Содержание образования – это совокупность научных знаний, этических принципов, идей и воззрений, опыта жизнедеятельности поколений, умений и навыков, которыми необходимо овладеть индивиду в процессе познавательной деятельности.
В содержании образования отражается опыт поколений. Оно выступает связью между поколениями и отражает все хорошее и плохое, положительные и отрицательные свойства действительности, присущее конкретному этапу исторического развития общества.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
- Создание условий для саморазвития, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности.
- Развитие и совершенствование социально-экономического пространства страны.
- Закрепление и поддержание в стране правовых основ.
- Создание условий для развития культурных граждан, имеющих высокий уровень профессионального мастерства и, способных конкурировать на мировом рынке труда.
- Внедрение личности в мировое пространство: мировую культуру, экономику, политику.
- Глобализации национальных культур.
- Формированию нового гражданина, ориентированного на реализацию общественно значимой и полезной деятельности, принесение социуму пользы.
- Воспроизводство и развитие кадрового потенциала социума.
Содержание образования основывается на реализации каждым образовательным заведением образовательной программы. Она проектируется и утверждается каждым образовательным заведением самостоятельно, с учетом требований федеральных образовательных стандартов.
Реализация требований к структуре ФГОС СОО 3+
«Образовательные стандарты и образовательные программы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Определение 2
Образовательная программа – это совокупность знаний, навыков, эстетических норм, нравственных принципов, ценностей, навыков и умений, которые должны быть освоены учащимися на конкретном уровне обучения и по определенному направлению деятельности.
Образовательные программы подразделяются на следующие типы:
Содержание каждой программы, как уже было отмечено, разрабатывается образовательным заведением самостоятельно, но ее обязательный минимум устанавливается государственными стандартами образования.
Структура государственного образовательного стандарта
Определение 3
Федеральный образовательный государственный стандарт (ФГОС) –это совокупность обязательных требований, предъявляемых к конкретному уровню образования и проектирования образовательных программ и к условиям их реализации.
Рисунок 1. Федеральный образовательный государственный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По своей структуре, ФГОС состоит из следующих компонентов:
-
Федеральный компонент. Он отражает требования, которые обязательны для всех образовательных заведений, находящихся на территории РФ. В него входит минимум содержания образовательных программ любого типа и уровня, нормативы распределения учебного времени и максимально возможный объем учебной нагрузки на каждом этапе обучения, а также условия реализации обучения и требования к его итогам т.е. минимальный объем знаний и навыков, которым должны владеть учащиеся по завершению определенного этапа обучения. Федеральный компонент стандарта формируется на уровне федерации т.е. правительством РФ и иными федеральными органами власти, имеющими соответствующие полномочия.
Каждый стандарт включает в себя требования по подготовке учащихся, требования к содержанию образовательной программы, срокам ее реализации, условиям, ресурсному обеспечению, квалификации педагогов, срокам освоения конкретной темы, курса, специальности, к уровню подготовки абитуриента и выпускника того или иного учебного учреждения, к анализу и оценке освоения курса, проведения итоговой аттестации.
Алгоритм перехода на федеральные основные общеобразовательные программы
Источник: spravochnick.ru
Требования к структуре и условия реализации ФГОС
статья по теме
Федеральный государственный образовательный стандарт — принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Раньше ФГОС представлял собой обязательный минимум содержания образования и требования к выпускникам. Теперь же стандарты — это трехуровневая система требований. Как говорят специалисты, система «трех Т».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования к структуре и условия реализации ФГОС
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования процесс обучения определяется не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения социально-нравственного опыта и социальной компетентности.
Федеральный государственный образовательный стандарт — принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Раньше ФГОС представлял собой обязательный минимум содержания образования и требования к выпускникам. Теперь же стандарты — это трехуровневая система требований. Как говорят специалисты, система «трех Т».
- Первое Т — требования к структуре основных образовательных программ,
- второе Т — требования к уровню подготовки выпускников (результатам освоения)
- третье Т — требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Третья группа требований особенно важна, ведь раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, принципы оплаты труда учителей и проч., то есть, проще говоря, обязательства государства и муниципалитетов по отношению к системе образования. Теперь же ситуация иная: если условия не соответствуют заявленным нормам, то и о результатах говорить не стоит.
В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.
Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность.
Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватны деятельностный метод обучения и компетентностный подход, обеспечивающе системное включение детей в учебно-познавательную деятельность..
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю — я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом — быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.
Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.
Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.
Какие результаты внедрения нового стандарта мы ожидаем? Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
- обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
- являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).
Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы. На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованны с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие — учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично — запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
- возраста ребенка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Трудности успешного внедрения в школу новых технологий могут быть преодолены при создании сотрудничества теоретиков и практиков, то есть необходимо обеспечить сопричастность практиков к теоретическим разработкам. Совместность деятельности, сотворчество, сотрудничество порождает одинаковое понимание конкретных техник и технологий теми, кто создает научные идеи, модели и технологии, и теми, кто реализует новые идеи в образовании, в том числе и идеи нового стандарта.
Итак, лишь диалог, сотрудничество, содействие и сотворчество всех участников образовательного процесса могут обеспечить успех модернизации образования. И главное: это заключение завоевывает сегодня все больше и больше сторонников!
Список использованной литературы:
- http://schoolguide.ru, http://standard.edu.ru
Источник: nsportal.ru
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Ст. 2 Закон об образовании в последней действующей редакции от 1 июля 2020 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Сравнить с редакцией статьи от
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
Комментарии к ст. 2
Другие статьи раздела
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
- Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
- Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
- Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
- Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
- Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
- Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
Изменения ст. 2 Закон об образовании
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе с изменениями от 01.07.2020
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе с изменениями от 06.08.2019
- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе с изменениями от 30.12.2012
Быстрый переход к статье
Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки
Ст. 2 Закон об образовании всегда поддерживается в актуальном состоянии, и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию закона. А также наш консультант ответит на ваши вопросы.
Если вы ищите поправки к статье 2 — ищите их в клубе!
Обновления кодексов
- 23.01.2020 Федеральный закон от «О государственной регистрации недв.
- 13.01.2020 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
- 08.01.2020 ЗК РФ Земельный кодекс (ЗК РФ)
- 08.01.2020 УК РФ Уголовный кодекс (УК РФ)
- 08.01.2020 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
- 08.01.2020 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок.
- 08.01.2020 Федеральный закон РФ «О полиции»
- 08.01.2020 Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)
- 08.01.2020 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (.
- 08.01.2020 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (1.
Ответы юристов
Кодексы РФ
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Воздушный кодекс РФ
- Градостроительный кодекс РФ
- Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
- Лесной кодекс РФ
- Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ)
- Таможенный кодекс Таможенного союза
- Бюджетный кодекс РФ (БК РФ)
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
- Водный кодекс РФ
- Таможенный кодекс РФ
Юристы Краснодара
Чтобы попасть в список юристов Краснодара, пройдите бесплатную регистрацию и укажите в анкете свой город.
Источник: dogovor-urist.ru