Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — ФГОС — включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая.
Традиционными называют программы:
- «Начальная школа 21 века»,
- «Школа 2100»,
- «Школа России»,
- «Гармония»,
- «Перспективная начальная школа»,
- «Классическая начальная школа»,
- «Планета знаний»,
- «Перспектива».
К развивающим системам отосятся программы:
- Л.В. Занкова
- Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.
Вне зависимости от системы и учебно методического комплекта ученик должен получить знания, определяемые государственным стандартом. А возможно и это?
Вебинар 22 января в 17:00 МСК «Анализ образовательных программ для начальной школы»
Предлагаю в этой подшивке собрать обзоры всех используемых на данный момент УМК, чтобы самим понять какие учебно-методические комплекты использовать при при переходе на новые стандарты.
Источник: www.nachalka.com
Обзор программ для учителей начальных классов
Современный учитель начальных классов должен не только любить детей и иметь подготовку в области педагогики и психологии, но и разбираться в требованиях ФГОС НОО, знать актуальные образовательные программы, уметь применять на уроках и во внеурочной деятельности компьютерные технологии. Получить эти знания помогут дистанционные* программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Учитель начальных классов – кто он? Профессиональный портрет специалиста
Учитель начальных классов – это специалист, который одновременно должен быть и педагогом, и воспитателем, ведь он работает с детьми, которые только переступили порог школы и нуждаются в поддержке взрослых. Он дает ученикам знания об окружающем мире, обществе, закладывает у них основы чтения, письма, математики и других предметов школьной программы. В то же время учитель помогает вчерашним детсадовцам адаптироваться к школе, новому коллективу, полюбить учебу. У учителя начальных классов должны быть знания в области педагогики и психологии, детской анатомии, физиологии и гигиены, методики обучения, теории и методики воспитания. Ему нужно освоить специальные дисциплины, посвященные обучению детей русскому языку, чтению, математике, естествознанию, предметам эстетического цикла с учетом требований ФГОС НОО, а также ведению внеурочной работы.
Как преподавать ОНЛАЙН. 7 инструментов для ОНЛАЙН ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Какое образование должно быть у учителя начальных классов?
Для работы в этой должности нужно получить высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки». Те, у кого уже есть диплом вуза, колледжа или техникума по другому профилю, могут пройти онлайн-курсы для учителей начальных классов по программам профессиональной переподготовки.
Программы профессиональной переподготовки
- Общие программы подготовки учителей начальных классов. Дают базовое представление о профессии и необходимые для работы знания в области педагогики, психологии, методики воспитания и т. д. Пример такой программы:
620 часов (5 мес.)
Квалификация: Учитель начальных классов
Источник: niidpo.ru
Школьные программы для начальных классов в 2023 году: какие
Многочисленные образовательные реформы уже не раз смущали своей запутанностью российских граждан. Они длятся уже несколько лет подряд, путая родителей, детей и даже учителей. Вместе с проводимыми реформами меняются и программы обучения, что еще сильнее возмущает общественность. Школьные программы для начальных классов в 2023 году пока полностью не изменили, поэтому родители могут изучить их, выбрав для своего ребенка оптимальный вариант для качественного обучения.
Какой метод обучения выбрать
Сейчас обучающих программ для школьников и дошкольников разработано очень много. Они делятся на несколько типов:
- традиционная («Школа России», «Гармония», «Перспектива» и др.);
- авторская;
- экспериментальная;
- внутришкольная.
Каждый родитель сам вправе решать, какую из них выбрать. Но официально существует два комплекса Занковой, Элькониной и Давыдовой. Все остальные методики относятся к стандартным. В плане программы педагогам даётся полный карт-бланш в выборе методики, подхода и даже выбора учебников, утверждённых Министерством Науки и Образования Российской Федерации.
Основное правило в этом выборе заключается в том, что выбор учителя должен пасть на одну из методик, смешивать разные стили запрещено. На данный момент, педагоги чаще всего выбирают стандартный тип преподавания, при котором ученик двигается по типу лестницы — от более простого к сложному.
Последние годы такой подход считают устарелым и часто подвергают критике. По этой методике учеников пытаются научить мыслить стандартно, а любое отклонение от норм, «вбитых» в их головы, заставляет детей впадать в ступор. Они просто-напросто перестают мыслить логически и не умеют подстраиваться под ту или иную ситуацию.
Однако у предыдущего поколения подобная критика вызывает негодования. Единственный их аргумент это, то, что они учились по этой системе и ничего, читать и писать умеют. Такому поколению мне хочется сказать: «Нет, не учились вы. Вас просто загоняли под рамки «стада», которым управлять будет проще, нежели людьми образованными и с развитым кругозором».
Сейчас набирают популярность развивающие школы, которые в своём обучении выбирают нестандартные методики. Как показала практика, дети, обучающиеся по нестандартной методике, умеют здраво мыслить в стрессовой ситуации , а их кругозор и знания значительно отличаются от тех же сверстников. Но в таком обучении есть один недостаток: после четвёртого класса дети переходят в обычную школу со стандартным методом обучения…
Школа России
«Школа России» — это традиционная подача материала, используемая на протяжении последних десятилетий. Именно так учились еще в Советском Союзе. Со временем в эту программу вносились небольшие изменения, но принцип остался тем же.
«Школа России ориентирована на:
- развитие человека как личности;
- осознание общечеловеческих ценностей;
- формирование глобального образа мыслей;
- обеспечение качественного разностороннего образования.
При поступлении в 1 класс ребенок может не уметь читать и писать. Никакой дополнительной подготовки для дошкольников не требуется.
Начальная школа 21 века (Виноградова Н.Ф)
Учебно-методический комплекс этой программы – результат многолетнего опыта сотрудников Центра начальной школы и Российской академии образования. Основная цель – научить школьника учиться. УМК рассчитан на эрудированных детей. Школьники должны уметь самостоятельно добывать материал и применять его на практике.
Начальная школа 21 века содержит игровые методики и наглядные материалы. В УМК входят такие книги, как «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».
Школа «2100»
С 2023 года – одна из самых популярных программ. Основные преимущества – преемственность и непрерывное образование. Учебники разработаны не только для начальных классов, но и для следующих ступеней образования. Дети могут обучаться по этой системе с 3 лет и до поступления в высшее учебное заведение. Весь комплекс разработан с учетом специфики возраста обучающегося.
Характерная особенность программы в том, что ребенку дается максимум материала, а освоить он должен хотя бы минимум. Таким образом, каждый школьник может обучиться настолько, насколько позволяют его способности.
Планета знаний
Планета знаний – это инноваций подход к учебным программам начальной школы 2023 года. Все учебники взаимосвязаны между собой. У них единые цели, задачи и подход к процессу обучения. Помимо печатных изданий разработаны электронные приложения. Во время обучения дети занимаются проектной деятельностью.
Это стимулирует учащихся к глубокому познанию предлагаемого материала.
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Данная методика направлена на развитие логических способностей. Неподготовленные малыши с этой программой не справятся. Подразумевается, что дети, поступающие в первый класс, могут уже самостоятельно читать и считать до 10. Во время обучения школьники учатся самостоятельно анализировать материал, проверять собственные догадки, взаимодействовать с коллективом.
В этой системе не используются оценки. Вместо дневника у детей формируется портфолио с творческими работами. Об успехах ребенка учитель информирует родителей и дает рекомендации по дальнейшему развитию.
Какую бы программу родители ни выбрали для начальной школы в 2023 году, следует помнить, что многое зависит не только от учебного заведения и учителя, но и от помощи взрослых дома.
Какую программу выбрать в начальной школе
Многочисленные учебные программы не являются злом — разнообразие направленно на охват максимально возможной аудитории школьников, имеющих отличающиеся способности. При этом иногда родители вынуждены обучаться по методике, имеющейся в образовательном учреждении. Впрочем, при переходе в другую школу родители могут сменить программу. Лучше делать это пока ребенок посещает 1 ли 2 класс, потом возможно сильное отставание при большой разнице в программах.
Стоит знать! Родителям, отправляющим малыша в 1 класс, необходимо заранее проинформировать директора о желаемой учебной программе. При этом потребуется учесть и мнение психолога, определяющего текущий уровень обучаемости ребенка, что прямо влияет на выбор сложности программы начальной школы.
Соответственно, зная какие программы есть в ближайших школах и учитывая способности собственного ребенка, можно подобрать оптимальную методику. Только важно быть объективным, не пытаясь сделать из малыша вундеркинда, если у него сложности с быстрой обучаемостью.
Школьные программы для начальных классов в 2023 году по-прежнему представлены в большом разнообразии. Не во всех школах практикуют наиболее сложные методики обучения, но наиболее простые виды обычно представлены хотя бы в одном варианте в каждом образовательном учреждении.
Сохранить и поделиться:
Источник: pro2020god.ru