Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15
Обзор программ дошкольного
образования по музыкальному
воспитанию дошкольников.
Цель: Оказание помощи музыкальному руководителю в
расширении возможностей выбора программ по
музыкальному воспитанию детей.
Подготовила:
Гурбанова А.Н.,
музыкальный
руководитель
МБДОУ №15
2.
3.
Музыкальный руководитель ДОУ должен уметь:
– ориентироваться
в основных тенденциях программнометодического оснащения музыкального образования детей;
– анализировать
программу,
включая
решение
задач
музыкального развития, выделять ключевые положения,
понимать педагогические технологии;
– оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов,
определять спорные позиции; оценивать трудности в
реализации программы;
– прогнозировать
работу педагогического коллектива и
Какой секвенсор выбрать? Программы для создания музыки и Лучшие DAW
достижения детей в области музыкального развития в
условиях реализации программы?
4.
5.
Основной
принцип
построения
программы
тематический. Каждая тема изучается в течение одногодвух месяцев и повторяется на новом материале в каждой
возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства,
характер людей», «Песня, танец, марш»» «Музыка
рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка»,
«Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и
игрушки».)
Тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер
людей» является сквозной темой программы, важной для
понимания детьми эмоциональной сущности музыкального
искусства.
6.
Программа «Искусство слышать»
Авторы: В.О Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.
Цель программы: воспитание музыкальной культуры как
части общей духовной культуры.
Ведущий вид деятельности — музыкальное восприятие,
объединяющее исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность.
7.
Принципы программы:
− моделирование процесса художественного творчества:
ребенок с помощью различных видов музыкальнохудожественной деятельности (композитора, исполнителя,
слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее;
− органичного
рождения
танца
(пластическое
интонирование), движения как естественного выражения
того или иного чувства, переживания или характера музыки;
− образно-игрового вхождения в музыку — предусматривает
создание образно-игровых ситуаций, также требующих от
детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.
8.
Программа «Гармония»
Авторы: К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко. Т.Г Рубан
Цель программы: Формировать музыкальные способности
детей во всех доступных для них видах музыкальной
деятельности:
− слушание музыки,
Обзор программ для создания музыки. Cubase, Ableton Live, FL Studio и другие
− музыкально-ритмических движениях,
− игре на детских музыкальных инструментах
− музыкальных играх- драматизациях,
− воспитание у детей музыкально творчества и
импровизационного характера деятельности.
9.
Принципы программы:
− связь
музыки с ведущими интересами детей:
музыкальные занятия строятся но тематическим блокам,
доступным и интересным детям этого возраста:
«Игрушки», «Животные», «Мои родные и я сам» и др.;
− сочетание в музыкальном репертуаре высоко
художественной народной, классической и современной
музыки;
− сюжетно-игровое единство занятия на основе
единого сюжета с эмоциональным и сознательным
«погружением» детей в пего; импровизационность — у
всех участников педагогического процесса (педагога и
детей)
создается
«установка
на
творчество»,
импровизацию.
10.
11.
Программа основана на личностно — ориентированной модели
музыкально — педагогического процесса с субъектным
партнерским взаимодействием. Важным условием для
успешности организации музыкальной деятельности является
предметно-развивающая среда. Новым является подход к
процессу подготовки и проведения праздников: подготовкой
праздников занимаются взрослые— педагоги и родители, а дети
подключаются к их деятельности. При этом зрители, как
таковые, отсутствуют.
12.
Программа «Тутти»
Авторы: А.И. Буренина, Н.Е. Васюкова, Т.Э. Тютюнникова.
Цель
развития
программы:
создание
музыкально-творческих
условий
для
способностей
детей дошкольного возраста средствами музыки,
ритмопластики,
театрализованной
деятельности.
Программа предусматривает соединение разных видов
художественной
деятельности:
музыкального
развития, художественного слова, движения.
13.
14.
Программа «Ладушки»
Авторы: И.М. Каплунова, И.А Новоскольцева.
Цель программы — введение ребенка в мир музыки с
радостью и улыбкой, Эта задача — главная для детей всех
возрастных групп, поскольку не дает ребенку чувствовать
себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.
Программа включает разработку музыкальных занятий
для детей четырех возрастных групп и снабжена
музыкальными приложениями, описанием музыкальноритмических композиций, музыкальных игр, содержит
показатели музыкального развития детей в каждой
возрастной группе по каждому разделу.
15.
