Программное обеспечение (ПО) является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования кабинета информатики.
Нормативные документы [37, 92] и другие рекомендуют кабинет информатики оснащать набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов. Не вдаваясь в теоретические дискуссии относительно используемой в нормативных документах терминологии, приведем ее в соответствие с терминологией, принятой в большинстве современных учебников информатики (Табл. 20).
Как отмечается в документе «Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования» [92], функциональное назначение средств вычислительной техники и программного обеспечения в сфере образования начинает рассматриваться во все более широком диапазоне применений:
• как средство обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов и при профессиональной подготовке;
11 класс. Обобщение курса информатики. Краткое содержание за одиннадцатый класс.
1 Перечень программного обеспечения кабинета информатики, в том числе педагогических программных средств, и список web-серверов, на которых представлено свободно распространяемое программное обеспечение, приведены на веб-сайте Малева В.В. www.vspu.ac.ru/~mvv.
для обеспечения функционирования информационных сетей (как локальных, так и распределенных) и телекоммуникаций;
- для формирования у учащихся основ информационной культуры, выработки умений и навыков практической работы на ЭВМ и с современными прикладными программами;
- для автоматизации делопроизводства и ведения документации внутри учебных заведений и в системе управления образованием;
- для организации и проведения учебно-исследовательских работ на основе информационных и коммуникационных технологий и мультимедийных средств;
- для обеспечения автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;
- для автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента, управления учебным, демонстрационным оборудованием;
- для разработки педагогического программного обеспечения и обеспечения связанных с этим научно-исследовательских работ.
Таблица 20 Классификация программного обеспечения кабинета информатики
Состав программного обеспечения кабинета информатики (по [37])
Общепринятая классификация
ПО базовых информационных технологий:
Прикладное ПО общего назначения
• системы управления базами данных
• системы компьютерной графики и презентаций
• система работы с телекоммуникациями (Интернет)
• инструментальные средства разработки учебных приложений
Системы программирования (инструментальное ПО)
• ПО в составе программно-методических комплексов для изучения курса информатики (базового и профильных)
Информатика 7,8,9 класса за 1 день | Как выучить предмет быстро
Прикладное ПО специального назначения
• ПО в составе программных средств учебного назначения и программно-методических комплексов для изучения общеобразовательных курсов (базовых и профильных)
• ПО для решения задач по информационно-методическому обеспечению и организационному управлению учебным заведением
• ПО поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
В целом программное обеспечение курса информатики и вычислительной техники должно быть ориентировано на решение следующих задач:
- поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с ЭВМ),
- обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности,
- формирование специфических умений и навыков, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся (умение работать с текстовым редактором, информационно-поисковыми системами, учебными электронными таблицами, различными графическими и музыкальными редакторами).
Заметим, что в обучении информатике одной из приоритетных задач является изучение и использование разнообразных видов ПО. Таким образом, используемое в кабинете информатики программное обеспечение должно, во-первых, позволять решать перечисленные выше задачи, а во-вторых, представлять все виды существующего профессионального ПО (не выходя за рамки требований государственного образовательного стандарта по информатике).
Особое место в программном обеспечении занимают педагогические программные средства (П ПС) 1 , которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:
- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
- интерактивно контролировать обучаемого с диагностикой ошибок;
- обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
- сократить время обучения на компьютере;
- демонстрировать визуальную учебную информацию;
- моделировать и имитировать процессы и явления;
- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной ре альности;
- формировать умение принимать оптимальные решения;
- повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
- передать культуру познания и формировать навыки информационной культуры.
В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски с материалами по различным учебным курсам, предназначенные для использования в образовательном процессе для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для домашней самостоятельной работы.
Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик—учитель».
Однако в настоящее время не вся выпускаемая продукция удовлетворяет дидактическим, эргономическим и другим требованиям к средствам обучения и вызывает подчас справедливые нарекания не только со стороны ученых, но и потребителей — учеников и учителей.
С учетом публикаций [8, 41, 44, 92, 116, 119 и др.] можно составить систему требований к программному обеспечению кабинета информатики:
1. Дидактические (методические) требования:
- Программные средства должны демонстрировать основные концепции изучаемой области соответствующей информационной технологии.
- В ПО должна быть заложена возможность варьировать набор доступных операций над данными и других возможностей программы в зависимости от потребностей учебного процесса, что позволит иметь на каждом занятии свою «версию» программы, наиболее адекватную изучаемой теме и существующему объему знаний учащихся.
- ПО должно служить реальным инструментом учащегося в его учебной деятельности и быть приспособлено для индивидуальной работы.
- Пользовательский интерфейс должен быть по возможности стандартизован в соответствии с современными профессиональными прикладными средствами. Цель этого требования — выработка навыков, которые впоследствии окажутся полезными при освоении профессиональных программных средств. В частности, интерфейс УПС должен иметь:
• интерактивную организацию с использованием «выпадающих» (pulldown) меню;
- многооконную организацию (при необходимости);
- управление с помощью клавиатуры и мыши;
- русскоязычный интерфейс.
- Наличие встроенной хорошо структурированной системы помощи на русском языке (с разделами основных концепций, правил и способов использования, советов, реализацией механизма контекстно-зависимой помощи).
- Возможность управления работой программ из специально подготовленных файлов, содержащих закодированные нажатия клавиш клавиатуры и кнопок мыши, диалоги с обучаемым и т.д. (так называемые tutorial-файлы).
- Наличие доступной учебной и методической литературы, а также гипертекстовых и/или мультимедийных средств для изучения программных средств.
