Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. Так, в «Кратком словаре по социологии» мы находим: «Досуг — синоним понятия «свободное время». Однако данные понятия, безусловно, нужно разграничивать.
Прикрепленные файлы: 1 файл
6. Принципы досуга.
Всякая деятельность основывается на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся:
- Принцип всеобщности и доступности – возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
- Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.
- Принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей людей при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
- Принцип систематичности и целенаправленности – осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс постепенного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
- Принцип преемственности предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.
- Принцип занимательности заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы.
Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Он очень разнообразен, строится на определенных принципах и выполняет очень важные функции в жизни человека. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
Одним словом о программе организации досуга детей
- Что такое свободное время, досуг и отдых? Укажите их общие и отличительные особенности.
- Дайте определение досуговой деятельности.
- Каковы этимологические корни термина «досуг»?
- Назовите современные концепции досуга и досуговой деятельности. Кто из ученых наиболее полно проанализировал концептуальные модели досуга?
- Назовите важнейшие подходы к классификации досуга и досуговых занятий.
- В чем состоит отличие «мнимого» и «реального», «опережающего» и «нормативного» видов досуга?
- Укажите важнейшие функции и принципы досуга и досуговой деятельности.
Структурные компоненты досуговой деятельности
Структура досуговой деятельности включает в себя несколько важных составляющих:
- задействованных культурно-исторических, художественных, духовных ценностей, а также товаров культурного назначения;
- природно-ландшафтных, биорастительных комплексов;
- материально-технических средств, сопутствующих бытовых товаров, вещественных ресурсов:
- субъектов и объектов деятельности, без которых выше указанные составляющие были бы не актуальными 9 .
Перечисленные структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека. Рассмотрим их подробнее.
Культурно-художественные ценности, товары культурного назначения. В досуговой деятельности задействованы культурно-исторические и художественные ценности, находящиеся в музеях (тематические экспонаты, картины, старинные костюмы и т.п.), расположенных на исторических территориях (архитектурно-исторические объекты, технические сооружения прошлых веков и др.). В большинстве стран эта совокупность культурно-исторических и художественных ценностей представляет национальное или мировое достояние и находится под охраной государства. Но могут существовать ценности регионального, локального или частного значения, к которым потребители также проявляют интерес.
Велика роль в осуществлении досуга предметов и товаров культурного назначения: книжной продукции, дисков и видеокассет, коллекционной и сувенирной продукции и др. Эти предметы участники досуговой деятельности могут приобретать в личное пользование, обращаясь к ним в свободное время. Однако немалая часть товаров культурного назначения может пополнять и учреждения культуры: библиотеки, музеи, досуговые центры.
Расположение центров, хранящих культурно-исторические и художественные ценности, а также производство и продажа товаров культурного назначения – важные элементы досуговой инфраструктуры конкретного города, страны или мирового региона.
Природно-ландшафтная основа, растительный и животный мир как компоненты досуговой деятельности. В современной досуговой деятельности населения развитых стран данные компоненты приобретают исключительно важное значение. Особенно высок спрос на экологически чистую окружающую среду, здоровый ландшафт и климат. В разных странах, особенно в тех, которые притягивают крупные потоки туристов, специально выделяются и охраняются масштабные чистые зоны: рекреационные, курортные, заповедные, особо охраняемые зоны отдыха, а также заказники-заповедники, крупные парки (национальные, аквапарки). В определенных поселениях и, особенно в городах, выделяются локальные рекреационные пространства: зеленые насаждения, городские сады, скверы и парки, зоны отдыха, площадки развлечений.
Досуговые занятия, в процессе которых человек общается с растительным и животным миром, – сфера деятельности зоопарков и зоомагазинов, а также сервисных фирм, занятых разведением и продажей домашних животных, комнатных растений.
Сейчас естественные компоненты ландшафтной среды, флоры и фауны нередко вводятся в помещение учреждений досуга и центров развлечений. Так, широко используются декоративные растения, бассейны или аквариумы с рыбами, клетки с поющими пернатыми и даже вольеры с рептилиями.
Материально-технические средства, сопутствующие товары и вещественные ресурсы культурного назначения. К ним относятся материальные сооружения и постройки, технические приспособления, специальное оборудование, товары и вещественные ресурсы повседневного спроса, сопровождающие культурно-досуговую активность.
Материальные сооружения и постройки характерны для досуга, проводимого как в помещении, так и на открытых площадках (стадионы), в природной среде (национальные парки). К этой категории также относятся беседки и скамейки в сквере, места для отдыха на территориях, предназначенных для прогулок, рыбалки, охоты и т.п.
В организации современного досуга постоянно растет доля машин, технических средств и механизмов. В настоящее время множество видов досуговых занятий связано не только с отдельными механизмами, но и с целой системой технических комплексов. Это парки развлечений, досуговые и спортивные центры, в рамках которых работает множество площадок с техническими средствами — аттракционами, тренажерами, оборудованием для детских площадок, тиров, бильярдных залов, боулинг- и фитнес-клубов. Сложные технические комплексы разрабатываются специально для центров с искусственным климатом, тематических парков и аквапарков, бассейнов. Для театральных помещений, концертных площадок, стадионов существуют разнообразные светотехнические, лазерные и акустические установки. Современные казино и игровые залы снабжаются немалым числом специальных автоматов и разнообразной игровой техникой
Свой вклад в технизацию досуга вносит компьютерная техника. Ныне компьютер может быть использован для игры и развлечений в разных местах и жизненных ситуациях. Играть в электронные и компьютерные игры, слушать музыкальные записи можно как дома, так и в интернет-кафе или во время транспортного передвижения по городским улицам.
Специально разработанного оборудования требует проведение массовых праздников на городских улицах или специальных площадках — стадионах, летном поле, открытом пространстве. В этом случае используют декорации, стенды, материалы для украшения домов и улиц, технику для светодизайна городской среды, фейерверки, светотехническое, лазерное и акустическое оборудование, а также оборудование для временных сценических площадок.
Главное требование к материалам, товарам, технике и автоматам для досуговых занятий связано с их удобством, безопасностью, простотой в обращении. Потребности населения в такого рода продуктах, товарах, технике способствуют развитию определенных сегментов индустриально-промышленного производства.
Субъекты и объекты досуговой деятельности.
Важнейшими компонентами досуговой деятельности выступают конкретные люди или группы, обладающие досуговыми потребностями. Они относятся к категории объектов досуговой деятельности. Все должно быть предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому при разработке досуговых мероприятий необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на восприятие программы: возраст, пол, национальность, уровень образования, доходы, профессиональные интересы, хобби.
Субъекты досуговой деятельности – люди, учреждения и фирмы, которые участвуют в организации досуговой активности. Организаторы задействованы в досуговой деятельности на профессиональной основе, создают условия и помогают населению реализовать потребности в отдыхе и развлечении. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников 10 :
- руководящий состав профессиональных организаторов досуга – ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры. Представители этой группы – ключевые фигуры в проектировании, организации и реализации основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
- профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации. Эти люди (артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п.) осуществляют непосредственный контакт с аудиторией. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием;
- высококвалифицированные работники и специалисты разных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;
- рядовые исполнители и производители услуг в области досуга. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;
- представители исполнительной и законодательной власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;
- лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функции, связанные с финансированием, а также предоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).
Имеется несколько подходов к классификации коллективных организаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделения выступают следующие.
Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:
- культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;
- отдых и развлечение аудитории.
Способ хозяйственной деятельности предприятия или учреждения досуга:
- коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельности, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эффекта — фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по производству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
- некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. — общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;
- смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации. В условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть некоммерческих организаций.
Учреждения и организации культурно- досуговой сферы как важнейшие субъекты досуговой деятельности.
Очень большую роль в подготовке и проведении досуговых мероприятий играют разнообразные учреждения культурно-досуговой сферы. Они относятся к категории коллективных организаторов досуга и предназначены создавать усло вия для отдыха и духовного развития различных слоёв населения в сфере свободного времени.
За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям сеть культурно-досуговых учреждений претерпела серьезные изменения. За последние 15 лет почти на 25% сократилась численность основных типов организаций: клубов, библиотек, парков культуры и отдыха (см. таблицу 1). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждений. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры Российской Федерации.
Источник: www.referat911.ru
Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций
групп с целью формирования общественно значимых качеств личности.
Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут
быть любые социальные институты и общности сферы народного
образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга,
коммерческие предприятия и объединения, общественные организации,
фонды и движения, а также отдельные частные лица. Так, давно уже
существует государственная сеть клубных учреждений, которая делит их на
виды, в зависимости от располож ения на территории страны (городские,
сельские, районные клубы). Действуют ведомственные клубные учреждения,
которые находятся в подчинении различных ведомств, а не государства
(матросские клубы (Министерство обороны РФ), Дом учителя
(Министерство образования РФ) ). Наконец, многие активно развивающиеся в
последние годы клубные заведения подчинены частным лицам (Клуб
деловых людей, ночной клуб, казино).
Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по
территориальному местонахождению заявку с указанием состава
организационного ком итета, предоставляют устав клуба, принятый
собранием граждан желающих организовать клуб. Клуб считается созданным
с момента регистрации устава, который является основным документом,
регулирующим его деятельность.
Структурными единицами клуба как учреждения являются коллективы,
кружки и студии любительского художественного и технического
http://www.arena.yar.ru
творчества; любительские объ единения и клубы по интересам; школы
прикладных знаний и навыков; другие клубные формирования,
соответствующие основным принципам и видам деятельности культурно-
досугового учреждения.
Парки культуры и отдыха также очень популярны среди населения.
Они представляют культурно-просветительный и рекреативный
функциональный комплекс, обеспечивающий отдых, разумные развлечения и
культурно-досуговую раб оту в условиях местного кли м ата специально-
организованной природной среды и ландшафта. Специфика парков позволяет
им проводить самые разнообраз ные фор м ы работы, удовлетворять
потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих
уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых
разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.
Особенностями творческо-производственной деятельности парков
культуры и отдыха являются: обширная площадь; открытые площадки,
естественная природная среда; зависимость от климатических условий;
сезонность работы; м ассовость посетителей; самые кру пные формы
досуговых учреждений – фестивали, праздники; наличие аттракционного
хозяйства; специализированные городки; спортивные площадки.
Парки культуры и отдыха – государственные учреждения культуры, они
действуют на нескольких уровнях
1. Федеральный – в Москве ЦПКиО им. А.М. Горького.
2. Региональный – парки, расположенные на территории областных
центров, центров автономных округов (ЦПКиО им. Маяковского в г.
Екатеринбурге, Останкинский ПКиО в г. Москве).
3. Городские ПКиО.
4. Сельские ПКиО.
К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает.
Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. — 554. Сокращение
Попов В.В. Теория социально-культурной деятельности //www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14технология» заимствован из области технических дис циплин.
Он происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство,
мастерство и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной
литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность
и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с
целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации
того или иного объекта.
Научный подход к технологии досуговой деятельности разработали
современные исследователи Д. Генкин, А. Жарков, Е. Клюско
«технология культурно-досуговой деятельности» было введено в 1990 г. До
этого в терминологическом аппарате использовались только терм ины
«организация» и «методика». С помощью понятия технологии досуговой
деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам
технический процесс ее функционирования.
Под технологией досуговой деятельности пони м ается совокупность
форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и
внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение
определенной воспитательной цели
С точки зрения предметной деятельности под досуговыми технологиями
следует понимать педагогически организованный процесс воздействия
субъекта на объект досуговой деятельности с целью формирования
общественно значимых качеств личности. Применение тех или иных
технологий досуговой деятельност и обусловлено предметными сферами
действий профессиональных работников.
Генкин Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления. – М., 1985; Жарков А.Д.
Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 1998; Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность
населения России (май 1945-1985 гг.): теоретико-методологический и исторический аспекты. – М., 1997.
Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки
Источник: www.studmed.ru
Формы культурно-досуговых программ
Будучи важной частью технологии культурно-досуговой деятельности, драматургия культурно-досуговых программ представлена во всем многообразии ее форм. Прежде всего, остановимся на классификации форм организации досуга как более широком по сравнению с формами культурно-досуговых программ понятии.
В основу классификации ученые и практики предлагают заложить следующие критерии:
u степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);
u широта участия в культурно-досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга);
u специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых учреждений и т.п.);
u особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, пенсионеры, самодеятельное население и т.д.);
u полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (многофункциональные, диафункциональные, комплексные).
Форма культурно-досуговой программы – это угол зрения сценариста на исследуемую проблему, структура, образуемая на основе организации сценарного материала и аудитории с использованием разнообразных выразительных средств. Выбранная форма культурно-досуговой программы активно влияет на отбор ее содержания, на способ организации драматургического материала, поскольку именно она должна наилучшим образом раскрыть сценарный замысел, эмоционально подготовить зрителя для восприятия происходящего.
u сюжетно-игровые программы как комплекс разнообразных игр (подвижных, интеллектуальных, игр-драматизаций, аттракционов и т.д.), объединенных сюжетом;
u конкурсно-развлекательные программы как комплекс разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности;
u фольклорные программы, включающие в себя народные игры, песни, танцы, обряды, иные жанры устного народного творчества;
u шоу-программы как комплекс зрелища, пластики, танцев, клоунады.
u спортивно-развлекательные программы – комплекс подвижных игр, шуточных поединков, комбинированных эстафет и спортивных конкурсов;
u информационно-дискуссионные программы, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению;
2.4. Композиционные элементы сценария и законы композиции
Как отмечалось ранее, вычленение конструктивных элементов – самый важный момент сценарного творчества. Сегодня весьма распространены недооценка и недопонимание первостепенного значения композиции при написании драматургического произведения. Многие авторы всерьез убеждены, что пренебрежение композицией – признак свободы их творчества.
Однако прислушается к мнению авторитетов. Так известный теоретик драмы В.Е.Хализев отмечает, что драма, предназначенная для непосредственно-чувственного и, главное, единовременного восприятия, обладает несравненно большей сюжетно-композиционной строгостью, нежели эпические жанры. Ему вторит и А.Митта, настаивая на том, что “каждая драма имеет жестко структурированный скелет-структуру и этот факт – большое разочарование для любителей свободного полета поэтических фантазий”.
Теоретик и архитектор Леон Батист Альбертив в трактате «Десять книг о зодчестве» понимал композицию как «живой организм», к которой «нельзя ничего прибавить, ни убавить и в которой ничего нельзя изменить, не сделав хуже».
В сценарии культурно-досуговой программы композиция понимается как соединение, монтаж внешне порой разнородных, но имеющих глубокие внутренние связи элементов, а успешное решение композиционных задач – важнейшее условие для раскрытия авторского идейно-тематического замысла. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений, которые и придают ей целостность.
Говоря о композиционной целостности К.С.Станиславский замечал, что само искусство зарождается с того момента, когда создается непрерывная тянущаяся линия звука, голоса, рисунка, движения. Пока же существуют отдельные звуки, вскрики, нотки… искусства нет». Цельность и стройность сценария – это гармоничное сочетание эпизодов и номеров внутри эпизода в единую композицию. Мысль, заложенная в первом эпизоде должна проходить через основное действие, обогащаясь и раскрываясь в финале. Такое единство и действенная взаимосвязь всего сценария, а не его отдельных частей и создают художественную образность.
К основным элементам композиции относятся экспозиция, завязка, основное действия, кульминация и финал. Каждый названный элемент имеет свое определенное функциональное назначение. Рассмотрим последовательно каждый из композиционных элементов.
Экспозиция (от лат. exposition – изложение) представляет собой ввод в культурно-досуговую программу, краткая «преамбула», вступление к ней, которое разворачивается до начала непосредственно сценического действия: при входе в культурно-досуговое учреждение, в его фойе (театрализованное действие, выставки и т.п.). Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущей культурно-досуговой программы.
Экспозицией праздника может выступать театрализованное шествие, торжественные ритуалы, игровые программы и т.п. Задача экспозиции – погружение зрителей в тему и атмосферу предстоящей программы, подготовка к ее восприятию. Другими словами во время экспозиции происходит превращение человека, пришедшего на программу, в зрителя, в участника ее коллективного восприятия. Экспозиция готовит следующий композиционный элемент, а именно завязку.
Завязка – первый эпизод в драматургической конструкции культурно-досуговой программы. Это опорный структурный элемент композиционного построения сценария, в котором происходит «тематизация» драматургического действия, чаще всего через ассоциативно-художественное воздействие. Его функциональная ценность заключается в том, что в его основе лежит так называемое исходное событие , которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным ходом.
Наряду драматургическими, эстетическими задачами завязка выполняет не менее важную психологическую функцию, а именно привлекает, организовывает внимание зрителей, настраивает на восприятие содержания программы. Завязка должна быть конкурентноспособна с жизненной ситуацией, с другой информацией, воздействующей на зрителя в повседневной жизни.
Неслучайно известный режиссер-постановщик театрализованных представлений И.М.Туманов, рассуждая о правильной архитектонической жизни концерта, говорил студентам ГИТИСа: «Многие делают концерты так. Начинают со слабых номеров, кончают сильными номерами, считая, что это дает то самое крещендо, ту нарастающую линию, которая держит зрителя. Я в этом не убежден. Я часто начинал свои концерты с самых сильных номеров. Сразу «затягивал» внимание зала, будоражил фантазию зрителя».
Завязка не только определяет определяет дальнейший ход единого драматургического действия в раскрытии сюжетного хода и идейно-тематического замысла, но и является существенным моментом оригинального драматургического решения сценария культурно-досуговой программы. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.
Следующий элемент в драматургической конструкции сценария культурно-досуговых программ – основное действие.
Основное действие – это главные эпизоды культурно-досуговой программы. Здесь информационно-логический материал получает свое образное выражение. При работе над этим композиционным элементом сценаристу следует помнить о:
O Внутренней логике раскрытия идейно-тематического замысла, которая обеспечивается действенным построением от эпизода к эпизоду в их взаимосвязи и взаимодействии.
O Продуманной конфликтности, контрастности в ее разнообразных выражениях.
O Композиционной целостности каждого эпизода.
O Монтажном соединении конструктивных элементов основного действия.
O Нарастании темпоритма программы.
O Интеграции кульминационных моментов каждого эпизода в разрешительный момент всей программы.
Сюжетный ход, проходя красной нитью через все эпизоды, связывая их в единое драматургическое действие, является главнейшим композиционным приемом, способствующим созданию целостности культурно-досуговой программы.
Композиционное построение непосредственно основного действия требует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать потери течения сюжета и логики раскрытия идейно-тематического замысла. В основном действии может быть несколько сильных в эмоционально-смысловом значении номеров и даже эпизодов. Но они по смыслу и эмоциональному накалу не должны быть сильнее кульминации.
Кульминация (от лат. culmen – вершина) – наивысшая эмоциональная и интеллектуальная точка развивающегося драматургического действия, то, что еще Аристотель называл пределом, в котором начинается поворот от счастья к несчастью и наоборот.
Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично взаимосвязаны между собой, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей культурно-досуговой программы.
Также как и в драме, в культурно-досуговой программе драматургическое действие разворачивается на наших глазах, даже если оно повествует о прошедших событиях. Такая «сиюминутность» действия заставляет зрителя активно включиться в него. Поэтому в основе кульминации – не только разрешение драматургического конфликта, но и возникновение момента соучастия со зрителями.
Финал (от лат. finis – конец) – эмоционально-смысловое завершение сценического действия культурно-досуговой программы, итоговое авторское высказывание. Финал должен заставить зрителя как бы «оглянуться» на весь ход драматургического действия. Его особая смысловая нагрузка заключается в том, что он подает идею в концентрированном виде и тем самым создает момент для максимального проявления активности всех участников программы.
Перечисленные драматургические элементы сценария культурно-досуговой программы объединяются в целостную конструкцию посредством следующих законов.
Статьи к прочтению:
- Формирование непосредственно партионных переводов.
- Формирование регламентированных отчетов
Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка
Похожие статьи:
- Принципы режиссуры культурно-досуговых программ Режиссурав культурно-досуговой деятельности – это организация зрелищной стороны культурно-досуговой программы путем специального, продуманного…
- Приема зачетной культурно-досуговой программы по скд Общие требования по отчетности студентов для практики Студент должен: ознакомиться со своими обязанностями и учреждением, где будет выполняться основная…
Источник: csaa.ru