Основной целью коррекционной педагогики является достижение ребенком с отклонениями необходимого уровня социализации и самореализации.

Предмет, цели и задачи коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика направлена на расширение возможностей и кругозора детей с отклонениями, приобретение ими собственного смысла жизни, необходимого уровня самостоятельности и независимости в жизни.

Достижение данной цели коррекционной педагогики возможно только тогда, когда будут достигнуты общие цели воспитания, обучения и развития, то есть видны их реальные положительные результаты. В этом случае эффективна будет и коррекционная работа.

Кроме социализации ребенка с отклонениями, большое значение приобретает и личностная реабилитация, которая заключается в воспитании у детей с аномалиями чувства собственного достоинства, уважение и принятие себя как личности, преодоление чувства неполноценности, маргинальности и заниженной самооценки.

Для достижения основной цели коррекционная педагогика решает целую систему задач:

  1. Изучение педагогических закономерностей развития личности ребенка, имеющего различные отклонения в развитии и соответственно ограниченные возможности жизнедеятельности.
  2. Определение коррекционных и компенсаторных возможностей конкретного ребенка, на основании которых создаются необходимые условия для обучения, воспитания и развития ребенка.
  3. Определение и логичное обоснование выделенных классификаций лиц с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
  4. Исследование закономерностей коррекционного образования, существующих педагогических систем обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, построение прогноза возникновения и разработки новых коррекционных педагогических систем.
  5. Разработка научных основ содержания коррекционной педагогической системы, принципов, методов, технологий и условий организации успешного специального образования.
  6. Разработка и последующее внедрение образовательных коррекционно-педагогических, реабилитационных и компенсаторных программ обучения и воспитания детей с отклонениями.
  7. Изучение, разработка и реализация процессов средовой и социальной адаптации детей с отклонениями, их реабилитации и абилитации, а также интеграции на всех ступенях жизнедеятельности.
  8. Разработка и реализация эффективных программ по профконсульированию, профориентации, профессиональной подготовке и социально-трудовой адаптаций подростков и молодых людей, имеющих различные отклонения и нарушения в психофизиологическом развитии.
  9. Взаимодействие с иными смежными науками и дисциплинами, с целью повышения коррекционного эффекта реализуемой педагогической деятельности. Например, взаимодействие с социальной педагогикой по вопросам и проблемам людей с ограниченными возможностями, а также по вопросам их успешной социализации в современном обществе.
  10. Исследование, разработка и реализация эффективных педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии и поведении у детей и подростков.
  11. Совместно с общей педагогикой разработка и реализация концепции интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществление психолого-педагогической подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Читайте также:
Программа для рисования как кистью

Источник: spravochnick.ru

В разработке концепции коррекционно-развивающего обучения принимали участие такие отечественные дефектологи как…

Сурдопедагогика – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями_________

    • слуха
    • познавательной деятельности
    • речи
    • зрения
    1. Логопедия – это наука о нарушениях ________, методах их выявления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания
      • речи
      • зрения
      • познавательной деятельности
      • слуха
      1. К лицам с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением _____________сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга
        • эмоциональной
        • моторной
        • сенсорной
        • познавательной
        1. Одной из задач специальной психологии является выявление общих и специфических закономерностей _______________ развития ребенка с ограниченными возможностями
        1. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу, как.
          • принцип единства психики и деятельности
          • генетический, или принцип развития
          • принцип детерминизма
          • принцип отражательности
          1. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц …
            • с одаренностью
            • с особыми образовательными потребностями
            • с психическими нарушениями
            • с хроническими соматическими заболеваниями
            1. Одной из задач специальной педагогики является реализация _______________ программ для лиц с ограниченными возможностями
              • коррекционно-педагогических
              • экономических
              • социальных
              • гуманитарных
              1. Соответствие средним количественно-качественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры, определяется как.
                • идеальная норма
                • статистическая норма
                • функциональная норма
                • отклонения от нормы
                1. Первичные дефекты возникают в результате.
                  • нарушений социального поведения
                  • органического повреждения или недоразвития какой-либо
                    • психического недоразвития
                    • неправильных подходов к воспитанию ребенка

                    Источник: studfile.net

                    Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.

                    Специальная педагогика — э то наука, изучающая закономерности, процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных методах воспитания и обучения.

                    Основная цель — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности. Плюс это и коррекция и социальизация и тд.

                    Задачи специальной педагогики:

                    • изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
                    • определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
                    • определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
                    • изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
                    • разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
                    • изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;
                    • исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.

                    Помощь родителям детей с ограниченными возможностями

                    1. Какие вам известны классификации лиц с ограниченными возможностями здоровья? Какая из них используется в специальном образовании?

                    3. Педагогическая (она используется в специальном образовании):

                    • Глухие;
                    • Слабосшышащие и позднооглогшие дети;
                    • Слепые;
                    • Слабовидящие и поздноослепшие дети;
                    • Дети с тяжелыми нарушениями речи;
                    • Дети с поражением ОДА;
                    • Дети с ЗПР;
                    • Уместенно-отсталые дети.

                    26. В чем различия в «социальной» и «медицинской» модели инвалидности? Как это различие влияет на систему специального образования?

                    Медицинская модель инвалидности. Эта модель исходит из определения медицинской патологии, согласно которой инвалид – это лицо, имеющее те или иные нарушения. Медицинская модель утверждает, что люди являются инвалидами, т.к. они имеют ту или иную патологию, нуждаются в посторонней помощи и уходе, зависимы от окружающих. Эта модель исходит из ведущей роли медицины в лечении заболевания или дефекта, рассматривая инвалида как пациента.

                    С точки зрения медицинской модели люди являются инвалидами, потому что они не могут выполнять привычные функции: ходить, слышать, видеть, говорить и т.д. Инвалиды всегда больны, они вечные пациенты. Они не подпадают под определение «нормы» и поэтому:

                    · не могут работать,

                    · не могут посещать обычные учебные заведения,

                    · не должны иметь семью,

                    · являются иждивенцами и обузой для общества.

                    Социальная модель инвалидности представляет собой альтернативу медицинскому подходу. Если с точки зрения мед. модели человек является инвалидом потому, что у него есть те или иные нарушения, то с точки зрения социальной модели, человек – инвалид потому, что в обществе не созданы условия для его нормальной полноценной жизни, потому, что существуют барьеры, которые изолируют людей с инвалидностью, не позволяют им нормально функционировать.

                    Читайте также:
                    Развивающие программы подготовка к школе

                    С точки зрения соц. модели люди являются инвалидами:

                    ü из-за барьеров окружающей среды, недоступного жилья, недоступного транспорта;

                    ü из-за отсутствия доступа к информации и общению;

                    ü из-за отсутствия доступа в обычные школы и вузы;

                    ü из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы;

                    ü из-за негативного отношения общества к людям с инвалидностью.

                    Соц. модель была разработана самими инвалидами и позволяет взглянуть на инвалидность с другой точки зрения, более позитивной. Соц. модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако, эта модель говорит, что их не надо рассматривать как объекты медицинского вмешательства. Важным здесь считается привлечение самих инвалидов к решению их проблем. Таким образом, мед. модель гласит, что изменять надо самих инвалидов, а соц. модель говорит что надо изменять отношение общества к таким людям.

                    27. Сравните понятие «здоровье» и «качество жизни».

                    Качество жизни населения определяется экономическими, социальными, в том числе и демографическими, а также экологически­ми показателями. В их числе уровень заработной платы, безработица, доступность и качество медицинского обслуживания, образования. Обратимся к рассмотрению одного из самых важных показателей — здоровью населения.

                    Здоровье человека — это состояние и чувство полного физического, психологического (психического) и социального комфорта.

                    1. Охарактеризуйте социальные задачи специальной педагогики

                    — Изучение и осуществление социальной интеграции, социализации и адаптиции человека с ограниченными возможностями в общество.

                    — Психологическая и социальная поддержка детей и родителей.

                    1. Как происходит развитие детской речи в норме? Каковы предпосылки и условия ее успешного развития?

                    ЕСЛИ В 4 МЕСЯЦА РЕБЕНОК НЕ ГУЛИТ, ТО ЭТО МОЖЕТ ГОВОРИТЬ О ПАТОЛОГИИ, ПОЭТОМУ СРОЧНО НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ.

                    Развитие речи ребенка

                    Если ваш малыш болтает так же или больше, чем описано в таблице, значит развитие речи в норме. Если вы заметили небольшое отставание, то возьмите за правило играть в игры на развитие мелкой моторики.

                    30. Какие формы речевой патологии вам известны? Дайте подробную характеристику одной из форм.

                    Нарушения внешнего высказывания:

                    Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажения, смешениях тех или иных звуков.

                    Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести.

                    Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата.

                    Заикание – нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание обычно возникает в критические периоды развития ребенка.

                    Брадилалия – патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением.

                    Тахилалия – нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.

                    Нарушения внутреннего оформления высказывания:

                    Алалия – полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном развитии или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система при этом не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.

                    Афазия – нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться средствами языка. При этой форме речевой патологии, ребенок может утратить речь из-за перенесенных черепно-мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. Таким образом, происходит утрата уже сформированной речи.

                    Дисграфия – частичное специфическое расстройство процессов письма. Оно проявляется в нестойких образах букв (оптико-пространственных и др.), происходит смешение, искажение, замена и пропуски букв.

                    Дислексия – нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. Нарушен процесс чтения. Ребенок не может правильно распознать буквы, в результате чего, неверно их воспроизводит. Из-за такого дефекта у ребенка искажается весь смысл прочитанного.

                    1. Какие формы обучения используют для лиц с особыми образовательными потребностями? Раскройте их

                    Обучение на дому — форма образования, где ребенок получает образование в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.

                    Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной системы. С использованием компьютера и тд в режиме онлайн в общении с преподавателем.

                    Интегрированный класс — форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.

                    Читайте также:
                    Как добавить ярлык программы в меню все программы

                    Коррекционный класс и группы при ОУ общего типа — классы, в которых обучаются дети с проблемами в развитии.

                    1. В каких случаях в специальном образовании предусмотрена индивидуальная форма обучения.

                    В самом начале пути обучения детей с нарушениями развития применялась только индивидуальная форма обучения.

                    Сейчас такой подход используется у:

                    • детей с глубокими нарушениями интеллекта
                    • дети с нарушениями слуха
                    • или возраста (ранний возраст) ребенок не способен обучаться в коллективе
                    • или же в случае, когда ребенок обучается на дому.

                    При достижении положительных результатов в коррекционно-педагогической работе в индивидуальной форме дополнительно может применяться индивидуально-групповая форма

                    1. Что такое индивидуально-групповая форма работы?

                    Индивидуально-групповая форма это проведение уроков с небольшими группами детей для проведения определенных коррекционных занятий, не требующих строгого индивидуального подхода.

                    1. Особенности использования средств обучения для детей из различных нозологических групп в системе специального образования

                    То есть с помощью чего?

                    В физ.культуре это будет упражнения, солнце, воздух и вода.

                    А в педагогике — технические средства.

                    Они бывают общие и индивидуальные; непосредственные (основные) и вспомогательные.

                    Общие: мониторы, экраны и так далее.

                    Индивидуальные: слуховые аппараты, индивидуальные коляски, очки и так далее.

                    Непосредственные (основные) — с помощью, которых происходит процесс обучения (аппараты слуховые). То есть от чего зависит обучение!

                    Вспомогательные — пандус и т. д. Это функциональные ограничения, то есть обучаться могут, но на дому (не может доехать и тд). Пример вспомогательного: у детей с ДЦП руки могут фиксировать, так как писать не может.

                    Так же печатная продукция отличающая для каждой назологической группы, так как и учебные пособия, методички и тд.

                    Особое внимание уделяем речи, в соответствии с отклонением у ребенка. Если ребенок глухой, то может использовать дактильную речь, т. е. с использованием ручной азбуки.

                    Так же можно использовать аудио-визуальные средства и компьютеры; арт-терапию и тд.

                    1. Охарактеризуйте особенности дидактических материалов в специальном образовании различных нозологических групп

                    Дидактический материал может быть изобразительным, словесным и предметным.

                    Дидактический материал на уроках не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные дидактическим материалом дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.

                    В создании и использовании дидактического материала выделяют следующие принципы: значимость материала для ребенка; изоляция трудности; контроль ошибок; постепенное усложнение материала по дизайну и использованию; возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению.

                    Как «лестница» по которой ребенко поднимается вверх.

                    37. Дайте характеристику техническим средствам обучения в специальном образовании.

                    Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации.

                    Разделяют на: информационные, контролирующие и обучающие.

                    Технические средства.

                    Они бывают общие и индивидуальные; непосредственные (основные) и вспомогательные.

                    Общие: мониторы, экраны и так далее.

                    Индивидуальные: слуховые аппараты, индивидуальные коляски, очки и так далее.

                    Непосредственные (основные) — с помощью, которых происходит процесс обучения (аппараты слуховые). То есть от чего зависит обучение!

                    Вспомогательные — пандус и т. д. Это функциональные ограничения, то есть обучаться могут, но на дому (не может доехать и тд). Пример вспомогательного: у детей с ДЦП руки могут фиксировать, так как писать не может.

                    Пример: аудио-визуальные средства, диафильмы (с субтитрами); компьютеры.

                    38. Система медико-социально-педагогического патронажа.

                    Медико-социально-педагогический патронаж является неотъемлемой частью специального образования и представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление проблем лечения, обучения и воспитания личности, имеющей нарушения развития. Цели, реализация и разработка новых коррекционно-обучающих программ для детей с нарушениями развития и их семей; оказание комплексной помощи (медицинской, психологической, педагогической) детям с нарушениями развития; помощь в выборе индивидуальной программы помощи и поддержки для каждого ребенка с нарушениями развития; привлечение внимания общественности (в том числе при помощи СМИ) к проблемам людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, и т.д.

                    · диагностику;

                    · помощь в выборе образовательного маршрута;

                    · проектирование индивидуальных реабилитационных программ;

                    · первичную помощь в реализации планов.

                    МПС-патронаж осуществляется как государственными ПМПК так и негосударственными службами (общественными объединениями, благотворительными фондами).

                    Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

                    Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики инвалидности:

                    · это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня)

                    · или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

                    Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь – важнейшая составляющая процесса МПС-патронажа.

                    Источник: infopedia.su

                    Рейтинг
                    ( Пока оценок нет )
                    Загрузка ...
                    EFT-Soft.ru