- Надежность и безопасность эксплуатации в условиях учебного компьютерного класса, защита от некорректных или дестабилизирующих работу ПО действий.
- Требования к педагогическим программным средствам:
• научно достоверная и педагогически обоснованная информация (система понятий, законов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому курсу);
- соответствие материала стандартам соответствующей образовательной области, возможность сочетания с «бумажными» учебниками и другими средствами обучения;
- интерактивность и личностная ориентация учебного материала; возможность индивидуальной траектории его изучения; разделение учебной информации по уровням сложности и способам восприятия;
- живая эмоциональная форма преподнесения информации, связанной с изучаемой темой; преобладание зрительного ряда над речевым и музыкальным; возможность выбора учеником темпа и ритма деятельности, объема изучаемого материала.
- наличие учебно-познавательных и творческих заданий, связанных с изучаемым материалом и способствующих развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым объектам и проблемам; возможность создания учениками образовательной продукции при работе с материалом и ее сохранения на жестком диске компьютера;
- дружественный и интуитивно понятный интерфейс; применение стандартных меню и кнопок на панелях инструментов; возможность связи с обновляемыми Интернет-ресурсами или обновления через Интернет;
- развитая система поиска;
- наличие функций контроля, рефлексии и оценки учебной деятельности.
2. Эргономические и санитарно-гигиенические требования:
- Интерфейс ПО не должен быть загроможден многочисленными дополнительными возможностями, полезными в профессиональной работе, но не являющимися необходимыми в учебной деятельности.
- Соответствие гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления школьников. Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки учеников.
3. Экономические и юридические требования:
Используемое программное обеспечение должно быть лицензионным или распространяемым как условно бесплатный или бесплатный программный продукт.
4. Требования к ресурсам ПК:
4.1. ПО должно быть ориентировано на работу в графической операционной системе (на пример, Windows).
4.2. Использование манипулятора «мышь» является обязательным, хотя программа должна допускать достаточно удобное управление с помощью клавиатуры.
Источник: studfile.net
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
Методической поддержкой программы стал полный учебно-методический комплект по информатике под редакцией профессора Н.В. Макаровой, выпущенный Издательским домом «Питер».
Все учебные издания в составе учебно-методического комплекта прошли экспертизу Федерального экспертного совета по информатике Министерства образования и получили гриф «Рекомендовано Министерством образования в качестве учебника (практикума, учебного пособия) по базовому курсу информатики».
Программа курса информатики Н.В. Макаровой предполагает непрерывную линию развивающего обучения информатике с 5-го по 11-й класс.
- пропедевтический (5–7-е классы);
- базовый (8–9-е классы);
- предпрофессиональный (10–11-е классы).
Реализована методика формирования у учащихся умений исследовательской деятельности на основе системного подхода к анализу и исследованию объектов окружающего мира.
Реализованы межпредметные связи информатики с другими школьными дисциплинами.
Разработана тестовая система контроля усвоения знаний и умений учащихся.
- Тематическое планирование — начальный (пропедевтический) уровень.
- Тематическое планирование в основной школе на три года (7–9-е классы) в объеме 2-4 часа часа в неделю на протяжении трех лет.
- Тематическое планирование в основной школе на два года (8–9-е классы) в объеме 204 часа (3 часа в неделю на протяжении двух лет обучения).
- Тематическое планирование в основной школе на два года (8–9-е классы) в объеме 136 часов (2 часа в неделю на протяжении двух лет обучения).
- Тематическое планирование в старшей школе для базового уровня — 10-й класс.
- Тематическое планирование в старшей школе для базового уровня — 11-й класс.
Примерные программы Министерства образования и науки РФ по информатике
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Базовый уровень
Статус документа
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Структура документа
Образовательный стандарт по информатике
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Базовый уровень
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Комплект Н.В. Макаровой
Все учебные издания в составе учебно-методического комплекта по информатике прошли экспертизу Федерального экспертного совета по информатике Министерства образования и получили гриф «Рекомендовано Министерством образования в качестве учебника (практикума, учебного пособия) по базовому курсу информатики».
Начальный уровень
На этом уровне учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики и ИКТ непосредственно в процессе создания информационного объекта. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5-6-х классов, хотя может быть реализован и на более ранних ступенях обучения. Решение о начале пропедевтического уровня принимается непосредственно на школьном совете. Методической поддержкой этого уровня служат учебник и две рабочие тетради.
Основная школа
Методическая поддержка осуществляется на основе трех учебников для учащихся и трех учебных пособий для учителей.
Старшая школа
Предлагается несколько вариантов освоения учебного предмета в зависимости от уровня подготовки учащихся на входе старшей школы и количества учебных часов, отводимых на изучение предмета в 10 -11-х классах. Методической поддержкой этого уровня служат два основных учебника и два учебных пособия – практикум по программированию и задачник по моделированию, который используется также на предыдущем уровне в основной школе.
Методические пособия
Для учителей подготовлены методические пособия, где изложена методика проведения каждого урока. Также рекомендуется программа с поурочными планами для разных классов и разного количества часов преподавания.
Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Укажите порядок изучения разделов темы Программирование в примерной программе по информатике.
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Укажите порядок изучения разделов темы Программирование в примерной программе по информатике. От 250 руб
- Контрольная работа Укажите порядок изучения разделов темы Программирование в примерной программе по информатике. От 250 руб
- Курсовая работа Укажите порядок изучения разделов темы Программирование в примерной программе по информатике. От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Источник: students-library.com