Программа «Красота. Радость. Творчество»
Авторы: Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина.
Цель программы: духовное, интеллектуальное и сенсорное
развитие детей в дошкольном детстве.
Программа разработана с учетом принципов общей дидактики
и дидактики частных методик и строится на основе
обучения, что водит за собой эстетическое, нравственное и
интеллектуальное развитие детой средствами природы,
эстетической развивающей среды, художественно- творческой
деятельности.
Источник: ppt-online.org
Обзор программ обучения по музыке
Обучение хоровому пению в монастырских школах. Русское музыкальное воспитание в XVI веке. Первые учебники М.Мезенца «Азбука», Н.Делецкого «Мусикийская грамматика». Киевская линейная запись. Вопросы эстетического воспитания в XVIII веке.
Система образования XIX века. Mетодические рекомендации C.Mиропольского, Д.Зарина, А.Маслова, Н.А.Римского-Корсакова,.Яворского, Б.Асафьева… Основополагающие тенденции музыкального воспитания начала XX столетия.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
владеть информацией по теме, отмечать методические приемы педагогов прошлого, актуальные в арсенале современной педагогики.
Безбородов А Алиев Ю. «Методика преподавания музыки» сс.7-28;
Школяр Л. «Музыкальное образование в школе» сс.5-56.
Тема 2. Генезис целей и задач музыкального воспитания с 1917 года по настоящее время.
Декреты по развитию общеобразовательной школы. Трудности послевоенных лет. Эксперименты в области воспитания и образования. Реформа музыкального образования 1922 года. Музыкально-просветительская деятельность педагогов-музыкантов Н.Игумнова, А. Гольденвейзера, А. Гедике Народная Академия А.Кастальского.
Обучение в музыкальных школах Москвы, Киева, Ростова. Программа 1933 года для общеобразовательной школы. Научные исследования в области музыкальной педагогики В. Шацкой, Б.Яворского, Б.Асафьева, Н.Гродзенской, Н.Брюсовой. Музыкальное воспитание, хоровых коллективов.
Программы Д.Кабалевского, А.Алиева для общеобразовательной школы «Мировая художественная литература» Л.Предтеченской в музыкально-эстетическом воспитании учащихся старших классов школы. Обзор авторских программ последних лет для общеобразовательной школы. Музыкальные школы в системе музыкального воспитания и образования детей.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
в процессе ознакомления с методиками музыкального воспитания проводить сравнительный анализ, отмечать изменение целей, основные методические подходы, уметь иллюстрировать сообщения конкретными примерами.
Халабузарь А. «Теория и методика муз. воспитания» сс.26-80; Алиев Ю. «Настольная книга учителя музыки» с.20-24.
В 80-х г.г. появляется программа по музыке Д. Кабалевского. В программе утверждается новая концепция музыкального воспитания с целью: воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры, вводится принцип «активного восприятия музыки» как основы музыкального воспитания; музыкальная грамота рассматривается более широко, как музыкальная грамотность. Методическое обеспечение уроков, четкая система переподготовки кадров, конференции, открытые уроки по ТВ, выпуски журнала «Музыка в школе» — это было той художественно-педагогической средой, в которой учитель музыки чувствовал свою значимость.
Но, к концу 80-х г.г. начался спад, как писал Д. Кабалевский перед кончиной, его идеи приняты сердцем, но адекватного внедрения и развития его концепции не получилось.
В 90-х г.г. появляются новые программы:
· «Шестилетки и музыка» Кадобиной, Усачевой, Школяр (с включением поэзии, рисунка, пластики, обилием игровых методов);
· программа для шестилеток Рачиной, Алексеева «Путешествие в страну «Музыка»» (с традиционными видами деятельности и игровыми методами обучения);
· программа Терентьевой для 1-4 классов «Музыка, музыкально-эстетическое воспитание» тоже в первооснове положения Д. Кабалевского, а также Неменского – автора программы по ИЗО и Предтеченской – автора курса МХК, являющимся логическим продолжением уроков музыки в старших классах.
С 1993 г. Мин. образования России рекомендована программа «Музыка», составленная группой специалистов – доктором педагогических наук Цыпиным, кандидатом пед. наук Старобинским, методистами – Рачиной и Белобородовым, Гайской, Апраксиной. В основе — программа Кабалевского. Основная концепция программы сводится к следующему: главная цель – формирование музыкальной культуры, накопление индивидуального социально-художественно опыта, развитие художественного вкуса, избирательного отношения к различным музыкальным явлениям.
В 1998 г. выходят учебники и методические пособия Науменко, Алеева, утвержденные Мин. образования с 5 по 8 классы. В основе – опять идеи Д. Кабалевского.
Дополнение к программе Кабалевского являются Хрестоматии по программе «Музыка» таганрогских педагогов для 1-4 классов.
Это пример того, что каждый педагог на основе программ-стандартов может создавать свою рабочую программу, которая утверждается методическим советом школы.
Есть общие моменты, которые лежат в основе всех перечисленных программ, обусловленные постулатами педагогики, психологии, методики.
Все вышеуказанные программы построены тематически, т.е. каждая четверть и, соответственно, каждый урок имеет тему.
Кабалевский 1 кл. I четверть – «3 кита в музыке».
Ригина 1 кл. II четверть – «Музыкальные инструменты», «Волшебница-зима»,
Алев – Науменко – 6 кл. «Из чего сделана музыка?»
Школяр-Усачева – 6 кл. «Стиль в музыке».
Цели всех программ – нравственное воспитание подрастающего поколения через музыку. Задачи – развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной грамотности, приобщение к «золотому фонду» — народной, классической, современной музыки.
Вариант авторских разработок программы по музыке Д. Кабалевского на примере учебных пособий В.Науменко, В. Алеева для 5 класса.
Программа «Музыка» Цыпина, Старобинского, Рачиной, Белобородова, Гайской, Апраксиной. В основе – программа под редакцией Д. Кабалевского.
Помимо вышеуказанных целей, программа решает вопросы: развитие муз. способностей, певческого голоса, основ муз. грамотности, совершенствование эмоциональной сферы, приобщение уч-ся к «золотому фонду» народной, классической,современной музыке, активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий — умения применять их в быту, на досуге, новое- умение пользоваться справочной, прочей литературой, техническими средствами воспроизведения.
Методическая основа: программа впитала многое из того, что было накоплено
в русской музыкальной педагогике, включая программу Д. Кабалевского, идеи Алиева, Апраксиной, Медушевского, Цыпина, а также программы по литературе, ИЗО..В программном содержании сохранен принцип тематического построения.
1 класс-«Музыка рассказывает о жизни», Природа в музыке»,»Музыка в живописи»,»Сказка в музыке».
2 класс-«Выразительные возможности в музыке».
3 класс-«Музыкальные формы и жанры».
4 класс-«Русская народная музыка».
5 класс-«Разнообразие народной музыкальной культуры».
В 6 классе введена тема-«Стиль в музыке»,- с изучением произведений композиторов Венской классической школы, Романтизма, индивидуальных исполнительских стилей композиторов Бетховена, Грига, Чайковского, Прокофьева, исполнителей- Шаляпина, Ойстраха, Рихтера.
В 1998 году выпускаются учебники и методические пособия В.Науменко, В. Алеева.На примере учебника для 5 класса рассмотрим вариант авторской разработки Программы «Музыка».
«Музыка и литература»,»Музыка и изобразительное искусство».
Пронизывающей все человеческое бытие, времена, отдельные судьбы. Тематика заставляет уч-ся взглянуть на музыку в единстве с жизнью, природой, обычаями, верованиями. сказками и многим другим.
Раздел II
Общие вопросы методики преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.
Тема 1. Урок музыки в общеобразовательной школе. Типы, виды уроков. Дидактические, психолого-педагогические требования к уроку музыки. Планирование.
Краткая история организации урока. Современный урок музыки как организационная дидактическая структура. Специфические особенности урока музыки. Научно-теоретический, психолого-педагогический, методический уровни музыкальных занятий. Психолого-педагогические требования к уроку музыки. Содержание и структура уроков музыки. Типы, виды уроков.
Формы работы на уроке. Планирование учебного процесса. Моделирование работы на предполагаемом уроке музыки.
Требования к знаниям, умениям. навыкам:
Дмитриева Л. «Методика муз. воспитания» с. 34-40; Безбородов Л. Алиев Ю. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» сс.118-125, с. 181-191; Алиев Ю.»Настольная книга учителя музыки» с. 50-60.
Источник: studopedia.su
Презентация на тему «Обзор программ дошкольного образования по музыкальному воспитанию дошкольников.»

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Обзор программ дошкольного образования по музыкальному воспитанию дошкольников.» о праздниках. Презентация состоит из 19 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.83 Мб.
Источник: pptcloud.ru