Обзор программ для создания электронных учебников

В статье рассматриваются категории программных средств для разработки электронных учебников . Описываются электронные редакторы, HTML-компиляторы и программы для создания электронных книг. Отмечаются функциональные возможности программ и особенности их использования. Особое внимание уделяется описанию электронного редактора SunRav BookOffice .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. В. Струнина

Методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников
Теоретические основы гуманитаризации естественнонаучной подготовки младших школьников
Проектирование электронных курсов в инструментальной среде SunRav BookEditor

Применение интерактивных средств обучения на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России

Подготовка электронных учебных пособий в среде SunRav
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF E-BOOKS CREATION PROGRAMS

The article studies the categories of software tools for the development of e-books. The electronic editors, HTML-compilers and programs for creating e-books are described. Functional capabilities of programs and features of their use are noted. Particular attention is paid to the description of the electronic editor SunRav BookOffice .

Видеоинструкция по созданию электронного учебника

Текст научной работы на тему «Обзор программ для создания электронных учебников»

2) достижение единства образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) естественнонаучной подготовки младших школьников происходит на основе реализации в образовательном процессе идеи гуманитаризации; 3) гуманитаризация естественнонаучной подготовки младших школьников осуществляется путем включения вариативного компонента предметного и воспитательного содержания в курс «Окружающий мир» с соответствующим поэтапно используемым методическим сопровождением его рефлексивно-творческого освоения обучающимися; 4) методическая поддержка педагогов организуется в кластерах, представляющих собой творческие объединения участников образовательного процесса.

4 Разработана модель методической системы естественнонаучной подготовки младших школьников на основе гуманитаризации, включающая компоненты:

— внешние факторы, влияющие на создание и развитие методической системы (государственные программы, нормативные и правовые документы) и определяющие её целевые установки;

— содержательно-целевой, определяющий иерархию целей, содержательно объединяющий урочную деятельность по предмету «Окружающий мир» и внеурочную деятельность по инвариантным образовательным модулям «Неживая природа», «Живая природа», «Человек» через обращение к законам диалектики и комплексу ценностей (модули вариативного содержания «Ценностное отношение к себе», «Ценностное отношение к природе», «Ценностное отношение к близким людям»);

Создание электронного учебника на Turbo Site 17 минут

— процессуально-деятельностный, определяющий виды деятельности субъектов подготовки, методы обучения естествознанию (когнитивное развитие), нравственно-экологического воспитания (формирование ценностей) и развития личности (идентификация к познанию, природе малой родины, людям, себе);

— организационно-управленческий в виде направлений и способов методической поддержки педагогов (создание предметного и межпредметного кластеров), гуманитаризации образовательной среды, гуманизации педагогического взаимодействия;

— результативный, содержащий обоснование комплексного образовательного результата подготовки через идентичность личности младшего школьника, включающей: ценностный, когнитивный, нормативно-деятельностный компоненты, а также личностного образовательного результата через нравственно-экологическую идентичность.

1 Виноградова Н .Ф. Актуальные проблемы современного начального образования //Начальная школа. — 2017. — № 9. -С. 1-9.

2 Громыко Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования //Педагогика. — 1994. -№ 2. — С. 5-9.

3 Несговорова Н. П., Пурышева Н. С., Тебенькова Е. А. Феноменологический подход в гуманитаризации естественнонаучной подготовки младших школьников // Вестник Курганского государственного университета. -2018. — № 1(48). — С.70-74.

5 Тебенькова Е. А. Гуманитаризация естественнонаучной подготовки младших школьников : автореф. дис. . д-ра пед. наук. — Москва, 2018. — 42 с.

6 Шамова Т. И., Малинин Л. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма её развития. — Москва, 1993. — 23 с.

7 Шептуховский М. В. Использование феноменологического подхода в образовании младших школьников // Школьные технологии. — 2016. — № 3. — С. 36-40.

1 Vinogradova N.F. Actual problems of modern primary education /N.F. Vinogradova //Primary school. — 2017. № 9. -P. 1-9.

2 Gromyko Yu.V., Davydov V.V. The concept of experimental work in the field of education. Gromyko, V.V. Davydova // Pedagogy. — 1994. — №2. — P. 5-9.

3 Nesgovorova N.P., Purysheva N.S., Tebenkova E.A. Phenomenological approach in the humanitarization of natural science training of junior schoolchildren /N.P. Nesgovorova, N.S. Purysheva, E.A. Tebenkova //Bulletin of the Kurgan State University. — 2018. — No.

1 (48) . — P.70-74.

5 Tebenkova E. A. Humanitarization of natural-science training of younger schoolchildren: author’s abstract. diss. Dr. ped. Sciences: 13.00.02. — M., 2018. — 42 p.

6 Shamova T.I., Malinin L.N., Tyulu G.M. Innovative processes in the school as a substantive and organizational basis for the mechanism of its development. — M. — 1993. — 23 p.

7 Sheptukhovsky M.V. The use of the phenomenological approach in the formation of junior schoolchildren / M.V. Sheptukhovsky // School technology. — 2016. — No. 3. — P. 36-40.

УДК [002:004]:378 Н.В. Струнина

Пензенский государственный университет, Пенза

обзор программ для создания электронных учебников

Аннотация. В статье рассматриваются категории программных средств для разработки электронных учебников. Описываются электронные редакторы, HTML-компиляторы и программы для создания электронных книг. Отмечаются функциональные возможности программ и особенности их использования. Особое внимание уделяется описанию электронного редактора SunRav ВооЮШе.

Читайте также:
Как программа 1с автоматически распределит ндс при раздельном учете применяя правило пяти процентов

Ключевые слова: электронный учебник, информационно-коммуникационные технологии, SunRav ВоокОАюе.

Penza State University, Penza

review of e-books creation programs

Abstract. The article studies the categories of software tools for the development of e-books. The electronic editors, HTML-compilers and programs for creating e-books are described. Functional capabilities of programs and features of their use are noted. Particular attention is paid to the description of the electronic editor SunRav BookOffice.

Key words: e-book, information and communication technologies, SunRav BookOffice.

В настоящее время в обучении большую роль играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ — это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации [1] .

Средства ИКТ, применяемые в образовании, делятся на аппаратные и программные. Одним из программных средств ИКТ являются электронные учебники. В настоящее время отсутствует единое определение понятия «электронный учебник». Например, словарь Э.Г. Азимова и А.Н.

Щукина дает такое определение: «электронный учебник -1) электронная версия печатного учебника, повторяющая печатный прототип, расширяя его возможности за счет гипертекстовой организации теоретической части, мультимедийных средств наглядности и встроенной обратной связи, позволяющей контролировать выполнение практических и контрольных заданий; 2) электронный учебник, не имеющий печатного прототипа, включающий видеоиллюстрации, анимации, интерактивные задания и таблицы, практические задания с обратной связью» [1].

Л.Х. Зайнутдинова под электронным учебником понимает обучающую программную систему комплексного назначения, обеспечивающую непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющую теоретический материал, обеспечивающую тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи [2].

Какими конструкторами электронных книг и пособий воспользоваться?

Продолжаю публикацию обзоров интерактивных инструментов для учителей, которые публиковались в Дидакторе, а также ещё не описанных.

Сегодня хочу представить несколько конструкторов, с помощью которых учитель может систематизировать материал, создать свои электронные учебные пособия для дистанционного обучения, для домашней работы учащихся.

Прежде всего, это несколько онлайн конструкторов.

Это бесплатный инструмент, который поможет вам создавать и выкладывать в Интернет учебные материалы. Помимо текста автор такого электронного учебника может добавлять карты, изображения и даже видео.

Делается это довольно просто. Стоит дать ссылку на видео, чтобы прикрепить его. Изображение достаточно просто «перетащить» в окошко конструктора.

Программа создания электронной книги-раскладушки. Может использоваться учителями для создания дидактических пособий и ученикам и для создания своих привлекательных проектов.

На каждую из страниц размещаются фотографии или рисунки из библиотеки сайта. Всплывающим картинкам можно задать определённую динамику и подобрать нужный размер. К каждому из изображений можно прикрепить комментарий

Наконец, несколько условно бесплатных и платных конструкторов, не требующих интернет-соединения.

3d книга от компании iSpring

Вы размещаете текст, иллюстрации, даёте команду «публикация», и ваша 3d-книга готова. Полное ощущение объема. Вы можете «взяться» за край листа и перевернуть страницу. Пролистывание производится в обе стороны.

Временная шкала

Конструктор представлен также компанией iSpring.

Еще один инструмент систематизации, представления материала в хронологической последовательности. Впрочем, вовсе не обязательная именно хронологическая составляющая. Весь материал можно разбить на периоды (главы), а их соответственно на подразделы (параграфы).

Конструктор позволяет загрузить не только текст, но и изображения, видео, флэш-объекты.

Конструктор Electronic books

Программа имеет интуитивно-понятный и эргономичный интерфейс, позволяющий пользователю мгновенно освоится и приступить к работе.

При проектировании электронного учебника, все данные отражаются в виде удобной древовидной структуры, программа автоматически определяет форматы данных и присваивает им определённые категории.

Источник: didaktor.ru

Краткий обзор средств создания электронных учебных пособий

В результате динамичного развития сферы информационных и коммуникационных технологий и их влияния на все аспекты жизни общества, повышается роль электронных средств обучения в образовании. Под электронными средствами обучения понимают электронные издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся разного возраста и степени обучения. К наиболее популярным электронным средствам обучения относятся электронные учебники (ЭУ).

В настоящее время можно выделить основные требования к современным учебным пособиям, которые должны быть ориентированы на увеличение самостоятельной работы студента, а, следовательно, должны быть более простыми в использовании, информативными, наглядными, усиливающими мотивацию к освоению предмета; быть доступными для всех желающих получить полноценное образование; обеспечивать подготовку специалистов высокого класса; широко использовать современные средства телекоммуникации и новейшие информационные технологии.

Многие из перечисленных требований противоречивы и трудно совместимы, поэтому разработка электронного учебника представляет собой сложную задачу, решаемую коллективом специалистов разного профиля, и требует обоснованного выбора подходящего программного обеспечения.

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

— языки программирования;
— средства мультимедиа;
— гипертекстовые и гипермедиа средства;

— специальные программные средства создания электронных учебников.

Языки программирования. Современные визуальные среды программирования (Visual Basic, C# и др.) позволяют создавать достаточно универсальные программы, в том числе и электронные учебники.

К явным недостаткам электронных учебников, созданных средствами языков программирования можно отнести:
— сложность модификации и сопровождения;
— большую стоимость вследствие трудоемкости разработки.

К достоинствам:
— разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способы подачи материала);
— отсутствие аппаратных ограничений, то есть возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

Читайте также:
Как программа шагомер считает шаги в телефоне

Следует отметить, что учитывая современное состояние технической базы в образовательных учреждениях, использование языков программирования для создания электронных учебников становится неактуальным. Данное программное средство, как правило, используют для написания отдельных модулей учебников с элементами интерактивности (модули проверки знаний, тренировочные задания, виртуальные эксперименты и др.)

Средства мультимедиа. Технологии мультимедиа объединяют несколько способов подачи информации: текст, неподвижные изображения, движущиеся изображения и звук в интерактивный продукт.

Средства мультимедиа позволяют значительно обогатить учебный материал за счет активизации всех способов восприятия. Таким образом, к достоинствам электронных учебников, созданных с помощью данного программного средства относят:
— возможность комбинированного представления учебного материала в графическом, текстовом, звуковом виде;
— возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу»).

К недостаткам:
— большой вес электронного учебника на диске;
— преобладает линейная структура представления учебного материала.

Гипертекстовые и гипермедиа средства. Гипертекст – это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, то есть сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно опубликовать в сети Интернет и его можно легко корректировать. В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.)

К достоинствам электронных учебников, созданных средствами гипертекстовых технологий относят:
— полную совместимость с web-технологиями и возможность опубликования ЭУ в сети Интернет;
— компактность представления учебного материала и малый вес ЭУ за счет применения специальных алгоритмов сжатия информации.

К недостаткам:
— отсутствие единого стандарта представления учебного материала;
— зависимость отображения учебного материала от конкретного браузера.

Специальные программные средства создания электронных учебников. В настоящее время существуют множество специальных программ для составления электронных учебников. Достоинства и недостатки электронных учебников, созданных с их помощью представлены в табл.

Достоинства и недостатки электронных учебников, созданных с помощью специальных программных средств

Достоинства Недостатки
Единый стандарт представления компонентов ЭУ по разным учебным курсам Ограничения в представлении иллюстраций и мультимедиа
Наличие встроенных контролирующих и тренажерных систем Ограничения возможностей для создания вариативной части ЭУ
Жесткое структурирование компонентов и материалов Ограничение свободы преподавателя в структурировании учебных материалов и их компонентов

Рассмотрим несколько специальных программ для создания электронных учебников.

eBooksWriter LITE. Простая в эксплуатации программа с достаточным количеством функций. С её помощью создают книги не только для персональных компьютеров, но и для мобильных устройств. eBooksWriter LITE имеет простой визуальный редактор, подходящий как для начинающего, так и для продвинутого пользователя. Продукт даёт возможность не только создавать пособия с нуля, но и импортировать уже готовые книги в формате *.rtf или.*doc. Кроме текстовых данных, книга, созданная с помощью eBooksWriter LITE, может содержать аудио и видео файлы и таблицы.

Достоинства:
— электронный учебник, созданный с помощью данного продукта, представляет собой самораспаковывающийся файл небольшого размера.
— можно защитить паролем отдельные части книги или всё пособие целиком;
— есть возможность защиты от копирования или печати;
— книги сохраняются в форматах *.exe или *. аen.
— есть подключаемые модули.

Бесплатная версия LITE может создавать электронные учебники только размером до 1 мб, что соответствует примерно 20 страницам. В версиях pro и gold допустимый размер книг гораздо больший: до 260000 страниц.

eBook Maestro. Универсальное средство создания электронных журналов, пособий, отчётов, презентаций, опросников, книг и т.п. С помощью данного продукта в пособие могут быть включены файлы разных типов: HTML страницы, VB и Java скрипты, звуковые, графические и видео файлы и многие другие.

С помощью eBook Maestro можно вставлять в книгу ссылки на ресурс в Интернете, публиковать адрес электронной почты, а также создавать иконки. Элементами окна книги могут быть такие кнопки, как «Домашняя страница», «Поиск» и другие. Можно задавать им свои названия на русском и английском языках. Все файлы книги, имеющей сложную структуру, хранятся в разных директориях.

Достоинства:
— поддержка HTML;
— обработка и сохранение данных, введённых пользователем в проект;
— преобразование текста в речь;
— быстрый и удобный поиск.

Недостатки:
— максимальное число файлов для одной книги в версии FREE – 500, в то время как в версиях STANDARD и PRO их неограниченное количество.

ChmBookCreator – это простой в использовании продукт, который из обычных файлов htm, txt, doc и rtf создаст электронное пособие, которое будет выглядеть как обычная раскрытая книга на бумажном носителе. С помощью ChmBookCreator можно создать хорошо структурированный электронный учебник.

Достоинства:
— можно не только создавать электронные учебники, но и конвертировать их из других форматов;
— есть возможность создавать собственный уникальный дизайн для пособия;
— удобен для неопытного пользователя;
— наличие подробной встроенной справки.

TurboSite. Бесплатная программа для создания сайтов и электронных учебников. Можно создать HTML-сайт или электронный учебник с поддержкой комментариев, формы обратной связи, вставки видео-файлов и JavaScript-тестов и другими возможностями. Программа очень проста в обращении, не требует знания языков программирования и разметки текста.

Достоинства:
— программа проста в освоении и предлагает множество готовых шаблонов, которые в процессе работы можно изменять;
— работа осуществляется через веб-браузер с поддержкой стандарта HTML5;
— результат получается быстро и его можно редактировать в процессе работы.

Читайте также:
Программа чтобы расставить запятые

Недостатки:
— возможность некорректного отображения материала в разных браузерах;
— в структуре создаваемого электронного учебника все разделы будут одного уровня.

Learning Content Development System. Система управления обучением, совместимые с форматом SCORM, который описывает техническую структуру ЭУ с помощью некоторых основных принципов, спецификаций, и стандартов, основанных на работе других уже созданных спецификаций и стандартов электронного и дистанционного образования.

Система предназначена для создания электронных учебников с интерактивными тестами, демонстрационными роликами, экзаменами и анимацией. Использование среды не требуется никаких особых навыков программирования или дизайна. Интерактивные курсы строятся путем создания и настройки различных модулей на основе готовых шаблонов с использованием созданных автором аудио и видео клипов и других мультимедийных файлов.

Достоинства:
— создание веб-материалов, соответствующих набору стандартов Sharable Content Object Reference Model (SCORM) и пригодных к использованию в системах для управления обучением.
— выбор форм из широкого многообразия форм для создания эффективных электронных курсов и интерактивных компонентов на основе технологии Silverlight.

Также к неоспоримым преимуществам программы Learning Content Development System является поддержка технологии Windows Presentation Foundation (WPF). Данная технология представляет собой набор инструментальных средств для построения приложений, сочетающих в себе графический пользовательский интерфейс, возможности работы с документами и мультимедиа. WPF является развитием предыдущих технологий Microsoft для создания пользовательского интерфейса (Windows Forms, Direct 3D, технологии, применяемые в Windows Media Player). WPF включает в себя большую часть возможностей предшествовавших технологий и добавляет новые средства для создания более сложных пользовательских интерфейсов.

Создание WPF было обусловлено несколькими целями:
— предоставить возможности для создания более красивых, точнее отвечающих требованиям пользователей интерфейсов;
— улучшить взаимодействие дизайнеров и разработчиков приложений, предоставив им инструментальные средства, использующие общий формат для описания приложения (XAML);
— предоставить общую технологию для создания интерфейсов Windows–приложений и приложений, работающих в браузере.

Недостатки:
— необходимость установки плагинов для корректного отображения учебных материалов.
— в целом, при выборе средств разработки электронных учебников необходима оценка наличия:
— аппаратных средств определенной конфигурации;
— сертифицированных программных систем;
— специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.

Основание выбора программы

Информационный взрыв породил множество инновационных идей. Особый интерес представляют вопросы, связанные с образованием, а на данный момент очень актуальным – электронным образованием.

Электронное образование – это сфера использования ИКТ технологий для образовательных целей. Электронное образование может быть представлено как обучающими системами (LMS), так и, размещенными в сети, дидактическими, методическими, наглядно-иллюстративными материалами.

Поскольку, создание и организация учебных курсов с использованием ИКТ технологий и так представляет не простую технологическую и методическую задачу, то при этом использование обучающей системы накладывает на учителя такие трудности как размещение и администрирование программы. В связи с этим, в последнее время все больший интерес приобретает особая форма электронного образования – электронный учебник. Электронный учебник – это компьютерная программа, имеющая набор средств для удобной навигации и поиска по своему содержимому, он позволяет упростить ту сложную процедуру, которую используют учителя при создании методических пособий.

При этом электронные учебники имеют ряд важных преимуществ:

· возможность динамического отображения материала (излагаемый материал нагляден и удобен для человеческого восприятия);

· компактность и мобильность электронных средств обучения;

· удобство и быстрота поиска желаемой информации;

· возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с жестко предписанной системой оценивания.

В рамках исследовании были рассмотрены различные средства для создания

электронных учебников, но выбор был остановлен на продукте компании JetDraft Software — JetDraft Document Suite 2008, который позволяет создавать электронные учебники, CHM-справки и тесты из заранее подготовленного отформатированного текстового документа.

Рисунок 1 Основное окно программы JetDraft Document Suite 2008

Одной из главных особенностей данного продукта для системы электронного образования является его возможность проверки знаний и учёта результатов в формате SCORM. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой электронного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы.

Программа очень проста в использовании. Предоставляет возможность экспортировать учебные материалы на Веб-Узел с поддержкой навигации и функции проверки знаний. Преобразование документа из одного типа в другой и декомпозиция содержания документа на отдельные файлы дает возможность их использования в Интернет ресурсах дискретно.

Тесты, встроенные в электронный учебник позволяют не только контролировать усвоение обучающимися учебного материала, но и, автоматический подсчет результатов, позволяет объективно оценить учащегося, что значительно облегчает работу преподавателя.

Организация электронного обучения с помощью электронных учебников, выполненных в программе JetDraft Document Suite 2008, позволяет компактно представить большой объем учебной информации в четко структурированной и последовательно организованной форме, что дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

В таком случае, электронный учебник представляет собой программу комплексного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющий теоретический материал, обеспечивающий тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно – поисковую функцию.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru