Обзор коррекционных программ по преодолению нарушений письменной речи

Тушенцова, М. В. Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития / М. В. Тушенцова, Т. А. Карандаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86582/ (дата обращения: 25.06.2023).

В статье рассмотрены основные виды нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. Обоснована необходимость проведения коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по преодолению дисграфии. Рассмотрен опыт дополнительных коррекционных занятий письменной речи младших школьников с задержкой психического развития в игровой форме.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, нарушения письменной речи, игра, дисграфия.

Для учеников начальной школы овладение письменной речью — это обязательное условия для успешного освоения основной школьной программы по всем предметам. В настоящее время существует тенденция к увеличению в общеобразовательных школах детей со стойкими нарушениями письма.

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи

Этот факт подтверждается и данными из журнала учета первичных обращений к логопеду в КОГОБУ «Яранская районная больница». За последний год число обращений с проблемами письменной речи увеличилось на 30 %.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений [7].

Современные методики коррекции нарушений письменной речи.

Современные методики Коррекции нарушений письменной речи у школьников. Презентацию выполнила: судентка 1 курса 157 группы направления 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование «, профиль «логопедия» факультета пп и со, Чуприкова наталья

Письменная речь — сложная аналитико-синтетическая деятельность , которая предполагает порождение высказывания : создание внутренней схемы , выбор слов , грамматическое структурирование . В понятие « письменная речь » входит : — Чтение — Письмо . Письмо – знаковая система фиксации речи , позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени . Письмо – владение графическими и орфографическими системами языка для записи . Чтение – восприятие написанного , воспроизведение текста « про себя » или вслух .

Нарушения письменной речи возникают на фоне: — нарушени й устной речи ; — недоразвити я фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов ; — нарушения оптико-пространственной организации деятельности письма ; — рассогласовани я в работе слухового , зрительного анализаторов и артикуляции ; — отставани я в развитии психических процессов ( памяти , внимания , мышления ).

Виды нарушений письменной речи . Дисграфия — частичное нарушение процесса письма , проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках , обусловленных несформированностью высших психических функций , участвующих в процессе письма , при сохранном зрении , слухе , интеллекте , при регулярном педагогическом процессе . Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения , проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения , обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе чтения . Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи .

Вебинар «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи(дисграфия)»

Дисграфия . Артикуляторно-акустическая дисграфия Акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия . Представляет отражение неправильного произношения на письме . Проявляется в виде пропусков , замены и смешения букв . Акустическая дисграфия Замена букв , соответствующих фонетически близким звукам . Замена и смешение парных звонких и глухих согласных . Замена и смешение свистящих и шипящих . Замена и смешение аффрикатов и их компонентов . Замена и смешение гласных первого – второго ряда . Пропуски , замена и смешение мягкого знака . Замена и смешение о — у, е – и в ударной позиции .

Читайте также:
Как сделать чтобы фотографии открывались через другую программу

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза . 1) нарушение анализа — членения предложений на слова ( слитное написание слов , раздельное написание слов ( приставки , корень ); 2) слогового и фонематического анализа и синтеза : — искажение звукобуквенной , слоговой структуры слова , — пропуски согласных при их стечении , — пропуски гласных , — перестановки букв , — добавление букв , слогов .

Аграмматическая дисграфия — неправильное употребление падежных окончаний , единственного и множественного числа существительных ( деревы , ручков ); — неправильное употребление прилагательных ( лисячий хвост , медведевая берлога ); — нарушения согласования и управления различных частей речи в словосочетании ( семь конев , два кони , красная платья , дождь пошла и др .) — неправильное употребление предложно-падежных конструкций ( Цветы стоят в ваза .) — пропуски членов предложения , чаще всего сказуемых ( Мальчик песочнице ); пропуски подлежащего и достаточно часто — определения ( Пошел в лес . Собирает грибы . Зимой у зайца шуба . Его не видно .); — нарушение связи между отдельными предложениями , чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода ( Заяц бегал , бегал по лесу . И вдруг увидел . У него быстрые ноги . Лиса злится .); — неправильное членение текста на предложения .

Оптическая дисграфия . — неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов , зеркальное написание букв , недописывание элементов , лишние элементы ; — замены и смешения графически сходных букв ( п — т, л — м, и — ш, в — д ).

Дислексия Фонематическая дислексия ( проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении ; в нарушении чтения , обусловленном недоразвитием функции фонематического анализа ( побуквенное чтение , искажение звукослоговой структуры слова ( пропуски , перестановки ). Аграмматическая дислексия . Недоразвитие грамматического строя речи ( словоизменение , словообразование , связь слов в предложении ). Мнестическая дислексия . У детей появляются трудности в усвоении всех букв , нарушаются ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком . Семантическая дислексия . Нарушение понимания прочитанных слов , предложений и текста . Оптическая дислексия проявляется в сложности усвоения оптически ( графически ) сходных букв и в их недифференцированных заменах .

Дизорфография Для дизорфографии характерны стойкие ошибки , связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков и применения их на письме , при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации .

В русской орфографии выделяются следующие основные принципы : — фонетический (в основе его — четкое , правильное произнесение всех звуков речи ( слова записываются так , как слышатся и произносятся ); — морфологический ( четкое представление о структуре слова — при различном произношении морфемы слова в сильной и слабой позиции сохраняется ее графическое единообразие ); — традиционный ( выбор буквы для обозначения фонемы , находящейся в слабой позиции , осуществляется на основе этимологии и традиции ( заяц , корова ); — морфолого-графических аналогий ( объясняет написание буквы ь как графического уравнителя парадигм склонения существительных женского рода ( ночь — ночью ); одинаковую графическую парадигму слов мужского рода ( врач — врачом ); графическим уравнителем морфологической категории повелительного наклонения глагола ( брось ) и инфинитива ( стеречь )).

Читайте также:
Что такое программа пиксель

Первичная профилактика дислексии и дисграфии Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного : охрана здоровья будущих матерей и беременных , оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности , предупреждение родового травматизма , инфицирования плода и новорожденного и т. п. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни . Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии . Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей . При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте . Дети , сменившие язык обучения , относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка . Работа с неблагополучными семьями и семьями детей , не посещающих детский сад . Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе .

Вторичная профилактика дислексии и дисграфии Основные этапы работы: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связанной речи.

Современная комплексная методика профилактики дисграфии А.В. Семенович (2002 г.) представлена в трёх направлениях работы . 1. Стабилизация и организация энергетического потенциала организма ( дыхательные упражнения , массаж , развитие сенсомоторики , преодоление мышечных дистоний , формирование навыков внимания ). 2.Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие зрительного и слухового восприятия, формирование пространственных представлений, логико – грамматических конструкций, развитие кинестетических процессов, фонетико – фонематических процессов ). 3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (формирование мыслительных операций, анализа и синтеза, обобщения, самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, произвольного внимания, совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов)

Основные направления коррекционной работы по профилактике дисграфии: Развитие фонематического восприятия. (Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука). Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных.

Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги — в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок.

Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений. Развитие связной речи.

Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Основные приёмы и методы работы по профилактике дизорфографии: Развитие общей и мелкой ручной моторики. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы). Развитие памяти.

Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической зашифровки объекта запоминания. Развитие мышления.

Читайте также:
Программа которая добавляет бороду

Основные приёмы и методы работы по профилактике дислексии: Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».

Метод «озвученного» чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Источник: nsportal.ru

Анализ современных методик по коррекции нарушений письма у младших школьников

Коррекция дисграфии в начальных классах, профилактика дислексии и дисграфии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

07 ноября 2018 Деревягина Мария Сергеевна
1105 65 1 0

Содержимое публикации

Анализ современных методик по коррекции нарушений письма у младших школьников

Прежде, чем говорить о коррекции дисграфии в начальных классах, необходимо вспомнить о профилактике дислексии и дисграфии в работе с детьми дошкольного возраста. В целях предупреждения нарушений письма и чтения в своей работе использую пособие С.Б.Цукановой и Л.Бетц «Я учусь говорить и читать». Пособие разработано с учетом «Проекта воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» и «Программы коррекционного обучения детей с ФФН» Филичевой и Тумановой и методических рекомендаций Г.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Использованы элементы авторской технологии Ткаченко.

Пособие построено на ведущих принципах логопедической науки:

-принципе системного подхода;

-принципе особого подбора речевого материала;

-принципе опоры на сохранные анализаторы.

Материал условно разделен на три раздела «Звук», «Буква», «Говори правильно». Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью. Внимание ребенка обращается на работу органов артикуляционного аппарата.

Вследствие с увеличением детей со стертой дизартрией в пособии предлагаются упражнения для работы над просодической стороной речи: силой, высотой голоса, длительностью, темпом. Предусмотрены специальные упражнения для развития психических процессов. После изучения нового звука проводится работа по воспитанию внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и т.д.

В работе с безударными гласными хорошо зарекомендовало пособие Коноваленко для детей 6-9 лет «Безударные гласные в корне слова». Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, слухового, зрительного, двигательного анализаторов, способствуют развитию зрительного и слухового внимания и памяти, логического мышления, закрепляют различные способы словообразования, обогащают активный словарный запас – тем самым помогают ребенку овладеть русским языком, грамматикой русского языка, грамотным письмом.

Так как количество младших школьников, нуждающихся в логопедической помощи, постоянно увеличивается, появились дети, которые «тяжело идут» по традиционным логопедическим прграммам. Поэтому при подготовке к занятиям использую пособие Н.П.Мещеряковой «Коррекция письменной речи в начальной школе». Автор предлагает использовать различные методы нейропсихологической коррекции (по Семенович), которые существенно повышают эффективность логопедической работы.

Подводя итог, считаю необходимым подчеркнуть основные направления коррекционной работы с любым видом дисграфии, за исключением оптической и моторной:

-развитие фонематического слуха;

-языкового анализа и синтеза;

-развитие артикуляционного аппарата;

-памяти, внимания, мышления;

-крупной и мелкой моторики

и сочетание всех вышеперечисленных компонентов.

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области в с.Новокленское

Анализ современных методик

по коррекции нарушений письма

у младших школьников

Источник: www.art-talant.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru