Одно и то же упражнение может использоваться в разных тренинговых программах

Когда молодой специалист-психолог сталкивается с необходимостью провести психологический тренинг, он чаще всего начинает рыться в собственных записях (если сам когда-то был участником сходного по тематике тренинга) или искать в литературе готовый сценарий (если собственного опыта нет), чтобы воспроизвести чей-то продукт. В случае удачных поисков неофит честно пытается в точности репродуцировать найденное.

Ему невдомек, что психологический тренинг — это такая штука, в которой «личностное вложение» играет первостепенную роль. А значит сделать точную копию, повторить «тютелька в тютельку» придуманный кем-то сценарий всего тренинга или даже одного занятия практически никогда не удается.

Психологический инструмент оказывается «заточен» под другую личность и порой ведет себя непредсказуемо в неумелых руках, плохо слушается. Так что же делать?

Ведь при отсутствии опыта ведения тренинговой группы психолог-практик не может придумать собственный сценарий и собственные упражнения, а чтобы провести тренинг, он должен иметь этот сценарий и эти упражнения, причем свои собственные! Неужели эта проблема неразрешима и замкнутый круг нельзя разорвать? Можно, конечно, просто-напросто довериться судьбе, полностью отказаться от подготовки тренинга и провести его по наитию, создавая сценарий и упражнения, что называется, по ходу. Один из известных психологов-тренеров как-то заметил, что не готовиться к предстоящему тренингу может себе позволить: а) очень опытный специалист, имеющий не менее двадцати лет стажа ведения групп; б) ведущий, тиражирующий абсолютно стереотипные совпадающие до мелких деталей тренинговые программы; в) крайне самоуверенный новичок, свято верящий в чудо импровизации.

Урок 93, FUTURE INDEFINITE (SIMPLE) — ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Девятишаговая модель подготовки к тренингу

Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата. Часто ведущий хочет провести тренинг по теме, которая интересна ему самому. Он придумывает завлекательное название, разрабатывает программу, подбирает великолепные (как ему кажется) психотехники. А на тренинг никто не приходит, группу сформировать не удается.

Все же исходить надо не только из собственных интересов (впрочем, их надо тоже обязательно соблюсти, иначе тренинг получится скучным), но и из реальных запросов и трудностей реальных людей. Ответьте себе на простые вопросы: Что хотят получить будущие участники группы? Чего группа и каждый ее участник реально смогут и должны достичь? Что я смогу и должен для этого сделать?

Каков будет конечный результат нашей работы? Чем более ярким, конкретным и правдоподобным будет образ будущего результата, тем больше шансов, что вы этот результат получите. Шаг второй. Определение состава тренинговой группы. Кто будет в группе? Сколько человек?

Каково будет соотношение мальчиков и девочек? В чем заключаются психологические особенности участников? Постарайтесь заранее встретиться с будущими членами группы, познакомиться с ними, выяснить их ожидания от предстоящей тренинговой работы. Обязательно позаботьтесь об ограничении числа участников и «сверху», и «снизу».

Как использовать ОТКАЗ и в Каких Программах. Расти Банка

Желательно, чтобы число участников не превышало 18 человек. Но и слишком малое число — 3—4 человека — потребует коренного пересмотра содержания тренинговой программы: многие упражнения будет невозможно провести. Кроме того, психологическая атмосфера группы из трех или, скажем, пятнадцати человек сильно отличается, что вынуждает ведущего использовать разную стилистику ведения.

Для эффективной работы оптимальным, по мнению многих специалистов, является 12 участников (без ведущего). Шаг третий. Определение временных ресурсов. Нужно сразу спланировать, сколько всего будет проведено тренинговых занятий. Как часто будут проходить встречи? Сколько времени будет длиться каждое занятие? Возможна ли протяженность тренинга несколько месяцев?

Следует определиться с темном тренинговых занятий и выбрать, что является в данном случае оптимальным: «марафонный» стиль или короткие встречи в течение длительного времени. Шаг четвертый. Формулировка проблем. Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга. Что такое проблема?

Это вопрос, на который в данный момент не существует однозначного света. Следовательно, и формулировать проблемы нужно в вопросительной форме — для этого предназначена первая пустая строка матрицы. В образце оставлено место для обозначения пяти проблем.

Их может быть больше или меньше (все же, по моему мнению, больше пяти проблем ставить не следует: дай Бог в тренинге хотя бы с пятью справиться. ). В нашем гипотетическом случае проблемы можно сформулировать, например, так: 1. Что нужно сделать, чтобы развить толерантность в отношении не похожих на тебя людей? 2. Как снизить уровень агрессии подростков друг на друга?

3. Каким образом повысить коммуникативную компетентность подростков? 4. Как сделать класс сплоченным? На этих четырех проблемах можно и остановиться.

В конце концов, можно сосредоточиться и на какой-то одной и тренинг нацелить именно на ее решение в надежде, что изменение в одной области потянет за собой и все остальные (впрочем — не факт, представляется более оправданным работать со всем вышеназванным. ). Шаг пятый. Формулировка задач.

Если проблема — это не решенный пока вопрос, то задача — это цель деятельности, данная в определенных условиях. Задачу надо формулировать не вопросительно, а утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по определению искомого.

Например, для решения первой из обозначенных выше проблем задачи можно сформулировать в соответствующих ячейках матрицы следующим образом: Для работы в системе представлений участников тренинга — помочь подросткам осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком и кого они считают чужим. Для работы в системе отношений участников тренинга — дать подросткам опыт личного проживания ситуации общения с« похожими» и «непохожими» на них людьми для изменения привычно-негативного отношения к непохожим. Для работы в системе умений участников тренинга — предложить модель конструктивного взаимодействия с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как непохожие, чужие, и сформировать необходимые умения такого взаимодействия. Легко увидеть, что поставленные задачи охватывают все сферы субъектности подростков, и если мы максимально продуктивно реализует эти задачи, то в целом будет решена и проблема развития толерантности

(в реальности, конечно же, только средствами одного психологического тренинга реализовать названные задачи достаточно трудно). Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник. В идеале при создании авторского тренинга игры и упражнения должны бы быть авторскими разработками.

Но начинающему тренеру обычно приходится обращаться к профессиональной литературе и пользоваться уже известными психотехниками. Важно, чтобы эти психотехники работали на решение поставленных задач. Обычно в книгах и сборниках указываются цели описываемых упражнений; если же указания нет, тренеру придется самому оценить их пригодность для своего тренинга.

Для заполнения первого столбца в каждой из оставшихся ячеек нужно записать названия упражнений — по три для каждой задачи, и желательно, чтобы эти упражнения были разных типов (требовали разных способов активности — вербальной, двигательной, образной). Возможно, в тренинг вы включите только одно упражнение, но у вас обязательно должен быть запас, чтобы при необходимости легко осуществить замену.

В случае если тренинг планируется достаточно длительный, то применение всех подобранных психотехник будет уместным. В нашем примере для решения задачи об осознании своего отношения к «своим» и «чужим» можно применить, скажем, групповую дискуссию на тему «Кто такие «свои» и «чужие»?». Вторым приемом может стать рассказ подходящей притчи и ее последующее обсуждение.

В качестве таковой можно, допустим, привести знаменитую притчу о слепцах и слоне. Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал: — Слон похож на толстый шланг. — Слон похож на столб, — откликнулся другой, нащупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: — Слон похож на огромную бочку.

— Он похож на циновку, — потрогав слона за ухо, возразил четвертый. — Что вы говорите! — воскликнул пятый, державший животное за хвост. — Слон похож на веревку! Все они были правы.

Читайте также:
Можно ли продать квартиру полученную по программе ветхое жилье

И не был прав никто.

Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок. В соответствии с выделенными на четвертом шаге проблемами можно определить те блоки (или модули), которые должны быть в тренинге. В нашем примере блочная система тренинга может выглядеть следующим образом (см. схему 1). Это достаточно традиционная схема, в которой границы стадий развития группы обозначены достаточно условно.

Содержательные блоки тренинговой программы Стадии групповой динамики

Следует учесть, что полная реализация всех блоков значительно увеличит длительность тренинга. Каждый блок может быть превращен в отдельный тренинг, то есть данная программа имеет модульный характер. Вместе с тем в каждом модуле группа будет проходить те же стадии, что и в целостной тренинговой программе.

Иными словами, имеет место «голографический эффект»: отдельная часть содержит в себе все свойства целого. Необходимо рассчитать, сколько занятий надо включить в каждый блок. При этом рекомендуется учесть возможные перерывы в занятиях, вызванные праздниками, каникулами и т.п.

Скажем, если вы начинаете тренинг во второй половине сентября и проводите занятия раз в неделю, то, вероятно, до осенних каникул вам удастся провести не более семи занятий. Тогда можно, например, два занятия посвятить первому блоку, то есть мотивированию участников, «разогреву» перед глубокой работой, а пять — включить в блок развития толерантности. Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга. Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных техник по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие критерии:

1) важнейшая решаемая техникой задача; 2) время, которое необходимо затратить на технику; 3) совместимость техник друг с другом; 4) стадия групповой динамики, когда будет применена техника; 5) тип и степень активности участников, инициируемые техникой (физическая подвижность или «сидячая» работа в кругу); б) уместность применения психотехники в данный момент готовность к ней участников). С первого раза оптимальным образом распределить тренинговые психотехники при недостаточном опыте ведения групп бывает достаточно сложно.

Но это не страшно: в процессе тренинга надо будет каждый раз перед тем, как начать упражнение, спросить себя: подойдет оно сейчас или нет? Допустим, по вашему плану сейчас должна быть групповая дискуссия, но участники уже полтора часа сидят на стульях и начинают ерзать от утомления. Они нуждаются в физической активности — значит, надо провести подвижную игру!

Чтобы не растеряться в ситуации необходимости замены одной техники другой, следует заранее позаботиться о запасных упражнениях — иных по форме, но направленных на решение тех же задач. Кроме того, нужно обязательно включить в каждое занятие такие техники, которые направлены не на решение групповых задач, а на развитие социальной структуры группы, на активизацию групповой динамики, поддержку необходимого темпоритма.

Это могут быть игры типа «Самый-самый!», «Ранжирование по качествам», различные социометрические процедуры. Нельзя забывать об этой линии развития тренинговой группы. Шаг девятый. Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.

Стоит записать сценарий тренинга максимально подробно, не поскупившись на детали при описании упражнений (тогда вы представите их очень ярко — так, будто вы их уже действительно провели). Отдельно приготовьте план каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений.

Это будет ваша шпаргалка, которая поможет на тренинге — весь подробный сценарий на занятие брать не рекомендуется: пачка бумаги в руках будет сильно сковывать вашу активность. Все перечисленные в сценарии занятия материалы приготовьте заранее в тренинговом зале. Позаботьтесь и о том, чтобы во время занятия вам никто не помешал: техничка, пришедшая мыть полы, или настырный руководитель кружка мягкой игрушки, которому тоже как раз понадобилось это помещение. Подстрахуйтесь и напомните завучу, чтобы потенциальным участникам именно на время тренинга не поставили дополнительные занятия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какие стратегии подготовки к тренингу вам известны? Если вы уже имеете опыт проведения тренинга — как именно вы к нему готовились? 2. Опишите процедуру составления «Психологической матрицы» тренинга.

3. Как вы полагаете, применима ли «Психологическая матрица» для подбора содержания любого типа тренинга или существуют какие-то ограничения в ее использовании? 4. Что представляет собой «Девятишаговая модель» подготовки тренинга? 5. Какие шаги в рамках этой модели представляются вам наиболее важными? А наиболее трудными? 6.

Выберите интересующий вас тип тренинга и его тему и заполните для него «Психологическую матрицу».

Источник: studfile.net

Девятишаговая модель подготовки к тренингу

Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата.
Часто ведущий хочет провести тренинг по теме, которая интересна ему самому. Он придумывает завлекательное название, разрабатывает программу, подбирает великолепные (как ему кажется) психотехники. А на тренинг никто не приходит, группу сформировать не удается.

Все же исходить надо не только из собственных интересов (впрочем, их надо тоже обязательно соблюсти, иначе тренинг получится скучным), но и из реальных запросов и трудностей реальных людей. Ответьте себе на простые вопросы:
Что хотят получить будущие участники группы?
Чего группа и каждый ее участник реально смогут и должны достичь?
Что я смогу и должен для этого сделать?
Каков будет конечный результат нашей работы?
Чем более ярким, конкретным и правдоподобным будет образ будущего результата, тем больше шансов, что вы этот результат получите.
Шаг второй. Определение состава тренинговой группы.
Кто будет в группе? Сколько человек? Каково будет соотношение мальчиков и девочек? В чем заключаются психологические особенности участников?
Постарайтесь заранее встретиться с будущими членами группы, познакомиться с ними, выяснить их ожидания от предстоящей тренинговой работы. Обязательно позаботьтесь об ограничении числа участников и «сверху», и «снизу». Желательно, чтобы число участников не превышало 18 человек.

Но и слишком малое число — 3—4 человека — потребует коренного пересмотра содержания тренинговой программы: многие упражнения будет невозможно провести. Кроме того, психологическая атмосфера группы из трех или, скажем, пятнадцати человек сильно отличается, что вынуждает ведущего использовать разную стилистику ведения. Для эффективной работы оптимальным, по мнению многих специалистов, является 12 участников (без ведущего).
Шаг третий. Определение временных ресурсов.
Нужно сразу спланировать, сколько всего будет проведено тренинговых занятий. Как часто будут проходить встречи? Сколько времени будет длиться каждое занятие? Возможна ли протяженность тренинга несколько месяцев?
Следует определиться с темном тренинговых занятий и выбрать, что является в данном случае оптимальным: «марафонный» стиль или короткие встречи в течение длительного времени.
Шаг четвертый. Формулировка проблем.
Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга. Что такое проблема? Это вопрос, на который в данный момент не существует однозначного света. Следовательно, и формулировать проблемы нужно в вопросительной форме — для этого предназначена первая пустая строка матрицы. В образце оставлено место для обозначения пяти проблем. Их может быть больше или меньше (все же, по моему мнению, больше пяти проблем ставить не следует: дай Бог в тренинге хотя бы с пятью справиться. ). В нашем гипотетическом случае проблемы можно сформулировать, например, так:
1. Что нужно сделать, чтобы развить толерантность в отношении не похожих на тебя людей?
2. Как снизить уровень агрессии подростков друг на друга?
3. Каким образом повысить коммуникативную компетентность подростков?
4. Как сделать класс сплоченным?
На этих четырех проблемах можно и остановиться. В конце концов, можно сосредоточиться и на какой-то одной и тренинг нацелить именно на ее решение в надежде, что изменение в одной области потянет за собой и все остальные (впрочем — не факт, представляется более оправданным работать со всем вышеназванным. ).
Шаг пятый. Формулировка задач.
Если проблема — это не решенный пока вопрос, то задача — это цель деятельности, данная в определенных условиях. Задачу надо формулировать не вопросительно, а утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по определению искомого.
Например, для решения первой из обозначенных выше проблем задачи можно сформулировать в соответствующих ячейках матрицы следующим образом:
Для работы в системе представлений участников тренинга — помочь подросткам осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком и кого они считают чужим.
Для работы в системе отношений участников тренинга — дать подросткам опыт личного проживания ситуации общения с«похожими» и «непохожими» на них людьми для изменения привычно-негативного отношения к непохожим.
Для работы в системе умений участников тренинга — предложить модель конструктивного взаимодействия с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как непохожие, чужие, и сформировать необходимые умения такого взаимодействия.
Легко увидеть, что поставленные задачи охватывают все сферы субъектности подростков, и если мы максимально продуктивно реализует эти задачи, то в целом будет решена и проблема развития толерантности

Читайте также:
Программа кружка подготовка к огэ

(в реальности, конечно же, только средствами одного психологического тренинга реализовать названные задачи достаточно трудно).
Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник.
В идеале при создании авторского тренинга игры и упражнения должны бы быть авторскими разработками. Но начинающему тренеру обычно приходится обращаться к профессиональной литературе и пользоваться уже известными психотехниками. Важно, чтобы эти психотехники работали на решение поставленных задач. Обычно в книгах и сборниках указываются цели описываемых упражнений; если же указания нет, тренеру придется самому оценить их пригодность для своего тренинга.
Для заполнения первого столбца в каждой из оставшихся ячеек нужно записать названия упражнений — по три для каждой задачи, и желательно, чтобы эти упражнения были разных типов (требовали разных способов активности — вербальной, двигательной, образной). Возможно, в тренинг вы включите только одно упражнение, но у вас обязательно должен быть запас, чтобы при необходимости легко осуществить замену. В случае если тренинг планируется достаточно длительный, то применение всех подобранных психотехник будет уместным.
В нашем примере для решения задачи об осознании своего отношения к «своим» и «чужим» можно применить, скажем, групповую дискуссию на тему «Кто такие «свои» и «чужие»?». Вторым приемом может стать рассказ подходящей притчи и ее последующее обсуждение. В качестве таковой можно, допустим, привести знаменитую притчу о слепцах и слоне.
Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал:
— Слон похож на толстый шланг.
— Слон похож на столб, — откликнулся другой, нащупав ногу слона.
Третий коснулся слоновьего живота и заявил:
— Слон похож на огромную бочку.
— Он похож на циновку, — потрогав слона за ухо, возразил четвертый.
— Что вы говорите! — воскликнул пятый, державший животное за хвост. — Слон похож наверевку!
Все они были правы. И не был прав никто.

Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок.
В соответствии с выделенными на четвертом шаге проблемами можно определить те блоки (или модули), которые должны быть в тренинге. В нашем примере блочная система тренинга может выглядеть следующим образом (см. схему 1). Это достаточно традиционная схема, в которой границы стадий развития группы обозначены достаточно условно.

Содержательные блоки тренинговой программы Стадии
групповой динамики

Следует учесть, что полная реализация всех блоков значительно увеличит длительность тренинга. Каждый блок может быть превращен в отдельный тренинг, то есть данная программа имеет модульный характер. Вместе с тем в каждом модуле группа будет проходить те же стадии, что и в целостной тренинговой программе. Иными словами, имеет место «голографический эффект»: отдельная часть содержит в себе все свойства целого.
Необходимо рассчитать, сколько занятий надо включить в каждый блок. При этом рекомендуется учесть возможные перерывы в занятиях, вызванные праздниками, каникулами и т.п. Скажем, если вы начинаете тренинг во второй половине сентября и проводите занятия раз в неделю, то, вероятно, до осенних каникул вам удастся провести не более семи занятий. Тогда можно, например, два занятия посвятить первому блоку, то есть мотивированию участников, «разогреву» перед глубокой работой, а пять — включить в блок развития толерантности.
Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга.
Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных техник по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие критерии:

1) важнейшая решаемая техникой задача;
2) время, которое необходимо затратить на технику;
3) совместимость техник друг с другом;
4) стадия групповой динамики, когда будет применена техника;
5)тип и степень активности участников, инициируемые техникой (физическая подвижность или «сидячая» работа в кругу);
б) уместность применения психотехники в данный момент готовность к ней участников).
С первого раза оптимальным образом распределить тренинговые психотехники при недостаточном опыте ведения групп бывает достаточно сложно. Но это не страшно: в процессе тренинга надо будет каждый раз перед тем, как начать упражнение, спросить себя: подойдет оно сейчас или нет? Допустим, по вашему плану сейчас должна быть групповая дискуссия, но участники уже полтора часа сидят на стульях и начинают ерзать от утомления. Они нуждаются в физической активности — значит, надо провести подвижную игру! Чтобы не растеряться в ситуации необходимости замены одной техники другой, следует заранее позаботиться о запасных упражнениях — иных по форме, но направленных на решение тех же задач.
Кроме того, нужно обязательно включить в каждое занятие такие техники, которые направлены не на решение групповых задач, а на развитие социальной структуры группы, на активизацию групповой динамики, поддержку необходимого темпоритма. Это могут быть игры типа «Самый-самый!», «Ранжирование по качествам», различные социометрические процедуры. Нельзя забывать об этой линии развития тренинговой группы.
Шаг девятый. Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.
Стоит записать сценарий тренинга максимально подробно, не поскупившись на детали при описании упражнений (тогда вы представите их очень ярко — так, будто вы их уже действительно провели). Отдельно приготовьте план каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений. Это будет ваша шпаргалка, которая поможет на тренинге — весь подробный сценарий на занятие брать не рекомендуется: пачка бумаги в руках будет сильно сковывать вашу активность.
Все перечисленные в сценарии занятия материалы приготовьте заранее в тренинговом зале. Позаботьтесь и о том, чтобы во время занятия вам никто не помешал: техничка, пришедшая мыть полы, илинастырный руководитель кружка мягкой игрушки, которому тоже как раз понадобилось это помещение. Подстрахуйтесь и напомните завучу, чтобы потенциальным участникам именно на время тренинга не поставили дополнительные занятия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие стратегии подготовки к тренингу вам известны? Если вы уже имеете опыт проведения тренинга — как именно вы к нему готовились?
2. Опишите процедуру составления «Психологической матрицы» тренинга.
3. Как вы полагаете, применима ли «Психологическая матрица» для подбора содержания любого типа тренинга или существуют какие-то ограничения в ее использовании?
4. Что представляет собой «Девятишаговая модель» подготовки тренинга?
5. Какие шаги в рамках этой модели представляются вам наиболее важными? А наиболее трудными?
6. Выберите интересующий вас тип тренинга и его тему и заполните для него «Психологическую матрицу».

Глава 10.

Дата добавления: 2015-11-28 ; просмотров: 96 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.015 сек.)

Источник: mybiblioteka.su

Упражнения для бизнес-тренинга

Давно доказано: хороший тренинг невозможен без упражнений и игр. И онлайн-тренинг не исключение. Упражнения и игры разогревают и вовлекают участников, активизируют их творческую активность. Какие разогревающие упражнения проводят на тренингах и какие задачи они решают – разбираемся!

Рекомендуем

Проводим онлайн-обучение, деловые игры, фасилитационные сессии и умные тимбилдинги

Вовлеченность тренинга 100% – реально!

Сделайте первый шаг –

Упражнения для бизнес-тренинга | ManGO! Games – деловые игры, тренинги, фасилитации

Упражнения на тренинге помогают достичь таких целей:

  • «Разогревают» и помогают «включить» участников в происходящее.
  • Помогают усвоить полученную информацию и проверить ее на своем опыте.
  • Помогают отработать полученные навыки.
  • Создают легкую веселую атмосферу, способствующую лучшему усвоению знаний.
Читайте также:
Установить мастер установки программ

Каждый бизнес-тренер располагает своим арсеналом разнообразных разминок, позволяющих встряхнуть уставших участников. Все их можно поделить на несколько категорий.

Виды упражнений-разминок

В начале обычно применяются упражнения на знакомство, чаще всего на запоминание имен участников тренинга.

После знакомства используют разминки и ледоколы – для вовлечения участников и создания позитивной атмосферы. Они помогают «разломать лед» и снять настороженность. Обычно в этом помогает юмор, используемый в разминках.

Если участники в процессе устали – применяются короткие упражнения-энерджайзеры. Особенно важны они на тренингах, где много теории. Такие упражнения помогают «встряхнуть» участников и перевести их в режим готовности воспринимать новое.

В ходе подачи нового материала используются упражнения на активное усваивание знаний.

Упражнения для закрепления навыков позволяют сформировать и отработать приобретаемые в ходе тренинга навыки.

Завершающие упражнения позволяют повторить и закрепить выученное и освоенное.

Знакомство, запоминание имен

Апельсины

Упражнение на запоминание имен. Можно проводить онлайн.

Каждый участник по очереди представляется, называя свое имя и что-то, что он любит, подобрав слово на ту же букву, что и свое имя. Например,

Меня зовут Анна и я люблю апельсины.

Следующий участник представляет сначала предыдущего, потом себя.

С нами Анна, она любит апельсины, а я Таня, я люблю танцы.

Каждый следующий называет всех предыдущих. Желательно пройти круг несколько раз, пока участники не перестанут сбиваться.

Сильные стороны

Упражнение помогает запомнить имена собравшихся, а также фиксирует текущую ситуацию участника и ожидания от тренинга. Можно проводить онлайн.

Если это тренинг по продажам, нужно назвать свою сильную сторону в продажах и то, что хотелось бы развить в себе. Это может звучать так:

Я Михаил, я умею договориться с любым клиентом, но хочу научиться меньше говорить.

Перед упражнением нужно дать несколько минут на подготовку, предложив записать 3 свои сильные и три слабые стороны в продажах, а в ходе упражнения предложить озвучить только по одной самой важной или назвать те характеристики, которые еще не звучали.

Каждый следующий повторяет сказанное до него.

С нами Михаил, он умеет договориться с любым клиентом, но хочет научиться меньше говорить. А я Ольга, я умею хорошо презентовать товар, но хочу научиться лучше работать с возражениями.

Тренер может сообщить, в каких модулях тренинга будет отрабатываться та или иная компетенция из названных участниками.

Упражнения-ледоколы

Какие мы

Упражнение может служить знакомством мини-группы и подготовкой перед мозговым штурмом в группе. Можно проводить онлайн.

Группе нужно записать ответы на вопрос «Какие мы» в виде списка прилагательных.

Список может получиться таким:

Упражнение быстро создает в группе позитивную атмосферу и «разогревает» для следующих упражнений.

Кроссворд о партнере

Можно проводить онлайн. Участники группируются по двое и получают задачу провести интервью друг с другом, после чего составить по небольшому кроссворду о партнере. Разгадывать кроссворды будет предложено другим группам.

Вопросы кроссворда могут быть самыми разными:

  • Любимая страна Ольги.
  • Книга, которую Ольга сейчас читает.
  • Любимый фильм Ольги.
  • Чего Ольга боится на работе больше всего.

После каждой разгадки можно предложить участникам дать небольшой комментарий о себе по тем или иным пунктам. Комментировать может как автор, так и герой кроссворда.

Упражнения-энерджайзеры

Объясните мне!

Упражнение сделает интересной любую скучную тему тренинга. Можно проводить онлайн. Каждый участник получает одну из порций общего материала в виде пронумерованных конвертов. Когда приходит время учить материал, тренер просит отозваться участника с конвертом номер один. Участник зачитывает тему блока материала и основную информацию.

Остальные участники усваивают полученную информацию, а тренер дополняет ее. Это могут быть примеры по уже полученной основной информации, ситуации, которые нужно разобрать, или дополнительная к основной информация.

После усвоения участники задают каверзные вопросы тому, кому достался этот блок информации. Вопросы нужно формировать по предложенным шаблонам:

Вы сказали, что… — А что, если…?

Неужели бывает так, что…?

Если участник не смог дать ответ, его дают другие участники, если никто не справился, отвечает тренер.

Мое мнение

Упражнение можно проводить онлайн. В ходе тренинга перед или после освоения очередного блока информации участникам предлагаются стикеры с утверждениями, по которым каждому нужно высказать свое мнение. Каждый разбирает себе по стикеру пока не «разберут» все. После этого каждый готовится и высказывает свое мнение.

Если к чьему-то мнению есть что дополнить, участники поднимают руку и дополняют, пока не останется поднятых рук. Каждому в пределах одного комментария нужно вложиться в отведенное время.

Упражнения на активное усваивание

Круг, треугольник, квадрат, спираль

Можно проводить онлайн. Если нужно поделить участников на группы и активизировать внимание, можно предложить выбрать фигуру, которая ему нравится больше всего:

  • Круг.
  • Квадрат.
  • Треугольник.
  • Спираль.

Формируются группы по выбранной фигуре. Каждая получит задание, предварительно получив расшифровку своего выбора:

  • Люди, которые выбирают круг, обычно хорошо взаимодействуют с другими людьми и умеют строить отношения.
  • Люди, которые выбирают квадрат, любят и умеют поддерживать порядок.
  • Любители треугольников обычно лучше других формируют цели и достигают их.
  • Выбравшие спираль обычно оказываются творческими натурами, они способны генерировать идеи и находить новые способы решения различных задач.

Новые знания о себе подбодрят участников. Можно в зависимости от темы и задач тренинга дать каждой команде задачу, связанную с озвученными характеристиками. Любителям круга – на объединение или поиск общего, любителям квадратов на разработку правил и норм, любителям треугольников на составление целей, а выбравшим спираль – на поиск идей.

Угадай эмоцию

Можно проводить онлайн. Если это тренинг по переговорам или коммуникативным навыкам, упражнение поможет подчеркнуть, как эмоции влияют на восприятие, в остальных случаях упражнение вызовет интерес, «встряхнет» и активизирует участников.

Каждый «разбирает» карточку с эмоцией, после чего должен произнести одно из предложенных слов – «Алло», «Здравствуйте», «Так и есть» – с интонацией, передающей эмоцию из карточки.

  • Радость.
  • Удивление.
  • Сожаление.
  • Разочарование.
  • Подозрительность.
  • Грусть.
  • Веселье.
  • Холодное равнодушие.
  • Спокойствие.
  • Заинтересованность.
  • Уверенность.
  • Желание помочь.
  • Усталость.
  • Волнение.
  • Энтузиазм.

Можно провести голосование за удачную передачу эмоций, ставя каждому участнику оценку в баллах.

Упражнения на закрепление навыков

Трудные ситуации

Упражнение на закрепление пройденного материала. Можно проводить онлайн. Участники делятся на мини-команды. Каждой показывают фрагмент с трудной ситуацией по теме. Команде нужно подготовить решение.

После того как каждая команда поработает, все возвращаются в общую комнату, где по очереди транслируются сложные ситуации. Каждая команда озвучивает свое решение, остальные дополняют, а тренер дает заключительный комментарий.

Можно усложнить упражнение и сделать его живее. Один из участников, который получит условный знак, после того как команда презентовала ответ, должен усомниться в сказанном и задать вопросы типа: «А что, если…?».

Защитить представленное решение имеют право другие участники, не принадлежащие к команде, презентующей решение.

Вопросы по теме

Можно проводить онлайн. Участники передают тренеру вопросы по выученной теме, после чего каждый «тянет» карточку с одним из вопросов и пытается дать на него ответ. Другие участники дополняют, тренер помогает.

Завершающие упражнения

Ценный вклад

Упражнение помогает подчеркнуть вклад каждого участника в изучение нового материала, создает позитивную атмосферу и желание продолжать обучение. Можно проводить онлайн.

Участникам предлагают составить короткий ответ о каждом участнике: какой ценный вклад внес участник в изучение нового материала и чем больше всего запомнился. Это анонимное задание. В конце по каждому участнику зачитывается его вклад и чем он запомнился другим участникам на этом занятии.

Сказать за 30 секунд

Можно проводить онлайн. Каждому участнику предлагают после небольшой подготовки в течение 30 секунд сказать главное, что он почерпнул на тренинге. Имена тех, кто должен сказать свое слово, выбираются случайным образом: как вариант, тренер тянет карточку с именем.

Упражнение может иметь другую задачу – за 30 секунд рассказать, как участник будет использовать в жизни полученные знания и навыки.

Участникам надо дать больше времени, чтобы они успели подготовиться, иначе придется отвечать экспромтом и ценность упражнения будет ниже.

Источник: mangogames.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru