Один из составных частей примерной программы курса информатики это

Программное обеспечение (ПО) является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования кабинета информатики.

Нормативные документы [37, 92] и другие рекомендуют кабинет информатики оснащать набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов. Не вдаваясь в теоретические дискуссии относительно используемой в нормативных документах терминологии, приведем ее в соответствие с терминологией, приня­той в большинстве современных учебников информатики (Табл. 20).

Как отмечается в документе «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффек­тивного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования» [92], функциональное назначение средств вычислитель­ной техники и программного обеспечения в сфере образования начинает рассматриваться во все более широком диапазоне применений:

• как средство обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов и при профессиональной подготовке;

11 класс. Обобщение курса информатики. Краткое содержание за одиннадцатый класс.

1 Перечень программного обеспечения кабинета информатики, в том числе педагогических программных средств, и список web-серверов, на которых представлено свободно распространяемое программное обеспечение, приведены на веб-сайте Малева В.В. www.vspu.ac.ru/~mvv.

для обеспечения функционирования информационных сетей (как локальных, так и распределенных) и телекоммуникаций;

  • для формирования у учащихся основ информационной культуры, выработки умений и навыков практической работы на ЭВМ и с современными прикладными программами;
  • для автоматизации делопроизводства и ведения документации внутри учебных заведений и в системе управления образованием;
  • для организации и проведения учебно-исследовательских работ на основе информационных и коммуникационных технологий и мультимедийных средств;
  • для обеспечения автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;
  • для автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента, управления учебным, демонстрационным оборудованием;
  • для разработки педагогического программного обеспечения и обеспечения связанных с этим научно-исследовательских работ.

Таблица 20 Классификация программного обеспечения кабинета информатики

Состав программного обеспечения кабинета информатики (по [37])

Общепринятая классификация

ПО базовых информационных технологий:

Прикладное ПО общего назначения

• системы управления базами данных

• системы компьютерной графики и презентаций

• система работы с телекоммуникациями (Интернет)

• инструментальные средства разработки учебных приложений

Системы программирования (инструментальное ПО)

• ПО в составе программно-методических комплексов для изуче­ния курса информатики (базового и профильных)

Информатика 7,8,9 класса за 1 день | Как выучить предмет быстро

Прикладное ПО специального назначения

• ПО в составе программных средств учебного назначения и про­граммно-методических комплексов для изучения общеобразова­тельных курсов (базовых и профильных)

• ПО для решения задач по информационно-методическому обеспечению и организационному управлению учебным заведе­нием

• ПО поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения

В целом программное обеспечение курса информатики и вычислительной техники долж­но быть ориентировано на решение следующих задач:

  • поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с ЭВМ),
  • обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности,
  • формирование специфических умений и навыков, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся (умение работать с текстовым редактором, информационно-поисковыми системами, учебными электронными таблицами, различными графическими и музыкальными редакторами).

Заметим, что в обучении информатике одной из приоритетных задач является изучение и использование разнообразных видов ПО. Таким образом, используемое в кабинете информатики программное обеспечение должно, во-первых, позволять решать перечисленные выше зада­чи, а во-вторых, представлять все виды существующего профессионального ПО (не выходя за рамки требований государственного образовательного стандарта по информатике).

Читайте также:
Как узнать какая видеокарта программа

Особое место в программном обеспечении занимают педагогические программные средства (П ПС) 1 , которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:

  • индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
  • интерактивно контролировать обучаемого с диагностикой ошибок;
  • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • сократить время обучения на компьютере;
  • демонстрировать визуальную учебную информацию;
  • моделировать и имитировать процессы и явления;
  • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной ре­ альности;
  • формировать умение принимать оптимальные решения;
  • повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
  • передать культуру познания и формировать навыки информационной культуры.

В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски с материалами по различным учебным курсам, предназначенные для использования в образовательном про­цессе для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для до­машней самостоятельной работы.

Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учеб­ным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик—учитель».

Однако в настоящее время не вся выпускаемая продукция удовлетворяет дидактическим, эргономическим и другим требованиям к средствам обучения и вызывает подчас справедливые нарекания не только со стороны ученых, но и потребителей — учеников и учителей.

С учетом публикаций [8, 41, 44, 92, 116, 119 и др.] можно составить систему требований к программному обеспечению кабинета информатики:

1. Дидактические (методические) требования:

  1. Программные средства должны демонстрировать основные концепции изучаемой области соответствующей информационной технологии.
  2. В ПО должна быть заложена возможность варьировать набор доступных операций над данными и других возможностей программы в зависимости от потребностей учебного процесса, что позволит иметь на каждом занятии свою «версию» программы, наиболее адекватную изучаемой теме и существующему объему знаний учащихся.
  3. ПО должно служить реальным инструментом учащегося в его учебной деятельности и быть приспособлено для индивидуальной работы.
  4. Пользовательский интерфейс должен быть по возможности стандартизован в соответствии с современными профессиональными прикладными средствами. Цель этого требования — выработка навыков, которые впоследствии окажутся полезными при освоении профессиональных программных средств. В частности, интерфейс УПС должен иметь:

• интерактивную организацию с использованием «выпадающих» (pulldown) меню;

  • многооконную организацию (при необходимости);
  • управление с помощью клавиатуры и мыши;
  • русскоязычный интерфейс.
  1. Наличие встроенной хорошо структурированной системы помощи на русском языке (с разделами основных концепций, правил и способов использования, советов, реализацией механизма контекстно-зависимой помощи).
  2. Возможность управления работой программ из специально подготовленных файлов, содержащих закодированные нажатия клавиш клавиатуры и кнопок мыши, диалоги с обучаемым и т.д. (так называемые tutorial-файлы).
  3. Наличие доступной учебной и методической литературы, а также гипертекстовых и/или мультимедийных средств для изучения программных средств.
  4. Надежность и безопасность эксплуатации в условиях учебного компьютерного класса, защита от некорректных или дестабилизирующих работу ПО действий.
  5. Требования к педагогическим программным средствам:

• научно достоверная и педагогически обоснованная информация (система понятий, законов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому курсу);

  • соответствие материала стандартам соответствующей образовательной области, возможность сочетания с «бумажными» учебниками и другими средствами обучения;
  • интерактивность и личностная ориентация учебного материала; возможность индивидуальной траектории его изучения; разделение учебной информации по уровням сложности и способам восприятия;
  • живая эмоциональная форма преподнесения информации, связанной с изучаемой темой; преобладание зрительного ряда над речевым и музыкальным; возможность выбора учеником темпа и ритма деятельности, объема изучаемого материала.
  • наличие учебно-познавательных и творческих заданий, связанных с изучаемым материалом и способствующих развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым объектам и проблемам; возможность создания учениками образовательной продукции при работе с материалом и ее сохранения на жестком диске компьютера;
  • дружественный и интуитивно понятный интерфейс; применение стандартных меню и кнопок на панелях инструментов; возможность связи с обновляемыми Интернет-ресурсами или обновления через Интернет;
  • развитая система поиска;
  • наличие функций контроля, рефлексии и оценки учебной деятельности.
Читайте также:
Условно свободные программы это

2. Эргономические и санитарно-гигиенические требования:

  1. Интерфейс ПО не должен быть загроможден многочисленными дополнительными возможностями, полезными в профессиональной работе, но не являющимися необходимыми в учебной деятельности.
  2. Соответствие гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления школьников. Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки учеников.

3. Экономические и юридические требования:

Используемое программное обеспечение должно быть лицензионным или распро­страняемым как условно бесплатный или бесплатный программный продукт.

4. Требования к ресурсам ПК:

4.1. ПО должно быть ориентировано на работу в графической операционной системе (на­ пример, Windows).

4.2. Использование манипулятора «мышь» является обязательным, хотя программа должна допускать достаточно удобное управление с помощью клавиатуры.

Источник: studfile.net

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Методической поддержкой программы стал полный учебно-методический комплект по информатике под редакцией профессора Н.В. Макаровой, выпущенный Издательским домом «Питер».

Все учебные издания в составе учебно-методического комплекта прошли экспертизу Федерального экспертного совета по информатике Министерства образования и получили гриф «Рекомендовано Министерством образования в качестве учебника (практикума, учебного пособия) по базовому курсу информатики».

Программа курса информатики Н.В. Макаровой предполагает непрерывную линию развивающего обучения информатике с 5-го по 11-й класс.

  • пропедевтический (5–7-е классы);
  • базовый (8–9-е классы);
  • предпрофессиональный (10–11-е классы).

Реализована методика формирования у учащихся умений исследовательской деятельности на основе системного подхода к анализу и исследованию объектов окружающего мира.

Реализованы межпредметные связи информатики с другими школьными дисциплинами.

Разработана тестовая система контроля усвоения знаний и умений учащихся.

  • Тематическое планирование — начальный (пропедевтический) уровень.
  • Тематическое планирование в основной школе на три года (7–9-е классы) в объеме 2-4 часа часа в неделю на протяжении трех лет.
  • Тематическое планирование в основной школе на два года (8–9-е классы) в объеме 204 часа (3 часа в неделю на протяжении двух лет обучения).
  • Тематическое планирование в основной школе на два года (8–9-е классы) в объеме 136 часов (2 часа в неделю на протяжении двух лет обучения).
  • Тематическое планирование в старшей школе для базового уровня — 10-й класс.
  • Тематическое планирование в старшей школе для базового уровня — 11-й класс.

Примерные программы Министерства образования и науки РФ по информатике

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Базовый уровень

Статус документа

Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Читайте также:
Что значит ускоренная программа в институте

Структура документа

Образовательный стандарт по информатике

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Базовый уровень

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Комплект Н.В. Макаровой

Все учебные издания в составе учебно-методического комплекта по информатике прошли экспертизу Федерального экспертного совета по информатике Министерства образования и получили гриф «Рекомендовано Министерством образования в качестве учебника (практикума, учебного пособия) по базовому курсу информатики».

Начальный уровень

На этом уровне учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики и ИКТ непосредственно в процессе создания информационного объекта. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5-6-х классов, хотя может быть реализован и на более ранних ступенях обучения. Решение о начале пропедевтического уровня принимается непосредственно на школьном совете. Методической поддержкой этого уровня служат учебник и две рабочие тетради.

Основная школа

Методическая поддержка осуществляется на основе трех учебников для учащихся и трех учебных пособий для учителей.

Старшая школа

Предлагается несколько вариантов освоения учебного предмета в зависимости от уровня подготовки учащихся на входе старшей школы и количества учебных часов, отводимых на изучение предмета в 10 -11-х классах. Методической поддержкой этого уровня служат два основных учебника и два учебных пособия – практикум по программированию и задачник по моделированию, который используется также на предыдущем уровне в основной школе.

Методические пособия

Для учителей подготовлены методические пособия, где изложена методика проведения каждого урока. Также рекомендуется программа с поурочными планами для разных классов и разного количества часов преподавания.

Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Укажите порядок изучения разделов темы Программирование в примерной программе по информатике.

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Укажите порядок изучения разделов темы Программирование в примерной программе по информатике. От 250 руб
  • Контрольная работа Укажите порядок изучения разделов темы Программирование в примерной программе по информатике. От 250 руб
  • Курсовая работа Укажите порядок изучения разделов темы Программирование в примерной программе по информатике. От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Источник: students-library.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru