Обзор программ дошкольного образования

Кем бы мы ни трудились, что бы ни делали — мы постоянно нуждаемся в авторитете, за которым можно слепо следовать, чьему мнению — спокойно доверять. Молодые мамочки — не исключение, и для некоторых из них таким авторитетом стала итальянский врач Мария Монтессори и педагогическая система, которую та разработала. На методах Монтессори основана не одна программа дошкольного образования, однако помимо итальянки в мире хватает и других теоретиков. Поговорим о распространенных теориях воспитания и выясним, чем же они отличаются друг от друга.

Философия Марии Монтессори

Теория воспитания Монтессори появилась еще в 1907 году и до сих пор остается на пике популярности. Главные принципы подхода итальянки к образованию — взаимосвязь всех живых существ и важность поиска — и обнаружения! — собственного места для каждого человека. В тесной связи и в дополнение к чтению/письму/математике дети узнают о других культурах, животных и растениях.

Учителя — в данной программе дошкольного образования их называют «гидами» — отвечают за каждого ребенка, при этом дети учатся в индивидуальном темпе, никто никого не подгоняет, никто ни на кого не давит. Дошкольное образование по программе Монтессори поощряет развитие у детей чувства независимости: ребенку ничего не навязывают и не заставляют.

Всероссийская конференция «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Малыша спрашивают: тебе нужна помощь? Ты хочешь самостоятельно выполнить задание? Ты чувствуешь готовность к этому? Если ребенок скажет: «Нет», никто кроху не наругает. Кроме того, данная теория воспитания культивирует «тройственный союз»: учитель — ученик — родитель.

Программа Монтессори предполагает привлечение родителей к образованию и энергичное в нем участие.

Подробнее о программе

Программа дошкольного образования Монтессори основана на пяти областях. Это:

1. Практическая жизнь. Дети учатся завязывать шнурки и расстегивать пуговки; самостоятельно ходить в ванную; убирать за собой, если намусорили/пролили; готовить завтрак и так далее.
2. Сенсорные навыки. Ребенок учится воспринимать мир с помощью каждого чувства. Так, если малыш изучает тему «Осень» и собирает листики, он на ощупь понимает, какие они хрупкие.
3. Языковые навыки. Теория воспитания Монтессори поощряет говорение. На начальном этапе детей учат узнавать буквы, чтобы потом плавно перейти к чтению и письму.
4. Практическая математика. Ребятишек знакомят с основами математики с помощью хитрых практических приемов и специальных материалов, в том числе бус.
5. Культура. Дошкольное образование Монтессори дает малышам шанс в раннем возрасте почерпнуть знания из всевозможных сфер: наука и искусство, история и зоология, география и архитектура.

Каждая из данных учебных дисциплин тесно связана с другой. Обучение строится следующим образом: в классе выкладывают игрушки и учебные пособия/развивающие игры, чтобы ребенок видел все это. Он самостоятельно выбирает из данного списка задание сообразно собственным интересам: книгу или головоломку, художественный проект или пространственную игру и так далее. Когда малыш закончит, он убирает работу и переходит к новому занятию. Расписание в этой программе образования построено таким образом, что на протяжении дня дети играют/работают и вместе, и самостоятельно.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования: изучаем, обсуждаем, размышляем

Учителя координируют работу детей и в группах, и поодиночке, но «гиды» — не единственные наставники. Теория воспитания Монтессори предполагает помощь старших детей младшим, а потому группы делают разновозрастными. Программа образования Монтессори направлена в первую очередь на детей, которым требуется практическая учебная среда, отвечающая их потребностям. Она чудесно подойдет детям с синдромом дефицита внимания, ребятишкам с психологическими или поведенческими проблемами.

Философия вальдорфской школы

Теория воспитания вальдорфской школы по уровню популярности не уступает Марии Монтессори. Разработал данный подход в 1919 году Рудольф Штайнер, доктор философии и педагог австрийского происхождения. В основе метода — антропософские представления (религиозно-мистические). Так, Штайнер утверждал: человек состоит из трех аспектов — духа, души и тела.

На стимулирование и развитие у детей данных трех элементов и направлена программа дошкольного образования, получившая имя вальдорфской школы (по названию сигаретной фабрики Вальдорф, которая финансировала открытие первой школы Штайнера). Главная мысль этой теории воспитания: дети должны свободно и творчески играть без просмотра телевизора и компьютерных игр, поскольку телевизор и компьютер мешают детям в постижении жизни.

Подробнее о программе

Программа образования по методике Штайнера создает для детей уютную обстановку с домашней атмосферой. Педагоги дают ребятишкам шанс свободно подражать тому, что они видят, уделять время творческой игре. Каждый день в вальдорфских школах новые занятия — рисование/лепка/пение/чтение стихов/выпечка хлеба/театральные спектакли/резьба по дереву и так далее.

Читайте также:
Как сменить ip программа

Вальдорфские программы нацелены на групповое обучение, а не на индивидуальное. Подобное дошкольное образование не подойдет детям с сильными нарушениями развития.

Программа образования HighScope

«Обзор изменений дошкольного образования в 2023 году: Федеральная образовательная программы и ФГОС ДО»
презентация

« Обзор изменений дошкольного образования в 2023 году: Федеральная образовательная программы и ФГОС ДО» Подготовила и провела с тарший воспитатель Гуракова Е.С.

1 сентября 2023 года должна вступить в силу новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования, проект которой Министерство просвещения представило в ноябре.

24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“», 6 октября была создана рабочая группа по разработке Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), а уже 3 ноября, меньше чем через месяц, проект программы стал доступен для общественного обсуждения

Какие нормативно-правовые документы нацеливают нас на внесения изменений в ООП? Федеральный закон от 24.09.2022 №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1. Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации;

1. « Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован 06.02.2023 № 72264

Было Стало п 1.7 ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования п 2.5 Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО п 2.6 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области) Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее – образовательные области)

п. 2.11 : уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; п. 2.12 : указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО, и может оформляться в виде ссылки на ФОП; п. 2.13 : указано, что в краткой презентации ООП ДО , помимо прочего (см. ФГОС ДО), должна быть представлена ссылка на ФОП ДО;

п. 3.2.9 : максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН; п. 4.6 : включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте , а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования;

Федеральная образовательная программа соответствует ФГОС ДО.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован 28.12.2022 № 71847):

Основополагающие функции : 1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации , формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. 2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. 3 . Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО , вне зависимости от места проживания»

Особенности структуры ФОП ДО Структура ООП ДО: целевой, содержательный, организационный разделы В целевом разделе : — Пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы — Планируемые результаты реализации Программы — Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов В содержательном разделе : Задачи и содержания образования (обучения и воспитания) по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

— Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы; — Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; — Способы и направления поддержки детской инициативы; Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; — Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОО; Федеральная рабочая программа воспитания В организационном разделе : — Психолого-педагогические условия реализации Программы ; — Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ;

Читайте также:
В какой программе сделать чертеж для лазерной резки

— Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; — Кадровые условия реализации Программы; — Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах; Федеральный календарный план воспитательной.

Цель ФОП ДО: разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), исторических и национально-культурных традиций

Принципы ФОП ДО: Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все этапы детства. Педагоги должны: — выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; — обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи, которые принимают участие в их воспитании; — поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; — формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности; — учитывать этнокультурную ситуацию развития детей; — обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия, требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития детей; — организовывать сотрудничество ДОО с семьей

Планируемые результаты Характеристики возможных достижений ребенка* даны детально. В младенческом возрасте – к одному году В раннем возрасте – к трем годам В дошкольном возрасте: к четырем годам , пяти годам , шести годам К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5- ти , к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и конкретизированы, с учетом цели и задач дошкольного образования;

Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п.3.2.3 и п. 4.6). Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО . В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в года (стартовая, с учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей

Проведение психологической диагностики определяется положениями ФГОС ДО (п. 3.2.3) Психологическая диагностика Цель психологической диагностики – выявить и изучить индивидуально-психологические особенности детей, причины трудностей в освоении образовательной программы. Кто проводит: квалифицированные специалисты – педагоги-психологи, психологи. Какие условия: ребенок участвует в психологической диагностике только с согласия родителей или законных представителей. Как использовать результаты: по результатам психологической диагностики специалисты организуют психологическое сопровождение и адресную психологическую помощь детям.

5. Могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей 6. Педагог самостоятельно определяет формы, способы, методы реализации ФОП ДО, в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. При выборе форм реализации образовательного содержания, необходимо ориентироваться на виды детской деятельности, определенные во ФГОС ДО для каждого возрастного этапа (младенческий, ранний, дошкольный возраст) 7. Уточнены методы реализации задач воспитания, методы реализации задач обучения дошкольников. 8. Представлены варианты организации совместной деятельности детей с педагогом и другими детьми , уточнены возможные варианты позиции педагога на основе его функции: обучает чему-то новому, равноправный партнер, направляет совместную деятельность детской группы, организует деятельность детей друг с другом, наблюдает самостоятельную деятельность детей 9. Уточнено особое место и роль игры в образовательной деятельности и в развитии детей

Организационный раздел 1. Психолого-педагогические условия дополнены (например, уточнено, что образовательные задачи могут решаться как с помощью новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, обогащенные игры детей в центрах детской активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей) так и традиционных (фронтальные, групповые, индивидуальные занятия ) . 2. В блоке, посвященном РППС, уточнено , что ФОП ДО не выдвигает жестких требований к организации РППС, и оставляет за ДОО право самостоятельно проектировать предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и с учетом целей и принципов Программы, а также ряда требований*

Читайте также:
Узнать свой фпс программа

3. Блок, посвященный материально-техническому обеспечению Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, наполнен обобщенными требованиями* *«Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования» (письмо Минпросвещения России ТВ-413-03 от 13.02.2023) 4. Представлен развернутый примерный перечень художественной литературы (для каждой группы детей от 1 года до 7 лет), музыкальных произведений, игр, упражнений и т.п. (для всех возрастных групп от 2 мес. до 7 лет), произведений изобразительного искусства (для каждой возрастной группы от 2 до 7 лет), а также анимационных произведений , которые рекомендуются для семейного просмотра и могут быть использованы в образовательном процессе ДОО (преимущественно отечественные мультипликационные фильмы и сериалы для детей 5-6 и 6-7 лет);

5. Примерный режим и распорядок дня опирается на действующие СанПиН, даны как четкие требования, обязательные для соблюдения, так и рамочные ориентиры для изменения режима и распорядка дня 6. В блоке «Федеральный календарный план воспитательной работы» дан перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, и уточнено, что : • план является единым для ДОО • ДОО вправе наряду с указанными в плане, проводить иные мероприятия, согласно ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей • все мероприятия плана должны проводиться с учетом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических, психоэмоциональных особенностей детей.

Что еще важно: ООП ДО должны быть приведены в соответствие с ФОП ДО к 01.09.2023 До 31.08.2023 ДОО имеют право работать по утвержденным ранее ООП ДО Крайний срок утверждения ООП ДО на основе ФОП ДО – 31.08.2023 Все ПООП ДО завершили свое действие С 01.09.2023 ООП ДО должны соответствовать ФОП ДО Все группы ДОО должны перейти на ООП ДО на основе ФОП ДО с 01.09.2023 ФОП ДО включает в себя программу образования и программу воспитания детей дошкольного возраста Отдельная Рабочая программа воспитания в ДОО не требуется с 01.09.2023 Содержание и планируемые результаты ООП ДО НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НИЖЕ содержания и планируемых результатов ФОП ДО Могут быть выше

Источник: nsportal.ru

Что нового в образовательной программе детского сада. Внимательно читаем Федеральную образовательную программу ДО

Опять в детском саду новшества. Сколько можно? Что они еще там намудрили? – такова была первая реакция, судя по отзывам в интернете на Федеральную образовательную программу дошкольного образования.

В соответствии с ней, детские сады России должны к 1 сентября 2023 года создать свои основные образовательные программы, отразить изменения в локальных актах. Работы конечно много.

Но, читая Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО), понимаешь, что изменения своевременны. Они нужны, потому что прогресс не стоит на месте.

Отмечу, что, на программе отразился идеологический разворот от западных либеральных ценностей, от культа индивидуализма и лидерства. Так в задачах реализации Программы особо выделяется приоритет духовного над материальным : гуманизм, милосердие, справедливость, чувство коллективизма, взаимоуважения, взаимопомощи.

Большой упор в задачах делается на патриотизм и семейные ценности:

Обучение и воспитание ребенка как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичностьи.

Приобщение к традиционным духовно-нравственным и социо-культурным ценностям и российского народа, уважение истории и культуре своей семьи, большой и малой родины.

Большим плюсом, на мой взгляд, является, что оговорены равные качественные условия дошкольного образования вне зависимости от места проживания . И то, что отныне дошкольный образовательный стандарт приведен к общему единству. 60% от образовательной программы любого детского сада будут одинаковыми, по всей России, а 40% — это региональный компонент, в рамках которого дошкольникам будут прививать интерес к культуре и традициям региона, любовь к малой Родине.

Отдельно прописаны в программе возможности дистанционного обучения:

«При реализации образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии электронного обучения, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей».

Новые приоритеты при реализации образовательных задач

Образовательных областей по прежнему пять. Но в каждую внесены новые задачи.

1.Дети будут больше узнавать о цифровых технологиях и безопасности в сети Интернет

В области социально-коммуникативного развития, в разделе формирования безопасного поведения, при реализации программы для детей 5-6 лет, среди прочего указано:

Воспитатель знакомит с основными правилами пользования сети интернет — цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального пользования.

А в 6-7 лет (подготовительная группа), по этому же направлению, воспитатель уже должен обсуждать с детьми безопасные правила пользования мобильными телефонами.

Мир становится цифровым. Это уже нельзя игнорировать. Поэтому в сфере трудового воспитания в старшей группе прописано:

«Педагог формирует представление детей о современной технике, в том числе цифровом ее разнообразии. Создает образовательные ситуации для знакомства детей с конкретными техническими приборами».

Для реализации этой задачи предусмотрено снабжение детских садов планшетами, робототехническими конструкторами, работа в интерактивных студиях.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru